В сентябре 1886 г. фельдшерские курсы при санитарных учреждениях Богоявленского женского монастыря изменены были в курсы сестер милосердия Красного Креста, – какой курс существовал и ранее, но слушательницами его были исключительно ученицы монастырского училища, с этого же времени допущены к слушанию курса и занятиям но лечебнице и амбулатории и посторонние лица все, получившие общее образование не ниже 4-х классов прогимназий. Цель открытия этих курсов и для посторонних лиц определена потребностью главного управления Красного Креста иметь постоянно значительный запас резервисток на случай военного времени. Оканчивающие курс дают подписку в течении 10 лет быть готовыми к исполнению обязанностей сестер милосердия по указанию главного управления общества Красного Креста. Некоторые из них вскоре поступают в общины сестер милосердия. Плата за обучение взимается 30 р. сер. в год; от платы освобождаются только наиболее беднейшие. При таком преобразовании монастырского училища установлен в нем шестилетний курс обучения, равняющийся приблизительно курсу шестиклассных средне-учебных заведений. Сверх изучения общеобразовательных наук, преподаваемых о. законоучителем и учительницами (они же и классные дамы), воспитанницы с V или VI класса проходят в течение двух лет курс для сестер милосердия, соответствующий по своему объему курсу фельдшерских школ. В состав двухгодичного курса сестер милосерда входят следующие предметы: описательная анатомия человеческого тела, физиология, краткая гигиена, хирургия, десмургия, общая и частная патология и терапия, подание первоначальной помощи при внезапных угрожающих жизни заболеваниях, отравлениях и обмираниях, уход за больными и ранеными и обстоятельное изучение обязанностей сестры милосердия. Кроме изучения этих предметов воспитанницы практически занимаются в аптеке лечебницы изготовлением лекарств и присутствуют на приемах амбулаторных больных, где упражняются в наложении повязок, подании первоначальной помощи и писании рецептов под диктовку врача. Все вышеозначенные предметы преподает им доктор медицины П. Д. Реформатский, который вместе с тем состоит врачом-хирургом при лечебнице. Другие предметы фельдшерского курса, именно ботанику, фармацию и фармакологию с рецептурой преподает им провизор А. Ф. Венцкевич, а латинский язык – учитель духовного училища священник А. Н. Птицын. Находясь под ведением игуменьи Богоявленского монастыря, училище это имеет особую старшую надзирательницу в лице почтенной г-жи Л. Н. Щигельской, которая уже 18 лет проходит эту должность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Обязанность старшей в больнице сестры милосердия в городском врачебном пункте лежит на монахине, распоряжающейся экономическою частью заведения и отпуском лекарств во вне-городские врачебные пункты. В ведении её находятся сестры милосердия и послушницы монастыря, которых в 1892 г. состояло 23. Они занимаются уходом за больными в палатах и исполнением различных аптекарских и хозяйственных обязанностей по учреждению. При амбулатории в качестве старшей фельдшерицы состоит сестра милосердия и три сестры несут обязанности сестер милосердия при приемном покое, занимаясь приготовлением лекарств, раздачею их приходящим, перевязкой хирургических больных и исполнением прочих обязанностей фельдшерских и практически руководят воспитанниц училища при исполнении упомянутых занятий в амбулатории. В остальных врачебных пунктах вне г. Костромы делом подания врачебной помощи занимались также монастырские сестры милосердия, в каждом пункте по две (всего же шесть); они же ныне занимаются обучением крестьянских детей грамоте. Все эти монастырские сельские лечебницы находятся под наблюдением старшего врача И. С. Иванова и вскоре же приобрели полное доверие и даже особое расположение со стороны окрестного крестьянского населения. Насколько они преуспевают в деле оказания врачебного пособия крестьянам и как постепенно расширились благотворные действия их, об этом всего выразительнее могут свидетельствовать следующие, хотя немногие, но довольно почтенные цифровые 57 данные. Уже в течение первых 8 месяцев существования Крестовоздвиженской и Назаретской сельских лечебниц безмездно в них пользовалось врачебным пособием 2,940 больных, а в 1874 г. была оказана помощь более 10,000 больных, выдано бесплатно лекарств по 11,891 рецепту и пользовалось в больницах около 200 человек (на кроватях 122 в Крестовоздвиженском монастыре и 63 – в Назаретской пустыни). С 1873 по 1881 год врачебною помощью пользовалось 48,630 больных и на кроватях 652 человека. 