Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение — Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви. После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием, и к концу XVII b. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII b. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри. В конце XVIII b. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 12.1.3. Православие на присоединенных к России польских землях (XIX — начало XX в.в.) В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

27 авг. 1608 г. униат. митр. Ипатий Потей прислал И. грамоту. Он вызвал И. на суд, во-первых, за то, что тот без его ведома получил от короля епархию, к-рая принадлежала униат. Киевским и Галицким митрополитам, и, во-вторых, за то, что принял посвящение не от своего архипастыря, а за границей «вопреки канонам Церкви и законам государства». И. на суд не явился и продолжал управлять епархией. 16 нояб. 1611 г. Потей получил королевское разрешение назначить архим. виленского Троицкого мон-ря Иосифа Вельямина Рутского своим коадъютором и наместником, епископом Львовским и Галицким, однако это решение вызвало протесты духовенства и шляхты, и власть Рутского в епархии была номинальной. 3 марта 1609 г. И. издал грамоту с благословением Львовскому Успенскому братству. Он призывал православных делать пожертвования на постройку братской церкви, школы и госпиталя. И. неоднократно давал братству деньги. С 1610 г. И. оставался единственным действующим правосл. епископом Западнорусской митрополии . В 1613 г. он издал окружную увещательную грамоту, в к-рой призывал православных бороться с унией. Не позднее 1614 г. он стал экзархом К-польского патриарха Тимофея II . При восстановлении православной иерархии патриархом Иерусалимским Феофаном в 1620-1621 гг. И. был признан законным правосл. архиереем, и никаких действий по отношению к Львовской кафедре предпринято не было. Намерения т. н. рус. партии архиереев во главе с митр. Иовом (Борецким) присоединиться к Московскому Патриархату не получили поддержки И., однако в 1625-1626 гг. он регулярно писал грамоты царю Михаилу Феодоровичу с жалобами на притеснения со стороны поляков и с просьбами о милостыне. И. не участвовал в Киевских Соборах 1627 и 1628 гг., осудивших проуниат. произведения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) ; на Соборе 1629 г. в Киеве был лишь его представитель некий Федор, выбранный маршалком. В 1631 г. И. был назначен экзархом К-польского патриарха Кирилла Лукариса . 26 янв. того же года экзарх освятил львовскую Успенскую ц. в присутствии киево-печерского архим. св. Петра (Могилы) и неизвестного архимандрита из Молдавии, представителя молдав. господарей. 1 нояб. 1632 г. И., единственный из правосл. епископов, был признан польск. правительством в отличие от иерархов, поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном.

http://pravenc.ru/text/293656.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Загаецкая " В ночь на 23 января 2006 года Загаецкая икона была похищена во время вооруженного ограбления монастыря. Место ее пребывания неизвестно. На 2019 год икону вернуть не удалось. В настоящее время в монастыре имеется старинный список иконы. Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Загаецкая Местночтимый чудотворный образ, связанный с историей свт. Иоанна Милостивого мужского монастыря в с. М. Загайцы Шумского района Тернопольской области (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четверти XVII века вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению православного митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Монастырю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В начале XVIII века потомки Ярмолинской отступили от православной веры. С 1709 года монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 году он стал униатским. В 1749 году владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил монастырю икону Божией Матери с Младенцем, которая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651). В 1794 году монастырь возвращен в лоно [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Загаецкая. (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн. 4. С.778: Загаецкая. Находится она в Загаецком св. Иоанна Милостивого мужском монастыре, расположенном в Волынской епархии, в 20 верстах от Кременца и в 40 вер. от известной Почаевской лавры.) Файл 31588.jpg:   Размер: 695x999, 0.69 MPix, 344 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (93) , (2) .

