Но Ты, Господи, велий и хвален зело и величию Твоему несть конца . Твое величие проистекает собственно от Тебя Самого, всякое другое величие должно преклониться пред Тобою. Величие царей кончится с жизнию. Погибе память их с шумом. Ты же, Господи, пребываешь во веке. Слава Твоя, Боже, не ограничивается ни миром, ни временем. Чем же могут тщеславиться творения Твои? От Тебя приемлют они и силу, и славу. Без Тебя они ничто, но Ты все Собою наполняшь и без них. Един Ты велик Сам в себе; не заимствуешь чуждой силы для исполнения намерений Твоих: восхотеть и сотворить есть едино для Тебя. Пребывая Сам в себе, обретаешь бесконечное совершенство. Един Ты обладаешь во всем пространстве всеми совершенствами. Владыки мира сего потому только заслуживают наше почитание, что они суть образ Твоего величия на земле, иначе что они суть пред Тобою? Прах и пепел как и прочие человеки. Да помрачится всякое величие мира, да исчезнет пред Тобою: одно толь то истинно величие, которое не может ни увеличиться, ни уменьшиться. Господи, Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе ( Пс. 88, 9 ). Един велик, велик во все времена, во всем и повсюду. Велик во всех творениях, как в малых, так и самых дивных, в цветке сельном и в светилах небесных. Велик в премудрости, в могуществе, в истине и благости; но кто может достойно возглаголать о величии Твоем! Признаюсь в слабости моей, и признание мое есть слава Твоя; совершенная жертва величию Твоему есть исповедать, что оно превыше всякой хвалы и мыслей. О милосердии Божием Раб. Сколь любезно мне, о Пресвятая Дево, внимать гласу славословия Твоего о милосердии Божием; сему гласу, которым Ты прославляла Его величие! Какую высокою мысль сообщаешь душе моей! Если Господь во гневе поражает грешников, если ниспосылает на них ужасные мучения, то сие творит Он, испытавши над ними уже все средства Своих благодеяний, дабы привести их обратно к Тебе. Но неблагодарность и неверность Его народа не истощили источника благости Божией; Он простер к ним милосердную десницу с отеческою попечительностию.

http://azbyka.ru/podrazhanie-presvyatoj-...

Оборонительную же роль стены особо можно усматривать в условиях земного странствования Церкви. Большая и высокая стена , «охраняющая живущих во святом граде, есть Христос», – пишет Андрей Кесарийский . С другой стороны, устами Невесты-Суламиты говорит Пречистая Дева Богородица всем верным чадам Церкви: «Я – стена» ( Песн. 8:10 ). Потому и взываем молитвенно: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству». «Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о, Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси». «Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие». (Из молебного канона к Богородице). Стена города имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Двенадцать ворот в стене Иерусалима означают двенадцать колен Израилевых. Имена этих колен и начертаны на них, как в древности были написаны на нарамнике израильского первосвященника. В видении пророка Иезекииля двенадцать ворот города, именующегося «Господь там», также называются именами колен Израилевых ( Иез. 48:30–35 ). Имена колен Израилевых на воротах Небесного Иерусалима указывают на спасение Израиля, которое совершится в кончину века. «И так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» ( Рим. 11:26–27 ). Спасется причем не только уцелевшее колено Иуды, но и все двенадцать. Бог придет к цели с народом Своим. Так сыны двенадцати патриархов, сынов Иакова, станут сынами вечности. С другой стороны, здесь разумеется духовный Израиль, Церковь искупленных Ветхого и Нового Заветов. О духовном значении имен колен Израилевых см. 7,4–8. Исповедание (Иуда), видение (Рувим), искупление (Гад), блаженство (Асир), молитва (Неффалим), забвение (Манасия), послушание (Симеон), священнодействие (Левий), награда (Иссахар), сила и благоухание (Завулон), приложение (Иосиф), болезнь (Вениамин) – вот двенадцать ворот, вводящих в небесный Иерусалим. Нареченных этими именами Бог нарекает своими чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон; когда же проснулся, то не мог его припомнить. Он призвал мудрецов и гадателей и велел им напомнить и объяснить ему сон. Но они не могли этого сделать и говорили царю: «нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон». Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов. Тогда Даниил попросил царя дать ему сроку три дня и обратился с усердной молитвой к Богу. Господь открыл Даниилу сон и значение его. Он пришел к царю и сказал: «царь, когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя, и во сне ты увидел истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки серебряные, чрево – медное, а ноги – частью из железа, частью из глины. Потом от горы оторвался камень, ударил истукана в ноги и разбил его, а сам сделался великою горою и покрыл собою всю землю». Царь вспомнил, что он действительно видел такой сон. Тогда Даниил объяснил царю и значение сна. «Золотая голова», сказал он, «означает твое царство. После него будут еще три царства, но уже не столь славные. Камень же означает, что после этих четырех царств Бог устроит на земле Свое, вечное царство». Царь поклонился Даниилу до земли и сказал: «воистину Бог ваш есть Бог богов». Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, греческое и римское. Каждое из этих царств владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Спаситель мира и основал Свое всемирное царство – святую Церковь . Гора, от которой оторвался камень, разбивший истукана, означала Божию Матерь. Поэтому в одной из церковных песней поется: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево (от Тебя, Дева, горы неприкосновенной), краеугольный отсечеся Христос, совокупивый растоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.» – 9-ая песнь воскресного канона 4-го гласа. 66. Три отрока в пещи огненной Навуходоносор поставил близ Вавилона большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышат звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, тот будет брошен в разменную печь.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Однако явление Христа Своим ученикам после Воскресения не было событием, произошедшим исключительно для них. Все, кто прошел соответствующую стадию излечения и очищения, удостаиваются участвовать в Христовом Воскресении и видеть Воскресшего Христа. В этой перспективе мы должны рассматривать и случай с апостолом Павлом, которому также явился Воскресший Христос: «А после всех явился и мне, как (некоему) извергу», – пишет апостол. ( 1Кор. 15, 8 ). Тем не менее известно, что ап. Павел во время Воскресения был иудеем-зилотом (ревнителем), ко Христу он обратился лишь после Пятидесятницы, когда и произошло явление ему Воскресшего Христа. Случай с апостолом Павлом показывает, что явление Воскресшего Христа напрямую зависит от духовного состояния человека. Несмотря на то, что Христос воскрес в определенный день и час, всегда на протяжении веков существуют свидетели Его Воскресения. § 5 В текстах Священного Писания приводится одиннадцать явлений Воскресшего Христа, из которых десять произошли в промежутке между Воскресением и Вознесением и одно после Пятидесятницы. Вполне возможно, что существовали и другие явления Воскресшего Спасителя. Характерны слова Евангелиста Луки из Апостольских Деяний: «Которым (ученикам) и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1, 3 ). Церковь в своих песнопениях свидетельствует, что Ангел Господень благовествовал Богородице о воскресении Христа: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся… Твой Сын воскресе тридневен от гроба». В Евангелиях, однако, ничего не говорится о том, видела ли Богородица Своего воскресшего Сына. Но существуют выражения, упоминающие о «другой Марии». Евангелист Матфей пишет: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» ( Мф. 28, 1 ). Св. Григорий Палама , толкуя этот стих Священного Писания , говорит, что речь явно идет о Богородице, которая первой пришла ко гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Он сошел с небес, не изменив места, потому что как Бог, Он находится везде и все наполняет. Но, поскольку так угодно было Его величию – смирить Себя, Он принял человеческую природу. Во-вторых, этот член учит, что Господь наш Иисус Христос принял истинную человеческую природу, а не мнимую, или призрачную. Его Тело было образовано в утробе Блаженнейшей Девы в то время, когда Она сказала в ответ Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Тогда Он вдруг сделался совершенным человеком, со всеми его членами и разумной душой, соединившейся с Божеством. И в одной и той же Ипостаси был истинный Бог и истинный Человек 30 . И непорочная Дева была узнана (γνωρζετο) как Богородица, как сказала Ей Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк. 1:43 ). Кроме того нужно знать и то, что ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая в Божественную, но то и другое осталось совершенным в единой Ипостаси, со всеми своими свойствами, кроме греха, относящегося к человеческой природе. Вопрос 39. В-третьих, чему учит этот член веры? Ответ. Что воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, и что Дева была Девой прежде зачатия, также и во время зачатия, и после зачатия, и в самом рождении осталась Девой. Ибо [Христос] родился от Нее, сохранив невредимой печать Ее девства, поэтому Она и после рождения остается Девой вовек. Вопрос 40. Что еще содержится в этом члене? Ответ. [Учение] о Пречистой Деве Богородице Марии, Которая удостоилась исполнить такое таинство; все православные обязаны должным образом прославлять Ее и чтить, как Матерь Господа нашего Иисуса Христа, или, лучше сказать, как Богородицу. Поэтому Церковь составила Ей приветствие из слов Архангела и святой Елисаветы, присоединив к ним и несколько своих слов: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария: Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших». Вопрос 41. Что мы должны думать об этом приветствии? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

