Иногда пусть поют «Богородице Дево», «Достойно есть» или другие духовные песнопенья, какие знают. Как велит божественный Златоуст, «ремесленник ли ты? Пой псалмы сидя. Но ты не хочешь петь устами? Делай это мыслью. Псалом – великий собеседник; от этого ты не подвергаешься ничему опасному, но и в мастерской будешь сидеть, как в монастыре, потому что не удобство мест, но строгость нравов доставляет нам спокойствие» (Слова огласительные. 2), чтобы воздержанием от таких прегрешений, покаянием, молитвой и призыванием святого имени Господа нашего Иисуса Христа вы получили благословение на труды и дела рук ваших и сохранились невредимыми от всякого душевного и телесного вреда в настоящей жизни, а в будущей сподобились Царства Небесного и той неизреченной радости и блаженства, которых все мы да получим по благодати Христовой, Которому подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. 93 Греческое слово δολιοτη, используемое автором, может быть переведено как «лукавство, хитрость, коварство». – Примеч. пер. 94 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Не ходи переносчиком в народе своем.» – Примеч. пер. 95 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «...пламенные уста и сердце злобное» – Примеч. пер. 97 Серп фигурирует в Септуагинте и, как следствие, в церковнославянском тексте. В синодальном переводе речь идет о свитке: «Я отвечен: вижу летящий свиток: длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей»... и пр. 98 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его». 99 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. 101 Это суждение, которое противоречит всем законам логики, Никодим Святогорец делает на основе текста Септуагинты; в церковно-славянском читаем: «сей (не) благослови Бога и царя», в синодальном переводе: «Навуфей хулил Бога и царя.» – Примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Когда-то Ф. Мориак хорошо сказал о том, что молитва — это piste d " envol, т. е. взлётная полоса. Самолёту, чтобы он взлетел, необходимо пробежать как минимум пятьсот метров по бетонной дорожке, но дальше она ему уже не нужна, он летит без неё. Чтобы прикоснуться к реальности Бога, начать диалог с Ним, нужны слова, но потом необходимость в них отпадает. Задолго до Мориака о том же говорил православный святой Феофан Затворник, сравнивавший молитву по молитвослову с прописями, которые необходимы, чтобы научиться правильно и красиво писать. Когда же ты этому научишься, говорил он, тебе уже не потребуются образцы, ты сможешь молиться своими словами, а потом — и вовсе без слов. Конечно, ничто так не открывает сердца, как молитва «Богородице Дево, радуйся…» или Иисусова молитва, а иногда просто один или два кратких стиха из того или иного псалма. Тем более что Бог, как говорит Иисус в Нагорной проповеди, знает, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. И задача в молитве — не умножать слова, а поставить себя в присутствие Божие, почувствовать трепет, открыть для себя, что Он здесь, что земля, на которой ты стоишь, святая. У мусульман принято входить в мечеть, сняв обувь, не навязывая Богу шума своих шагов. Это действительно замечательный обычай, который восходит к Ветхому Завету. Господь говорит Моисею из неопалимой купины: скинь обувь, не навязывай мне своего шага, прислушайся к тому, что говорю тебе Я. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:5). Прекрасно говорит о молитве митрополит Сурожский Антоний: «Дайте Богу сказать, не заглушайте Его голос своими молениями, помолчите, когда молитесь». В Талмуде описывается, как в древности благочестивые люди, прежде чем начать молиться, час пребывали в молчании. Молчание важно и для каждого из нас, потому что иначе мы не войдём в присутствие Божие. Слово «час» не обязательно понимать в астрономическом значении — на деле это могут быть три-четыре минуты, но обязательно иметь в виду, что какое-то время для молчания абсолютно необходимо каждому. Отче наш

