Свидетельствует о Боге слово Божие, содержащееся в Священной Библии . Закон Господень непорочен: обращает души; откровение Господне верно: умудряет младенцев. Оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи. Страх Господень чист: пребывает во век века. Суды Господни истинны, все они праведны, вожделеннее золота и драгоценного камня и слаще меда и coma ( Пс. 18:8– 11 ). Откровения Твои весьма истинны ( Пс. 92:5 ). Свидетельствуют о Боге преславные и чудные дела Божии, которые весь мир видит и с удивлением на них смотрит. Кто всемирный потоп навел, и посреди вод праведного Ноя с домом его и с некоторыми животными в ковчеге сохранил? Бог. Кто различных диких зверей, которые были в ковчеге, укротил? Бог. Кто Содом и Гоморру с окрестными городами огнем с небес пожег и праведного Лота оттуда вывел? Бог. Кто поразил язвами Египет? Бог. Кто извел Израиль из египетского рабства? Бог. Кто разделил Чермное море и сквозь него провел Израиль? Бог. Кто потопил фараона-мучителя со всем воинством в море том? Бог. Кто провел Израиль пустыней страшной? Бог. Кто питал такое множество народа в пустыне сорок лет? Бог. Бог дает пищу всякой плоти ( Пс. 135:25 ). Кто поразил перед лицом их великих царей: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского? Бог. Кто привел в землю обетованную Израиль? Бог. Кто из земли этой изгнал и истребил народы, и поселил в ней Израиль? Бог. Кто сохранил Израиль от окрестных народов, живущих в той земле? Бог. Что был Израиль против всех народов, окружающих его? Как один человек против тысячи людей, или как два человека против двадцати тысяч, или как горсть воды против моря. Но целым сохранился Израиль; не могли многотысячные народы, окружающие его, истребить его. Кто его сохранял, если не Всесильный Бог, Которого он призывал и почитал? Об этом-то и поет псаломник: Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали люди на нас, то живых они поглотили бы нас, когда рассвирепела ярость их на нас, то вода потопила бы нас ( Пс. 123:1–4 ). И хотя иногда Израиль был в рабстве у иноплеменников, но это им посылалось Богом в наказание за грехи их и беззакония; ибо Бог и в Своих людях, знающих и почитающих Его, ненавидит грехи и беззакония и за них казнь им посылает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

" Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть " (Втор.6:4); " Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя " (Пс.2:7). " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Мф.28:19). Создание путаницы в текстах публикаций Преследуя цель, как можно большее число людей ввести в заблуждение относительно природы Господа Иисуса Христа и природы Бога в целом, " Свидетели Иеговы " при создании текстов публикаций намеренно составляют сложные и запутанные предложения, используя при этом различные методы, одним из которых является тонкая подмена одного понятия другим. В данном случае остановимся на том, как " Свидетели Иеговы " используют в этих целях такие слова, как " Бог " и " Господь " . Для того чтобы разобраться в той путанице, которую " Свидетели Иеговы " создают в текстах своих публикаций с использованием слов " Бог " и " Господь " , необходимо иметь четкое представление о значении этих двух слов. Как известно, обозначением нашей природы служит слово " человек " . Другими словами, каждый из нас по природе человек. А слово " человек " в данном случае - это обозначение природы. Обозначением природы Бога Отца в христианском вероучении служит слово " Бог " , которое всегда пишется с заглавной буквы. Другими словами Отец по природе Бог. А слово " Бог " в данном случае - это тоже обозначение природы. Вполне логично, что это же слово служит обозначением природы Сына и Святого Духа. Сын, как и Отец, по природе Бог. И Святой Дух, третье Лицо Пресвятой Троицы по природе тоже Бог. Но следует иметь виду, что в Священном Писании встречается также и слово " бог " , которое пишется с маленькой буквы. В этом случае слово " бог " - это титул. Титул - это звание, наименование. Титул может быть присвоен кому-либо, титулом владеют, его носят. Например, титул царя, титул президента, титул чемпиона и так далее. В качестве примера можно привести один из стихов Священного Писания, в котором слово " бог " употребляется в качестве титула: " Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. " (2Кор.4:4). В данном случае под словами " бог века сего " подразумевается сатана. Ему принадлежит титул бога века сего. Он бог по титулу. То же самое можно, например, сказать о каком-нибудь известном рок-музыканте, что он бог молодежи и так далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

