Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Патриарх передал список Казанской иконы Божией Матери, верующим были розданы иконки с изображением св. Иоанна Сочавского с Патриаршим благословением. В завершение было пропето многолетие Святейшему Патриарху Кириллу на церковнославянском и молдавском языках. Завтра, 2 октября, Святейший Патриарх Кирилл совершит освящение Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и возглавит в нем Божественную литургию. Затем Предстоятель освятит дом детей-инвалидов при Банченском монастыре. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа в Черновцах был заложен в 1844 году. Автор проекта — венский архитектор Фердинанд Ролль. Строительство велось с перерывами до 1864 года. Внутренние отделочные работы продолжались до конца XIX века. Активное участие в организации строительства и обустройстве храма принимал первый митрополит Буковинский и Далмацкий Евгений (Гакман), который в июле 1864 года освятил храм. Митрополит Евгений умер 12 марта 1873 года и был похоронен в гробнице цокольного помещения собора. Статус кафедрального храм сохранял с момента постройки до 1960 года, когда во время очередной кампании по борьбе с религией он был закрыт (на период с 1960 по 1989 гг. архиерейская кафедра была перенесена в Свято-Никольский собор в Черновцах). Многие годы здание пустовало, а в 1976 году начались работы по переоборудованию помещения собора под выставку товаров народного потребления и художественной картинной галереи. Строители натолкнулись на гроб митрополита, и по указанию тогдашнего руководства его останки тайно были вывезены в неизвестном направлении. Место перезахоронения до сих пор не найдено. В 1989 году здание собора было возвращено Церкви. 12 марта 2006 года, в годовщину смерти митрополита Евгения, на территории собора по благословению митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия владыке Евгению был открыт памятник. Авторы — скульптор Николай Мирошниченко и архитектор Виктор Кильчицкий.

http://patriarchia.ru/db/text/1636495.ht...

26 декабря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в соборе, где совершалось молитвенное поклонение православного Смоленского Смоленска мощам новомучениц. Возможность приложиться к святыне также получили православные жители стран Балтии. 28 декабря ковчег с честными останками преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары был привезен в столицу Латвии. На железнодорожном вокзале Риги вагон-храм с мощами встречали священнослужители в праздничном облачении, сестры Троицкого Рижского монастыря и жители города во главе с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром. Святыню перенесли в кафедральный Рождественский собор, в котором к тому времени собралось более 5 тысяч верующих. " Великая княгиня прибыла в Ригу во второй раз, впервые она побывала здесь в 1910 году. Уже тогда жители Риги называли ее земным ангелом за великое милосердие и подлинное следование вере Христовой " , - сказал митрополит Александр в архипастырском слове по окончании молебна, совершенного перед святыми мощами. В течение трех дней и двух ночей в Рождественском кафедральном соборе Риги открыт круглосуточный доступ к останкам алапаевских мучениц. Следующей остановкой станет Вильнюс, куда храм-вагон прибудет в последние дни уходящего года. Святыня будет открыта для поклонения в соборе Виленского Свято-Духова монастыря до 3 января 2005 года. В канун Нового года состоится всенощное бдение, а утром 1 января - литургия в Свято-Духовом соборе, которую возглавит митрополит Виленский и Литовский Хризостом. Святыня посетит также Клайпеду и Каунас. Затем крестный ход продолжит свой путь дальше на запад - в Калининград. В ходе завершающего этапа великого Крестного хода с мощами святых преподобномучениц перед честными останками Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары смогут помолиться жители стран Средней Азии. Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru 30 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/12304.html

