А такая любовь, конечно, бессмертна, она переходит из нашей жизни, из этого тленного слабого и умирающего тела в жизнь вечную, никакая смерть, никакие страдания для такой Божественной любви, которая передается человеку, преграды составить не смогут». Архимандрит Даниил скончался в этот же день, в 22 часа 45 минут 8 сентября 2006 года. Ольга Ивановна Сарычева вспоминает, что ее не оставляло ощущение юности умирающего отца. «За два дня до кончины у него вдруг стало лицо молодым, как у юноши, и оно мне показалось без бороды. Я остановилась у его кровати, пораженная этой перемене. Мой папа получил мирную и безмятежную кончину. Он причащался каждый день и в день смерти причастился». Наступил час расставания с дорогим батюшкой. Самочувствие ухудшалось, и отец Димитрий начал отходную молитву. Он читал канон на исход души, и она тихо покинула старческое изможденное болезнью тело. В скором времени приехал архимандрит Агафодор (наместник Донского монастыря) с братией и забрали тело отца Даниила в его келью, благодаря чему удалось избежать вскрытия, на котором настаивал главврач. Отец Димитрий вспоминает, что пришлось с усилием отстаивать у врачей право не делать вскрытие. «Непонятно было, зачем хотят вскрыть тело немощного престарелого человека — этот богозданный храм». Не прекращались моления, литии, чтение Евангелия у гроба любимого пастыря, отца, родного человека для многих и многих духовных чад со всех концов страны. 9 сентября тело отца Даниила было перенесено в Малый собор. Были отслужены панихиды, а 10 сентября его перенесли в Большой собор. Храм был переполнен верующими, духовные чада собрались в этот день проводить своего дорогого батюшку в последний путь. Последнюю батюшкину литургию возглавил епископ Красногорский Савва (Волков). Владыка отметил, что душа человека, который сподобился причаститься в день смерти, проходит к Престолу Господню, минуя мытарства. Такое случается с высокими подвижниками или с теми, кто был исключительно чист сердцем. Затем епископ Савва возглавил торжественное отпевание.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

