453 Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 49. 455 Житие Митрополита Алексия, святителя Московского и всея Руси, изложенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием//Журнал Московской Патриархии. М., 1978. 2. С. 75. 457 Луковский А. Гомилетическое наследие Святейшего Патриарха Алексия I. На правах рукописи. СПб., 2003. (Машинопись. Б-ка СПбДАиС). 458 Питирим [Нечаев], митр. Святейший Патриарх Алексий и его окружение. Патриарх//Питирим [Нечаев], митр. Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 136–153. 459 Остапов Д. Последняя весна Патриарха Алексия//Журнал Московской Патриархии. М., 1970. 6. С. 5. 460 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 104–107. 461 См.: Скурат К. Святейший Патриарх Алексий как проповедник//Скурат К. Сборник отдельных статей и заметок за 1955–1965 гг. Ч. II. Загорск, 1965. С. 110. (Машинопись. Б-ка МДА). 462 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т 2. М., 1954. С. 104–107. 463 Савинский С.В. Речь на открытии Богословского института в Москве (Цит. по: Никонов В. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. К 50-летию служения в священном сане//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 3. С. 13). 464 См.: Доклад Бориса, епископа Саратовского и Вольского, в Учебный комитет при Священном Синоде Московской Патриархии об открытии Саратовской Православной Духовной семинарии от 31 января 1948 года//Архив Саратовской Православной Духовной семинарии. Ф. еп. Бориса (Вика). Оп. не составлена, т. к. фонд не разобран и не описан. 465 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 104–107.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство. Аргентинская паства — Вы несколько лет возглавляли Аргентинскую кафедру. Какой пастырский опыт вы вынесли оттуда? Чем запомнилось это служение? — В 1980 году решением Священного Синода меня назначили епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. Это послушание я нес с небольшим перерывом до 1985 года. Однако мое служение в Аргентине началось еще в 1975 году, когда я стал секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский). Мы и сегодня с ним постоянно общаемся. Буквально в конце мая вместе освящали памятник царю-страстотерпцу Николаю II в Евпатории, а в день памяти святителя Луки совершили Божественную литургию. Своей главной задачей там я считал созидание православной веры в душах многих соотечественников, которые были еще далеки от Православия. Милостию Божией мне удалось построить храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также зал для торжественных приемов и квартиры для священников. Был переоборудован храм в честь Преподобного Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. В Буэнос-Айресе построил пятиэтажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом. При этом главная задача для меня тогда и сейчас осталась в созидании людских душ. Потому что Церковь Христова — это не стены с куполом, украшенные росписями, а живой богочеловеческий организм, глава которого — Христос.

http://pravoslavie.ru/96456.html

Владыка Лазарь как действенный управленец Церкви сумел найти эффективные формы взаимодействия и сотрудничества с органами исполнительной власти и местного самоуправления, с широкой общественностью, с другими конфессиями, действующими на полуострове. В регионах Крыма была создана сеть крепких православных общин, созданы епархиальные учреждения, возрождены древние храмы и монастыри и возведены новые. Только в Симферопольской епархии удалось добиться возвращения более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений, национализированных советской властью. Стали полноценно работать Таврическая духовная семинария, возобновлены службы в древнейшем православном храме Европы – Иоанна Предтечи в Керчи, выстроены и начали работать Владимирский собор в Херсонесе, Александро-Невский – в Симферополе. Открылись сотни других церквей и десятки монастырей, в том числе и пещерных. Сонм местных святых, в том числе новомучеников, усилиями митрополита стал широко известен в православном мире. В 2000 году был причислен к лику святых архиепископ Лука (Воино-Ясенецкий), а в 2008 году – святитель Гурий (Карпов) – бывшие правящие архиереи края. Как рассказывал сам митрополит в своем интервью журналу " Вестник Московской патриархии " , однажды он лично встречался со святителем Лукой. " Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на втором курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе … резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство " , - вспоминал Лазарь. ПОЧЕТНЫЙ КРЫМЧАНИН В июне 2022 года Симферопольская и Крымская епархия решением Синода РПЦ была принята в непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси. Была создана Крымская митрополия.

