Известно, что одной из главных причин привязанности сектантов к их молитвенным песням служит то обстоятельство, что они составлены и изданы на русском языке. Очень часто сектанты объясняют свой уход из православия именно тем, что им не понятно было богослужение православной церкви, совершаемое на языке славянском; теперь же, говорят сектанты, они молятся на совершенно для них понятном русском языке, причем приводят известные слова ап. Павла о пользовании даром пророчества из первого послания к Коринфянам (гл. 14). Постараемся сперва объяснить, почему в богослужении русской церкви употребляется славянский, а не разговорный русский язык, а затем покажем, что в сектантских молитвенных песнях есть много, и даже очень много слов не только славянских, но и иностранных, совершенно непонятных для большинства из сектантов, даже для многих из их главарей. Мы, русские, имеем великое счастье принадлежать к славянской семье народов, почему родной наш язык, строго говоря, совсем не тот, испещренный множеством иностранных слов, на котором мы говорим теперь и пишем, а именно тот, на котором говорили наши славные предки и на котором мы молимся Богу. Великие просветители Христовой верой славян, святые братья Кирилл и Мефодий более тысячи лет тому назад перевели богослужение с греческого языка на язык славянский. С того времени разговорный русский язык чрезвычайно изменился, но богослужебный церковно–славянский язык, как памятник святой старины, остался неизменным. На нем молятся Богу почти все наши братья славяне, что много служит к единению славянских многомиллионных народов не только в вере, но и жизни, «старающихся сохранять единство духа в союзе мира», чтобы был у них «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» ( Еф. 4:3–6 ). Совершение русскими богослужения на славянском языке необходимо по многим причинам, из них мы укажем хотя бы на две. Во–первых, сама святость молитв и богослужений требует, чтобы они совершались не на обыкновенном уличном разговорном языке, на котором люди часто бранятся, осуждают и оскорбляют друг друга, а на языке, так сказать, более чистом и возвышенном, на языке священном, каким и является язык древнеславянский, церковный. В этом случае вполне приложимы не только к телесному языку каждого человека, но и к языку, как наречию целого народа, слова св. ап. Иакова: «Им (т. е. языком) благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию, из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак. 3:9–11 ). Вот почему святость и чистота церковных молитв и песнопений требует, чтобы они совершались не на уличном разговорном, оскверняемом пошлыми словами и выражениями, языке, а на языке чистом, исключительно церковном, каковой и есть язык славянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Новозаветные Писания прямо говорят об «освящении», освящении словом Божиим и молитвою. Ничто не предосудительно, если принимается благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим. 4:4–5 ). Вы омылись, освятились, оправдались,– говорится о крещении ( 1Кор. 6:11 ). Само выражение: Чаша благословения ( 1Кор. 10:16 ),– есть свидетельство освящения через благословение. Апостольское руковозложение нельзя иначе понимать, как только освящение. Особое место в книге занимает истолкование таинства Евхаристии. Автор проводит мысль, что в ранней Церкви Евхаристия имела совсем иной смысл, чем какой она получила впоследствии. Евхаристия была выражением экклезиологического соборного единения верующих, то была радостная трапеза Господня, и весь смысл ее был обращен в будущее, в эсхатологию, поэтому она представляла собой «богослужение вне времени», не связанное с историей, с воспоминаниями, богослужение эсхатологическое, чем она резко отличалась от простых видов богослужения, называемых в книге «богослужением времени», в IV же веке, говорят нам, произошло резкое перерождение первоначального характера Евхаристии. Ей дано было «освятительно-индивидуальное» понимание, и это было результатом двух напластований: сначала мистериального, потом – монашеско-аскетического. Вопреки утверждениям этой историко-литургической школы, индивидуально-освятительное значение таинства Евхаристии, то есть значение не только соединения верующих между собою, но прежде всего единения каждого верующего со Христом чрез вкушение Его Тела и Крови, совершенно определенно выражено Апостолом в X-XI главах 1-го послания в Коринфянам: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает. В этих наставлениях Апостола речь идет об индивидуальном принятии святых Тайн и об индивидуальной ответственности. И если осуждается недостойное принятие их, то ясно, что, по Апостолу, достойное принятие их совершает индивидуальное освящение. Совершенно ясно, что Апостол принимает Евхаристию как таинство: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Как можно сказать, что идеи «таинства» не было в апостольское время в Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