http://pravicon.com/icon-658

Здесь, впрочем, они напечатали только одну небольшую книгу: «Диалог, албо Розмова человека хорого, албо умираючого, о добром зъистю з того света» И иеродиакон Сильвестр, сделавшийся по смерти Павла его преемником на игуменстве, завещал (1635) возвратить эту типографию в Луцкий братский монастырь . Существовали и другие православные типографии, кроме тех, которые заведены были братствами или при братских монастырях. Таковы типографии частных лиц: иеромонаха Павла Домжива-Лютковича, Тимофея Александровича Вербицкого и Спиридона Соболя. Иеромонах Павел Домжив-Люткович, бывший игуменом минского Петропавловского монастыря при самом его основании, завел вместе с иеродиаконом Сильвестром свою собственную типографию, с которою они и переезжали с места на место. Сначала они действовали в Угорцах, деревне Самборского уезда, и издали здесь: а) Объяснение двенадцати членов апостольского Символа веры, «коштом и накладом благочестиваго пана Александра Шептицкаго» (1618) б) Евангелие и Апостол (1620) и в) «Казанье на память пана Александра Федоровича Шептицкого», сочиненное самим Павлом Домживом-Лютковичем (1622) Потом переехали на Волынь, в село Четвертню, к князю Григорию Четвертинскому, и в 1625 г. напечатали «благословением игумена Загоровскаго монастыря Захарии и помощию тогожде монастыря» две книги: Псалтирь и Часослов . Пан Тимофей Александрович Вербицкий имел собственную типографию в Киеве и напечатал в ней только один Часослов дважды, в 1625 и 1626 гг. «помощию» митрополита Иова Борецкого, которому, как своему «благодетелю», и посвятил свое издание. Типограф Спиридон Соболь держал типографию также в Киеве, «во дворе Иова Борецкого, митрополита Киевского», находившемся близ Воскресенской церкви на Подоле. Соболь напечатал в ней: Минею общую (1628) Лимонарь Иоанна Мосха (1628) Октоих (1629) и Апостол (1630) Последняя книга издана коштом и накладом пана Богдана Стеткевича, подкомория мстиславского, только что основавшего Кутеинский монастырь в имении своем Кутейне. Туда Соболь, вероятно по приглашению самого Стеткевича, и перенес свою типографию и напечатал в ней «Брашно духовное» (1630) и Молитвослов (1631) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

С.В. Шумило Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Одно из последних прижизненных упоминаний о старце Иоанне Вишенском имеется в определении Собора 1621 года, прошедшего в Луцке под председательством Киевского митрополита Иова (Борецкого). Известное под названием «Совтование о благочестии», оно написано в исихастском духе и призывает иерархию, духовенство и паству к внутреннему очищению, покаянию и даже мученичеству за православие. Принято считать, что многие рекомендации Собора были составлены под влиянием сочинений старца Иоанна. 200 Митрополит Иов (Борецкий) Киевский, Галицкий и всея Малыя Руси (1560–1631) Судя по содержанию этого документа, в 1621 году отец Иоанн Вишенский был еще жив. Более того, Церковный Собор Киевской Митрополии от лица всей Церкви именует в нем старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». 201 Тот факт, что Собор отдельным постановлением предписывает пригласить подвижника с Афона в Украину, свидетельствует о его почитании и высоком духовном авторитете на родине еще при жизни. По отразившемуся в украинской литературе преданию (И. Франко, В. Шевчук и др.), старец Иоанн преставился между 1620–1630 годами в пещерном затворе, отказавшись от пищи и принимая раз в неделю лишь антидор, просфору и святую воду, которые ему в наскальную пещеру спускали по веревке. Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского, как и обстоятельства, при которых это произошло, доподлинно неизвестны. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной, как и подобает афонским подвижникам, – тихо и незаметно, не оставив об этом никаких следов. Так и уходит большинство афонских старцев, и лишь с годами, Промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сентября 1633 года впервые упоминается старец Иоанн как преставившийся. Более того, отец Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Свято горец». 202

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После смерти митрополита Иова (Борецкого; 1631) на митрополичий престол был возведен епископ Перемышльский и Самборский Исайя (Копинский). Как и его предшественник, он был подлинно народным иерархом. Но вопрос о признании его и других иерархов, посвященных по просьбе Киевского братства для русского населения Польши Патриархом Иерусалимским Феофаном во время его приезда из Москвы на Украину в 1620/21 г., оставался неприемлемым для польского правительства, и православные поневоле должны были в этом вопросе отступить и выбрать новых архиереев. Митрополитом Киевским и Галицким был избран архимандрит Петр (Могила), известный своими трудами на благо Православия. Польское правительство было вынуждено признать его митрополичье достоинство, потому что он был родственно связан с несколькими виднейшими польскими аристократическими семьями, представители которых занимали даже королевский трон. Кроме того, в молодости Петр (Могила) служил в польских войсках и имел военные заслуги. В 1632 г. после 45 лет царствования умер польский король Сигизмунд III. На польский престол был избран его сын Владислав IV. Для православных наступило время некоторого облегчения их положения. Большая заслуга в этом принадлежала митрополиту Петру (Могиле), который был выбран депутатом от православных иерархов на сейм, избравший нового короля. В грамоте короля Владислава IV, данной 12 марта 1633 г. Петру (Могиле), избранному на митрополичью Киевскую кафедру, было сказано, что король дает ему «митрополию Киевскую и Галицкую над всею Русью в Короне и Великом княжестве Литовском, в унии не будучою, при церкви святой Софии, в Киеве лежачою». В начале апреля 1633 г. Петр (Могила) направил грамоты православному населению, приглашая его прибыть во Львов или прислать депутатов на предстоящее посвящение его в митрополита. Местом посвящения Петр (Могила) избрал Львов, а не Киев, чтобы не ставить в трудное положение митрополита Исайю (Копинского), не признанного польскими властями. Вскоре после своего посвящения митрополит Петр (Могила) предпринял новые шаги по защите Православия. Благодаря его настоянию польское правительство признало древние права западнорусской Церкви. С 1635 г. (Варшавский сейм) западнорусская Православная Церковь и униатская Церковь в гражданском порядке были признаны как две Церкви, каждая со своей иерархией и со своим особым устройством. Таким образом, польское правительство юридически признало существование Православной Церкви в католическом государстве, и это составляло бесспорную и великую заслугу Петра (Могилы). Он добился юридической санкции на то, что было фактически совершено для защиты и охраны южнорусской Церкви его предшественником — митрополитом Иовом (Борецким). Учреждение Академии