http://pravoslavie.ru/159791.html

Во время подготовки Собора «в поле зрения епископата» появился вышеупомянутый епископ Мануил (Лемешевский), который тогда, если бы хотел, имел возможность лично выяснить у архиепископа Григория, «как было дело» в части, касающейся епископа Бориса (Вика), но похоже на то, что он переговорил только с архиепископом Андреем (Комаровым) (см. публикацию, 6 октября, 7 ноября 1944 г.). Впоследствии патриарх Алексий за этот каталог архиереев присвоил митрополиту Мануилу степень кандидата богословия, хотя и непохоже, что он читал в нем свою биографию, в которой тоже есть неточности . Проведенный выше небольшой анализ «жизнеописаний» (митрополита Григория, архиепископа Андрея, митрополита Бориса), представленных владыкой Мануилом в его каталоге в сравнении с реальными событиями, описанными в публикуемом дневнике владыки Григория, говорит о том, что к использованию этого труда следует относиться с большой осторожностью. Когда в 1927 г. один из верующих высказал надежду однажды увидеть заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия патриархом, тот ответил: «Нет, это не моя миссия, я призван только лишь спустить церковный корабль на тормозах, чтобы он не разбился вдребезги. Строить будут после 14 октября 1942 г. в Ульяновске на торжественном обеде в Патриархии после епископской хиротонии о. Н. К. Чукова в своем ответном слове на здравицу митрополита Сергия за него, новопоставленный епископ Григорий: «как мог, высказал свои почтительные чувства к всегда мною глубокоуважаемому старцу, особенно отметив его огромную заслугу пред Церковию, ибо он в самые тяжелые времена, переживашиеся Церковью, сумел провести церковный корабль между Сциллой и Харибдой (его собственное выражение из писем ко мне) и благополучно вести его после» В 1947 г. Московская патриархия выпустила сборник статей «Патриарх Сергий и его духовное наследство», последняя глава которой названа «Патриарх Алексий как достойный продолжатель дела патриарха Сергия и его сподвижники», т. е. высшее церковное управление, постоянные члены Священного Синода митрополиты Крутицкий Николай (Ярушевич), Киевский Иоанн (Соколов) и Ленинградский Григорий (Чуков) Понятно, что «строить» предстояло «главному строителю», патриарху Алексию совместно с перечисленными «сподвижниками». Известно, что о. Н. К. Чуков (архиепископ Григорий) с давних пор был верной опорой патриарха Сергия, еще по совместной миссионерской деятельности в Православном Карельском братстве (1907– 1917 гг.) и сподвижником Местоблюстителя, избранного 2 февраля 1945 г. на Поместном соборе патриарха Алексия.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

О том, что зарубежные приходы Московского Патриархата не воспринимаются иностранцами всерьез, свидетельствовал и архимандрит Николай (Еремин). «У карловчан, – писал архимандрит, – имеется большое число епископов, что создает впечатление большой их силы. Для людей с западным мышлением епископский сан имеет огромное значение. Церковь , не возглавленная епископом на месте, не рассматривается как настоящая Церковь , имеющая действительное священноначалие». Эффект усиливался, если архиерей свои достоинства совмещал с подвижнической жизнью. Неудивительно, что прибытие в Париж архиепископа РПЦЗ Иоанна (Максимовича) произвело большое впечатление. Так же оценивал архимандрит Николай и издательскую деятельность Зарубежной Церкви: «Их журнал «Православная Русь» расходится в большом количестве. Наш «Вестник» в Париже выходит нерегулярно и в силу разногласий между членами Совета о его содержании не отражает современного церковного момента и ничего не содержит против карловчан». 870 В начале 1950-х гг. французские власти попытались вообще ликвидировать представительство Московской Патриархии в Париже и выслать наиболее активных священнослужителей – архимандрита Сергия (Шевича), протоиереев Бориса Старка, Георгия Шумкина, Льва Липеровского, иереев Илию Поляка и Виктора Кеппа. 871 Властями пресекалась возможность общения местного духовенства со своими архиереями. Так, архимандриту Николаю (Еремину), служившему во Франции, приходилось объясняться перед местными властями за посещение им в Берлине архиепископа Бориса (Вика). Архимандрит Сергий (Шевич) после визита в Москву находился под особым подозрением властей. 872 Примерно такая же картина была и в Нидерландах. Со стороны Совета по делам РПЦ предпринимались попытки создать здесь епархию, хотя число приверженцев Московской Патриархии было невелико и патриаршие приходы во главе с архимандритом Дионисием (Лукиным) испытывали серьезные материальные трудности. Однако епархия в те годы не была создана по другой причине, а именно из-за противодействия голландских властей. Советский МИД отмечал, что в случае создания в Нидерландах епархии Московской Патриархии архиерей не получил бы нидерландскую визу, как не получали ее и патриархийные священники. 873

