Богородице-Рождественский женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой), стал духовным памятником победы русских людей, обителью, где воплотился в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасаемся». Первые сестры монастыря - вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов, принесли в его священные стены любовь к почившим близким, своему народу и Отечеству, глубокую веру в Бога и вечную, не имеющую конца жизнь. Любовь и вера затеплили в обители неугасимую лампаду, осветившую путь к Богу многим поколениям людей. После десятилетий гонений и запустения XX века в стремлении к тем же светлым идеалам началось возрождение обители. Один из древнейших женских монастырей Москвы расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Содержание История [ править править код ] Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1386 г. в память победы на Куликовом поле (по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 г. был перенесен на нынешнее место в Белый город). Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 гг. и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 г. собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII в. пристроили трапезную. К концу XVIII в. собор был окружен с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия Ростовского (1820 г.) . В 1670-е гг. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX в. разместилась монастырская ризница. В 1676-1687 гг. на средства кн. Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста. Так выглядел монастырь в 1882 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

http://www.brm33.ru/ По кромке холма, в ряд с соборным и княжеским храмами, стоял прежде еще один — монастырский (до 1930 г.). Мужской монастырь с белокаменным собором Рождества Богородицы заложил в 1191 г. Всеволод III. До сих пор сохранился на древнем месте монастырский ансамбль в окружении стен и башен. Архитектурная история, древняя топография, исторический пейзаж, церковная святыня, старинный монастырский быт и уклад - все объемлет Рождественский монастырь. Монашество на Руси… Иночество… Иной - ангельский - образ; иной - подвижнический - путь спасения. Молитва и пост, труд и ученость, дерзость первопроходца и даже воинский подвиг - все это русское монашество. Летописание, икона, книжное искусство, архитектурная мысль, тонкости всякого ремесла и рукоделия - и это монашество. Государственная мудрость, духовное величие, смирение и милосердие — и это тоже монашество. Для русского человека монастырь и монах были и остались образцом христианской любви и нестяжательной чистой жизни. В прежние времена Владимир был полон монастырей — Рождественский, Княгинин, Козьмин, Георгиевский, Спасо-Златовратский, Николо-Златовратский, Борисоглебский, Богородицкий, Зачатьевский, Сергиевский, а на ближних подступах - Вознесенский, Федоровский, Константино-Еленинский… К концу XIX в. оставались только первые два, прочие упразднили: одни исчезли вовсе, другие превратились в приходские церкви. Рождественский монастырь долго удерживал первенство среди русских монастырей, и только в 1561 г. уступил его Троице-Сергиеву, а в 1720 г. еще Александре-Невскому монастырю. Однако всегда оставался в ведении и под покровительством митрополитов и патриархов. С середины XVIII в. он сделался домом Владимирских архиереев. В монастыре долгое время хранилась великая реликвия — мощи св. князя Александра Невского, погребенного в соборной церкви в 1263 г. и прославленного как святой в 1380 г. Останки его в 1723 г. перевезены в Петербург. Из игуменов монастыря был епископ Симон — крупный богослов и государственный деятель, сподвижник князя Георгия в основании г. Нижнего Новгорода и строительстве белокаменного собора в Суздале в XIII в. До XVII в. Рождественский собор был единственным каменным зданием монастыря, а затем выстроились из камня святые ворота с Христо-Рождественской (Крестовой) церковью, шатровая колокольня, монашеские и архимандричьи кельи, различные службы, ограда и башни. В 1748 г. западную часть монастыря занял архиерейский дом — нарядное двухэтажное здание в древнерусских формах, под высокими кровлями-”колпаками”. Белокаменный собор постепенно ветшал, и в 1858-1868 гг. был перестроен епархиальным архитектором Н.А. Артлебеном как бы заново — разобран и сложен так, как представлялся архитектору его первоначальный вид.

