—504— негодовать на тех, кто его взгляды считает заблуждением. Он должен обратить свое негодование на самого себя за то, что не умел другим доказать того, что умел доказать самому себе. Но умел ли? Не поспешил ли он на самом деле во имя каких-либо нравственных побуждений принять, как истину, теорию, которая не имела для себя достаточно оснований? Это – дело совести ученого, но судить его за его убеждения не могут люди. Можно смеяться над явной глупостью и осуждать явную недобросовестность, но когда налицо нет ни той, ни другой, нет места и человеческому суду. Но и вообще не дело науки – судить. Дело науки – исследовать и утверждать истину. Христианская вера, служащая содержанием нашей науки, есть или святейшая истина, или глубочайшее заблуждение. Мы верим, что она истина. Но содержание этой веры мы не можем превратить в ряд доказанных теорем. Мы не претендуем даже на то, чтобы можно было доказать, что разум и совесть вообще в христианской вере могут находить успокоение. Многие нас будут оспаривать. Но хочется верить, что научное исследование и обоснование христианства может возбуждать в душах молитвенное обращение: «помоги моему неверию» ( Мк.9:24 ), «умножь в нас веру» ( Лк.17:5 ). Если это так, то наш труд не бесплоден. С. Глаголев Троицкий В.А. История плащаницы//Богословский вестник 1912. Т. 1. 3. С. 505–530 (3-я пагин.). (Окончание.) —505— В настоящее время плащаницей преимущественно и даже почти исключительно именуется только та богослужебная принадлежность, которую мы видим в умилительных обрядах богослужения великого пятка и великой субботы. Обряды эти развились и заняли свое место в богослужении сравнительно в позднейшее время. История этих обрядов и заполняет дальнейшие страницы богослужебного употребления плащаницы и самой плащаницы, то есть ее иконографического типа. История и развитие обрядов великой субботы привлекала к себе внимание многих ученых литургистов: одни из них писали об этих обрядах подробно, другие – кратко и как бы мимоходом 720 . Мы отметим основные моменты в развитии интересующих нас богослужебных обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христос Своей крестной смертью упразднил, т. е. уничтожил власть диавола над родом человеческим и избавил его от владычества диавола, так что сошествие И . Христа во ад и изведение из ада всех, с верою ожидавших там Его пришествия, есть уже следствие уничтожения власти диавола, совершенного через крестную смерть И. Христа, и в справедливости этой мысли едва ли кто будет сомневаться. Но нельзя того же сказать относительно подробностей раскрытия мысли об освобождении людей от диавола: эти подробности, бесспорно, заключают в себе нечто неудобь приемлемое. Однако же, это неудобь приемлемое нечто заключается не в той мысли, что И. Христос под покровом человеческой плоти не был узнан диаволом, и что диавол, обманувший некогда людей обещанием, что они сделаются богами, сам обманулся, приняв Божество за человеческую природу, и рассчитывая в И. Христе найти нового пленника, превосходнейшего всех прежде бывших у него в плену, – нашел в Нем своего победителя, – эта мысль, как известно, не находит себе места в современных системах догматического Богословия, но в древней церкви она разделялась почти всеми отцами и учителями; она, наконец, неоднократно повторяется в богослужениях Великой Субботы, совершаемых и доднесь во всей Православной Восточной церкви; напр., в одном песнопении Великой субботы читаем: „днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертвого, яко единого, от умерших: сего бо держати отнюдь не могу, но погубляю с ним, имиже царствовах: аз имех мертвецы от века, но сей (се) всех воздвизает“ 236 . В другой песне: „ад лютый потрепета, егда тя виде солнце славы бессмертне и издаваше юзники тщательно“ 237 . По всему вышеобъясненному, это мнение должно быть принято за церковное и святоотеческое, а, следовательно, ни в каком случае не может быть признано ложным. Да и действительно, отнюдь нельзя поставить в недостаток рассматриваемому взгляду на искупительное дело Христово то утверждение, что Христос, явившись под покровом плоти, ввел диавола в обман. Не говоря уже о благой цели явления на земле Господа во плоти, цели, состоявшей в уничтожении греха и зла в мире, внесенного сюда обманом диавола, на что указывает и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Богослужебный порядок по уставу Студийскому представляет значительные