Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Метеорский, прп. - житие Преподобный Иоасаф Метеорский После того, как могущественный сербский царь Душан Сильный Неманич (1331- 1355 гг.) подчинил своей власти Албанию и греческую область Эпир, а его воевода Прелюб покорил в 1348 году Фессалию, он провозгласил себя «императором Сербов, Греков и Албанцев» и «деспотом Эпира и комитом Фессалии». Душан отдал Эпирскую область в управление своему брату Симеону-Синише, который женился на дочери греческой правительницы Анны Фомаиде, сестре эпирского правителя Никофора II (1335-1340 гг.). Мать Синиши, гречанка Мария, принадлежала к византийской императорской фамилии Палеологов, и поэтому он стал по матери и жене зваться Палеолог. У Симеона-Синиши и Фомаиды было двое детей – сын Иоанн и дочь Мария-Ангелина. После внезапной смерти царя Душана в 1355 году, в правящем доме Неманичей осталось два мужских главы - молодой двадцатилетний царь Урош и его дядя Симеон-Синиша. Дядя не хотел подчиняться молодому племяннику и, отделившись от него, в эпирском городе Костуре (Кастории) провозгласил себя «царем и самодержцем Греков, Сербов и Албанцев». Он именовался царь Симеон Урош Палеолог (1355-1369). После смерти правителя Фессалии Прелюба, царь Симеон-Синиша взял власть и над этой областью в свои руки и перенес свою столицу в город Фрикалу в центре Фессалии. Он выдал свою дочь Марию-Ангелину за сына Прелюба Фому, и отдал им обоим в управление Эпир. Преподобный и богоносный отец наш Иоанн, в монашестве Иоасаф, родился, как уже говорилось, от отца Симеона-Синиши и матери Фомаиды около 1350 года. Его отец был правителем богобоязненным и по примеру своих предков Неманичей воздвигал церкви и помогал многим монастырям. В своей столице, городе Фрикале в Фессалии, при митрополите Ларисском Ниле, он построил церковь св.Симеона. Благочестивый правитель оказывал щедрую помощь и покровительство Метеорским монастырям, которые в его правление умножались. Воспитываясь в дому своего отца, блаженный Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты.

http://pravicon.com/info-2516

6 . доходы и расходы приходских церквей; 7 . надписи во всех Метеорских монастырях; 8 . разные дееписания (acta et documenta) о Стагонском ските; 9 . царские хрисовулы и приказы, патриаршие грамоты и другие дееписания в Метеорских монастырях и в Фессалийских обителях св. Георгия Корбовского и Пресвятой Богородицы Ликусадской; 10 . надписи в Икономийском монастыре св. Димитрия на горе Оссе и в Олимпийских обителях, Дионисийской, Каналонской и Елассонской; 11 . царские хрисовулы, патриаршие грамоты и другие дееписания в этих обителях; 12 . фессалийские живописцы и произведения кисти их; 13 . каталог замечательных рукописей, хранящихся в монастырях метеорских и оссо-олимпийских; 14 . выписки из толкований триккского епископа Икумения. Этот статистический сборник, в котором помещено много списков с подлинных актов на языках греческом и латинском, послужит богатым материалом для церковной истории. Архимандрит Порфирий намерен напечатать его по частям при описании путешествия его по Фессалии и при церковно-гражданской истории этой страны. 5) Взгляд на плавание наших торговых пароходов к берегам святой горы Афонской напечатан в одесской газете, называемой «Листок Русского общества пароходства и торговли». Эта статья, которую архимандрит писал volens-nolens, прилагается к сему отчёту. В течение 1862 года учёные труды отца Порфирия были по большей части обязательные. 6) Приглашённый обер-прокурором Святейшего Синода дать мнение об абиссинских делах, он по этому случаю написал большое сочинение под названием: Состояние Абиссинии с древнейших времён до наших дней. В состав его вошли следующие статьи: 1 . народонаселение, состоящее из галлаев и абиссинов, и образчики разных языков, которыми говорят они; 2 . вероисповедание и литургия в славянском переводе; 3 . иерархия; 4 . толки о вере; 5 . искусства и науки; 6 . земледелие, промышленность и торговля; 7 . политическая история Абиссинии; 8 . такая же история соседнего с нею государства Шойского; 9 . современные политические события в Абиссинии;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

