Закрыть Юбилейное интервью Евгений Вертлиб   14:03 12.07.2023 379 Время на чтение 4 минуты Источник: Хохлев.ру Евгений Александрович ВЕРТЛИБ — Академик по геополитике и безопасности РАЕН (Российская академия естественных наук) и АБОП (Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка), член Союзов писателей и журналистов РФ, доктор философии, аналитической политологии и культурологии, президент Международного института стратегических оценок и управления конфликтами (Франция), профессор. — В Вас, ревнителе правды и забугорном патриоте России, недавно заслуженно награждённом медалью «320 лет Балтийскому флоту России», как совмещается жизнь на Западе и объективная симпатия к Русскому миру? Двуедины ли Вы в своей сущности? — Двуипостасность не раздваивает меня, ибо в моём случае противоречия нет. Это для либерал-беспочвенного сознания Родина — там, где его любят или хорошо платят. Для меня же «священные камни Европы» и отеческая пуповина – цельное неразрывное пространство миссии «изгнания-послания» и время от времени подпитки родной почвой духа бойца. Получилось так. Диссидентствовал-самиздатил лет пятнадцать (1960-75). Пробовал бежать своим ходом в Швецию, но был схвачен на границе с Финляндией. Рождество 1975 встретил, как лучшие тогда, в Вене. Поэту Алеше Цветкову, дрожащему от холода «соэтапнику» в последний путь куда-нибудь, подарил с себя пальтишко . Как недавнего аспиранта-соискателя в Ленгосуниверситете с темой диссертации «Проблема амбиции у Достоевского, как фактор русского сознания и принятия решений» и спеца по творчеству поэта Осипа Мандельштама меня пригласили в Римский университет — ассистентом слависта А.М. Рипеллино, к кому благоговел сам Борис Пастернак: «Вы осведомлены в литературных делах нашего полустолетия лучше, чем кто-либо из нас и чем я сам». В США, параллельно с прохождением докторантуры по аналитической политологии и культурологии в UNC/университете штата Северная Каролина, представлял творческие интересы писателей Бориса Иванова, Аркадия Драгомощенко, Вадима Нечаева, а также журналы «Часы», «37» (Виктора Кривулина). Был в контакте с П. Струве, Р. Гулем, Ю. Иваском, И. Бродским, Вик. Некрасовым, С. Довлатовым, Вл. Максимовым, Н. Коржавиным, Т. Горичевой, Ал. Хвостенко…

http://ruskline.ru/opp/2023/07/12/yubile...

11 декабря 1943 г. архиепископ Григорий получил от протоиерея Н. Колчицкого телеграмму: «Вашему Преосвященству патриарх предлагает выехать Тамбов принять обновленческую Покровскую общину как настоятелю в каноническое общение, указ послан». Архиепископ ответил ему: «Предложение Патриарха выполню по получении указа... Предполагаю выехать после Николина дня… 18 декабря. Суббота… 16 декабря получил телеграмму из Тамбова от свящ[енника] Леоферова о разрешении прибыть в Саратов 20–22 декабря по делам службы. Это хорошо: заранее будет ясно, как и что там надо делать» . В своем послании к пастве в октябре 1943 г. патриарх Сергий писал что после 20 лет обновленческого и других расколов, отсутствия духовных школ и репрессий в отношении епископата, надо быть очень внимательными при посвящении в сан, поскольку случалось иногда, что «под прикрытием хорошего чтения или пения к священству проникают и совсем никем не рукоположенные люди или рукоположенные какими-нибудь безблагодатными раскольниками» . Еще хуже было бы, если бы люди неизвестного рукоположения проникали в епископат. А ведь такой случай имел место, и его последствия – Дело епископа Нежинского Бориса (Вика) – пришлось разбирать Святейшему патриарху Сергию на заседании Св. Синода 12 мая. В ходе последнего приняли решение «принять к сведению и, когда откроется возможность, проверить все данные по этому делу у архиепископа Ювеналия (Масловского). Впредь, не поручая ему самостоятельного управления Черниговской епархией, предоставить преосвященному экзарху определить круг его архиерейских полномочий» . Дело с епископской хиротонией Бориса (Вика), описанное в дневнике архиепископа (см. публикацию 23, 27 марта 1944 г.), оказалось неординарным и случай безусловно чрезвычайным. Оно было закрыто на последнем в его жизни заседании Священного Синода и могло пагубно повлять на ухудшение без того слабого здоровья патриарха, став причиной его скоропостижной кончины. Кандидат на епископство Борис (Вик) скрыл свое пребывание в обновленчестве, а покаяние принес уже после хиротонии. Поскольку эта некрасивая история практически не нашла отражения в отечественной историографии и она непосредственно связана с архиепископом Григорием, приходится уделять ей внимание.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