И мы знаем, что именно православная вера стала духовной, культурной основой жизни нашего народа. Объединились племена, и возникло мощное государство, которое поражало воображение соседей, государство, в котором национальная жизнь, возвышенная христианской верой, стала приносить удивительные плоды. И все мы с вами являемся наследниками того, что совершил князь Владимир. Вот и сегодня на просторах исторической Руси существуют разные государства, разные народы. Но поелику мы все являемся православными, поелику мы все одна Божия Церковь, то нас связуют духовные узы, и мы ответственны за наше единство, за нашу веру, за сохранение высокого нравственного идеала пред Богом и, конечно, пред великим равноапостольным князем Владимиром, наследниками которого мы являемся. В Евангелии от Марка (Мк. 16:9-20), которое было только что прочитано, содержатся замечательные слова: «если кто веру имеет и крестится, тот спасен будет; а кто не имеет веры, осужден будет». Деяние святого равноапостольного князя Владимира вывело наших предков и выводит сегодня их потомков из-под Божиего осуждения. Крещение открывает перед нами захватывающий горизонт духовной жизни. Через Крещение и веру мы способны подниматься высоко вверх, прикасаясь к Божественной правде. Не могли мы, православные люди, не отметить торжественным образом замечательный 1000-летний юбилей нашего Крестителя. Сегодня повсюду происходят эти празднования. И когда стал вопрос о том, чтобы Патриарх возглавил юбилейные торжества в Минске, то мне пришла мысль, что удобнее всего это сделать, когда мы вспоминаем белорусских святых — в неделю всех святых, в земле Белорусской просиявших. И, конечно, посещая Белоруссию, совершая богослужения, общаясь с высокими представителями государственной власти, с народом, невозможно не вспоминать о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие Победы в которой мы все торжественно отмечаем в этом году. Я хотел бы выразить глубокое удовлетворение в связи с посещением Минска. Завтра по милости Божией буду иметь возможность совершить Божественную литургию в Бресте, а в ночь на 22 июня, в 4 часа, по сложившейся традиции буду вместе с народом в Брестской крепости, чтобы вспомнить великий подвиг тех, кто первым встретил врага и жизнь свою не пожалел, защищая Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/4128395.ht...

Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви 30 декабря 2008 года Дорогие собратья, архипастыри земли Белорусской! Нынешнее заседание Святого Синода Белорусской Православной Церкви проходит в скорбные и ответственные дни. 5 декабря уходящего года, накануне своего 80-летия, преставился ко Господу Святейший Патриарх Алексий II. Он стоял во главе Матери-Церкви 18 лет. Эти годы выпали на перелом эпох, сопровождались сложными и драматическими событиями. Распад великой державы, тяготы экономических и социальных реформ 90-х годов, локальные и международные военные конфликты и многое другое — все это проходило через сердце нашего Предстоятеля, который деятельно старался повлиять на ход событий, чтобы направить их на путь мира и братолюбия. Но главное — он возносил горячие молитвы ко Господу о примирении враждующих, об умягчении злых сердец, о мире всего мира и благостоянии Святой Церкви Христовой. Он сопереживал страждущим и соболезновал болящим, он сорадовался духовному возрастанию своей паствы и утверждению веры в православном народе. Патриарх в своем сердце вмещал все наши горести и радости, переживая их как свои собственные, до конца исполнив апостольский наказ: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Мы проводили в путь всея земли нашего общего духовного отца. Переживая ныне расставание с Патриархом, мы утешаемся христианским упованием на то, что обрели молитвенника и предстателя пред Престолом Божиим за нашу Церковь и за наше земное Отечество. Мы благодарим Господа за Его милость к пастве белорусской, ибо последний Патриарший визит прошел на белорусской земле и стал шестым по счету посещением Белой Руси. В этой прощальной поездке Святейший напутствовал нас призывом к сохранению братского мира и богозаповеданного единства Матери-Церкви в сложном современном мире, обуреваемом нестроениями и разделениями. В своем слове по окончании Божественной литургии в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, Патриарх напомнил: «… сегодня мы все призваны созидать и хранить церковное единство как великий дар, несмотря ни на какие искушения и соблазны разделений».

http://patriarchia.ru/db/text/518679.htm...

