Усвоив строгие организационные традиции афонского монашества, белогорские иноки успешно проповедовали среди местных старообрядцев. Потрясающая красота природы, высокая духовная жизнь и самоотверженный труд братии привлекали в монастырь свыше 70 тысяч паломников в год. Один паломник-инок вспоминал: «Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью... После вечернего правила в храме свечи гасились, и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы «Достойно есть» афонским распевом. При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать. Какие-то светлые чувства широкой волной втеснялись в душу, и думалось: «Как, вероятно, в эти минуты трепещет сатана и ненавидит поющих монахов!». Благодаря щедрым пожертвованиям благотворителей, монастырь за короткие сроки сумел создать развитую хозяйственную инфраструктуру и стать одним из крупнейших монастырей Урала. К 1910 г. братия монастыря превысила 400 человек. Вершиной развития «Уральского Афона» стало завершение строительства на Белой горе величественного Крестовоздвиженского собора, освященного в июне 1917 г. 24 февраля 1919 г. войска генерала Вержбицкого выбили большевиков из Кунгура. Белая гора оказалась на освобожденной территории. 4 марта туда прибыл назначенный управляющим Пермской епархией епископ Борис (Шипулин). «…Увиденное и услышанное на Белой горе превзошло все ожидания. Уже были найдены тела иеромонахов Илии и Сергия с исколотыми штыками шеями, с размозженными черепами и прострелянными ладонями. Епископу сообщили следующее: 102 насельника Белой Горы были угнаны на окопные работы. В главном алтаре собора осквернили и разворотили престол, все имущество монастыря разграбили настолько, что из швальни было взято последнее шило. Та же картина разрушения и зверства оказалась в Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. В Осе были обнаружены тела трех скитников – иноков Сергия, Исаакия и рясофорного послушника Павла.

http://sobory.ru/article/?object=50411

Уфы Успенском мужском монастыре, который может дать для викария квартиру, стол и выезд» (Там же. С. 417). Указ Синода о создании З. в. и о назначении Златоустовским епископом архим. Николая (Ипатова) был издан 2 мая 1917 г. Хиротонию архим. Николая во епископа Златоустовского 28 мая совершили Казанский архиеп. Иаков (Пятницкий) и викарии Казанской епархии Чебоксарский еп. Борис (Шипулин) и Чистопольский еп. Анатолий (Грисюк) в кафедральном Благовещенском соборе Казани. 30 мая 1917 г. в ответ на рапорт еп. Андрея (Ухтомского) указом Синода еп. Николай был назначен управляющим Уфимской епархией «на время присутствования Преосвященного Уфимского в Святейшем Синоде» (Указ из Святейшего Правительствующего Синода//Уфимские ЕВ. 1917. 12/13. С. 305). Еп. Николай прибыл в Уфу из Казани и вступил в управление епархией 9 июня 1917 г. После изгнания большевиков из Уфимской губ. в июле 1918 г. основными направлениями деятельности еп. Андрея и его викария стали, во-первых, восстановление церковной жизни, возобновление учебного процесса в духовных учебных заведениях, оказание помощи духовенству, пострадавшему от большевиков; во-вторых, поддержка «Народной армии» (вооруженных сил «Комитета членов Учредительного собрания» - антибольшевистского правительства, сформированного в Самаре и к сер. лета 1918 контролировавшего значительную часть территории Поволжья и Юж. Урала). В авг.- сент. 1918 г. епископы Андрей и Николай провели 1-е епархиальное собрание в соответствии с Положением, утвержденным Поместным Собором. Выполняя соборное «Определение о викарных епископах», согласно которому расширялись полномочия викариев, обязанных теперь управлять частями епархии «под общим руководством епархиального архиерея… на правах самостоятельных епископов» и иметь пребывание в городах, по к-рым титулуются (Собор, 1918. Определения. Кн. 3. С. 42), еп. Андрей в авг. 1918 г. передал все дела по Златоустовскому у. еп. Николаю (Златоустовский у. располагался в сев.-вост. части Уфимской губ., граничил на юго-западе с Уфимским, на северо-западе с Бирским уездами Уфимской губ., на севере с Красноуфимским, на северо-востоке с Екатеринбургским уездами Пермской губ., на юго-востоке с Челябинским и Троицким, на юге с Верхнеуральским уездами Оренбургской губ.; в наст.

