Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире). Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой —   Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Иконография Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу. Стиль В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан   уже в XVIII столетии.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikony-bo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Боголюбская Московская " Иконография Боголюбской Московской иконы Божией Матери восходит к изображениям молящейся Богоматери с припадающими нач. XVI в.- одному из вариантов иконы «Богоматери Молебной» с группой молящихся вселенских и русских святых (http://pravicon.com/icon-36). С конца XVII в. такие иконы стали именоваться Боголюбскими из-за иконографического сходства с древней Боголюбской иконой. Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии. В настоящее время оригинал Боголюбской-Московской иконы находится в московской церкви святых апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот. Описания иконы Описание иконы Боголюбская Московская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери Боголюбская-Московская была написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо почитаться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года. Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, [...]

http://pravicon.com/icon-37

– Экспозиция состоит из трех залов, – рассказывают кураторы выставки. – В первом, мультимедийном, зале дается история иконы и наглядно представлены этапы ее реставрации. В этом зале воссоздан реставрационный стол, на котором горизонтально лежит доска в размер иконы, на нее проецируются изображения каждого этапа реставрации. Второй зал посвящен иконографии иконы Божией Матери «Боголюбская». Посетители могут увидеть, как формировалась иконография, проследить ее византийские корни, а затем увидеть, как этот образ, созданный на Руси, повлиял на формирование отечественной художественной традиции. В третьем зале, в котором строжайше поддерживаются все необходимые условия контроля, – только один экспонат, к которому зритель придет уже подготовленным. Это сама икона Божией Матери «Боголюбская» XII века, великая русская святыня. Кстати, есть договоренность между музеем и Владимирской митрополией, что в определенные дни к святыне могут, не покупая билет, прийти паломники для молитвенного предстояния перед иконой. Два образа С именем князя Андрея Боголюбского связана еще одна древняя святыня XII века – византийская икона Божией Матери «Владимирская». Ее князь перенес из Вышгорода во Владимирские земли, туда, где он организовывал новый политический и духовный центр Руси. Эта икона – пример того, как, ориентируясь на византийское искусство, русские мастера создавали свою идентичную культуру – Александр Анатольевич Горматюк сделал невероятное открытие, – рассказывает Наталия Горькова. – Если наложить одно изображение на другое – Божией Матери «Владимирская» и Божией Матери «Боголюбская», – то можно увидеть, что лики практически совпадают, но только зеркально, под другим углом, совпадают даже формы глаз, брови и нос. В мультимедийном зале выставки мы об этом рассказываем и визуально показываем это. Но при этом Боголюбскую икону писал, скорее всего, русский мастер: различные стилистические, иконографические особенности нас в этом убеждают. К выставке было подготовлено издание, в которое вошла абсолютно новая информация о столетии исследований и реставрации этой иконы, о ее значении, о том, как этот образ повлиял на развитие русской иконописи. Как раз здесь приводится множество фактов, указывающих на то, что автор иконы – скорее всего, русский мастер. И эта икона – пример того, как, ориентируясь на византийское искусство, русские мастера создавали свою идентичную культуру.

http://pravoslavie.ru/159130.html

Баложи. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Боголюбской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2012 и 2015. Архитектор:Микус Лейниекс Адрес: Латвия, Кекавский край, Баложи Координаты: 56.874204, 24.118833 Проезд:Автобус 23 из центра Риги Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Православный приход в городке был создан только летом 2010 года. Таким образом, это один из самых молодых приходов Латвийской Православной Церкви. В том же году приходская община взяла в аренду участок земли, любезно предоставленный ей самоуправлением края. По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, для Баложского прихода, наименованного в честь Боголюбской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, был разработан проект деревянного шатрового храма, в стиле рубленых шатровых церквей русского Севера. Ближайшим образцом для будущей церкви послужил Никольский храм в городе Пыталово Псковской области (до Второй мировой войны город Абрене в Латвии), построенный по проекту Владимира Шервинского, синодального архитектора тех лет, много потрудившегося для Латвийской Православной Церкви. Он считал Абренский храм лучшим своим творением. Проект же Баложской церкви, крестообразной в плане, рубленой, с высоким шатром и небольшой шатровой колокольней, подготовил молодой латвийский архитектор Микус Лейниекс. Кроме храма, в приходской комплекс входит небольшой церковный дом, где разместятся воскресная школа, приходская библиотека и служебные помещения. 7 июля 2012 года Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит совершил закладку Боголюбской церкви в Баложи в сослужении своего викария, Епископа Даугавпилсского Александра и рижскоградского духовенства. Уже несколько лет в Баложи интенсивно ведутся строительные работы. Своими лептами в них участвуют множество добрых людей, жители Баложи, Риги, многих других мест. С их помощью устроен фундамент и установлен сруб храма, изготовленный в Латвии, из латвийской сосны. Возведены высокие шатры над церковью и колокольней, установлены купола над ними, изготовленные из металла с нитротитановым покрытием. Завершено строительство приходского дома. Богослужения пока совершаются во временном маленьком молитвенном доме. Святыней прихода является благолепно написанная икона Пресвятой Владычицы нашей Богородицы „Боголюбская”. В приходе работает воскресная школа. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36184