Когда после окончания школы и военной службы передо мной встал вопрос, куда дальше направить свои стопы, то Господь указал мне вновь это место. Я приехал сюда, и владыка Викторин мне сказал: " Ты поступаешь в послушание, теперь твоя жизнь от тебя не зависит. Как мы ей распорядимся, так и будет " . И мне не пришлось долго ждать монашеского пострига, диаконской и священнической хиротоний: именно потому, что делателей было мало, все это произошло быстро. Потом мы все вместе трудились и стали свидетелями того, как Церковь возрождалась на всем пространстве исторической Руси, как она возродилась и здесь, в Виленско-Литовской епархии . Хотел бы поблагодарить Вас, владыка митрополит Иннокентий, за возможность помолиться сегодня у мощей святых мучеников. Благодарю архипастырей, которые разделили с нами это торжество, и все духовенство Виленско-Литовской епархии — тех, кто здесь находится, и тех, кто отсутствует. Призываю благословение Божие на всю православную паству этой страны и желаю, чтобы Господь и дальше всех нас вел в Царствие Небесное прямым и узким путем, которым Он заповедал идти. Пусть Господь хранит нас на многая и благая лета, Пресвятая Богородица пусть покрывает нас от всякого зла Своим честным омофором, а молитва святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия пусть сопутствует нам на нашем жизненном пути. Аминь». В этот же день на Ефросиньевском кладбище Вильнюса митрополит Иларион совершил заупокойную литию на могиле архимандрита Никиты (Якеровича), 30 лет назад постригшего владыку в монашество. Вечером состоялась встреча с католическим архиепископом-митрополитом Вильнюсским Гинтарасом Грушасом. В ходе беседы стороны обсудили вопросы двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью Литвы. 20 июня в Свято-Духовом монастыре митрополит Иларион совершил иерейским чином Божественную литургию в сослужении митрополита Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита, епископов Ржевского и Торопецкого Адриана, Львовского и Галицкого Филарета и братии обители. По отпусте Литургии участники богослужения проследовали крестным ходом к чудотворному Остробрамскому образу Пресвятой Богородицы. Перед иконой был совершен молебен, служение которого возглавил владыка Иларион.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4939319...

А вот другой случай. Со своей сестрой Марией я училась на первом курсе Православного Царицынского университета, на регентском отделении. В нашем расписании по четвергам в семь утра стояла клиросная практика. То есть в это время наш курс начинал петь Божественную Литургию в Свято-Духовом мужском монастыре, в стенах которого мы учились и проходили послушание. Случилось так, что накануне мы заночевали в гостях, потому что ездили на встречу с нашим духовником. Будильника в том доме не оказалось, и утром мы проспали. До начала службы оставалось 15 минут. Мы были на другом конце города, да еще нужно было долго идти до дороги. Мы не смутились, собрались и выбежали из дома. Мы бежали по гололеду, падали и все время громко кричали: «Святителю отче Николае, помоги нам, сделай что-нибудь!» До дороги мы добирались довольно долго, там остановили такси-частника. Попросили быстро довезти, но ведь расстояние тоже много значит. Мы ехали 15–20 минут, в машине тоже молились. Нас было четверо. Опаздывать нам было нельзя, ведь некому петь, некому даже ответить на возглас священника. И вот подъехали к монастырю, вошли в храм – и звучит первый возглас Божественной Литургии. Быстрее ветра оказываемся на хорах, поем «Аминь». Потом тяжело дышим и смотрим на часы. Ровно семь. Ни о чем постороннем не думая, поклонились Господу, Божией Матери, великому Угоднику Божию Николаю и начали служить Богу пением. Вот так, по молитвам святителя, растянулось время. Ю.Брейдакова, Волгоград На масленицу Настоятель одного известного подмосковного храма рассказал о том, как святитель Николай исполняет, казалось бы, неважные просьбы, утешая верующих. Одинокая старая женщина, монахиня в тайном постриге, жила очень скромно на небольшую пенсию. Подошла масленица. У нее не было ни особых средств, ни сил приготовить себе праздничный обед перед началом Великого Поста. Старушка очень соскучилась по блинам. Решила она попросить у почитаемого ею покровителя монашествующих, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, утешить ее в немощи. Стала молиться и просить: «Батюшка Иоанн, пошли мне блинков на масленой». Долго просила матушка в простоте сердечной святого Иоанна Предтечу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса скита в честь Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Торжества в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси продолжатся в Белоруссии с 23 по 25 октября. К празднованию приурочен визит в эту страну Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Одним из событий торжеств в честь 1020-летия Крещения Руси в Белорусской Православной Церкви станет пребывание в Минске части мощей святого равноапостольного князя Владимира. Святыня будет находиться в минском Свято-Духовом кафедральном соборе с 22 по 25 октября 2008 года. Накануне торжеств Синод Белорусской Православной Церкви обратился к клиру, монашествующим и пастве с особым посланием, в котором отмечено непреходящее значение исторического выбора церковного народа Великой, Малой и Белой Руси, который неразделим в своем единении вокруг общей Купели Крещения и единой Евхаристической Чаши. Празднования 1020-летия Крещения Руси отмечены также в Самоуправляемых Церквах и епархиях Московского Патриархата многочисленными торжественными богослужениями, крестными ходами, благотворительными акциями, научными конференциями, круглыми столами, концертами и выставками. Во многих из этих событий совместно приняли участие иерархи, клирики и православные миряне из различных стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Мероприятия, посвященные 1020-летию Крещения Руси, продолжатся в епархиях Московского Патриархата до конца 2008 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за единодушие Преосвященных архиереев, проявившееся при обсуждении темы духовного единства наследия Святой Руси на состоявшемся Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/470180.htm...