http://pravenc.ru/text/199911.html

С 28 февр.1936 года – архиепископ Ташкентский. Скончался в 1937 году. Русское ташкентское население считало его прозорливцем, говорили, что он «читает мысли людей». В обновленческом журнале «Церковное Обновление» за 1924 г. 19–20, стр.83 опубликовано заявление в ВУЦИК архп. Бориса Харьковского, о признании своих прежних ошибок и об окончательном отмежевании от Патриарха Тихона (?!). Архп. Борис титул Харьковского епископа никогда не носил. Опубликованное в обновленческом журнале заявление ничем не подтверждено. (Материал по обновленч. расколу m.II, cmp.II). Литература: «Церк. Вед.» 21, стр.230. 8, стр.51. 8, стр.59 42, стр.481. 19–20,стр.114. «Приб. к «ЦВ» 26, стр.1098. «Церк. Обновл.» 19–20, стр.83. ФМП 15, стр.6,7 ФПС I 44, стр.2. ФПС I, стр.1. ФПС IV, стр.2. ФПС V 37. ФАМ I, 44, стр.4. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.56–57 Nach Heyer S. 117 verwaltete er von Char‘kov aus die Ep 1922 Prozeß (Levitin-Šavrov II, 15) 1927 verhaftet (Regel‘son 544). Nach M. Pol " skij, Novye mueniki II, 128, wurde er um 1928 erschossen. Literatur: F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, S. 17, 102, 117. Regel‘son 502, 544. Levitm-Šavrov II, 15 Valentin (Mišuk Timofej Adamovi), В von Zvenigorod, V der Ep. Moskau Geboren am 14. 10.1940 in Brest (Weißrußland) aus einer Arbeiterfamilie. Nach dem Besuch der Mittelschule tritt er in das GS Minsk ein. Die Einberufung zum Militärdienst unterbricht sein Studium, das er aber im Herbst 1963 am GS Moskau mit dem 2. Kurs fortsetzen und 1966 mit ausgezeichneten Ergebnissen abschließen kann. Von 1966 bis 1970 studiert er an der Moskauer GA, die er als cand. theol. mit der Arbeit «Die hll. Gregorios Palamas und Nikolaos Kabasilas (Überblick über ihr Leben und Werk)» abschloß. 30 .3.1969 Mönchsweihe. 20.4.1969 Weihe zum Hierodiakon, 18.7.1969 zum Hieromonach. 1971 wurde er Igumen. Von 1972 Dozent und Hilfsinspektor am GS. 1973 Abschluß der Aspirantur an der Moskauer GA. Im November 1975 wird er zum Verantwortlichen für die Betreuung ausländischer Gäste in der Troice-Sergieva-Lavra und an der Moskauer GA ernannt. 19.7.1976 Ernennung zum В von Ufa und Sterlitamak.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г. Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г. В 1927 г. Б. был возведен в сан архиепископа и 27 сент. назначен на Тульскую кафедру. В кон. того же года он был арестован по обвинению «в активной работе по объединению всех церковных ориентаций для организованной борьбы с советской властью», приговорен к 3 годам концлагерей с последующим 3-годичным запретом проживания в центральных городах, отбывал наказание в СЛОН. 21 мая 1934 г. назначен на Тобольскую кафедру, в управление епархией не вступал; 21 мая 1935 г. назначен архиеп. Томским, 9 июня назначение было отменено; с янв. 1936 г. архиеп. Петрозаводский и Олонецкий, епархией не управлял. В кон. 1936 или в нач. 1937 г. Б. прибыл в ссылку в Ташкент. В февр. 1936 г., после кончины митр. Арсения (Стадницкого) , Ташкентская и Туркестанская епархия была разделена на Казахстанскую и Среднеазиатскую. 26 февр. Б. был назначен на Среднеазиатскую кафедру, служил в часовне «Всех скорбящих Радость» на городском кладбище в Ташкенте. По воспоминаниям правосл. жителей Ташкента, «владыка Борис, несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: «Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон». Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им». В кон. 1936 г., согласно завещанию митр. сщмч. Петра (Полянского) , права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к митр. Сергию (Страгородскому). Сохранилось письмо неизвестного автора к Б., в к-ром разъяснялась ситуация, сложившаяся вокруг перехода Местоблюстительства к митр. Сергию. Это письмо Б. переслал Алма-Атинскому еп. Тихону (Шарапову) в качестве приложения к своему письму, в к-ром поддержал переход высшей церковной власти к митр. Сергию и благодарил еп. Тихона за присланную ему форму поминовения Местоблюстителя.

