303 Того же мнения держались и полупелагиане, которые от пелагиан отличались следующим: пелагиане считали, что все наше спасение зависит от нашего самовластия, а полупелагиане говорили, что начало нашего спасения зависит от самовластия, однако впоследствии необходима и благодать, но необходимости в предварительной благодати нет, разве только в отдельных случаях. Но и это мнение опровергается как настоящим правилом, так и Писанием. Апостол, например, говорит, что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). И еще: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога ( 2Кор.3:5 ). Ссылаясь на последнее изречение, Августин в полемике с полупелагианами (Книга о предопределении святых. Гл. 2) говорит: «Пусть хорошенько вникнут в эти слова те, кто считает, что от нас зависит начало веры, а от Бога – ее полнота. Кто не знает, что сперва – размышление, а потом – вера?» Так что, согласно тому же Августину (Книга на Иоанна), «человек содействует действующему в нем Христу в вечном спасении и оправдании». И Соломон также сказал: ...и желание (мое) уготовляется от Господа ( Притч.8:35 .). 304 Поскольку в предыдущих правилах упоминались разные виды благодати, мы решили дать о них некоторые общие сведения. Для этого, оставив в стороне различные виды благодати, выделяемые схоластиками, мы назовем общие и признаваемые всеми богословами. Иная благодать называется предваряющей и просвещающей. Она подается всем людям без содействия самовластия: она предшествует ему, для того чтобы человек свободно согласился с истинностью Божественных повелений. Об этой предваряющей благодати говорит Феофилакт Болгарский в толковании стиха И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа ( Евр.8:11 ): «Так как Бог обожил нашу природу через восприятие, то Он и возжег в душах всех свет истинного богопознания, и благодатью была как бы вложена в человеческую природу некоторая способность к познанию истинного Бога» (Theoph.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

8 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов ; 1866–1938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю). 10 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155 или165–220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли. 11 Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты. 12 Ср.: ...но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27) 13 Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов». 15 Рим., 8. 22 : 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.; 17 Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея). 18 «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне. 20 Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Блаженный Феофилакт Болгарский близок в своем толковании ко св.  Иоанну Златоусту . Он делает акцент на отсутствии греховного расстройства в плоти Христа: «Отец послал Сына Своего «в подобии плоти греха», т.е. имеющего плоть, по существу подобную нашей греховной, но безгрешную. Так как упомянул о грехе, то и прибавил «подобие»» 242 . Святитель Феофан Затворник , следуя общей святоотеческой традиции толкования, обращал внимание на то, что греховность плоти есть «неестественное прибавление», возникшее у людей после грехопадения прародителей, поэтому Господь, воспринимая нашу плоть, отвергнул неестественную для нее греховность, т е. первородный грех: «У людей плоть обычно была греховная, а у Господа Иисуса непричастная сему неестественному прибавлению. Она была у Него, как естественная плоть всех людей, за исключением неестественной греховности. Почему и сказано: «в подобии плоти греха». Если б сказал только: «в подобии плоти», то выходило бы, что Он пришел не в настоящей нашей плоти, а в кажущейся. Если б сказал: «в плоти греха», то сделал бы и Господа воплотившегося причастным греху. Но сказав: «в подобии плоти греха», дает разуметь, что Он пришел в настоящей нашей плоти, только без греха, в ней живущего» 243 . Из приведенных святоотеческих толкований видно, что в Предании Православной Церкви этот фрагмент из Послания ап. Павла понимается так, что слова «в подобии» относятся не к «плоти», а к слову «греховной». Таким образом, апостол Павел учит, что Господь имел человеческую плоть единосущную нам, но чуждую греховного расстройства, к которому причастны все люди по естеству, или, другими словами, Он воспринял человеческое естество чуждое первородного греха 244 .   Вторым отрывком, на который обычно ссыпались докеты, была фраза из Послания ап. Павла к Коринфянам: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15:47–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Болгарской Православной Церкви введен титула архонта 22.06.2012 В Болгарской Православной Церкви утвердили введение титула архонта для награждения мирян за особо выдающиеся заслуги на благо Церкви. 20 июня Синод Болгарской Православной Церкви по предложению епархиального совета Пловдивской митрополии принял решение ввести в церковную практику награждение титулом архонта светских лиц за «видимые, доказанные и сделавшиеся публичным достоянием заслуги по поддержке деятельности Православной Церкви на территории Болгарской Православной Церкви». Об этом сообщает официальный сайт Болгарской Православной Церкви. Титул архонта может быть дарован только православным христианам и только епархиальным митрополитом по решению епархиального совета. Среди заслуг, за которые возможно награждение этим титулом, указаны: возведение новых храмов для удовлетворения духовных потребностей большого числа мирян; ремонт и другие формы поддержки деятельности монастырей; постоянная поддержка образовательной и социальной деятельности Церкви, в том числе строительство и содержание образовательных центров, социальных кухонь, приютов и иных благотворительных учреждений. Титула архонта могут быть удостоены люди за проявление исключительной гражданской активности в сфере религиозного просвещения и за значительный интеллектуальный или творческий вклад в прославлении Господа и во благо святой Церкви. Относительно пожертвованных финансовых средств в решении Синода отмечается, что способ их получения не должен противоречить христианской морали и доброте нравов. В постановлении Синода подчеркивается, что дарование титула связано с наложением серьезной ответственности на удостоившегося его человека, который впредь должен быть показательным примером для других мирян как в ревности по защите Православия и православных ценностей, так и в смирении и скромности. Планируется составить специальное «богослужебное последование для церемонии награждения архонта, как это происходит в других Поместных Православных Церквах, в которые существует отличие архонт».