К нему подошел пожилой рабочий с повязкой на рукаве: “Там, где столько людей, необходимо соблюдать порядок”, -сурово, но вежливо сказал он. “Я работник ОГПУ”, – ответил гражданин. “Тогда вам здесь не место”, – был ответ рабочего. Помолчав минутку, гражданин нырнул в толпу и скрылся”. Наконец наступило 12 апреля – самый день похорон. “Небольшой собор Донского монастыря битком набит духовенством, – отмечает корреспондент “Вечерней Москвы”. – Кроме бесчисленного количества священников, протоиереев, здесь присутствуют 56 архиереев и 4 митрополита, съехавшиеся со всех концов России. “Мирян” здесь очень мало, да и те оттеснены к самым стенам. Чтобы попасть сюда, в этот собор, куда уже к 10–12 часам дня не пропускали даже священников без облачения, многие из этой истерически настроенной толпы дежурили с 5–6 часов вечера предыдущего дня. Немудрено, что в спертой, невероятно тяжелой атмосфере, которая тысячами свечей доведена до атмосферы бани, то тут то там слышатся крики, и очередная жертва религиозного фанатизма падает в обморок. Объединенный хор Чеснокова и Астафьева тянет “Со святым покой”. Целые пять часов продолжается отпевание. Один за другим читают архиереи и митрополиты, стоящие двойной цепью вокруг гроба. На каждом из них дорогое облачение, расшитое золотом, серебром и шелком. Особенно любопытны митры – тяжелые серебряные и золотые головные уборы со вделанными в них драгоценными камнями. В начале шестого часа начался, наконец, вынос. Перед гробом -патриаршее облачение. Шествие замыкается духовенством. Процессия обходит вокруг собора и направляется к склепу, еще накануне приготовленному в зимней церкви”. (Похороны Тихона. -Вечерняя Москва, 1925, 13 апреля, No84, с. 1.) “12 апреля 1925 года в Донском монастыре состоялись похороны б. патриарха Тихона, – сухо сообщали “Известия”.– Погребальный обряд, начавшись утром, закончился только в 7 вечера. Среди венков выделялся большой венок из лавров и пальм с английской надписью на ленте: “От архиепископа Кентерберийского”. Тихон похоронен в склепе одной из церквей монастыря”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас этот метод, трактующийся гораздо шире — уже с использованием техники нового поколения, снискал популярность не только в Москве. Среди недавних удачных примеров — Троицкий собор в Щелкове с массированным применением желто-оранжевых металлгалогенных прожекторов заливающего освещения. «А вот эксперимент с собором " Большой Златоуст " в Екатеринбурге не очень удался, — добавляет Александр Хаджин. — Звоны потерялись из-за слишком близкого спектрального соотношения выделенного яруса колокольни и общего фона заливающих источников: фиолетового и темно-синего. Следовало выбрать более удаленные друг от друга расцветки». При подсветке барабана главное, на что обычно обращает внимание архитектор, — «паразитные» тени от периферических малых глав при наличии прожекторов заливающего освещения. Для борьбы с ними на барабан, как правило, направляются дополнительные лучи от приборов локального освещения. По подобной схеме обычно освещаются пятиглавые храмы — как крестово-купольные, так и шатровые (примеры — церкви Воскресения Христова в Сокольниках и Святителя Николая в Толмачах). Массивный барабан Никольского Морского собора в Кронштадте также локально подсвечен дополнительными приборами, установленными в каждом из его оконных проемов. 3. Входные зоны, паперть, изображения на фасадах Выбор приема освещения входной зоны диктуется архитектурой сооружения и важной попутной задачей — сделать пребывание людей в этом месте комфортнее. При наличии навеса обычно используется скрытая локальная подсветка дверного портала и паперти малогабаритными приборами теплых оттенков. Эффектны здесь также ретро-бра, которые вместе с одностильными торшерами на прихрамовой территории смотрятся как самостоятельные малые архитектурные формы. Архитектурное освещение помогает вдохнуть новую жизнь и в древнюю традицию зажигать лампады перед наружными образами, которая ныне почти не применяется буквально. Здесь также помогут малогабаритные приборы локального освещения с тепло-белым светом, устанавливаемые индивидуально под (реже — над) каждым изображением. Так сделано, например, в храме Филиппа, митрополита Московского, на Сибирском подворье и в Казанском соборе на Красной площади в Москве. Альтернативный метод — концентрированный пучок, нацеленный на икону с некоторого расстояния (Большой собор Донского монастыря).

http://e-vestnik.ru/examination/arhitekt...

Кстати, примечательно, что в авангарде критиков оказалась, например ... Наталья Самовер, " координатор выставочной деятельности Сахаровского центра " . Какую такую выставочную деятельность организует живущий на западные гранты Сахаровский центр, нам всем хорошо известно – после одной " православной " выставки прихожане приходили поделиться впечатлениями и от полноты чувств разнесли вдребезги бесценные шедевры, а руководство центра ответило по суду. Поэтому не Сахаровскому центру обсуждать проекты храмов в Москве – репутация не позволяет. С другой стороны, и сами аргументы " против " очень надуманны и продиктованы именно " бессмысленным и беспощадным " болотным чувством протеста, а не историческим реалиями. " Сретенский монастырь посвящен спасению от нашествия Тамерлана, – говорит Самовер, – а если строится такой огромный храм с другим посвящением то сакральный фокус всей территории переходит на другое событие... Для того чтобы сохранить память о новомучениках, мы принижаем память о событиях XIV в " . Интересно вот это " мы принижаем " . Кто это " мы " ? Но важнее другое – все эти аргументы о " сакральных фокусах " легко опровергаются фактами. Троице-Сергиева лавра посвящена преподобному Сергию, мощи которого лежат в небольшом храме 1422 года, однако в центре обители стоит огромный Успенский собор, построенный столетием позже, и никакой фокус никуда не переместился. То же самое можно видеть и в Николо-Угрешском монастыре под Москвой – храм посвящен святителю Николаю, а шире – событиям 1380 года, когда Дмитрий Донской двигался на Куликовскую битву, однако в центре монастыря стоит большой собор 1880-х годов во имя Преображения Господня, но фокус сохраняется, память не принижается, все прекрасно сосуществует. А, кроме того, довольно наивно считать, что одни события в церковной истории, особенно связанные с подвигами, конкретными людьми, важнее и значимее других, что одно событие можно " вытеснить " другим. Наоборот, такого рода сплетения исторических судеб часто придают памятникам дополнительную смысловую глубину – достаточно посмотреть на Покровский собор на Красной площади, который иностранцы триста – четыреста лет назад называли " Иерусалимской церковью " , сегодня его все знают, как храм Василия Блаженного, а специалисты помнят, что изначально он вообще Троицкий на Рву. И все это уживается в одном храме и раскрывает для нас самые разные стороны и храма и истории страны и истории Церкви.

