К кон. XIX в. в Гродненской губ. действовало 4 правосл. мон-ря и более 500 церквей, 2 католич. мон-ря и 90 костелов, 7 протестант. храмов, ок. 60 синагог, молитвенные дома; в Гродно - 2 правосл. мон-ря и 8 церквей, 2 католич. мон-ря и 5 костелов, лютеранская кирха и неск. синагог (в т. ч. самая большая в Белоруссии). 28 дек. 1899 г. Святейший Синод принял решение на части территории Литовской епархии учредить самостоятельную Гродненскую и Брестскую епархию. Пределы новой епархии определялись границами Гродненской губ., к-рая включала территории, совпадавшие с совр. Гродненской и Брестской областями Белоруссии и Подлясским воеводством Польши (адм. центр воеводства - Белосток). Первым Гродненским епископом стал сщмч. Иоаким (Левицкий) , бывш. еп. Брестский. В начале своего существования епархия была разделена на 26 благочиний, имела 654 храма и часовни, в к-рых служили 365 иереев и 30 диаконов, 5 мон-рей с 42 монашествующими (гродненские во имя святых Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресв. Богородицы, жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , красностокский в честь Рождества Пресв. Богородицы). В Гродно действовали правосл. храмы: кафедральный Софийский собор, Александро-Невский, Борисоглебский монастырский и Борисоглебский (Коложский), Рождества Пресв. Богородицы в жен. мон-ре, Марфинский (кладбищенский), Владимирская церковь-школа, часовня на правосл. кладбище и 7 домовых церквей. В 1900/01 г. в Гродненской епархии существовало 1296 церковных школ (учительских и второклассных - 9, двухклассных - 6, одноклассных - 455, школ грамоты - 841). По благословению еп. Иоакима при Жировицком ДУ (преобразовано из униатского в 1839) начали работу ежегодные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ. Ежегодно проводились регентские курсы (в Гродно), а также уездные курсы для учителей церковного пения и псаломщиков. Статус епархиальных имели братства Софийское в Гродно (учреждено в 1882, имело попечение о церковно-школьном деле), слонимское Преображенское (создано в 1560, восстановлено в 1866), брестское Свято-Николаевское (создано в 1591, восстановлено в 1867), красностокское во имя Пресв. Богородицы (учреждено 1903). Почти при каждом храме существовали приходские братства, из к-рых наиболее деятельным было Петропавловское в Волковыске (1866-1870, 1873-1915), ставившее задачей заботу о правосл. храмах Волковыска, устроение часовен на месте уничтоженных правосл. церквей, распространение в городе образования в духе Православия.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Беседа родителей прп. Иринарха со свящ. Василием. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Беседа родителей прп. Иринарха со свящ. Василием. Литография Д. Гаврилова по рис. И. И. Самойлова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) В 1566 г. из-за голода в Ростовской земле 18-летний Илья уехал в Н. Новгород, куда через 2 года прибыли и его братья. Здесь во время Успенского поста святому было видение о кончине отца. В 1569 г. Илья с братом Андреем переехал в Ростов, где они купили дом и открыли торговое дело. Общение с благочестивым посадским человеком Агафоником усилило желание Ильи удалиться от мирской суеты. В 30 лет святой ушел в Борисоглебский на Устье муж. мон-рь , где в сер. сент. 1578 г. игум. Ермоген I постриг его в монашество с именем Иринарх. И. сомневался в правильности выбора мон-ря, но услышал небесный голос, повелевший ему остаться в обители св. князей Бориса и Глеба: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: зде спасешися» (Там же. Стб. 1355). Сначала И. трудился в пекарне, затем проходил послушание как пономарь. В Житии сообщается, что святой спал на земле. Встретив однажды зимой странника, И. отдал ему свои сапоги, молясь Богу о даровании «теплоты ногам», после этого святой всегда ходил босым. И. носил настолько «ветхие ризы», что братия насмехалась над ним, а монастырские власти подвергали наказанию: его оставляли подолгу стоять на морозе, заключали в монастырскую тюрьму без пищи и питья. Однажды в сильный мороз И. пошел в Ростов, чтобы заплатить долг «некоего христолюбивого мужа», оказавшегося под арестом, и отморозил ноги, после чего 3 года тяжело болел. После того как однажды И. был послан на работы, из-за к-рых он лишился возможности посещать богослужения, святой ушел в Авраамиев ростовский в честь Богоявления муж. мон-рь , где стал келарем. И. огорчала неумеренность насельников, расточавших монастырские запасы; во сне ему явился прп. Авраамий Ростовский и повелел выдавать все требуемое невоздержанным монахам, ибо после смерти они «взалчут вовеки». В Авраамиевом мон-ре на литургии, во время пения Херувимской, И. получил извещение свыше о кончине матери, что подтвердил брат Андрей, вскоре пришедший в обитель; вместе с ним подвижник отправился на погребение. В Житии рассказывается, что странствовавший по лесным дорогам И. защищал себя крестным знамением от волков и медведей. Чтобы избавиться от почетной келарской службы, И. оставил Авраамиев мон-рь и поселился в Лазаревском мон-ре в Ростове, где жил уединенно в келье. Там святого посещал блж. Иоанн Большой Колпак . И. страдал от разлуки с Борисоглебским монастырем. Св. князья Борис и Глеб, явившиеся И. во сне, повелели ему вернуться в обитель, и вскоре преподобный получил приглашение от игумена, к-рый предлагал прислать за ним подводу. Однако И. ответил, что дойдет сам, «а уже ему на себе носящу железа тяжкая и на ногах пута» (Там же. Стб. 1360).