В храмах В. е. хранились мн. чудотворные иконы, местонахождение к-рых в наст. время неизвестно. В соборе александровского Успенского жен. мон-ря почитались чудотворные иконы XVII в.- Успения Пресв. Богородицы и Страстная икона Божией Матери. Святыней Лукояновой муж. пуст. была явленная икона Рождества Божией Матери. Чудотворная Тихвинская икона Пресв. Богородицы - вклад свт. Варлаама - почиталась в Стефановом Махрищском мон-ре. Чудотворный образ Пресв. Богородицы «Знамение» был написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю владимирской слободки Быковки С. Иовлеву, исцелившемуся после молебна перед иконой; в 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича чудотворный образ был перенесен во владимирский Успенский собор. В Казанском соборе в Вязниках почиталась чудотворная Вязниковская Казанская икона Божией Матери , написанная ок. 1622 г. иноком Шартомского Никольского мон-ря Иоакимом. В храме находился список с иконы также древнего письма. В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почиталась чудотворная Смоленская икона Божией Матери в богатой ризе с золотым венцом, украшенным драгоценными камнями и жемчугом. По преданию, образ был перенесен при свт. Иоанне из Городца-на-Волге. До 1922 г. в Воскресенском соборе Шуи пребывала Шуйская Смоленская икона Божией Матери , написанная Герасимом Тихоновым во время эпидемии чумы в 1654 г., вскоре после перенесения образа в Воскресенскую ц. эпидемия прекратилась. В Золотниковской пуст. Шуйского у. находилась явленная Казанская икона Божией Матери. Мощи святых Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Во владимирском Успенском соборе почивают мощи свт. Максима, митр. Киевского (под спудом), Владимирских святителей сщмч. Митрофана, Симона, Серапиона, блгв. князей Андрея Боголюбского, Георгия (Юрия) Всеволодовича и его семьи, пострадавших от монголо-татар, Глеба Андреевича, Мстислава Андреевича , Изяслава Андреевича , Изяслава Глебовича, Константина Всеволодовича . В Успенском Княгинином жен. мон-ре хранится частица мощей мч. Авраамия Болгарского. В возрожденном соборе владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря пребывают мощи священноисп. еп. Афанасия (Сахарова).

http://pravenc.ru/text/154964.html

– Отрадно, что древний святой образ Богоматери «Боголюбской» предстает перед широкой общественностью именно в эти дни, когда государство и гражданское общество направляет свои усилия на сохранение национальной культурной и духовной идентичности, традиционных ценностей, возрождение системы образования и воспитания, – говорит основатель Общества им. Михаила Абрамова Светлана Абрамова. – Без преувеличения можно сказать, что сегодня, как и много сотен лет назад, явившись князю Андрею Юрьевичу, Сама Богоматерь указывает нам путь и напоминает о Своем неизменном заступничестве и попечении о России. То, что древняя икона Божией Матери «Боголюбская» не просто не утрачена, а раскрыта реставраторами до первоначального слоя, да еще ее можно увидеть всем желающим, причем такой, какой ее видел князь Андрей Боголюбский в 1158 году, – это действительно чудо, которое дает невероятную надежду для каждого из нас и для всей нашей страны. Выставка «Икона XII века “Богоматерь Боголюбская ”. Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника будет действовать постоянно. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 58. Рейтинг: 10 Голосов: 617 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 30 марта 2024, 20:31 Хотя сама не иконописец, больше всего на православии ру люблю статьи про иконопись Тамара 18 марта 2024, 23:17 Пресвятая Богородица ,,Боголюбская " , храни нашу Святую Русь, дай нам Победы на супротивные!! Какая радость душевная, что такая святыня сохранилась до нашего времени, почти на протяжении 1000- летия, для нас теперешних православных христиан на Руси, и разве это не чудо??? Андрей Боголюбский, великий княже, защити и сохрани нашу землю Русскую от этой нечистой силы, что снова идёт на земли наши!! Господи , спаси и помилуй Русь нашу и земли наши!! Александр 18 марта 2024, 22:13 Князь Андрей вёз из Киева Владимирскую икону и ему было явление Матери Божией с чем и связывают написание Боголюбской иконы. Анатолий Миронов 18 марта 2024, 00:55