58 В виду этого постоянного умножения обращавшихся в лечебницу за помощью в Крестовоздвиженском монастыре в 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Само духовенство села Акиншина не было забыто Дмитрием Павловичем Приклонским; так, в 1843 г. он приказал единовременно выдать Акиншинскому причту из вотчинных сумм 200 руб. ассигн., затем и в последующее время нередко посылал причту через своих бурмистров разные подарки, состоящие из материй для одежды как самих священно-церковнослужителей, так и жен их. Особенно Приклонский питал глубокое уважение к о. Андрею Васильевичу Веселовскому. Так, из особенного расположения к о. Андрею Приклонский пожертвовал ему 50 корней строевого леса и 50 руб. сер. на постройку дома; потом, за безмездное обучение в Акиншинской вотчинной школе, подарил золотые карманные часы и серебро-позлащенный бокал и имел с о. Андреем большую переписку, из которой всего яснее видно, как Приклонский во всяком важном деле любил обращаться к умному священнику за советом и как вполне располагался на его опытные советы. Приклонскому недолго пришлось управлять Акиншинской вотчиной. 7 июня 1848 г. единственный сын его Николай, служивший в военном ведомстве, переправляясь с полком своим через реку Вислу на пароме и заметя, что паром от многолюдства тонет, хотел остановить свою команду, но его лошадь поскользнулась и он в полном вооружении упал с нее в воду и утонул, так что только чрез два часа могли отыскать тело его. «С ним я всего лишился на свете», писал Приклонский о. Андрею. «Давно скучая жизнию и нигде ненаходя утешения с тех пор как я получил печальное известие о вечной с ним разлуке, предаю и себя и дела свои воле Божией» (С.-Петербург 9 августа 1848 г.). Таким образом, когда все дальнейшие светлые надежды для Приклонского кончились со смертью его единственного сына, тогда он уже не захотел более нести труды управления своими вотчинами и осенью 1849 г. продать их действ. ст. сов. Николаю Арсеньевичу Жеребцову. Жеребцов управлял Акиншинской вотчиной до самого освобождения крестьян из крепостной зависимости, или до 1861 г., и своим благоразумным управлением заслужил народную память о себе как о помещике опытом, деловом и рассудительном. С целью большого ознакомления с своей вотчиной и ближайшего надзора за ходом вотчинных дел, Жеребцов неоднократно посещал свою Акиншинскую вотчину или один, или даже с семейством. Эти посещения Жеребцова были как с одной стороны благотворны для его крестьян, так с другой не бесплодны и для Акиншинского храма и служащих в нем.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Андрей Васильевич Веселовский, окончивший семинарский курс во Владимирской семинарии в 1832 г. со степенью студента и определенный во священника в село Акиншино 4-го июня 1833 г., совершенно чуждый о. Ивану как сам по себе, так и по жене своей. Родиной Андрея Веселовского было село Беклемищи, Гороховецкого уезда, а родителем - причетник этого села Василий Степанов (бесфамильный). Впрочем о. Андрей Веселовский лишился своего отца в малолетстве, так что даже не сохранил памяти о нем. Безотрадное сиротство и соединенная с ним крайняя бедность встретили Андрея Веселовского; чтобы еще более понять трудность его сиротского отроческого положении, следует присоединить отдаленность родины его от места обучения — от Владимирской духовной семинарии и самое крайнее неудобство в сообщении с ней, так как село Беклемищи находится в самом дальнем глухом углу Гороховецкого уезда, за большими реками и болотами. Но несмотря на разные препятствия, Андрей Веселовский бодро выдержал борьбу со всеми невзгодами своей юности и вышел из борьбы достойным победителем. Равно и по поступлении на священническое место в село Акиншино, о. Андрею с самых первых пор опять пришлось встретиться лицом к лицу с нуждой и лишениями. Приход села Акиншина в то время был небольшой, всего состоящий из 500 душ; доходы скудные, но между тем о. Андрею нужно было, как поступившему на вольное место, самому приобретать дом и заводиться необходимым для сельского священника хозяйством. Его многочисленное семейство состояло из двоих сыновей и пяти дочерей. Привыкши с детства к борьбе со всевозможными трудностями, о. Андрей Васильевич и здесь показал ту же крепость сил своих к перенесению тяжких испытаний нужды и скудности, которая руководила им в продолжение всего юношества. Отец Андрей не только никогда не произносил ропота на свои ограниченные средства, но даже вида не подавал своему семейству, что он стесняется его содержанием и, особенно, устройством, за неимением на это необходимого достатка. Благодаря расположению к о.