«Где же вы хотите ночевать? Куда мы едем: в отель или в тюрьму?» Резкий ответ: «В тюрьму». Через несколько дней в Берлине. В Советской зоне. Устраивается переводчицей в представительство «Московской Патриархии». Во главе представительства — епископ Борис (Вик); его подручные: о. Андрей Расторгуев и небезызвестный Шишкин — присяжный, профессиональный стукач. Теперь уже все трое покойные. De mortius aut bene, aut nihil. Поэтому «nihil». Она все еще наивна, как дитя. Разговор за завтраком. Говорят о том, что немцы очень боятся коллективизации. Елена Яковлевна: «Какие мерзавцы — немцы! Почему они не хотят, когда это так оправдало себя в России?» Пауза. После завтрака Шишкин стремглав бежит в комендатуру (видимо, жаловаться на провокацию — никто же не может себе представить, что такую фразу можно произнести всерьез). Через некоторое время Елена Яковлевна наконец получает разрешение вернуться в Москву. Приезжает. Все советские люди, которых она знала в Париже, — как будто их подменили. Митрополит Николай, который в Париже был сама любезность, ее не принимает. Остальные также. Родной брат (советский человек) отказывается с ней увидеться. Елена Яковлевна — прекрасный художник, специалист по стилизации древней иконописи. Кто-то советует ей обратиться в «Журнал Московской Патриархии»; она отправляется в Новодевичий и здесь встречается с Анатолием Васильевичем. Он принимает участие в талантливой художнице. Предоставляет ей свою квартиру для занятий живописью. А через некоторое время происходит сенсационный брак. Новобрачные все сделали очень скромно; венчались в Питере, венчал их отец Андрей, который в это время был профессором Ленинградской Духовной Академии. Но весть о браке облетела церковные круги. Все горячо поздравляют, а Патриарх Алексий делает царский подарок: дарит новобрачным дачу между Переделкином и Баковкой, в самом шикарном месте Подмосковья. История этой дачи также любопытна: рядом великолепная дача (целый дворец), принадлежавшая тогда известной исполнительнице русских песен певице Руслановой. Смежная дача генерала Крюкова (одного из приспешников Жукова). Когда соседи поженились и Русланова стала генеральшей (впоследствии оба также побывали в лагерях), дача Крюкова была продана Патриарху, который предназначал ее для своей племянницы. Но та от дачи отказалась. Десять лет дача стояла нетопленная, запертая. Наполовину развалилась. И вот здесь понадобилась Анатолию Васильевичу его крестьянская хватка. Своими руками, ни к кому не прибегая, он привел дачу в образцовый порядок, отделал ее, как игрушку, смастерил паровое отопление, и через некоторое время Елена Яковлевна стала вести привычный для нее образ жизни (не хуже, чем в Париже).

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Отвергая обвинения в политиканстве и конъюнктуре, церковное руководство в заявлениях своих иерархов призывало священнослужителей разделять судьбу своего народа и жить благодатной жизнью при любом политическом строе. Митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик), обращаясь к выпускникам Одесской духовной семинарии, наставлял будущих пастырей: «Будучи пастырями Церкви Христовой, не забывайте, что вы граждане нашей Советской Родины. Всегда помните и храните это высокое звание и сочетайте свое служение пастыря со своими гражданскими обязанностями» . Находясь в обстановке постоянного контроля со стороны соответствующих органов (областных уполномоченных по делам религий, исполкомов, комиссий по контролю за исполнением религиозного законодательства – Д. С.), церковная иерархия была вынуждена реагировать на сигналы власти по поводу нарушения священнослужителями законодательства о культах, чем вызывала критику в среде духовенства и народа. В частности, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим 13.11.1974 г. провел в епархиальном управлении беседу с благочинными, а 14-го направил на их имя письмо, в котором не только обратил внимание на нарушение законодательства о культах и церковной дисциплины (вмешательство в финансово-хозяйственную жизнь прихода, крещения на дому, крещения несовершеннолетних без согласия родителей и так далее – Д. С.), но и грозил в адрес нарушителей церковными прещениями. В заключение письма он, обращаясь к благочинным, требовал, чтобы они разъяснили священникам своих благочиний, что «строгое соблюдение ими гражданского закона и церковной дисциплины является их долгом, как пастырей Русской Православной Церкви, так и граждан нашей Великой Родины». Ссылаясь на вышеприведенные действия митрополита Серафима, зампредседателя Совета по делам религий В. Фуров, а именно он приводит пример «правильного поведения архиереев», в своем докладе рассказал, что так, через управляющих епархиями архиереев власть пытается действовать на священников, считая, что они должны быть приводимы в рамки законодательства о культах не только мерами воздействия государственных и партийных структур, но и церковных. В том, что пример административного воздействия со стороны архиереев на нарушителей законодательства о культах приводит зампредседателя Совета по делам религий, видится как нажим на архиереев со стороны функционеров СДР с целью расправы над нарушителями, чтобы те (священнослужители – прим. Д, С.) видели своих гонителей не только в лице атеистических государственных органов, но и церковных. В отчете ярославского уполномоченного по делам религий говорится: «Кроме того, одностороннее влияние только советских органов на допускаемые священниками нарушения порой понимается неправильно, т.к. психологически во всех действиях последнее слово остается во многом за митрополитом» .

