Братия-христиане! В виду столь важного значения праздника Крещения Господня для верующих, св. Церковь повелевает проводить его благоговейно. «Да будет праздник Богоявления (Господня) в великом уважении, сказано в постановлениях апостольских, – и да будут в оный все свободны от дел». И верующие всегда принимали самое живое участие в этом великом церковном торжестве, собираясь в храмы Божии как в навечерии, так и в самый праздник, для присутствования при богослужении, для слушания пастырских поучений и для приобщения св. Таин. Св. Григорий Богослов (в 4 в.) так говорит в слове на день Богоявления Господня: «Ныне я узнаю своё стадо, ныне вижу Церковь в приличном ей убранстве, ибо вы, оставив плотские попечения, стеклись к богослужению в таком множестве, что народ в храме стеснился, и вторгаются даже в алтарь; а остальные, не вмещаясь внутри, заняли собою все входы, подобно тому, как из пчел одни трудятся внутри, а другие жужжат около улья». Повелениями благочестивых императоров греческих предписывалось в праздник Богоявления удаляться от общественных игр, зрелищ и увеселений для беспрепятственного упражнения в делах благочестия. Будем и мы поступать также. Будем относиться к празднику Богоявления с надлежащим уважением, будем посвящать этот день по примеру предков наших и всех благочестивых христиан общественной молитве в храме, делам христианской любви и милосердия. Имея столь великий чудодейственный дар во святой Богоявленской воде, мы должны питать к ней особенное благоговейное почтение, употребляя её во время разных недугов наших – душевных и телесных. Аминь. Священник Серапион Брояковский Ответы из слова Божия вопрошающим о нашем уповании. I и II//Миссионерское обозрение. 1896. 1. С. 1–4 I. 1) Вера и дела. 2) Закон христианский. 3) Ветхий Завет Господу угодно, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды. Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . ( Мф.26:26-28 ). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней. В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений. В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. (В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.) Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион от имени Святейшего Патриарха Кирилла и от себя лично поздравил всех присутствовавших с престольным праздником: «В этот день мы вспоминаем тех, с кого начиналась история Церкви после Воскресения Христова. Господь избрал Петра как главу апостольской общины. Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении о том, как Петр исповедал Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, и это исповедание он произнес, как говорят одни толкователи, от лица всех апостолов, как говорят другие — от собственного лица, потому что он первым уверовал в то, что Иисус Христос есть Божий посланник, Божий Сын. И за произнесенное Петром исповедание Господь сказал ему:  Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах  (Мф. 16:19). Этого первоверховного апостола, о котором много говорится в Евангелии, мы сегодня прославляем. В Евангелиях рассказывается, в том числе, о том, как он проявил человеческую слабость и малодушие, и когда Иисус Христос был предан на страдания, отрекся от Господа, что Спаситель предсказал незадолго до этого. Но мы знаем и о том, как Господь по Воскресении Своем восстановил его в апостольском достоинстве, о чем повествует святой евангелист Иоанн, когда рассказывает, как трижды Господь обратился к Петру со словами:  любишь ли Меня? , и Петр ответил:  Ты знаешь, что я люблю Тебя  (Ин. 21:17). Через это, говорят нам святые отцы, Господь восстановил Петра в его апостольском достоинстве и служении. И Петр не посрамил доверия, которое изначально было оказано ему Господом Иисусом Христом: всю свою оставшуюся жизнь он посвятил проповеди Христа и умер в Риме, куда Господь привел его для мученического подвига. В этот день мы также вспоминаем святого апостола Павла, о котором знаем не из Евангелий, а из Деяний апостольских и из его собственных посланий. Известно, что этот человек в юности был гонителем Церкви: являясь ревнителем отеческих преданий, ревнителем неумеренным, он последовал за фарисеями в их отвержении Господа Иисуса Христа. Когда этот человек приближался к Дамаску, к тем местам, которые и ныне благоговейно почитаются в Антиохийской Православной Церкви , внезапно осиял того Божественный свет, которым он был ослеплен. Ему явился Господь и сказал:  Савл! что ты гонишь Меня?  (Деян. 9:4). С этого началось его апостольское служение, потому что он уверовал во Христа, принял святое крещение и, как сам Павел говорит в своих посланиях, больше других апостолов потрудился в проповеди Евангелия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