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Кроме этого пророчества Варуха, Дамаскин приводит еще ряд пророчеств, понимаемых в этом смысле. Методу толкования таких пророчеств в его богословском своде посвящена целая глава, которая так и называется: «О том, что говорится о Христе» (кн. 4, гл. 18). О слове «духонасыщенный» уже шла речь выше. Оно продолжает собою библейскую символику. В ряде библейских книг дарование пророческого духа изображается так, как бы избранник Божий съедает нечто, данное ему от Ангела, или от Самого Бога. Например, у Иезекииля читаем: «Я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток, и сказал мне: сын человеческий! Напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком... и я съел, и было в устах моих сладко, как мед» ( Иез.3:2–3 ). В сходных выражениях говорится о сообщении пророческого дара в Откровении Иоанна Богослова ( Откр.10:9–10 ). А уподобление слова Божия, заповедей Божиих меду, хлебу или иной пище встречается в Писании многократно. Господь Исус Христос приводит в Евангелии слова из книги Второзакония: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Втор.8:3 ; Лк.4:4 ). Отсюда и поэтический образ: уста пророков насыщены, наполнены Духом, как питательной и сладкой снедью. Исполненные Духа уста пророков воспевали Твое пришествие в плоти, о, Царь, и Духа, происшедшего из недр Отца, не сотворенного, но Создателя, сопрестольного Тебе, и призывая верных почитать Тебя, как единого в ипостаси по воплощении. Песнь 9-я 1-го канона. Ирмос. Не тления искушением рождьшая, и Всехитрецу Слову плоть взаим давшая, Мати безмужная, Дево Богородице, приятелище Непостояннаго, село Невместимаго, Зиждителя Твоего, Тя величаем. Весь ирмос построен на противопоставлениях, которыми показывается исключительное место Пресвятой Девы в промысле спасения человечества. С одной стороны, говорится, что Мария не испытала растления девственной плоти в зачатии и рождении, а с другой, – Она дает человеческую плоть зачатому и рожденному от Нее Богу Слову. Специально подбираются слова, усиливающие контраст: «Не искушенная» дает возможность воплотиться «Всеискусному» . Подобным образом построены и следующие пары эпитетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Мария ответила: –Как это может быть, когда у Меня нет мужа? Ангел ответил: – Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Божия осенит Тебя. Вот и родственница твоя, Елисавета, она уже стара, но у нее скоро родится сын. Господу Богу все возможно. Тогда Мария ответила: – Я – Раба Господня. Да будет мне по слову Твоему. И отошел от Нее ангел. Мария стала ожидать обещанного ангелом Сына. И решила Она пойти к своей родственнице Елисавете, о которой говорил Ей ангел. Обрадовалась Елисавета, когда увидела Марию, и громко воскликнула: – Благословенна Ты между женами, и благословен Младенец, Которого Ты ждешь. А Мария ответила: – Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моем... Три месяца прожили вместе Мария и Елисавета. Когда у Елисаветы родился сын Иоанн, Мария вернулась в Назарет к Иосифу. Радостный Праздник в память того, как ангел явился Марии и сказал Ей, что у нее родится Сын Божий, называется Благовещение, что значит «благая, хорошая весть» (25 марта – 7-го апреля). В память этого события поется молитва – ангельское приветствие Пресвятой Деве Марии: БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ МАРИЕ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ, БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ В ЖЕНАХ, И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО, ЯКО СПАСА РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ. Более понятными словами, это значит: Радуйся, Богородица Дева, Господь с Тобой. Прославлена Ты среди женщин, и благословен Сын Твой, потому что Ты родила Спасителя душ наших. Рождество Христово Иосиф и Мария жили в маленьком городе Назарете, но семьи их происходили из города Вифлеема, из рода Царя Давида. Как раз в то время, когда Мария ожидала, что у нее родится обещанный Богом Сын, вышел приказ от Римского императора Августа сделать перепись во всей, подчиненной ему, земле. Все должны были идти и записаться в том месте, откуда они родом. Пришлось и Марии с Иосифом идти в город Вифлеем. Вышли они рано утром. Мария ехала на ослике, а Иосиф шел рядом и вел ослика. Путь был долгим. Уже наступила ночь, и зажглись в небе звезды, когда они пришли в Вифлеем. Иосиф хотел снять комнату в гостинице, но нигде не было места, сколько они ни искали. Вероятно, из-за переписи, в Вифлееме собралось много народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Меня же, молю, прости за то, что я тебе был препятствием по своей грубости и неведению». 