GA. Bd. 5. S. 37-181. N 176), к-рый с этого времени определял всю религ. жизнь в городе. Устав состоит из 2 частей: в 1-й излагается протестантское вероучение; во 2-й рассматриваются церковные таинства, богослужения и обряды, а также приводятся чины их совершения. Вероучительные положения и богослужебные тексты во мн. случаях были заимствованы О. из аналогичных по назначению сочинений Лютера, а также из трудов Филиппа Меланхтона (1497-1560) и др. лютеран. проповедников. Устав О. оказал значительное влияние на формирование лютеранской конфессиональной идентичности в Юж. Германии, т. к. он был использован при составлении церковных уставов герцогства Вюртемберг (1536), курфюршества Бранденбург (1540), княжества Каленберг-Гёттинген (1542), а также ряда основывающихся на этих документах более поздних уставов. Одновременно с церковным уставом в Нюрнберге был издан «Катехизис» (Catechismus; текст см.: Ibid. S. 182-334. N 177), составленный О. из катехизических проповедей, к-рые он читал с 1526 г., и предназначавшийся для обучения детей основам христ. веры в семейном кругу и в школах. В качестве образца О. использовал «Малый катехизис» и «Большой катехизис» Лютера, следуя их структуре: 1) объяснение декалога (см. ст. Десять заповедей ); 2) толкование Апостольского Символа веры ; 3) объяснение Молитвы Господней (см. Отче наш ); 4) изложение учения о таинстве Крещения, об обряде покаяния и о Евхаристии. «Катехизис» стал одним из наиболее популярных трудов О.; только в XVI в. он издавался более 50 раз и был переведен на мн. европ. языки (описание изданий см.: Seebass. 1971. S. 61-97. N 21; подробный анализ содержания см.: Klemens. 2014). Одним из следствий принятия нового церковного устава стал наиболее острый и резонансный конфликт между О. и членами городского совета, к к-рым присоединились также все проч. проповедники Нюрнберга (обзор см.: Martens. 2001; Winger. 2005/2006). Темой церковно-политического противостояния и богословских споров стал вопрос о допустимости и достаточности для приступающих к таинству Евхаристии т.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

Начинается Символ словом «Верую…», и первую главу книги владыка Каллист называет подходяще: «Бог как Тайна». Действительно, в Бога мы веруем , мы не можем Его познать до конца. Даже узнавая Его все лучше, мы признаём, что Он всегда остается для нас самой величественной Тайной. В какого Бога веруют христиане? «Верую во единого Бога Отца… Сына Божия… в Духа Святаго». Вторая глава книги звучит так: «Бог как Троица». Опять все идет по Символу. Дальше в Символе: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца…» Вновь заглядываю в книгу, следующая глава катехизиса: «Бог как Творец». Большая часть Символа веры посвящена учению о Христе. Поэтому в книге владыки Каллиста отдельной главой прописано: «Бог как Человек», здесь раскрывается учение о Христе. Христос обещал апостолам Святого Духа, о Нем мы свидетельствуем в никео-царьградском Символе веры. Катехизис владыки Каллиста вслед за учением о Христе предлагает читателям главу «Бог как Дух». И дальше по Символу идет учение о Церкви, ее Таинствах, то есть о богослужении, молитвах, священнодействиях. Видимо, поэтому владыка шестую главу назвал: «Бог как Молитва». Какое странное название главы: God as Prayer! Мы привыкли молитвой называть те слова, которые мы говорим Богу. Но ведь молитва – не монолог, а диалог. И Бог может в молитве какие-то слова сказать человеку. Даже не в словах дело, Бог может ответить на молитву человека – действием, благодатью, это тоже ответ. И сама живая глубокая молитва является благодатным даром от Бога, а не только действием человека. В этом смысле можно бы сказать: «Бог как Молитва» (именно с большой буквы, то есть «Бог как благодатный Дар») – хотя и нельзя сказать наоборот: «Молитва как Бог». В конце Символа веры звучат чаяния православных о конце времен. В эпилоге катехизической книги митрополита Каллиста мы читаем: «Бог как Вечность». Итак, структура книги в целом перекликается с Символом веры, что выдает в ней – катехизис. Теперь, почему же этот катехизис – постсекулярный? Фото: bogoslov.ru Новейшее все-таки время

http://pravmir.ru/pravoslavnyiy-katehizi...