http://bogoslov.ru/article/5887441

Завтра постригают о. Л. Поспелова . О. Борис Вик прислал о. Н. Ф. Колчицкому телеграмму с благодарностью Патриарху, Синоду и Колчицкому лично; «днями выезжает». А на мою телеграмму ничего не ответил... Хамство. 29 марта . Утром в Патриархии литургия, за которой епископ Иларий Ильин постригал прот[оиерея] Л. Поспелова в монахи с именем Кирилла. Присутствовали Патриарх и м[итрополит] Алексий. Подошел и я. Пострижение прошло очень нескладно. Иларий путался, не разбирал текста, постригаемый тоже. Вообще, эти мгновенные пострижения первого попавшегося производят и впечатления неприятные, и последствия чреваты. Бог знает, кого поставляем. Кандидаты – ниже среднего... От Бориса телеграммы мне так и нет доселе. Все изумляются наглости и хамству… В час дня был в Совете, сначала у Зайцева, потом у Карпова. Подал представление о разрешении открытия курсов. Карпов прочел и сказал, что он согласен, и вопрос будет представлен правительству на разрешение. По вопросу о здании (для курсов и Епархиальногоуправления с моей квартирой) сказал, что когда вопрос о курсах будет принципиально разрешен, тогда, конечно, разрешится и вопрос о доме. Я должен заранее наметить подходящее здание и написать Карпову письмо об этом, с указанием размеров, кубатуры и проч., переговорить с председателем Горсовета, а они из центра укажут. Что же касается транспорта, то вопрос о предоставлении каждому архиерею машины не поднимался. Но лучше договориться с уполномоченным, чтобы по мере и в случае нужды («на вокзал» и т. п.) мне давали машину. Надо об этом поговорить с Кузнецовым. Я представил выписку из своего отчета о пожертвованиях за год, это очень понравилось, и Карпов сказал Зайцеву, что хорошо бы этот порядок завести по всем епархиям. Обо всяких конфликтах на местах он советовал сноситься с уполномоченным. О налогах надо как-то подойти котысканию норм . Просил подумать и проекты представлять как опыт для определенного решения. Я сказал, что просил сталинградского уполномоченного регистрировать только тех священников, у которых будут указы о назначениях. Такое распоряжение Совет уже сделал всем уполномоченным. Это хорошо… Вообще прием был любезный. Митрополит Алексий очень заинтересовался моим отчетом и попросил копию себе для образца. Вечером сегодня в Елохове читал Великий канон– один.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Завещание Патриарха Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. 5 декабря, 2014 Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. Шесть лет назад Россия простилась с Патриархом. Верующие люди знают — смерти нет, и это для нас, «плотяных», 5 декабря 2008 года стало днем скорби, а для Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Днем Рождения в жизнь вечную… Я не устану славить Бога за то, что Он даровал мне счастье личного общения с Патриархом. Мы встретились на самой заре его патриаршества, в августе 1990 года. Москва в те дни готовилась праздновать свой первый в современной истории День Города, и съемочная группа, в состав которой я входила, готовила к выпуску документальный фильм об этом событии. В рамках празднования было много обычных, мирских, мероприятий. Но еще должны были совершиться два знаменательных события, связанных с духовной жизнью России – первое (после почти 70-летнего перерыва!) богослужение в Успенском Соборе Кремля и первый Крестный ход по Москве. Передо мной стояла задача — взять у Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II интервью. Надо сказать, что это оказалось непросто: рабочий день Патриарха был расписан поминутно за месяцы вперед. Если честно, вскоре я устала только отслеживать его наполненный с утра до ночи рабочий график! То, что он практически не отдыхал, — это факт. Рано утром служба, дальше — прием делегаций, отдельных визитеров. Всем от Святейшего было что-то надо. Нам в том числе. И если бы не помощник патриарха — Борис Борисович Вик, мы еще очень долго безуспешно пытались бы втиснуться в график приемов. Так или иначе, но наступил-таки день, когда светская с головы до пят, с коротко подстриженным затылком (стыдно вспомнить!) я отправилась на съемки. Что осталось в памяти? Если совсем коротко, то главным впечатлением отложились доброта и …застенчивость патриарха. Нам было отведено на запись беседы всего 20 минут. Вопросы мы передали в пресс-службу заранее, и Святейший без запинки ответил на них.