чудотворца Дамиана и три посоха от того куста, от которого Моисей взял жезл; Царице образ мученицы Екатерины, мощи Св. мученика Кирика. Архимандрит Синайский Паисий, при представлении получил обычное жалованье, камку смирную, один сорок соболей в двадцать пять рублей и двадцать пять рублей деньгами, и Государь приказал отпустить с ним милостыни на Синайскую гору пятьдесят рублей и двести руб. для вечного поминовения своего родителя. (Связка 14-я) 1637 В 1637 году, в Сентябре месяце, приехали в Путивль Греческие старцы из города Трикалы, Дымнова монастыря Преображения архимандрит Парфений и Метеорского скита архидиакона Стефана архимандрит Гавриил. Парфений привез с собою четыре листа от нового Константинопольского Патриарха Неофита, вступившего в Июне 1636 года на патриаршую кафедру, и от братии монастырской к Государю и Патриарху Иоасафу, а Гавриил еще от бывшего Патриарха Кирилла. Патриарх Неофит отзывался, в грамоте своей, о Преображенском монастыре, что от наругания иноплеменных, от гонения, обид, тесноты и насильства и от всяких убытков впал в великий долг; отцы мучатся и не имеют чем пособить, Агаряне же грабят и чинят всякие обиды. Уже братия хотела покинуть монастырь и разбрестись, и если не будет к ним царской милости и призрения, то в конец погибнут и монастырь опустеет; но слыша о царской щедрой милостыни, послали архимандрита своего Парфения просить помощи. Тоже писал Патриарх и к Московскому Первосвятителю, и игумен Иоаким, со всем монастырским собором, слезно плакались в грамоте своей пред Царем и Патриархом, чтобы не оставили их обители. (Связка 15-я 3) С другой стороны, старцы Метеорского скита писали, с игуменом своим Митрофаном, к Царю: «куда нам бедным прибегнуть, православным Христианам, в нынешния времена? невозможно уже терпеть долее от Агарянских рук; они мучат нас и сего ради молим и покланяемся до лица земли: да сотворите вторую милостыню и освободится святой монастырь, чтобы ему в конец не погибнуть, ибо не имеем чем пособить от умножившихся долгов своих.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Если принять во внимание предположение иеромонаха Амфилохия (Радовича) о том, что преподобный Афанасий Метеорский был ближайшим учеником святого Григория Молчаливого с. 132], то житие преподобного Афанасия может дать нам ряд дополнительных сведений о жизни и подвигах преподобного Григория Молчаливого. Из этого жития видно, что святой Григорий Молчаливый стал учеником преподобного Григория Синаита , когда тот был на Святой Горе Афон. После ухода учителя безмолвия с Афона преподобный Григорий остался там и долгое время подвизался с Моисеем – одним из учеников святого. К ним иеромонах Каллист направил преподобного Афанасия, с именем которого впоследствии будет связан расцвет знаменитого монашеского оазиса на Метеорах в Фессалии. Преподобный Афанасий Метеорский, лично знавший святого Григория Синаита и получивший от него первые наставления исихастского делания с. 298], дальнейшие свои духовные подвиги продолжал под руководством преподобного Григория Молчаливого с. 132], от которого и принял монашеское пострижение. Совместным подвигам Моисея и Григория Молчаливого препятствовали частые нападения на Афон разбойников, в особенности на то место, где они находились. Они вынуждены были расстаться. Моисей, взяв одного из послушников по имени Стефан, отправился в Иверский монастырь, в котором закончил свой земной путь. А святой Григорий Молчаливый с учениками Афанасием и Гавриилом отправился в Солунь и далее в Сербию, к ученику Синаита митрополиту Иакову Серскому. По совету и благословению митрополита они поселились в Метеорских горах в западной Фессалии на одной высокой и отвесной скале, где, кроме птиц, никто не обитал. Первое время преподобный Григорий Молчаливый жил с Афанасием. Вскоре к ним стали приходить люди, желавшие подвижнического жития. Видя духовный рост Афанасия, преподобный Григорий освободил его от обычного послушания и дал благословение на молитвенное уединение с. 302]. Место подвигов преподобного Григория Молчаливого представляло своего рода столп, на котором со временем образовался монастырь. Множество иноков проходило подвиги под мудрым руководством старца. Когда в новой обители установился строгий устав и стал не менее строго соблюдаться, Господь перевел Своего верного раба в другое место для создания новых духовных центров. Ими стали монастырь Григориат на Афоне и позднее обитель Горняк в Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

