Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ [Бонифаций; лат. Bruno Querfordensis] (ок. 974, Кверфурт, Саксония - 9.03.1009), сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня), миссийный архиепископ, агиограф. Происходил из знатного восточносаксон. рода, учился в школе при магдебургском кафедральном соборе, с 995/97 г. состоял в придворной капелле имп. Оттона III , с к-рым был очень близок. Сопровождая императора, в 996/98 г. Б. К. попал в Рим, где под впечатлением мученической кончины пражского еп. сщмч. Адальберта († 997) поступил в греко-лат. мон-рь в честь святых Алексия и Бонифация (Вонифатия) на Авентине, в к-ром ранее пребывал и св. Адальберт. Возможно, именно здесь Б. К. принял (монашеское?) имя Бонифаций. В Италии он оказался под влиянием идеологов и практиков пустынножительства - св. Нила Нового, бывш. игумена греч. мон-ря в Россано, в 990-е гг. подвизавшегося в одном из дочерних обителей мон-ря Монте-Кассино , и блж. Ромуальда (буд. основателя конгрегации камальдулов ). Покинув Рим, видимо, после восстания там против Оттона III в февр. 1001 г., вместе с блж. Ромуальдом Б. К. принял участие в создании общины пустынножителей близ Равенны, где вместе с императором разрабатывал миссионерские планы с исходной базой в Польше. После внезапной кончины Оттона в 1002 г. Б. К. заручился поддержкой этих планов со стороны папы Сильвестра II , к-рый вручил Б. К. архиепископский паллий и просил нового герм. кор. Генриха II санкционировать рукоположение Б. К. в archiepiscopus gentium, т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. Рукоположение состоялось в 1004 г., однако вспыхнувшая польско-нем. война вынудила Б. К. изменить первоначальные намерения и посвятить себя миссионерским трудам в Венгрии, среди т. н. черных венгров (вероятно, трансильванских секеев) (1004-1007). Есть нек-рые основания полагать, что в 1005-1006 гг., в период краткого мира между Германией и Польшей, Б. К. из Венгрии совершил поездку в Польшу, где встречался с польск.

http://pravenc.ru/text/153497.html

Д. Процес утворення автокефальних napaфiй в 1-й пол. 1920-х рр.//Православ " я-наука cycniльcmbo: Проблеми Мат-ли Другоï Всеукр. наук.-практ. конф. Черкаси, 2004. С. 57-59; Бiлah Г. I. Обновленський рух в Ykpaïhi 20-30-х рр. ХХ ст.: АКД. К., 2005; Кальченко Т. В. Состав и характеристика обновленческого духовенства г. Киева//Православ " я-hayka-cycniльcmbo: питання Мат-ли VI Miжhap. наук. конф. К., 2009; он же. Деятельность митр. Иннокентия на Киевской обновленческой кафедре//Там же: Мат-ли VII Miжhap. наук. конф. К., 2010. С. 51-61; он же. Закат и ликвидация обновленчества в Киеве//Там же: Мат-ли VIII Miжhap. наук. конф. К., 2011. Т. В. Кальченко, В. Г. Пидгайко Римско-католическая Церковь Равноап. вел. кнг. Киевская Ольга (Елена) в 961 г. пригласила в Киев поставленного по распоряжению герм. кор. Оттона I епископом Руси Адальберта , однако его миссия по невыясненным причинам оказалась безуспешной, и он вынужден был в 962 г. покинуть Русь. Католич. авторы утверждают, что первым епископом для Киева был сщмч. Бруно Кверфуртский , убитый в 1009 г. язычниками-пруссами. В 1004 г. по просьбе папы Сильвестра II и по распоряжению имп. Генриха II Бруно был рукоположен «в archiepiscopus gentium», т. е. миссийного архиепископа без определенного диоцеза. В янв. 1008 г. прибыл в Киев с целью создания епископии для проповеди христианства среди печенегов, однако успех Печенежской епископии, основанной с помощью равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича , оказался кратковременным. В том же году Бруно покинул Русь; содержащиеся в нек-рых лат. памятниках 30-х гг. XI в. сведения о Крещении Руси в результате деятельности Бруно Кверфуртского не имеют под собой никаких исторических оснований. Малодостоверными являются и др. «епископы Руси» XI в., упоминающиеся нек-рыми католич. авторами: Рейнберн (1010-1014) и Алексий Болгарин (1018-1021). Первый католич. храм Пресв. Богородицы с мон-рем доминиканцев появился в Киеве в сер. 20-х гг. XIII в., в княжение в Киеве