http://pravmir.ru/zaveshhanie-patriarha/

До дня нынешнего помнят и вспоминают саратовцы этот Крестный ход и чин Великого освящения воды на Волге. Они стали поистине торжеством Православия для верных и холодным, отрезвляющим фактом для тех, кто посчитал, что атеистическая идеология одержала победу. Понимал ли правящий архиерей, владыка Борис, что это событие чревато наказанием и преследованием со стороны власти? Конечно, понимал, как и осознавал то, что последуют такие решения, которые не оставят его главой родной Саратовской епархии. Спокойно и с достоинством воспринял он несколько вызовов для объяснений в Совет по делам религий облисполкома и в КГБ. Зная тогдашние методы «борьбы с опиумом для народа», можно лишь предполагать, сколько переживаний и угроз пришлось претерпеть владыке. 22 февраля последовал Указ Священного Синода о переводе епископа Бориса (Вик) на Чкаловскую и Бузулукскую епархию. Одновременно с переводом епископу Борису, по требованию Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР за личной подписью его главы Алексея Пузина, было вынесено строгое замечание с формулировкой: «За проявленное во время Крещенского водосвятия в Саратове попустительство, имевшее последствием соблазнительное нарушение общественного приличия». Одновременно с перемещением неугодного архиерея в центральной партийной газете «Правда» и в правительственных «Известиях» были опубликованы разгромные для саратовского партийного и городского руководства статьи, где отмечалась малая эффективность атеистической работы в этом областном центре, а затем последовал и указ из Москвы о замене городских руководителей». Именно тогда, когда обрабатывал я этот исторический материал для книжки, и подумалось: когда же благодать Агиасмы впервые прикоснулась ко мне? И вспомнился хуторок Черюмкин и хозяйка-старушка, которая рассказала нам о воде этой великой. Нет, тогда я ее не попробовал, воду эту, а вот благодать Божья, от нее исходящая, уже прикоснулась к душам каждого из нас четверых… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vstrecha-so-svyatynej/

Скончался многолетний сотрудник Отдела внешних церковных связей и Московской Патриархии Б.Б. Вик 19 апреля 2010 г. 19:15 На 66-м году жизни скончался многолетний сотрудник Отдела внешних церковных связей , первый руководитель Службы коммуникации ОВЦС и бывший референт приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Борис Борисович Вик. Б.Б. Вик родился родился 3 января 1945 г. в городе Калише (Польша). До 1955 г. проживал в Берлине, где закончил начальную (немецкую) школу. Затем переехал в Краснодар, а через год — в Одессу. В 1968 г. окончил факультет романо-германской филологии Одесского государственного университета по специальности «немецкий язык и литература». В 1971-1994 гг. Б.Б. Вик трудился в Отделе внешних церковных сношений (ныне Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата). С сентября 1971 г. работал в ОВЦС в качестве переводчика с немецкого языка. В 1975-1979 гг. — секретарь представительства Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей. По завершении работы в представительстве при Всемирном Совете Церквей был назначен на должность переводчика в ОВЦС; неоднократно сопровождал представительные иностранные делегации, посещавшие страну по приглашению Русской Православной Церкви. В январе 1984 г. был назначен заместителем начальника Бюро информации и переводов ОВЦС; с мая 1990 г. — заведующий Бюро информации (коммуникации) ОВЦС. С 1971 г. неоднократно участвовал в международных межхристианских мероприятиях. Был делегатом от Русской Православной Церкви на VII, VIII, IX Генеральных ассамблеях Конференции европейских церквей; на IX Генассамблее КЕЦ избран членом Совещательного комитета. В течение ряда лет Б.Б. Вик также являлся членом Центрального комитета Конференции европейских церквей. 15 ноября 1993 г. в связи с внутренней реорганизацией Отдела внешних церковных сношений была образована Служба коммуникации ОВЦС, которую по апрель 1994 г. возглавлял Б.Б. Вик. В дальнейшем Б.Б. Вик работал в Московской Патриархии. С августа 1994-го по март 1999 г. являлся личным референтом приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. За многолетние труды на благо Русской Православной Церкви Б.Б. Вик был удостоен ордена святого равноапостольного князя Владимира III степени, ордена преподобного Сергия Радонежского III степени и других наград. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1141684.ht...

