Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Игнатий Брянчанинов: святой аристократ 14 мин., 13.05.2019 Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) — один из самых значительных, ярких, порой даже противоречивых мыслителей и богословов XIX века. Он был «духовным аристократом», консерватором, человеком, который всю жизнь оставался в полном одиночестве, трагически выпадая из реалий своего времени. О его богословской и общественной мысли, об эпохе, в которой развернулась судьба святого, «Фома» поговорил с доктором богословия, деканом богословского факультета ПСТГУ, священником Павлом Хондзинским. Середина XIX века — период наиболее активного служения святителя Игнатия — это время формирования интеллигенции, с ее вопросами, проблемами, поисками. Как соотносила себя «ищущая общественность» с Церковью, существовал ли диалог между интеллигенцией и духовенством? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться назад — в начало XVIII века, во времена петровских реформ. То, что произошло в стране после их реализации на деле (а «на бумаге» Петр хотел увидеть страну по-европейски просвещенной) можно назвать социальным разломом. Император рассчитывал на то, что культурные преобразования затронут все слои общества. Но, как и во многих других преобразованиях, ему не удалось довести задуманное до конца. Европейская культура и быт проникли только в высшие слои общества. При этом само ментальное содержание этой культуры было уже не сакральным, не церковным, так как процесс секуляризации (отделения общественной и частной жизни от Церкви) в Европе на тот момент завершился. Сложилась модель светской культуры, жизни, в которой отношения человека с Богом — его личное дело. В таком виде она и проникла в Россию. И если элита через некоторое время ее усвоила, то русский народ в своей массе остался в старом, допетровском жизненном укладе. Сложилась ситуация, которую можно было бы назвать «двоебытием». Одновременно, помимо этого социально-культурного расслоения, произошло еще и расслоение сословное. В результате духовенство замкнулось в особое закрытое сословие со своими незыблемыми устоями, традициями, принципами. Если раньше епископы были зачастую выходцами из знатных семей (например, святители Московские Алексий, Филипп происходили из боярских родов), то русские архиереи синодальной эпохи – уже выходцы именно из сословия духовного.

http://foma.ru/ignatiy-bryanchaninov-svy...

Другое пророчество, подобное этому, встречается в письмах преподобного Амвросия Оптинского: «Запомнил я слова митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон» (Там же. С. 29). Одновременно с Владыкой Филаретом раздавался тогда в России еще один проникновенный голос, предупреждавший о постепенно развивавшемся духовном разложении общества, – голос другого замечательного святителя и церковного писателя, бывшего офицера и инженера, епископа Кавказского и Черноморского (Ставропольского) Игнатия (Брянчанинова; 1807-1867). Святитель Игнатий (Брянчанинов) Обладая, как истинный подвижник, высокой мерой духовной трезвости и прекрасно ориентируясь в общественно-политической ситуации в России, начавшей постепенно сползать в пропасть безбожного нигилизма и воинствующего материализма, святитель Игнатий, подобно митрополиту Московскому Филарету, с большой тревогой взирал на российское будущее. Уже тогда он со скорбью отмечал в одном из писем: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать… Что посеяли, то и пожнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия…» ( Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. С. 409). В другом письме он сетовал: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право – смех! да и только); эти степени даются людям… Случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких – доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!» ( Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Письма к разным лицам. Вып. 2. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79).