http://religare.ru/2_102906.html

Деяния седьмого Вселенского Собора; Письмо Авгаря Христу и письмо Христа Авгарю; Неизданные письма епископа Феофана Затворника; Митрополит Серафим (Чичагов). О святых мощах; А.В. Комаровская. О первых иконописных работах моего отца; Б. Кутузов. Феодор Христианин (главы из книги «Русское знаменное пение»). 4–1998 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе; Деяния седьмого Вселенского Собора; Святаго Геннадия, Патриарха Константинопольскаго. О вере; Блаженаго учителя нашего Константина Философа. Слово и азбучная молитва; Возвращение иконы преподобных Андроника и Саввы; Н. Аввакумов. О древнерусских хоросах; Я. Зеленина. «Христианская символика» графа А.С. Уварова; А.С. Уваров. Кентавр; Приложения; Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово об иконописании в Неделю Торжества Православия; И.С. Красовский. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века; Б.П. Кутузов. Местные центры певческого искусства. 5–2000 Л.А. Успенский. Большой Московский Собор и Образ Бога Отца; Деяния седьмого Вселенского Собора; История Андроникова монастыря в миниатюрах; Стоглав. Главы об иконописи; Священник Сергий Дубровин. Юные годы святого Андроника в граде Ростове Великом; Т.Л. Никитина. Жезл преподобного Аврамия Ростовского; В.Ф. Козлов. Епископ Владимир (Соколовский); Стихиры Пасхи. 6–2002 Иосиф Волоцкий. Слово тринадцатое, против ереси новгородских еретиков; Седьмой Вселенский Собор. Деяние Шестое; О.В. Никифорова. Последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря; Житие и похвала Аврамию Ростовскому; Князь А.А. Ухтомский. О церковном пении; Н.Б. Кишилов. Изображение Успения на Донской иконе Богоматери; Э.К. Гусева. О Николае Борисовиче Кишилове; И.С. Красовский. Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. 7–2002 К 100-летию Л.А. Успенского: Л.А. Успенский. Искусство литургическое и искусство религиозное; В.Н. Сергеев. Из истории иконологических споров; Л.А. Успенский. По поводу одной из тем будущего предсобора; Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Продолжение;

