После бурного царствования Иоанна Грозного царствование Феодора Иоанновича было отдыхом и успокоением для Руси. Были произведены весьма благодетельные для населения мероприятия, были защищены от неприятеля границы. Первосвятитель Русской Церкви был возвышен из митрополичьего в высший патриарший сан. Все это происходило при непосредственном участии Бориса Годунова. О смерти Царевича Димитрия уже перестали говорить, и Борис Годунов как правитель приобрел всеобщее расположение. Поэтому, когда народу сообщили, что Царица постриглась, сейчас же раздались голоса: «Да здравствует Царь Борис Феодорович». Патриарх Иов горячо поддерживал это, считая Бориса Годунова умным государственным деятелем и благочестивым христианином. Борис отказался принять царскую власть и уехал в Новодевичий монастырь к своей сестре, вдовствующей Царице-инокине, которая тоже отказалась благословить брата на Царство. Тогда был созван Всероссийский Земский Собор. Земский Собор вслед за Патриархом решил умолять Бориса быть Царем. Указывалось на его родство с последним Царем, на то, что будто Иоанн Грозный, умирая, поручил Феодора заботам Бориса Годунова, что от скончавшегося Царя был поставлен во главе государства, показал при нем свою государственную мудрость и является теперь лучшим его преемником. Громадный крестный ход во главе с Патриархом отправился в Новодевичий монастырь, причем духовенство угрожало отлучить Бориса от Церкви, если он и дальше будет упорствовать. Искренно или притворно, Бог весть помышления человеческие, отказавшийся прежде от престола Борис теперь согласился принять престол от Земского Собора, как бы уступая лишь настоянию Патриарха и всего русского народа. Царица-инокиня благословила его. Через несколько месяцев Борис венчался на Царство, причем, указывая на ворот своей сорочки, обещал и последнюю сорочку разделить с бедными своего царства. В грамоте о восшествии на престол Бориса Годунова и в приветственной речи Патриарха указывались вышеприведенные его права на престол. Присягали не одному Борису, а также сыну его и дочери, то есть династии. Подобно тому, как прежде Русь принадлежала своему княжескому роду, позднее Московскому Царскому, хотя власть сосредоточивалась в руках старшего в порядке первородства ее члена, так и теперь Царский Престол переходил всему роду Годуновых, хотя самодержавную власть восприял единолично Борис.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Рассказывающие эту историю выразили сначала уверенность, что царем будет Феодор Романов, так как за него стоят вельможи, как за царского родственника. Кровная связь была сильнейшим шансом Никитичей. Не мудрено, что о них и о возможном воцарении старшего из них держались такие упорные и для Годунова оскорбительные слухи. О других возможных соперниках правителя Бориса Феодоровича говорили гораздо менее. Особенно мало было шансов у царского оружничего Б.Я. Бельского, последний же из соперников Бориса кн. Ф.И. Мстиславский имел гораздо более данных считаться в числе претендентов. Его бабка была двоюродной сестрой Ивана Грозного, а отец бывал неизменно первым среди бояр этого царя: но бояре невысоко ценили породу Мстиславских. Таким образом, в решительную минуту царского избрания, когда Борису оставалось сделать последний шаг —573— к такой заветной цели, к которой он давно и так обдуманно, приближался, Борис должен быль узнать, что общественное мнение не его одного прочит в цари. Поставленный лицом к лицу со своими противниками, Годунов не мог, не роняя достоинства своей власти и не вредя самому себе, мстить им за то, что они могли быть сами избраны вместо него. Годунов не уронил себя до того, чтобы тотчас решиться на низкую месть, но не был в состоянии и совсем от нее отказаться. Он ждал случая, который бы помог ему предъявить соперникам какое-либо серьезное обвинение, и, дождавшись, не пощадил их. Бельский пострадал по тому поводу, что неосторожно держал себя в построенном им по поручению Бориса городе Цареве-Борисове: он говорил, что царь Борис на Москве царь, а он царь в Цареве-Борисове. Так, по крайней мере, было донесено Борису. Бельского схватили, лишили сана, конфисковали его имущество и, наконец, подвергли позорной казни, какой казнили «по градам» злодеев и разбойников, то есть телесному наказанию. Унизив так «желателя царства», Борис сослал его в низовые города в тюрьму 857 . Такого же рода подозрение погубило семью Романовых. Один из холопов Александра Никитича Романова донес, как говорят, облыжно, что его государь Александр Никитич держит у себя «коренье».