1866 г. апр. 35-го. Нечто хочу сообщить вам о раскольниках. Обращенные архиереи все не переходят в Преображенское кладбище, потому что оттуда унесены все иконы. Кладбище, где оставалось только 25 старух очищено. Когда комитет Человеколюб. общ. дал разрешение взять иконы, митроп. написал: «если это будет удобно». Для денег конечно неудобство этой резолюции было не велико. Алясин 998 теперь надеется, что иконы возвратят, а беспоповцы говорят, что Император, указывая на них министру, сказал: «а, это наши обиженные!» Из этого делают надежду возвращения и кладбища; ибо нас дескать четыре тысячи прихожан. Касательно половцев мы по цензуре получили указ. В компиляциях Попова 999 сказано, что многие раскольники были против приезда Кирилла в Россию из опасения, чтобы правительство не лишило их за это свободы богослужения, какая дана им. Главное управление цензуры замечает, что дело о правах поповцев еще рассматривается, а не решено, и подобное известие может подать ложное мнение раскольникам. Синод положил при новом издании исключить эти слова. Но тут важны два известия: 1) что стало быть есть секретное дозволение раскольничьим архиереям совершать службу, 2) что дело о формальном дозволении им совершать это богослужение еще не сдано в архив, а может возникнуть вновь. Вчера я получил от Куманина некоторое объяснение той смелости с какою Катков ратует с главным управлением цензуры. Государь, принимая московскую депутацию и благодаря ее за те заявления чувств какие были в Москве, вместе с тем прибавил: «я очень доволен и тем тоном каким описываются они в Московских Ведомостях». Это слышал и о. наместник. Государь будто сказал Валуеву: «там по закону веди дело как хочешь, а чтобы Моск. Вед. с Катковым были». Государыня послала —747— записку Валуеву, в которой пишет, чтобы он озаботился доставлять ей своевременно Моск. Вед. редактируемые Катковым, так как она привыкла их читать и им доверяет. Муравьев просил позволения у Государя, не взирая на лица, брать показания, дозволено, и когда Суворов жаловался, что его допрашивал Муравьев, Государь будто отвечал: «и я бы дал ответ, если бы он спросил меня, а твое дело показать пример».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не говоря о догматическом обосновании спорного вопроса, мы впервые встречаемся здесь с попыткою критически отнестись к историческим свидетельствам об иконопочитании и привести в известность древнейшие священные изображения, как фактическое доказательство древне-церковной практики иконопочитания и как наглядное опровержение противоположного взгляда. – Такова историко-апологетическая сторона дела, выяснившаяся во время иконоборческих волнений. Какое влияние имели последние на ход самого церковного искусства, и какими последствиями они сопровождались в его дальнейших судьбах? По самому существу своему иконоборство было явлением, враждебным развитию церковного искусства, и если иконоборческие смуты имели некоторые последствия противоположного свойства и дали церковному искусству несколько иное направление, то это зависело не от самых принципов этого антихудожественного явления, а от условий и влияний сторонних, от того положения, которое создалось при встрече двух различных направлений в области христианской мысли. Иконоборство оспаривало самое право делать какие бы то ни было изображения священных предметов для религиозного употребления и таким образом осуждало на застой целую отрасль искусства церковного. Иконоборцы были фактическими врагами последнего, потому что —677— относились к его произведениям вандальски, истребляли повсюду иконы, уничтожали рукописи с миниатюрами, преследовали художников. Каковы бы ни были мотивы, известного эдикта Льва Исаврянина (726 года), он осуждал сначала на удаление из алтарей, а потом на совершенное изгнание из храмов всякого рода изображения, будут ли они исполнены кистью на доске, или мозаической работой на стенах, или вообще каким бы то ни было способом на церковных сосудах и алтарных завесах. Что императорское распоряжение не было мертвою буквой, но приводилось в исполнение, показывают самые факты. Так была ниспровергнута и разрушена знаменитая медная статуя Спасителя, находившаяся в Халке, над входными воротами константинопольского императорского дворца, причем произошло кровавое столкновение между исполнявшей поручение военною стражей и народною толпой, в которой особенным энтузиазмом отличились женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