http://pravenc.ru/text/153169.html

Арестованным архипастырям НКВД предъявляло те же бредовые и фантастические обвинения, что и партийным вождям, военачальникам, инженерам, врачам, крестьянам. Архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова) обвинили в том, что он возглавлял банду контрреволюционеров и террористов. Архиепископа Орловского Иннокентия (Никифорова) арестовали вместе с 16 священнослужителями города «за клерикально-фашистскую заговорщическую деятельность». Митрополиту Нижегородскому Феофану (Тулякову) ставилось в вину, что по его указаниям, основанным на директивах московского церковно-фашистского центра, клерикальные банды проводили поджоги, диверсии и осуществляли террористические акты: совершили более 20 поджогов в Лысковском районе, уничтожали заготовленный пиломатериал и лес на корню, сожгли салотопный завод, принадлежавший Лыськовскому райпотребсоюзу 355 . Епископа Ветлужского Неофита (Коробова) обвинили «в проведении активной контрреволюционной работы, направленной на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР», «в создании церковно-фашистской, диверсионно-террористической, шпионско-повстанческой организации с общим числом свыше 60 участников», и в личном руководстве «подготовкой терактов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья», в том, что он переправлял «шпионские сведения митрополиту Сергию (Старгородскому) для передачи разведывательным органам одного из иностранных государств» 356 . В 1937– 1939 гг. был истреблен почти весь российский православный епископат. Помимо уже упомянутых архиереев погибли митрополиты Серафим (Александров) и Павел (Борисовский), архиепископы священномученик Фаддей (Успенский) , Питирим (Крылов), Прокопий (Титов), Гурий (Степанов) , Ювеналий (Масловский), Серафим (Протопопов), Софроний (Арефьев), Глеб (Покровский), Никон (Пурлевский), Феофил (Богоявленский), Борис (Шипулин), Андрей (Солнцев), Максим (Руберовский), Тихон (Шарапов) – и это только малая часть сонма святителей-священномучеников, проливших кровь за Христа в годы большого террора. Всего же с 1917 по 1940 г. погибло более 250 православных архипастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Никона (Салещанского) из Тулы, являвшейся центром беглопоповства. Однако еп. Филипп на хиротонию не явился и вскоре вернулся в правосл. Церковь. Архим. Никон (Салещанский) - 1-й кандидат во епископы для беглопоповцев - до 1922 г. принадлежал к правосл. Церкви, служил в Туле (ранее - в Курской епархии), в 1922 г. по благословению правосл. Тульского и Венёвского еп. сщмч. Иувеналия (Масловского) на время присоединился к беглопоповцам, чтобы, по словам еп. Иувеналия, «увещать их, дабы и они оставили богопротивный раскол и были бы последователями стада Христовых овец». Состоя у беглопопоцев, Никон поминал за богослужением еп. Иувеналия, использовал миро правосл. Церкви. 30 окт. 1927 г. по благословению Н. он вернулся в правосл. Церковь, чин присоединения совершил Тульский и Венёвский архиеп. Борис (Шипулин). Весной 1928 г. архим. Никон в Туле публично рассказывал о причинах своего перехода к беглопоповцам и возвращения в правосл. Церковь. Цитируя письмо к нему Н., он неоднократно говорил о том, что Н. тяготится своим положением, скорбит о пребывании в расколе и надеется воссоединиться с Христовой Церковью, но «не ý прииде час» (подробный рассказ о событиях в Туле в 1927-1928 гг. содержится в 2 письмах белокриницкого свящ. Стефана Коновалова от 21 марта и 13 апр. 1928 из Тулы архиеп. Мелетию (Картушину); см.: Тимофеев. Новые сведения). В 1925 г., после неудачи с хиротонией Никона, Н. и ГЦС послали архим. Климента (Логвинова) в Ср. Азию, чтобы уговорить кого-либо из ссыльных православных епископов перейти в старообрядчество 2-м чином (через миропомазание); Климент имел полномочия совершить чин присоединения. 15 авг. 1925 г. он встретился в Полторацке (ныне Ашхабад, Туркмения) с архиеп. Андреем (Ухтомским), к-рый еще в 1918 г. вел переговоры о соединении с беглопоповцами ( Андрей (Ухтомский). 2007. С. 200-202). Климент рассказал ему о положении дел у беглопоповцев, в частности о том, что Н. не пользуется авторитетом. 28 авг. совершилось «воссоединение в молитвенном общении» Климента и архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565614.html

