Рукопись в 1, в кожаном переплете в сумку, на 115 листах, в удовлетворительном состоянии. Скоропись нескольких, хотя и достаточно близких друг другу почерков (в первоначальном своем обзоре источника я даже полагал, что текст писан одним почерком, с сильно варьирующей манерой исполнения); чернила разных оттенков коричневого цвета; л. 1 об., 92, 92 об., 105 об., 114–115 об. — без текста, на л. 32 об., 37, 40 об. текстом занята лишь часть листа. На многих листах присутствуют следы сырости; на л. 70 надорвано нижнее поле. Тетради пронумерованы кириллическими цифрами в правых нижних углах первых листов (тетрадь 1 – там же на втором листе); из-за обрезки блока часть номеров утрачена. Фолиация двойная, с простановкой номеров в правых верхних углах листов; из-за переноса первоначального л. 1, который утратил крепление к блоку, в конец рукописи, исходная фолиация XVIII в. (выполнена арабскими цифрами) не совпадает с современной. В середине правого поля лицевой стороны л. 2–91, 93–104 и в середине левого поля л. 104 об. другими чернилами и почерком повторяющаяся скрепа составителя описания — стольника Ивана Кологривова. Впрочем, даже несмотря на присутствие этой полистной скрепы, сам источник представляет собой всего лишь неутвержденный (и в целом ряде мест почерненный) беловик . Данное обстоятельство, очевидно, и предопределило дальнейшую судьбу документа: он был оставлен в Суздале, откуда и попал в собрание Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Обратимся к структуре переписных книг 1701 г. На л. 1 помещен заголовок: «Книги переписные Суздальские соборной церкви и архиерейскому дому 1701-го году» . Далее следуют: преамбула, сообщающая о составлении описания Иваном Мироновым сыном Кологривовым 29 апреля 1701 г. (л. 2–2 об.), опись соборной Богородице-Рождественской церкви (л. 2 об. — 32 об.), опись Благовещенской и Введенской церквей на владычном дворе (л. 33–40), опись архиерейской казенной палаты (л. 41–68 об.), перепись митрополичьих дворовых и работников (л. 69–91 об.), описание конюшни (л. 93–104 об.), краткая заметка о топографии епархиальной резиденции (черновая приписка на л. 104 об.), и наконец, счетная выпись из приходо-расходных книг архиерейского дома за 1694/95–1701 гг. различным съестным припасам (л. 105–113 об.; судя по беглому характеру почерка в последнем разделе, текст дописывался уже после того, как сам документ был почернен ).

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

  Смысл Рождественского Ирмоса " Любити убо нам " : " Нам, Богородице, Тебя почитающим, невозможно достойно воспети славу Твою, мы только можем молчать перед величием Твоим; но любовию Твоею, Мати, даждь нам силу, елико есть произволение, достойно почтить Тебя " .   Смысл Херувимской : Как херувимы, чисто и с любовью воздают хвалу Господу, так и мы, стоя в церкви, должны быть чисты и помышлять о божественном, а не о земном. О, если бы мы думали о том, что происходит сейчас, мы бы не смотрели по сторонам и не скучали бы в церкви! Великое, непостижимое таинство! То, что происходило на Голгофе, сейчас опять повторяется. На каждой обедне Господь отдается в жертву, в искупление прегрешений… " Да молчит всякая плоть человеча " ! Когда священник носит на руках Господа, Ангелы поддерживают его. Старайтесь вникать в происходящее, молитесь понимающе, усердно, и вы не останетесь без утешения. Только духовное направление дает утешение, духовный путь приводить к истине, а это через посредство Церкви и таинств.   Если обретаете в душе иногда утешение, духовную радость, то это исключительно от благодати Духа Святого, которая как роса небесная нисходит на верующую душу при усердной молитве. Помолилась с благоговением и усердием Заступнице Небесной, находясь в скорби, и получила от Нее благодатное утешение. Не смущайся и никогда не падай духом от постигающих искушений, ибо сие обычное явление: когда кто получает особую духовную радость, враг наш всегда старается вскоре же причинить нам какую-либо скорбь, чтоб омрачить или ослабить наше восторженное, светлое настроение. Подвижники и наставники наши духовные хорошо это знают, ждут сих козней и спокойно отражают своими молитвами. Так и ты, дитя, прежде всего, припадай к Заступнице рода Христианского всей твоей душой, взирая на образ Ее как Живую, тебя видящую и слышащую… Если " друзья Божьи " — угодники слышат и исполняют наши просьбы, тем паче Господь и Его Пречистая Матерь.   