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации принял участие в открытии VI Межрегиональной церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» в Ростове-на-Дону 24 мая 2012 г. 14:51 23 мая 2012 года, накануне Дня славянской письменности и культуры, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в г. Ростове-на-Дону начала работу VI Межрегиональная церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь». В торжественном открытии выставки приняли участие глава Донской митрополии , председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий ,  епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий , епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, представители областной и городской администрации, духовенство Донской митрополии. Выступая перед собравшимися, губернатор В.Ю. Голубев подчеркнул важность введения с нового учебного года в средних школах образовательного курса «Основы религиозных культур и светской этики». «900 учебных заведений области будут преподавать Основы православной культуры», — сообщил губернатор. Он также отметил, что власти области намерены развивать тесное сотрудничество с Донской митрополией, в том числе в сфере духовного воспитания. Митрополит Меркурий поздравил присутствующих с открытием форума и подчеркнул значимость проводимой на Донской земле выставки «Православная Русь». Затем состоялся брифинг для представителей средств массовой информации с участием В.Ю. Голубева и владыки Меркурия. В рамках открытия выставки по благословению правящего архиерея Ростовской-на-Дону епархии  победителям и призерам Донской олимпиады по Закону Божиему и Священной истории были вручены митрополичьи грамоты. В числе призеров — представители трех епархий, входящих в состав Донской митрополии. Одним из ключевых событий духовно-просветительской программы выставки станет I съезд православных библиотекарей Дона. Большой интерес для верующих представляет международная научно-практическая конференция «Русская Голгофа». Посетители выставки смогут также принять участие в уже традиционной программе «Задайте вопрос священнику», в научно-практической конференции «Светочи земли Донской» и межвузовской студенческой конференции «Славянская культура в изменяющемся мире». Один из дней выставки будет посвящен Донской духовной семинарии. Специальный раздел выставки «Социальные проекты и благотворительность» представит государственные и общественные инициативы в области образования, воспитания молодежи, материнства и охраны здоровья детей. Сайт Отдела религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2241537.ht...

Тем не менее, возникают вопросы: насколько ясно руководители и сотрудники этих отделов представляют себе, чем должна быть миссионерская деятельность в епархиях? Понимают ли, чем она отличается от катехизической деятельности или деятельности в отдельных группах: среди молодежи, военных, заключенных, призреваемых социальных учреждений и иных группах? Было бы очень важным услышать Ваши предложения о том, что следует исправить в этом направлении.   Синодальной библейско-богословской комиссии было поручено подготовить к очередному Архиерейскому Собору проект Катехизиса Русской Православной Церкви . Как сообщил председатель Комиссии митрополит Волоколамский Иларион, подготовка текста в Комиссии завершена. Проведена огромная работа, в которой в качестве авторов, соавторов и рецензентов приняли участие ведущие богословы нашей Церкви. Текст одобрен на пленарных заседаниях Комиссии. Редакционную работу над вспомогательным и справочным аппаратом Комиссия продолжит, однако на настоящем этапе подготовки Катехизиса первоочередной задачей становится его церковная рецепция. При этом, учитывая вероучительный статус и большой объем текста, его обсуждение не следует вести в публичном пространстве — в интернете, в блогах. Оно должно быть достаточно широким, но при этом — без неограниченной публикации еще не утвержденного проекта. Предлагаю следующее решение. Текст Катехизиса будет передан для чтения постоянным членам Священного Синода Русской Православной Церкви, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви и всем руководителям синодальных учреждений. Кроме того, текст будет направлен на отзыв в ведущие духовные школы: Общецерковную аспирантуру и докторантуру, Духовные академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский православный университет, а также те духовные семинарии, где реализуется магистерская программа. Преосвященные архипастыри, которые пожелают принять участие в рецензировании Катехизиса, смогут получить текст в Синодальной библейско-богословской комиссии по персональному запросу, который можно направить председателю Синодальной библейско-богословской комиссии.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