Тем временем созванное в нач. сент. 1923 г. обновленческое Уфимское епархиальное собрание приняло постановление об открытии раскольничьего М. в. Вероятно, это решение было связано с отсутствием на кафедре и неясным будущим обвиняемого в контрреволюции еп. Иринея, заявление к-рого о признании ВЦС было принято к сведению, но из-за ареста осталось без последствий. Кроме того, обновленцы осознавали необходимость придать «законность» существованию викарной кафедры, первоначально открытой автокефальными епископами. 28 окт. 1923 г. во «епископа Мензелинского» был рукоположен архим. Иоасаф (Рагозин; в ряде изданий встречается написание «Рогозин»). Утверждение митр. Мануила (Лемешевского) о его правосл. архиерейской хиротонии и о последующем уклонении в раскол неверно. Тогда же «епископ» Иоасаф был назначен временно управляющим обновленческой Уфимской епархией, поскольку еще 10 окт. «епископ Уфимский и Мензелинский» Николай Орлов был переведен на Великоустюжскую кафедру. В нач. нояб. «епископ» Иоасаф прибыл в Уфу, а уже 13 нояб. 1923 г. издал указ, предписывающий общине уфимского Воскресенского кафедрального собора под угрозой роспуска признать обновленческое ЕУ. После захвата храма «епископ» Иоасаф служил в нем, по свидетельству современников, «без молящихся и публики». В янв. 1924 г. в Уфу из заключения возвратился законный Уфимский еп. Борис (Шипулин). Вопреки ожиданиям обновленцев он выступил против раскола, в связи с чем соборная община вернулась в патриаршую Церковь, изгнала из собора «епископа» Иоасафа и пригласила служить еп. Бориса. Обновленцы ходатайствовали перед властями о снятии с регистрации «тихоновской» общины, к-рая якобы стала «больше политической, чем церковной организацией», и о регистрации новой, обновленческой. Вскоре власти удалили еп. Бориса из Уфы, а в мае-июне окончательно распустили соборную «тихоновскую» общину и вновь зарегистрировали обновленческую. «Епископ» Иоасаф вернулся в собор, однако с кон. марта 1924 г. упоминался уже как викарный «епископ Бирский», а не Мензелинский (по нек-рым сведениям, переведен на Бирскую кафедру 12 февр. 1924). Изменение его статуса было связано с новым уклонением еп. Иринея (Шульмина) в раскол в нач. 1924 г.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

Украшением интерьера храма был двухъярусный резной дубовый иконостас с позолотой, выполненный в иконостасной мастерской Соловецкого монастыря под руководством иеромонаха Палладия (Ряпинцына), а также два дубовые паникадила в том же стиле. Иконы для иконостаса были написаны в монастырской иконописной школе под началом иеродиакона Илария (Лыюрова). Стены и потолок покрывали сосновые и лиственничные планки, выложенные «в дорожку» (такое убранство восхитило побывавшую на Кондострове в 1914 г. К.П. Гемп). Предназначен был храм на 500 молящихся. Весть о церкви, возводимой соловецкими монахами на диком беломорском острове, привлекла жертвователей. В.В. Гувелякен — совладелец товарищества «Кемские лесопильные заводы», неоднократно занимавший пост городского головы Архангельска, — прислал для благоукрашения храма «на большую сумму сосновых фанер». Петербургский купец коммерции советник П.А. Фокин пожертвовал на Кондостров полный набор литургических сосудов. Насельницы Воронежского Покровского девичьего монастыря передали для алтаря нового храма напрестольные Евангелие и Крест, дарохранительницу, дароносицу, воздухи, а также несколько отрезов ткани. Торжество освящения нового храма состоялось 13 июля 1908 г. Именитые гости прибыли с Соловков накануне и ночевали на Кондострове. Среди них были епископ Тихон (Никаноров) — управляющий Воскресенским Новоиерусалимским монастырем, благочинный ставропигиальных монастырей Новоспасский архимандрит Борис (Шипулин), настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий с членами Учрежденного собора, ректор Иркутской Князе-Владимирской школы архимандрит Зосима, протопресвитер Московского Успенского собора о. Владимир Марков, прокурор (глава) Московской конторы Святейшего Синода Ф.П. Степанов, а также профессор Московской Духовной академии Г.А. Воскресенский и педагоги Перервинского духовного училища со своими воспитанниками, которым было позволено петь на клиросе вместе с монастырским хором. На рейде прибывших ожидали монастырские суда — пароходы «Вера» и «Архангел Михаил» и парусная шхуна «Св. Николай».