Владимира (Димитрия) Рюриковича (см. в ст. Доминиканцы ). Основателем монастыря считается Гиакинф (Гиацинт, Яцек) Польский, его житие составлено в XV в., а канонизация состоялась в 1524 г. Ян Длугош в своей хронике (1480) сообщает: в 1233 г. киевский кн. Владимир, видя ослабление позиций греч. обряда в Киеве из-за активной деятельности доминиканцев, распорядился изгнать из костела Пресв. Марии в Киеве доминиканского приора Мартина Сандомирского и др. братьев и «с угрозой запретил им возвращаться сюда». Согласно булле папы Григория IX от 15 июня 1234 г., окормление проживавших в Киеве католиков перешло к сандомирскому духовенству. При этом «папа брал под свою опеку латинских сограждан в Киеве (concivibus latinis in Kiew), которые подвергались преследованиям за распространение католической веры» (цит. по: Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Сб. М., 2007. С. 190-191).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

162 Монастырь св. Максимина в Трире был одним из центров монастырской реформы – восстановления во всей строгости общежитийного устава св. Бенедикта Нурсийского ; так, в частности, монастырь св. Маврикия в Магдебурге, на основе которого было в 968 г. учреждено архиепископство (см. 6), в момент своего основания Оттоном I был заселен монахами, выведенными из обители св. Максимина. Адальберт оказался в монастыре св. Максимина, успев побывать нотарием в канцелярии кёльнского митрополита, а затем – в королевской канцелярии. На этих данных покоится традиционное представление о лотарингском происхождении Адальберта, которое было, однако, оспорено в пользу гипотезы о его близком родстве с высшей саксонской знатью (Althoff 1978. S. 268–282). О личности Адальберта см.: Назаренко 1993. С. 102–103. 164 Адальберт был явно недоволен своим назначением. Возможно, миссионерство воспринималось им в качестве занятия несовместимого с образом жизни реформированного монашества. Напомним, что миссионерские планы Бруно Кверфуртского (см. 10) ок. 1000 г. стоили ему размолвки с его кумиром – активным поборником монастырской реформы и пустынножителем блаж. Ромуальдом из Камальдоли (Wenskus 1956. S. 134–136). 165 Адальберт не сообщает никаких подробностей своей поездки на Русь: ни об обстоятельствах пребывания в Киеве, ни о пути туда и обратно. Это и неудивительно ввиду его неудачи. Но если учесть свидетельство Бруно Кверфуртского, что по пути на Русь Адальберт проезжал через Либице (столицу княжества Славниковцев к востоку от Праги) (Brun. Vita Adalb. 4. Р. 5), то становится ясно: миссионер двигался по известному пути Регенсбург – Прага – Краков – Киев (см. 3, введение; 4, примеч. 82). Ср. косвенные указания на то, что рукоположен Адальберт был именно в Регенсбурге (Назаренко 1993. С. 126. Коммент. 28). 166 На 2 февраля приходится праздник Сретения Господня, т. е. принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм. 168 Отсюда, как и из оброненного выше замечания, что просьба послов Ольги была «притворной», видно, что прием Адальберта в Киеве не соответствовал ожидавшемуся. Тому могут быть две причины: переход власти на Руси к Святославу, который не выказывал интереса к крещению, или/и урегулирование русско-византийских противоречий (см. примеч. 150) после смерти в конце 959 г. императора Константина VII (Назаренко 1993. С. 128–129. Коммент. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 996 г. в сражении с печенегами у города Василева великий князь едва избежал плена, спрятавшись под мостом. Произошло это 6 августа, в праздник Преображения Господня, и святой Владимир в благодарность Богу за свое спасение построил в этом городе Преображенскую церковь. Встреча войск Владимира Святославича с печенегами на реке Трубеж у брода, где позднее был построен город Переяславль. Радзивиловская летопись С печенежской осадой Белгорода связано отразившееся в Начальной летописи народное предание о том, как по подсказке одного белгородского старца жители города обманули печенегов, создав у них иллюзию, что город изобилует запасами пищи, продемонстрировав