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Димитрий Угличский, Царевич, блгв. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Димитрий Угличский, Царевич, блгв. - житие Эта страничка относится к разделу   Димитрий Угличский, Царевич, блгв. Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) (память 15 мая, 23 мая и 3 июля по старому стилю) Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление. В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Димитрий Угличский, Царевич, блгв. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2167

Иконы Богоматери - особенно Владимирская, Донская, Смоленская, Феодоровская - прославились не только чудотворениями, но своим участием в важнейших внутриполитических и внешнеполитических государственных событиях. Пушкин хорошо знал и часто использовал в своей поэзии и прозе «Историю» Н.М.Карамзина, который следующим образом описывает торжественное шествие из Кремля в Новодевичий монастырь для призвания Бориса: «Патриарх и владыки несли иконы, знаменитые славными воспоминаниями: Владимирскую и Донскую , как святые знамена Отечества» (Карамзин 1987:682). Из Новодевичьего монастыря с колокольным звоном вынесли так называемую встречальную икону - чудотворный образ Смоленской Богоматери. Борис Годунов «пал ниц пред иконою Владимирскою , обливался слезами и воскликнул: «О Матерь Божия! Что виною твоего подвига? Сохрани, сохрани мя под сению твоего крова!» (Карамзин 1987:682) В русском языке существует выражение «поднимать икону»: в случае нашествия врагов или стихийных бедствий «поднимали» чудотворные иконы, т.е. выносили их из храма, совершали крестный ход и молебен. Годунов показывает в этом отрывке Карамзина и благоговение и страх - ведь ради него «подняли» великие святыни; Богородица как бы Сама пришла просить его на царство. Однако, Борис на этот раз отказывается. Далее Карамзин пишет: патриарх «велел нести иконы и кресты в келии царицы (Ирины - супруги покойного царя Феодора Иоанновича и сестры Бориса - В.Л.)... Патриарх, рыдая, заклинал царицу долго, неотступно, именем святых икон, которые перед нею стояли , - именем Христа Спасителя, Церкви, России дать миллионам православных государя благонадежного, ее великого брата» (Карамзин 1987:682-683). Когда же Борис согласился, «патриарх Иов, пред иконами Владимирской и Донской , благословил его на государство Московское и всея России» (Карамзин 1987:683-684; курсив везде наш - В.Л.). Итак, упоминание Пушкиным двух икон, как видим, не случайно, оно свидетельствует о стремлении поэта к исторической точности в этом произведении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Федор Иоаннович (1584-1598 гг.). В Москве при нем был построен Белый Город, создана русская артиллерия, построены Курск, Белгород, Саратов, Воронеж, Самара, Царицын и другие города. В результате удачной для России войны со шведами были возвращены утраченные после Ливонской войны города: Иван-город и др. Особым событием в его правление было утверждение Патриаршества. Для этого особо постарался боярин Борис Годунов. Кстати, наш прихожанин М.Емельянов-Лукьянчиков доказал, что у Годунова были отнюдь не татарские, а русские корни. В заключение хотел бы привести еще несколько цитат, запомнившихся на стендах выставки. И.А.Ильин: «Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий». Английский посол при дворе царя Иоанна Грозного Р.Ченслор: «Нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские». Н.А.Бердяев сравнивал широту русской души с огромностью Русской земли. И, наконец, А.С. Пушкин : «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке От редакции: напоминаем , что выставка работает до 20 ноября с 10.00 до 21.30. Вход свободный. Адрес ЦВ3 «Манеж»: г. Москва, Манежная пл., 1. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 6. Ответ на 3., М.Яблоков: все эти злобные антигодуновские мифы придуманы врагами России и ПравославияИменно так. Отрадно, что в России растет количество людей, думающих по-русски и самостоятельно, а не газетными заголовками. 5. Ответ на 2., Русский Сталинист: Третий Русский Царь Борис Феодорович Годунов был продолжателем Династии Рюриковичей, все эти злобные антигодуновские мифы придуманы врагами России и Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/18/se...