http://pravoslavie.ru/12054.html

М.И. Вострышев Вечный покой 25 марта/7 апреля, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в день начала нашего спасения, когда архангел Гавриил благовестил благодать Божию людям, Святейший патриарх Московский и всея России Тихон прослушал всю праздничную службу, прочитанную ему келейником, посетовал навестившим его духовным детям о своем недомогании из – за вырванного накануне зуба, что не позволило ему совершить праздничное богослужение в Богоявленской церкви в Елохове, и согласился для улучшения самочувствия на укол морфия. К вечеру Святейший стал сильно волноваться, глядя на свои ногти – они почернели, вздохнул: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Все спрашивал, который час. Последний раз спросил в 23 часа 45 минут. Рядом с ним был образ Божией Матери, принесенный из расположенного поблизости Зачатьевского монастыря, – Пресвятая Богородица как бы звала его и благословляла его последние минуты. Ночь наступила. Длинная и темная для всей Русской Церкви. Весть о смерти патриарха тотчас разнеслась по первопрестольному городу. Телефон в больнице Бакуниных не умолкал. Еще ночью прибыли милиция, газетные репортеры, множество мирян и духовных лиц. Предлагали перенести тело Святейшего в ближайшую церковь , а с рассветом торжественно перевезти в Донской монастырь. Прибывшие раньше всех чекисты запретили «самоволие» и заявили, что это их дело – переправить покойного. В пять часов утра, когда Москва еще спала, после отирания тела елеем, карета «скорой помощи» тихо и незаметно доставила почившего патриарха, обернутого в бархатную мантию, в большой собор Донского монастыря. Сорок мерных ударов колокола оповестили москвичей о всенародном горе. Весть, которой боялись все семь с половиной лет после восстановления патриаршества, разлетелась по утреннему городу. В знак траура на зданиях некоторых иностранных миссий были приспущены флаги. Верующие останавливали друг друга на улице, скорбели, что не уберегли своего святителя, сетовали: ему еще жить и жить, всего шестьдесят годков минуло, делились последними новостями и слухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В отличие от многих столичных объектов, к Донскому монастырю у специалистов серьезных претензий нет. Трудности, конечно, есть, но здесь смогли сделать главное - не отошли от принципов научной реставрации. Возможно, потому, что монастырь не поскупился пригласить к себе специалистов. Старая гвардия Татьяна Дмитриевна Божутина работала в Донском монастыре с 1968 года, сначала сотрудником располагавшегося здесь же музея архитектуры имени Щусева, затем, после закрытия филиала музея в начале 90-х, она перешла в органы охраны памятников, но в начале 2010-х снова вернулась в монастырь, на этот раз научным консультантом наместника. По ее словам, работа фактически не изменилась, задача осталась прежней - сохранить уникальный архитектурный ансамбль в его подлинном виде. Проблемы тоже остались, но хотя бы не разрослись, как снежный ком. Разве что сказалась специ­фика времени. Так, по словам Татьяны Дмитриевны, у музея были несколько иные трудности, в первую очередь, волокита с выполнением работ - в свое время Большой собор монастыря простоял в лесах несколько десятков лет. - Научная реставрация - процесс долгий и очень расходный, - объясняет Татьяна Дмитриевна. - Донскому монастырю еще очень повезло: в свое время Алексей Михайлович Щусев, внук известного архитектора и директор музея его имени, настоял на том, чтобы по всему комплексу монастыря была выполнена проектная документация. В результате целый год архитекторы-реставраторы почти что не занимались ничем другим, зато в итоге была сделана работа, серьезно облегчившая жизнь современным реставраторам. Теперь у нас есть база, от которой можно оттолкнуться, а ведь ее создание - это и есть то, на чем сегодня многие вынужденно экономят. Мы беседуем с Татьяной Дмитриевной в одном из служебных помещений бывшего семинарского корпуса, у самого входа в монастырь. - Татьяна Дмитриевна, но ведь денег может просто не быть, что тогда? - Консервация. Опять же, разумеется, научная. Сохранить все так, как есть, не дать разрушаться дальше, но в то же время и не изуродовать все новоделом. Он же просто похоронит под собой исторический памятник...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Храм был передан Калужской епархии в октябре 1990 г. в полуразрушенном состоянии. «Не без борьбы, – вспоминают старожилы. – Авторемонтники, даже получив распоряжение, долго не хотели съезжать. Старушки днём освобождали алтарь от мебели, а ночью работники самовольно перетаскивали всё обратно». В мае 1991 г. храм и территория вокруг него были очищены от мусора, чуть позже начались реставрационные работы в главном алтаре, а в сентябре 1991 г. — во всем здании. 14 октября 1991 г., на Покров Пресвятой Богородицы, храм был освящён. Но работы по восстановлению затянулись на много лет. В 1995 г. была открыта воскресная школа. В 1996 году были произведены работы по перекрытию четверика и замене крыши. В 1998 году четверик внутри был поштукатурен и побелен. В 1999 году окончена пристройка и отделка трапезной. В 2001 году закончен настил деревянного пола, его циклевка и покрытие лаком, сооружение стены иконостаса придела, заменены двери храма. В 2002 – 2003 гг. был установлен новый иконостас. В сентябре 2004 г. установлены новые 5 основных куполов с покрытием " под золото " . В 2007 г. были подняты на звонницу 7 колоколов. Церковь обрела новую святыню: в 2006 г. сюда привезли крест-мощевик, найденный при раскопках Перемышльского Лютикова монастыря. В кресте – мощи св. Игнатия Богоносца, св. царицы Феодоры, мучеников Косьмы и Дамиана, Арефы, Прокопия, Христины, Меркурия. Архитектура Это выдающийся памятник архитектуры XVII века. В отличие от других калужских церквей, его пять куполов размещены не по диагонали, а в форме креста. Такое расположение встречалось на рубеже XVII – XVIII вв. (Большой собор Донского монастыря в Москве, Рождественская церковь в Н. Новгороде и другие «строгановские» постройки). Храм уникален и по своей внутренней конструкции. Его основной объём – не четырёх-, а двухстолпный, что встречается крайне редко. Трапезная – одностолпная, как Грановитая палата: это – совершенно обычно для палат Древней Руси, но вовсе не характерно для рубежа XVII – XVIII вв. Алтарь, исходя из особенностей рельефа, обращён не строго на восток, а на юго-восток. У церкви имеется боковой придел свв. апостолов Петра и Павла, построенный в 1734 г., уже после смерти и Петра I, и Ф. Ю. Ромодановского.