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Распространенной практикой, которая нашла отражение в житийной лит-ре, был уход за ограду общежительного мон-ря для аскетических подвигов. Место уединения, «отходная келья», могло располагаться недалеко от обители либо в глухой и безлюдной «пустыне». Многочисленные пустыни нередко становились впосл. мон-рями, некоторые из них сохранили слово «пустынь» в названии ( Карбасова, Руди. 2011. С. 225). Цель пребывания подвижника в «отходной келье» - безмолвие и общение с Богом, как об этом говорит Житие Павла Обнорского: «Бе святый любя зело молчание, темже въ отходной своей келии пребываше въ безмолвии, всех земныхъ вещей и человеческаго съвокуплениа отлучаяся, исхождаше от братии, единь затворяяся, любя и желая конечное безмолвие, и упражняшеся въ молитвах и слезах выну» (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Сост.: И. В. Азарова и др.; под ред. А. С. Герда. СПб., 2005. С. 93; Карбасова, Руди. 2011. С. 230). Характерным примером такого рода К. являются ближняя и дальняя «пустыньки» прп. Серафима Саровского. В дальней «пустыньке», находившейся в неск. километрах от Саровской обители, в к-рой был пострижен святой, он прожил с 1794 по 1810 г. С пребыванием в этой К. связаны известные эпизоды жизни прп. Серафима, такие как 3-летнее стояние на камне, нападение на него разбойников. В ближнюю «пустыньку» преподобный в 1825-1826 гг. ежедневно приходил из Саровской обители для уединения и молитвы ( Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 2002. С. 193). После кончины святого обе его К. из «пустынек» как реликвии были перенесены в Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь . Келья прп. Иринарха, затворника. XVII в. Борисоглебский мон-рь в Ростове Великом. Фотография С. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Келья прп. Иринарха, затворника. XVII в. Борисоглебский мон-рь в Ростове Великом. Фотография С. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Со 2-й пол. XVII в. в связи с борьбой с расколом пустынножительство не поощрялось. Начиная с правления имп. Петра I, гос-во стремилось контролировать все формы монашеской жизни. Постановлением, содержащимся в «Прибавлении к Духовному регламенту» 1722 г., строго запрещалось строительство «скитов пустынных»; отшельники-одиночки стали подвергаться гонениям как со стороны гос-ва, так и со стороны монастырских властей. Появилась тенденция к укрупнению мон-рей. «Прибавление...» запрещало игуменам держать в обителях «затворников-ханжей». После смерти монаха его К. и др. имущество переходило во владение мон-ря. Новый монастырский порядок исключал любые возможности самовольного отшельничества. Монастырский приказ был обязан разыскивать беглых и бродячих монахов и заковывать в кандалы.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

С. 283-287; 30. С. 293-295; 31. С. 301-303; 32. С. 310-313; 33. С. 314-319; 34. С. 324-327; Корсунский Н. Н. Прп. Иринарх, затворник ростовского Борисоглебского мон-ря, что на р. Устье. Ярославль, 1873; Амфилохий (Сергиевский-Казанский), архим. Жизнь прп. Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского мон-ря, что на Устье реке. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии. С. 224-225; Титов А. А. Ростовский у. Ярославской губ.: Ист.-археол. и стат. описание. М., 1885; он же. Ростовский, что на Устье, Борисоглебский мон-рь. СПб., 1910; Усов С. А. Знамя-хоругвь//Древности: Тр. МАО. 1885. Т. 10. Протоколы. С. 94-96; Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357-360; Шляков И. А. Путевые заметки о памятниках древнерус. зодчества. Ярославль, 1887; Ярославско-Ростовские святыни в Высочиновском Казанском муж. мон-ре Харьковской губ. Змиевского у.//Ярославские ЕВ. 1888. 22. Ч. неофиц. Стб. 350-362; Неофит, архим. Мат-лы для истории ростовского Борисоглебского мон-ря//Там же. 1890. Ч. неофиц. 25. Стб. 397-400; 27. С. 423-427; Павлинов А. М. Древности ярославские и ростовские//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле, 1887. М., 1892. Т. 3. С. 6-45; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 121-122; Антоний, игум. Ростовский Борисоглебский мон-рь и его основатели старцы Феодор и Павел. Жизнеописание Борисоглебского затворника прп. Иринарха. Ярославль, 1907; Кузнецов И. И., прот. Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы: Ист.-агиогр. исслед. М., 1910; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и повести о Смутном времени XVII в. как ист. источник. СПб., 1913. С. 368-373, 436, 437, 456; Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 78, 101; он же. Надгробные комплексы Ростовских святых в XVII - нач. XX в.//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; Ювеналий, архим. К истории Ростовского Борисоглебского мон-ря//Ярославские ЕВ. 1998. 8. Ч. неофиц.