В церкви дается сила творить добро, совершать добрые дела. А добрые дела, которые совершаются не во славу Божию, а для своей славы теряют свое значение. Когда сделаешь что-нибудь хорошее, надо потом забыть об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Так были найдены ветхими слюденые окончины в алтаре и позади его, а равно и в палатке, где помещалась ризница. В алтаре, церкви, в трапезе и палатке и по обеим сторонам церкви, а равно и в папертях, сквозь своды шла течь, медная же крыша над сводами и лещедная 35 кровля над алтарем, трапезою и папертями во многих местах обломалась, кирпич под главою, в шее, обмялся, подзоры обломались и цепи у крестов порвались. В палатке же при той церкви оказались ветхими кровля, печь, окна и двери. 36 Такому печальному состоянию храма не мало, конечно, содействовало то обстоятельство, что он, как и другие дворцовые церкви, с 1726 г. не отапливался, вследствие невыдачи из казны дров по 1732 г., когда было отпущено на отопление храма 50 деревьев из елового леса. 37 Пожар 1737 г. причинил немало повреждений Рождественской церкви, как это видно из донесения священника Иванова о том, что в храме, с одной его стороны, ни в окнах, ни в дверях почти не осталось следов столярной работы, у верхнего окна и в дверях было разбито 12 стекол, у 10 окошек не было затворов, а в одном окне у окончины сгорела рама. Следствием же сих повреждений было то, что ветер задувал свечи в церкви. При осмотре последней архитектором, справедливость донесения священника вполне подтвердилась, при чем архитектор признал необходимым сделать еще новые затворы, вышиной 2,75 аршина 38 и шириною 2 аршина, с крючьями и петлями. В 1753 г. последовало заявление от настоятеля храма протоиерея Стефана Кириллова в главную дворцовую канцелярию о необходимости починки ветхих окончин и небрежности в исполнении работ по возобновлению иконостаса. Как выяснилось из дела, еще в 1752 г. положено было исправить повреждения в 20 иконах в деисусах чрез вольных иконописцев и из своего материала, под наблюдением комиссара Феодора Лапина, но иконы эти, после своей починки, не были вставлены в иконостас. Кроме того, при вынимании икон, подлежавших исправлению, из иконостаса дворцовыми иконописцами, была поломана железная проволока, скреплявшая те иконы, а также повреждено немало тоненьких столбиков посеребренных, которые находились между иконами и не были исправлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Архиепископ Макарий послал освященную им воду с своим Рождественским священником Ильею, а архиепископ Феодосий с Софийским соборным священником Никифором. При священнике Ильи архиепископ Макарий послал боярских детей Васюка Палицына да Ивашка Ошманаева, а архиепиокоп Феодосий при священнике Никифорове – Федчю Прокофьева сына да Сенку Мартьянова. И с упомянутыми священниками, с боярскими детями послано были от архиепископов к священнослужителям такого рода приказание: И как священник (Илья или Никифор) с тою с святою водою от нас к вам приедет, и вы б, игумены, и священники, и диаконы, с нашим соборным священником с Никифором (или Ильею) и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом, всем православным христианом велите, сбиратись купно всем им единодушно и тщательно, в тех Чюдцких и Ижерских местах, в селах и деревнях, и в лесах те скверныя молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи, а арбуем бы есте и их учеником, идолопоклонником, к тому нашему священнику Никифору (или Ильи) велели на поучение приходити, и поучения от него слушати во всем; и как где в которых погостех и уездех те скверные молбища разорят и огнем выжгут, и яз во всех тех погостех по церквам велел своему священнику Никифору (или Ильи) пети молебны Господу Богу и Пречистой Богородице и великим чюдотворцом, со всеми вами игумены и священники, да и воду святить, и вы бы тое святую воду, которую сами освятите, с тою святою водою, которая от нас к ват придет, совокупляя воедино, да ездили по