А.В. Попов Слово в Филадельфийской церкви Апостола Андрея Первозванного Храм ваш, братие, посвящен одному из св. Апостолов – Андрею Первозванному, и это обстоятельство дает мне повод перенестись мыслью ко временам Апостольским, к тем церквам, кои существовали при Апостолах. Одна из этих церквей была соименная вашей – Филадельфийская, и о ней было сказано некогда Богом чрез тайнозрителя – Иоанна: вот Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, но сохранил слово Мое и не отрекся имени Моего; за то Я сделаю, что из сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя; держи же, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Апокал.3:8,9,11). Иное из сих проречений может быть приложено и к вашей церкви, братие, и желал бы я, дабы исполнились и на вас обетования, высказанные Богом о древней Филадельфийской церкви. Отворил Я дверь пред тобою, и никто не может затворить ее. Около десяти лет тому назад в вашем граде впервые была открыта дверь благовестия Православной веры: небольшая горстка русских людей из Австрии познали здесь правую веру. Гонимые сродниками своими по плоти, оставшимися в прежней вере, они образовали свою церковную общину и наняли небольшое помещение для совершения богослужений, но их было мало, и не было у них своего душпастыря, который бы оберегал их и наставлял в Законе Господнем; казалось, что искра, только что загоревшаяся, сейчас же потухнет, и враги готовы были уже торжествовать свою победу. Но Бог не дал погибнуть правому и святому делу. Вы сохранили слово терпения Его, за то и Он сохранил вас: в годину искушения прибыли в ваш град люди из святой великой Руси, – моряки, которых корабли строились здесь; своими жертвами и соучастием с вами в молитвах они ободрили, поддержали вас и много помогли вам. Вскоре явился у вас и свой душпастырь, собравший ваше стадо воедино, умноживший его и приобретший настоящий храм. Так была открыта в сем великом граде дверь для благовестил Православной веры, и никто уже не может затворить ее, как бы ни старались о сем враги ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Новозаветное Крещение . Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28; 19, 20). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3; 5-7). Совершитель Таинства Крещения В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае Таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чинопоследованием. Но Таинство Крещения — единственное из семи Таинств Православной Церкви, — которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен: 1) быть верующим христианином; 2) правильно произнести  тайносовершительные слова : «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь»; 3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии. Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2...

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион от имени Святейшего Патриарха Кирилла и от себя лично поздравил всех присутствовавших с престольным праздником: «В этот день мы вспоминаем тех, с кого начиналась история Церкви после Воскресения Христова. Господь избрал Петра как главу апостольской общины. Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении о том, как Петр исповедал Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, и это исповедание он произнес, как говорят одни толкователи, от лица всех апостолов, как говорят другие — от собственного лица, потому что он первым уверовал в то, что Иисус Христос есть Божий посланник, Божий Сын. И за произнесенное Петром исповедание Господь сказал ему:  Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах  (Мф. 16:19). Этого первоверховного апостола, о котором много говорится в Евангелии, мы сегодня прославляем. В Евангелиях рассказывается, в том числе, о том, как он проявил человеческую слабость и малодушие, и когда Иисус Христос был предан на страдания, отрекся от Господа, что Спаситель предсказал незадолго до этого. Но мы знаем и о том, как Господь по Воскресении