деньги сии выплатить». Комитет Министров в постановлении своем от 5 дек. 1816 г. принял во внимание основательность просьбы крестьян и «полагал оставить крестьян в опекунском управлении»; свое постановление Комитет мотивировал тем, что «после открытого непомерного отягощения гр. Г-на крестьян его, не совместно было бы оставлять их в полном его повиновении». Благоприятное решение вопроса было обусловлено еще тем, что обнаружено было лихоимство бывшего Костромского губернатора и др. чиновников. Наконец в 1821 г., ознакомившись с делом, император положил передать имение гр. Г-на в казенное ведомство, и взыскивать с 738 д. 333.150 р. в течение 20 лет. Губернское начальство, как обнаружило следствие, имело недостаточно внимательное наблюдение за отношением помещика к крестьянам; правда, это было явлением постоянным, не всегда такие события доходили до сведения высших инстанций; но когда высшие правительственные инстанции убеждались в отсутствии надзора со стороны местной власти, в таких случаях дело не обходилось без строгих внушений и выговоров. Костромскому губернскому начальству Сенат напомнил: «пресекать всякого рода злоупотребления, а наипаче обуздывать тиранства, излишества, жестокость». Беспорядки, обнаруженные в имении гр. Г-на, были поставлены «в особое замечание Костромскому губернскому начальству». Но такие замечания и напоминания едва ли достигали цели; с одной, стороны потому, что администрация слишком тяготела к лихоимству, а с другой – потому, что чины администрации, дворяне более склонны отстаивать интересы помещиков: наконец, общее бесправное положение крепостной массы заранее обрекало ее на беззащитность. Злоупотребления помещичьей властью, крестьянские обиды и разорения проявлялись в бесконечном разнообразии форм и видов. После смерти помещика Воронежской губ., слободы Коробановой и дер. Новопетровки, надв. сов. Карабанова по раздельному акту имение досталось законным наследникам, жене, сестре и др., всего 8 лицам. Управляющий имением —688— один из сонаследников Казачков, вышел из границ дозволенного, расстраивал крестьянские имения «непомерным сбором оброка», «отобранием от некоторых семейств детей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—505— сы, отражать гневом любознательность вопрошающих 7, 48–49. 230. См. Наставники и Предстоятели. Учение Христово: ничто не изречено с таким разумом, как учение Христово, – и ничего нельзя указать премудрее евангельских наставлений 10, 16, – научение (дисциплина) нравственное и догматическое – παευσις ϑικ τε κα δογματικ – одно относится к делам благочестия, другое – к правой вере. 21, 25. Ф Фанатики : неумеренные ревнители благочестия (буквально: освирепевшие из-за неукротимого благочестия) страшатся разговаривать с женщинами 4, 27. б. Фараон , за богоборство и преследование Израиля потопляется среди моря: это служит прообразом того, что и иудеи, преследовавшие Христа, потерпят тем большее наказание уже не по телу, а по душе 6, 1. 417–419, – образ диавола 13, 30. Фарисеи : их невежество в законе, честолюбие, сребролюбие, притворное уважение к ожидаемому Мессии и уничижение уже присутствующего Предтечи 1, 24. Филипп апостол. Был добронравен, иначе он не был бы избран Христом в апостолы, ибо Господь не избрал бы такого, кто не был бы вполне достоин этого 1, 43. Филипп и Нафанаил не были невеждами, но они были отличными знатоками знамений премудрого Моисея и пророков, – людьми многоучёными 1. 