своим приходам, по селам и по деревням, и кропили всех православных христиан от мала до велика и все места и жилища их (Вивл. Ч. XIV. стр. 149–152 и 167–171. Дополн. к акт. истор. Т. I, 43, стр. 57–59). И так вода, освященная архиереем соборне и с омовением св. мощей, почиталась, приемлющими ее с верою, особенно благодатною; она посылалась владыками в те места, где не было св. мощей, и приказывалось смешивать ее с тою, которая освящена без омовения св. мощей. При народных бедствиях – повальных болезнях, голоде, и тому подобному русский народ первым способом к удалению от себя бед почитал обращение к Господу, молебные пения и окропление святою водою, освященною чрез омовение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

и один великий поклон. В неделю вечера (Типик., гл. 9, л. 15) и в 1-й день Рождественского поста (Типик., л. 98) вместо 16 поклонов только 3 великих. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Господи, помилуй 12. В неделю вечера и в 1-й день Рождественского поста трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш и Господи, помилуй 12, опускаются. Иерей: Слава тебе, Христе Боже... Лик: Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Исхождение в притвор. Лития о усопших. И конечный отпуст (Типик., гл. 9, л. 15). Повечерие. После трапезы, в притворе полагается повечерие, в неделю вечера (Типик., гл. 9, л. 15 на об.) и в 1-й день Рождественского поста (л. 98) малое, в прочие же дни (гл. 9, л. 15 на об. и 48 гл., после «зри» пред 15 нояб. л. 99 на об.) великое. То и другое читается так же, как в Великий пост 288 с тою только разницею, что на повечерии, как и на прочих службах, пение, бывающее во дни Великого поста, заменяется чтением. В Типиконе, л. 98 на об., об этом сказано так: «Заутра услыши глас мой, царю мой и Боже мой,– поскору без пения. Подобно же и прочие часы. В сию же 40-цу (т.е. в Рождественский пост) на часех и на повечерии не стихословим с пением, ниже тропари поем со гласом, но вся тропари и богородичны и С нами Бог скоро без пения глаголем».– Тропари великого повечерия мы указываем ниже: ч. 2, отд. 2, гл. 13 (о великопостном богослужении), а тропари малого повечерия в 1 ч., отд. 4, гл. 34. Полунощница. Полунощница отправляется повседневная (Типик., л. 98); но после Слава, и ныне, Честнейшую херувим..., Именем Господним благослови, отче, и возгласа: Боже, ущедри ны...– 16 поклонов с молитвами: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя. (Типик., гл. 9, л. 15 на об. и 16). Полунощница отправляется в притворе, но может быть отправлена и в храме. Утреня. После начального возгласа: Благословен Бог..., не сразу читается Приидите поклонимся..., но первоначально – трисвятое, Пресвятая Троице..., Отче наш..., Яко твое есть царство..., Господи, помилуй 12, Слава, и ныне...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

– Э, барин, – отвечает она, – кто же из ученых людей ныне в Бога-то верует? Прошло несколько времени. Приходит ко мне приятель. К слову, в присутствии прислуги, я говорю ему: «Вон и моя Анна не верит в Бога». Но что же слышу от Анны? «Неправда, барин, я в Бога верую. Вот вы «интеллигентный тип» (ее выражение), а я вижу, что и утром, и вечером вы Богу молитесь. Значит, Бог есть». Не то же ли мы видим и в массах рабочего люда, который чаще, чем деревенские обыватели, соприкасается с интеллигенцией? Где простые люди заражаются неверием и всяким вольнодумством? В городах, особенно на фабриках и заводах. Два года тому назад, осенью, из Архангельска вернулись молодые парни в родную Сольвычегодскую глушь. Накануне местного праздника Покрова Пресвятой Богородицы они учинили пляску с гармониками вокруг храма, а когда, в самый праздник, священник обличил их кощунственный поступок, они собрались вокруг его дома, выбили все стекла, грозили убить и зажгли самый дом. Мне пришлось перевести священника в другое село. И около года не находилось кандидата на его место. Да, таких случаев, и даже более возмутительных – не перечтешь: история последних пяти – несчастных для России – лет переполнена ими. И везде зараза, соблазн идет от тех, кто считает себя интеллигентом. А считают себя таковыми и сельские учителя и учительницы, и