Вслед затем случилось нашествие на Москву татар. Опять разнеслась молва, будто Годунов нарочно привел татар, чтобы отвлечь всеобщее внимание от убиения царевича Димитрия. – Эти слухи сильно раздражали Годунова: начались розыски о говоренных, пытали, резали им языки, морили в темницах. Борис ненавидел людей, свысока смотрел на них и, по-видимому, твердо верил, что силой и страхом можно управлять ими, как угодно, заставлять говорить и молчать по своему желанию. В царствование Феодора Иоанновна ему удалось устранить еще одного, казавшегося ему опасным претендентом на престол, это так называемого «Тверского царя» Симеона Бекбулатовича. Это был крещеный татарский хан, носивший титул царя и великого князя в царствование Грозного; по воле его действительно царствовал в Москве. В начале царствования Феодора Иоанновича Симеон Бекбулатович упоминается еще в разрядах с именем царя Тверского и первенствует перед боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино Тверской губернии, дворовых людей у него было немного, «и живяще в ску- —571— дости»; наконец, он ослеп, и в этом летописец прямо обвиняет Бориса 853 . Что Семен Бекбулатович действительно оказался опасным в глазах Годуновых, это видно из формы присяги на верность Феодору Борисовичу Годунову, в которой были между прочим следующие слова: «также мне Семиона Бекбулатова и иного кого на Московское государство не хотети и с ним не знаться и не дружиться, и не ссылаться грамотами» и проч. 854 . В 1592 году у царицы Ирины Феодоровны родилась дочь Феодосия, и тотчас же разнеслась молва, что Годунов, вероятно, подменил младенца сына – дочерью. Когда вскоре Феодосия скончалась, стали говорить, что Борис уморил новорожденную царевну; наконец, когда через пять лет на крещеньев вечер 1598 года скончался и царь Феодор Иоаннович, молва народная и тут не пощадила Бориса, обвиняя его в смерти самого царя. По смерти Феодора осталась государыней его супруга Ирина Феодоровна, которой тотчас же весь «царский сигклит» с ее братом, правителем Борисом, во главе принес присягу в присутствии патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настоятели П. Б. м. участвовали в архиерейских хиротониях, важнейших церковных и Земских соборах: игум. Вениамин в февр. 1555 г. присутствовал на службе, где была совершена хиротония архиеп. свт. Гурия (Руготина) , избранного на Казанскую кафедру; в 1571 г. игум. Киприан был в числе поручителей за кн. И. Ф. Мстиславского (СГГД. Ч. 1. 196. С. 562), в 1572 г. он же подписал определение Собора о 4-м браке царя Иоанна IV Грозного (ААЭ. Т. 1. 284. С. 331); в 1580 г. игум. Тихон поставил подпись под соборным решением о церковном имуществе (СГГД. Ч. 1. 200. С. 583); игум. Евфимий в 1581 г. подписал соборное определение о запрещении Церкви приобретать вотчины (ААЭ. Т. 1. 308. С. 373); в 1584 г. приговор Освященного собора подписал игум. Феодосий (Российское законодательство. 1985. С. 31); подпись игум. Варлаама на Уложенной грамоте 1589 г. об учреждении на Руси Патриаршества стоит на 19-м месте среди 42 имен настоятелей рус. мон-рей (СГГД. Т. 2. 59. С. 99). П. Б. м. относился к «степенным монастырям». В «Лествице властем» 2-й пол. XVI в. «игумен Пафнотьевской из Боровска» находился на 18-м месте среди 39 настоятелей (РГБ. Волок. 564. Л. 85 об.). Документ 1599 г. «Лествица о соборных властях, кои были в 107-м году на соборе у Иова Патриарха на Москве» свидетельствует, что на богослужении «из Боровска Пафнотьевской игумен» сщмч. Иоасаф находился на 19-м месте среди 47 др. настоятелей (ЧОИДР. 1912. Кн. 2. Отд. 3. С. 40-41; см. также: Павлов А. П. Церковная иерархия в системе гос. власти России и учреждение патриаршества//Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Wiesbaden, 2010. Bd. 76. S. 65-79). В 1592 и 1594/95 гг. мон-рь посещал царь Феодор Иоаннович (ПСРЛ. Т. 14. С. 44, 46). В июле 1599 г. в обитель приехали царь Борис Феодорович Годунов с царевичем Феодором Борисовичем (ЧОИДР. 1888. Кн. 3. С. 317). В авг. 1601 г. (ПСРЛ. Т. 14. С. 55) царь Борис Годунов вновь приезжал молиться в П. Б. м. В период Смутного времени П. Б. м. 3 июля 1610 г. был окружен войском Лжедмитрия II под командованием Я.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

