Для отирания чаши после ее омовения используется губа (губка), которая называется в книгах истиральная губа в отличие от антиминсной губы. Антиминсная губа служит для ссыпания в чашу частиц Христова Тела с тарелочки, на которой часть его разрезалась на мелкие частицы для причащения мирян. После причащения мирян антиминсной губой счищают с дискоса в чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала богослужения. Эта губа оставляется в антиминсе и постоянно находится в нем. Истиральная губа находится на жертвеннике и после отирания чаши оставляется на нем. Губа изображает собою губку, которую, напитав уксусом, поднесли на трости к устам распятого на Кресте Спасителя. В настоящее время вместо истиральной губы чаще стали употребляться платки из красной материи. Губки и платки, которыми отираются священные сосуды и уста причастившихся священнослужителей и мирян, отображают собою вообще особые действия благодати Божией, предохраняющие людей от невольного осквернения святынь по немощи человеческой природы. Этими действиями от присутствия Божественного как бы совершенно освобождается то, что может подвергнуться осквернению. Ибо внешние предметы и люди, хотя и благословенные Богом, для отображения Божественных и небесных вещей и для величайших священнодействий, все же остаются внешними, земными. Дискос и потир после совершения проскомидии и поставления на дискос развернутой крестообразно звездицы покрываются последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим покровом. Эти покровы имеют в богослужебных книгах и общее название-покров, воздух и отдельные наименования: для малых - покровец (малый покров, малый воздух), для большого - большой воздух (большой покров). В молитве на освящение возд у хов читается: " Господи Боже Вседержителю, одеяйся светом, яко ризою, облагаяй небо облаки и покрываяй водами превыспренняя Своя... низпосли небесное Твое благословение на покровцы сия... во еже быти им достойным к покровению святых и Божественных Тайн Тела и Крове Христа Твоего " (Требник, ч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Этими действиями от присутствия Божественного как бы совершенно освобождается то, что может подвергнуться осквернению. Ибо внешние предметы и люди, хотя и благословенные Богом для отображения Божественных и небесных вещей и для величайших священнодействий, все же остаются внешними, земными.    Дискос и потир после совершения проскомидии и поставления на дискос развернутой крестообразно звездицы покрываются последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим покровом. Эти покровы имеют в богослужебных книгах и общее название – покров, воздух, и отдельные наименования: для малых – покровец (малый покров, малый воздух), для большогобольшой воздух (большой покров).    В молитве на освящение воздухов читается: «Господи Боже Вседержителю, одеяйся светом, яко ризою, облагаяй небо облаки и покрываяй водами превыспренняя Своя... низпосли небесное Твое благословение на покровцы сия... во еже быти им достойным к покровению святых и Божественных Таин Тела и Крове Христа Твоего» (Требник, ч. II). Молитва содержит в себе ясное представление о таинственных одеяниях непостижимого Божественного величия, о Божественном Свете, который, подобно ризе, облекает Божество, и о том, что отображением этих риз Божественной славы в вещественном мире являются облака и воды, которые над твердью видимого мира (Быт. 1:7), то есть отделяют область бытия земного от области бытия небесного. На проскомидии при покровении дискоса первым малым покровцем читаются стихи из псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася...». При покровении чаши произносится: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». При покровении сосудов общим воздухом священник молится: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата...». Символически этими действиями, по толкованию святых отцов, изображаются обстоятельства Рождества Христова, когда Богомладенец повивался пеленами, и покровы означают в этом смысле именно младенческие пелены Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Т Типикон ( греч, τυπικν – образ, тип) – 1. Богослужебный устав, сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. 2. Богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб, в том числе описание воскресных всенощных бдений, порядок соединения изменяемых и неизменяемых частей богослужения, указания о совершении храмовых праздников, а также правила о постах и правила монастырского общежития. Трапезная (от греч. τρπεζα – стол, еда) – здание в монастыре, в котором монашествующие собираются для принятия пищи; известны Т. палаты и специальные Т. храмы. Требник – богослужебная книга, содержащая чинопоследования частного богослужения (требы). Различаются Т. большой, малый и дополнительный. В большом Т. изложены последования таинств и служб (погребение усопших, освящение воды, пострижение в монашество), а также: молитвословия на разные житейские обстоятельства (освящение помещений, плодов земных и различных предметов, испрашивание благословения Божия, отгнание злых духов и многое другое), чины принятия Православной Церковью в свое лоно находящихся вне ее, чины на освящение храма, Номоканон (собрание канонических правил, в основном касающихся порядка исповеди и устанавливающих епитимии за различные грехи), Месяцеслов и алфавитный указатель имен святых. Т. малый содержит извлечения из большого Т. последований тех треб, которые приходится совершать чаще других. Т. дополнительный содержит чины освящений храма и храмовых предметов (богослужебные сосуды, священные одежды, иконы, иконостас, колокол, крест на храме, крест, носимый на груди), сюда входят также чины освящения артоса, кладезя, пчел, благовонных зелий и др. Требы – богослужения, совершаемые «по требованию», т. е. в особых случаях, по просьбе одного или нескольких верующих. В число Т. входит совершение таинств (кроме Евхаристии и Хиротонии), а также других молитвенных последований (отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение и т. п.). Чинопоследования Т. содержатся в Требнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

«Св. Евангелие на большой александрийской бумаге .., серебряные золоченые сосуды церковные, две шапки архимандричьих, на них образы серебряные золоченые и обнизаны жемчугом, плащаница шитая золотом и серебром, а венцы низаны жемчугом; 3 креста серебряные золоченые с мощами; 2 кадила серебряные золоченые, три ризы серебряные объяриные – одни с травами, крест и звезды жемчужные; четвертые ризы бархатные зеленые – оплечья шиты золотом и серебром, подризник камчатый красный и т. д. (Описание Докум. и Д. Архива Св. Синода, т. 10, 66, стр. 148)... «Образ Иоанна Предтечи в окладе, венец и цата ожерелье жемчужное, за слюдою, оправа серебряная позолоченная, привезенный из Азова,... св. Евангелие крыто черным бархатом – евангелисты серебряные золоченые, сосуды серебряные, напрестольный крест деревянный с мощами обложен серебром позлащен, крест запрестольный, образ Казанской Божией Матери запрестольный – оклад, венец и цата серебряные позлащены, убрус и ожерелья вынизаны жемчугом, привесу серьги золотые, у царских дверей завеса тафтялая желтая; царские двери резаные позлащены – у них образ Спасителев местный, на нем венец и цита серебряные позлащены, ожерелье жемчужное; по левую сторону образ Смоленской Божией Матери, венец и цата серебряные позлащены, убрус ожерелья жемчужные. привесу двои серьги серебряные позлащены; местный образ Иоанна Богослова – венец и цата серебряные позлащены; две двери – северные и южные – на них архидиаконы Стефан и Лаврентий, местная икона собор Пресв. Богородицы, икона Иоанна Предтечи молящегося, икона Казанской Божией Матеря; в деисусах образ Спасителя, Богородицы и Предтечи, 2 архангела с 5 венцами серебряными, 6 апостолов с серебряным вызолоченным венцом; 2 медных паникадила; хоругвь писана по камке с образами Спасителя и Предтечи; книги – устав, апостол, псалтирь со следованием. минея общая с праздниками, минея общая святых, служебник, большой требник, 2 ермология, каноники малый и книга жития Предтечева, 2 ризы, 2 подризника, 2 поручи и 2 епитрахили; укропник медный, блюдо и тарелка оловянные, медная водосвятная чаша, большой выносной слюденный фонарь». (Там же, 475, стр. 776–777).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

§ 18. Четъи – минеями назыааются подробные жизне-описания святых, составленные св. Димитрием Ростовским , и наполняющие, вместе с присоединенными к ним целыми поучениями отеческими на известные праздники, четыре огромные книги 17 которые, впрочем, не смотря на свою огромность, на самом деле суть не более, как сокращение четьи – миней великих, собранных знаменитым митрополитом московским, Макарием, и доселе остающихся в рукописи, между рукописями московской синодальной библиотеки. – о требнике § 19. Требник большой и малый представляет священнику руководство и пособие, для отравления треб, или таких священных служб и молитвословий, которые потребны, т. е. необходимы верующему в важнейших обстоятельствах его собственной домашней жизни, начиная с рождения и крещения до самой смерти и переселения в жизнь другую – загробную. – о книге молебных пений § 20. В книге молебных пений заключаются молебиые, т. е. просительные и благодарственные, и, по