45 и 1, 46. а. Христос обращается с вопросом именно к Филиппу потому, что он был пытлив и любознателен, но не очень остр к быстрому уразумению того, что свойственно Божеству (ср. Ин.14:8 ). Посему, как менее способному к разумению и несколько медленнее, чем подобало, идущему к восприятию божественного, Господь предлагает ему вопрос, упражняя Своих учеников в вере, – на это указует выражение «искушая» хотя «Сам знал, что намеревался делать». 6, 5–7. 423–424. Но Филипп оказывается неспособным возвыситься до представления о том, что Господь может всё совершить и притом весьма легко, но когда услыхал: «откуда купим?», то тотчас увлёкся этим искусительным вопросом и видит одно только средство – деньги, подумав, что это не может быть сделано иначе, как по общему и обычному у всех закону, т. е. чрез щедрую благотворительность 6, 7. Любознательный, но не очень способный к разумению,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. ets), позволили точно датировать походы ассирийских царей с IX-ro века до половины VII-ro века и, следовательно некоторые важные события из истории Израиля. Вот несколько достоверных дат, могущих служить вехами; 854. Битва при Каркаре. Ахав, царь Израиля, участвовал в ней (Монолит Салманассара II, кол. II, I. 91–92; Keilinschriftliche Bibliothak, Berlin, t. I, p. 172–173. 842. Дань, заплаченная Ииуем, царем Израиля, Салманассару II (черный обелиск Салманассара II, объяснительная легенда на одном из барельефов, Keilinschrif. Bibliomek, t. I, р. 150–151). Кроме того, из одного эстампажа, находящегося в Британском Музее, мы узнаем, что Ииуй платил эту дань во время похода Салманассара II против Азаила из Дамаска. А этот поход против Азаила произошел на восемнадцатом году царствования Салманассара II, т. е. в 842 году (черный обелиск, I. 97, 98, Keil Bibl., t. 1. р. 140–141). 734–732. Походы Теглатфалазара III против филистимлян и против Дамаска (Список Б Эпонимов). —770— 722/21. Взятие Самарии (Анналы Саргона). 701. Сеннахериб осаждает Иерусалим и берет дань с Езекии (Призма Тайлора, col III, I. 11–41, Keil Bibl. t. I. р. 94–97). 605. Битва при Гаргамише: восшествие на престол Навуходоносора. 587. Взятие Иерусалима, 19-й год царствования Навуходоносора по II кн. Царств, XXV, 8, 18-ый год по Uep. LII, 29 . 539. Взятие Вавилона Киром. Главным документом для вавилонской хронологии является плитка 33, 332 в Британском музее. Это – список царей Вавилонии, начиная с первой династии до ново-вавилонского периода. «Имена царей написаны колонками, по одному имени на каждой строчке: перед именем каждого царя – число, обозначающее в годах и месяцах продолжительность его царствования. В конце каждой династии колонка перерезана поперечной линией, и подсчет дает сумму лет продолжительности династии, число царей и наименование этой династии» (Книг). Эта важная плитка, испорченная с двух концов, представляет пробелы, которые могут быть заполнены по большей части другими документами, хотя не вполне (список первой династии, который совершенно исчез, известен из других мест).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отказывая в повиновении новому владельцу, крестьяне попутно заявляют жалобы на притеснения и обиды. Так, в Пензенской губ. Городищенск. у., в с. Павловском и М. Архангельском , кр-не д. т. с. Куракина, в 1819 г., жаловались губернатору, явившись «во множестве», что им делаются «разные обиды и притеснения», между тем как им неизвестно, кому они принадлежат после смерти бывшего их владельца А. Б. Куракина; управляющему «строжайше подтверждено наблюдать в управлении умеренность и определенность». В слободе Городищенской, земли Войска Донского, по разделу между наследниками умершей ген. Платовой в 1819 г., достались сыну Полковнику Кирсанову до 200 д. крестьян, которых он хотел переселить в другое имение, слободу Елангицкую, но крестьяне отказались следовать в новое имение, но в жалобе, поданной в 1818 г. на Выс. имя крестьяне сл. Городищенской, вместе, с крестьянами других слобод, в том числе ген. Орловой, указывали на притеснение «непомерными налогами» и