вошедшим в город для переговоров печенегам, как они черпают из колодцев кисель, который вливается туда из подземных источников, и печенеги, решив, что измором взять Белгород не удастся, сняли осаду и вернулись к своим кочевьям. В 1008 г. немецкий миссионер архиепископ Бруно Кверфуртский остановился в Киеве на пути к печенегам, куда он направился для проповеди Евангелия. Князь Владимир пытался отговорить его от этого плана, считая его обреченным на неудачу и опасным для жизни Бруно. Но тот не отступил от своего намерения, и Владимир сопроводил его с эскортом из своих дружинников до границы с кочевьями печенегов. Благодаря посредничеству Бруно Владимиру удалось заключить мирный договор с печенегами, отправив к ним заложником одного из своих сыновей. Но в 1013 г. печенеги снова напали на Русь, на этот раз действуя в союзе с польским князем Болеславом Храбрым. Святому Владимиру удалось отразить агрессию. Одним из последствий заключенного после этого мира с поляками стала женитьба Святополка, сына или пасынка и племянника князя Владимира, на дочери Болеслава. Вскоре после этого Болеславом Польским был инспирирован заговор против святого Владимира, цель которого заключалась в том, чтобы посадить на его место своего зятя Святополка. Заговор был раскрыт; Святополк, его супруга и ее духовник епископ Рейнберн были арестованы: согласно «Хронике» Титмара Мерзебургского, Владимир, «услышав, что сын его, подстрекаемый Болеславом, тайно готовится восстать против него, схватил его вместе с женой и названным отцом (Рейнберном. – В. Ц. ) и заключил их, отдельно друг от друга под стражу» . Рейнберн умер в тюрьме: он, по словам Титмара Мерзебургского, «освободившись от тесной темницы тела, радуясь, отправился к свободе вечной славы» , а Святополк и его жена остались под стражей.

http://pravoslavie.ru/157669.html

Со вступлением на престол герм. кор. Генриха II (1002-1024, имп. с 1014), преемника Оттона III, ситуация радикально изменилась. В 1002 г. Б. X. захватил имперские полабские марки Лужица (Лаузиц) и Мильско, а в 1003 г. Чехию и Моравию, вмешавшись в междоусобие пражских князей, причем отказался признать захваченные территории леном империи. Это привело к продолжавшейся с короткими перерывами до нач. 1018 г. немецко-польск. войне. Против Б. X. сложилась мощная коалиция, в к-рую помимо Германии вошли Венгрия, Чехия (ее Б. X. вынужден был оставить в 1004), языческий племенной союз лютичей и на последнем этапе Русь киевского кн. Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Война завершилась в целом благоприятно для Б. X.: он удержал полабские марки, хотя утратил контроль над завоеванной к рубежу X-XI вв. частью Поморья (ок. 1005 Колобжегская епархия оказалась de facto ликвидированной), а в 1018-1022 гг. ему пришлось отказаться от Моравии. Несмотря на то что имперская программа Оттона III не была осуществлена, Б. X. пытался продолжать миссионерскую деятельность, поддержав, в частности, в кон. 1008 - нач. 1009 г. прусскую миссию св. Бруно Кверфуртского (о причастности Б. X. к отправленной тем же Бруно, видимо, также из Польши ок. 1005 швед. миссии с определенностью судить трудно). В послании к Генриху II в 1008 г. Бруно превозносит Б. X. как образцового христ. правителя, упрекая герм. короля в недостойном союзе с язычниками-лютичами. В 70-х гг. XI в. хронист Адам Бременский называл Б. X. «христианнейшим королем» (rex christianissimus: Adam v. Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Sehmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 95. Schol. 24); аналогичная формула «воин Христов» (athleta Christi) находится и в надгробной надписи Б. X. Вместе с тем у Галла Анонима ( Gall. I. 19) и в Киево-Печерском патерике (Слово 30 «О прп. Моисее Угрине») содержатся сведения о конфликте между Церковью и Б. X., очевидно, ближе к концу правления последнего: об интердикте, наложенном на всю страну первым Гнезненским архиеп. св. Гауденцием (братом св. Адальберта Пражского), о том, что Б. X. «въздвиже гонение велие на черноризци и изъгна вся от области своеа».