– И так да царствует брат её, Борис Феодорович. Никто не дерзнул противоречить сему восклицанию. Немедленно, всем собором, патриарх с духовенством, боярами и народом пошли в Новодевичий монастырь, куда вслед за царицей, часто стал удаляться и брат её, Борис Феодорович Годунов. Там патриарх Иов, говоря, именем отечества, просил царицу-инокиню Александру благословить своего брата на престол, потому что при покойном царе „он же правил и всё содержал милосердым своим премудрым правительством по вашему царскому приказу», просил исполнить тем волю Божию и народную, утишить колебание в душах и в государстве, отереть слёзы Россиян, сирых, беспомощных, пока ещё не уведали враги, что „царствие ваше безгосударственно» и престол Мономахов вдовствует. Патриарх обратился к Борису, просил его принять царство, называл его свыше-избранным для возобновления царского кореня в России, прямым наследником трона после зятя и друга, обязанного всеми успехами своего царствования Борисовой мудрости. Борис отвечал отказом: – Мне никогда и на ум не приходило о царстве. Как мне помыслить на такую высоту, на престол такого великого государя, моего пресветлого царя? Теперь бы нам промышлять о том, как устроить праведную и беспорочную душу пресветлого государя моего, царя Феодора Ивановича, о государстве же и о земских всяких делах радеть и промышлять тебе, государю моему отцу святейшему Иову патриарху, и с тобой боярам. А если моя работа где пригодится, то я за святые Божие церкви, за одну пядь Московского государства, за всё православное христианство и за грудных младенцев рад кровь свою пролить и голову положить. На эту речь патриарх отвечал обширной речью, в которой обвинял Бориса в излишней скромности, даже неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний уготовал ему ироду его навеки веков державу Владимирова потомства, Феодоровой смертью пресечённого; напоминал о Давиде, царе иудейском, Феодосии Великом, Маркиане, Михаиле Косноязычном, Василии Македонянине, Тиверии и других императорах византийских, неисповедимыми судьбами возведённых на престол из ничтожества, сравнивал их добродетели с Борисовыми, убеждал, требовал, и не мог поколебать его твёрдости. После этого патриарх много раз наедине упрашивал Бориса, и пред народом умолял его, даже со слезами, принять державу Русского царства, угрожал ему строгим ответом за ослушание воле Божией и за оставление отечества сирым, и всё напрасно: Борис решительно отрёкся от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Буссов Конрад, (†1617) — немецкий военнослужащий, служил в войске Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, польского короля Сигизмунда Царь собрал на нашем дворе несколько тысяч нищих, кормил и поил их, давал и деньги. Также и все немецкие женщины в слободе, старые и молодые, обдарены были и пожалованы от имени Его Царского Величества хлебом и деньгами. Все это сделано с тем, чтобы они молились о душе умершего (жениха дочери Царя) и об отвращении другой какой еще беды. Иогансен (Ганс) Младший — датский герцог, XVII в. Когда увидел Его Милость, глубоко вздохнул и молил Бога о признаках жизни в больном, но, заметив, что не было никаких, а только мертвенное состояние, он заплакал с жалобными слезами и сказал: «Ах ты, молодой человек! Бросил ты отца и мать да приехал ко мне, а здесь тебе суждено так рано умереть». С