В отношении меня Вик вел вообще определенную интригу: Спиридонов подготовил было для меня машину, Вик запретил: «Ни в коем случае: получает деньги, пусть платит сам»... «Вот, когда я буду архиереем, я буду не как Григорий, а приезжать на машине прямо в церковь, в клобуке, в рясе». 13 апреля . Аня сегодня беседовала с о[тцом] Владимиром, и тот подробно рассказал о Вике. По-видимому, вообще ни о каком перерукоположении и о рукоположении Бориса Ювеналием не могло быть и речи, п[отому] ч[то] он говорил Владимиру, когда я поехал в Москву: «Теперь там Григорий будет рыться обо мне в архиве и ничего не найдет. Боюсь я только, как бы на горизонте Патриархии не появился живой Ювеналий, на которого я все ссылаюсь, а он и сном дела не знает». Ясно, что Ювеналий его не рукополагал, значит, и не перерукополагал. Когда еще в январе Вик вернулся из Москвы, он, потирая руки, говорил; «Все, что я задумал, теперь пойдет хорошо... Я там так настроил Колчицкого против Григория, что все будет отлично»... По-видимому, он хотел подвести против меня интригу и как-нибудь спихнуть меня. Вот негодяй-то! Сегодня получилась телеграмма от Колчицкого: «Дело уладилось, Борис уехал в Саратов»! Как все это там «уладилось»? – интересно. Поживем– увидим. 26 апреля . Заходила Л. А. Смирнова… Сообщила, что в беседе с ней Вик говорил, что его рукополагал в Рязани еп[ископ] Борис (б[ывший] ректор Сарат[овской] сем[инарии]), между тем как мне в Патр[иархии] он говорил, что рукополагал его арх[иепископ] Ювеналий. Спиридонову на его вопрос «кто рукополагал», Вик ответил, что «это было так давно, что уж и не помню»… Относительно пострига Смирнова не прочь сомневаться в этом, ибо говорили о «целибастве ». То же подтверждает и о. И. Дьяконов. 3 мая. После службы прошел по Покровской и снаружи осмотрел здание (дом 14): хорошее, основательное, обширное, вполне подходящее для курсов и Еп[архиального] управления… Сегодня же послал письмо делопроизводителю горисполкома О. И. Маловой для передачи секретарю Остапенко, чтобы выяснить принципиальное отношение горсовета к этому предположению, для того чтобы иметь возможность доложить об этом в Москве т. Карпову. Сегодня получил письмо от еп[ископа] Бориса, в котором он описывает московские события с ним. На него донес еп[ископ] Постников и писал арх[иепископ] Андрей. Когда Андрей приехал в Москву, Патриарх предъявил ему вопрос, почему он, зная об обновленческом рукоположении Бориса, не сообщил тогда же Патриарху; и потом неоднократно видевшись с Патриархом и Борисом также ничего не говорил об этом, а поднял вопрос тогда, когда Борис был уже посвящен в епископы и т[аким] о[бразом] поставил в странное положение всех епископов, посвящавших Бориса. Что же кас[ается] меня, то я, приехав в Саратов (из Ульяновска.– Л. А.-Ч .) уже нашел весь причт сорганизованным арх[иепископом] Андреем, и имел возможность знать о причте лишь по представленным послужным спискам, ничего не говорившем об обновленчестве Бориса .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том VI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья БОННСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ цикл богословских собеседований между православными, англиканами и старокатоликами в Бонне Дитрих (1906 - 1945), протестант. теолог; участник антифашистского Сопротивления в Германии БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмитриевич (1873 - 1955), гос. и общественный деятель, один из основоположников «научного атеизма» в СССР БОРИС Иванович Боголепов (1889 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Павлович Ивановский (1897 - 1937), прот., сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) БОРИС Николаевич Назаров (1884 - 1938), прот., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик БОРИС Философович Орнатский (1887 - 1918), мч. (пам. 31 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС Константинович Успенский (1895- 1942), мч. (пам. 12 нояб., 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Плотников Владимир Владимирович; 1855 - 1901), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/vi.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010