10. Шарафадина Клара Ивановна, профессор кафедры книгоиздания Северо-Западного института печати, д. ф. н. (Санкт-Петербург). «Аллюзии Апокалипсиса в поэзии А. А. Ахматовой». 11. Федорова Ирина Владимировна, сотрудник Пушкинского Дома, к. ф. н. (Санкт-Петербург). «К 900-летию создания “Хожения Даниила Мниха”». 12. Федоров Сергей Владимирович, доцент кафедры истории педагогики Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования. «Духовное в зарубежной литературе». 13. Благово Валентина Алексеевна, руководитель издательского Департамента Российского дворянского собрания, заместитель гл. редактора и ответственный секретарь газеты «Дворянский вестник», к. филол. н. «Бесценный Божий дар. Библия о языке». 14. Мехова Татьяна Анатольевна, учитель школы (академические классы) (Санкт-Петербург). «Концепция традиционной народной культуры в процессе формирования личности». 15. Ермилова Лариса Яковлевна, профессор, д. филол. н., Москва. «Духовная глубина русской литературы». 16. Лазарева Ирина Константиновна, Заслуженный учитель РФ, учитель гимназии (Санкт-Петербург). «Дмитрий Мережковский о Евангельских повестях». 17. Смирнова Ирина Николаевна, учитель школы (Санкт-Петербург). «Современная литература на уроках русской словесности». 18. Изотов Андрей Борисович, студент СПбГУ (Санкт-Петербург). «О традициях семейного душеполезного чтения». 19. Сапегина Надежда Андреевна, учитель школы-гимназии им. А. С. Пушкина (пгт. Пушкинские Горы). «Возрождение духовной и культурной традиции в школе». 20. Игумен Макарий (Швайко), наместник Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря Псковской епархии МП РПЦ (пгт. Пушкинские Горы). «“...Мой первый друг, мой друг бесценный...”. К вопросу о нравственном облике И. И. Пущина с позиции христианских заповедей». 21. Брицкая Татьяна (Мурманск). «Текст исповеди и проповеди в посланиях Ивана Грозного». 22. Семенова Татьяна (Москва). «О Евангельской сущности русской поэзии». 23. Мартьянова Светлана Алексеевна, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Владимирского государственного педагогического университета, научный сотрудник Владимирского епархиального управления, к. филол. н. «Русский религиозный писатель С. И. Фудель об искусстве и творчестве (по материалам переписки)».

http://pravoslavie.ru/428.html

Каждый цивилизованный народ должен иметь Библию на родном языке, считает протодиакон Михаил Атаманов, клирик Казанско-Богородицкого храма в Ижевске. Он начал переводить Священное Писание на удмуртский язык больше 15 лет назад. «У меня мама была верующая, но она русского языка не знала, к сожалению. Она любила приходить в православный храм, но что читают, не понимала. Всегда сокрушалась: “Вот я русского языка не знаю. Как хочу понять!” И меня это задевало», – рассказывает священнослужитель. Когда доктор филологических наук Михаил Атаманов был рукоположен и получил благословение Святейшего Патриарха Алексия на перевод Писания, он приступил к работе. Начал с Евангелий и постепенно перевел все основные книги. Сегодня они изданы Институтом перевода Библии и разошлись по удмуртским приходам не только в России, но и за рубежом. «Но все равно было желание, что когда-нибудь началась и служба на удмуртском языке. Потому что дома читать Священное Писание – это одно, а другое – славить Господа, собравшись вместе со всем народом, на понятном языке», – говорит отец Михаил. И вот это желание осуществилось. Теперь верующие удмурты приходят специально на эти богослужения. Богослужения на удмуртском языке совершаются в воскресные и праздничные дни. Сделать их ежедневными, как того хотели бы прихожане, невозможно, пока не завершен перевод всех богослужебных книг . Акафист «Слава Богу за все!» переведен на исландский язык Широко известный благодарственный акафист «Слава Богу за все!» был написан в послереволюционные годы митрополитом Трифоном (Туркестановым; 1861–1934) – одним из высоко чтимых иерархов Русской Православной Церкви. Теперь его перевел на свой родной язык известный исландский писатель и переводчик Арни Бергманн. Работа была завершена в середине сентября 2007 г . Господин Бергманн родился в 1935 г ., в 1962-м окончил филологический факультет МГУ. Перевел на исландский язык «Слово о полку Игореве», а также произведения Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, М. Горького, Б. Акунина . Уже не первый год идет строительство первого православного храма в Исландии, и очень правильно, что параллельно с этим ведется работа по созданию православной литературы на исландском языке, так что местные жители смогут познакомиться с Православием и интеллектуально и эстетически. Акафист «Слава Богу за все!» очень трогает даже людей, незнакомых с Православием, как это было видно по его французскому переводу, выполненному А. и М. Одайскими, который с восторгом приняли не только православные, но и католики. Епископ Ставропольский Феофан совершил массовое крещение жителей Северной Осетии