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Богородицкая башня  Величественная громада Богородицкой башни, составляющая часть крепостного укрепления ярославской Спасо-Преображенской монастырской обители, высится в историческом центре города, там, где нынешний Московский проспект смыкается с Богоявленской площадью. Это первая из монастырских башен: ее воздвигли в 1624 г. как пристройку к уже существовавшему стеновому ограждению. Башня была названа по имени Рождество-Богородицкого храма, на месте которого ныне установлен памятный монумент в честь Ярослава Мудрого. В дореволюционные времена возле нее, в окружении вековых елей, облюбовали себе стоянку местные гужевые извозчики. Богородицкая башня строилась по архитектурному проекту, который несколько позже был взят за основу при создании Угличской башни. То же квадратное сечение, те же окна-бойницы под пирамидальной кровлей с позолоченным, увенчанным флажком, навершием. Правда, в отличие от Угличской, она не имела въездных ворот, но их в какой-то мере заменяли глубокие подвалы, сообщающиеся с наружным пространством перед крепостными стенами посредством сети тайных подземных ходов. Угличская башня  Место размещения Угличской башни Спасо-Преображенской монастырской обители – площадь Богоявления в Ярославле. Эту каменную башню возвели в 1636 г. вместо предшествующей, которая была целиком выполнена из дерева. Будучи размещена с юго-восточной стороны, она контролировала проезд по Угличскому тракту, из-за чего и получила название Угличской. Угличскую сторожевую башню по внешнему виду трудно отличить от северо-западной, Богородицкой, имеющей такое же квадратное сечение и аналогичные въездные ворота, выполненные в форме арки. И хотя въездные врата Угличской башни давным-давно заложили кирпичом, их очертания явственно угадываются, тем более, что следы арочного проема на внутренней стороне сохранились. Наличие размещенных вверху, под самой кровлей, щелевых бойниц позволяло, в случае оборонительных действий, осыпать вражеское войско тучами стрел и копий. Не так давно стены башни оштукатурили и побелили, а входную арку прикрыли деревянными арочными фальш-створками.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Храм рассыпается, ибо раствор, скрепляющий древние кирпичи в арках и стенах, растворён осадками – результат многолетнего отсутствия элементарной кровли. Это вывод экспертов. Старая кладка нуждается действительно в каком-то чуде, точнее не так – чудо, что храм еще вообще стоит, до сих пор не превратившись в груду строительного мусора с железными куполами, опрокинутыми поверх… Уму непостижимо, как и кем в 2015 году с московской строительной компанией “ЭШЕЛЪ” был заключен контракт на проведение реставрационных работ в несчастном соборе. Люди, друзья, сограждане, россияне – опомнитесь, что же вы делаете, ведь именно эти товарищи из Эшела угробили бесподобный архитектурный памятник в Борисоглебске, в 20 км от Ростова, превратив южные монастырские ворота с надвратной Сергиевской церковью в белое неопознаваемое нечто. В начале весны 2015 года были начаты реставрационные работы, “в ходе которых участки кирпичной кладки XVI века были раскрыты, временной кровли над ними не было, и кладка вымокала и вымораживалась. Раствор, скреплявший кирпичи, растворился, и здание держалось фактически на металлических креплениях 1990-х годов” (цитирую слова директора “Эшела” Евгения Загоскина). Состояние кладки реставраторы описывали так: “Висит стена, и она в любой момент может упасть”. По свидетельствам с объекта, обрушения опасались даже от порыва ветра. Гром грянул 13 августа 2015 года – прямо в процессе реставрационных работ рухнули своды южной галереи. Снова цитата из Загоскина: ”Обрушение конструкций произошло при демонтаже поддерживающей опалубки, которая держала свод и в свое время сильно прогнила, поскольку на протяжении длительного времени никакие работы не производились”. Почему перед демонтажом опалубки не было исследовано состояние кладки и не были подведены новые укрепляющие конструкции, не поясняется. Разве не нужно сначала укреплять кладку, а уже потом производить с нею какие-либо манипуляции? Теперь разрушившийся кирпич заменяют современным, дополнительно укрепляют стены и строят новые поддерживающие конструкции.