Для удобства изложения, данные адвентистской литературы и заявления адвентистов на беседах, влагаются в уста одного лица, адвентиста Петра. А) О субботе 1) – Как же нам не чтить субботы, – говорил мне пожилой адвентист Петр, ревностный пропагандист адвентизма среди русских крестьян, – когда Сам Бог еще в раю дал людям заповедь праздновать седьмой день, или день субботний. Я попросил Петра найти такую заповедь в Св. Писании. Петр, открыв Библию , громко и самоуверенно стал читать: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день – и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2: 2–3 ). Раз Бог благословил и освятил седьмой день, так нам и нужно его праздновать, – заключил Петр и вызывающе посмотрел на меня. – Нет, – отвечал я. – В Писании не сказано, чтобы Бог в раю повелел первым людям, а с ними и нам, праздновать седьмой день, и это ты, Петр, сочинил от себя, что нехорошо, так как своим вымыслом ты еще извратил и мысль Св. Писания. В прочитанном тобою месте из книги Бытия говорится только о том, что Бог благословил и освятил седьмой день, потому что в этот день почил от всех дел Своих, которые творил и созидал. Как видишь, здесь и речи нет о людях, нет и никакой заповеди людям. Когда бытописатель желает показать, что слова Бога относятся к людям, в частности, к первозданным, то ясно пишет; «и благословил их Бог , и сказал им Бог»... или еще: «и заповедал Господь Бог человеку»... ( Быт.1:28, 2:16 ). Но в прочитанном тобою месте этого нет. Следовательно, нельзя учить, что «Бог в раю освятил и благословил седьмой день для людей». Нельзя так учить еще и потому, что благословение и освящение седьмого дня не только стоит в полной зависимости от покоя, но и заключается в этом покое, без которого оно и немыслимо (ср. Исх.20:8–11 ). Но кто же почил от дел творения и созидания: люди или Бог ? Писание ясно говорит, что Бог, так как первые люди не только ничего не творили и не созидали, а и сами были сотворены ( Быт.1:26 ). А если покой относился только к Богу, то ясно, что «и благословил Бог день седьмой и освятил его только для Себя, т.е. покоем от дел творения Он отличил для Себя день седьмой. Вместе с Богом разделили этот покой и Те, Кому Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему»... ( Быт.1:26 ), посему для Них Бог благословил и освятил день седьмой. Но здесь и ты, Петр, видишь не людей, которых еще не было, а второе и третье Лица Св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:1—6). Итак, здесь тот, (кто явился), сначала назван ангелом Господним, а затем Богом. Так не был ли ангел Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова? Но тогда Его нужно считать Самим Спасителем, о котором апостол говорит: «Их и отцы, и от них Христос во плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим.9:5). Следовательно, вполне разумно считать, что Тот, кто есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки», является Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Но почему он сначала назван ангелом Господним, когда явился «в пламени огня из среды тернового куста»? Не потому ли, что это был один из многих ангелов, который по (Божественному) устроению выражал собой Лицо Господа своего? Или же потому, что это было нечто тварное, что было воспринято Им, чтобы явиться для него в зримом образе, и чтобы произносимые слова были слышимы, чем бы, как требовалось; обозначилось (незримое) присутствие Господа для телесных человеческих чувств посредством подвластного Ему творения? Но если это был один из ангелов, кто бы мог с легкостью подтвердить, было ли на него возложено возвестить о Лице Сына или же Святого Духа, или же Бога Отца, или же о Самой единой Троице, Которая есть единый и единственный Бог, отчего Он и говорит: «Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»? Ведь мы не можем сказать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Сын Божий, а Бог Отец не является. Но ведь точно также никто не осмелится отрицать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Дух Святой или Сама Троица, которую мы считаем единым Богом. Ибо тот, кто не есть Бог, не является Богом отцов. Далее, если не только Отец является Богом, как признают все, и даже еретики, но также и Сын, Которого, хотят они того или нет, вынуждены таковым признавать, поскольку (о Нем) апостолом сказано: «сущий над всем Бог, благословенный во веки»; также и Святой Дух, ибо» (о Нем) апостол говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога», «Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор.6:19, 20); и эти трое суть один Бог, как исповедует кафолическое благомыслие; то остается не достаточно ясным, которое из Лиц Троицы