П.В. Безобразов Константинопольскому посольству от 8 мая 1859 г. По благословению святейшего правительствующего синода путешествуя по Востоку и отыскивая в тамошних библиотеках рукописные экземпляры Священного Писания Ветхого Завета на греческом языке для крайне надобного сличения их как с славянским текстом сего писания, так и с теми греческими текстами оного, которые напечатаны на Западе, хотя не совсем верно, однако распространены на Севере и Востоке, я нашел в книгохранилищах афонских монастырей несколько таких экземпляров и уведомил об этом духовное начальство. Но все они, к сожалению, не полны. В них нет самой важной и существенной части ветхозаветного писания, именно, всех пророчеств (Προφητολγιον). Эта часть отыскана мною в другом месте, именно, в ставропигиальном и патриаршем монастыре Преображения Господня, называемом Метеоро и находящемся в епархии стагонского епископа, подведомого ларисскому митрополиту, в Фессалии, близ города Стагона (ныне Калабака). Метеорский текст пророчеств и исторических книг Библии, писанный на бумаге in folio в два столбца, инде красными чернилами, немного подмоченный, в чернокожаном переплете, этот текст есть завидная редкость и неоцененное сокровище. Он переписан был в XIV или XV веке с древнейшего ученого издания Библии. Я просил игумена Метеорского монастыря отца Каллиника выдать его мне под расписку сроком на год и поставлял ему на вид, что наш агент в Лариссе Григорий Хаджи Лазару поручится в том, что эта рукопись по истечении года будет возвращена в свое место в неповрежденной целости. Достопочтенный игумен этот соглашался на мою просьбу с тем условием, чтобы ларисский митрополит, как епитроп Метеорского монастыря, письменно дозволил ему выдать мне просимую рукопись на определенный срок. Но этот митрополит, несмотря на усердное ходатайство помянутого агента нашего, не решился кончить это дело домашним образом и объявил, что если угодно мне или г. Хаджи Лазару, то он будет писать об этом вселенскому патриарху, от которого непосредственно зависит Метеорский монастырь, и как скоро получит от него разрешение выдать нам желанную рукопись, немедленно представит ее в нашу агенцию в Лариссе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Монастырь Святой Троицы (Метеора) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Святой Троицы  — один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан в XV веке. Находится на одной из скал Фессалии в номе Трикала, Греция. Содержание История [ править править код ] Не существует достоверных свидетельств о дате основания обители. Один из неподтвержденных переводов свидетельствует, что монастырь был основан монахом Дометием в 1438 году. Однако существует историческое упоминание о монастыре Святой Троицы вместе с монастырем Мегала Метеора, датированное 1362 годом в приказе Симеона Уреша Палеолога. Достоверно известно, что возведение собора состоялось в 1476 году, на это указывает надпись на южном фасаде храма. Сейчас комплекс обители состоит из часовни, балконного замка, алтаря, монашеских келий, покрытых низкими сводами. Настоящим украшением является Собор, посвященный Святой Троице. Позади собора расположен балкон, с которого открывается живописная панорама на монастырь Святого Стефана , монастырь Русану , монастырь Святого Варлаама и Мегала Метеору , а также две скалы — Алисы и Святого Модеста. На этих скалах тоже когда-то действовали монастыри: на скале Святого Модеста — одноименный монастырь, на скале Алисы — монастырь Святого Петра. Монастырь Святого Модеста, построенный в 12 веке, был самым древним среди Метеорских, второй был основан около 1400 года. Современное состояние [ править править код ] Собор Святой Троицы Собор был возведен около 1475—1476 гг., сводчатый, двухколонный. Неф храма традиционна — крестообразная в плане, под трехсторонним куполом, как и храм монастыря Святого Николая Анапавсаса. На куполе единственное двупольные окно и с трех сторон имитационные арки. Вход в неф оборудован через низкую дверь с южной стены. Связь нефа с основным храмом осуществляется через три прохода. Алтарь расположен рядом с ризницей, достроенной в 1648 году. Собор монастыря Святой Троицы украшен настенными фресками, нанесёнными в два этапа. К первому относится иконопись нефа, а фрески основного храма относятся ко второму этапу отделки храма покрывают более древние покровы. Среди живописных украшений сохранились две надписи создателей. Согласно первой, отделка нефа началась в 1692 году при митрополите Стагоне Арсении и по инициативе Михо Курика Кириака из города Велоны, иеромонаха и священника Иоанна Дамаскина . Собственно иконопись выполняли два мастера: Димитрий Ризос и Афанасий.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