http://sobory.ru/article/?object=05699

Поэтому на первых порах училище не могло задаваться широкими задачами и заботилось лишь о том, чтобы с элементарными знаниями по программе начальных училищ дать девочкам религиозно-нравственное образование и приучить их к обычным женским занятиям. Находясь под руководством опытной и любвеобильной начальницы, обусловливавшей удовлетворительный ход учебных занятий, училище однако вскоре же заслужило доверие во всех городских сословиях, которое ясно выразилось в том, что число поступавших в него сирот, в особенности из семей духовенства, с каждым годом увеличивалось. В училище это, между прочим, стали поступать и такие девочки, родители которых имели возможность вносить небольшую плату за их обучение. Со временем открылась возможность и даже необходимость несколько расширить программу преподавания, и училище, не потеряв характера начальной школы, стало уже выше обыкновенных начальных школ. По окончании курса, многие из воспитанниц оказались сироты, не имевшие нигде пристанища, а другие, полюбив учебные занятия, просили оставить их в училище еще года на два – на три. В виду этого монастырское начальство затруднилось сделать выпуск своим питомицам и вследствие образовавшейся привязанности к ним решилось удержать их в училище до более зрелого возраста. Так образовалась старшая группа воспитанниц, для которой прежде пройденные ими предметы: закон Божий, русский язык, арифметика, история и география преподаны были снова, но уже в более широком объеме; для желающих же и более способных из них присоединено было преподавание французского языка, и обучение музыке. Успехи воспитанниц засвидетельствованы были на годичных испытаниях, присутствовавшие на которых: преосвященный, губернатор, директора училищ и другие представители местного общества давали об умственном развития воспитанниц весьма лестные отзывы, что, без сомнения, не могло не радовать иг. Марию. Однако же вопрос о пристройстве воспитанниц по выходе из училища оставался все еще не решенным. Сознавалась необходимость дать им такое образование, которое поставило бы их в возможность добывать себе средства к жизни честным трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Сверх сего, в Богоявленской церкви стены пристройки при малой толщине свода находятся в полуразрушенном виде; снаружи алтарей перемычки над дверями при входе в подвалы и над окнами алтарей треснули; внутри малого алтаря имеется трещина от полу вверх по стене до свода и по всему своду; внутри пристройки над впадиною перемычка треснула и трещина, начинаясь от впадины, идет вверх по стене и по своду; подле – в другой пристройке от стоящей воды и дождей свод опрел и в этом месте образовалась через свод течь; арка над входом расселась и грозит падением. Внутри церкви и пристроек стены и своды отштукатурены, штукатурка прикреплена гвоздями и во многих местах отошла. В самой церкви и пристройках стены и своды расписаны древнею греческою живописью, которая вся почернела и частью отпала со штукатуркою. Полы в пристройках выстланы кирпичом большею частью уже выломанным, а в самой церкви имеется только сверх сводов насыпь из песку. В Сретенской церкви вдоль свода в проезде; под галереею имеется трещина от одной пяты до другой; в самой церкви в крещатом своде, идущем со столба, по большей части распалубок имеются весьма значительные трещины в особенности в углу, каковая трещина, начинаясь от полу, идет по всей стене, – равно как и в стрелке самого свода, и вообще весь свод – в самом неблагонадежном виде и не представляет возможности к исправлению. Перемычки в окнах также треснули; свод над подвалом совсем обрушился; в части церкви по стенам имеется древняя греческая живопись почти вся уничтожившаяся, а на самом своде вся штукатурка отпала; перемычки над аркою треснули насквозь, и трещина, проходя вверху по стене, продолжается по своду и вся арка пригнулась. Полы выстланы кирпичом. Стены же обеих церквей по толстоте своей довольно прочны». Между тем как велась эта переписка, стены, своды и купола собора в последующие три года продолжали оставаться непокрытыми и размываемые дождями естественно приходили в еще большую ветхость. Поэтому нисколько неудивительно, что на возобновление Богоявленского собора потребно было составить новую уже возвышенную против прежней смету, каковая в 185/ г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