большой части, с торжественным пением отправляемые службы Господу Богу, в особенно важных случаях жизни, как частной, так и общественной, напр. при начале «нового года», при «начале учения», в «царские дни», и подобн. тому. – о нотных книгах § 21. В нотных церковных книгах собраны из различных Богослужебных книг и на ноты положены важнейшие и более необходимые стихиры и молитвы, которые, при Богослужении, назначено петь именно по нотам, и которые, потому, и поются по нотам, или простым, или партесным. Из различных нотных книг более известны: литургия Златоустова, по придворному напеву, и нотный обиход, содержащий различные молитвы с стихирами, для ежедневного церковного обихода, т. е. употребления. – об акафистнике § 22. Акафистник, в настоящее время, довольно обширен, и, кроме давноупотребительных акафистов 18 Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери (собственно Благовещению), успению Ея, святителю Христову Николаю, великомученице Варваре, преподобному Сергию (Радонежскому чудотворцу), и подоб., может содержать в себе акафисты: живоначальной Троицы, страданиям Христовым, покрову Пресвятой Богородицы, святителю Христову Митрофану, (епископуВоронежскому) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из богослужебных книг разных времен здесь наиболее достопримечательны два евангелия, из коих одно, в четверть листа, напечатано в Кутейне в 1651 году, а другое лицевое, в малый лист, конца XVII века; еще «Требник Петра Могилы » издания 1646 года и некоторые другие старопечатные богослужебные (Минея, Ирмологи, Октоихи, Апостол, Пролог) книги XVII (второй половины) и XVIII веков. От редактора Опубликованная в «Костромских епархиальных ведомостях» редакция очерка завершалась текстом о Знаменской церкви, составляющей единый ансамбль с Воскресенским храмом (ныне собором). Посколько в отдельном издании очерка этот фрагмент отсутствует, приводим его здесь по тексту журнального варианта. (Костромские епархиальные ведомости, 1902, приложение к неофициальной части 4, 5; с. 17–19)  В описанном Воскресенском храме как холодном, не приспособленном к отоплению, богослужение совершается лишь полгода, большей частью от апреля по сентябрь; в остальные же месяцы оно совершается в теплой каменной церкви, находящейся в 18 саженях от летнего храма в одной же ограде. Церковь эта устроена во имя Знамения Божией Матери и святого великомученика Георгия Победоносца и совершенно неизвестно, когда и кем, вероятно в конце XVII века взамен упоминаемой в писцовых книгах деревянной церкви во имя великомученика Георгия. Она имеет вид корабля с одной большой главой, осьмигранной с тремя пилястрами на каждой грани; снаружи окрашена в бледно-розовый цвет. Своды этого храма поддерживаются внутри двумя каменными столбами. Иконостас с 1876 года новый дубовый, хорошей столярной работы, с десятью полуколоннами в один ярус, украшен вызолоченной резьбой. Стены храма во многих местах проложены внутри крупным булыжником, который облицован кирпичом; они в 1891 году разделаны внутри церкви под мрамор и украшены, как и купол церкви, иконными клеймами нового письма. Так как Знаменская церковь довольно невысока, то живопись и иконостас от копоти и пыли часто нуждаются в промывке, отчистке и отполировке. Пол в церкви, паперти и во входах выстлан квадратными путиловскими плитами. Церковь эта особенно в 1888–1889 годах подверглась большой переделке, когда, кроме возобновления стенной живописи и цементной заделки щелей на сводах, увеличено в высоту алтарное помещение, для чего из-под основного свода раскрыт тайник разборкой нижнего свода над алтарем; для большего же освещения здесь пробиты окна в северной и южной стенах. С целью увеличить тесное изначала помещение в Знаменской церкви, паперть 11 и сторожка близ входа в храм уничтожены и обращены в самую церковь , для чего двери, ведущие в последнюю, разделаны в арку, а вход устроен из средней паперти; сторожка же выстроена новая каменная на погосте между обоими храмами 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Блаженный ( греч. μακριος, лат. beatus) – 1. Наименование святых юродивых. 2. Связанное с определенной традицией и не всегда последовательное именование святых, житие или кончина которых заключали в себе черты явной святости; это определение может прилагаться к святителям (Б. Константин, митр. Киевский и всея России, † 1159), преподобным (Б. Исихий Хоривит, VI в.), благоверным князьям (Б. Елезвой, царь Ефиопский, † ок. 553–555), праведным подвижникам (Б. Клеопатра, † 327; Б. Таисия, V в.; Б. отроковица Муза, V в.; Б. Никита в Царьграде, XII в.). 