такими же очень жалостными словами он и вышел в слезах. Иогансен (Ганс) Младший — датский герцог, XVII в. Государь весьма строго соблюдает предписания религии. Нет иных книг, кроме Евангелия и жизнеописания святых, все эти книги украшены крестами. Входя в церковь, он целует землю; в правой руке носит образ Господа нашего Иисуса Христа; над троном, на который он садится, над его головой стоит образ нашей Владычицы. Он носит митру и посох и одежду вроде епископской, а на пальцах множество перстней. Дон-Хуан Персидский — персиянин, был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство, XVI в. Потир 1598 г. - вклад Годунова в Успенский собор Кремля Храбрый вельможа Борис Феодорович Годунов и по смерти Царя всегда обращался с послом очень вежливо, и он хотел оказать больше доброты, но до коронации Царя он не имел еще авторитета; но он все-таки часто присылал к послу до отъезда последнего и к любезностям своим прибавил подарок — два великолепных куска парчи и сорок соболей, и пожелал, чтобы между ним и послом могла быть дружба и братство. Баус Еремей — английский дипломат, XVI в. На большом золотом блюде у него были маленькие пряженцы, каждому из стольников он и давал своею рукою по одному пряженцу; по их обычаю, подача из рук Великого Князя считалась такой высочайшей милостью, как будто Бог посылает им в награду с неба что-нибудь особенное. При этом торжественном пире музыка не играла, потому что это у них не в обычае. Но зато звонили в несказанное множество колоколов с московских церквей, и этот звон раздавался по всей комнате.

http://pravoslavie.ru/1761.html

Божиею милостию, повелением благовернаго Государя и Великаго Князя Бориса Феодоровича, всея Русии Самодержца, и его благоверные Царицы и Великие Княгини Марьи, и их благоверных чад благовернаго Великаго Государя Царевича Князя Федора Борисовича всея Русии и благоверные Царевны и Великие Княжны Оксиньи Борисовны, сделан си сударь в дом к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь лета 7112 (1604) году. 70 (308). 1) На двух меньших воздухах (или покровцах), пожертвованных также Годуновым, следующая надпись: 1) Лета 7106 (1598) дал си сударь в храм Живоначальныя Троицы и чудотворца Сергея слуга и конюшей и боярин Борис Федорович Годунов с своею женою Марьею. 71 (308). 2) Лета 7105 (1597) июния в 14 день си покров зделан при благочестивом и христолюбивом Царе Великом Государе Князе Феодоре Ивановиче, всея Руси Самодержце, и при благоверной Царице Государыне Великой Княгине Ирине, а положил его на преподобнаго Сергиа чудотворца боярин и конюшей Борис Феодорович Годунов с своею женою Марьею. i) Надписи на покровах 72 (325). Покров, на коем средина и образ преподобного Сергия шиты шелками; венец шит золотом и унизан жемчугом кафимским с изумрудами, лалами и яхонтами; выше образ Пр. Троицы шит также золотом и унизан жемчугом; опушка шитая золотая, по ней вынизана жемчугом надпись: Повелением благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михаиловича, всея России Самодержца, и его благоверные Царицы и Великие Княгини Марии, и при их благородных чадех: благоверном Царевиче Алексие Михаиловиче, и благоверном Царевиче Алексие Алексеевиче и благоверном Царевиче Семеоне Алексеевиче, зделан сей покров по обещанию сестры его благоверные Царевны и Великие Княжны Ирины Михаиловны на преподобнаго отца Сергия Радонежскаго чудотворца лета 7175 (1666) ноября в 30 день. 73 (316). Покров, в коем в средине по голубому штофу образ преподобного Сергия шитый шелками, венец золотом и низан жемчугом с каменьями; над ним образ Святой Троицы, шитый золотом; венцы вынизаны жемчугом. По краям слова из церковных стихов, вынизанные жемчугом; в ногах образа преп. Сергия вынизана жемчугом надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010