Будущий век наследует настоящему уже в генотипе крещения. Биологическая смерть, разлучающая душу и тело, продлится до общего воскресения, причем тело “продолжает свое существование в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душею“ 24 , говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) . Заключение Эсхатологические переживания родственны ощущению инобытия. Соответствующие психологические состояния отражают надмирный порядок времени, модусы которого отличаются от обычного чередования прошлого будущего и настоящего. Это различие существует со дня появления нашей Вселенной, ограниченной известными нам естественнонаучными законами. Оно оставило свои реликты, проявленные в наблюдениях микромира и макрокосма. Они служат метафорой для понимания мистического опыта пророков. Хотя физические приборы не могут взаимодействовать в режиме иноприродного времени, принципиальные ограничения на измерения в нашем пространстве-времени помогают оценить эсхатологические реалии, данные в апокалиптическом контексте Писания: И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет ( Отк 10:5-6 ). Богословская конференция Русской Православной Церкви “Эсхатологическое учение Церкви” (Москва, г/к “Даниловский” 14–17  ноября 2005 г.) Источник: Синодальная богословская комиссия 1 Андрей Кессарийский, Толкование на Апокалипсис . Изд. Киево-Печерской Лавры, 1998, с.128 2 Roger Penrose, Sadose of the Mind. Oxford, NY, Melburne, Oxford University Press, 1994, p. 191 3 Филарет Дроздов , На Книгу Бытия , часть первая. М, 1867, c. 30 4 Владимир Лосский , Догматическое Богословие . В кн. Мистическое Богословие. Киев, “Путь к Истине”, 1991, с. 287 5 там же, с. 287 6 там же, с. 289 7 Stephen W. Hawking, and Roger Penrose, The Nature of Space and Time , Princetone, New Jersey, 1996, p. 67 8 Аристотель, Физика Z9, 239 b 30 (см. п. 3.

http://azbyka.ru/apokalipsis/diakon-serg...