разности сравнительно с современным нам уставом Иерусалимским как в общем, так и в частностях. Общих особенностей Студийского устава можно указать только четыре: 1) по нему положено было петь каноны Студийских отцов; 80 2) во весь год по нему не полагалось всенощного бдения, 81 а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 3) число стихир, поемых на «Господи воззвах», было меньше числа стихир, назначаемого нынешним уставом: самое большое количество стихир, при отправлении службы по минее, даже в дванадесятые праздники, – шесть, 82 а при отправлении службы по цветной триоди – девять, 83 и 4) великое славословие или «утреннее пение» всегда читалось, исключая двух раз в году: утрени великой субботы и пасхи, когда оно пелось. Относительно этой последней особенности устава Студийского мы находим только два места в нем, из которых первое таково, что может давать основания для различных несогласных между собою заключений относительно его. Составитель устава, изложив чин утрени великой субботы и в конце её объясняя причину, почему в этот день прокимен «Воскресни Господи» поется не на обычный глас, говорит: «и вина яве, понеже утреннее пение, рекше, Слава в вышних Богу, певческы поют, егоже николиже обычай бе творити, точию ныне и нынешнии прокимен в шестый глас поется». 84 В другом месте того же устава, при изложении порядка утрени пасхальной, он говорит, что после канона и стихир на хвалитех поется «утреннее пение потиху: слава в вышних Богу». 85 На основании первого из этих мест и особенно на основании слов: «его же николиже обычай бе творити», можно думать, что великое славословие совершенно не входило в состав утрени, что оно никогда, исключая указанных дней, ни пелось, ни читалось в последовании её. Но такое понимание этих слов неправильно. По нашему мнению, эти слова говорят только о том, что великое славословие, исключая приведенных двух случаев, никогда не пелось, а не о том, что оно совершенно не входило в состав утрени; в приведенных словах, по-нашему мнению указывается только исключительность пения великого славословия в великую субботу, а не исключительность существования его в чине утрени в указанное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Греции большая часть населения принадлежит к Греческой православной церкви, поэтому и Светлое Христово Воскресение здесь встретят в 2024 году, как и у нас, 5 мая. Пасха в Греции – это государственный праздник, поскольку, согласно Конституции страны, православие здесь считается официальной государственной религией. В честь Пасхи даже устанавливаются каникулы, которые длятся всю Светлую седмицу. Но на самом деле многие греки перестают работать даже раньше – они берут отпуск с пятницы, чтобы провести это особое время в храме. Фото автора Eren Li : Pexels Как и в России, подготовка к празднику в Греции начинается со Страстной седмицы. В это время в храмах проходят Богослужения и не звонят в колокола. Особое место в эти дни также уделяется подготовке праздничного стола. Одно из главных пасхальных блюд – выпеченный в форме косички сдобный хлеб «цуреки». Непосредственно перед праздником, вечером Великой Субботы, здесь принято готовить магирицу – суп из бараньего ливера. Именно это блюдо едят первым после праздничной ночной службы. Наконец, греки, как и мы, на Пасху красят яйца, традиционно – в красный цвет. Но все эти угощения можно есть только с наступлением праздника. На Страстной же неделе верующие соблюдают строгий пост. В Великую пятницу многие греки пьют воду, в которую добавляют немного уксуса в напоминание о том, как Спасителю дали уксус во время Его страданий на Кресте. Фото автора Anny Pappa : Pexels Сам праздник греки встречают в ночь с субботы на воскресенье. Ночью в храмах проходит служба и торжественный Крестный ход, во время которого христиане с песнопениями и специальными большими свечами выходят на центральную площадь города. В полночь в церкви священники провозглашают «Христос Анести!» («Христос Воскресе!»), на что хор и прихожане отвечают «Алитос анести» («Воистину воскресе!»). После Богослужения верующие расходятся по домам, забирая с собой частичку привезенного из Иерусалима Благодатного огня, и продолжают праздновать Пасху с семьей. Самый день праздника проходит радостно и шумно: во многих дворах ставят вертела, на которых жарят баранину, устраиваются танцы под музыку и пасхальные ярмарки. Пасха в США

http://foma.ru/pasha-2022-v-raznyh-stran...