Монастырь Святого Стефана Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь Святого Стефана  — один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, находится на одной из скал Фессалии, основан в XIV веке. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан в 14 веке, однако сама скала стала обитаемой в 12 веке. Создателем обители считается потомок семьи Кадакузинос монах Антоний. Реставратором древнего собора монастыря в середине 16 века, а затем и вторым создателем был монах Филофей. В этот же период примерно в 1545 году патриарх Еремей и объявил монастырь патриархальным и независимым — эта привилегия действовала более 200 лет. В конце 18 века был построен новый собор, посвященный Святому Харалампию, который еще с 17 века считался вторым покровителем (после Святого Стефана) обители. Кроме старого и нового соборов, новейших сооружений, в монастыре сохранились древний алтарь (ныне музей), очаг, конюшни и кельи — все восстановлены. Сегодня Монастырь Святого Стефана единственный среди метеорских имеет современную подъездную дорогу и каменный мост, расположенные на одной высоте со скалой. Современное состояние [ править править код ] Старый собор Старый собор монастыря, отреставрированный монахом Филофеем, состоит из основного храма и нефа. Последний представляет собой квадратное помещение, соединенное с остальным пространством храма тремя сводами, охватывающими всю ширину храма. Основной храм очень объемный, под деревянной крышей, на востоке переходит в трехстороннюю нишу. Иконопись Старого собора Святого Стефана сейчас очищена и восстановлена, представляет собой интересный живописный комплекс. Сохранена надпись на западной стене нефа: «Возведен с фундамента и построен этот божественный и почтенный храм первомученика и архидиакона Стефана, усилиями и на средства его первосвятости игумена и иеромонаха Митрофана и иеромонаха Григория. Иконопись Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии произведена усилиями и на взносы его первосвятости игумена и иеромонаха Григория, а также священника Николая Кастрисио из города Стагон».

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

http://azbyka.ru Мужской монастырь Святой Троицы - один из шести сохранившихся доныне Метеорских монастырей, основан в XV веке. Находится на одной из скал Фессалии в номе Трикала, Греция. Не существует достоверных свидетельств о дате основания обители. Один из неподтвержденных переводов свидетельствует, что монастырь был основан монахом Дометием в 1438 году. Однако существует историческое упоминание о монастыре Святой Троицы вместе с монастырем Мегала Метеора, датированное 1362 годом в приказе Симеона Уреша Палеолога. Достоверно известно, что возведение собора состоялось в 1476 году, на это указывает надпись на южном фасаде храма. Сейчас комплекс обители состоит из часовни, балконного замка, алтаря, монашеских келий, покрытых низкими сводами. Настоящим украшением является Собор, посвященный Святой Троице. Позади собора расположен балкон, с которого открывается живописная панорама на монастырь Святого Стефана, Монастырь Русану, Монастырь Святого Варлаама и Мегала Метеору, а также две скалы - Алисы и Святого Модеста. На этих скалах тоже когда-то действовали монастыри: на скале Святого Модеста - одноименный монастырь, на скале Алисы - монастырь Святого Петра. Монастырь Святого Модеста, построенный в 12 веке, был самым древним среди Метеорских, второй был основан около 1400 года. Собор Троицы Живоначальной Неф Собор был возведен около 1475-1476 гг., сводчатый, двухколонный. Неф храма традиционна - крестообразная в плане, под трехсторонним куполом, как и храм монастыря Святого Николая Анапавсаса. На куполе единственное двупольные окно и с трех сторон имитационные арки. Вход в неф оборудован через низкую дверь с южной стены. Связь нефа с основным храмом осуществляется через три прохода. Алтарь расположен рядом с ризницей, достроенной в 1648 году. Собор монастыря Святой Троицы украшен настенными фресками, нанесёнными в два этапа. К первому относится иконопись нефа, а фрески основного храма относятся ко второму этапу отделки храма покрывают более древние покровы. Среди живописных украшений сохранились две надписи создателей. Согласно первой, отделка нефа началась в 1692 году при митрополите Стагоне Арсении и по инициативе Михо Курика Кириака из города Велоны, иеромонаха и священника Иоанна Дамаскина. Собственно иконопись выполняли два мастера: Димитрий Ризос и Афанасий.