http://drevo-info.ru/news/13248.html

Синод Болгарской Церкви протестует против визита в страну Сан Мен Муна HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Синод Болгарской Церкви протестует против визита в страну Сан Мен Муна Священный Синод Болгарской Православной Церкви опубликовал заявление по поводу возможного посещения Болгарии Сан Мен Муном, организатором и главой так называемой «Церкви объединения» — корейской псевдохристианской секты. София, 26 октября 2005 г. Священный Синод Болгарской Православной Церкви опубликовал заявление по поводу возможного посещения Болгарии Сан Мен Муном, организатором и главой так называемой «Церкви объединения» — корейской псевдохристианской секты сообщает Патриархия.ru. В документе, в частности, говорится: «Священный Синод должен заявить следующее: Болгария — красивая страна с гостеприимным народом и удивительно богатой историей и достопримечательностями, страна, посещение которой оставляло и оставляет у туристов большое впечатление. Но всякие попытки эксплуатировать это гостеприимство, толерантность и демократические ценности нашего общества, особенно путем распространения разрушающего личность и нацию влияния псевдорелигиозного движения, насаждаемого его печально известным основателем с целью наживы, является оскорбительным для всего общества и заслуживает сожаления. Братья и сестры, свобода личности есть дар Божий, вложенный в него Создателем, дар священный и неприкосновенный, а смысл и ценность человеческой свободы заключаются в выборе добра. Претензии Муна выступать в роли «мессии» есть кощунство против Личности и учения Господа Иисуса Христа — «Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11), и есть ничто иное как стремление лишить человека предопределенной ему Всевышним вечной жизни, ибо «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Священный Синод Болгарской Православной Церкви обращается ко всем с апостольским призывом: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 11)». Накануне Народное собрание Болгарии приняло решение отказать Сан Мен Муну во въезде и пребывании в стране. Против посещения главой международной сектантской организации Болгарии выступили также представители Главного муфтията, Католической церкви и объединения Евангельских церквей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

VI. Патриарх отозвался, что никогда не допустит, чтобы болгарский архиерей постоянно заседал в патриаршем синоде, как представитель болгарской церкви. Печальное слово. Это удар, который почти совсем разрушает надежду благополучного исхода болгарского дела. Причиною своего отзыва патриарх представляет опасение, что болгарский архиепископ «поставит свой авторитет на место вселенского патриарха», и что «его превозмогающий голос будет парализовать действия синода». Не преувеличено ли сие опасение? В патриаршем синоде бессменно заседает геронт, по сему званию приписывающий себе значение, и при том и звание эфора, имеющий и несколько епархий, которым он покровительствует и которые к нему привязаны. Что святейший патриарх не опасается, чтобы геронт не поставил своего авторитета на место патриаршего, сие видно из того, что святейший Иоаким поддерживал геронтов и эфоров даже тогда, когда церковно-народное собрание определило уничтожить их. Почему же для патриарха опаснее геронта будет областной болгарской архиепископ, заведывающий несколькими болгарскими епископами? Почему голос его будет превозмогающий в числе 12 голосов членов патриаршего синода? Болгарский архиепископ будет иметь равный голос с прочими членами синода. Как может болгарский архиепископ парализовать действие патриаршего синода? Один голос синодального члена, равный с прочими, как может парализовать одиннадцать голосов, полномочно усиливаемых вселенским патриархом? Можно даже думать, что болгарский областной архиепископ, не присутствуя в патриаршем синоде, более может сделать и погрешительных, и произвольных поступков, нежели присутствуя в оном. Надобно ли благоприятствовать только центральной власти? Не надобно ли, наипаче, благоприятствовать сближению епископов, общению, любви, взаимному благоговению? А это и может найти болгарский архиепископ в союзе патриаршего синода. 