http://pravoslavie.ru/159130.html

Отметим, что икону в Австрию на Крестный ход привезла инициативная группа фонда Андрея Боголюбского. Его руководители - президент Ольга Тюрина и вице-президент Елена Гильманова рассказали прихожанам храма об истории создания иконы, о её походной миссии. Дело в том, что образ создавался для крестных ходов, поэтому пока не обрел своего постоянного места, и как говорят священники, «икона ждет своего храма». Каждый, кто присутствовал на этой молитвенной службе, получил в подарок от фонда маленькую икону, аналог нового образа Андрея Боголюбского. Вместе с его иконой организаторы одноименного фонда привезли образ Владимирской иконы Божией Матери . Первый её образ, по преданию, был написан Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона была принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который повинуясь божьему промыслу, перевез икону на северо-восток. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми - также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божьей Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Фонд привез из России для Крестного хода в Австрии образы Боголюбской иконы, а также совершенно новой иконы Одигитрии - Путеводительницы. Её создал постом и молитвою художник и изразцовый мастер Вадим Сташкевич, пытаясь успеть завершить свою работу к Крестному ходу по австрийским городам. Он лично пронес её на руках по всему маршруту вместе со своей маленькой дочкой Ясной. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, в том числе и в России. Младенец Христос на руках у Матери благословляет правой рукой, а левой держит свиток - символ Божественного писания.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/18/...

В Петербурге, в Галерной гавани, построен в честь Милующей Богоматери величественный пятикупольный храм, где находится благодатная икона Милующей, присланная с Афона. 18.06. Боголюбская 55 (Боголюбивая) Боголюбская (Боголюбивая) Икона сия находится в Боголюбском мужском монастыре Владимирской епархии. Она написана по приказанию князя Андрея Боголюбского, который, переселяясь из Вышгорода в Ростов, взял с собою чудотворную икону Божией Матери, писанную св. евангелистом Лукою. Путешествие продолжалось беспрепятственно до того места, где ныне находится Боголюбов монастырь, неподалёку от г. Владимира, вниз по течению р. Клязьмы. Тут лошади, вёзшие икону, остановились и никак не шли дальше; лошадей переменили, но и новые не могли двинуться с места. Тогда по приказанию князя отслужили молебен пред чудотворною иконою; сам князь молился пред нею на коленях и со слезами; но лошади не трогались с места. Князь удалился в свой шатёр и долго молился наедине. К утру он заснул и удостоился во сне чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить во Владимире, а на сем месте чудесного явления устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков. Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, приказал им изобразить Богородицу в том молитвенном виде, как Она явилась ему. Она изображена превосходным греческим письмом во весь рост, со свитком в правой руке; левая обращена в молитве к Спасителю; сам же князь Андрей на коленях пред Нею, в молитвенном виде. Когда церковь была готова и освящена, князь внёс в церковь обе иконы – и принесённую из Вышгорода, известную теперь под именем Владимирской, и вновь написанную, которую назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место же, где Она явилась ему, назвал Боголюбским и сам стал называться Боголюбивым, или Боголюбским. Близ новосозданной церкви и обители он основал город Боголюбов. В память чудесного явления Богородицы в 1157 году князь установил ежегодно совершать празднество 18 июня. В 1771 году, того же 18 июня, установлено в честь Боголюбской иконы новое празднество в память чудесного избавления г. Владимира и его окрестностей от морового поветрия. В память этой чудодейственной силы от Боголюбской иконы установлен крестный ход, при котором св. икона из Боголюбова монастыря препровождается во Владимир 21 мая, а оттуда 16 июня возвращается в монастырь. В 1820 году, по усердию владимирских граждан, Боголюбская икона покрыта серебряною вызолоченною ризою, украшенною венцами из разных драгоценных камней и жемчуга. 18.06. Боголюбская – в Козлове