выражал ангел (если он был один из остальных), и выражал ли он какое-то (отдельное) Лицо, а не Саму Троицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Божественное Откровение записано в Священном Писании христианства – Библии. Священное Писание учит, что Бог един: Господь, Бог наш, Господь един есть ( Втор 6:4 ) и нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор 8:4 ), прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис 43:10 ). Во время призвания пророк Моисей спросил Бога: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий ( Исх 3:13–14 ). Бог есть Дух ( Ин 4:24 ), Он – вечный Господь Бог ( Ис 40:28 ), бытие Его – вне времени. Бог – всемогущий: Он сказал, – и сделалось; Он повелел – и явилось ( Пс 32:9 ). Бог есть Творец и Промыслитель мира. Не имея ни в чем нужды, всемогущий Бог по Своей благости из ничего создал весь видимый и невидимый мир (2Макк 7:28), в том числе и нас, людей. Бог , как любящий Отец, заботится о всем мире в целом и о каждом существе, Им сотворенном, – даже самом малом. Своими таинственными путями Он ведет каждого человека к вечному спасению, впрочем, не принуждая его, но просвещая и помогая узнать истину. Бог – вездесущий: куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты ( Пс 138:7–8 ). Бог не подлежит никакому ограничению пространством, но проникает Собою все: “Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто” (прп. Иоанн Дамаскин ). Бог – всеведущий: все обнажено и открыто перед очами Его ( Евр 4:13 ), на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ( Притч 15:3 ). Ведение Божие есть непосредственное знание всего существующего и возможного, настоящего, прошедшего и будущего. Божие предвидение не нарушает свободной воли тварей, так же как свобода нашего ближнего не нарушается тем, что мы видим его поступки. Бог – всеблагой т.е. – бесконечно добрый: никто не благ, как только один Бог ( Мк 10:38 ), Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс 102:8 ). Благость Божия простирается не на какую-нибудь группу людей, как привязанность ограниченных существ, но на весь мир, ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк 6:35 ). Он с любовью заботится о жизни и нуждах каждой твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

(Быт 6:6–7). «И обонял Господь приятное благоухание и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать человека и землю за человеков, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт 8:21).   Вот перед нами Господь — невидимый, непостижимый, трансцендентный, Которого запрещено изображать, Которого, как сказано, не видело око человеческое. «Раскаялся Господь»,«восскорбел Господь», «сказал Господь», «пошел Господь», «обонял Господь»… Перед нами — образ человека. Чтобы изобразить Бога, ветхозаветный писатель изображает человека со всем, что ему присуще. Это Бог не просто отвлеченный, находящийся вне мира, а Бог Живой: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Иакова, не Бог мертвых, но Бог живых» . И Сам Он рисуется как живой, живущий среди людей. Паскаль говорил, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не есть Бог философов, а Бог живой, присутствующий в мире, личный, совершенно иной по отношению к человеку, с которым Он вступает в личные отношения, вмешиваясь в ход истории. Бог проявляет Себя в истории и оказывается значительно более личностным, чем Бог, Который проявляется в природе, с которой часто Его путают. («Природа есть Бог», — это характерно для семитских религий). Чтобы понять Бога, авторы Библии вносят в нее понятие человека — то, что мы называем антропотеизмом (чувства человека и его поведение усваиваются природе Бога). С другой стороны, у Израиля не должно быть никаких иллюзий. Бог не таков, как люди, Он абсолютно другой. В рассказах о явлении Божества авторы ограничиваются упоминанием о весьма обобщенных и неясных очертаниях, всегда избегая непосредственного описания Бога, Его облика. Если я кого-то встретил, я могу его описать: он такой-то и такой-то. В Ветхом, да и в Новом Завете такого описания Бога нет. Но сказано просто: «Бог стоял над жертвенником». Исайя видит Его восседающим на высоком престоле. Его внешность характеризуется наличием бескрайних риз, заполняющих портики храма (Ис 6:1). Иезекииль говорит о Нем просто как о подобии человека (I), преображенного огненным сиянием, походящим на радугу (Иез 1:26–28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Бог имеет Волю, которая ни от чего постороннего не зависит, она совершенно свободна. Мир был приведен в бытие не по какой – либо внешней или внутренней необходимости для Бога, а единственно по Его свободному изволению. Господь