http://sedmitza.ru/lib/text/436387/

И Петр Могила , в это время уже Митрополит, имел полное основание по этому поводу с удовлетворением заметить Саковичу: «Ты прав, когда признаешь, что в школах Киевской и Гойской учат хорошо, – учат в них, действительно, неплохо». Этот высокий научный уровень Киевской Коллегии, организованной Петром Могилой , высоту принципов, на которых она была основана, нельзя не подчеркнуть, говоря о самоотверженной работе Петра Могилы по распространению образования, говоря о его борьбе против иноверного и иностранного культурно-политического влияния иезуитов и их подголосков – униатов. IV 2 марта 1631 г. скончался Митрополит Киевский и Галицкий Иов (Борецкий) и на его место был избран епископ Перемышльский и Самборский Исаия (Копинский). Вопрос о признании его и других иерархов, посвященных по просьбе Киевского братства для русского населения Польши Иерусалимским Патриархом Феофаном в его приезд из Москвы на Украину в 1620/1621 г., оставался неприемлемым для польского правительства, и православные волей-неволей должны были в этом вопросе отступить и выбрать новых архиереев. Митрополитом Киевским и Галицким и был избран Киево-Печерский архимандрит Петр Могила . Но заместивший Иова Борецкого Исаия Копинский никак не хотел отказываться от митрополии. Петр Могила принял свое избрание в митрополиты, не отступив перед возникшими препятствиями и трудностями всякого рода. Он тотчас же известил Константинопольского Патриарха о своем избрании и получил от него утверждение. Историк М. Грушевский, в своей истории Украины, описывая торжественные встречи нового Митрополита на его пути от Львова, где он принимал посвящение, до Киева, где его приветствовали речами, виршами, панегириками и т.д., замечает: «В лице Петра Могилы украинское население радостно приветствовало свою первую национальную победу после стольких лет смуты, неволи и унижений». V В начале апреля 1633 г. Петр Могила разослал грамоты православному населению, приглашая его прибыть и г. Львов или прислать депутатов на предстоящее посвящение его в митрополиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