фабричная администрация, и фельдшера, и волостные писаря… Даже обидно за достоинство человека, когда представишь себе всю нищету миросозерцания этих «интеллигентов». Весь запас их «знаний» ограничивается газетной и брошюрной трухой, да много-много каким-нибудь справочником из множества уличных изданий… А каковы бывают эти справочники – я скажу в другое время. И вот эти-то убогенькие, у которых сердце совершенно опустошено даже от тех крох религиозного знания, какие запали, может быть, в детстве, эти-то уродцы духовные и мнят себя быть руководителями жизни умственной, жизни народной, величают себя «передовыми» людьми, судят и рядят обо всем, будто нет тайны, которой они не знали бы, нет мировой загадки, которую не могли бы они решить… Жаль наш бедный, несчастный народ! Сколько зла и соблазна сеется этими непрошенными его руководителями! А число их все растет и растет: если статистика нам показала, что только за время пресловутого «освободительного» движения сослано в Сибирь до 25 000 народных учителей – только одних учителей из таковых, уже отмеченных, так сказать, с поличным пойманных, сколько же их остается на местах и продолжает отравлять народ своими бреднями! Недаром же враги Церкви и отечества так рассчитывают на народную школу в деле совращения и развращения народа; недаром так усиленно добиваются вырвать из рук Церкви народную школу: расчет очевидный – не пройдет десятка лет, как все молодое поколение будет отравлено ими, забудет Бога, и тогда настанет их темное царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

— На Рождественских чтениях в этом году обсуждали проблему использования Интернета и мобильной связи (вообще электронной коммуникации) в монастырях. Ваш взгляд на этот вопрос? — В целом я согласен с теми тезисами, выводами, которые прозвучали на Чтениях. Интернет и мобильная связь должны использоваться для выполнения конкретных послушаний и лучше теми, кто имеет достаточный духовный опыт противостоять стихиям мира сего. Польза от Интернета несомненна, и об этот тоже было довольно много сказано. Но если потенциальный вред перевешивает пользу, то лучше свести к минимуму электронную коммуникацию. Сохранение монастыря как семьи, сохранение иноческого духа в обители в конечном счете важнее даже тех медиапроектов, которые, казалось бы, приносят пользу обществу. Поэтому здесь необходимо действовать с рассуждением. Идти в сети — Какие информационные проекты монастырей сейчас самые востребованные? Насколько активно эти проекты — сайты, порталы, соцсети — монастыри должны «продвигать»? Возможно ли здесь использование классических схем продвижения и рекламы? — Анализ посещаемости монастырских сайтов свидетельствует: востребованы проекты, которые рассказывают о законах духовной жизни. И это хороший сигнал: значит, собственно жизнь души, ее участь в вечности беспокоят людей, они хотят об этом знать и менять свою жизнь. Многим интересна сама жизнь монастырей, их прошлое и настоящее. Такой интерес вообще характерен для русского народа, обители всегда притягивали его умственный и сердечный взор. Не оставляют равнодушными и новые направления в этой области. Так, например, на сайте Оптиной пустыни продолжает развиваться уникальный проект постишного (по стихам) толкования Священного Писания. Подобные толкования, расширяя миссионерскую деятельность монастыря и приобщая к изучению Евангелия все больше людей, не нарушают при этом его уединенности. Инициативы такого рода достойны подражания. На сайте Соловецкого монастыря начал функционировать проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», цель которого совместными усилиями верующих создать общедоступную, как можно более полную базу биографий духовенства Русской Церкви прошлого столетия, а также полную и яркую базу материалов о формах его служения. На сайтах Зачатьевского и Богородице-Рождественского монастырей можно увидеть, как в рассказах о старицах, насельницах, духовниках монастыря раскрывается красота монашества, преемственность традиций во времени и пространстве. На сайте Марфо-Мариинской обители создается раздел, содержащий практические наставления и помощь (текстовые, фото- и видеоматериалы) по уходу за тяжелобольными людьми.