http://pravoslavie.ru/5039.html

«Помолимся о упокоении священнослужителей,атаманов, казаков, всех тех, кто положили души свои за веру Православную, за Отечество, за святые  традиции, от которых они и перед смертью не отказались», — призвал председатель Синодального комитета перед заупокойным богослужением. Панихиду совершил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин. Ему сослужили войсковой священник ВКО «Центральное казачье общество» иерей Марк Кравченко, председатель отдела по взаимодействию с казачеством Московской областной епархии протоиерей Марк Ермолаев, а также духовники казачьих обществ Московской области. За богослужением молились митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, атаман Московского окружного казачьего общества атаман А.Е. Шустров, атаман Отдельского казачьего общества Московской области Г.Н. Сидорин, верховный атаман ООО «Союз казаков» П.Ф. Задорожный, сотрудники Синодального комитета, а также представители ВКО «Центральное казачье войско», ООО «Союз казаков», Союза казаков-воинов России и Зарубежья, прихожане обители. Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря. По окончании панихиды митрополит Кирилл поблагодарил войсковых священников и казачьих духовников за неустанную заботу о духовном попечении казачества, а также пригласил духовенство, атаманов казачьих обществ и казаков к участию в мероприятиях казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений, которые состоятся 26-27 января в Правительстве Москвы и в Московском государственном университете технологий и управления имени им. К.Г. Разумовского. 24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) выпустило циркулярную директиву «О расказачивании». Эта директива фактически объявляла казачество вне закона. Как утверждал председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, «казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации; по этой причине они должны быть уничтожены поголовно». Сразу после директивы в «Известиях ВЦИК» была опубликована статья, в которой автор прямо утверждал: «У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма… стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие… Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4354880...

Вероятно, в монастыре атаманов приняли очень хлебо-сольно, так как даже простыв казаки, побывавшие в монастыре, «в тихомолку» предупреждали монастырских крестьян о намерениях отрядов, говоря, что они помнят чудотворцову хлеб-соль 252 . Простояв двое суток на Взвозе, отряд неохотно пошел на Словинский Волок и в Рукину Слободку. Здесь он встретился с казаками и черкасами, шедшими под начальством атаманов Колынского и Булатова «с товарищи». Снова пошли совещания о предполагаемом приступе к Кириллову монастырю, но и теперь мнению о малоприступности кирилловских стен суждено было восторжествовать. 12 декабря 1614 года черкасы ушли из Рукины и Сямы и повернули к Ферапонтову монастырю, а отсюда в Чарондскую округу, где сделали стоянку. Ими опять руководила мысль взять Каргополь и с помощью его наряда приступать к Кириллову 253 . Если бы под Каргополем их постигла неудача, то они решили идти на Белоозеро или на Вологду и воспользоваться их артиллерией против Кириллова. Было намечено даже и время приступа – на Рождество Христово. Но состоялся ли он, мы опять-таки не знаем; несомненно только, что в 161 4 / 5 (123) году черкасы действительно были у Каргополя, где разорили «Пахомьеву пустынь – Кенский монастырь» и что еще в марте 1615 года 254 и даже в декабре 1616 года 255 кирилловская братия находилась в осаде. Из обзора деятельности литовцев против Кириллова монастыря видно, что во время пятилетней осады он не подвергался общему разгрому, но она отражалась на судьбе зданий трояко. Смутное время выдвинуло на первый план вопрос о средствах обороны обители. В августе 1611-го года сооружается чюлан в оружничью службу 256 . На швальне в декабре 1611 года ставится токаренная изба 257 , необходимая, быть может, для вытачиванья лож для ружей и самопалов. На Взвозе покупается новая поваренная изба 258 , б. м., для стрельцов и других защитников; строится новый мельничный анбар 259 . В 1611 – 16 19 / 20 годах возводилась стена у святых ворот Ивановского монастыря и около каменного солодерженного сушила подле Свияги 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