http://pravoslavie.ru/45120.html

   Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров) был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Его святые мощи были обретены и ныне пребывают в Московском Свято-Даниловом монастыре. Святитель Игнатий (Брянчанинов)     (†30 апреля/13 мая 1867)    Дмитрий Александрович Брянчанинов родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязновецкого уезда Вологодской губернии в дворянской семье. Уже в детские годы обнаружилась его исключительная религиозность. Дмитрий получил прекрасное домашнее воспитание и образование.    В 1822 году, когда юноше исполнилось 15 лет, он по настоянию отца поступил в Петербургское главное инженерное училище, хотя уже в то время запросы души его были совсем другие. Сын высказал отцу свое желание «поступить в монахи», но это его пожелание было воспринято как шутка.    В училище Дмитрий проявил незаурядные способности. 13 декабря 1824 года ему было присвоено звание инженера-прапорщика.    В 1826 году он окончил училище первым учеником. Происхождение, воспитание, блестящие способности и родственные связи молодого инженера открывали пред ним блестящую светскую карьеру. Но никакие блага мира не могли удовлетворить его души. Стремление к монашеству не ослабело в нем и с годами. Единомышленником Дмитрия Александровича был его друг Михаил Чихачев, с которым объединяло их родство душ. В 1827 году Дмитрий уехал к своему духовнику отцу Леониду (будущему преподобному Оптинскому старцу) в Александро-Свирский монастырь, где был принят послушником. Началась новая страница в жизни будущего епископа. В течение нескольких лет ему пришлось странствовать из одного монастыря в другой вслед за своим старцем отцом Леонидом.    В мае 1829 года послушник Дмитрий Брянчанинов и его друг Михаил Чихачев поселились в Оптиной пустыни, где начали жить уединенно в отведенной им келлии. Однако суровые условия жизни в скиту и тяжелая пища вскоре очень сильно расстроили их здоровье. Некоторое время они пытались питаться самостоятельно, но и это доставляло немало трудностей. Дмитрий Александрович почти непрестанно болел, а его товарищ, вначале ухаживающий за Брянчаниновым, со временем захворал тяжелой лихорадкой и уже не вставал с постели. Получив письмо от родных, послушники уехали лечиться в имение Брянчаниновых и в Оптину уже не вернулись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего Фрагменты Печатается по: Епископ Порфирий (Успенский) . Книга бытия моего. Дневники, автобиографические записки. Т. VI. Часть 1854 г. Издание Императорской Академии Наук. СПб., 1900. С. 241–246; 323–328. Епископ Порфирий (Успенский) (1804–1885) – выдающийся церковный деятель, востоковед. Образование получил в костромской духовной семинарии и в Санкт-Петербургской Духовной Академии (выпуск 1829 г.); принял монашество, возведен в сан архимандрита, был настоятелем посольской церкви в Вене, в 1843 г. командирован на Восток для изучения проблем Православия. Был назначен начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме, занимал эту должность до начала Крымской войны (1853 г.). В книгохранилище Синайского монастыря открыл знаменитый Синайский кодекс Библии (IV в.); он же нашел и издал 4 беседы Фотия, Патриарха Константинопольского . В 1858 г. архимандрит Порфрий был снова отправлен на Ближний Восток, пробыл там три года, вывез обширную коллекцию старинных книг и рукописей на греческом, арабском, грузинском и других восточных языках, а также на церковнославянском (ныне хранятся в РНБ и БАН). В 1865 г. был возведен в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и скончался в этом сане в 1885 г. Его многотомное сочинение «Книга бытия моего» – важнейший источник сведений по истории Ближнего Востока. Святыни земли Италийской. Фрагмент Печатается по: Епископ Порфирий (Успенский) . Святыни земли Италийской. (Из путевых записок 1854 г.). М., 1996. С. 21–23. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . О ереси и расколе. Фрагменты Печатается по: Святитель Игнатий (Брянчанинов) . О ереси и расколе. СПб., 1997. С. 24–27. Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) – святитель, епископ Кавказский и Черноморский. Окончил курс в петербургском инженерном училище. В 1831 г. принял монашество, долгие годы был настоятелем Сергиевой пустыни (близ Петербурга); в 1861 г. удалился на покой и посвятил себя богословским трудам. Сочинения «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству – правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно иноческого душевного делания», «Отечник», «Слово о смерти» и др. выдержали несколько изданий. Протопресвитер Виталий Боровой, А.      С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение.Фрагменты