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (84) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2018-04-02) Происхождение изображения: Загружено 2018-04-02, анонимно. Описание: Тюшевская Боголюбская икона В Рязанской области находится не один чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери. Одна из таких икон зовётся Тюшевской. Особыми чудесами она прославилась во время гонений на церковь в 30-е годы XX столетия. Желающие её уничтожить были парализованы или сошли с ума, верующие — исцеляются. Свято-Георгиевский храм села Городище Рыбновского района, в котором хранится святыня, уже отметил более сотни дней рождения. Когда именно здесь впервые была построена церковь, доподлинно неизвестно. Существует предание, что произошло это в XIV веке по приказу князя Дмитрия Донского при кладбище, где были похоронены павшие в Куликовской битве воины. Правда, каких-либо письменных доказательств этот факт пока не нашёл. Первое упоминание храма приходится на 1628 год. В 1796 году была построена новая деревянная церковь, а в конце XIX века появилась каменная. Она служит и в наши дни. В отличие от многих храмов, этот работу почти не прекращал. Против его закрытия с приходом советской власти выступили местные жители. Но всё же в 1937 году службы прекратились, возобновившись спустя всего лишь пять лет — в начале 1942 года. До 1990-х годов Георгиевский храм в Городище был единственной действующей церковью в Рыбновском районе. Спустя несколько лет после повторного открытия здесь нашла приют чудотворная Боголюбская «Тюшевская» икона Божией Матери. Надо сказать, что в России Боголюбская икона занимает особое положение. Это первый образ, написанный именно в России. В 1155 году князь Андрей, позже названный Боголюбским, отправился из Вышгорода в свои суздальские земли. При этом он взял с собой икону Пресвятой Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Во время путешествия кони остановились недалеко от Владимира и отказались следовать дальше. Не помогла даже смена скакунов. Князь начал молиться. Тогда ему явилась Богородица, повелев оставить икону во Владимире (ныне она известна как Владимирская икона Божией Матери), а на месте явления основать монастырь. Андрей выполнил повеления. Кроме того, в честь этого события он поручил иконописцам изобразить лик Божией Матери таким, каким он явился ему в видении. Икону назвали «Боголюбской».

http://pravicon.com/image-31576

18 июня/1 июля Церковь чтит чудотворную Боголюбскую икону Божией Матери . Образ этот был написан в XII веке после того, как князю Андрею Боголюбскому было видение Богородицы. Но древнюю икону не пощадило время и людская небрежительность: она была много раз записана и поновлена, пострадала от недолжных условий хранения, так что в 2009 году остро встал вопрос о срочном спасении святыни. Боголюбский образ был отправлен на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Сейчас реставраторы центра завершили многолетнюю работу над иконой, им удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. В марте 2016 года за эту работу генеральный директор Центра им. И.Э. Грабаря Александр Лесовой и реставратор Александр Горматюк получили премию газеты «The Art Newspaper Russia». С Александром Горматюком мы и беседуем об удивительной иконе, ее судьбе, о том, как шли нынешние реставрационные работы, о том, насколько справедливы обвинения в непрофессионализме, выдвинутые в печати тем, кто работал с иконой в прежние годы. Наша беседа шла в мастерской, и фотографии, демонстрирующие, какой была икона на момент начала реставрации и как постепенно менялась, – впечатляют. Реставратор Александр Гарматюк рассказывает о Боголюбской иконе – Расскажите, пожалуйста, в каком состоянии попала к вам Боголюбская икона? Считается, что исходный красочный слой позднее много раз записывался. – Да, сделанные нами перед реставрацией снимки специальной аппаратурой хорошо показывают, сколько было записей. Но нам удалось раскрыть первоначальный, древний красочный слой. Вот желтым идет опуша, замечательная разделка на одеждах киноварью. Конечно, за столетия икона изменилась, но вот это – то, что делал непосредственно автор XII века – тот, который писал образ по заказу князя Андрея Боголюбского. Но за века изменения иконы были значительные. – Боголюбская икона – одна из самых древних русских икон? Боголюбская икона. 1915 г. – Боголюбская написана приблизительно на 50 лет позже Владимирского образа Божией Матери. И прослеживается интересная непосредственная взаимосвязь с Владимирской иконой: поскольку ее князь возил с собой, то, когда ему, по преданию, было явление Богородицы, Андрей Боголюбский дал заказ своим иконописцам писать новый образ, ориентируясь на Владимирскую икону. Эта взаимосвязь прочитывается иконографически: вот уже раскрытый лик Богородицы Боголюбской иконы, хорошо заметно сходство с ликом той иконы, которая впоследствии стала именоваться Владимирской.

http://pravoslavie.ru/94897.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010