В заключение, если сличить наставление поименованных книг относительно перстосложения друг с другом, с наставлением патр. Иова и с определением Стоглава, то нельзя не заметить несогласия между ними. В трех местах 31 гл. (стр. 132–134) Стоглав говорит согласно с печатными книгами, что следует совокупить большой перст да два нижних, в четвертом (стр. 134) – «три персты низу», т. е. нижних, а патр. Иов учит «три персты равны держати», но какие именно персты, не указывает. Феодоритово слово, приведенное в Стоглаве (стр. 136) и Большой Катехизис (л. 6) повелевают иметь два перста «наклонена, а не простерта», Книга о вере (л. 74) и Малый Катехизис (л. 16 об.) – «протягнути», п. Иов – один, неизвестно какой, согнуть, а Следованная и Учебная Псалтирь (предисл., л. 4) и Кириллова книга (л. 179–180) – «два перста вышний да средний великий в место сложити и простерти», но при этом «средний великий перст мало преклонити». Кроме того, в Стоглаве (стр. 135) о Мелетии сказано, что он «два (перста) совокупль, а три пригну», а в Псалтири (Учеб. Псал., л. 11) и Кирилловой книге (л. 183 об.): «два совокупль, и един пригну». Такие же противоречия замечаются и в толковании значения перстов. Следованная Псалтирь и др. поименованные книги, п. Иов и Стоглав (в конце 31 главы) говорят, что три перста означают Св. Троицу, а в средине 31 гл. Стоглава (стр. 134) сказано, что ими образуется «преклонь небеса, сниде нашего ради спасения». По Стоглаву (стр. 136) и Большому Катехизису (л. 6) два наклоненные перста образуют во Христе – вышний божество, а нижний – человечество, согбение же их – преклонение небес и снитие на землю; такое же толкование дается им в Псалтири (Учеб. Псал., лл. 4 и 6) и Кирилловой книге (л. 179–181), хотя положение перстов здесь несколько другое, именно: указательный простерт, а средний мало наконец; в наставлении Иова согбением одного перста повелевается образовать сошествие Сына Божия с небес, а стоящим перстом вознесение Господне; в Малом же Катехизисе (л. 16 об. – 17) и Книге о вере (л. 74) велено два перста протянуть во образ двух естеств, а толкования о преклонении небес и снитии на землю не дано. Наконец, Стоглав, патр. Иов, Следованная и Учебная Псалтирь и Кириллова книга заповедуют молиться двумя перстами, Большой Катехизис – тремя, а в Малом Катехизисе и Книге о вере перечислены все персты, но которыми из них креститься, ясно не указано.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Очень часто человек, который никогда не исповедовался и у которого на совести множество грехов, бьет себя в грудь и говорит: «У меня нет грехов, я не грабил, не насиловал, не убивал. Что вы ко мне пристаете с вашей исповедью?» А человек, который часто исповедуется, постоянно видит свои грехи и кается в них, хотя у него грехов в десятки раз меньше. А то, что у человека нет (или он не видит) тяжелых грехов, это еще не значит, что человек может жить спокойно. Однажды к одному старцу пришли за советом две женщины. Пока они ожидали своей очереди, одна женщина горько плача рассказала другой о своем тяжком грехе, который совершила недавно. Та стала в душе осуждать первую женщину думая, что она сама уж такой бы грех никогда не совершила бы, и что она все же не такая грешная, как эта плачущая женщина. Вдруг выходит из кельи старец и говорит женщинам, чтобы они пошли в поле и принесли ему камней. Первая должна была принести один самый большой камень с этого поля, а вторая должна принести мешок небольших камешков. Когда женщины вернулись, старец сказал, чтобы каждая вернула все камни точно на то место, откуда они их взяли. Первая сразу же пошла выполнять повеление старца, а вторая возроптала: «Как же я могла упомнить, где я какой камень взяла?» – «И эта женщина совершила один большой грех, но помнит, как и где его совершила, и кается в нем. У тебя же нет больших грехов, но ты совершила множество грехов, которых не помнишь и в которых уже не можешь покаяться». Таким образом, человек, совершавший только «мелкие» грехи, ничем не лучше, совершившего большой грех. Действительно, что тяжелее: один большой камень или мешок песка? И то, и другое одинаково гнет человека к земле. Также и с грехами. Множество «мелких» грехов также тянет душу вниз, как и один большой. А человеку, совершившему большой грех, легче покаяться, поскольку он видит, где согрешил, и знает, в чем ему каяться пред Богом. Совершавший же только «мелкие» грехи, как правило, очень долго идет к покаянию. Заключение беседы

http://azbyka.ru/katehizacija/esli-vy-re...

