Москве, ... Знаменский на старом государеве дворе, Вознесенский девичий монастырь, далее истлело... Донской Пресвятой Богородицы монастырь.... Рождественский девичий монастырь, что за Пушечным двором, Вознесенский монастырь, Давыдовская пустыня, Георгиевский девичий монастырь за житным рядом, Никольский, что за.... рядом, Воздвиженский монастырь, что на Арбате, Златоустов, что на Покровке, Воскресенский, что на Тверской, Воскресенский Москов. уезда на реке Истре... Богоявленский монастырь, Спасский Злотовороцкий, Успенский девичий, Покровский, что на Устье реки Нерли, Георгиевский, что во Владимире на Посаде, Николаевский-Златовороцкий, Козьмин монастырь. Город Дмитров... Борисоглебский монастырь на посаде, Никольский-Песношский, что на реке Нерли, Никольский-Песношский, что в Берендеевском стану. Можайск... Лужецкий монастырь, Петровский, что в Можайске на посаде, Иоакиманский на посаде, Предтеченский Колоцкий, Троицкий. Переяславль Залесский. Монастыри: Горицкий, Троицкий, Данилов, Никитский, Феодоровский, Борисоглебский, Покровский Антониевой пустыни, Семенов, что под Александровской слободой, Никольский, что на Болоте. Звенигород – Саввы Сторожевский. Верея. Входоиерусалимский. Волок–Ламский – Иосифов, Возницкий, Успенский-Левин. Боровск – Рождественский-Пафнутиев. Ярославец Малый – Тихонова пустынь. Масальск – Успенский Боровский. Калуга – Рождественский. Алексин – Богоявленский-Бундырев. Серпухов – Высоцкий, Владычний. Ржев Володимиров – Троицкий-Селижаров. Торопец – Троицкий-Кудин, Троицкий-Небин. Кострома – Ипацкий, Богоявленский, Девичий Воздвиженский, Успенский Шеренский, Геннадиев, Богородицкий-Ризоположецкий девичий, Сыпанов, (?) Спасский-Запрудный, Богородицкий Игрицкий, Надейная пустынь. Галич – Троицкий Варнавиной пустыни, Спасский, Богородицкий Верхней пустыни, Авраамиев-Городецкий, Устинский Жуковы пустыни, что на р. Вексе, Воскресенский, что на посаде у Соли, Васильевский, что в Галиче на посаде, Фроловский, что у Галицкого озера, Никольский, что в Галиче на посаде, Зачатиевский девичий, что в Галиче на Посаде, Макарьевский Желтоводский, Благовещенский, что на Упороже, Рождественский девичий, что в Галиче на посаде: Богородицкий Паисиев, Благовещенский Андреяновой пустыни, что на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Тверская Донецкий-Предтечев-Успенский Новгородская Духов-Боровичский Нижегородская Духов-Рязанский Духов-Новосильский Калужская Духов-Галактионова пустынь Курская Духов-Якобштадтский Московская Екатерининская, что в Ермолинской роще Рязанская Железноборовский-Предтеч.-Яковлевский Тверская Зеленецкий-Троицкий Знаменский-Богородицкий-Обоянский Воронежская Знаменский-Хотмыжский Новгородская Игрицкий-Богородицкий-Песошенский Рязанская Ильинский-Богоявленский-Саранский Тульская Исаакова-Рождествен.-Богородицкая Вологодская Иоанно-Богословский-Крыпецкий Курляндская Иоанно-Богословский-Череменецкий Московская Иоанно-Предтечевский-Торопецкий Иоанно-Предтечев-Астраханский Костромская Иоанно-Предтечев-Казанский Казанский-Юхнов С.-Петербургская Керботовский-Успен.-Новомлинский Курская Коневский-Рождеств.-Богородицкий Коренная-Рождество-Богородицкая Курская Корсунский-Онуфриевский-Гуляницкий Костромская Красногородищенская-Введенская Красногорский-Богородицкий или Черногорский Пензенская Крестовоздвиженский-Саратовский Крестовоздвиженский-Кизлярский Ярославская Богоявленский-Слободский Псковская Кривоезерская-Троицкая С.-Петербургская Куряжский-Старохарьковский-Преображен. Псковская Лопотов-Григорьево-Пельшемский Астраханская Лукианова-Рождество-Богородицкая Казанская Макариевская-Свияжская Смоленская Макариевская-Решемская Черниговская Мироносицкая-Царевококшайская Выборгская Могилевская-Успенская Курская Молчанская-Рождество-Богородицкая Киевская Николаевская-Солбинская Николаевская-Чуркинская-Высокогорская Смоленская Николаевский-Туринский Архангельская Николаевский-Беседный-Тихвинский Николаевский на Болоте-Переяславский Саратовская Николаевский-Белогорский-Миропольский Терская Николаевский-Клабуков-Кашинский Вятская Николаевский-Малицкий Костромская Николаевский-Перервинский Харьковская Николаевский-Петровский Николаевский-Прилуцкий Вологодская Николаевский-Розважский