http://pravenc.ru/text/149681.html

В первом десятилетии XI в. с Болеславом Польским был заключен мир. По свидетельству хрониста Титмара Мерзебургского, Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава. Титмар не интересовался специально ни самим Болеславом, ни тем более русско-польскими отношениями. Все это было для него важно постольку, поскольку было связано с делами Империи. О браке не названных по именам дочери Болеслава и сына Владимира говорится в главке 58-й книги IV. Она была написана в конце 1013 г. и, как и предыдущие, рассказывала о польской княжеской семье. Обещанный там же рассказ об обстоятельствах русско-польского брачного союза дан только в 72-й главке VII книги, написанной уже в конце 1017 – начале 1018 гг. Бльшая часть главы посвящена не Святополку, опять не названному по имени, а истории принятия христианства Владимиром. Вместе с Болеславной приехал и епископ Рейнберн, вероятно, вынужденный покинуть свой Колобжег. Его просветительская деятельность в Польском Поморье подробно описана Титмаром. 826 Дата женитьбы у Титмара не указана, а в русских источниках не упомянут сам брак. То, почему в войнах с Ярославом, последовавших за смертью св. Владимира и убийством по приказу Святополка свв. Бориса и Глеба, его неизменно поддерживал Болеслав Польский, в летописи никак не объясняется. А. Поппе отнес брак к периоду около 1011 г. 827 В 1008 г. в Киеве побывал немецкий миссионер св. Бруно Кверфуртский, который направлялся к печенегам. 828 Он, как известно, очень хорошо относился к Болеславу Польскому и осуждал императора Генриха II за союзы со славянами-язычниками против христианского государя Польши. Иногда заключение брака связывают с поездкой св. Бруно, и тогда датируют 1009 г. 829 В 91-й главке VI книги Титмар Мерзебургский сообщает, что летом 1013 г., после Троицы (24 мая) Болеслав напал на Русь. Сообщение записано Титмаром в первой половине 1014 г., и хронист не пишет о причинах войны. Он не сообщает ни о каких особых успехах, зато отмечает, что союзниками польского князя были печенеги. Поход ограничился разорением «большей части» Руси и остановился, когда возник конфликт со степняками. Болеслав приказал перебить бывших союзников. Заключение союза польского князя с печенегами тоже иногда приписывают св. Бруно, хотя он сам пишет как раз об обратном: о заключении им мира для св. Владимира. В качестве заложника в степь был отправлен один из сыновей князя, как полагают, Святополк. 830

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. собр. р. лет. 1. 36, 37, 51, 52 Ник. лет. 1. 92 Ст. кн. 1. 135 Татищ. Ист. росс. 2. С. 78 и прим. 195 Ник. лет. 1. 104 Ник. лет. 1. С. 111 Может быть, по случаю совершившегося в этом году бракосочетания сына Владимирова Святополка с дочерью короля польского Болеслава , с которою прибыл в Россию и римско-католический епископ Рейнберн (см. выше прим. 405). Татищев. 2. С. 88 Ник. лет. 1. 111 Ст. кн. 1. 170 Apud Naruszewicz. Hist. nar. Polsk. T. 4. 263; 7. 43 Histor. Russiae monum. T. 1. 