Своем восстановил его в апостольском достоинстве, о чем повествует святой евангелист Иоанн, когда рассказывает, как трижды Господь обратился к Петру со словами:  любишь ли Меня? , и Петр ответил:  Ты знаешь, что я люблю Тебя  (Ин. 21:17). Через это, говорят нам святые отцы, Господь восстановил Петра в его апостольском достоинстве и служении. И Петр не посрамил доверия, которое изначально было оказано ему Господом Иисусом Христом: всю свою оставшуюся жизнь он посвятил проповеди Христа и умер в Риме, куда Господь привел его для мученического подвига. В этот день мы также вспоминаем святого апостола Павла, о котором знаем не из Евангелий, а из Деяний апостольских и из его собственных посланий. Известно, что этот человек в юности был гонителем Церкви: являясь ревнителем отеческих преданий, ревнителем неумеренным, он последовал за фарисеями в их отвержении Господа Иисуса Христа. Когда этот человек приближался к Дамаску, к тем местам, которые и ныне благоговейно почитаются в Антиохийской Православной Церкви , внезапно осиял того Божественный свет, которым он был ослеплен. Ему явился Господь и сказал:  Савл! что ты гонишь Меня?  (Деян. 9:4). С этого началось его апостольское служение, потому что он уверовал во Христа, принял святое крещение и, как сам Павел говорит в своих посланиях, больше других апостолов потрудился в проповеди Евангелия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

«Истинно, истинно говорю вам, учил Спаситель, кто слушает слова Мои и верует в Пославшего Меня, на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь». Вот почему, желая знать все необходимое для нашего спасения, мы и обращаемся к Св. Преданию, и поступая так, не только не погрешаем против Св. Писания, но заслуживаем от него себе великую похвалу. «Хвалю вас, братия,– пишет апостол Павел христианам, – что вы все мое помните, и держите преданья так, как я передал вам» ( 1Кор.2:2 ). Обращаясь к Св. Преданию, мы узнаем из него как правильно разуметь Св. Писание, как совершать богослужения и таинства, как соблюдать в чистоте священные обряды Церкви, например, крестное знамение, почитание св. икон, св. креста, освящение воды и многого другого. Но кто-нибудь спросит о том, где же в настоящее время содержится Св. Предание и кто является хранителем его? Содержится Св. Предание, прежде всего в Св. Писании, которое есть часть Св. Предания, записанная святыми апостолами, потом в творениях святых отцов и учителей Церкви, в правилах святых Вселенских и поместных соборов, в Символе веры , и в богослужебных книгах св. Православной Церкви. Хранителями же и истолкователями Священного Предания являются архипастыри и пастыри святой Православной Церкви. Только они одни могут сохранить Священное Предание в чистоте и неповрежденности, так как находятся под водительством Святаго Духа, ниспосланного Спасителем на святых апостолов. «Утешитель Дух Святой, – сказал Господь апостолам, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). И вот при помощи Св. Духа, наставляющего и укрепляющего наших православных пастырей на всякую истину, они хранят и будут хранить в чистоте Св. Предание и научать ему других. А потому каждый православный христианин, ревнующий о своем спасении, должен с особенным вниманием относиться к поучению своего православного пастыря, доверять ему, как бы голосу самого Бога, так как пастыри говорят не от себя, а во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. «Слушающий вас, – сказал Спаситель пастырям, – Меня слушает, а отвергающейся вас, Меня отвергается, а отвергающейся Меня отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:15 ). «Братия! Стойте и держите Предания»

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Разве те, кто отказывается от крестного знамения, не знают, что святой Павел осудил «врагов Креста Христова» (Флп. 3: 18)? Знают, но эти толкователи, желающие удержать на плаву свои «церквушки», которые отпали от евхаристического общения с единой, Святой и Соборной Церковью, а значит, руководствующиеся своими собственными интересами, извращают всё это, чтобы нанести удар по Церкви Христовой, прикрываясь тем, что они, дескать, предлагают другую, лучшую церковь. А в конце концов почти всё, что они отрицают в Православной Церкви, они вводят у себя в другой форме, противореча собственному учению и вводя в заблуждение наивных людей, – только бы показать себя сведущими и ловкими в спорах. Они, конечно же, избегают слов святого Павла, который