Соловарка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Из истории Богородицкой Малосиземской церкви Вологодского уезда Предки сиземских государственных крестьян на протяжении нескольких веков ходили в Богородицкую Малосиземскую церковь, где они крестились, венчались и уходили в мир оной, и, поэтому было бы совершенно незаслуженно не упомянуть об этой церкви. В 1990 году 25 февраля село Сизьма праздновала юбилей села – 530 лет. Не надо путать нынешнее село с древней Соловаркой, которая до начала XX века именовалась тоже Сизьмой и была известна с XII века, когда через эти места проходила дорога, соединяющая Вологду и Белоозеро. Белозерский князь Михаил Андреевич владел Сизьмой до сер. XV века и передал её в дар Кирилло-Белозерскому монастырю . У Чайкиной в словаре географических названий находим статью о Сизьме: «СИЗЬМА, с. центр Сиземского с/с Шекснинского р-на. В грамоте 1462 г. упоминается волость Кириллова монастыря Сезьма. (Арх. Стр., I, 26). В книгах 1585 г. речь идет уже о селении, «...д. Усть-Сезма на рчк. Сизьме, а в ней 2 двора, хоромы огнили». В деловой письменности XVII в. сообщается опять о волости Сизьма: «Кириллова монастыря вотчина волость Сизма в Чаромском ключе, а в ней погост, на погосте две церкви» (ПК Белоз 1678, л. 404). В XIX в. среди прочих селений выделяется с. Сизма большая при ручье Козьем, а в ней 32 двора, и погост Сизма малая при рчк. Сизме, 3 двора (СНМРИ, 45 – 46). Названо село по р. Сизьме. Гидроним финно-угорского происхождения. Этимология его неясна. Может быть, Сизьма – река с медленно текущей, стоячей водой? В вепс. siiz//ui – " стоячий; стоящий " (СВЯ, 510)» . В архиерейских грамотах 1539 и 1556 гг. фигурирует Кубенская десятина, причём всякий раз с дифференцированным уточнением: «в Сяме», «в Сизме», «в Заозерие» . В местности Сизьма, также расположенной на белозерско-вологодском рубеже, по переписной книге 1601 г. было шесть приходов. В Белозерской половине это Ильинский («в Чаромских»), Кирилловский («на Коленце») и Богородице-Рождественский («в Запогостье»). В Вологодской половине – Николо-Трёхсвятительский (собственно в селе Сизьме), Богородице-Рождественский на притоке Шексны Сизьме («в Оночисти») и «Егорья Великого» в селе Усове. Вологодскую половину следует отнести к волости Масляне, названной по одноимённой р. Масляной (притоке р. Вологды) .

http://sobory.ru/article/?object=13032

Савельево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Савельево находится в 28 км северо-западнее Истры, в верховье небольшой речки Савелки, впадающей в речку Маглушу. Первые упоминания о селе Савельево относятся к 1558 году, когда Иван Афанасьевич Тютчев дал его в Иосифов Волоцкий монастырь. В 1773 году село принадлежало ведомству Коллегии экономии, как и многие другие бывшие монастырские земли. В 1773 году в Савельеве проживал 51 человек, в 1859 году – 154 человека, в 1899 году – 154 человека. Издавна известна церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Савельеве. Уничтоженный в годы советской власти каменный храм в честь Рождества Богородицы построили в 1814 году. На месте прежнего храма до недавнего времени находился Дом культуры, который в 2013 году был снесен. В нескольких десятках метров установлен железный памятный крест (с информационным щитом), освященный 7 июня 2012 года благочинным протоиереем Димитрием Подорвановым. Рядом с крестом в том же году поставлен временный деревянный храм. http://istra-ltc.ru/temple/savelevo.htm В пяти километрах севернее железнодорожной станции Румянцево, в верховье небольшой речки Савелки находится небольшое село Савельево. Осенью этого года состоялся бы 200-летний юбилей церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которая до войны находилась в центре села на площади. Село Савельево упоминается впервые в 1558 году, когда Иван Афанасьевич Тютчев пожаловал его в Иосифо-Волоцкий монастырь: «Отчина моя село Совельева, а в нем храм Рожество Святей Богородицы в Дмитровском уезде в Ыжевском стану». В писцовой книге 1627 года значится «церковь Рожества Пресвятыя Богородицы древяна клетцки, верх шатров, а в ней деисус, двери царския, образы местные, и ризы, и книги и всякое церковное строение монастырское». В XVII веке в книгах Патриаршего приказа церковь значилась в Дмитровской десятине, а с 1684 года была переведена в Волоколамскую.