http://patriarchia.ru/db/text/4423444.ht...

57 Относительно же количества серебра, имевшегося в распоряжении Московской дворцовой конторы, Боде донес министру, что серебра было в Оружейной палате 1 пуд, золота – 20 фунтов и оброну – 4 фун. 48 зол., 58 каковые получились из серебреного и золотого шитья на некоторых присланных из Санкт-Петербурга тронах, креслах и прочих вещах. В скором времени оттуда же последовала высылка других различных предметов для выжиги и также для украшения иконостаса Рождественской церкви серебром. Так, по личному распоряжению Государя, осматривавшего вещи в Таврическом дворце, годные для выжиги, были присланы в Москву принадлежности к тронным украшениям, разные кроватные уборы и доси. От выжиги оных ожидалось до 2,5 пуд. металла. Вслед затем и для той же цели было употреблено старое серебро разных проб, оставшееся от переделки и исправления старой серебреной мебели для гостиной апартамента Их Величеств, остатки старинных балдахинов, чепраков, попон и разных ветхих материй, от выжиги которых, по предположению барона Боде, должно было получиться до 10 пудов и 4-х фунтов серебра и 1 пуд, 4 фунт и 84 золотников золота на сумму, по примерной стоимости, серебра на 8145 руб. и золота на 12925 руб. Доведя до сведения Государя о сем мнении митрополита Филарета и узнав о полном согласии Императора с мнением святителя, барон Боде пригласил на торги лучших московских фабрикантов серебреных дел, из коих Полтавцев согласился сделать иконостас за 46590 руб. По смете, составленной этим фабрикантом, требовалось серебра 26 пудов 59 на сумму 21840 р. и золота 22 фунта на 8250 р. Недоставало же металла на 13127 р. на отделку, серебра – 11500 р. и золота – 5000 р., всего – 29627 р. Кроме того, еще требовалось 3875 руб. за переделку иконостаса, на писание икон и исправление живописи на стенах. Окончательное свое решение вопрос об устройстве серебреного иконостаса получил по возвращении барона Боде из-за границы, когда он в своем докладе по сему делу министру Двора уже с большими деталями изложил свои соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Пафнутий (Бовин). Но уже в июне 1920 г. комиссия Мосгубисполкома на основании решения Чрезвычайного съезда Советов Волоколамского у. приняла решение об окончательном закрытии И. В. м. с передачей помещений детскому дому и школам 1-й и 2-й ступени. Храмы были переданы губ. комиссии по охране памятников старины, земли - губ. отделу народного образования. После ликвидации трудовой коммуны братия разошлась. Иером. Пафнутий проживал в Волоколамске при храме, после 1945 г. скончался в тюрьме. Др. насельник, иером. прмч. Нил (Тютюкин) , исполнявший в артели должность уполномоченного, служил в храмах Волоколамского у., затем в церкви с. Киёва Дмитровского р-на (ныне в черте г. Лобня). 28 февр. 1938 г. иером. Нил был арестован и 20 марта расстрелян. Др. член артели, иером. Виктор (Смирнов), после закрытия И. В. м. служил в с. Ильинском-Ярополецком, затем в Волоколамске в Богородице-Рождественском храме, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. освобожден, 28 нояб. 1937 г. вновь арестован и 10 дек. расстрелян. Иеродиак. прмч. Иннокентий (Мазурин) служил в храмах Лотошинского р-на, с 1928 г.