http://drevo-info.ru/articles/15782.html

А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам. И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи. По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна — дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен. Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) — вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) — мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) — супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) — мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц. Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью. 7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю. Накануне, после Литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский U 1918 г.). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.

http://pravicon.com/info-2283

Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона прибыл с визитом в Русскую Православную Церковь 25 апреля 2009 г. 17:25 25 апреля 2009 года делегация Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всей Америки и Канады Ионой прибыла в Москву. В ходе первого официального визита в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Митрополита Иону сопровождают архиепископ Оттавский и Канадский Серафим, протоиерей Александр Гарклавс, протоиерей Леонид Кишковский, протодиакон Кирилл Соколов и монах Григорий (Стивенс). В аэропорту Предстоятеля Православной Церкви в Америке встречали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , епископ Дмитровский Александр , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. По прибытии в столицу России Блаженнейший Митрополит Иона посетил храм великомученицы Екатерины на Всполье — московское подворье Православной Церкви в Америке. Здесь он совершил молебен и возглавил последний Пасхальный крестный ход Светлой седмицы. Затем Его Блаженство роздал прихожанам Екатерининской церкви освященные артосы. Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Иону приветствовал настоятель подворья архимандрит Закхей (Вуд) . В этот же день Предстоятель Православной Церкви в Америке посетил Донской монастырь . У входа в Большой собор обители его встречал наместник монастыря архимандрит Агафодор (Маркевич) с братией. Блаженнейший Митрополит Иона совершил молебен у мощей  святителя Тихона, посетил храмы обители и некрополь Донского монастыря. Вечером Его Блаженство будет молиться за всенощным бдением в Даниловом монастыре . Официальный визит продлится до 4 мая. В его программе — встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, совместное совершение Божественной литургии Предстоятелями Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Неделю апостола Фомы и в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля — в Неделю святых Жен-мироносиц, посещение святынь Москвы, Троице-Сергиевой лавры , Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/627260.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010