Владимирская Николаевский-Троицкий-Гороховецкий Казанская Николаевский-Улейминский Костромская Нилова-Столбенская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Храмов в Городецкой обители три: соборный, в честь иконы Богоматери «Умиление», Покровская церковь и храм во имя Св. Николая Чудотворца. В соборной церкви под спудом покоятся мощи Св. Аврамия. Здесь же находятся местночтимый образ прп. Аврамия и чудотворная икона Божией Матери «Умиление», называемая иначе еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители бывает два крестных хода: 19 июля в память прп. Аврамия и в 7 воскресенье по Пасхе. На монастырском кладбище погребены представители старинных родов Лермонтовых и Мамаевых. В Покровской церкви сохраняются вериги прп. Аврамия. Управляет обителью игумен. Богородицкий Игрицкий монастырь в Костромском уезде. Необщежительный Богородицкий монастырь находится в 15 верстах от Костромы, при реке Песошне. Основана эта обитель в 1624 году. До этого временя на месте обители стояла старая, запустелая сельская церковь , но Господу угодно было прославить ее явлением в ней чудотворного образа Смоленской Божией Матери. Последовавшие многочисленные исцеления от этого образа привлекли в забытый сельский храм множество поклонников иконе Небесной Владычицы, и вот, скоро здесь возникла целая обитель. В 1848 году в Игрицкую обитель переведены были иноки из сгоревшего в Костроме Богоявленского монастыря. В Богородицком монастыре четыре храма: в честь Смоленской иконы Богоматери, во имя Св. Николая Чудотворца, во имя прпп. Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова. Кроме находящейся в обители иконы Смоленской Божией Матери, имеется еще здесь чудотворный образ Св. Николая Чудотворца. При монастыре существует церковноприходская школа. Управляет обителью викарный Кинешемский епископ. Ближайшая к монастырю станция «Космынино» Московско-Ярославско-Архангельской жел. дороги в 12 верстах от обители. Высоковский Успенский монастырь в Макарьевском уезде. Эта общежительная обитель – единоверческая и находится в 70 верстах от уездного города Макарьева, на реке Утрусе. Ранее на этом месте был раскольничий скит, основанный некогда монахом Герасимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Долинская, 13 февраля Домницкая, 1696 г., 8 сентября + Домостроительница, или Экономисса, 5 июля + Донская, 1380 и 1591 гг., 19 августа + Достойно есть – Милующая, 335 г., 11 июня Дубенская Дубовичская, 13 сентября Думницкая Дуниловская-Казанская, 29 июня + Египетская, 1060 г., 11 января Елеоточивая, 17 ноября + Елецкая, 1060 г., 11 января + Елецкая-Черниговская, 1060 г., 5 февраля + Ерманская, 12 октября + Ефесская, или Корсунская, 988, 1170 г. и 1239 г., 9 октября + Жадовская Живоносная Источница + Живоносный Источник, 450 г., в пятницу Св. Пасхи 559 Живоносный Источник – в Саровский пустыни + Живоприятная, или Предвозвестительница, 382 г. Животодательница, в неделю Всех святых + Жировицкая, 1191 г., 7 мая + Закланная, IV века, 21 января Заоникисвская, 1588 г., 23 июня Зимаровская-Боголюбская, 1771 года, 25 марта + Знамение – Абалацкая, 20 июля Знамение – Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Знамение – Албазинская, 27 ноября Знамение – в Златоустовском монастыре, 27 нояб. Знамение – в Соловецком монастыре, 27 ноября Знамение – Владимирская, 27 ноября Знамение – Вологодская, 27 ноября Знамение – Каменская, 16 сентября + Знамение – Курская, 1295 г., 8 сентября Знамение – Московская, 27 ноября + Знамение – Новгородская, 1170 года, 27 ноября Знамение – Павловская, 27 ноября Знамение – Серафимо-Понетаевская, 27 ноября Знамение – С.-Петербургская, 27 ноября + Знамение – Царскосельская, 1645 года, 27 ноября И Тебе Самой душу пройдет оружие, 13 августа + Иверская, 999 и 1648 гг., 12 февраля Иверская, 999 г., 31 марта Иверская, 1648 г., 13 октября + Иверская – в Моздоке, 12 февраля Иверская – в Нижнем Новгороде, 12 февраля Иверская – в Смоленске, 1700 г., 12 февраля Иверская – в Софрониевой пустыни, 1713 г., 12 февраля + Иверская на Афоне, IX века, 27 апреля Иверская, на Пасху + Игоревская, 5 июня + Игрицкая-Песоченская, 1624 г., 28 июля + Иерусалимская + Иерусалимская, 998 г., 12 октября + Иерусалимская – в Измайловской богадельне, 12 октября Иерусалимская – на Волыни, 12 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Жаборинцевская (подобие Иверской, в с. Жаборинце, Новоградволынского y., Волынской губ.) 14 снт. Жадовская Казанская 8 июл. 1533. Живоносный источник 4 апр. 1439, 1500, 1540. Живоприятная или Предвозвестительница 157 21 янв. Животодательница в неделю Всех Святых. Жиздринская Страстная. («И Тебе Самой душу пройдет оружие») 158 13 авг. Жировицкая 7 мая. 1444. Забельская 159 . Загаетская . 