- в церкви с. Теряева Слобода (ныне с. Теряево) Волоколамского р-на, 22 февр. 1931 г. был арестован, с 1934 г., вернувшись из заключения, служил в храме с. Буйгород недалеко от Теряева, 13 нояб. 1937 г. был расстрелян. До 1929 г. большая часть архива И. В. м. хранилась в специальном помещении над галереей Успенского собора. Соседство мон-ря с детским домом неблагоприятно сказалось на сохранности документов архива: в 1925 и 1929 гг. архив был разгромлен воспитанниками, часть документов уничтожена или повреждена. В 20-х гг. XX в. часть документов из Волоколамского музея была перевезена в Ленинград и поступила в Собрание рукописных книг ЛОИИ СССР (СПбФИРИ РАН). Неск. грамот оказалось в собраниях ОР РНБ (Краткая опись грамот, хранящихся в рукописном отделении Рос. Публичной б-ки//ЛЗАК. 1923. Вып. 31. 77, 92, 307). Грамоты И. В. м. в составе материалов Коллегии экономии поступили в ЦГАДА (РГАДА) (см.: Центральный гос.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Государь император собственноручно начертал: " Прочел с удовольствием и согласен " . К началу 1910-х годов село стало центром Романовской волости в составе Барнаульского уезда. В это время здесь имелись двухклассное училище Министерства народного просвещения, хлебозапасный магазин, казенная винная лавка. В 1920 году в селе располагались: народный дом, школа I ступени, почтовое отделение, портняжная, сапожная, пимокатная и кузнечная мастерские, маслозавод. В 1924 году открылась аптека. К 1937 году в селе завершилась коллективизация, образовалась шесть колхозов: " Веселый труд " , " Знамя труда " , им. Шевченко, " Спартак " , " Большевик " , им. Мамонтова. На фронт Великой Отечественной войны из Романово ушли 924 человека, не вернулись 407 человек. С 1924 года село входило в состав Завьяловского района. 15 января 1944 года был образован Романовский район. В 1950 году произошло укрупнение колхозов, расположенных в селе. Колхозы " Веселый труд " , " Знамя труда " , им. Шевченко объединились в колхоз им. Маленкова, который в 1957 году был переименован в колхоз им. Фрунзе; колхозы " Спартак " , " Большевик " , им. Мамонтова объединились в колхоз им. Мамонтова. В 1971 году оба колхоза преобразованы в совхоз " 53-й октябрь " , который в 1994 году реорганизован в ТОО " Романовское " , в 2000 году - в ЗАО " Романовское " . В начале 2010-х годов в селе находятся маслозавод, бытовые, строительные предприятия, школы, детсады и ясли, медицинские учреждения, спортсооружения, библиотеки. В Романовском районе расположен ряд целебных озер: Горькое (Горчина), Сульфатное (Мормышанское), Молоково, Малая Горчина. На гербе Романовского района доминирует фигура серебряной церкви с золотым куполом: " она заключает в себе историю рождения Романовского района, символизирует собой объединение людей, в широком смысле это символ соборности русского человека " . Статистика Религия Со времени основания заселки Чудские пруды и Абрамовская Дубрава входили состав прихода Никольской церкви села Старо-Бутырского Томской епархии . В начале XX века в Романово был построен Богородице-Рождественский храм и учрежден самостоятельный приход. В годы советской власти храм был закрыт, здание разобрано.

http://drevo-info.ru/articles/13671672.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010