В годовщину начала войны в Волгограде состоится ночное заупокойное богослужение 17 июня, 2013. Новостная служба После панихиды, в 5-м часу утра, состоится поминальная трапеза и встреча самого раннего в году рассвета — точно такого же, как в памятном 1941 году. 17 июня. ПРАВМИР. 22 июня на Троицкую родительскую субботу, которая в этом году совпадает с Днем памяти и скорби (начало Великой Отечественной войны), на Богоявленском приходе Волгограда впервые состоится ночное заупокойное богослужение, сообщает пресс-служба Волгоградской епархии . Храм расположен в Ворошиловском районе на ул. Тулака рядом с берегом Волги. В пятницу 21 июня в 17.00 здесь будет отслужена краткая вечерня, а после отдыха в 0.00 часов субботы 22 июня начнется утреня Родительской субботы с чтением 17-й кафизмы и заупокойного канона. Около 2.00 ночи начнется Божественная Литургия, по окончании которой молящиеся совершат исхождение из храма со свечами на церковный двор к поклонному Кресту, где в 4.00 утра (время нападения гитлеровских войск на нашу Родину) под открытым небом будет совершена панихида по всем усопшим. После панихиды, в 5-м часу утра, состоится поминальная трапеза и встреча самого раннего в году рассвета — точно такого же, как в памятном 1941 году. Для тех, кто не сможет посетить ночную службу, 22 июня утром в 9.00 также будет совершена традиционная субботняя панихида. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июня, 2020 22 июня, 2019 22 июня, 2018 22 июня, 2015 18 июня, 2013 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 4 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-godovshhinu-nachala-...

Именно, отпуст «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...», надписанный в Служебнике как отпуст в Неделю ваий вечера, произносится, кроме этой вечерни, еще в понедельник и во вторник в конце утрени, изобразительных и литургии, на повечерии же этих двух дней отпустом служит молитва «Владыко Многомилостиве». «Грядый Господь на вольную страсть...» произносится также в среду в конце утрени и после литургии, отпуст же изобразительных в этот день также совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых...» В четверг на утрене и на литургии полагается отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый...», на изобразительных же и на повечерии – обычный малый. [В книге «Службы на каждый день Страстной седмицы» в Великий четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную страсть...», что противоречит Служебнику (см. «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину») и менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня, чем отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников... " ] В пятницу на утрене, или, что то же, на последовании Святых страстей, положен отпуст «Иже оплевания и биения и заушения...», а на часах и на вечерне («вынос Плащаницы») – «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест...» На повечерии же опять малый отпуст. В субботу на утрене, как и в пятницу на часах и на вечерне, произносится отпуст «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти...», что вполне соответствует содержанию самого богослужения этой утрени. На изобразительных в этот день произносится обычный малый отпуст.    Открытым стоит вопрос с отпустом литургии Великой субботы. В старопечатных московских Служебниках для Великой субботы имелось два отпуста: «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых помилует...» (Служебник изд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

При этом необходимо провести следующее разграничение: одни псалмы занимают свое место в чинопоследовании в силу того, что они входят в состав утрени, структуру которой воспроизводит чин погребения, иные встречаются и в других службах погребения и, следовательно, суть характерный элемент всякой службы по усопшим, третьи, наконец, присущи именно чину погребения священников в нынешнем богослужении. Псалмы 148, 149 и 108 встречаются в тексте службы только потому, что это — хвалитные псалмы и как таковые неотъемлемы от утрени непраздничных дней, форма которой повторяется в чине погребения священников, во всяком случае в антифонной части его. Псалом 50, завершающий эту часть, занял