119 Получив такое повеление, преп. Иоанн стал молиться ко Пресвятой Богородице со слезами, говоря, что нам грешным пристало любити убо более благоговейное молчание, которое удобее, так как исполнено страха Божия, страха перед невыразимыми, несказанными и неизглаголанными таинствами, яко безбедное; и хотя есть в нас любовь и неудержимое влечение к вдохновенному песнотворчеству, все же любовию, Дево, песни ткати спротяженно сложенные неудобно есть, ибо весьма трудным для сил человеческих представляется такое поистине ангельское делание, как составление стройно сложенных гимнов о тайнах богословия, но даждь нам, Мати, для этого такую же силу, елико есть и произволение наше по любви к Богу и всему Божественному. 120 Преп. Иоанн весьма хорошо представлял всю трудность благовествования, но в то же время не мог отказаться от этого дела, прекрасно понимая, что не только за каждое праздное слово, какое скажут люди, но и за каждое доброе слово, которого не скажут, так же дадут они ответ в день суда. 121 Посему кто может, тот должен воплощать в мире сем во зле лежащем всякое доброе слово, служащее спасению от зла и утверждению в добре. Надо только следить за тем, чтобы слово наше имело истинно, а не мнимо добрые качества. Мнимо доброе слово рождается из состояния мнения, состояния присущего испорченному грехом сердцу, которое за неимением истинных в себе движений сочиняет их из себя под действием страстей и демонических сил. Рождаемое из такого состояния слово имеет и соответствующие этому качества, ибо каков корень, таков и плод ( Мф. 7:18 ). В первую очередь, сочиняемое слово по свойству своему непременно будет лживым ( Ис. 59:13 ). И как бы то ни было нечестивый, пока пребывает в нечестии, ходит со лживыми устами ( Притч. 6:12 ). И даже кто утверждает, что познал Истину, которая есть Христос ( Ин. 14:6 ), но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины ( 1Ин. 2:4 ). «Мудр ли и разумен кто из вас, – говорят опытно познавшие Истину, – докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением). Урок 8. О вере Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок. Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. После того, как Господь услышал об отсечении главы крестителя Иоанна, Он удалился один в пустынное место. Господь наш шел помолиться в уединении Отцу Своему небесному и молитвою облегчить сердце Свое. (Очень Он печалился о мученической смерти великого пророка и Предтечи Своего.) Да, детки, и Господу были знакомы страдания и печали великие, смертельные. Так Он шел в пустыню, чтобы излить в молитве пред Отцом Своим небесным скорбь Свою — по друге Своем Иоанне Крестителе. Но народ так полюбил своего Учителя, Бога нашего Иисуса Христа, что не мог его оставить одного в пустыне. Видит Господь толпы идущего за ним народа, сжалился над ними, остановился и стал больным помогать. Он исцелял больных одним словом Своим божественным, как во дни творения мира; Он говорил: Да будет свет, и был свет. Да будет земля, и появлялась земля. Так и теперь он говорил слепому: смотри! И слепой видел свет; тому, у кого ноги были больные и он не вставал с постели, Христос говорил: Иди! И он шел. Стал уже вечер, а народ не расходился, все хотели слышать Слово Божие — как нужно жить, чтобы спастись, иметь жизнь вечную в Царстве Небесном. Подходят к Спасителю ученики II, c.403] Его и говорят: «Место здесь пустынное, и время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили хлеба». Но Иисус Христос сказал им (все встали, послушаем Слово Божие — Евангелие от Матфея, 14—21). Слава Тебе, Господи, слава Тебе! «Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы, Он сказал, принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей!»