Отметим, что в богослужебном последовании Великой Субботы и Воскресения образ Христа, открывшего вход в небесный мир, повторяется неоднократно. Присутствует он в каноне «Волною морскою», который является надгробной песней Спасителю, «отверзшему врата жизни своим погребением» 761 : «Господи Боже мой! Исходное пение и надгробную песнь воспою Тебе, погребением Твоим жизни входы ми отверзшему и смертью смерть и ад оумертвившему» 762 . В стихарах на хвалитех (глас б): «подержаву смерти и отверзый врата райская человекомъ» 763 , в последовании часов: «иже в рай путесотворилъ сси вход, и смертию смерть разрушилъ еси...» 764 . Рана от копья на теле Христа, из которой изливалась кровь при Распятии, также сравнивается со спасительным входом: «пронзенное ребро сделалось для мира дверью таинственной, и тридневный гроб стал обителью для жизни» 765 . Наконец, образ отверстых дверей, на которые указывает ангел пришедшим ко гробу Христа женам-мироносицам, становится самым доступным и емким символом непостижимого по существу воскресения Спасителя ( Мф. 28:1–10 ). Открытие райских дверей постоянно соотносится в богослужебных текстах с порушенными вратами ада: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба» (песнь 6 канона на Пасху Св. Иоанна Дамаскина ) 766 . В стихирах на вечерни: «Отверзошася Тсбс, Господи, страхом врата смертная, вратницы же адовы видсвше Тя убояшася: врата бо медная сокрушил еси, и вереи железная стерл еси, и извел еси нас от тмы и сени смертныя, и узы наша растерзал еси». Поэтому на псковских иконах Христос как отверстая дверь небесная («Вот врата Господа, праведные войдут в них» – Пс. 117:20 ) попирает и разрушает врата преисподней. Причем красный цвст одеяния Иисуса соответствует догматическим воззрениям на сошествие Его во ад 767 , так как отражает главную богословскую мысль о схождении туда Божественной души Спасителя в те время, когда мсртвое тсло Его находилось во гробе: «умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом: о нам же и судым в темнице духовом сошед проповеда» ( 1Петр. 3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