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Иудеи, с таким чувством встретившие Господа, разве были неискренни, разве не имели действительно тех чувств, какие изъявляли? И однако же распяли Господа. Мало ли и у нас бывает так, что, когда принимаем Господа в Святых Тайнах, много являем чувств, а когда охладеют чувства, тотчас ослабеваем и не устаиваем на первых даже искушениях. Прилив чувств не надежен: надо образовать твердость намерения и хранить его. Правда, что жизнь христианская, богоугодная, есть по преимуществу жизнь сердечная. И Господь во всем требует участия сердца. Молишься ли – сердцем молись; милостыню ли даешь – с сердоболием давай, постишься ли – с желанием самопожертвования Господу постись. Но есть вспышки чувств, и есть постоянное и неизменное чувство ко Господу, и сердце, всецело Ему преданное. Сего-то и требует Господь, когда говорит: Сыне! отдай сердце твое мне (ср. Притч. 23: 26 ). И отдадим его, и взывая ныне: осанна, благословен грядый, – так устроимся в сердце, чтоб из него исходило свидетельство Всевидящему: хощем, да царствуешь над нами, и навсегда пребудем верными сему Царству. Так, братие, на значении ли самого праздника остановимся мыслью, или на отношении его к тому, что предшествует и последует ему, отовсюду слышим один урок: будь верен до смерти ( Откр. 2: 10 ). Ответим же Господу: будем и спребудем все, друг друга поощряя. Да будет сие ветвью живою, из сердца земли прозябающей и в нем процветающей, которую и принесем ныне в честь Господу, торжественно входящему в Иерусалим, на вольное ради нас страдание и смерть. Аминь. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово второе в Неделю Цветоносную Святитель Игнатий (Брянчанинов) (5 февраля 1807, село Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии – 30 апреля 1867, Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии) – выдающийся российский иерарх XIX столетия, богослов, замечательный аскетический писатель. Святитель Игнатий (в миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в дворянской семье. С детства часто посещал церковь , стремился к подлинной христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Игнатий, святитель, епископ Кавказский и Черноморский (Брянчанинов Дмитрий Александрович) († 1867, память 30 апреля/13 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых) Родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в дворянской семье. С ранних лет будущий епископ очень любил природу особенной вдумчивой любовью и в общении с нею находил удовольствие и отраду. В детские годы обнаружилась и его исключительная религиозность. Дмитрий получил прекрасное домашнее воспитание и образование. В 1822 году (когда ему исполнилось 15 лет) он, по настоянию отца, поступил в Петербургское военное инженерное училище, хотя уже в то время запросы души его были совсем другие. Сын высказал отцу свое желание «поступить в монахи», но это его пожелание было воспринято как шутка. В училище Дмитрий проявил незаурядные способности. 13 декабря 1824 года ему было присвоено звание инженера-прапорщика. В 1826 году он окончил училище первым учеником. Происхождение, воспитание, блестящие способности и родственные связи молодого инженера открывали пред ним блестящую светскую карьеру. Но никакие блага мира не могли удовлетворить его души. Стремление к монашеству не ослабело в нем с годами. Единомышленником в этом стремлении был лишь его друг Михаил Чихачев, с которым объединяло их родство душ. Сразу после окончания училища Дмитрий Александрович подал прошение об увольнении от службы. Это прошение не было принято. Кроме того, Дмитрию Александровичу было приказано в течение 24 часов выехать из Петербурга к месту назначения в крепость Динабург. Целый год он трудился в крепости. За это время у него очень сильно пошатнулось здоровье, и по вторичном прошении (в 1827 году) он был уволен от военной службы. В этом же году Дмитрий уехал к своему духовнику отцу Леониду в Александро-Свирский монастырь, где был принят послушником. Началась новая страница в жизни будущего епископа. В течение нескольких лет ему пришлось странствовать из одного монастыря в другой вслед за своим старцем отцом Леонидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Творения святителя Игнатия т. VIII. Собрание писем ОТ РЕДАКЦИИ Творения святителя Игнатия т. VIII. Собрание писем. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 784 стр. Среди духовных творений святителя Игнатия (Брянчанинова; 1807—1867) письма обладают особой притягательностью. Они давно вошли в сокровищницу святоотеческой мысли. В то же время письма являются и самой малоизученной частью наследия святителя, опубликованной далеко не полностью. Письма — это особенный, сокровенный и обнаженный пласт пастырского делания, поэтому эпистолярные произведения «отца современного иночества» привлекают внимание верующих читателей своей искренностью и возможностью найти ответ на разнообразные вопросы духовной жизни. Первой попыткой систематизации и обобщения писем святителя явилась магистерская диссертация игумена Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)», частично опубликованная в книге «Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского» (М.— СПб., 1995). Но в соответствии с научной темой, в этом труде были собраны письма и фрагменты из них, касающиеся исключительно духовных проблем, хотя круг вопросов, которые затрагивал святитель в переписке, был гораздо шире. Предлагаемое издание включает в себя письма, известные не только по книге игумена Марка (Лозинского) и всех вышедших в свет сборников писем: «Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. VII: Письма. М., Правило веры, 1993»; «Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. М., издание Моск. подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и «Правило веры», 1995 (репринт изд. 1886 г.); «Святитель Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. Письма к Н. Н. Муравьеву-Карскому. М., изд-во им. Святителя Игнатия Брянчанинова, 1998». В нашем сборнике также впервые после 1875 года напечатаны все письма святителя Игнатия к игумену Антонию (Бочкову) и ответные письма самого игумена, представляющие несомненный духовный и исторический интерес. Публикуются они по книге, давно ставшей библиографической редкостью: «Письма Игнатия Брянча-нинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875».