- Запомнилось общение с казаками в Святогорской Лавре, что в Донецкой области. Этот знаменитый монастырь сегодня возрождён в своём былом величии. Охрану его осуществляет казачий полк из 70 человек. Зарплату им платит сам монастырь. Крайне важно, что почти все они исповедаются, причащаются, приводят в храм своих жён и детей – об этом мне рассказал владыка Арсений, наместник Святогорского монастыря. Это   хороший пример сотрудничества Церкви и казачества. В том числе – и для российских священнослужителей. Кстати, подобное взаимодействие сегодня мы практикуем в Ставпропольской епархии - 30 казаков у нас находятся на зарплате в качестве охраны. Все они воцерковлены, регулярно участвуют в церковных Таинствах. Когда общались с руководством казачьего штаба в Святогорском монастыре, я заметил лавку с плетью. Поинтересовался, когда последний раз наказывали казака нагайкой — оказалось, всего две недели назад. Традиции здесь соблюдаются, и это говорит о неравнодушии казаков к своему труду. - Как прошла встреча с атаманами, на которую они съехались со всей Украины? - Действительно, в Киев ради этого собралось порядка 30 атаманов из разных регионов страны. Общение получилось очень живое. Я уже говорил, что в Украине до сих пор где-то сильны «филаретовцы», где-то – униаты. Из-за этого храмы православные приходится отстаивать ценой собственного здоровья и даже жизни. Поэтому разговор состоялся серьёзный. Выяснилось, что многие атаманы завидуют положению казаков в России, где казачеству государство уделяет внимание. Мне же удалось донести атаманов, что казакам, прежде всего, нужно воспитывать в традициях Православия и казачества своих детей. Если это не сделаем – можем потерять всё, что сумели восстановить. Не менее замечательной получилась встреча со священниками, окормляющих казачество. На ней мы делились друг с другом опытом взаимодействия с казаками, а отдельной темой вновь стала защита православных храмов от раскольников. - Также Вам удалось побывать на легендарном острове Хортица — одной из колыбелей казачества. Что запомнилось особо?

http://pravoslavie.ru/56219.html

После слова митрополита Александра с докладом выступил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. В своем выступлении председатель Синодального комитета ознакомил присутствующих с «Концепцией Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества». «Церковь, поддерживая возрождение казачества, предупреждает казаков от превратного понимания переданных им традиций — в отрыве от православной Христовой веры. Церковь также предостерегает казаков от культа потребительства, соблазна размывания нравственных ориентиров, присущих современному обществу и являющихся серьезным вызовом, в том числе, для возрождающегося казачества. Неоязыческие движения, остатки атеистических воззрений также отдаляют потомков казачества от духовных истоков казачьего мировоззрения. Общее дело, которое столетиями объединяло и ныне объединяет множество самоотверженных и мужественных людей, предполагает мирный созидательный труд, а также формирование нравственно здорового гражданского общества. Казачья служба духовно коренится в ясном чувстве принадлежности к Православной Церкви, осознании личной ответственности перед Богом, активном участии в жизни приходской общины. На поддержание такой духовной основы казачьей жизни и направлена деятельность Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества», — отметил митрополит Кирилл. Также архипастырь рассказал о деятельности возглавляемого им Комитета. «Одними из основных целей деятельности этого органа являются развитие взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством в России и за рубежом и воцерковление казачества. Поскольку взаимодействие — это двусторонний процесс, необходимо, чтобы именно сами казачьи общества определили пути этого взаимодействия: начиная с признания роли священнослужителей в жизни казачьих обществ, разработки договора о взаимодействии, определяющего права и обязанности сторон, вплоть до формирования системы структур, конкретно отвечающих за духовно-просветительскую работу среди казаков и членов их семей. В настоящее время в большинстве казачьих обществ различных уровней назначены заместители атаманов по взаимодействию с Русской Православной Церковью и ведется активное взаимодействие с духовниками этих обществ. Заместители атаманов занимают активную позицию в воцерковлении казаков», — говорилось, в частности, в докладе.

http://patriarchia.ru/db/text/4833793.ht...