3. P. 3 Dlug. Hist. Polon. Lib. II. P. 109–112 Cromer. De reb. Polon. Lib. III. P. 57. Warszaw., 1767 Stryikow. Kronik. Polsk. Lib. IV. P. 132. Warsz., 1766 Bielsc. Hist. Polon. Lib. I. P. 37. Warszaw., 1764 Sarnic. Annal. Polon. Lib. VI. C. 2 in Dlugos. Hist. Polon. T. 2. P. 1043. Lips., 1712 То же самое излагает в своей истории и Матфей Меховита (Chronic. Polon. Lib. II. C. 3 Rerum Moscovit. auctores varii. P. 5 и 19, ed. Francof., 1600 Павла Иовия книга о посольстве в. к. Василия Иоанновича к папе Клименту VII, в конце т. 1 в Библиот. иностр. писат. о России. С. 41. СПб., 1836 Guagnini. Sarmatiae Europeae descriptio. P. 87. Spirae, 1581 или: De Russorum Moscowitarum et tartarorum religione, sacrificiis et caet., ex diversis scriptoribus... P. 225. Spirae, 1582 Каков, например, Антоний Поссевин (vid. Supplem. ad Histor. Russiae monum. P. 112. Petropol., 1848 Комментарии По крайней мере, с 1037 г. все Охридские архиепископы поставлялись из греков (Obolensky D. The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe 500–1453. London, 1974. P. 283). По уточненным данным, Бруно отправился через Русь к печенегам в конце 1007 или самом начале 1008 г., а русско-печенежский рубеж пересек в конце февраля 1008 г. (Meysztowicz W. Szkice o ?swiêtym Brunie-Bonifacym//Sacrum Poloniae Millennium. 1958. T. 5. P. 488–491). Имеется в виду Адальберт—Войтех, второй Пражский епископ (982–997), погибший, однако, не к «западу от Одера», а во время миссионерской проповеди среди пруссов в 997 г. В настоящее время общепризнано, что Бруно (Бруно Кверфуртский) и Бонифаций (Вонифатий у Макария) — одно и то же лицо.

http://sedmitza.ru/lib/text/435804/

    Скан Patrologia Latina 141     PL 142: Бруно (епископ Вюрцбургский); Григорий VI (папа римский); Климент II (папа римский); Олива (епископ Осонский); Родульф Глабер из Клюни; Сифрид (аббат Тегернзее); Одоранн Сансский; Одилон Клюнийский; Берно (аббат Райхенау); Випон (пресвитер); Герард (епископ Камбре); Гуго (епископ Лангрский); Халинард (епископ Лионский); Иордан (епископ Лиможский); Гвидо (епископ Реймсский); Ансельм Реймсский     Скан Patrologia Latina 142     PL 143: Герман из Райхенау; анонимный «Chronicon Petrishuensis»; Лев IX (папа римский); письмо Михаила Керулария; Иоанн I (аббат Фекамский); Виктор II (папа римский); Беренгарий Нарбоннский; Теуцо (отшельник); Одо из Сен-Мор-де-Фоссе; Дрого (епископ Бовэ); Стефан X (папа римский); Гоцехин (схоластик); Иоанн (епископ Сабинский); Гумберт (епископ Сильве-Кандиде); Адельманн (епископ Брешии); Николай II (папа римский); Фролланд (епископ Санлисский); Видрик (аббат монастыря св. Гислена в Эно); Франкон (схоластик Льежский); Маврилий (архиепископ Руанский); Раймбальд (архиепископ Арльский); Гервасий (архиепископ Реймсский); Леодегарий (архиепископ Вьеннский); Стефан (кардинал); Лев (епископ Атинский); Авесгот (аббат Ле-Мана); анонимные «Деяния святых мучеников Арнальда и Герлембальда»; Анно (архиепископ Кёльнский)     Скан Patrologia Latina 143     PL 144—145: Пётр Дамиани, в т. 145 также грамоты Александра II и Павла V.     