От корня Иессеева и из чресл Давидовых/Божия Отроковица Мариам/в сей день рождается нам,/и вся обновленной и обоженной является./Радуйтесь вместе, небо и земля,/восхвалите Ее, племена народов!/Иоаким веселится и Анна торжествует, взывая:/“Неплодная рождает Богородицу/и Питательницу Жизни нашей!” Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. Величание: Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим святых Твоих родителей,/и всеславное славим/рождество Твое. Величание Величаем Тебя, Пресвятая Дева,/и чтим святых Твоих родителей/и всеславное славим/рождество Твое. Псалом избранный: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его./Яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю./Се, слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы./Преславная глаголашася о тебе, граде Божий./Бог посреде его, и не подвижится./Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея./От плода чрева твоего посажду на престоле твоем./Яко избра Господь Сиона, изволи его в жилище себе./Освятил есть селение Свое Вышний./Святыня и велелепота во святиле его./Свят храм твой, дивен в правде./Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней./Помяну имя Твое во всяком роде и роде./Благословен Господь во век, и в век века. Псалом избранный Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его./Как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова./Вот, мы услышали, что оно в Ефрафе, нашли его на равнинах лесистых./Славное сказано о тебе, город Божий./Бог посреди него, и он не поколеблется./Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё./От плода чрева твоего посажу на престоле твоём./Ибо избрал Господь Сион, выбрал его в жилище Себе./Освятил обитель Свою Всевышний./Святость и великолепие во святилище Его./Свят храм Твой, дивен в правде./Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни./Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде./Благословен Господь вовек, и во век века. Слава, и ныне: Аллилуия (3). По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: Да радуется Небо, и земля да веселится:/Божие бо небо на земли родися, Богоневестная Сия, от обетования./Неплоды Младенца доит Марию, и радуется о рождестве Иоаким:/жезл, глаголя, родися мне,/из негоже Цвет Христос прозябе,/из корене Давидова./Воистину чудо преславно!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Песнь 6 Ирмос: Море поглотило Иону тридневно в пучине своей,/Ты же, Господи, сошел, как дождь, на руно,/как капли, орошающие землю./ Глава Твоя вся покрыта росою ,/ власы Твои – ночною влагою ;/так изливал Ты пот Свой в ночи Гефсиманской,/как капли крови, падающие на землю. Явился ночию Жених мой и Бог – глава Его вся покрыта росою благодати и кудри Его – ночною влагою , ибо в ночи Божественного Мрака пребывает, так говорил блаженный Дионисий. Сущности Божией не видя, росы и влаги благодати явлений Его приобщаемся. Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот глас моего Возлюбленного, который стучится . Плоть немощна, а дух бодр. Спит и немощствует в скорбях и грехах плоть моя, сердце же и дух – к Тебе, Господи, бодрствуя, о милости вопиют. Когда стучался Ты, Господи, в сердце мое, не отворил я Тебе, греховно дремотствуя, и вот – повернулся Ты и ушел , пусто стало во мне. Слезно ищет Тебя ныне душа моя, ибо уязвлена любовию – где же, Господи, Ты? Души во мне не стало, когда Он говорил мне . Но во грехах коснея, я искал Его и не находил Его; звал Его и Он не отзывался мне . Слезно ищет душа моя Того, Которого однажды возлюбила. Слава: Возлюбленный мой бел и румян. Бел – как Бог и миру всему Судия. Румян – как плоть, и миру Спаситель кровию Своею обагрился. Вот кто Возлюбленный мой, и вот кто Друг мой , Бог и Человек, слава Тебе! И ныне: Мати Господа, Невесто Неневестная! Ты Сына искала, и изранили душу Твою стражи -воины, избивая Его осужденного. Оружие прошло душу Твою, когда на горе мирровой держала Ты Сына Своего бездыханного. Он ушел, а Ты слезно искала Его, израненная; Ты звала Его, а Он не отзывался Тебе . Кондак Стена еси, Дево Богородице, и блаженны сосцы Твои , питавшие Питателя твари – Сына Твоего и Бога нашего. Ты достигла полноты у Бога, как херувимов честнейшая, как серафимов славнейшая, как Дочь Отца Небесного, как Матерь Сына Божия, как Духа Святого Невеста Неневестная! Песнь 7 Ирмос: Не отреклися отроки от Бога своего,/не поклонились истуканам;/так и я ныне возопию:/ Я принадлежу Возлюбленному моему ,/ а Возлюбленный мой – мне ,/не попусти мне отречься от Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Плоды новые благодати и старые закона сберегла Церковь для Тебя, мой Возлюбленный ! Дай и мне, Иисусе, плодоносить во благодати Духа и в послушании заповедям Твоим благое творить. Душа моя, воззри: распустилась виноградная лоза, раскрылись почки, расцвели гранатовые яблоки, мандрагоры уже пустили благовоние , а что принесла ты Жениху своему Господу Иисусу? почему стоишь, как смоковница, бесплодна? Слава: Прииди, Возлюбленный мой , воплотися, Слово Превечное, сойди, Божий Сын – так взывали к Тебе праотцы и пророки. С ними же и Дух и Невеста говорят: прииди! Гряди вновь, Иисусе, во Царствии Твоем. И ныне: Дщерию именитой наименовал Тебя Соломон премудрый, ибо бесчисленны имена Твои: Пречистая, Пренепорочная, Приснодева Мария, Богородица и Матерь