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Интервью митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря «Журналу Московской Пат­риархии» 25 августа 2016 г. 16:17 Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь ответил на вопросы корреспондента «Журнала Московской Пат­риархии» (август 2016 г.). Судьбоносная встреча — Ваше Высокопреосвященство, в этом году отмечается сразу несколько юбилейных дат святителя Луки Крымского. В какой мере Вы ощущаете себя его преемником? — Действительно, этот год — юбилейный для Симферопольской и Крымской епархии . Исполнилось 55 лет со дня преставления и 20 лет со дня обретения мощей святителя Луки Крымского. В день его памяти во всех крымских храмах прошли праздничные богослужения, в память о нем в городах и поселках состоялись конференции, концерты, тематические выставки и показ фильмов о святителе Луке. Но ответить на вопрос о преемственности довольно затруднительно. Ведь и сегодня святитель Лука, незримо присутствуя везде, управляет Крымской кафедрой. Он оставил нам очень много своих замечательных проповедей и книг, через которые открывается мир святого Православия. Сколько его распоряжений остаются актуальными и по сей день! Например, о совершении Таинства Крещения полным погружением, о борьбе с сектантством. А его богословские и философские труды для нас и поныне являются весомой помощью в миссионерском служении. Например: «Наука и религия», «Дух, душа и тело». Симферопольская и Крымская епархия неоднократно организовывала международные и республиканские конференции, посвященные духовному и научному наследию святителя Луки, в которых принимали участие богословы, духовенство, ученые и врачи из России, с Украины, из Австрии и Греции. Я постоянно чувствую его помощь и поддержку. — Вы были с ним знакомы? — Богу было угодно, чтобы однажды наши пути пересеклись. Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на 2-м курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе храма в честь Святых мучеников Адриана и Наталии — резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией . Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство.

http://patriarchia.ru/db/text/4594249.ht...

Дальше стали раскрываться подробности [… ] Сегодня отец В.Спиридонов раскрыл еще больше: в разговоре с ним Борис говорил, что “он боится, как бы Ювеналий не оказался жив и не опроверг бы его, а он ссылается во всем на Ювеналия”. .. Даже больше; близкие Спиридонова сомневается даже, имеет ли он вообще посвящение... В отношении меня Вик вел вообще определенную интригу: Спири­донов подготовил было для меня машину - Вик запретил: “Ни в коем случае: получает деньги, пусть платит сам”... “Вот когда я буду архиереем, я буду не как Григорий –  приезжать на машине прямо в церковь , в клобуке , в рясе” . На днях у Спиридонова был доктор Цветков, который в присут­ствии жены и свояченицы сказал: “Ну, проводили юного Владыку? А знаете [ … ]. Все это дало мне основание послать сейчас же Патриарху телеграмма: “Есть основания предполагать, что переруко­положения Вика Ювеналием не было. Подробно письмом. А.Г.” Надо точнее выяснить у Спиридонова, чего именно боялся Вик в отношении Ювеналия. 13 апреля.  Аня (дочь –Л.А.) сегодня беседовала с отцом Владимиром, и тот подробно расска­зал о Вике. По-видимому, вообще ни о каком перерукоположении и о рукоположении Бориса Ювеналием не могло быть и речи, потому, что он говорил Владимиру, когда я поехал в Москву: “Теперь там Григорий будет рыться обо мне в архиве и ничего не найдет. Боюсь я только, как бы на горизонте Патриархии не появился живой Ювеналий, на которого я все ссылаюсь, а он и сном дела не знает”. Ясно, что Ювеналий его не рукополагал, значит, и не переруко­полагал… Когда еще в январе Вик вернулся из Москвы, он, потирая руки, говорил; “все, что я задумал, теперь пойдет хорошо. Я там так настроил Колчицкого против Григория, что все будет отлично”. По-видимому, он хотел подвести против меня интригу и как-нибудь спихнуть меня.… Вот негодяй-то! Сегодня получилась телеграмма от Колчицкого: “дело улади­лось, Борис уехал в Саратов”. Как все это там “уладилось”? – интересно. Поживем – увидим». (Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) ©Александрова Л.К.СПб.2014).