http://pravoslavie.ru/5917.html

Святитель Игнатий (в миру – Димитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в старинной дворянской семье. Окончил Петербургское военное инженерное училище, был близок к императору, но, выйдя в отставку в 1828 году, стал послушником в монастыре, а в 1831 году принял монашество с именем Игнатий. Вскоре его рукоположили в иеромонахи и назначили строителем Григория-Пельшемского Лопотова монастыря. С 1834 по 1857 годы был настоятелем Сергиевой пустыни в Санкт-Петербургской епархии и оставил ее в цветущем состоянии. В 1857 году был рукоположен во епископа Кавказского и Черноморского. В 1861 году после тяжелой болезни святитель Игнатий удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Всю свою иноческую жизнь, особенно последние ее годы, он отдал работе над духовными сочинениями. Святитель Игнатий мирно отошел ко Господу 30 апреля (13 мая) 1867 года. В 1988 году на Юбилейном Поместном соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых. Ныне его мощи пребывают в Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря. Село Покровское было пожаловано роду Брянчаниновых в 1617 году. Отец будущего святителя Игнатия Александр Семенович Брянчанинов полностью перестроил усадьбу. Последним владельцем Покровского был Владимир Николаевич Брянчанинов, внучатый племянник святителя. После 1917 года он покинул родину, жил и умер во Франции. «Я помню усадьбу десять лет назад, – сказал отец Алексий в беседе с корреспондентом «Воды живой». – От храма остались одни стены, и никто бы не сказал, что это была церковь. Дом еще как-то сохранял свои черты, поскольку в нем располагался туберкулезный санаторий. Потом санаторий прекратил свое существование, и усадьба несколько лет стояла брошенная. Слава Богу, нашлись люди, которые сохранили усадьбу от полного разрушения. Шестнадцать лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в Вологодскую епархию и изъявил желание посетить Покровское. К усадьбе даже дороги не было, приходилось доски под ноги подкладывать. Прежний губернатор пообещал восстановить Покровское к следующему приезду Патриарха. И хоть губернатор сменился, так и случилось».

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-18/3...