http://sobory.ru/article/?object=01817

1975 . РождественскийБогородицкий – Пречистенский, муж­ской, ныне собор в гор. Устюжне, Новгородской губ. Когда основан – не­известно, но до полов. XVI ст. в нем совместно жили монахи и монахини. В 1545 г. монастырем управлял игум. Мартирий. В 1685 г. на месте его по­строен нынешний собор, в котором находится чудотв. икона Смоленской Бо­жией Матери, принадлежавшая монасты­рю. Из игуменов монастыря известны Ферапонт в 1563–77 г. и Авраамий в 1592 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 711; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 125, 93; “Архив ист. и практ. свед. относ. до Росс., 1860–61 г.”, V, 30 (М-ри и церкви в Устюжне); “Акты истор.”, I, 298 (Послание 1545 г. архиеп. Феодосия Устюжен. духовенству о его нерадении); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 29. 1976 . Рождественский с Ни­китины улицы, мужской, давно несуществующий, в Новгороде, на Торго­вой стороне (был Христорождественский или Рождественский на Софийской сто­роне). Имя его встречается в 4-й Нов­городской летописи в 1386 г., когда он, в числе 24 других монастырей, был сожжен новгородцами. Имя его еще раз упоминается в писцовых книгах 1495 года: «В Яжолобитцком же погосте Великого князя деревня Микулино, что была Рождественского м-ря, что противу Рогатицы». Он также имел владения и в Курском присуде, в Налоочском погосте. “Полн. собр. лет.”, IV, 94; “Новгород. писцов. кн.”, I, 813; II, 685; III, 575, 587, 592, 691, 692, 712. 1977 . Рождественский на Острове Коловой, мужской, совсем уничто­женный, существовал на острове р. Шуи, Олонецкой губ., Петрозаводского у., где ныне дер. Колов Остров, в 15 вер. к сев. от Петрозаводска. В духовном завещании Мясоеда Вислого, 1568 г., между прочим, сказано: «Да игумену же Кириллу с братьею (Кириллова Белозер. м-ря) пожаловати в моей вотчине у Ро­ждества Пречист. Богор. на острове, где мои родители лежат, устроити мона­стырь, а в монастыре учинити дву свя­щенников черных да дьякона, всех 12 братов и с игуменом». В 1577 г. в м-ре упоминается строитель Иоанн, а в 1592 году Давид. Странно, что о нем ничего не говорится в писцовых книгах 1582 г., тогда как при опи­сании Шуйского погоста описывается Ни­колаевский-Шуйский м-рь, который нахо­дился недалеко от дер. Колов Остров. Не один ли и тот же м-рь это? Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1010, 34; “Акты юридич.”, 421 (Духовн. 1568 г. Мясоеда Вислого).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Рождественский собор (XII-XVIbb.) — старейшее здание Суздаля, православный крестово-купольный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Содержание История [ править править код ] По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, реконструкция Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой. В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Распространению и возвышению некоторых праздников способствовала и светская власть. Так имп. Юстиниан в 534 г. возобновил запрещение судебных заседаний для 25 дек. и 6 янв. [ 72 ]. В 542 г. он же, по-видимому, впервые совершил в Константинополе праздник Сретения и сделал его обязательным для всего государства, в благодарность за избавление Константинополя от трехмесячной моровой язвы и Антиохии от землетрясения [ 73 ]. Имп. Маврикию (582–602 г.) приписывается введение праздников Рождества Богородицы, Благовещения и Сретения (для последних двух — должно быть, возобновление их) [ 74 ]. Из двунадесятых праздников в эту эпоху получили начало Преображение (самые ранние подлинные беседы на этот праздник — св. Андрея Критского), Рождества Богородицы (то же) и Введения (есть в праздничном Евангелии 715 г.).   Рождественский пост В эту же эпоху получил на Востоке начало, а на Западе повсеместное распространение рождественский пост. Зерном его, как мы видели, мог быть 4-й из «постов 4 времен года». Но от V b. есть известия для Запада и о специально-подготовительном к Рождеству Христову посте. Так о Перпетуе, еп. Турском († 491 г.), рассказывает Григорий Турский, что он со дня св. Мартина 11 ноября до Рождества Христова постился по понедельникам, средам и субботам [ 75 ]. 2 Турский Собор 567 г. предписывает монахам поститься все дни в декабре до Рождества Христова (п. 27). Собор Matisconensis (в Галлии) 581 г. предписывает пост по понедельникам, средам и субботам с 11 ноября до Рождества Христова и совершение во все это время Таин (sacrificia) по чину Четыредесятницы (пр. 9). Позднее пост был принят в Риме и Италии. Августин и Лев I не говорит о нем, но ряд гомилий Григория Великого начинается с бесед на вторую неделю адвента (так назван рождественский пост, как подготовление к пришествию, adventus, Спасителя). Сакраментарий папы Геласия, относимый к VI b., дает 5 мисс (т. е. для 5 недель) адвента; древне-испанский Силосский лекционарий — столько же, а медиоланский и мозарабский чины имеют 6 недель адвента (42 дня, как у нас 40). Но лекционарии Euxuensis VII b. и так наз. Gotico-Gallicanum начинаются с рождественской вигилии, следовательно не имеют адвента. Папа Григорий VII в XI b. сократил число недель адвента до 4 (должно быть, в соответствие 4000 лет по римскому счислению до Рождества Христова). На Востоке первое указание на Рождественский пост (с 15 ноября) в Коптском календаре VIII b. [ 76 ]. В IX b., как увидим, здесь еще спорят об обязательности и продолжительности этого поста. Церковная песнь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ригодищи. Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1893. Адрес: Тверская область, Бологовский район, дер. Ригодищи Координаты: 57.98924, 34.211056 Проезд:От Бологое, на автобусе Изменить описание Храмы монастыря: Собор Рождества Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь расположен на автомобильной дороге Бологое-Кемцы, в 19 км от города Бологое в деревне Ригодищи Бологовского района Тверской области. Объект не принадлежит Православной Церкви. Строительство Ригодищенского Богородице-Рождественского монастыря начато на семейные сбережения Эдуарда Николаевича и Александры Петровны Кантемир. После их кончины строительством обители занималась Е.А. Купчинская. В 1893 году в 60 км от города Валдай была создана и освящена женская община как заштатный монастырь в имении вдовы А.П. Кантемир, которая в 1897 году переименована в Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь. В обитель приняли 28 монахинь, а настоятельницей была назначена Е.А. Купчинская. К 1910 году на территории насчитывалось около 20 построек. Каменные здания возведены после 1910 года, но в 1928 году организацию расформировали, строения разрушили и взорвали. До Великой Отечественной войны в сохранившемся здании размещалась средняя школа, а после - Детский дом В настоящее время в сестринском корпусе Ригодищенского Богородице-Рождественского монастыря находится Специализированная областная коррекционная школа-интернат. Объект 14210, 23 мая 2013 г. Во 2-й половине XIX века в Ригодищах находилась усадьба, владел которой Действительный Статский советник Эдуард Николаевич Кантемир. Здесь он построил первую деревянную домовую усадебную Богородице-Рождественскую церковь, прозванную, в последствии, «Кантемировской». В 1883 году он открывает школу для крестьянских детей. Своих детей у супругов Кантемировых не было, поэтому Александра Петровна Кантемир заведовала школой, и всё своё время отдавала чужим детям. Рубленное из брёвен, обшитое тёсом двухэтажное здание с цоколем из валунов - сестринский корпус 1896 года постройки.