Бог не ограничен в Своей святости. Будучи Сам Святым, Бог требует и от людей святости: «Итак будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:45 ). В силу Своей святости Бог не может идти против Самого Себя и Своей святой воли. Бог не нарушает свободу воли Своих разумных созданий, которым Он даровал ее. Поэтому Господь и не препятствует Своим созданиям, когда они преступают Его волю. Наряду с разумом и волей, Бог имеет также и чувства. С точки зрения Своих чувствований Бог обладает всеблаженством и бесконечной благостью или любовью к тварям. Всеблаженство Божие означает то, что стремление Бога к бесконечному благу совпадает с самим обладанием им, и что Бог ощущает наивысочайшее блаженство от согласованного действия всех сил и свойств Своей бесконечной природы. У псалмопевца Давида мы читаем: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс.15:11 ). Бесконечная благость или любовь Божия к тварям является Его сущностью, ибо «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ). Неизреченная любовь побудила Господа создать мир и непрестанно промышлять о нем. «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» ( Пс.144:9 ). Высшим проявлением благости Божией явилось дело искупления: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» ( Ин.3:16 ). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим.5:8 ). «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.4:10 ). Бог беспределен в Своем человеколюбии. Из бесконечного человеколюбия Божия вытекает милосердие и сострадание, которые означают, что Бог любит как послушных, так и непослушных сынов человеческих. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Божие милосердие и сострадание неисчерпаемы и выше нашего понимания. Однако Бог никогда не бывает равнодушным перед грехом и не может защищать его. Если же грешник чистосердечно раскаивается во грехе. Бог прощает его.

http://azbyka.ru/dokazatelstvo-sushhestv...

Бог является Моисею при горе Хориве и, наименовав Себя Богом отца его (Моисея), Богом Авраама, Исаака, Иакова, посылает его освободить Еврейский народ из рабства египетского (ст. 1–10). И сказал Моисей Богу: вот я прииду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцев ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь сущий (Иегова)... Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (ст. 13 – 14)... Пойди собери старшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцев ваших явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иаκοва, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами во Египте... (ст. 16). Ясно, что по библейскому рассказу о богоявлении Моисею откровение Бога с именем Иеговы не было откровением нового Бога: нет, Иегова – Бог и есть Бог отцов еврейского народа, единый истинный Бог, в которого веровал народ еврейский от дней патриархов. Правда, в гл. VΙ, стр. 3 мы читаем; и говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь (Иегова). Явился Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: Бог всемогущий (El. Schaddai) а с именем моим Господь (Иегова), не открылся им. По-видимому, здесь дается мысль об откровении Моисею нового имени Бога и значит, по логике рационалистов, нового понятия о Нем. Но на самом деле здесь нет ничего благоприятного взглядам рационалистов. Истинный смысл сего места таков: отныне Бог явно и действенно открывается иудеям в силе Иеговы (Иегова – тот, который есть, был и будет) т. е. как Бог Осуществитель (Иегова) обетований, данных патриархам. Раньше патриархам даны были обетования о наследии земли обетованной, о благословении их семени, а чрез него всех земных племен. Это было явление им Бога лишь открывающего тайны Своего домостроительства о спасении Израиля, а чрез него и всего рода человеческого; действенно же, как Иегова, как Бог осуществляющий эти обетования, Он не открывался патриархам. Ныне же Он открывается именно в силе Иеговы, как полагающий начало осуществления Своих обетований касательно Израиля, а вместе и всего рада человеческого. Бог вечный и неизменный, отныне Он будет действенным охранителем и спасителем Своего народа, неизменно направляя судьбы его к Своим высшим и вечным целям. Таким образом, в рассматриваемом месте нет указания на то, будто Моисею здесь открыто новое имя Бога, или новое понятие о Нем; оно свидетельствует лишь о том, что согласно со своими различными обетованиями патриархам Бог отныне становится в ближайшие отношения к Израилю, будет Богом Завета с еврейским народом, чтобы чрез него спасти в положенное Им время весь род человеческий, а самый народ еврейский становится народом Богоизбранным, который Богу угодно сделать органом к осуществлению Своего плана о спасении людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