увещает: «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушателей» (2 Тим. 2: 14). Таковые «только имеют вид благочестия, силы же его отреклись. Таковых удаляйся» (ср.: 2 Тим. 3: 5). Они не признают священников, но поставляют у себя пасторов; не признают храмов, но открывают свои «молитвенные дома» совсем такие же, как храмы; не признают наших облачений, но придумали себе другие; не признают традиционных богослужений, но составили другие со сходным обрядом. Всем этим они в действительности могут прельстить только слабых разумением и со всей очевидностью свидетельствуют, что не дух истины руководит ими, а иной дух – гордыни, тщеславия и желания властвовать. Таковым подходит слово: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15: 8). Большинство из них исполнены одного лукавства, а у кого имеется неподдельное рвение, у тех нет рассудительности (см.: Рим. 10: 2). Истинное толкование выражения «в духе и истине» состоит в том, что все внешние формы приобретают ценность, только когда заполняются добрым сердцем, любовью, великодушием, жертвенностью ради блага другого, внутренней переменой, желанием измениться к лучшему, отказом от осуждения ближнего, от пустословия, смирением, пребыванием в Церкви Христовой, зиждущейся на основании апостолов и доныне воздвигаемой по апостольскому преемству, в нашей Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/70721.html

Наушник и двуязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, – говорит Сирах (28:15). Отношения между членами общества «Назидание» церкви совершается совместными усилиями пастырей и пасомых при содействии Духа Святого. Обязанностью пастырей является прежде всего проповедание слова Божия и совершение богослужений. Но этим не ограничиваются обязанности пастыря, т.е. он должен пасти свое стадо и вне храма. И здесь открывается весьма широкое поле для его деятельности: наставлять неверующих, заблуждающихся и сомневающихся, ободрять унывающих и больных, утешать скорбящих, внушать мужество искушаемым, поднимать дух покинутых, мирить враждующих, вразумлять и карать порочных и ожесточенных, напутствовать умирающих. Деятельность пастыря церкви полна самоотверженности. Пастырское богословие указывает средства и способы для выполнения названной задачи. Мы заметим только, что для выполнения этой задачи требуется, кроме умственной и нравственной подготовки, еще и знание человеческих душ и их различных состояний, нужна и способность приноравливаться ко всем и быть, по слову апостола, всем для всех ( 1Кор. 9:22 ), и, наконец, необходима широта сердца: «сердце наше расширено, вам не тесно в нас» ( 2Кор. 11:12 ). Что касается дисциплинарных отношений между пастырями и пасомыми, то в нашей Православной Церкви они занимают золотую середину между крайностями католичества и протестантства. Католические ксендзы чрезмерно опекают пасомых, а у протестантов господствует слишком большая самостоятельность пасомых по отношению к пасторам. Обязанность пасомых содействовать пастырям собственным старанием в выполнении их задачи ( Рим. 15:30 ). А затем – пасомые должны иметь глубокую почтительность и любовь к пастырям, как к своим духовным отцам. Апостол говорит: Просим же вас, братия, уважайте трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе, вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес. 5:12,13 ). А об отношении пасомых между собой апостол говорит: будьте в мире между собой (там же), стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ). Единение духа и мир среди православных нарушаются в особенности ересями и расколами. Ересь есть искажение или отрицание какого-либо догмата веры (Арий, Македоний и др.). А раскол есть искажение или отвержение какой-либо истины нравоучения, богослужения или постановления православной церкви (Новат, Донат и др.). Раскольники, в свою очередь, могут распадаться на различные толки и секты. Умоляю вас, братия, пишет апостол, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ( Рим. 16:17 ). Дальнейшие обязанности пасомых друг к другу апостол выражает словами: будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Слова апостола Петра и молчаливое удивление прочих спутников к совершившемуся чуду были как бы повторением боговдохновенного песнопения: Как величественны дела Твои, Господи, все премудро Ты сотворил ( Пс.103:24 ). Иисусу Христу было отрадно такое искренне любящее доверие к Его словам и делам. И вот Он в этот знаменательный день, приближающий последние часы Его земной жизни, как Учитель истины произнес: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ). Эти слова с тех пор составляют фундамент целого здания истинной, непреложной религии нашей. Без веры разумная душа жить не может, потому что, как учит св.