Скан Patrologia Latina 144     PL 146: Отлон Санкт-Эммерамский (Регенсбургский); Адам Бременский; Гвальберт Валлумброзан; Гундехар (епископ Айхштетский); Ламберт Херсфельдский; Пётр из Меллезе; Александр II (папа римский); Гуго (епископ Труа); Деодуин (епископ Льежский); Лиетберт (епископ Камбре); Рогерий; Гвидон (епископ Амьенский)     Скан Patrologia Latina 146     PL 147: Иоанн Авраншский (архиепископ Руанский); Арнульф Миланский; Теодорик Падерборнский; Бертольд Констанцский; Иоанн (аббат Фекамский); анонимная «Фекамская хроника» (1220—1246) и «Список фекамских аббатов» (XI век); Бруно Кверфуртский; Томеллул Хаснонский; Реналл Барселонский; Мариан Скот; Ландульф Миланский; Геральд из Сов-Мажора; Фолькард Сен-Бертенский; Евсевий-Бруно (епископ Анжерский); Гебуин (епископ Лионский); Гальтерий (епископ Мо); Альфан I (архиепископ Салернский); Гвайфред Кассинский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) Петр Дамиани (1007–1072), известный деятель Западной церкви, теоретик и практик пустынножительства, затем епископ Остии (близ Рима) и кардинал, был плодовитым писателем, сочинения которого (жития, послания, литургическая поэзия и др.) занимают два полных тома «Патрологии» Ж.-П. Миня (PL. Т. 144–145). «Житие блаж. Ромуальда» стало одним из первых, если не первым, сочинением Петра и было создано ок. 1041/2 или даже, возможно, ок. 1030 г. Петр был учеником знаменитого пустынника – как и Бруно Кверфуртский, и потому неудивительно, что в «Житии» присутствуют сведения о деятельности Бруно. Для историка Руси они представляют интерес тем, что являются одним из самых ранних вариантов апокрифического предания о св. Бруно-Бонифации как апостоле Руси. Издания: Petri Dam. Vita b. Rom. Переводы: На русский язык: Голубинский 1/1. С. 216–218; Назаренко 2001а. С. 340–341 (в обоих случаях – только «русский» фрагмент). Литература: Calamonieri 1978. Р. 147–210; прочую обширную библиографию о Петре Дамиани см.: Reindel 1976. S. 405–443; RFHMAe 9. Р. 135–139. 27. [Бонифаций 388 отправляется проповедовать Христа язычникам, но те не желают принимать его благовествование, хотя и опасаются убить его, помня, что после мученической кончины св. Адальберта множество чудес заставило народ славян принять христианство 389 .] Когда же досточтимый муж явился к королю Руси (Russi) и принялся настойчиво и неотступно проповедовать, король, видя его в простой одежде ходящего босиком, подумал, что святой муж произносит такое не ради веры, а скорее, чтобы собрать деньги. Поэтому он пообещал, что самым щедрым образом насытит его бедность всяческим богатством, если тот откажется от своего суесловия. Тогда Бонифаций немедленно вернулся на постоялый двор, облекся в подобающее самое драгоценное епископское облачение и в таком виде снова предстал во дворце перед королем. Король, видя его украшенным столь дорогими одеждами, сказал: «Теперь мы знаем, что к лжеучению тебя понудили не нужда и бедность, а незнание истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010