Божия, Заступница благая, Одигитрия, злых сердец Умягчение, обидимых Утешительница, Царица Небесная, Невеста Неневестная! Песнь 9 Ирмос: Стена есть девам, Дево Красная,/Ты, будучи мала , возрастала в благодати,/Сына родив и Бога всех,/Ты достигла полноты и совершенства,/херувимов честнейшая и серафимов славнейшая нареклася. О, если бы Ты был мне Брат , Иисусе, взывает душа моя, тогда я, встретив Тебя , оказала бы любовь свою, привела бы Тебя в дом сердца моего. Но трепещу, окаянный, во грехах моих и вижу Тебя, Судию своего, и страшуся. Положи меня как печать на сердце Твое , копием прободенное, как перстень на руку Твою , ко древу Креста пригвожденную, не отвергни меня, но введи меня в чертог любви Своей, душа моя ищет Тебя. Ибо крепка, как смерть, любовь Твоя, Иисусе, на кресте смерть вкусивший; люта, как преисподняя, ревность Твоя, ибо не потерпел видеть души во мрачных вертепах адовых, лукавым уловленные, но Сам сошел во ад и у похитителя похитил нас, из ада изведя. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатства дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением. Все царства мира сего предлагал Тебе, Иисусе, искуситель и был отвергнут Тобою с презрением – не дай и большим водам обольщений и богатств потушить любви моей к Тебе, Спасителю мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По повелению Господа Иисуса Христа, одиннадцать апостолов пошли на одну гору в Галилее. Там они увидели Иисуса Христа и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: «Мне дана всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Учите соблюдать все, что Я заповедовал вам. И вот Я буду с вами до скончания века». Праздник Светлого Христова Воскресения называется еще Пасхою и почитается, как самый великий праздник. В этот день утреня начинается в полночь; перед началом же утрени совершается вокруг храма крестный ход, в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Песнопения в честь Воскресения Христова: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (уничтожив), и сущим (находящимся) во гребех живот даровав. Ангел вопияши благодатный: чистая Дево, радуйся! и паки реку (скажу) : радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый. Людие веселитеся! Святися, святися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия; ликуй (торжествуй) ныне и веселися, Сионе! Ты же, чистая, красуйся (радуйся) Богородице, о востании рождества Твоего (Того, Кто родился от Тебя). Вознесение Господне В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и повелел им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил, и, когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим. Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи. Тропарь праздника: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. ( Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обещанием Святого Духа обрадовавший учеников, которые чрез бывшее тогда благословление совершенно убедились, что Ты Сын Божий, Избавитель мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Поистине Ты соделалась честнейшей всех тварей, ибо млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божий. О, непостижимые и неизглаголанные чудеса! Бог всяческих возлюбил Тебя и соделал Тебя Богородицей, Матерью и питательницей Сына Своего и Слова. Было время, когда земля находилась в глубоком растлении, и самый народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего и таким образом сделался не народом Божиим, помилованный – не помилованным, возлюбленный – не возлюбленным: поэтому-то ныне рождается Дева, обручается Самому Богу, рождает Сына Божия, и отверженный прежде народ становится народом Божиим, не помилованный получает милость, не возлюбленный делается возлюбленным; ибо из Нее рождается Сын Божий возлюбленный, в Котором все благоволение Божие. Веселись земля, и сыны Сионовы возрадуйтеся о Господе, Боге вашем, ибо пустыня процвела, бесплодная изнесла плод свой. Радуйся, блаженная Анна, что ты родила Дщерь: ибо твоя Дщерь есть Матерь Божия, дверь Света, Источник жизни, избавление жен от осуждения. Цари народов с дарами придут и поклонятся Ей. Ты приведешь ее к Царю и Богу, облеченную благолепием добродетелей, как златотканой одеждой, и украшенную благодатью Духа. О вожделенная и преблаженная Дщерь! «Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!» ( Лк. 1:42 ). О Дево, дщерь Царя Давида и Матерь Всецаря – Бога! Ты будешь иметь жизнь не для Себя только Самой, поскольку Ты не для Себя только Самой рождена. Ты будешь жить для Бога, дабы послужить спасению всего мира, дабы через Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова и нашем спасении. Твое сердце насладится Словом Божиим и напоится Им, как плодовитая маслина в дому Божием, как древо жизни, которое даст плод свой в предопределенное время, то есть воплотившегося Бога, вечный живот всех. Очи Твои всегда будут устремлены ко Господу; уши будут готовы к слушанию слова Божия, уста будут восхвалять Господа и облобызают Его уста; язык будет рассуждать о слове Божием и изливать Божественную сладость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010