Для протестантской или лютеранской ветви евангелической церкви такими символическими книгами служат: 1) малый катехизис Лютера (pro parochis et concionatoribus), 2) большой катехизис Лютера же, 3) аугсбургское исповедание, представленное императору Карлу V в 1530 г. курфюрсгом Иоанном саксонским, ландграфом Филиппом гессенским и др. и редижированное Меланхтоном, 4) апология аугсбургского исповедания, составленная в 1531 г. Меланхтоном на латинском языке и переведенная на немецкий Юстом Ионою, 5) артикулы учения, составленные Лютером в 1537 в виде ответа на возможные на будущем соборе вопросы (т. н. шмалькальденские артикулы). Для евангелическо-реформатской ветви символических книг, которые бы пользовались общим признанием, не существует; в отдельных странах получали обязательное значение: 1) гейдельбергский катехизис 1562 г. 2) бранденбургское исповедание 1614 г., 3) галликанское исповедание, представленное французскими гугенотами королю Карлу IX в 1581 г. Символические книги, сами по себе, юридического значения не имеют и к практике непосредственно не прилагаются; но с одной стороны они представляют собой предел, далее которого не должно переходить юридическое развитие разных деталей церковного устройства и управления, а с другой содержат в себе положительные общие принципы устройства, которые в особенности должны служить руководящими при обсуждении вопросов de lege ferenda. § 78. Церковные уставы (Kirchenordnungen) 823 Подробности церковного устройства и управления с XVI-ro уже столетия стали определяться особыми церковными уставами, Kirchenordnungen. Содержание их, впрочем, не одинаково. Одни из них содержат в себе так называемый agenda, т. е. богослужебные правила, или требники, функции духовной должности, управление церковным имуществом, дело призрения бедных и т. п. Другие церковные уставы дают предписания относительно того, как должна быть производима визитация церквей, и как должны быть прекращаемы замеченные при визитации злоупотребления. К третьему классу церковных уставов должны быть отнесены те, которыми регулируются устройство, компетенция и отправления консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Линейная схема основана на взаимосвязи отдельных элементов содержания и их постепенной передаче. Каждый элемент ведет за собой следующий, они обладают общими свойствами. Их можно обсуждать только в определенном порядке. Концентрическую схему можно использовать для таких тем, в которых порядок работы над отдельными вопросами произволен, причем необходимо помнить, что все элементы составляют единое целое, то есть содержание основной темы. В случае обсуждения относительно большой темы используется спиральная схема, хорошо подходящая для обобщений. Обсуждение темы начинается с предварительного анализа главной проблемы, затем обсуждается первый элемент, чтобы снова соотнести его с основной темой. Катехизатор обсуждает очередные составные элементы, постоянно возвращаясь при этом к основной теме. Наиболее трудна для восприятия лекция с линейной схемой, так как она требует постоянного усиленного внимания слушателей. Непонимание одного из элементов нарушает логическую структуру всего содержания. Преподавателю также сложно читать такую лекцию, так как он должен обсуждать отдельные элементы в определенной последовательности. Легка для восприятия и чтения лекция с концентрической схемой, так как отдельные элементы не имеют тесных связей. Лекцию со спиральной схемой легко слушать, но наиболее трудно подготовить и прочитать в связи с постоянными ссылками и возвратами к основной теме и обсуждением в этом контексте отдельных элементов. ДИАЛОГИ СОКРАТА 145 — это диалог на определенную тему, который ведет катехизатор. С помощью этого метода можно вводить новый материал, закреплять старый, а также пытаться изменить критерии нравственной оценки 146 . В принципе, данный метод предназначен для младших групп, но опытный катехизатор может использовать его и в старших группах. Чем младше возраст, тем больше следует задавать закрытых вопросов (например: кто? что?), но нельзя ограничиваться только ими. Необходимы также «открытые» вопросы (например: как? почему?) – они побуждают детей к размышлениям и собственным открытиям. В случае «закрытых» вопросов нельзя подсказывать ответ, например, произносить незаконченное предложение, чтобы дети назвали недостающее слово 147 , или использовать уточняющие вопросы (с частицей «ли»). Такая форма беседы недопустима.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