В то время является Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской и говоря “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”.Ибо он тот, о ком сказано через Исаию пророка, который говорит: “Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его”. Сам же Иоанн имел одежду из волос верблюжьих и пояс кожаный на чреслах его; а пищей его были акриды и дикий мед. Тогда выходили к нему Иерусалим, и вся Иудея, и вся округа Иорданская. И крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих для крещения у него, он сказал им: “Отродье змеиное, кто подсказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод, достойный покаяния. И не думайте говорить в себе: “Отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит: так, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь. Я вас крещу водою в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, Тот, Чью обувь я недостоин понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”. Мф 3:1–11 Таже: Стопы моя направи по словеси Твоему и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим. Пс 118:133 – 135 Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Да наполнятся уста мои хвалою Тебе, Господи, чтобы мне воспевать славу Твою, весь день – великолепие Твоё. Пс 70:8 Трисвятое и по Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Кондак, глас 4: Во струях днесь Иорданских быв, Господь/Иоанну вопиет:/не убойся крестити Мя,/спасти бо приидох/Адама первозданнаго.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

– Дай мне с этой яблони три яблока. Ефросим сорвал три яблока и подал их игумену. Власий положил их в карман и тотчас пришел в себя. Он опять увидел себя в келье, а в кармане его мантии лежали три яблока. В этот момент зазвонили к утрене. По окончании богослужения игумен приказал братьям, чтобы никто из них не выходил из церкви. Позвав из трапезной Ефросима, бывшего на послушании повара, Власий спросил его: – Где ты был этой ночью? Ефросим, опустив глаза в землю, стоял и молчал. Старец не переставал его допрашивать. Тогда Ефросим отвечал: – Там, отче, где ты меня видел. – А где я видел тебя? – настаивал старец. Ефросим отвечал: – Где просил у меня три яблока, в святом Божьем раю, и я тебе их дал, а ты взял. – Вот эти три яблока, полученные мной в Божьем раю, – сказал игумен, показывая их братии. – В эту ночь Бог сподобил меня быть в раю и видеть его. Яблоки были разделены между братией. И кто из монахов был болен, после вкушения райских плодов сделался совершенно здоровым («Алфавитный патерик»). Из этого сказания видно, что Ефросим и Власий были в раю только своими душами, находившимися в полном сознании. И внешний вид души соответствовал внешности человека в его теле. Их души имели те же органы чувств, какие есть в теле, например, зрение. Закончим описание рая первого периода словами апостола Павла, бывшего там, видевшего все и слышавшего неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:3,4 ). В рай идут души праведников и истинно покаявшихся грешников после частного суда Христова, в 40-й день после разлучения души с телом. По учению Самого Господа Иисуса Христа, рай наследуют только одни верные – верующие в Господа Иисуса Христа и потому крещеные, как видимым знаком засвидетельствовавшие свою веру: кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Следовательно, другого пути к спасению нет, кроме деятельной веры. Одни только верующие в Господа Иисуса Христа делаются наследниками Небесного Царства. Однако не все верующие и крестившиеся получат спасение, а только те, кто будет жить согласно с верой, жить по закону Христову, кто оправдал свою веру делами, как об этом засвидетельствовал Сам Иисус Христос: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:29 ). Учение Иисуса Христа о блаженстве определило тех, которые могут быть жителями рая. Это нищие духом, плачущие о грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, претерпевшие за правду гонение, поругание и изгнание ( Мф.5:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

" Дар языков " июня 2023 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Измайловском соборе " Почти два месяца и в богослужении, и в домашнем правиле опускалась молитва " Царю Небесный " , и сегодня мы молились Духу Святому, чтобы Он пришел к нам, - сказал владыка в проповеди. - Запели - и стало тепло на душе, ощущение, что Дух Святой близко, с нами. Конечно, Он нас никогда не покидает, Духом Святым всякая душа живится. Если Его нет - все живое умирает. Есть чрезвычайные дары Духа Святого, о них сегодня мы и рассуждаем. В Пятидесятницу Господь завершил Свой искупительный подвиг. После своего Воскресения Он позволил ученикам уйти в Галилею: они пережили тяжелейшее испытание - стали свидетелями страданий и смерти Спасителя, и им нужно было покинуть Иерусалим, чтобы прийти в себя. Христос их там не раз посещал, когда они ловили рыбу. А перед Вознесением " собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым " (Деян. 1:4-5). Пока они оставались со Христом, у них не было чрезвычайных даров Святого Духа. А когда Он вернулся к Отцу, выполнил обещание - послал им Святого Духа " . " Они получили дар говорения на других языках ради той огромной миссии, которую им предстояло совершить: идти по всему миру, проповедовать