— Давай откроем Ветхий Завет. Там, где рассказано, как Бог явился Моисею в терновом кусте, горящем, но не сгорающем, — в неопалимой купине. Смотри: явившись, Он говорит Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» . Но Моисей знает, что соплеменники его, живя в Египте, привыкли к тому, что богов — множество, и каждый поэтому имеет свое имя. И оттого Моисей и просит Бога сказать ему — для евреев — Его имя. И Господь Бог, как бы снисходя к слабости человеческой, говорит тогда: «Я есмь Сущий» (по-древнееврейски — Иегова), — то есть Тот Бог, Который, в отличие от ложных богов, существует вечно. Но читай дальше: «…и сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» . То есть явно, что последнее слово Его, а вернее, повторение того, что было сказано в начале, не менее значимо, чем первое. И знаешь, почему? Давай попробуем посмотреть поглубже. Что такое вообще имя? Оно дается, к примеру, человеку, чтобы отличить его от других людей, или богу, лжебогу, чтобы отличить его от других богов. И ни за чем иным. Но разве Господь Бог нуждается в каком бы то ни было имени? Он — Один воистину существующий, все мироздание создано Им, держится Им, Он Один всегда был, есть и будет. По сути, именно это Он и сказал Моисею. Кстати, в Ветхом Завете Бог чаще именуется Господом Саваофом, то есть Господом сил бесплотных… А вот что, наверное, важнее для тебя: в Евангелии от Иоанна Иисус Христос несколько раз назван Сущим. То же слово, та же суть: вечно существующий! Послушай, — и она, не раскрывая Евангелия, по памяти, с непередаваемо бережной интонацией заговорила: — «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» ; «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах» ; «Тогда сказали Ему: кто же ты? Иисус сказал им: от начала Сущий…» . И вот это, потрясающее, когда Он говорит иудеям: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» . Поистине: «Кто имеет уши слышать, да слышит» . Так что мысль иеговистов об имени Бога, вообще говоря, — мысль очень узкая, тесная и отдает как будто фетишизмом… Святой Иустин Философ когда-то давным-давно очень хорошо сказал на эту тему: «Бог не есть имя, но мысль, всаженная в природу человеческую, о чем-то неизъяснимом». Ты чувствуешь разницу в масштабе мышления?

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Исх. 3:6 . И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога. Аз есмь Бог отца твоего. Я тот самый Бог , Которому научил тебя поклоняться родной отец твой. – Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Для чего Господь называет Себя Богом этих патриархов? Для того, чтобы уверить Моисея, что Бог Авраама, Исаака и Иакова, столь близкий к ним, столько благоволивший к ним, близок и благоволит к их потомкам, что Он помнит ( Исх. 2:24 ) Свои обетования, данные Аврааму, Исааку и Иакову, о наследовании их потомками земли Ханаанской и намерен исполнить эти обетования, что Он остается верным тому завету, который заключил с Авраамом и в его лице с его потомками, и готов в силу этого завета торжественно явить им особенное Свое покровительство, с тем чтобы и они чтили Его единого так же усердно, как чтили Его Авраам, Исаак и Иаков. Господь Иисус Христос слова Божии Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, приводит в опровержение саддукейского неверия в воскресение мертвых, ибо, говорит Иисус Христос, несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мф. 22:32 ). Смысл слов Спасителя тот, что хотя помянутые патриархи давно померли, но по обетованию о воскресении, имеющему непременно в свое время исполниться, они живы (Златоуст). – Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога. Благоговение Моисея, соединенное с смиренным сознанием своего ничтожества пред Ним по бытию, своей нечистоты, греховности, выразилось в том, что он не мог прямо смотреть на то место, откуда слышался голос Господа. Моисей отвратив, с Еврейского «покрыл лице свое». Подобное сделал пророк Илия при явлении ему Бога в Хориве ( 3Цар. 19:13 ). Исх. 3:7 . Рече Господь к Моисею: видя видех озлобление людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах от дел приставников (от приставников над работами), уведех бо болезнь их. Слова Господа, заключающиеся в сем стихе, могут быть изложены так: «пусть не думают, что Я забыл народ, который Я же избрал в особое достояние Себе, что Я не обращаю внимания на его страдания, на его озлобление от Египтян, нет, Я видел, видел эти страдания, внимательно смотрел, как изнуряют Египтяне Мой народ непомерными работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010