При выписке и получении указанного пособия в большое смущение может привести одно обстоятельство: слишком большое разнообразие изданий брошюр и листков архиепископа Макария и, в частности, его «Простых речей»; они продаются то каждая речь в отдельности, то вместе все, в соединении с другими брошюрками. Не зная точно их наименования, можно выписать одно, а получить другое. Поэтому считаем нужным здесь дать некоторые указания относительно выписки указанного руководства и вообще ознакомления с многочисленными сочинениями архиепископа Макария, посвященными делу катехизации. Лучше всего для этого выписать полное собрание его сочинений (от Тузова из Петр. или из Томска из епархиальной библиотеки); это очень большой том, ценою 2 руб. 50 коп. Если это дорого и непосильно, советуем выписать из Томской епархиальной библиотеки все «Простые речи», все брошюры «Единое на потребу» и все «Листки» архепископа Макария. Это обойдется около 1 рубля, но в наборе брошюр, числом до 50, найдутся прекрасные беседы, поучения, полезные для священника. Собственно же, в целях катехизации, надобны следующие брошюры: 1) «Наставление о молитве и молитвенных поклонах» (ц. 2 к.); в этой брошюре нет Символа веры , 10 заповедей закона Божия и 8 заповедей церковных». Посему в дополнение к ней нужно иметь наше издание: «В помощь церковной катехизации. Правило молитвенное» (ц. 1 к.). 2) «Простые речи о великих делах Божиих» (ц. 4 к.) (в полном издании четырех речей она значится второй). 3) «Как следует веровать, жить и молиться и церковная дисциплина» (в полном издании четырех речей это – речь третья) (ц. 2 к.). 4) «Простые речи о Церкви» (ц. 2 к.). Всего на 12 коп. Очень советуем брошюры, обозначенные под цифрой 2 и 3, выписать и отдельными изданиями, и, кроме того, в особой книжечке «Простые речи» (числом четыре), в которой помещены, сверх указанных двух, еще две «речи», одна – по счету в книжечке первая, – служащая дополнением и повторением, нами обозначенной под цифрой 2 (в отдельном издании эта последняя, имеет то достоинство, что в конце все содержание сведено к вопросам, разбитым по статьям, чего нет в совместном издании четырех речей), другая – по счету в книжечке четвертая – может служить предметом для бесед и с образованными слушателями; при очень простом изложении. Цена четырех речей в одной книжке – 12 к. Таким образом, все пособия для катехнзатора, изданные архиепископом Макарием, могут быть приобретены или за 12 к., или за 24 к., – цены не обременительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Выступление председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации на секции «Православная культура в современной школе» в рамках Рождественских чтений 29 января 2014 г. 17:44 28 января 2014 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на секции Рождественских чтений «Православная культура в современной школе», прошедшей в Храме Христа Спасителя. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие друзья, коллеги! Секция «Православная культура в современной школе» на нынешних Чтениях — центральное мероприятие, посвященное развитию православного образования в российской школе, прежде всего общеобразовательной. На повестке дня вопросы расширения ОПК, развития практики сотрудничества Церкви с органами власти, со школой, с педагогическим и родительским сообществами. В программе секции запланированы научные доклады, сообщения, информационные выступления по всем этим направлениям. Хотел бы обратить внимание на несколько вопросов. Первое. За два года эксперимента с ОРКСЭ, и уже скоро два учебных года повсеместного преподавания в 4-х классах, далеко не все и не полностью отработано. Система образования, наша школа еще не вполне «привыкли» к этой практике. Есть определенные проблемы с обеспечением свободного выбора предмета, есть и слабая подготовка учителей, прежде всего профильная, есть и учебники, содержание которых не предусматривает выбора модулей, не везде сложилась система взаимодействия епархий со светскими структурами. Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы имеем в виду, что нормальное расширение этой предметной области не на один учебный год, а по всем ступеням школы, как это и предусмотрено разработанной концепцией — на 2-4 классы, на 5-10 классы — требует большой подготовительной работы, разработки материалов по стандартизации содержания наших предметов, подготовки на их основе учебников и пособий, экспертизы, в том числе, конфессиональной. Это даже не месяцы, это годы работы. И это — далеко не лишний повод для незамедлительного начала этих трудов.

http://patriarchia.ru/db/text/3546406.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010