http://sobory.ru/article/?object=11720

3 сентября 2014 монастырь впервые посетил предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Статистика Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной " псковского черлени " , придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование " пробел " - белильных бликов - придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска " Успение Пресвятой Богородицы " , над дверью в жертвен­ник - сцена " Введение во храм Пресвятой Богородицы " ; выделяются композиции " Страшного суда " , с прежде невиданными на фресках подробностями, и " Преполовения пятидесятницы , " которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581 - 1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом , а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку. Никольский храм Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

http://drevo-info.ru/articles/13677916.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Подворье Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 27 октября 2019 г Ростовский Богородице-Рождественский собор Постройка собора и колокольни К середине XIX века население города Ростова значительно возросло, и главный собор уже не вмещал верующих. В 1845 году епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по ходатайству ростовских коммерсантов обратился в Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К. А. Тона . Строительство собора проходило с 1854 по 1860 годы. В 1860 году состоялось его освящение. Новый собор был трехпрестольный, пятикупольный. Купола венчали 5 глав, покрытых ярь-медянкой. Паперти были выполнены из мрамора и выходили с южной стороны на торговые ряды, откуда и был главный вход в собор, а с северной стороны – на площадь Старого базара. Ростовский кафедральный собор возводился без казенной поддержки, исключительно на пожертвования купечества. Главным попечителем строительства был церковный староста Константин Михайлов-Нефедов. На деньги почетного потомственного гражданина Ростова И. С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола. С 1875 по 1887 года возводилась четырехъярусная колокольня собора. Автором проекта был войсковой архитектор-инженер А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева . Попечителями строительства были назначены ростовский коммерсант П. Р. Максимов, казак Донского торгового общества С. Н. Кошкин, табачный магнат В. И. Асмолов, почетный потомственный гражданин г. Ростова И. С. Панченко. В первом ярусе колокольни была устроена церковь во имя святителя Николая Чудотворца , на втором и третьем располагалась звонница , на четвертом – часы с четвертным боем, пожертвованные городом. Звон главного колокола, весившего 1032 пуда, разносился на 42 версты по Задонью.