232 Неизлишне было бы, если не поздно, представить святейшему патриарху сии соображения, не усмотрит ли он из них, что без опасения можно допустить бессменное присутствование болгарского архиепископа в патриаршем синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод Болгарской Церкви пока не вынес решения по вопросу переговоров с раскольниками 20.02.2009 Святейший Синод Болгарской Православной Церкви все еще обдумывает, какую позицию занять по поводу решения Европейского суда, касающегося раскола в Церкви. Члены Синода обсуждают этот вопрос на регулярной зимней сессии. В резиденцию Синода прибыли все его члены, за исключением Врачанского митрополита Каллиника, который болен. Обсуждается также позиция Синода в отношении проявленного со стороны раскольников желания вести переговоры по выходу из сложившейся ситуации. По мнению экспертов, заседания, которые продолжатся до конца недели, будут тяжелыми и бурными, т.к. по данному вопросу в Синоде нет единства. Варненский митрополит Кирилл, Пловдивский Николай и Неврокопский Нафанаил выступают против любых переговоров и уступок раскольникам. В последние дни владыка Кирилл не раз заявлял перед различными СМИ, что раскольники могут быть приняты в лоно Болгарской Церкви только после полного покаяния, как это сделали многие их собратья в 1998 г. Большинство архиереев, однако, склонны к компромиссу, т.к. стремятся к скорейшему окончательному восстановлению единства Православной Церкви Болгарии. По их мнению, от раскольников поступили ясные сигналы, что они готовы уступить в некоторых своих требованиях. Члены Синода опасаются также, что если не будет достигнуто никакого соглашения, и Болгария будет осуждена судом в Страсбурге, авторитет Болгарской Церкви сильно пострадает. По словам осведомленных людей, Старозагорский митрополит Галактион по своей инициативе не только разговаривал в прошлом месяце с главой раскольников Иннокентием, но и отслужил вместе с ним Божественную литургию. Ожидается, что этот его поступок вызовет также бурную дискуссию во время синодальных заседаний. Сам митрополит Галактион явился на заседание Синода впервые после двухлетнего демонстративного отсутствия. Некоторые истолковывают его появление именно как желание подкрепить группу, склонную к компромиссу с раскольниками. Богослов.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 20.02.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6218.html

– В 1993–1994 годы «Священный миланский синод» находился в общении с УПЦ КП, а в 1994–1997 годы «Священный миланский синод» являлся Автономной митрополией в юрисдикции УПЦ КП; – В 1995 году «каллиникитским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «серафимо-геннадиевской» группировки был образован Российский Экзархат; – В 1996 году «Святой православной церковью Северной Америки « на базе приходских общин «андреевской» ветви «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 1996 году в юрисдикцию УПЦ КП вошло несколько старостильнических клириков и иерархов; – В 1997 году «матфеевско-григорианским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 1997 году в юрисдикцию «Священного миланского синода « вошли два иерарха «Украинской автокефальной православной церкви в изгнании»; – В 1997 году в юрисдикцию РПАЦ вошёл иерарх «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции; – В 2000 годы состоялось установление богослужебного общения «Православной церкви Италии» с «Черногорской православной церковью» и УПЦ КП; – В 2002 году в юрисдикцию «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции вошёл иерарх раскольнической «Болгарской православной церкви»; – В 2003 году «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 2006 году епископ Лакедемонийский Симеон (Манихофер), Экзарх «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции в Австрии, перешёл в юрисдикцию «Черногорской православной церкви»; – В 2007 году в юрисдикцию «УАПЦ (к)» вошёл иерарх «Священного миланского синода»; – Взаимное признание и общение между «Православной церковью Италии», раскольнической «Болгарской православной церковью», УПЦ КП, Черногорской православной церковью и Православной церковью Македонии; – Учреждение в 2008 году «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции и «Истинно-православной церковью Румынии» так называемых «Истинно-православной церкви России», «Истинно-православной церкви Кипра» и «Истинно-православной церкви Кении».