3. Определение, прилагаемое в России к некоторым святым неразделенной Церкви, особо почитаемым в западных исповеданиях (Б. Августин, еп. Иппонийский; Б. Иероним Стридонский и др.). 4. У католиков – наименование подвижников, прошедших беатификацию (первый этап канонизации). Богослужебные книги – книги, по которым совершается богослужение Православной Церкви, они называются также церковными. Одни из них относятся к общественному богослужению: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи месячные, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Чиновник, и Типикон, другие книги относятся к частному богослужению: Требник большой и малый, Акафистник, Канонник (две последние относятся к разряду книг для келейной молитвы). Есть Б. к, употребляющиеся и в частном, и в общественном богослужении: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Следованная псалтирь. Большинство из этих книг необходимо для певцов хора, особенно Часослов и Ирмологий. Можно выделить книги, которые содержат последования, повторяющиеся в определенные периоды времени: Октоих, Минеи, Триоди. Богослужебный круг годовой – последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный Б. к. г. Неподвижный, связанный с солнечным календарем, включает богослужения неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный Б. к. г., связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей; к подвижному Б. к. г. относится также недельный цикл Октоиха. Службы неподвижного Б. к. г. содержатся в Минеях, подвижного – в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Литургические тексты Б. к. г. не являются самостоятельными службами, но включаются в богослужения суточного круга, которые представляют собой соединение почти неизменной основы с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из Минеи, Октоиха или Триоди (постной или цветной).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Кроме названного следует упомянуть еще прежде всего докторскую диссертацию, а также следующие произведения Иустина Поповича : «Философия и религия Ф.М.Достоевского (1923); «Прогресс в мельнице смерти» (1933); «Основное богословие» (1939); «Достоевский о Европе и славянстве» (1940); «Богословие Святого Саввы как философия жизни» (1953); «Философские стремнины» (1957); «Жизнь Святого Саввы и Святого Симеона» (1962, перевод на греческий язык – 1975); «Человек и Богочеловек» (1969 – на греческом языке, сейчас уже имеется три издания); «Православная Церковь и экуменизм» (1974, на греческом и сербском языках). Многочисленны меньшие объемом публикации, статьи этого незабываемого теолога, равно как и используемые Сербской Церковью богослужебные тексты в его критическом переводе на сербский язык, как то: «Литургия Св. Иоанна Златоуста » (1922) и новое исправленное издание «Три Божественные Литургии» (1978), а также «Молитвослов» (Канонник) и «Малый и Большой Требник». Помимо указанных изданий архимандрит Иустин Попович оставил после себя и множество весьма значительных неизданных трудов, из которых здесь упомянем следующие: «С апостолом Павлом по жизни» (многотомное толкование большинства «Посланий» апостола Павла), «Толкование Соборных Посланий Св. Иоанна Богослова»; «Толкование Евангелий от Матфея и от Иоанна»; «Акафисты» многим Святым (и Праздникам) и, наконец, тринадцатый том «Житий Святых», содержащий «Триодь» и «Пентикостр». Вот что на данный момент можно сказать о письменном наследии почившего великого сербского догматиста, который имел совершеннейшую научную подготовку, неутомимое трудолюбие, боговдохновенную ревностность и на святом предании Церкви основанные представления, а в то же время глубоко знал библейскую, святоотеческую и светскую литературу, развил исключительно плодотворную писательскую деятельность, оставив, как мы отметили, богословское наследие огромной ценности и по объему, и по качеству, и во всех отношениях. Его творчество представляет собой воистину драгоценное достояние Православной теологии и Церкви в целом; это вклад одного из наиболее представительных православных богословов современности – богослова исключительно набожного и благочестивого, верного Богу до смерти, подвижника, глубоко верного преданию, носителя святоотеческого духа, того, кто и сам поднялся до уровня поистине святоотеческой личности и тем осветил и украсил Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАШТОЦ [Арм. ], богослужебная книга, требник Армянской Апостольской Церкви , к-рый содержит чинопоследования таинств, а также молитвы и чины освящений и благословений на разные случаи (см. также ст. Армянский обряд ). Происхождение названия традиционно связывается с именем св. Месропа Маштоца (V в.) или, согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци , с именем арм. католикоса Маштоца I Егивардеци. В арменоведении более достоверным считается свидетельство Киракоса Гандзакеци. М. формировался с IV-V вв., сохраняя следы даже ряда древнейших обрядов, распространенных в дохрист. Армении. В процессе формирования М. участвовали святые Григорий Просветитель , католикосы Саак I Партев , Григор II Вкаясер , Нерсес IV Шнорали , Григор Татеваци и др. В М. вошли переводы цикла канонов и отдельных проповедей и молитв святителей Василия Великого , Григория Богослова , Ефрема Сирина , Кирилла Иерусалимского, а также самостоятельные сочинения ритуального содержания армянских авторов. Существует несколько типов М.: 1) малый, или «ручной», М. ((?), ) содержит обряды, совершаемые священником; 2) большой, или епископский, М. ( ) составлен из текстов обрядов рукоположения, вручения жезла, освящения храма, помазания, погребения священника, а также содержит большие благословения; 3) М. католикоса ((?) ), включающий обряды, совершаемые католикосом (помазание на царство, рукоположение во епископа, освящение мира и др.). В рукописных М. тексты канонов перемежаются с невмированными псалмами, шараканами, гандзами и тагами. В позднем средневековье появились сборники смешанного типа - М.-Гандзаран, М.-Тагаран, в которых появляются светские и народные таги и вохбы (плачи). Наличие канонических и неканонических песнопений в последованиях М., тенденция к т. н. открытым формам данных последований составляют основное отличие М. от др. арм. музыкально-богослужебных книг. Арм. писцы создали ряд образцовых М. К их числу относятся рукописи Матен. 1001 (IX-X вв.), N 457 б-ки Конгрегации ордена мхитаристов о-ва Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции (IX-X вв.), N 2027 б-ки Армянского Иерусалимского патриархата (1266).

http://pravenc.ru/text/2562736.html

В патриаршество Иоасафа II Русская Церковь продолжила обширную книгоиздательскую деятельность. В 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола. Московским печатным двором были напечатаны «Поучения» преподобного Ефрема Сирина (1667); Служебник (1667); Богослужебное Евангелие (1668); Архиерейский Чиновник (1668); Чин освящения антиминса (1668); Следованная Псалтирь (1669); Триодь Цветная (1670, сверена с греческим подлинником); «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (1670); Апостол (1671); Требник (1671); «Большой катехизис» и «Малый катехизис»; Постная Триодь (1672, вновь переведена с греческого). На Патриаршем престоле Иоасаф II пробыл пять лет. Перед своею кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставляет всем мир, прощение и благословение. Скончался Патриарх 17 февраля 1672 года и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Сохранилась «Книга чиновная о поставлении Московскаго и всея России Патриарха Иоасафа», написанная скорописью XVII века. На первых 12 листах содержится описание избрания, наречения и поставления в Патриархи, далее следует описание выдающихся событий жизни первоиерарха, посещений, обедов, жалований. Заканчивается книга описанием кончины и погребения святителя, списками настольной и духовной патриарших грамот (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. Д. 1031). Исторические источники сохранили для нас изображения Патриарха ­Иоасафа II: его портреты имеются в «Царском титулярнике» 1672 года, а также его копиях, датируемых семидесятыми годами XVII — началом XVIII века. Рейтинг: 10 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Справка 1 Назначение Иоасафа настоятелем произошло по желанию братии монастыря в 1646-1647 гг., о чем, как тогда говорили, «бил челом» в Москве монастырский старец Варсонофий (Вельяминов). Это позволяет предположить, что Иоасаф подвизался в Антониевой обители уже несколько лет и был известен братии. Среди настоятелей Николаевского Антониева монастыря Иоасаф стал вторым игуменом с таким именем. По этой причине единственный пока историограф Антониевой обители игумен Анатолий (Смирнов) именует его Иоасафом II, устанавливая по документам монастырского архива его настоятельство в Анто­ниевом монастыре в 1647-1654 гг., но, что в целом характерно для исторических описаний монастырей второй половины XIX в., без ссылок на источники. В настоящее время известны три царские грамоты второй половины XVII в., в которых Иоасаф упоминается как игумен Николаевского Антониева монастыря. В несохранившемся Краснохолмском монастырском синодике 1685 г. за родом Патриарха Никона был указан род Патриарха Иоасафа. Делал ли Иоасаф II вклады в Николаевский Антониев монастырь, неизвестно.

http://pravoslavie.ru/144385.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010