здесь своеместо, поскольку его читают во всякой утрени перед каноном и он присутствует в любом чине погребения. Он напоминает, что каждый христианин призывается испытать свою совесть перед смертью и что всякая молитва об усопших неизбежно есть молитва покаяния. Псалом этот может рассматриваться как произносимый усопшим за самого себя и одновременно — от лица общины, которая молится за усопшего и вместе с усопшим 19 . Служба погребения священников, как и остальные службы погребения, включает в себя Псалом 118; Блаженны непорочные , охватывающий собой всю 17ю кафизму, один из 20-ти разделов богослужебной византийской Псалтири. Этот псалом входит также в парастас — утреню, посвященную памяти умерших, которую служат в субботу накануне мясопустной 20 недели и в субботу накануне Троицына дня. Парастас входит и в чин утрени Великой Субботы, когда пение стихов псалма сопровождается тропарями, прославляющими смерть Христа и Его положение во гроб, свидетельствующими о Его сошествии во ад и возвещающими Его близкое Воскресение. В чинопоследованиях погребения этот псалом стал традиционным задолго до XIV века 21 . В нем прославляется Божественный закон и те, кто этому закону следует и любовью к закону и его повелениям доказывает свою любовь к Самому Богу. В утрени Великой Субботы псалом этот должен быть отнесен к Самому Христу, Который пришел, чтобы исполнить закон и Свою любовь к Отцу ( Флп.2:5–10 ).

http://azbyka.ru/smert-svyashhennika-kak...

Если мы обратимся теперь к самым песнопениям, то в них едва ли можно видеть «погребальныя слова и мелодии». Текст херувимской: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным», отвечает вполне тому именно моменту в чине литургии, когда это песнопение положено для пения; в нем ни единым словом не говорится ни о сошествии Спасителя во ад, ни о погребении Его. Задостойник из 9 песни канона Великой субботы хотя начальными словами: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе» и дает место скорбной мысли о печальных событиях в жизни Богоматери, при погребении Спасителя, но в дальнейших словах той же песни: «востану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог , верою и любовию тя величающия» слышится тот же победный радостный мотив песнопений «праздника праздников», выраженный в словах пасхального канона: «Смерти празднуем умерщвление» и т.д. и в тропаре «Христос воскресе из мертвых». В виду всего сказанного нельзя не согласиться, что о. М. Поспелов, с которым горячо спорит о. Антонов, правильнее понимает характер великосубботней вечерней службы, как торжественного воскресного богослужения. Начало пасхальной утрени предваряется пением канона Великой субботы: «Волною морскою» с обычным для подобной службы началом и заключением, состоящим из чтения Трисвятого и «Отче наш» по 9 песни канона, тропаря: «Егда снишел еси к смерти», краткой сугубой ектеньи и отпуста. Все это предваряющее утреню молитвословие, совершаемое за плащаницею, в виду того, что оно поется в самую полночь, получило у нас наименование полунощницы, хотя с этою службою какого бы то ни было вида – повседневною, субботнею и воскресною, оно не имеет никакого сходства. В этом каноне мы имеем несомненно остаток древней агрипнии, 56 совершавшейся в практике древних христианских церквей – Сионской и Константинопольской и др. – накануне великих праздников, когда неусыпающие (μοιτοι) и ревностные (σπουδαοι) иноки совместно с благочестивыми христианами проводили все время до начала обычных торжественных богослужений, совершаемых патриархом и его клириками, в непрерывных молитвословиях и песнопениях в честь предстоящего празднуемого Церковью события.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Исключая бас, три остальных голоса Турчанинов большей частью заставляет петь в их высших регистрах, отчего и произведения его в смысле совершенного, свободного и художественного их исполнения доступны не всем хорам». Напечатаны были произведения Турчанинова лишь 20 лет спустя после его смерти, в 1875-м и 1876 гг. В начале же XX в. они были выпущены издательством П. Юргенсона в Москве под редакцией А.