Петром (Могилой). После смерти митр. Иова (Борецкого), не позднее 20 июля 1631 г. на митрополичью кафедру был избран при активной поддержке казачества Исаия (Копинский). 29 окт. 1631 г. духовенство, собравшееся в киевском Златоверхом Михайловском мон-ре, утвердило Исаию митрополитом, его резиденцией был определен Златоверхий Михайловский мон-рь. Однако избрание и поставление Исаии не было признано значительной частью киевских клириков и польск. сеймом. Сторонникам нового митрополита пришлось занять мон-рь силой при поддержке запорожского полковника Д. Байбузы. При Исаии власти Киевского митрополита подчинились храмы и мон-ри Левобережной Украины и Запорожской Сечи. Косвенным свидетельством этому является универсал гетмана И. Кулаги-Петражицкого от 12 марта 1632 г., в к-ром признается юрисдикция митр. Исаии над православными не только Киевского воеводства, но и войска Запорожского. В свою очередь запорожцы принимали обязательство защищать правосл. церковные учреждения в Киеве. Между митр. Исаией, опиравшимся на казачество и духовенство левобережных мон-рей, и влиятельным архим. Киево-Печерского мон-ря Петром (Могилой), лояльным по отношению к Речи Посполитой, существовали противоречия. В сент. 1631 г. монахи левобережных монастырей говорили, что только митрополит стоит за Православие, а Петр (Могила) «поддаетца к ляхом в лядцкую веру» (Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. 1. 68. С. 119). В нач. 1632 г., когда начиналась Смоленская война, в Черняховской Дубраве близ Канева собралась казацкая рада, на которой митрополит и старцы призывали казаков стоять за правосл. веру, «против ляхов», говоря, что, если казаки этого не сделают, «духовный чин» будет вынужден ехать в Россию. В нач. окт. 1632 г. собралась рада в Корсуне, на ней митрополит снова призывал казаков стоять за веру и обещал просить царя, чтобы он принял казаков под свою власть. Несмотря на противоречия между Исаией (Копинским) и Петром (Могилой), последний в качестве доверенного лица митрополита и представителя от киевского духовенства был направлен летом 1632 г.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Не смотря, однако же, на такие неблагоприятные обстоятельства, Братство не переставало заботиться о своей школе и в том же году, по ходатайству Киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского и Новогрудского воеводы Федора Скумина-Тишкевича, получило от короля Сигизмунда III подтверждение на право содержать школу «pro tructandis», как выразился король в своей грамоте, «liberis artibus» 315 . Львовское Братство не замедлило доставить питомцам своим и самое нужное пособие; им издана была Еллино-словенская грамматика 316 , которую оно тогда же передало в руководство и Виленской Братской школе 317 . Мало по малу, науки стали процветать в Львовской школе, так что она могла уже снабжать учеными мужами и дидаскалами другие Братские школы 318 . В 1601 году Львовское Братство определило ректором своей школы, с обязательством учить по-гречески и по латини, бывшего в этой же школе учеником Ивана Борецкого, которому назначило жалованья по 10 злотых в три месяца; а учителем славянского языка определен Федор Сидоров, с обязательством управлять хором, и жалованья ему положено по 5 злотых в три месяца 319 . Учители Братской школы получали также, в свою пользу, часть дохода от офярек (маленьких свечей), продававшихся в Братской церкви 320 . В Братской школе был постоянно содержим учитель греческого языка 321 . Особенное процветание наук в Братском училище началось около 1631 года 322 . Чтобы доставит питомцам своим всевозможные средства к образованию, Братство постоянно старалось о приобретении книг. Около 1637 года оно собрало уже больную библиотеку книг греческих, латинских, славянских и польских. Каталог книг дошел до нас, а библиотека впоследствии сгорела вместе с колокольнею, на которой помещалась 323 . В конце XVIIcmoлemuя в ставропигию перешел от иезуитов обычай ученикам Братской школы разыгрывать диалоги (священные драматические представления) в церкви. В 1689 году было дано такое представление с великою пышностью при многочисленном стечении зрителей 324 . Иезуиты, видевшие в Братской школе сильного врага для своих намерений и действий, нередко вооружались на нее всеми силами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

как о защитнике унии с Римом. Плита не сохранилась. Фрик собрал наиболее полную информацию об эпистолярном наследии М. Это 20 писем, написанных в 1626-1631 гг. виленским и могилёвским братчикам, митр. Иову (Борецкому), архим. Петру (Могиле), одному из лидеров православных - волынскому шляхтичу Л. Древинскому , кн. А. Пузыне, патриарху Кириллу Лукарису, папе Урбану VIII, кардиналам О. Бандини и Л. Лудовизи, Римской курии, Конгрегации пропаганды веры, митрополиту Рутскому. Т. Кемпа опубликовал письмо М. к А. Хрептовичу, он также ссылается на несколько неизвестных писем (напр., ответ на обращение Льва Сапеги к Б. Огинскому). М. писал на польском и латинском языках, «простой мове». Отдельные послания являются развернутыми сочинениями на различные темы, в т. ч. богословские. Соч.: Anoлoriя моему странствованию на Восток/Пер. и предисл.: И. М. Мартынов. Лпц.; П., 1863. (Кирилло-Мефодиевский сб.; 1); [Соч.] П.; Лпц., 1867. (Кирилло-Мефодиевский сб.; 2); Αντιγραφ, albo odpowiedr na script vszczypliwy//Памятники полемич. лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1903. Кн. 3. С. 1149-1300. (РИБ; 19); Казанье Мелетия Смотрицкого на честный погреб о. Леонтия Карповича. К., 1908; Verifikatia niewinnoci//АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 279-344; Obrona verificacjey//Там же. С. 345-442; Justificacia niewinnoci//Там же. С. 511-532; Elenchus//Там же. 1914. Ч. 1. Т. 8. С. 597-673; Supplicatia…//Док-ты, объясняющие историю Западнорус. края и его отношения к России и к Польше. СПб., 1865. С. 230-310; Collected Works of Meletij Smotryc " kyj/Introd. D. A. Frick. Camb. (Mass.), 1987. (Harvard Library of Early Ukrainian Literature. Texts; 1); The Jevanhelije ucytelnoje of Meletij Smotryc " kyj/Introd. D. A. Frick. Camb. (Mass.), 1987. (Ibid. 2); Тренос, тобто Плач//Ykpaïhcьki ryмahicmu епохи Biдpoджehhя: Ahmoлoriя/Ред.: В. М. Hiчuk. К., 1995. Ч. 2. С. 284-332; Трэнас. Прадмова да «Гpaмamыki славянскай». Казанне на пахаванне Ляbohцiя Kapnobiчa//Ahmaлoriя дауняй беларускай лim-pы: XI - 1-я палова XVIII ст./Падрыхт.: А.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010