http://drevo-info.ru/articles/13740.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОСТОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ростовский Богородице-Рождественский монастырь. Фото с официального сайта обители Обитель в честь Рож­дества Пресвятой Богородицы была основана святителем Феодором III около 1390 - 1394 годов в самом центре Ростова Великого , в 200 метрах от Архиерейского дома (Кремля). Свт. Феодор сам написал для этой обители икону Богородицы. Время не сохранило сведений об истории первых двух веков Рождественского монастыря. Обитель не раз приписывалась к Ростовскому архиерейскому дому и состояла на его содержании. Первое известное описание Ростовской оби­тели Рождества Пресвятой Богородицы относится ко второй половине XVII века. В то время в ней были две церкви: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы и теплый храм неизвестного посвящения. В монастыре была игуменская келья и восемь келий сестринских. Рядом с теплой церковью находился скотный двор. Сено и солома для лошадей и коров хранились под папертью соборной церкви. Позади соборной церкви был разбит небольшой сад и огород. Монастырь был огорожен деревянной оградой. Второе известное описание монастыря было составлено 11 июня 1702 года по указу великого государя Петра Алексеевича и по наказу стольника Василия Романовича Воейкова сыном боярским Иваном Паниным: " В Ростове, внутри города Рождественский девич монастырь; а в нем церковь Рождества Богородицы — каменная с приделом, крыта тесом, главы обиты чешуею зеленою, кресты железные. В церкви Божией иконостас гладкой, золочен. В трапезе печь ценинная. Придел Космы и Дамиана. Длина церкви осмнадцать сажен, ширина восемь сажен. На колокольне пять колоколов. Под церковью хлебня, да три палатки. На монастыре шестнадцать келлий, крыты под одну кровлю тесом. На монастыре ж за церковью два сушила да погреб деревянные, да делают новую столовую деревянную. На монастыре пруд обрублен. Ограда деревянная, рублена клетки, крыта тесом, четыре башни. За монастырем двор скотный. На том дворе две избы, да сушило стойлами, два сарая " .

http://drevo-info.ru/articles/5004.html

Внутри мощные ступени арок поддерживают световой барабан. Интересна система кладки купола: благодаря изогнутым рядам кирпичей, поставленных " на угол " , образуется хорошо видимый снизу концентрический узор ( " паук " ). Этот способ кладки применяли итальянцы, много работавшие в Москве в эти годы. Но три однотипных перспективных портала, оформляющие вход в собор, с килевидными завершениями и колонками (колонки перетянуты посередине белокаменными дыньками), - все это московское, традиционное. Около 1650 г. с юга к Никольскому приделу примкнула пристройка; очевидно, она служила трапезной. Вход в нее был с запада. Тогда же изменли покрытие собора на обычное четырехскатное.Около 1670 г. к востоку от Рождественского собора, близ его алтарей, была выстроена усыпальница князей Лобановых- Ростовских (этот древний княжеский род, согласно Российской родословной книге, происходит от Рюрика). Небольшое, прямоугольное в плане сооружение с лопатками на углах, профилированным цоколем и карнизом с поребриком, было перекрыто цилиндрическим сводом с двускатной кровлей и одной главкой.С юга был вход, выделенный пилястрами и ширинками, которые были оживлены зелеными изразцами. Два окна имели простые решетки. В 1676-87 гг. разобрали звонницу Рождественского собора и взамен ее пристроили с юго-запада шатровую колокольню. Никольский придел перенесли во вновь построенную церковь Иоанна Златоуста.К концу XVIII в. Рождественский собор был перестроен: южную пристройку удлинили вдоль всего южного фасада, а с севера возвели на всю длину фасада еще один объем, служивший крытой папертью. В 1814 и 1820 гг. в этих пристройках сделали приделы. В 1835 г. шатровая колокольня собора пострадала от удара молнии и была разобрана. В 1850 г. вновь перестроили приделы собора. В 1878-79 гг. усыпальницу Лобановых- Ростовских надстроили вторым этажом, соединили переходом с Рождественским собором и разместили там ризницу. Монастырь был закрыт в 1921 г. Как именно его использовали в 20-е годы, неизвестно. В 1928-30 г. Рождественский собор был совершенно изуродован перестройками, которые понадобились для приспособления помещения под тогдашнее его назначение.

http://sobory.ru/article/?object=02409

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010