http://pravenc.ru/text/673961.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

С первого же года управления М. е. архиеп. Филарет совершал объезды епархии. 4 мая 1822 г. он освятил Троицкий храм в Борисоглебской жен. общине, вскоре получившей статус мон-ря (см. Аносин Борисоглебский женский монастырь ). При свт. Филарете в М. е. было устроено неск. мон-рей: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Зосимова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» женская пустынь . Близ Троице-Сергиевой лавры в 1844 г. свт. Филарет создал Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит , тогда же был освящен скитский храм с престолами в честь Вознесения Божией Матери на небо и в память Гефсиманского моления Спасителя. К скиту были приписаны Боголюбивая киновия, устроенная для погребения лаврской братии в 1852 г., и пустынь Параклита с богадельней им. свт. Филарета и больницей, основанная в 1861 г. Большое значение в борьбе с распространением старообрядчества приобрели новые мон-ри: Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , предназначенный для воссоединившихся с правосл. Церковью старообрядцев, в к-ром находился чтимый список Нерукотворного образа Спасителя, единоверческий муж. мон-рь во имя свт. Николы близ Преображенской заставы в Москве, где хранилось собрание древних икон, действовали школа и Хлудовская б-ка древних рукописей и старопечатных книг, и единоверческий жен. мон-рь во имя Всех святых за Рогожской заставой в Москве. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Обширной была программа строительства храмов: за годы управления М. е. митр. Филаретом было построено 63 церкви в Москве, в уездных городах Московской губ.- 14 храмов, в селах - 216 церквей. В 1866 г. в М. е. действовала 1251 церковь, число прихожан в наиболее многолюдных храмах превышало 4 тыс. чел. Церкви, как правило, создавались в стиле ампир и русском стиле: храм Христа Спасителя, собор во имя Живоначальной Троицы в Даниловом мон-ре, Троицкий собор в Подольске, ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке и др. В Москве открылись подворья Поместных Церквей - Иерусалимской при ц. св. ап. Филиппа (1818), Антиохийской при ц. сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (1848), Александрийской при ц. свт. Николая в Подкопаях (1855).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОТОРЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Тверской епархии Тверской митрополии), расположен в Торжке. Основан в XI в. Время основания До начала археологических исследований в 1989 г. ранняя история Н. Б. м. оставалась во многом неопределенной, что связано прежде всего с отсутствием прямых упоминаний о мон-ре в рус. летописях. Существует лишь неск. косвенных упоминаний: в Новгородской III летописи XVII в. под 1015 г. встречается имя прп. Ефрема Новоторжского, традиционно считающегося основателем монастыря (НовгорЛет. 1879. С. 176); в летописных рассказах об осаде и взятии ханом Батыем Торжка в 1238 г.- «чинъ черноризьскыи» (НПЛ. С. 76, 288); в описании разорения Торжка вел. Тверским блгв. кн. Михаилом Александровичем в 1372 г. отмечается, что «погоре всь град; и церкви три каменыя, и деревянныа вся, и монастыреве», упоминаются также «чернци и черницы» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 299). В Отводном списке Новоторжских земель 1476 г. есть сведения о «Борисоглебской земле» (АСЭИ. Т. 3. 