– Ис того же числа ко 167 году посеяно ржи 332 чети, яровово хлеба отсыпано на семена: овса 630 чети, ячмени 50 чети; а в остатке за семены ржи 1,175 чети с осминою, овса 1,496 чети, ячмени 286 чети. По «Росписи росходному всякому хлебу за 166 год» значится следующий расход. 68 «1. Ржи смолочено в год про брацкой обиход и проч. 1,022 чети; 2. Да ячмени смолото про брацкой обиход 36 чети. 3. Да про брацкой же обиход и про всякой монастырской росход зделано в крупу и на толокно 300 чети, да на солод оброщено и смолото на квас про братской обиход и на всякой монастырской росход, и в роздачу ячмени 250 чети, да овса 200 чети; да лошадям монастырским скормлено и в роздачу издержано всяких чинов проезжим людям, и на московские поездки изошло овса 400 чети. 4. Дано слугам и служебником и всяким работным людем, которым дается отсыпной хлеб, ржи дано 500 чети, овса дано 500 же чети; а та рожь, которая дано и служебникам в додачу, за умолотною рожью, вкладная. А за росходом в остатке овса 96 чети; и тот овес ныне в монастыре». д) Для специалистов по истории сельского хозяйства в древней Руси может иметь интерес следующая таблица посева и умолота в вотчинах Бог. монастыря. Общий итог за 165 год: рожь озимая: 318 посеяно чети, умолочено 1,103½, оброчной 270; пшеница: посеяно 3¼; умолочено 8; ячмень: посеяно 38; умолочено 119½; оброчного 50; овес: посеяно 689; умолочено 1,093; оброчного 464½; 166-й год: рожь озимая: посеяно 327; умолочено 1,124. Всякого же рода хлеба получено Бог. монастырем к 165 году 3,109½; израсходовано 3,039½ четвертей; осталось от расхода 169; посеяно 1,037½; заимствовано из старых запасов и других источников 867 четвертей. Общий итог за 166 год: рожь озимая: оброчной 383½ четверти; пшеница; посеяно 2; умолочено 4¾ ячмень: посеяно 51½; умолочено 274; оброчного 62; овес: посеяно 657; умолочено 1,586; оброчного 540. За тот же год общий доход: 3,974; расход: 3,208; остаток от расхода 766; посев 1,012; заимствовано из старых запасов и других источников 245 96 четвертей овса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

1 . В 1864–66 гг. устроен обширный, на северной стороне от Богоявленского собора, троицкий или трапезный каменный корпус, 48 в связь с которым вошло сохранившееся двухэтажное здание бывшей семинарской больницы. Корпус этот получил окончательное устройство в 1871 г. Состоя из двух верхних этажей и подвального, он имел три выступа; один в средине здания и два боковые – угловые; между выступами под кровлею устроены келии – мансарды; после 1887 г. они уничтожены и превращены в подволоки. В среднем этаже центральное помещение занимает трапезная зала, освещенная 10 большими окнами в два света; Налево от палаты буфет со шкафом для посуды; здесь устроена подъемная машина, посредством которой из келарни во время обеда поднимаются блюда с кушаньем в трапезную залу и опускается посуда для очистки её в буфете. По правую сторону трапезной залы устроены рукодельные залы: мастерская золотошвейная, живописная, образная, где производилась отделка образов фольгою и цветами, и несколько келий для помещения монахинь. Ныне здесь помещается только одна живописная; отделывание образов производится уже частно по келиям; мастерская же золотошвейная переведена в настоятельский корпус. В нижнем этаже с правой стороны главного входа устроена (окончательно в 1868 г.) келарня с тремя отделениями, буфет, хозяйственные чуланы и помещения для сестер, трудящихся в этом послушании. С левой стороны от главного входа помещается рукодельная зала для портного мастерства и за нею келии сестер, проходящих это послушание; здесь же прежде была келия для приема посетителей и келия для монахини встречавшей и провожавшей последних. По другую сторону коридора окнами в сад – квасоварня с кладовыми для хранения посуды и келья для трудящихся в этом послушании сестер. В подвальном этаже со сводами устроен большой подвал для хранения годового запаса овощей и два другие; в последних устроены две механические печи для отопления всего корпуса и водоподъемная машина, которая чрез проведенные в стенах трубы из городского бассейна снабжает водою келарню, все келии и другие помещения. Из сеней среднего этажа трапезного корпуса сделан выход на устроенную первоначально на деревянных, а в 1884 г на каменных соединенных арками столбах, деревянную галерею, которою корпус этот соединен с собором; галерея эта в пожар 1887 г. для безопасности Богоявленского собора была сломана и затем сделана на каменных устоях; близь собора – каменная кладка и железная дверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010