Д. Кастальского. Д. Разумовский так отзывается о произведениях П. Турчанинова: « Широкое голосоведение составляет главный недостаток в произведениях Турчанинова. Трудно и почти невозможно найти такой хор, который мог бы легко и свободно исполнять произведения Турчанинова. Но он, кажется, писал свои произведения собственно для своего хора, а не для всех хоров русских, чрезвычайно разнообразных по составу и качеству» 473 . Задостойники (часть их – знаменного, часть – путевого роспева, хотя они и не надписываются роспевами), «Херувимские песни», ирмосы канона Великого Четвертка, Великой Субботы, стихира Великого Пятка «Тебе одеющагося», «Благообразный Иосиф», 17-я кафизма Великой Субботы («Непорочны»), «Да молчит», «Вечери Твоея тайныя», трипеснец Великого Пятка «К Тебе утренюю», «Егда славнии...» и «Се жених грядет...» содержат уставную мелодию богослужебных певческих книг почти без отступлений. Поэтому песнопения эти в переложении Турчанинова остались в репертуаре церковных хоров и по сей день, даже в репертуаре скромных эмигрантских хоров. Но догматики знаменного роспева значительно уклоняются от подлинной знаменной мелодии, а в гармонизации наблюдается местами некоторое злоупотребление доминантсептаккордом. Свободные сочинения Турчанинова приходится признать менее удачными; однако его трехголосное «Да исправится» и «Воскресни, Боже», кое в чем напоминающие мелодику Веделя, до сих пор еще исполняются за богослужением. Д.В. Разумовский 474 так характеризует гармонию переложений П. Турчанинова: «В то время, как альт и дискант находятся в пределах своих высоких степеней (соль и ми бем.), бас отстоит от них на две с половиной октавы вниз (си бем.)... допускает также разнообразие голосов, исполняющих церковную мелодию и повторяющих ее, нередко в продолжение одного и того же песнопения. Церковная мелодия отдавалась преимущественно второму голосу, или, в певческой партитуре, альту, а иногда почти вся находилась в басе. В первом случае мелодия повторялась дискантом, а иногда басом, как, например, в застойнике на Благовещение, в словах: хвалите небеса. Во втором же случае церковная мелодия повторялась то в альте, то в теноре, то в дисканте; как, например, в застойнике на Сретение Господне. Самая же церковная мелодия в переложениях Турчанинова действительно оставалась верною своим подлинным, богослужебным нотным книгам, особенно когда она свободно могла входить в пределы музыкального ритма и такта, и не препятствовала удобству гармонических выводов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Триодь. Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней годичного круга богослужения и имеют трипеснцы ( τριψδιον), то есть неполные каноны, состоящие не из девяти или восьми песней, как обычно, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От трипеснцев эти книги и получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы и двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песней. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрене. Во всяком трипеснце и четырепеснце также находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник имеется 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные священные события, поются в разное время и потому имеют особые названия: одна именуется постной, другая – цветной Триодью. Триодь постная. Триодь постная содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые составляют дни приготовления к Великому посту и самый пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица (семь дней) сырная. Под Великим постом разумеются Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные же песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется. Иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Не много таких дней, в которые при пении Триоди постной не поются вовсе песнопения Октоиха. Это – суббота 5-й седмицы Великого поста (Суббота Акафиста), Неделя ваий (праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы). Триодь постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом. В седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрене седальны по 1-м стихословии (кафизме) и светильны после канона. Они печатаются в самой Триоди, в конце ее, потому Октоих при пении Триоди постной в эти дни не нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010