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

Мученикам В броня веры оболкшеся добре, и образом крестным вооруживше себе, воини благомощнии показастеся, мучителем мужески противистеся, и диаволю прелесть потребисте, победителе бывше венцев сподобистеся: молитеся Христу о нас, во еже спастися душам нашим. [«Хорошо облечённые бронёю веры и вооруживши себя образом креста, вы оказались весьма сильными воинами; мужественно противостали вы мучителям, и истребили заблуждение дьявола, соделавшись победителями, вы удостоились венцев. Молитесь за нас Христу, чтобы спасены были души наши».] Богородице Аз Дево святая Богородице, к покрову Твоему прибегаю, вем, яко обрящу Тобою спасение: можеши бо Чистая помощи ми. [«Дева святая Богородица! Я прибегаю под Твой покров, знаю, что получу спасение, ибо можешь Ты, чистая, помочь мне»]. На 6 часе тропарь пророчества, глас 8 Падшия возстави ны, отвращшияся обрати к Тебе Боже, яко Человеколюбец, земныя содержай концы. [«Падших нас восставь, отвратившихся обрати к Тебе, Боже человеколюбивый, объемлющий пределы земли».] Прокимен, глас 6, пс. 33 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. [«Взыскал я Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня».] Стих: Благословлю Господа на всякое время. [«Буду благословлять Господа на всякое время».] Чтение из пророчества Исаии (6, 1–12) изображает видение пророком Господа Саваофа, сидящего на возвышенном престоле, и слава Его наполняла весь храм, и серафимы стояли вокруг Его, и у одного из них шесть крыл, и у другого шесть крыл, двумя закрывали ноги свои, и двумя летали, и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его. И поднялись перекладины над дверьми от голоса, которым восклицали, и дом наполнился дымом (курений). И сказал я: горе мне, потому что поражён я; ибо я человек и нечист устами, и среди народа нечистого устами я обитаю и очи мои увидели царя. Господа Саваофа. И послан был ко мне один из серафимов, и в руке его уголь раскалённый; он взял его клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се касается сие уст твоих, и снимает с тебя беззакония твои и очищает грехи твои». Затем описывается призвание Исаии на пророческое служение, и послание его к народу непокорному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На всяк день благословлю Тя, на всяк день благословлю имя Твое святое во веки, и в век века. От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже мой, зане свет повеления твоя на земли, яко поучуся путем Твоим, яко ты был еси помощник мой. Вскоре Господи услыши глас мой, заутра предстану ти и узреши мя. Блажим Тя, мати света истинного, славим Тя, святая Дево Богородице. Яко родила еси нам спаса миру, иже прииде и спасе души наша. Слава тебе Христе, Господи и Царю наш, апостолов похвало, мучеников венчание, праведных радование, церквей утверждение и грехов оставление. Проповедуем, благовествуем Святую Троицу, единого Бога, покланяемся ему и славим. Господи помилуй. Господи благослови. Веруем во единого Бога, Отца, вседержителя, творца небу и земли, видпмым же и невидимым!.. И во единого господа Иисуса Христа Сына Божия, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившагося от Духа свята в Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна, и воскресшего из мертвых в третий день по святым писашем. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, его же царствию не будет конца. И в Духа Святого веруем Господа животворящего, единосущна, иже от Отца исходящего иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки. Во едину святую соборную и апостольскую церковь . Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Господи помилуй. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Господи Вседержителю помилуй нас. Святая Троице, помилуй нас. Господи сил с нами буди, иного бо разве тебе помощника в скорбех не имамы. Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в ведении и неведении, явная и тайная. Господи очисти нас имене Твоего ради святого, еже призвася на ны, по милости Твоей Господи, а не по грехам нашим. Аминь. – По семь трижды: «По милости Твоей и проч.» Молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На Честнейшую Благослови, Господи Боже, рабов Твоих, ныне сочетающихся друг другу, якоже благословил еси древле Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, и от всякия скверны их огради. Сохрани рабов Твоих, Иисусе, супругов сих, в любви непорочней, души единомыслии и мире духа, и царствия божественнаго сих сподоби. Честен брак сей, Христе, во всем соблюди, и чисто и непорочно ложе ныне венчавшихся сохрани, и богоугодный кончины их сподоби. Подаждь, Человеколюбче Иисусе, ныне сочетавшимся друг другу изобилие благих, многочадие и благочадие, яко да Тя с любовию присно славят. Седален, глас 1. Гроб Твой, Спасе: Благослови, Христе, брак сей от высоты небесныя, якоже благословил еси древле праведных, ихже возлюбил еси, и праотцев всех: Авраама вкупе со Исааком и Иаковом, Сарру же и Ревекку и Лию, яко един Человеколюбец. Слава:, тойже Прославим, братие, Христа единым гласом, древле в Кану Галилейскую пришедшаго и брак благословившаго, и чудо сотворшаго, воду преславно вином показавшаго и званных на браки сим возрадовавшаго. И ныне:, богородичен, тойже Дево Марие, Невесто Неневестная, невесту красную сию сохрани, Отроковице, от всякаго обстояния, и супруга ея, благочадие подавая и всякое изобилие благих Сына Твоего, и конец спасительный. Будем петь эти песнопения и подобные им, не страстные и нечестивые, а только благочестивые, божественные и духовные, как и приличествует христианам и как призывает апостол Павел: Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте ( Флп.4:8 ). Итак, братья мои, радуйтесь в Господе и веселитесь; таким образом, и ваша свадьба, и песни, и трапеза, и все будет во славу Бога и Отца, в благодарение Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и в похвалу и честь Всесвятого и Животворящего Его Духа, Единосущной и Нераздельной Троицы. Чтобы не искушаться ревностью, новобрачным лучше не устраивать игр на своих свадьбах Мне осталось добавить еще несколько слов, которые хотел сказать, и затем закончить это Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Но оставим Авраама и поговорим о нас. Почему мы просим терпения, братья и сестры? Может быть, нужно просто его проявить? Мы просим о нем, так как это дар Божий. Причем в молитве Ефрема Сирина мы просим именно «духа терпения», потому что терпение и есть плод Духа Святого. Вспомним Послание к галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение...» (Гал. 5:22). Христианское терпение не от человека, но от Бога, и его нужно просить. Порой Творец дает человеку такое терпение, какому удивляются Ангелы. Не только в житиях святых встречаются подобные примеры – и сегодня в жизни Церкви можно найти образцы великого терпения и веры. Один знакомый священник некоторое время ездил причащать пожилых супругов, больных раком. Муж еще мог вставать, жена уже была прикована к постели. Она испытывала страшные боли. Священник, молодой и здоровый, однажды робко посоветовал читать ей «Богородице, Дево» по двенадцать молитв несколько раз в день. «Вам будет легче», – пообещал он. Больная посмотрела на него, устало улыбнулась и ответила: «На третьей тысяче мне обычно становится легче...» И священник тот понял на всю жизнь, что христианское терпение – это лестница в небо. В Послании апостола Иакова есть место, из которого видно, что терпение настолько мощное средство духовного совершенства, что Бог буквально требует его от человека и для этого попускает те или иные искушения. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, – пишет Иаков, – зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2–4). Как мы видим, разного рода трудности житейской и духовной жизни нужны нам – они как точильный камень, оттачивающий наше терпение. Острым лезвием терпения мы можем сражаться со всеми нашим духовными врагами, особенно приступающими к нам Великим постом. Это и уныние, и самосожаление, и малодушие, и прочие другие страсти, немощи и грехи. Все они побеждаются молитвой и терпением.

http://pravoslavie.ru/111555.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010