В завершение владыка Кирилл поблагодарил представителей российского казачества, «настоящих русских людей, за горячую и единодушную поддержку позиции Русской Православной Церкви по вопросу предоставления Константинопольским Патриархатом автокефалии раскольникам на Украине». «Православный мир неделим — мы стояли на этом и стоять будем. Вы же, воины Христовы, вступив когда-то в казачьи общества в храме с обязательной присягой на Святом Евангелии и Кресте, во весь голос недавно предупредили раскольников о том, что за обрушением целостности православного мира могут последовать самые трагические последствия. В сознании верующего человека смута среди братьев недопустима так же, как совершение других тяжелейших грехов. Надеюсь, что общей молитвой и заступничеством Божией Матери и святых русских угодников Господь спасет наших братьев на Украине, а Святое Православие — от раскола», — завершил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. В обращении к делегатам И.В. Баринов назвал казачество «неотъемлемой частью нашего общества, без казаков Россия была бы совсем другой страной». Руководитель ФАДН поблагодарил всех соорганизаторов знакового казачьего мероприятия, включая Совет при Президенте РФ по делам казачества, правительство Москвы и Синодальный комитет по взаимодействию с  казачеством, за большую и слаженную подготовительную работу. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы создания Всероссийского казачьего общества, принятия устава и формирования органов ВсКО. Все делегаты единогласно проголосовали за создание общества, а также утвердили его устав и структуру. Атаман Кубанского казачьего войска, председатель Совета войсковых атаманов Н.А. Долуда рассказал о структуре Всероссийского казачьего общества. Правление будет состоять из 43 человек, наказной атаман будет назначаться указом Президента РФ сроком на шесть лет. В структуру общества войдут большой круг, совет атаманов, правление, совещательные органы и контрольно-ревизионная комиссия. Митрополит Кирилл внес предложение о формировании Совета по взаимодействию с религиозными организациями. Предполагается, что в Совет войдут 11 войсковых священников, председатель и сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

http://patriarchia.ru/db/text/5312659.ht...

30 мая 2021 года по инициативе казака-добровольца, председателя Совета атаманов России, бывшего депутата Касимовской городской Думы около храма на площади Александра Невского по благословлению епископа Касимовского и Сасовского Василия был установлен бюст князю Александру Невскому. На торжествах по установке бюста присутствовали главный редактор Русской народной линии Анатолий Дмитриевич Степанов, руководитель Владимирского отделения Изборского клуба Дмитрий Алексеевич Сагал, представители администрации г.Касимова, казаки и жители города. Сегодня богослужение провёл настоятель Георгиевского храма протоирей Андрей Правдолюбов. На службе присутствовали председатель Совета атаманов Валерий Васильевич Камшилов, атаман СКВРЗ по Рязанской области Вячеслав Николаевич Пронюшкин, атаман Касимова и Касимовского района Сергей Анатольевич Марков с казаками. После окончания службы по благословлению епископа Василия состоялся крестный ход вокруг храма и до бюста Александра Невского. Протоирей Андрей Правдолюбов в своей проповеди отметил, что здесь в Городце Мещерском святой Александр Невский принял схиму и почил, а на девятый день был погребён во Владимире. Атаман Камшилов сообщил собравшимся прихожанам и гостям, что по благословлению епископа Касимовского и Сасовского Василия сейчас идёт экспедиция путешественника, полковника казачьих войск Валентина Ефремова на Чукотку, фактически по пути уроженца города Кадом нашей епархии преподобного Германа Аляскинского. Пока на Чукотку, а дальше, как Бог даст... Кстати, 5 лет назад уже состоялась экспедиция «Россия от Запада до Востока». От г.Балтийска до мыса Дежнёва с воздушным шаром «Святая Русь», которую также возглавлял Валентин Ефремов. На мысе Дежнёва в память казачьего атамана-первопроходца был установлен православный крест, якорь и колокол. Экспедиция В.Ефремова с казачьим флагом проходила по инициативе атамана Камшилова и других казаков. Кстати, та экспедиция проходила и через Касимовский район – на Патриаршем подворье в селе Шостье путешественником В.Ефремовым был поднят воздушный шар «Святая Русь».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/06/ra...