http://sobory.ru/article/?object=37544

О нем беспокоилась родная сестра Раиса Григорьевна Громадская, которая писала тщетные письма в ГУЛаг НКВД с просьбой о разрешении навестить тяжело болеющего брата, который должен был работать в Кылтовской сельхоз. колонии (Коми АССР). Записи в карте заключенного за 1937 год отмечают у него упадок сил. За апрель – июнь:«Работает добросовестно, к инструментам относится бережно» В октябре-декабре:»Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается.» Чуть позже читаем о том, что " заключенный Грисюк к инструменту относится небрежно, норму выполняет на одну треть, к физической работе непригоден...» Чувствуя приближение конца, он просил допустить на предсмертное свидание сестру, которая добралась к этому времени до этого этапа. 8 сентября начальник Ухтпечлага Черномский разрешил трехчасовое свидание. Но уже 10 сентября следует отказ в свидании [со стороны] того же Черномского...» 10 Перед самой смертью " в больнице Ухто-Печерского концлагеря к нему, уже агонизирующему, пришли отнять Евангелие и нательный крест..., но крест он не отдал, защищая грудь хладеющими руками, упал навзничь и испустил дух...» – Митрополит Анатолий скончался 23 января 1938 года 57 лет отроду от отека легких и декомпенсации миокардита в 17.10, как это записано в лагерном акте... Его тело было брошено в промерзлую могилу далекого Севера» 11 . И лишь в 1941 году, по прибытии духовной миссии из Румынии в Одессу, по нем была торжественно отслужена панихида и, вероятно, после этого у одного кладбищенского храма в Одессе было сооружено каменное надгробие, которое автор видел в 1980 году и которое потом бесследно исчезло. Он – автор Истории Сирийского монашества до VI века (маг. дисс.) и ряда научных очерков из истории Церкви, нескольких мемуарных статей, слов и речей, рецензий и отзывов на кандидатские работы. 11 июня 1997 г. решением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых священномучеников. Борис (Шипулин Владимир Павлович), и-м., вп. – архиепископ 1874, 27 декабря – 1937 12

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Борис (Шипулин Владимир Павлович; 1874–1938), архиепископ. В 1912 г. хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 1921 г. епископ Уфимский. С 1918 г. епископ Киренский, викарий Иркутской епархии. С 1921 г. епископ Уфимский. В конце 1922 г. в тюремном заключении. С 1924 г. епископ Уфимский. В 1927 г. назначен на Тульскую кафедру с возведением в сан архиепископа, но вскоре был арестован. В 1927–1934 гг. в лагерном заключении и ссылке. С 1936 г. архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Расстрелян. Борис, епископ Рязанский см. Борис (Соколов), архиепископ Борис, епископ Уфимский см. Борис (Шипулин), архиепископ Боровичский. Боярский (до 1916 г. Сегенюк) Александр Иванович (1885–1937), протоиерей, обновленческий «митрополит», один из лидеров обновленчества. Расстрелян. Братко, католический монах. Бродский Л. К. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), протоиерей, общественный и политический деятель, философ, богослов. В июне 1918 г. по благословению св. Патриарха Тихона рукоположен во иерея. В июле 1918 г. переехал в Крым, был протоиереем ялтинского собора. В 1922 г. выслан из России в Константинополь. Занимался преподавательской деятельностью в Праге и Париже. Первый декан Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Варвара (Трофимова), игумения Пюхтинского монастыря. Варлаам (Козуля Петр Карпович; 1871–1937), епископ. В 1926 г. хиротонисан во епископа Бершадского. В 1928 г. временно управляющий Винницкой епархией, с 1931 г. временно управляющий Пермской епархией. В 1931 г. арестован. До 1934 г. находился в ссылке. С 1934 г. епископ Златоустовский, викарий Свердловской епархии, епископ Сарапульский, викарий Вятской (Кировской) епархии, с 1935 г. епископ Осинский, временно управляющий Пермской епархией, затем епископ Марийский, викарий Горьковской епархии. С 1937 г. епископ Сызранский, епископ Оренбургский и Тургайский. Расстрелян. Варнава (Петар Росич, 1880–1937), Патриарх Сербский с 1930 г. Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич; 1863–1934), епископ. В 1910 г. хиротонисан во епископа Кемского, викария Архангельской епархии; с 1913 г. епископ Каргопольский, викарий Олонецкой епархии; с 1922 г. епископ Никольский, викарий Вологодской епархии. В 1923 г. выслан в Москву, в 1925 г. арестован; приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. В 1929–1930 гг. жил в Ленинграде, где был арестован и выслан на три года в Северный край. Скончался в ссылке в Вологодской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010