О. С. Булгаков хочет превратить богословские споры, разделения (“ереси”), смуту – в нормальное явление церковной жизни, в необходимую норму, без которой невозможно постижение Истины. Он обличается прежде всего ап. Павлом, на которого хочет опереться. Следует рассмотреть цитату во всем ее контексте ( 1 Кор. 11:16–19 ). Ап. Павел прекращает споры коринфян о покрывании волос женами в храме, указывая на принятый церквами обычай: “А если кто бы захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но предлагая сие (т. е. разрешая спор как “искуснейший”), не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в Церковь, между вами бывают разделения (σχσματα): чему отчасти и верю, ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, да откроются искуснейшие.” Иного толкования приведенного текста, т. е. в смысле “необходимости” ересей для нормальной жизни Церкви, быть не может. В противном случае пришлось бы толковать в том же смысле слова Господа: “Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит” ( Мф. 18:7 ), т. е. приписывать Богу происхождение зла, соблазнов и нестроений в мире. Бурные и длительные “богословские обсуждения” (например, христологические споры, на которые указывает о. С. Булгаков) сами по себе отнюдь не являются нормальным и желательным явлением церковной жизни. Достаточно вспомнить ту глубокую 60-летнюю смуту и расстройство, в которые повергли Церковь “богословские обсуждения”, вызванные арианством. Соборные вероопределения, которыми обычно заканчивались споры, всегда являлись экстренной мерой. Они ни в какой степени не оправдывают тех, кто вынуждает Церковь к столь крайней мере, возбуждая споры и смуту, становясь причиной соблазна (σκανδαλον). Героизм, проявляемый на войне защитниками отечества, не делает войну саму по себе положительным и необходимым явлением. Если бы о. С. Булгаков был прав, утверждая, что надлежащее богословское обсуждение его доктрины еще не началось, что всякий суд о нем епископов Церкви является “преждевременным” и “насилующим”, если бы богословские споры и обсуждения были нормой догматической жизни, единственным путем к познанию Истины, то никогда не было бы Отцов и Православия бы не существовало… были бы мнения, блуждания впотьмах, множество комиссий, разбирающих и обсуждающих отдельные положения, громадная литература, подготовка материалов к “будущему Собору”, – и покинутое стадо верных, предоставленное “ветрам учения”, не знающее за кем идти, как веровать, в ожидании “обоснованного суждения” Собора, который в результате, по словам о.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Апокалипсис, как это ни парадоксально звучит, самая светлая, оптимистическая книга всей религиозной культуры человечества. И разве может заключительная книга Божественного Откровения быть другой? – В последнее время в православной среде идут жаркие дискуссии о позволительности для верующих пользоваться новыми электронными документами, единой социальной картой, содержащей ИНН, микрочипами... – И от этих опасений невозможно отмахнуться просто так. Снова открываем Апокалипсис и читаем в главе 13-й, что антихрист " ... сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его " (Откр. 13:16, 17). И, как бы ни пытались мы истолковать этот текст, приводя исторические аналогии из практики рыночной торговли в Древнем Риме, все равно понятно, что он предельно реалистично описывает будущий порядок товарно-денежных отношений. Однако, прежде чем делать выводы, необходимо вновь и вновь внимательно перечитать 13 и 14 главы Апокалипсиса. И принять во внимание 4, 12, 15 стихи 13 главы, а также 9 и 11 стихи 14 главы, из которых совершенно ясно следует, что кодовое начертание на чело и на руку получают только те люди, которые сознательно поклоняются антихристу, принимают его идеологию. Кто же отказывает антихристу в поклонении – те просто убиваются (13,15). Это очень важно понять. Это означает, что в самые тяжкие времена гонений на последнюю Церковь всемилостивый Господь оставит людям возможность выбора, оставит богодарованную свободу: поклонился зверю – принял начертание, не поклонился – стал мучеником. Принятие " начертания " , " печати " ни в коем случае не предшествует отступничеству, а лишь запечатлевает свершившееся отступничество от Христа и поклонение антихристу. К сожалению, сегодня появляются безграмотные и, я бы сказал, параноидальные псевдобогословские брошюрки, в которых распространяются магические суеверия: дескать, сам по себе какой-то знак, принимаемый человеком, какая-то карточка, бумажка, электронный чип могут отнять богодарованную свободу. Эти представления ничего общего не имеют с церковным учением, и им была дана соответствующая оценка еще в 2001 году на специальном заседании Богословской комиссии нашей Церкви. Если некоторые всероссийски известные духовники в девяностых годах еще сомневались, то после этого заседания в данном вопросе они приняли точку зрения всей церковной полноты. Очевидец рассказывал мне, как почитаемый мордовский старец Иероним (Верендякин) просто и утешительно говаривал: " Бумажка есть бумажка " . Я лично могу подтвердить такую же позицию известных афонских старцев.

http://religare.ru/2_84805.html

Архив Пн Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви 16 сентября 2021 г. 17:19 16 сентября 2021 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на конференции Синодальной библейско-богословской комиссии «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братия и сестры! Как отметил в своем слове Святейший Патриарх, ситуация в семье Православных Церквей отражает охвативший ее кризис. У этого кризиса есть разные аспекты, но один из них, на мой взгляд, наиболее значимый, — это угроза единству Православия. Единство заповедал Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос. Тема единства неоднократно звучит в Первосвященнической молитве Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21); «И славу, которую Ты дал мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино» (Ин. 17:22-23). Православное вероучение, опираясь на Евангелие, говорит о единстве и единственности Церкви, и ставит это свойство первым в ряду ее свойств. Богословское основание единства Церкви проистекает, прежде всего, из того, что Бог один. В Церкви происходит единение верующих друг с другом и с Главой Церкви — Господом Иисусом Христом. Священное Писание содержит множество образов, отражающих единение верующих со Христом, среди которых можно выделить образ Церкви как Тела Христова, предложенный святым апостолом Павлом. Святоотеческое богословие уже с первых веков существования Церкви продолжало тему единства, выражая ее суть образным языком. Священномученик Игнатий Богоносец пишет: «Составляйте из себя все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа, ибо Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно для вас быть в безупречном единстве, чтобы сопричаствовать

http://patriarchia.ru/db/text/5843718.ht...