http://sobory.ru/article/?object=45854

Анастасово. Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь назван " Анастасов " , по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь. По преданию, первоначальный храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня. Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик. Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом. Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная. За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

http://sobory.ru/article/?object=04322

Солигалич. Церковь Николая Чудотворца при тюремном замке. Тюремная церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Николаевская г. Солигалич, тюремная церковь строилась по проекту 1895 года, как тюремная часовня на средства доброхотных дателей в память бракосочетания наследника престола Николая Александровича (будущего Государя Императора Николая II) и Александры Федоровны. В процессе строительства по прошению жертвователей часовня была обращена в церковь Николая Чудотворца, которая была завершена в середине 1897 г. и освящена 15 января 1898 г. Ближайшие церкви: Воскресенская и собор Рождества Богородицы городские, Преображенская с. Коровнова в 11 в. Источник: old-churches.ru 15 января 1898 года в Солигаличе произошло знаменательное и торжественное событие. В этот день при Солигаличском уездном тюремном замке была освящена новая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, в память бракосочетания Их Императорских Величеств. При Солигаличской тюрьме ранее своей церкви не имелось, а арестанты молились в одной из камер, и лишь иногда, не более двух раз в году, они могли исповедаться и причаститься в одном из храмов города. В 1894 году член Костромского окружного суда по Солигаличскому уезду Николай Васильевич Рождественский, довольно часто посещавший Солигаличскую тюрьму по служебным делам, высказал предложение о строительстве при тюрьме часовни-мастерской. В Солигаличской тюрьме, по его мнению, было «полное стеснение заключенных в отправлении ими религиозно-нравственных обязанностей, по причине отсутствия помещения» Н.В. Рождественский считал, что если во дворе тюрьмы устроить часовню–мастерскую, она сможет удовлетворять бытовые требования арестантов – в их молитвах и труде. Об оказании помощи в строительстве часовни его просили и начальник Солигаличского тюремного замка Николай Васильевич Крутиков, и священник Солигаличского Рождественского собора Иосиф Сергеевич Смирнов. Идею Рождественского о строительстве часовни поддержали уездный предводитель дворянства, местный землевладелец Сергей Николаевич Малиновский и городской голова, купец Лев Стахиевич Виноградов.

http://sobory.ru/article/?object=56274

Тула. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1898 г. в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним большим сводчатым куполом. Она была сооружена на средства уроженца города Тулы митрополита Сергия (Ляпидевского). Уже будучи митрополитом Московским и Коломенским, владыка на свои средства решает построить приют для детей-сирот. Вскоре на приобретённом участке земли под руководством священника Михаила Рождественского, который сам вёл обширную благотворительную деятельность и имел особую любовь к детям-сиротам и отношение к приютам, по благословению митрополита Сергия было построено здание приюта для 120 детей-сирот, три церковно-приходские школы, слесарная мастерская, лечебница для приходящих больных, которую вскоре назвали именем митрополита Сергия. Все эти учреждения были обеспечены его денежными вкладами. Но венцом долгой и многотрудной деятельности является построенный для приюта величественный храм с колокольней во имя преп. Сергия Радонежского — небесного покровителя владыки — с приделами во имя Великомученика Пантелеимона (внизу), наверху на хорах: Рождества Богородицы (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа). Строительство храма осуществлялось под руководством протоиерея Михаила Рождественского, который впоследствии стал первым настоятелем новопостроенной церкви. В 1901 году мастером Н. Сафроновым была закончена роспись храма, которая сегодня восстановлена в первоначальном виде. Рядом с храмом возвышалась величественная колокольня, которая являлась не только одной из самых высоких точек нашего города, но и духовным центром. На шестом этаже колокольни располагалась огромная библиотека. Здесь часто собирались люди для духовных бесед со священником. В 1918 г. храм, не избежав печальной участи почти всех храмов России, был закрыт, и на этом его 20-летняя история, казалось бы, закончилась. Вскоре храм был открыт по просьбе верующих, но уже действовал как обычный приход. Сиротский приют же прекратил свое существование. Настоятелям храма был назначен протоиерей Петр Невский. В 1930 г. церковь закрыли окончательно, и с этого времени по 1991 г. в ней размещались клуб ТЮЗ, продовольственный и бакалейный склады, склад ТЮЗа. В августе 1991 г. храм был передан верующим. Теперь в нём совершаются ежедневные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01485