Дар покаяния мне дороже и вожделеннее сокровищ всего мира. Очищенный покаянием, да узрю волю Твою непорочную, путь к Тебе непогрешительный, и да возвещу о них братии моей! Вы, искренние друзья мои, связанные со мною узами дружбы о Господе, не посетуйте на меня, не поскорбите о моем отшествии. Отхожу телом, чтоб приблизиться духом; по видимому теряюсь для вас, по сущности вы приобретаете меня. Вручите меня покаянию: оно вам возвратит меня очищенным, просвещенным, и возвещу вам слово спасения, слово Божие. — Покаяния двери отверзи мне, человеколюбивый Господь, даруй мне спасение вечное со всеми друзьями моими, о Тебе возлюбившими меня, да все в вечном блаженстве, в радости и наслаждении неизглаголанном славословим Отца и Сына и Святого Духа, Бога, Единого и Триипостасного, явившего роду человеческому любовь и милость, превысшую слова, превысшую постижения! Аминь. 1847-го года, января 7-го дня. В это время архимандрит Игнатий, по совершенно расстроенному здоровью, просил увольнения от должности настоятеля Сергиевой пустыни и перемещения в Николаевский Бабаевский монастырь на покой, но был уволен в отпуск и провел десять месяцев в упомянутом монастыре. Приложение Святитель ИГНАТИЙ Брянчанинов СЛОВО О ЧЕЛОВЕКЕ ВОСПОМИНАНИЯ О СВЯТИТЕЛЕ ИГНАТИИ Предисловие [ 1319 ] Автор данного труда — святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867), известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни святителя и переизданные в 5 томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания. Данное сочинение — «Слово о человеке» — не вошло в 5 томное издание и вообще до сего времени оставалось неизвестным. Оно принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Суть этих опасений сводилась к тому, что «люди самонадеянные» могли начать « превратно толковать содержащееся в ней [книге. – В. С.] святое учение и, занимаясь ею самочинно, без надлежащего руководства и порядка», могли впасть « в самомнение и прелесть», подав тем самым « повод к уничижению святыни» . Тем не менее митрополиту Гавриилу удалось убедить Паисия издать книгу, ив 1791 г. один из учеников Паисия монах Афанасий привез в Петербург греческое издание и славянский перевод. Он был выправлен филологами–классиками в Александро–Невской академии и Троице–Сергиевой лавре (здесь его редактировал Я.Д. Никольский, впоследствии – протопресвитер московского Успенского собора) и отпечатан в 1793 г. в московской Синодальной типографии. Второе издание славянского Добротолюбия вышло в 1822, 3–е – в 1832 гг., оба – попечением митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова ) (1782–1867). До 1857 г. Добротолюбие выдержало не менее шести изданий. В 1857 г. епископ Игнатий (Брянчанинов ) (1807–1867) подготовил дополненное издание перевода Паисия (Величковского) и опубликовал его в Петербурге. Следующее издание славянского Добротолюбия увидело свет в 1880 г. В 2001 г. славянское Добротолюбие (в 4–х ч.) было переиздано в 2–х томах; см.: Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и Богодухновенных отец, в немже нравственным по деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. М., 2001. В 1–м томе данного издания собраны труды Антония Великого , Марка Подвижника , Симеона Нового Богослова , Григория Синаита ; житие Максима, «именуемого Капсокаливи»; «Лествица» инока Феофана; Исихия Иерусалимского , Филофея Синайского, Никифора монаха, Феолипта Филадельфийского , Каллиста патриарха Константинопольского; «100 глав» Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, Евагрия монаха; во 2–м томе: Исаии Отшельника, Петра Дамаскина , Иоанна Карпафийского , Диадоха Фотики йского , Никиты Стифата , Каллиста Катафигиота , Каллиста патриарха Константинопольского; «О авве Филимоне слово зело полезно»; Феодора Едесского, Илии Екдика, Кассиана Римлянина , Нила Постника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010