апостол Павел, без веры угодить Богу невозможно ( Евр.11:6 ). Без истинной веры человек не в состоянии выполнить своего назначения на земле: подобно, как учил св. Кирилл Иерусалимский , земледелец не может собрать плодов на песчаной каменистой почве. Святые Отцы и учители Церкви на семи Вселенских Соборах истинную нашу веру обнесли крепкой, несокрушимой оградой боговдохновенного библейского слова. По милости Божией, в настоящее время каждый член Православной Церкви с самого раннего возраста жизни укреплен в сознании необходимости веры. Все мы, здесь присутствующие, в состоянии открыто исповедовать перед всем обществом верующих Символ веры с такою же точностью, как он был произнесен нашими восприемниками у св.купели нашего Крещения. Нет ни одного богослужения в Православной Церкви, при котором бы она с материнской заботливостью не внушала каждому из нас убедительного совета «иметь веру Божию». Все проповеди, произносимые с церковных амвонов, внушают один совет: «Благочестивые христиане, имейте веру Божию». И я сегодня, вспоминая чудные слова Господа, нашего Спасителя, скажу вам и повторю: братие и сестры, имейте веру Божию. Печально звучат слова Евангелия: «Горе миру от соблазна и тем, через кого он приходит» ( Мф.18:7 ). Соблазн искажает, увечит веру Божию. Безотрадно, но необходимо признаться, что и среди членов христианской Церкви часто вера Божия колеблется в умах, убеждениях и взглядах на судьбу мира и человека. Кому из нас не известно, что многие охвачены суеверием: одни верят, например, в случай; другие – в рок и судьбу; иные игральным картам приписывают возможность отгадывать будущность человека. Иные веруют в гадателей, предсказателей, знахарей с большею преданностью, нежели слову библейскому или евангельскому. Очевидно, у таких верующих нет признаков Божией веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Преемниками же святых апостолов в понимании и разъяснении и распространении слова Божия стали святители Божией Церкви, кои от себя уполномочивают на сие дело православных пастырей и достойных мирян. Как же могут понять смысл слова Божия нынешние безбожники, подходящие к слову Божию не только без благоговения, но и с наглым презрением и определенным предубеждением, старающиеся во всем видеть противоречия в святой Библии , и с тем, чтобы доказать безумную мысль, что Бога – нет. Конечно, книга вечной жизни для таких закрыта. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф 13, 14–15 ). «Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его ( Лк. 11, 53–54 ).» Не для того, чтобы узнать истину, слушали Спасителя книжники и фарисеи, а для того, чтобы отыскать что-нибудь против Него, особенно обвинение в гражданской измене. Это для того, чтобы отдать Спасителя на суд, а если возможно, то и убить Его, чего они, в конце концов, и достигли... А между тем как многого они лишились, эти безумцы! Ведь они слышали учение от Самого Бога, видели Его Пречистый лик, были свидетелями Его великих и многих чудес, – и все это напрасно прошло мимо души завистливой и лукавой... Сколько людей хотело бы быть на их месте! Видеть и слышать Спасителя мира: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13, 17 ). И в наши дни враги Бога и Церкви Его – неверы, обновленцы и им подобные, тоже стараются вступать в диспуты с православными... Это они делают не для того, чтобы найти истину, а чтобы уловить христиан в чем-либо. Особенно стараются они найти у православных что-либо против внешней власти... А между тем, все эти отступники от истины Христовой живут в стране православной, то есть там, где содержится истина Христова: они всегда могут видеть православное богослужение, слышать Христово учение во всей его чистоте и неповрежденности; им предоставляется возможность стать членами Церкви Божией и наследовать вечную блаженную жизнь через отречение от своих заблуждений и вступление в лоно Православной Церкви. А какие-нибудь чистые душою младенцы – индусы, китайцы или богобоязненные скандинавы-протестанты, и не слышали о красоте нашего православного богослужения и о возвышенности, мудрости, простоте и глубине православного учения!

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010