6 февраля 1966 года блаженная старица приобщилась Святых Христовых Тайн и мирно предала дух свой Господу. Многие верующие люди из окрестных деревень приехали проводить подвижницу в последний путь. Четыре десятилетия верующие не забывали свою молитвенницу, со своими нуждами приходили на кладбище за деревней Крысово на могилку к старице Валентине, просили молитвенного предстательства блаженной и получали по своей вере утешение, благодатную помощь и исцеление в болезнях души и тела. Торжественное прославление блаженной Валентины (Минской) состоялось 6 февраля 2006 года в кафедральном Свято-Духовом соборе г. Минска во время Божественной Литургии, которую совершил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении всех Архиереев Священного Синода Белорусской Православной Церкви и многочисленного духовенства при большом стечении народа. (день памяти – 24 января/6 февраля) Святая блаженная Валентина, моли Бога о нас! Схимонахиня Серафима (Белоусова) (1890–1966 гг.) Схимонахиня Серафима (в миру Матрона Поликарповна Белоусова) родилась в 1890 году в городе Лебедянь Липецкого уезда Тамбовской губернии. Родители будущей подвижницы были людьми благочестивыми, известно, что когда Матроне исполнилось 9 месяцев, её привезли в Оптину Пустынь. Когда малышку поднесли старцу Амвросию Оптинскому и попросили благословить девочку, старец, взяв ребенка на руки, сказал: «В ней будет вся Оптина». Предсказанию суждено было сбыться: через несколько десятилетий матушка Серафима духовно окормлялась у ныне прославленных Оптинских старцев Нектария (Тихонова) (1853–1928 гг.) и Анатолия (Потапова) (1855–1922 гг.). По свидетельству современницы матушки Серафимы, перед закрытием Оптиной Пустыни матушка спросила своего духовного отца Оптинского старца Анатолия: «Батюшка, на кого ж Вы нас оставите? Никого ж не осталось, монастырь закроют». В ответ услышала: «Матрюшка, не скорби – вся Оптина у тебя будет!» Из воспоминаний современницы матушки Серафимы: «Она ведь днями трудилась, а ночами молилась – вот опыт старческий ей и передался… Она хоть и замужем была, и детки были, и муж был, но свершению подвига и достижению чистоты и праведности ничто препятствием не послужило. Если правильно, по-христиански вести образ брачной жизни, то для благодати помехой это не будет. Не помешало и ей. К тому же и муж у неё был очень хороший, – Кирилл Петрович, глубокой веры был… говорил ей: «Матрюша, иди, иди пока огонек в сердце загорелся – старцы ведь нынче есть, а завтра – нет, иди, иди благодать получай, утешайся». Бывало, и письмо Кирилл Петрович в монастырь напишет: «Как там Матрюша?» – к старцам, а батюшка, отец Анатолий, пишет: «Матрона Поликарповна находится в духовной врачебнице».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По слову Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» ( Мк.4:22 ). Тайно, бережно хранилась в семье Заспеловых-Зегжда рукопись кандидатской диссертации игумена Варсонофия «Учение о молитве по «Добротолюбию». Ныне же явным стал этот замечательный труд, опубликованный в 2002 году в Рыбинске, а теперь выходящий в свет в Сергиевом Посаде. Тайным было и то, что всякий обращающийся в молитве к игумену Варсонофию за помощью получает просимое. И вот, будучи в воскресенье 7 сентября 2003 года в Новгороде, я, совершив по благословению архиепископа Новгородского Льва Божественную литургию в храме апостола Филиппа, посетил могилу игумена Варсонофия. Здесь, отслужив панихиду, я обратился к нему с очень важной для нашей Волгоградской епархии просьбой. И молитва моя была услышана. Мало было надежды, что дело это так благополучно устроится. Совершилось явное чудо. Игумен Варсонофий научил сестер Заспеловых трепетно, смиренно прикасаться к тому, что относится к духовной жизни и беречь сокровенно святыни. И Господь сподобил их быть хранителями великой святыни: животворящего креста, подаренного Братству патриархом Тихоном. Крест этот до кончины митрополита Гурия (Егорова) в Крыму 12 июля 1965 года хранился у него в келлии. Старшим из духовной семьи владыки Гурия был на его похоронах архимандрит Михей (Хархаров). Он знал, что в семье Заспеловых-Зегжда с особым благоговением чтится память об игумене Варсонофии и бережно хранится все, что связано и с ним и вообще с жизнью и деятельностью Братства в целом. Поэтому он и решил дать крест для хранения в эту семью. Из нее на погребении владыки Гурия были Варвара Сергеевна Заспелова и ее сын Сергей Андреевич Зегжда. Тогда и возвратился животворящий крест в город на Неве. Теперь, слава Богу, сей животворящий крест пребывает в Волгограде, в Свято-Духовом монастыре. В 1990 году было обращено внимание на то, что подпись, сделанная рукой патриарха Тихона на обратной стороне креста, тускнеет. В связи с этим было решено отразить все, что написано на кресте. Вот что тогда было зафиксировано:

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010