Евангелие, крестить людей и учить тому, чему они научились у Спасителя, - продолжил архипастырь. - Для этого нужно было, чтобы люди слышали их проповедь на родных им языках. Тогда наше учение становится понятным: оно разумное и в то же время сердечное, его можно понимать и умом, и сердцем, но для этого нужно слышать на родном языке. Так вот, Господь удостоил рыбаков дара языков, каким не обладают даже студенты-лингвисты. Те языки учат по несколько лет, а апостолы получили все в одну минуту. Святой Дух сошел на них, и они сразу же вышли с проповедью, разговаривая с собравшимися на их языках. Все дивились: откуда простые рыбаки так хорошо знают не родную им речь? Они несли Слово Божие, и важно понимать, что Господь все слова произнес для каждого из нас. Ученики их запомнили и записали в Евангелии. Пока не было Евангелия, устно передавали услышанное и крестили людей: в один день три тысячи человек крестилось - проповедь апостола Петра так легла на сердца, что все покаялись. И дальше жили уже в единомыслии, в молитве, по-христиански. Крещенные тоже получали дар Духа Святого в сердце и соединялись со Христом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Если же человек не в полноте поклоняется Богу, то это с неизбежностью означает, что человек поклоняется еще кому-то или чему-то иному, что будет называться идолом. Современный человек, ставящий в центр жизни привлекательное для него из привычного житейского списка предпочтений, часто и не подозревает, что с точки зрения Библии он является самым настоящим идолопоклонником! Семья, работа, карьера, деньги, политика, путешествия, спорт, искусство, образование, даже здоровье, своё или близких людей, даже благополучие своего народа не должны оказаться на месте Бога. Причем, что интересно и важно, необязательно, чтобы люди, совсем уже отринули Бога – достаточно того, чтобы, как это реально случалось в храме Соломоновом , они, наряду с Богом, поклонялись чему-то иному… Это и есть двоеверие, которое не означает грубого идолопоклонства, известного в древности, но если человек отдает часть своего сердца кому-то или чему-то иному, кроме Бога, то он уже идолопоклонник. Первая же из десяти важнейших Библейских заповедей гласит: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. …не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20: 2–3, 5). Позднее Господь скажет: Сын мой! отдай сердце твое Мне (Притч. 23: 26). Сердце, то есть, сердцевина человека, всё самое главное в нем, что делает человека человеком – образом Божиим – должно принадлежать одному только Богу. Часто человек, будучи крещеным в Православной церкви, в своей жизни веру никак не проявляет, считая, что достаточно «Бога в душе», чтобы надеяться на вечную жизнь и Царство Небесное. А уж когда человек постится, молится, ходит в храм не только для того, чтобы ставить свечки и подавать записки, но и участвует в богослужении – он может решить, что спасение у него, как говорится, «в кармане». Но и вполне церковные усилия, совершаемые эпизодически, могут оставаться лишь внешними знаками благочестия, если вся жизнь не меняется, если всё сердце не обращено к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И наступает «благословенная Суббота», «упокоения» день: «Единородный Сын Божий» «почил от всех дел Своих». Совершилось! Как же совершилось? «Смотрением, еже на смерть» – Крестом! А «воскресением» Он, после страдания «плотию», снова «воротился» в прежнее состояние, «во еже бе», «даровав нам живот вечный», – прежде потерянный нами... И хотя еще диаволу оставлена некоторая власть, но «вражда разрушена», мир с Богом и Небом введен; «Царствие Христос отверз». А против диавола мы теперь «поборника» нашего «имамы из Нея (Богородицы) рождшагося Господа»... Поэтому: «дерзайте, дерзайте, людие Божии; ибо Той (Господь) победит враги, яко всесилен!» 9 Как не радоваться?! На литургии Апостол читается о совоскресении нашем со Христом ( Рим.6:3–11 ). В крещении, во имя Его, мы умерли с Ним в смерть и отселе должны ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. ...Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (чрез) во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:4–8, 11 ). – Потом читается Евангелие уже о воскресении Христа Господа ( Мф.28:1–20 ). ...