http://bogoslov.ru/article/3747880

Наряду с увеличением количества воспитанников возрастает и штат семинарии. В 1947–1948 учебном году административный и обслуживающий персонал семинарии состоял из ректора, бухгалтера, завхоза, уборщицы и сторожа, причём часть должностей была распределена «по совместительству». Одна из главных проблем того времени – недостаток учебных пособий. Студенты вынуждены изучать богословские науки по старым дореволюционным учебникам, которых не было в нужном количестве: Русская Православная Церковь ещё не имеет возможности вести широкую издательскую деятельность. Студенты, обучавшиеся в семинарии в то время, вспоминали, что достать Священное Писание было очень тяжело, некоторые брали его на время и переписывали от руки. В Музее истории Саратовской митрополии хранятся учебники и методические пособия того времени, переписанные от руки и распечатанные на пишущих машинках. Однако студентов и преподавателей не пугают подобные сложности. Учебный процесс продолжается. Вскоре семинария получает крупное отчисление из Патриархии, для нужд духовной школы в конце 1948 года переводят 100 тысяч рублей. В отчёте за 1949–1950 год указано, что после перечисления денежных средств в жизни Саратовской семинарии происходят значительные изменения, которые коснулись организации внутренней жизни и оборудования учебного процесса 582 . Третий учебный год оказался одним из самых сложных. В 1949 году по благословению епископа Бориса (Вика) на Волге было совершено Великое водосвятие, в котором приняли участие более 10 тысяч человек. Сразу же в прессе появляется фельетон «Саратовская купель», а после него последовали репрессии, которые коснулись не только владыки Бориса – он был снят с должности и переведён в другую епархию. Позже владыка очень тепло отзывался о Саратове, в письмах Патриарху и ректору говорил, что скучает по городу, так как это его родина. В крестном ходе активное участие принимали семинаристы. Представители власти были недовольны, в этот период появилась прямая угроза закрытия СПДС. После крестного хода был введён ряд мер, ограничивающих деятельность семинарии. Ректор семинарии был вынужден запретить доступ верующих в семинарскую церковь (на несколько месяцев). Организации отказываются централизованно снабжать семинарскую столовую продуктами питания; в учебном корпусе и общежитиях отключён телефон; в зданиях семинарии под разными предлогами отключается электрическая энергия 583 . В 1949 году управляющим Саратовской епархией был назначен архиепископ Филипп (Ставицкий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 ноября. [Москва]. В 6 ч[асов] был ужин у Г. Г. Карпова по случаю пятилетия (8 октября) со дня организации Совета. Присутствовали из наших только Патриарх, мы с м[итрополитом] Иоанном (м[итрополит] Николай в отпуске в Сухуми), арх[иепископ] Гермоген, архим[андрит] Иоанн и только. Со стороны Совета — Г. Г. Карпов, С. В. Белышев, Г. Т. Уткин… секретари… завхоз, юристконсульт — всех было около 25 человек. Ужин хороший, с винами и шампанским. Г. Г. Карпов и Патриарх обменялись речами, причем Карпов, упомянув о начале организации Совета, подчеркнул постоянное внимательное отношение правительства и Сталина к Церкви, к изменению которого нет никаких оснований при том взаимоотношении и характере деятельности, которые установились при п[атрирхах] Сергии и Алексии и главных сотрудниках — м[итрополитах]Николае, Григории и Иоанне. Патриарх также начал с воспоминаний о 4 сент[ября] г., встрече у Сталина и его решительных мерах в установлении «должного места Церкви» в государстве и закончил тостом за здоровье Г. Г. Карпова. Беседа велась непринужденно, но вращалась в нашем конце стола: среди служащих Совета разговоры были, но тихие. 