В Рождественский сочельник два студента Академии приняли священный сан января 2017 Во время Царских часов в домовом Успенском храме иеромонахи Афанасий (Букин) и Лука (Пронских) совершили Таинство крещения Валерия, Виталия, Алексия и Родиона - подопечных центра социальной реабилитации " Линия жизни " , в котором студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии проходят социальную практику. За богослужением пел основной состав мужского академического хора под управлением чтеца Марка Качанкина. В храме молились студенты, оставшиеся в Академии на время зимних каникул, преподаватели, сотрудники и прихожане академического храма. Владыке сослужили иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Эндрю Рики Лим, клирик Антиохийской Православной Церкви; священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин), Лука (Пронских) и Алексий (Дурнев); протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Антоний Копаев, Максим Никулин и Алексий Игнатьев; иеродиакон Онуфрий (Сонькин). После чтения изобразительных владыка ректор возвел в иподиакона чтеца Кирилла Горина, которого рукоположил во диакона после евхаристического канона. Также архиепископ Амвросий совершил сегодня пресвитерскую хиротонию диакона Максима Никулина . Во время причащения духовенства студент 3 курса бакалавриата иподиакон Платон Шурыгин произнес проповедь. По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, духовенство пропело тропарь и кондак праздника Рождества Христова, знаменуя скорую встречу с тайной Боговоплощения. Затем владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом: " Мы находимся в преддверии Рождественской ночи, которая каждый год по-особенному переживается человеческим сердцем. Церковь всегда поет в канун этого события: " Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, Мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе! "  

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

Татарские Челны. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Вниманию читателей предоставлен краткий очерк о Свято-Троицком храме в селе Татарские Челны. Второе название села было Рождественские Челны. Несмотря на заброшенность, у храма удивительная сохранность – даже кресты стоят на куполах. У села и церкви интересная и древняя история, среди священнослужителей предки известного краеведа В.Ф. Кудрявцева, а также представители духовенства пострадавшие за веру в годы репрессий. В настоящее время храм находится на территории Закамского благочиния Казанской епархии. Целью публикации служит желание автора привлечь внимание неравнодушных людей к проблеме утраты православного памятника и сохранения его для потомков. В 15 верстах от города Елабуги, по правую сторону трассы Елабуга-Ижевск, на берегу небольшой речки Челнинки, притока Тоймы, расположено село Татарские Челны, одно из древнейших и красивейших сел Менделеевского района. На территории села возвышается большой храм из красного кирпича, построенный в классическом стиле, в виде корабля медленно плывущего по бескрайним полям. Обращает на себя внимание удивительная сохранность этого заброшенного храма. Несмотря на то, что его состояние не поддерживалось уже многие десятилетия, у храма прекрасно сохранилась трехъярусная звонница и почти полностью цел центральный купол.  Согласно историческим сведениям, каменный Свято-Троицкий храм был построен на средства прихожан, среди которых примерно половину составляли татары-кряшены, и Воткинского завода, к которому было приписано село. В храме находилась почитаемая жителями Елабужского уезда икона Божьей Матери Скоропослушницы, 9 ноября, в праздник этой иконы, в былые времена в село сходились сотни богомольцев со всей округи. Крыша церкви была крыта железом. Храм был трехпрестольный, с центральным приделом Святой Троицы, и боковыми приделами освященными – левый в честь Рождества Христова, правый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По штату при церкви были положены: священник, диакон и псаломщик. На старинных картах Татарские Челны имели также и второе название – Рождественские Челны.