На Пасху в начале богослужений поются стихи: «да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (демоны)... Ни разу я не думал: почему это Церковь вспоминает о них после победы над ними? Да еще на Пасху? Это лишний раз напоминает нам: для чего было совершено все дело домостроительства спасения – для победы над разрушителем творения Божия! И далее – затем, чтобы теперь его власть уже побеждалась силою Единородного. Если же и сохранена за ним сила борьбы, то чтобы она побеждалась теперь и самим человеком с помощью благодати Святого Духа, ниспосылаемой (точнее: возвращенной) по «заслугам» Искупителя, Господа Иисуса Христа, в таинствах, по молитвам нашим – в подвигах борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Как же сердце свое умягчить, как его сокрушить, потому что только сокрушенное сердце Бог не уничижит? Прежде всего, конечно, нужно постоянно ходить в храм, потому что здесь во время богослужения благодать Божия разливается обильными волнами. Поэтому наше сердце, даже если оно сковано окамененным нечувствием, постепенно будет умягчаться. Но этот процесс не автоматический – нужно постоянно к Богу взывать, нужно постоянно трудиться над своим сердцем и просить: Господи, сокруши мое сердце, Господи, укажи мне мои грехи, Господи, избавь меня от них. И тогда Господь будет нам грехи показывать. Человек далекий от Бога, как бы он ни напрягался, как бы ни думал, не может понять, в чем он грешен. Очень часто приходит взрослый человек креститься, и когда у него спрашиваешь: есть у тебя на совести какие грехи? – ответ всегда один: у меня никаких грехов нету, то есть, другими словами, человек говорит: я святой. Хотя был бы он святой, он бы сказал: у меня грехов столько, как песок морской. И если его спросить: какие? – начал бы их перечислять и, пока ему не скажешь: хватит, остановись, – он бы никогда не перестал. Вот почитать Ефрема Сирина – он пишет постоянно о грехах. Почему? Потому что его очи видят истину, а она заключается в том, что мы есть падшие, грешные создания, отверженные, отчужденные от Бога. Вот это есть истина. Но человеку, ослепленному грехом, кажется, что у него все в порядке, как говорится, сыт, пьян и нос в табаке; все хорошо, все отлично, все окей. На самом деле это состояние страшное. А как только человек начинает приближаться к Богу, он начинает видеть в себе один грех, потом два, потом три, потом четыре и постепенно, вступая в борьбу с грехом – с тем, который видит, – он освобождает место для благодати Божией. Благодать Божия изливается в его душу, света в ней больше становится, и в этом свете он видит еще больше грехов. Люди неопытные в духовной жизни даже удивляются: я вот в церковь стал ходить и вижу, что становлюсь только грешней. На самом деле нет, человек не становится грешней, просто он приобретает духовное видение, он начинает видеть истину. Поэтому если он два года назад не видел в себе ничего, ему казалось, что все в порядке, то теперь, два года отходив в храм, он видит в себе уже много грехов. Это говорит о том, что благодать Божия проникла в его сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Кто милостив сам, кто носит в своем сердце любовь, тот удостоится такой безграничной радости, какую себе не может во всем объеме и представить сердце наше. Он будет помилован Господом за свое милосердие! Это то, к чему и стремится, чего и жаждет верующая душа каждого из нас — помилования в жизни вечной Господом. Потому так часто и повторяются за нашим Богослужением слова: “Господи, помилуй”. Этими словами мы просим себе у Господа того, что составляет счастье нашей вечной жизни. И для того, чтобы быть помилованным, надо носить в любовь, которая воистину есть и начало, и конец всей жизни христианина, потому что о ней сказано Господом Иисусом Христом: первая и наибольшая заповедь — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей; и вторая, подобная ей — возлюби ближнего своего, как самого себя. Как нам не любить Господа Бога, нашего Небесного Отца, Который дал нам жизнь, Которому мы обязаны всем — и благами нашей жизни: каждым глотком воды, который вбираем в себя, каждой крошкой хлеба, которой мы питаемся, — и утешениями в наших скорбях и несчастьях. Он дал бессмертную душу, Он искупил нас от вечной смерти, Он стоит в дверях Своего Небесного горнего Иерусалима, ожидая каждого из нас по окончании нашего земного пути. Мы всем обязаны Ему, и как же нам Его не любить, нашего Небесного Отца! Если мы любим Его, мы должны в лице Его любить и ближнего своего, как самого себя. Мы все между собой братья, как дети одного Небесного Отца. Мы братья не только по творению, потому что мы произошли от одной четы, сотворенной Господом Богом. Мы братья не только потому, что все мы искуплены Божественной Кровью, пролитой за нас на Голгофском Кресте. Мы братья потому, что мы крещены все во имя Отца и Сына и Святого Духа: потому что мы все из единой Чаши питаемся Божественной нетленной пищей. И Господь завещает нам любить друг друга: “Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой”. А любовь, вы знаете, проявляется в бесчисленных видах — она многогранна: она проявляется в сострадании, в милосердии, неосуждении, в безгневии, в снисходительности, уступчивости, в заботе о другом, в желании помочь, утешить, укрепить, поддержать. Это все есть любовь, та любовь, которая сделает блаженными милостивых, ибо они сами за свою любовь помилованы будут. Господь верен Своему слову. Господь исполнит Свое обещание и помилует тех, кто умеет на земном своем пути носить истинную братскую любовь друг ко другу и проявлять ее. Не только там, где ждут тебя, но там, где не ждут тебя, им должен сердце свое открывать в этой своей братской любви.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010