17 ноября. [Москва] Вечером после ужина гуляли с Патриархом. Между разговором Патриарх сообщил, что в Совете не особенно довольны митр[ополитом] Киевским Иоанном, и Г. Г. Карпов спрашивал, как посмотрел бы м[итрополит] Григорий на Киевский экзархат. Патриарх ответил, что по значимости Киевский экзархат выше, но м[итрополит] Григорий «прирос» к Ленинграду всей прошлой службой. Независимо от всего другого… незнание языка хохлов, неладный состав архиереев, много батюшек, перебывавших в разных расколах, неопределенность в средствах, идущих в большом количестве на восстановление разрушенного, а главное распущенность архиереев вследствие нетвердой политики экзарха. Все это осложняет дела, и переходить от налаженного к неустроенному нежелательно, да и силы уже не те у меня.   1952 г. 16 июля. [Москва]. Отдел внешних сношений, по отзыву а[рхиепископа] Бориса [Вика] и по моим наблюдениям, бездействует, на запросы не отвечают, руководства нет, м[итрополиту] Николаю некогда, по словам Бориса, [он] уже отчаивается в возможности работать в Отделе внешних сношений, там все поручено какому-то юнцу Буевскому, да Филиппову. А Патриарху до всего этого нет дела. Его водят хитроумно за нос то Остапов, то Николай, то Колчицкий. Сибаритство только на уме и в жизни. Неожиданные решения, несогласованность.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия ), существовало в 1955-1956 гг. Было учреждено определением Синода от 1 авг. 1955 г. по ходатайству временно управляющего Краснодарской епархией архиеп. Алеутского и Североамериканского Бориса (Вика; впосл. митрополит). Новороссийским епископом определено быть архим. Сергию (Костину). Свящ. Виктор Костин (в монашестве Сергий) был сподвижником архиеп. Бориса (Вика) во время руководства последним Берлинской и Германской епархией . С марта 1952 г. свящ. Виктор служил в Берлине настоятелем домового храма во имя прп. Сергия Радонежского при архиерейском доме, затем настоятелем храма во имя равноапостольных Константина и Елены в р-не Тегель. Вместе с архиеп. Борисом в кон. 1954 г. вернулся в СССР, принял монашество в Троице-Сергиевой лавре , 21 апр. 1955 г. был возведен в сан архимандрита. 14 авг. того же года его архиерейскую хиротонию в кафедральном Екатерининском соборе Краснодара возглавил специально для этого прибывший в город патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). 25 апр. 1956 г. еп. Борис переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру, в тот же день временное управление Краснодарской епархией было поручено Новороссийскому еп. Сергию. Он управлял епархией до прибытия на кафедру назначенного 31 мая 1956 г. Краснодарским архиереем архиеп. Виктора ( Святина; впосл. митрополит). 17 сент. 1956 г. еп. Сергий переведен на Костромскую кафедру. В дальнейшем Н. в. не замещалось. Решением Синода от 12 марта 2013 г. была образована Новороссийская и Геленджикская епархия Кубанской митрополии. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1956. 6. С. 6; Письма патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2010. Т. 2. С. 124, 127-128, 165. Лит.: Наречение и хиротония архим. Сергия (Костина)//ЖМП. 1955. 10. С. 15-16; Преосв. Сергий, еп. Костромской и Галичский: Некр.//Там же. 1959. 8. С. 22-23. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2577859.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010