Архив Пн Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 24 июня 2019 г. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/db/text/5459449.ht...

В " Основах социальной концепции " констатируется: " Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями " . Как справедливо сказано в представленном заключении Общества православных врачей, такая идеология приводит к " легализации торгово-денежных отношений в сфере репродукции человека " (в российском законе не запрещается вознаграждение суррогатной матери), к тому, что " материнство рассматривается как договорная работа, в которой преобладает стремление к личной выгоде " (число потенциальных суррогатных матерей в десять раз превышает число соответствующих заказов). Другой момент, отраженный в заключении Общества православных врачей: суррогатное материнство есть отрицание социальной значимости жертвенной материнской любви. Иными словами, разрушение естественных отношений между матерью и ребенком отрицательно сказывается на всех — и на родившей женщине, и на ребенке, и на обществе, в котором утрачивается традиционное понимание семьи, отношений между родителями и детьми (включая не менее важные отношения через поколение — между дедушками/бабушками и внуками). И наконец, еще один аспект проблемы (цитирую заключение): " Унижение человеческого достоинства женщин, которым разрешается законом использовать свое тело в качестве своего рода инкубатора " . Таким образом утверждается " биологическая проституция " . Каковы богословские аргументы против суррогатного материнства? Прежде всего, следует сказать о том, что человеческое естество, которому свойственны способность и естественная склонность к продолжению рода, является Божиим творением: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1:27-28). Искажение человеческой природы в результате грехопадения привело не к отмене брачных отношений и деторождения, но лишь к изменению их характера: Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Соответственно, внешнее медицинское вмешательство в процесс деторождения возможно лишь постольку, поскольку не нарушается сама природа деторождения, то есть — лишь в контексте брачных отношений между мужчиной и женщиной.

http://patriarchia.ru/db/text/3369207.ht...