После расправы с Заруцким еще несколько времени продолжали свирепствовать черкасы по разным концам государства. В числе их атаманов был некто Захар Заруцкий, может быть, брат или родственник Ивана. 221 Его разбил и уничтожил боярин Лыков под Балахною 4-января 1615 г. 222 Черкасы, по известию царской грамоты 223 , церкви Божии обдирали и православных мучили разными муками, «каких по ся место во всех землях не бывало мук». Они, – говорит летопись 224 , – людей кололи на дрова, в рот насыпали пороху и зажигали, женщинам прорезывали груди, продевали веревки и вешали, иным насыпали снизу пороху и зажигали. Из атаманов прославился против других зверством какой-то по прозвищу Баловень. Долго возились с ним, а равно и с Лисовским, который совался по всей московской Руси, преследуемый воеводами, пока, наконец, в Северской земле не сломили себе головы в день, посвященный памяти св. Сергия, в знамение кары за троицкую осаду, как говорили современники. Неурядицы продолжались и после, в царствование Михаила Федоровича, как последствие «Смутного времени»; но эти неурядицы уже не имели тех определенных стремлений – ниспровергнуть порядок государства и поднять с этою целью знамя каких-нибудь воровских царей; а таков именно был в начале XVII века характер самой эпохи Смутного времени, не представляющей ничего себе подобного в таких же эпохах, какие случались и в других европейских государствах. Чаще всего за потрясениями этого рода следовали важные изменения в политическом, общественном и нравственном строе той страны, которая их испытала – наша смутная эпоха ничего не изменила, ничего не внесла нового в государственный механизм, в строй понятий, в быт общественной жизни, в нравы и стремления, ничего такого, что, истекая из ее явлений, двинуло бы течение русской жизни на новый путь, в благоприятном или неблагоприятном для нее смысле. Страшная встряска перебуровала все вверх дном, нанесла народу несчетные бедствия; не так скоро можно было поправиться после того Руси, – и до сих пор, после четверти тысячелетия, не читающий своих летописей народ говорит, что «давно-де было литейное разоренье – Литва находила на Русь, и такая беда была наслана, что малость людей в живых осталась, и то от того, что Господь на Литву слепоту наводил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Епископ Кирилл отметил также: важным моментом в жизни украинского казачества, с которым установлены надежные партнерские отношения, стало недавнее утверждение Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины. «Трамплин» для казаков Украины О том, каковы сегодня особенности казачьего движения на Украине, рассказал на конференции епископ Конотопский и Глуховский Иосиф . Но прежде он обратился к историческим истокам, подчеркнув, что на протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Благодаря казачеству Украина осталась православной, а благодаря Православию украинский народ и само казачество сохранили свою самобытность. Поэтому не удивительно, что с момента падения коммунистического режима на Украине стало возрождаться казачье движение. Сегодня украинское казачество, считает владыка Иосиф, может продуктивно участвовать как в государственных программах военно-патриотического воспитания молодежи, так и в формировании национальных военных традиций. Казаков на Украине около 1 миллиона; к сожалению, они объединены в многочисленные союзы и организации, которые зачастую находятся в конкурирующих отношениях между собой и порой не имеют прочного духовного базиса. В результате огромный потенциал, заложенный в казачьем движении, сводится практически на нет. – Украинская Православная Церковь всегда видела в казачестве своих верных духовных чад и осознавала свою пастырскую ответственность за сохранение в современном казачестве верности истинной христианской духовной традиции, – подчеркнул епископ Иосиф. – И потому главные ее усилия были направлены на воцерковление казаков. В 2009 году был учрежден Синодальный отдел по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. Одной из его основных задач стала выработка единства и координации действий института казачьих духовников в работе с казачьими организациями. И вот 5 марта 2011 года казачьи атаманы 40 реальных казачьих подразделений из большинства областей собрались для учреждения Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины. В него вошли организации, признающие только каноническую Православную Церковь и имеющие реальных казаков, а не «бумажные реестры». По образному выражению докладчика, в лице Координационного совета появился некий «организационный трамплин», который придаст ускорение процессам возрождения и воцерковления украинских казаков.

http://pravoslavie.ru/45591.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010