1434. Загоровская . 1434. Закланная 160 21 янв. Заоникиевская Владимирская 21 мая. 1430. Запечная или Хлебенная. 1422. Звезда пресветлая (на Афоне). Зимаровская Боголюбская 161 18 июн. Зимненская на день Св. Троицы. 1439. Златовратская Казанская (в Троицкой церкви г. Киева, перенесенная 20 окт. 1698 г „от Златых врат“) 8 июл. Знамение Новгородская 27 нбр. 477–478, 1427, 1430, 1485, 1500, 1546, 1562. Знамение Албазинская. – См. Албазинская. Знамение Вологодская. – См. Вологодская. Знамение Златоустовская 3 мрт. 1485. Знамение Каменская 162 16 снт. Знамение Курская 8 снт. 1473, 1474. Зографская Акафистная 163 10 окт. Зосимо-Савватиевская . 1422. Иверская 164 12 фвр., 31 мрт., 13 окт. Игоревская 5 июн. 1464. Играние двух младенцев . Игрицкая -Песоченская Смоленск. 12 июн. 1469. Избавительница 17 окт. 1536. Избавление от бед страждущих в неделю Всех Святых. Изяславская Рождество Богородицы (в церкви м. Изяславля, в 20 в. от г. Минска) 8 снт. Икона Богоматеря «Избиенных младенцев» 165 29 дек. Ильинская Черниговская 16 апр. 1496, 1560, 1561. Ипатменская 15 нбр. Ираклийская . Иржавецкая . – См. Ржавская. Иркутская Казанская 8 июл. 254. Исааковская -Пошехонская Рождество Богородицы 8 снт. 1565. Исааковская (другая) 166 8 снт. Исачковская 167 . Испанская 168 8 апр. И Тебе Самой душу пройдет оружие . – См. Жиздрижская. Иерусалимская 12 окт. 409, 1470, 1492, 1499, 1500, 1528, 1561. Иоанно-Богословская 169 . Иоасафовская Смоленская 170 28 июл. Иорданская . 171 Казанская 8 июл. 22 окт. 253–254 172 . Казанская Дуниловская. – См. Дуниловская. Казанская Каплуновская 173 11 снт. Казанская Тамбовская 6 дек. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таковы они: Игрицкая Песочинская икона Богородицы явилась в пустыни Игрица, при реке Песочине, близ Костромы, в ветхой церкви, на престоле, в 1624 г. Там увидели ее пастухи боярского сына Емелиана Севрюгина, лишенного зрения. Емелиан просил отца духовного отслужить молебен пред иконой и получил исцеление. Тогда на месте явления ее основан был Песоченский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно с великим торжеством носят в Кострому. Югская икона Богоматери находится в Югской Дорофеевой пустыни, близ г. Мологи. В 1615 г. старец схимонах Дорофей из монастыря близ г. Пскова решился идти на родину, в село Никульское, близ г. Мологи. Когда пред отправлением в путь молился он пред иконой Богоматери в храме, то услышал голос, который повелевал ему взять с собой икону Богородицы Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Он так и сделал. На пути, уже близ села Никульского, на берегу реки Юги, старец, отдыхая, поставил икону на дерево, и когда после отдыха хотел снять ее с дерева, то никак не мог сдвинуть с места. Вдруг услышал голос: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать». После того Дорофей построил тут келью, поставил в ней икону и стал подвизаться. Икона прославилась исцелением больных. После смерти старца здесь основан был монастырь, получивший название Югской-Дорофеевой пустыни от имени старца и реки Юги. Шуйская Одигитрия находится в соборном храме в г. Шуе, Владимирской епархии. Празднование сей иконе установлено в 1831 г. в память избавления города от холеры. Бывает крестный ход с ней вокруг города. Икона в первый раз ознаменовала себя прекращением морового поветрия в 1654–1655 гг. Супральская, находящаяся в Супральском Благовещенском монастыре, Гродненской епархии, в 16 верстах от г. Белостока. Икона прославилась в 1500 г. когда был основан монастырь. К иконе стекаются многочисленные толпы богомольцев западнорусского края, не только православных, но и христиан римской Церкви и протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Викторин, епископ Подольский и Брацлавский (Любимов Валентин Дмитриевич) Родился 17 апреля 1821 года в селе Лисине Калужской губернии в семье священника. В 1843 году по окончании курса Калужской духовной семинарии рукоположен в сан священника. 