20. С. 36). Независимо от памятников агиографии во 2-й пол. XVII в. в писцовых материалах и актовых источниках предпринимались попытки разрешить вопрос о времени основания обители. Так, в писцовой и межевой книге Торжка 1686 г. указывалось: «…Борисоглебской монастырь, а в нем церковь соборная каменная святых страстотерпцев Бориса и Глеба... а строение та церковь преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита новоторжского чюдотворца, а в которых годех и при которых великих князех та церковь строена, и про то архимандрит Тарасий з братьею сказали, не помнят» (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166). В жалованной грамоте 1693 г. основание мон-ря отнесено к XI в.: «…Борисоглебской де их м(о)н(а)ст(ы)рь построен преподобны(м) отцем нашим Ефремом чюдотворцем лет с шесть сот и болши…» (Грамоты. 1903. С. 27-28). Абсолютные даты, связанные с основателем обители прп. Ефремом Новоторжским, появились в т. н. новом Житии прп. Ефрема, составленном, по мнению Н. Ф. Дробленковой, «вероятно, в 1572 г., в связи с «обретением» (11 июня) и перенесением мощей Ефрема» ( Дробленкова. 1987. С. 149). В многочисленных списках Жития (БАН. 17.5.3; ГИМ. Увар. 105; ТГОМ. ТвМ.ПК-1879 и др.) приводятся 2 даты: 1015 г.- гибель ростовского кн. Бориса Владимировича, после к-рой Ефрем ушел в район Торжка, и 1053 г.- кончина Ефрема в основанном им Н. Б. м. (ошибочными датами смерти преподобного следует считать 1015 и 1035). Дата основания Н. Б. м. (1038) впервые была предложена в 1811 г. архим. Амвросием (Орнатским; впосл. епископ; см.: ИРИ. Ч. 3. С. 417-423). Эту дату следует считать условной, хотя она и утвердилась в агиографической лит-ре. Не исключено, что она была выведена арифметическим путем (1053 - 1015=1038).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

90-х гг. XX в. Угличский музей передал в Б. м. часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле в Б. м., в наст. время его мощи почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. В 1662-1666 гг. в Б. м. находился в заточении Суздальский архиеп. Стефан . 32 года в обители подвизался местночтимый юродивый Алексей Степанович († 1781). Первоначально Б. м. управляли игумены, с 1688 г.- архимандриты. При учреждении штатов (1764) Б. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1900 г. мон-рь владел 246 дес. земли и получал из казны 1249 р. 7 к. на содержание. В нач. XX в. в обители жили ок. 20 чел. братии и 40 послушников. С 1901 г. действовала иконописная мастерская и школа для братии. При мон-ре с 27 апр. по 4 мая проводилась ежегодная ярмарка, по понедельникам - еженедельные торги. Храмы и другие постройки монастыря В 1522 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Б. м. началось каменное строительство, возглавил к-рое ростовский мастер Григорий Борисов , ему приписывают все постройки мон-ря XVI в. Четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый собор во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, освященный 22 сент. 1524 г., стал первым каменным сооружением в Б. м. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итал. зодчих, работавших в Москве в нач. XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющий фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы, стены гладкие, без лопаток. На протяжении столетий внешний вид храма претерпел изменения: в XVII в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778-1780 гг. надстроили барабан, шлемовидную главу заменили луковичной, позакомарное покрытие - четырехскатной кровлей; в нач. XIX в. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 20-х гг. XX в.; в 1810 г. к зап. фасаду пристроили придел во имя прор. Илии. Борисоглебский собор, Благовещенская ц. и настоятельские покои Борисоглебский собор, Благовещенская ц.