http://sobory.ru/article/?object=14585

Николаев. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Старокупеческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1799 году была заложена, а в 1800 году была построена однопрестольная каменная церковь во имя Рождества Богородицы за счет пожертвований российских купцов, поэтому ее еще называли «Старокупеческая». Строителем церкви был протоиерей Карп Павловский (1771-1832). Общая высота храма 38 метров. Храм имеет мощные стены из тесаного камня-ракушняка. Колонны изначально были позолочены. В 1828 году к главному в честь Рождества Пресвятой Богородицы приделу были достроены еще два придела. Левый был освящен в честь святых царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. В этом же году церковь получила статус Собора. В 1835 году, когда возник вопрос о названии улицы, на которой находится Собор, Г.Г. Автономов предоставил на утверждение адмиралу М.П. Лазареву проект, в котором эта улица получила название Рождественской в честь Собора Рождественско-Богородичного. При соборе было учреждено в 1874году церковно-приходское попечительство, почетным членом которого в начале 20века состоял настоятель Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев (ныне – прославленный святой праведный Иоанн Кронштадтский). Расположен храм в исторической части Николаева, т.н. «Городовой», на перекрестке ул. Рождественской (Лягина) и Купеческой (Потемкинской). Когда в 1922 г. происходило изъятие церковных ценностей в фонд помощи голодающим община собора сдала 172 кг. серебра. 31 января 1930 года власти сняли колокола весом 10,2 тонн цветного металла, а 8 ноября 1936 года собор был закрыт. В довоенное время здание собора использовали как гарнизонный Дом Красной Армии и Флота, после войны оно получило название «Дом офицеров». В начале 90-х гг. собор передан Украинской Православной Церкви МП и с тех пор полюбился многим горожанам. В нем находятся мощи священномученика Сергия пострадавшего за веру, а также частица мощей св. прав. Феодора Ушакова. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (ранее называемая «Старокупеческая Рождества Пресвятой Богородицы» церковь) - одно из старинных сооружений г. Николаева. Он расположен в центре исторической части города (тогда «Городовой») на перекрестке улиц Лягина (Рождественской) и Потемкинской(Купеческой). В XIX веке это был купеческий район, где размещались склады и магазины, а также купеческие особняки. Церковь была построена по желанию и с помощью николаевского купечества.

http://sobory.ru/article/?object=09919

Опыт Церкви в формировании личности 22 сентября 2005 г. 17:50 «Опыт Церкви в формировании личности». Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии VIII епархиальных Образовавтельных Богородично-Рождественских чтений (Обнинск, 22 сентября). Приветствую всех участников и гостей VIII Богородично-Рождественских образовательных чтений. Традиционно они начинают свою работу после праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и я поздравляю вас с этим праздником. В этом году он по особому отмечается, ибо в эти дни исполняется 625-летие Куликовской битвы. Тогда, на поле Куликовом, началось собирание и строительство российского государства. В этой связи и наша работа приобретает особой оттенок актуальности. Не только тема Чтений, но и поставленная задача обращена не к прошлому, а к созиданию будущего нашего Отечества. В Священном Писании говорится, что у человека только два пути — путь жизни и путь смерти (Иер. 21, 8). Путь жизни, это путь жертвенности, основанный на любви к Богу и ближнему. Его явил Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни. Второй, противоположный ему, путь сомацентричности человека с неограниченными запросами. Такой человек выступает как потребитель, не имеющий нехристианского самосознание. Он живет вне Христа, поскольку замкнут на себе, на своих потребностях. Такой человек чужд жертвенности, отрицает самоограничение и христианский подвиг, поэтому даже в области духовной он остается на позициях потребителя. Церковь воспринимается им не как таинственное Тело Христово, но как некая «служба» по религиозному обслуживанию населения. Если потребитель становится членом приходской общины, то и внутри Церкви он стремится установить рыночные отношения. Политические и социальные изменения в нашей стране, происшедшие в конце ХХ века, коренным образом повлияли на жизнь российского общества. Утратив за годы советской власти духовность, наши сограждане, особенно молодежь, в большинстве своем утверждаются в потребительском восприятии жизни. Формированию такого сознания способствуют: и семья, и государственная система образования, и средства массовой информации. По этой причине большинство людей, несмотря на то, что они крещены в Церкви и считают себя православными, не усваивают спасение, совершенное Христом. Ведь потребитель глух к Евангельскому призыву и неспособен к духовному преображению из-за расслабления всех сил души, порабощения их телесным потребностям.

http://patriarchia.ru/db/text/41330.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010