30 января 1850 года поступил в братство Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии. 19 сентября 1850 года принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. 20 октября 1852 года пострижен в монашество. 31 октября 1853 года назначен инспектором Смоленской духовной семинарии. 18 апреля 1855 года удостоен степени магистра. 14 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита. С 15 сентября 1857 года – бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, а 13 ноября назначен инспектором той же академии. С 29 октября 1858 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. С 30 ноября 1860 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. С 24 декабря того же года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы. 3 ноября 1868 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. С 7 декабря 1874 года – епископ Полоцкий. С 6 марта 1882 года – епископ Подольский. Скончался 21 августа 1882 года. Из жизни преосвященного Викторина, еще в бытность его священником, известен случай пастырского самоотвержения. В 1848 году в сильный разгар холеры позвали о. Валентина на городскую площадь к заболевшему холерой приезжему крестьянину. Больной лежал на мостовой, мучимый судорогами и рвотой. Отец Валентин нагнулся к больному, исповедал его и, воспользовавшись моментом прекращения рвоты, причастил его. Но лишь он вложил в уста больного Святые Дары, как рвота у больного началась снова. Отец Валентин не растерялся, нагнулся, отыскал лжицею в рвотном извержении частицу Святых Даров, вынул ее, положил в сосуд и тут же на глазах народа с водою сам употребил ее. И после этого отец Валентин остался цел и невредим, в то время как другие, которые так заботливо оберегали себя от всякого сношения с холерными, умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обет его увенчался Шелонской битвой 1472 года; он исполнил его сооружением в Московском посаде деревянной церкви в честь Успения Богоматери, тогда как большой Успенский собор еще не бал кончен строением. В эту церковь Иоанн III поставил Гребневский образ Богоматери, украсив его серебром и драгоценными каменьями. На киоте образа велел написать акафист Пресвятой Богородице в похвалу Ее и в благодарность за дарование ему сына Василия. С этим св. образом русские дружины отразили в 1612 г. поляков на Сретенской улице. Летопись 646 говорит, что «от церкви Гребневской [иконы] Богоматери князь Димитрий Трубецкой двинулся на освобождение Китая и Кремля от польской сволочи и русских изменников». В пожар 1687 года церковь Гребневской иконы Богоматерп вся объята была пламенем, так что не успели вынести и образа Ее; но он чудесно сохранен, и по словам летописи, «внезапу обретеся на воздухе». В XVIII столетии церковь Гребневская обновлена была из усердия к чудотворному Ее образу. Царевна Наталия Алексеевна – сестра императора Петра Великого, украсив чудотворный образ от своих сокровищ, пешая сопровождала его из Преображенского села в церковь Успения Божией Матери на Бору, и там, совершив молебное пение, поставила святыню на свое место. Возобновлению сей церкви особенно содействовал Стефан Яворский ; им засвидетельствованы и чудеса, бывшие от Гребневской иконы. В церковь Гребневскую доныне не перестают стекаться московские жители на поклонение чудотворной иконе; многие поднимают ее к себе в домы. С теплою верою притекающим не иссякает источник исцелений и утешений от святыни 647 . День Игрицкой иконы Богоматери 28 июля (10 августа) Икона Богоматери «Одигитрия» на Песочне обретена была в 1624 г. Недалеко от Костромы, в селе Савицком, жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и тщетно более пяти лет искал себе помощи у врачей. Однажды – это было в 1624 г. – его крестьяне, пася его овец и лошадей в пустыне, называемой Игрица, при реке Песочне, пришли к церкви чрезвычайно ветхой, которая готова была разрушиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На обратном пути из Костромы заезжал я в Игрицкий Богородицкий