http://pravenc.ru/text/153193.html

рязанского во имя Св. Троицы мон-ря, 24 окт. 1852 г. собственноручно перенес икону в храм из Борисоглебской ц. Рязани. В 1856 г. Г. подготовил церковное торжество присоединения к правосл. Церкви старообрядцев г. Зарайска. По его благословению в дар единоверческой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя была передана старинная утварь из архиерейской ризницы и крестовой ц. 5 июня 1858 г. по просьбе Г. он был уволен на покой с управлением Ольговым мон-рем, 8 июня совершил последнюю литургию в Успенском кафедральном соборе. Незадолго до приезда святителя в обитель в монастырской часовне явилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. По благословению Г. ее перенесли в Успенскую ц. мон-ря, святитель любил молиться перед этим образом. При Г. в мон-ре была построена каменная ограда, настоятельские деревянные кельи, гостиница для паломников, к алтарю Троицкой ц. пристроена каменная ризница. На пожертвования рязанцев был куплен крупный колокол для монастырской звонницы. Г. активно занимался благотворительностью, жертвуя деньги на мон-ри, на содержание причта ряда храмов, на Рязанскую ДС и др. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1832), св. Анны 1-й степени, украшенным имп. короной (1836), св. Владимира 2-й степени (1840), св. Александра Невского (1848), алмазными знаками ордена св. Александра Невского (1856). После обострения болезней с 1861 г. Г. с трудом выходил из покоев, предчувствуя скорую кончину, поручил изготовить гроб. В Великий четверток 1862 г. причастился Св. Таин. Скончался накануне Светлого Христова Воскресения, при пении стиха чина погребения «Животе, како умираеши?». По распоряжению Рязанского архиеп. Смарагда (Крыжановского) погребен 13 апр. 1862 г. в Ольговом мон-ре. 12 янв. 1987 г. Г. был прославлен в лике местночтимых рязанских святых. 26 окт. 1999 г. состоялось обретение его мощей, к-рые 31 дек. того же года по благословению Рязанского архиеп. Симона (Новикова) были перенесены в рязанский Троицкий мон-рь, 3 янв. 2000 г. в этой обители состоялось торжество прославления мощей.

http://pravenc.ru/text/161237.html

С нач. 1862 г. утвердился обычай брать икону из пустыни в Шацк ежегодно, преимущественно весной. Обычай этот существовал до 1891 г., когда указом Синода для пребывания в Шацке К. В. и. был установлен определенный срок, «а именно, с 20 апреля по 1 мая, с тем, впрочем, что если на указанное время падет страстная седмица или св. Пасха, то икону не должны выносить из Пустыни до окончания святой седмицы». С 1871 г. разрешение на ежегодное пребывание у них К. В. и. в сент. и окт. получили жители городов Козлова и Борисоглебска. C 1891 г. такое же разрешение было дано жителям Тамбова и Кирсанова. В память избавления города от холеры ежегодно 15 мая К. В. и. торжественно носили многодневными крестными ходами при громадном стечении богомольцев в Тамбов, а 10 июня ее переносили в Кирсанов и близлежащие города и села. Жители, не имевшие возможности побывать в мон-ре, но желавшие помолиться перед иконой, с разрешения настоятеля брали образ домой. В кон. XIX в. икону в течение 8 месяцев носили по городам и селам Тамбовской губ.: святыня посетила 6 городов, 3 мон-ря, ок. 100 сел и неск. владельческих имений, пребывая в местах остановок от неск. часов до месяца. Но и возвратившись из путешествия, образ не оставался надолго в обители: частные лица брали его домой по благословению настоятеля архим. Аркадия. Т. к. большую часть года К. В. и. носили по Тамбовской епархии крестными ходами (с 1862, по разрешению Синода от 2 мая до 25 июля ежегодно с посещением домов всех без исключения православных), в мон-ре ее замещали точной копией такого же размера в серебряной позолоченной ризе с крестом. Усердие почитателей иконы привлекло в пустынь значительные средства, давшие возможность украсить икону золотой ризой с драгоценными камнями и соорудить для нее весьма ценный киот из чистого серебра. После освящения в мон-ре каменного теплого собора в честь Рождества Христова (30 сент. 1890) за его клиросами были поставлены специальные аналои для особо почитаемых святынь: зимой справа на одном из них помещалась К. В. и. В описании этого периода она упоминается как врезная - в середине большой иконы с изображениями обстоятельств обретения этого образа, а не иконы «Коронование Божией Матери». В ноябрьском номере 1886 г. «Тамбовских епархиальных ведомостей» подробно рассказывалось о том, что с 12 по 15 сент. 1886 г. вел. кнг. Елисавета Феодоровна с супругом вел. кн. Сергеем Александровичем и его братом Павлом Александровичем гостили в имении Е. Д. Нарышкина на Быковой Горе и дважды посетили Вышенскую пуст.: накануне и в день праздника Воздвижения Честного Креста Господня. К. В. и. в то время отсутствовала в обители - она пребывала в Моршанском у. Тамбовской губ. Высокие гости, покинув имение князей Нарышкиных, продолжили путешествие, направившись в имение гр. Воронцова-Дашкова в с. Старотомникове. Икона, к-рую несли из Моршанска в пустынь, 15 сент. была возвращена из шацкого Свято-Никольского Чернеева мон-ря в с. Старотомниково, чтобы ей могли поклоняться вел. князья.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010