http://sobory.ru/article/?object=28092

Второе. Мы, монахи, стремились к истокам. У нас не было глубоких корней. Единственное, что было – это наш блаженный святой отец-наставник митрополит Триккский и Стагонский Дионисий, о котором я упоминал в храме. Он время от времени пытался вложить в наши сердца святогорский образ жизни. Особенно когда мы после обеда приходили в митрополию и оставались наедине с ним. Не расставаясь со своими четками, он с простотой малого дитяти начинал говорить нам дивные речи. Мы стремились к корням. Их у нас не было. Мы желали отыскать древние традиции. Но не было и их. Метеора, как известно, – отпрыск Афонской Горы. Монах Афонской Горы святой Афанасий Метеорский 7 перенес святогорское устроение монашеской жизни в тот монастырь, где подвизались мы, – в Болыние Метеоры. Святой царь Иоасаф, Иоанн Уресис Ангел Комнин Дука Палеолог тоже был монахом на Святой Горе и перенес в Метеоры из Ватопеда Устав и сделался игуменом нашего монастыря. Видите, каковы святогорские корни. Но постепенно монашество в прямом смысле было выжито из Метеор. Не оставалось ничего, что могло бы нам напомнить о безмолвии и покое, за единственным исключением. Не смейтесь, пожалуйста, прошу вас, но кроме нашего храма с его дивными росписями и иконами, у нас были еще ястребы, которые с древних времен обитали в Метеорах. Их увидел, придя сюда в XIV веке, святой Афанасий Метеорский. Застали их и мы. Но с внедрением звука и света они покинули Метеоры. И не осталось ничего, ни одного ястреба, который мог бы напомнить о безмолвии. Мы говорили: «Надо бежать». Дети понимали, что нельзя долыле оставаться на Метеорах, и тогда мы невозможное сделали возможным. Понадобились годы сражений. Мы выдержали непонимание и возражения. И, слава Богу, отныне пребываем в месте с тысячелетней традицией, даже двухтысячелетней, ибо нить афонского монашества неотделима от суровой нити всего православного монашества. Третье. Позвольте мне упомянуть то, что, быть может, вам покажется малозначительным, однако для нас это решительно важно. Читая Святых отцов Церкви, мы видели, что все те, кто вел внутреннюю жизнь и имел мистический опыт откровения Бога и обгцения с Ним, пребывал в особом, не сентиментальном, но глубоком сердечном общении с Пресвятой Богородицей, был с Ней связан неразрывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

2-я книга (IIA11a), состоящая из 244 листов(=255+232 стран.), содержит в себе следующее: α) Черновую статьи: «Скиты, замонастырные кельи и развалины древних монастырьков на св. горе Афонской, описанные архимандритом, ныне епископом Порфирием Успенским », – статья, вошедшая во Второе путешествие по Афонской горе (см. выше стр. 201), – стр. 1–151. β) Перечень скитов, принадлежащих монастырям на св. горе Афонской в 1845 и 1846 годах (стр. 153). γ) Скиты на св. горе Афонской в 1744 году (из путешествия Василия Барского) со многими приложениями, извлеченными из разных рукописей и печатных сочинений русских и греческих, и между прочим довольно много данных о ските св. Димитрия; здесь приведены: грамота бывшего патриарха константинопольского Григория 1768 г. и фотографический снимок с соглашения (1857 г.)ватопедцев на устройство скита на их земле. δ) Кельи: а) перечень актов о кельях по афонской рукописи и b) число внешних келий, находящихся на св. горе Афонской в зависимости от тамошних монастырей в 1744 год (из путешествия о. Василия Барского). ε) Надписи в монастырях, скитах и знаменитых кельях на святой горе Афонской (стр. 1–255), – целый, отдельный весьма ценный труд преосвящ. Порфирия, составляющий 2-ю часть этой книги, с отдельной пагинацией; в конце приведен «перечень всех надписей на Афоне», которых оказывается 499. Этот сборник составлен в 1862 г. ζ) Церковные уставы. Св. мощи. Иконы. Церковная утварь. Стенная живопись, – сборник, составленный из статей, собранных у Барского, а в начале приведен устав св. Саввы сербского (стр. 1–232). " Восток христианский. Фессалия. Путешествие в Метеорские и Оссо-Олимпийские монастыри в Фессалии Архимандрита Порфирия в 1859 году« в 3-х частях и 3-х книгах. 1-я книга (IIA12) из 579 листов в лист заключает в себе дневник-описание путешествия в Солунь, Фессалию и Метеорские монастыри в 2-х частях (в 1-ой 351 страница; во 2-ой 135 страниц + 30 листов приложений), совершенно приготовленное к печати, будучи переписано начисто и исправлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010