монастырь, где после литургии (7-го числа, в субботу Лазареву) заходил к игумену Порфирию (старец при всей толстоте своей довольно тонок и умен), а потом останавливался в двух селениях, чрез кои проезжал, и в продолжение перемены лошадей имел случай говорить наедине с двумя священниками. Сумма всех сведений, которые я таким образом успел собрать от посторонних, заключается в следующем: преосвященный Виталий с первых дней прибытия в Кострому стал слабеть в здоровье, которое более и более расстраивалось по мере того, как он усугублял свою деятельность и сидячие занятия. В нынешнюю зиму и особенно в начале проходящего поста был при смерти, но теперь чувствует себя лучше и накануне моего приезда служил в своей домовой церкви. По консистории дела идут медленно; особенно это заметно для ставленников, по причине редкого служения преосвященного. Впрочем, никто не ставит сего ему в вину. Решительно никто не предполагает касательно его болезни ничего, что могло-бы наводить какую-либо тень подозрения на его образ жизни, а напротив, все более или менее намекают на душевные неприятности, и причину их полагают в неприязненном против преосвященного действовании консистории и особенно секретаря. Нельзя не заметить, что все до одного, не исключая и самих членов консистории, с коими говорил я, от души одобряют благоразумие, особенную доброту души, заботливость и старание владыки устроить благо епархии и весьма соболезнуют о его расстроенном здоровье, а о секретаре все отзываются с худой стороны, с тем только различием, что иные (его стороны) высказывают свои мысли неопределенно, а другие (большая часть) прямо говорят о нем, как о человеке дурном, мздоимном и коварном интригане. О свидании с преосвященным, как о существеннейшем предмете моего поручения, имею честь доложить вашему сиятельству особо. Преосвященный действительно поправляется в здоровье, может уже ходить и говорить, хотя то и другое делает очень медленно и тихо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

930 и близком к нему списку из сборника Моховикова, в издании подробно не рассматриваемом (Научная библиотека МГУ, Отдел рукописной и редкой книги, 302, л. 625–646). Неизвестно когда, но не ранее 1692 г. (начало строительства каменного Смоленского собора в монастыре) на основе «Сказания» была создана «Повесть», впоследствии вошедшая в «Рай мысленный» А. Н. Третьякова (собр. Титова, 3716). В свою очередь редакция «Рая мысленного» легла в основу краткой редакции «Повести», предназначенной, как полагает автор исследования об Игрицком монастыре и его святыне, для чтения в праздничные дни в монастыре, и представленной списками из собрания Соловецкого монастыря и собр. Титова 1749. Большинство списков всех выявленных редакций датируются временем в пределах 2-й трети XVIII в., однако списки ГА ИО и Муз. 5148 созданы значительно позднее, в 1824 и 1825 гг. С учетом разнообразия вариантов текста, представленных в списках, а почти каждый вновь вводимый в научный оборот список вносит коррективы в схему соотношения списков, можно предположить, что в эти периоды – условно говоря, в середине XVIII в. и в середине 1820-х гг. – наблюдался всплеск интереса к Игрицкой святыне. Судить об этом можно не только исходя из того, что текст «Сказания» копировался, но и по тому, что он переделывался, а кроме того, получил распространение за пределами монастыря – свидетельством чему является сборник «Рай мысленный», составленный А. Н. Третьяковым, и не только он. Естественно было бы предположить, что выходом в свет новой книги процесс выявления прежде неизвестных списков «Сказания» об иконе не завершится. Так, еще один список «Сказания» можно уже сейчас указать в Музейском собрании ГИМ (ГИМ, Музейск. собр., ед. хр. 3194; 2 о , 537 л.). Это сборник середины XVIII в., включающий список икон Богоматери, сопровождаемый гравированными изображениями (без названия, начало: «1. Сия Пресвятыя Богородица икона написася от святых апостол по Вознесении Господни в 15 лето, 5961, бяше же в Гепсимании идеже гроб Пресвятыя Богородицы…»), а также несколько сказаний о Богородичных иконах.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033382/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010