В течение всего времени владыка сидел на «Донце», а 11 июня со всей комиссией при взводе матросов прибыл в соборный храм Покрова Пресв. Богородицы, где, окружив себя, стоя на амвоне, цепью солдат, взявшихся рука за руку, пустил в этот круг для объяснения монаха Иринея, а остальные монахи находились вне этого круга, слушая Богонеуважительные изречения Никона, который начал речь о том, что для Церкви мир выше всего, посему нужно прекратить разногласие об Имени Божием. Братия надеялась получить от слов архипастыря утешение, но вышло наоборот: не утешение получила братия, а сугубую скорбь, ибо владыка говорил: «Всякое Имя Божие, которым Бог именуется, не есть Бог, Иисус не Бог и Господь не Бог, вы скажете, что и Христос – Бог. И Слово не Бог. И червяк имеет имя, значит, у вас будет и всякий червяк Бог!» При этом Троицкий вставил слова: «Владыко, Христос истинный Бог, так и на отпусте говорится». При этих словах Троицкого владыка стал сильно стучать жезлом о пол и закричал: «Слушайтесь меня все! Англия и Франция так признаёт, а только вы, афонцы, упорствуете, но и вы должны повиноваться нам, а кто будет уповать на Имя Божие, все те будут в заблуждении». Тогда один из иноков возразил ему: «В Апокалипсисе про последнее время, в 13 главе, сказано так; вышел зверь из моря и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Имя Его, и жилище Его, и живущих на небе, и теперь мы убедились, что сие пророчество св. Иоанна Богослова сбылось в точности», – добавил сей инок. После этого архиеп. Никон сказал: «Сам Иисус сказал: Отец Мой более Меня есть». На это ему возразили: «Но Господь также сказал: Аз и Отец Мой едино есма. На это смущённый архиепископ ответил: «И я это хотел сказать». После этих слов иноки спросили архиепископа: «Что же, вы хотите нас жидами поделать, владыко? Если Иисус не Бог, то для чего же написаны: Акафист Спасителю, Св. Евангелие и проч. св. книги, где говорится, что Имя Иисус есть Сам Бог, – и в церкви поётся; хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа. Архиеп. Никон ответил: «Евангелие писали жиды, а хвалите Имя Господне написали неправильно; а нужно петь; хвалите Бога Господа, хвалите рабы Его. Потом, когда иноками задан был вопрос: «Поэтому нужно все книги перепечатать, где Имя Господне прославляется?» – архиеп. Никон сказал: «Впоследствии так и будет» 1211 1212 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Достаточно сравнить перечисление добродетелей епископа и диакона в ( 1Тим. 3 ) с перечислением благодатных даров в ( 1Кор.12 )! Рабы должны почитать своих господ не как братьев в Господе (ср. Флмн.), но «должны почитать господ своих достойными всякой чести , дабы не было хулы на имя Божие и учение» ( 1Тим. 6:1 ). Женщины должны знать свое место: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» ( 1Тим. 2:11–12 ). Сравни ( Гал. 3:28 ): «нет мужеского пола, ни женского». Церковь своей молитвой должна поддерживать светские власти: «прежде всего, прошу совершать молитвы… за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). Сравни ( Рим. 13:1–2 ): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». К сожалению, в истории толкования этих слов Апостола слишком подчеркивалась мысль о том, что всякая мирская власть, добрая она или злая, – «от Бога». Из истории известно, что это часто вело к злоупотреблениям. Сказать о том, что «власть от Бога» – все равно, что ничего не сказать, ибо всё от Бога, не только «власть». Как-то не принимается во внимание, что Апостол употребил не предлог apo (от), а предлог hypo (под). Далее он пишет, что власть всего лишь служанка Божия ( Рим. 13:4 ). И это в ситуации, когда население Римской империи обожествляло власть и ее носителей. Апостол ненавязчиво полемизирует с таким языческим заблуждением и указывает «власти» ее место служанки. Если она добросовестно несет свою обязанность исполнять волю Бога, как своего господина, то и наша совесть должна подвигать нас на послушание ей ( Рим. 13:5 ). 1 Хотя сама мысль об органическом единстве в многообразии была бы весьма кстати в современных межцерковных диалогах и в экуменическом движении. Читать далее Источник: Православное учение о церкви : Материалы Богословской конференция Русской Православной Церкви (Москва, 17-20 ноября 2003 г.) . - Москва : Изд. Синодальная библейская богословская комиссия, 2004. - 360 с./Ианнуарий (Ивлиев), архим. Церковь Христова в посланиях святого апостола Павла. 19-33 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Закрыть itemscope itemtype="" > К проблеме числа " 666 " VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. 01.02.2001 438 Время на чтение 12 минут Доклад М.С. Иванова, профессора Московской духовной академии Интерес к христианской эсхатологии, значительно возросший в церковных и даже околоцерковных кругах в последнее время, сводится в основном к двум темам: о " конце света " и о явлении антихриста. Причем вторая тема, в свою очередь, тоже предельно сужается и ограничивается только " начертанием " , или " именем зверя " и " числом имени его " (Откр. 18,17-18). Выяснение причин смещения эсхатологических акцентов не входило в мою задачу, хотя такое выяснение, на мой взгляд, в значительной мере помогло бы понять, на какой почве возникли существующие сегодня разногласия в понимании тех или иных проблем эсхатологии. В своем выступлении я остановлюсь на второй теме, причем в том же суженном варианте, какой и стал в наши дни предметом горячих дискуссий. В центре дискуссий находится известный текст св. ап. Иоанна Богослова: " всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр. 13,16-18). Совершенно очевидно, что ап. Иоанн употребляет в этом тексте число не в его арифметическом, а в каком-то ином значении, определить которое нам поможет знакомство с древней вообще и библейской в частности традициями употребления чисел. Общим для этих традиций является то, что числа в них выступают не только в системе счета, но и в мировоззрении, в ритуальных и культовых отправлениях, в философии, искусстве, народных обычаях. В этих случаях числа несут, как правило, значительную смысловую нагрузку, что даже позволяло создавать о них то или иное учение, т.е. ту или иную нумерологию. Что же касается расхождений в нумерологических традициях, то они были более существенны, чем их сходства. Это объясняется тем, что Израиль жил в окружении языческих народов, мифология которых оказывала влияние и на их нумерологию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010