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ритмические свойства болгарского распева . Ритм гласовых напевов болгарского распева – двоякий: частью словесный или несимметричный, свойственный особенно древним распевам, частью же симметричный, сходный с западно-европейским музыкальным ритмом. Признаки того и другого ритма особенно рельефно выступают в наиболее торжественных и наиболее художественно обработанных песнопениях, примененных к различным случаям праздничного богослужения. Словесный ритм в болгарском распеве выражается: 1) Применением гласовых мелодий к общему характеру и мысли распеваемых песнопений. Праздничные и наиболее торжественные песнопения отличаются мотивами весело-торжественными; песнопения же, выражающие скорбь и сетование, изобилуют печальными мотивами. Так в каноне на Вехание (в неделю Ваий) болгарского распева слышатся мотивы торжественно-триумфального марша (Ирмолог 1709 г.), в песнопениях на положение и целование Плащаницы – горестный погребальный плач, в стихире Пресв. Троице в день Пятидесятницы („Приидите вернии“) – веяние творческого Духа Божия, в стихире „на проклятие“ (в неделю Православия) – твердость исповедания веры и решительное энергическое отвержение перечисляемых в тексте стихиры ересей. Но мы не имеем полного круга песнопений болгарского распева, в котором, конечно, много найдется примеров живой и высокохудожественной выразительности общего характера и мысли, заключающихся в тексте того или другого песнопения. В упомянутых же нами образцах мысль и чувство песнопений выражаются едва ли не лучше, чем во всех прочих распевах, известных в нашей клиросной практике. 2) Мелодия болгарского распева применяется к понятиям, выражаемым отдельными словами и словесными оборотами выпеваемого текста. При постоянном выражении общего молитвенного характера песнопении через естественное усилие или ослабление голосов, вызываемое высотой, протяженностью и последованием звуков мелодии, в болгарском распеве, как и в большом знаменном, мы немало находим и отдельных мелодических оборотов, вполне рельефно и даже художественно выражающих частные мысли и чувства, заключающиеся в словах песнопений. Так, в мотивах песнопения „Тебе одеющагося“, сообразно словесным выражениям текста, мы отчетливо слышим повторяющийся тихий плач „увы“, переходящий в вопли глубокого рыдания, с ужасом внемлем громовым звукам гнева Вождя, раздирающего завесу храма Соломонова, с трепетом чувствуем колебание земли, невольно проникаемся глубоким благоговением при восклицаниях „Боже мой“ и „сладчайший Иисусе“. Но подобной сему художественной выразительности отдельных мест, сообразно с словами текста, не чужды и другие песнопения болгарского распева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Др. распространенный «    » кроме названия выписан и с авторским указанием «    (  )      » (Ирмологион иером. Ионы, 2-я четв. XVII в.- Нац. б-ка Беларуси. 091-283), что говорит, вероятно, о личном предпочтении Иосафатом Кунцевичем этого напева. Надписание «      » для Юго-Зап. Руси было редкостью (поэтому эта херувимская отсутствует и в составленном Л. Ф. Корний сб. «Болгарский напев». 1996), определение гласовой принадлежности болг. (и греч.) херувимских в украинско-белорус. рукописях не всегда точно. Помимо четкости атрибуции редакции новых херувимских Б. р. утратили и четкость композиционных признаков, однако сохранили самые выразительные интонации Б. р., бывшие «на слуху», переходящие из песнопения в песнопение и вошедшие т. обр. в певч. словарь эпохи. Б. р. сыграл значительную роль в обновлении южнорус. традиции в сер. XVII в. В отличие от киевских напевов 2 указанных новоболг. напева херувимской стали основой для создания на Украине двухголосных певч. обработок, что для традиции Юго-Зап. Руси в целом не было типично. При их создании певчие ориентировались, вероятно, на практику Московской Руси, отчего одно из двухголосных переложений названо «московским» (Ирмологион Межигорского мон-ря, сер. XVII в.). Стилистика Б. р. оказала влияние также на ранние обиходные песнопения «киевского напелу», формировавшиеся в XVI в. Распространившись в Московской Руси во 2-й пол. XVII в., «болгарский напел» получил название «болгарский роспев». Нек-рые южнорус. песнопения Б. р. были ошибочно переименованы в Московской Руси в «киевские», что отразилось и на содержании научных исследований ( Вознесенский. Образцы. С. 38, 47; Келдыш Ю. В. История русской музыки. М., 1983. Т. 1. С. 313). В XVIII в. часть одноголосных мелодий Б. р. сохранила свою стилистику, др. были схематизированы. На основе одноголосия Б. р. в Московской Руси были созданы многоголосные обработки, авторские переложения. Изд.: Вознесенский И. , прот. Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви. К., 1891. Вып. 2: Болгарский роспев или напевы на «Бог Господь» Юго-Западной и Западной Православной Церкви; Вып. 4: Образцы осмогласия распевов: киевского, болгарского и греческого. Рига, 1893.

http://pravenc.ru/text/149677.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010