господскими работами. Официальное исследование положения крестьян слобод Орловки, Несмияновки, Городищенской находит жалобу крестьян «ложной»: 1) крестьяне Орловки состояния достаточного, хотя некоторые из них были наказаны управителем сотником Медведевым, по приказанию ген. Орловой, но не без причин, а по винам их, а именно, один за впуск скотины в господский хлеб, другой за неявку в свое время на панщину, третий —698— за самовольную отлучку из слободы, четвертый за самовольную продажу пары быков. Хотя с некоторых и взыскивались деньги без приказания Орловой, но все потерпевшие удовлетворены; крестьяне, согласно закону 5 апр. 1797 г., употребляются в работу 3 дня. Несмотря на то, что официальное исследование не нашло возможности признать жалобы крестьян основательными в некоторых частях, тем не менее в других частях и официальное следствие удостоверяет правильность крестьянских жалоб. В сл. Сальской помещики привлекали к работам малолетних и престарелых. Правительство не вняло просьбам крестьян о переводе их в другие слободы; только Войсковая канцелярия предупредила низшие инстанции о соблюдении ук.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—718— и Киеве, двух политических центрах, знал эту политику и в беседе с папским нунцием при польском дворе, архиепископом Рангони, он не только опробовал папскую политику, но не двусмысленными намеками, а очевидными для нунция делами, и прежде всего отречением от православия и принятием католичества, решительно принимал на себя выполнение главнейшей задачи Рима для достижения цели, папством преследуемой. 961 Климент VIII и Павел V нималейше не сомневались, что имеют дело с несчастным претендентом, а не с наглым самозванцем. Не только папа, поставленный вне возможности определить самоличность автора письма, но и папский нунций в Польше даже не приступал к исследованию, действительно ли появившийся претендентом сын Ивана IV Грозного; римское духовенство вполне удовлетворялось в этом случае взглядами и решениями светской власти с польским королем во главе – все признают претендента царевичем Димитрием, признает его таким и римская курия. Обращает на себя внимание язык письма: претендент на русский престол, человек, выдающий себя за «царевича великой России и наследником владений Московской монархии» пишет папе письмо на польском языке. Почему не на русском? Для папы, конечно, безразлично требовался латинский перевод, как русского, так и польского письма; но для Лжедимитрия было в высшей степени важно скрыть содержание письма и даже самый факт, переписки с папою от немногих русских, находившихся в то время в Кракове. К тому же из приближенных к Лжедимитрию лиц католического духовенства, большинство составляли поляки; о. Савицкий, например, мог в случае затруднения, даже помочь ему в изложении польской речи; между тем как перевод для папы русского письма на латинский язык затруднил бы, вероятно, даже того же о. Савицкого. Позже Лжедимитрий переписывался с Римом не на польском языке и второе его письмо к Папе, уже Павлу V, писано на латинском языке. Несомненно, что Лжедимитрий хотел ввести унию в —719— русской церкви. При многочисленных указаниях и на это намерение получает особую цену ответ Юрия Мнишка боярам. «Зачем, спрашивали Мнишка бояре, склонял Самозванца ко унии?» «Это угодно было покойному», ответил Мнишек, «помимо всякого с моей стороны совета. Он видел, что она существует в Польше и в Руси без малейшей отмены богослужения; поэтому пожелал и свое государство соединить с государствами христианскими, потому что это можно сделать без нарушения греческого богослужения и к великой радости всему христианству». Выгоды политические от введения унии действительно Самозванец мог получить, имея на своей стороне патриарха и видя значительный успех унии в польских владениях. Самозванец мог надеяться в России ввести без большого сопротивления унию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

федра), церковной археологии, литургики, истории и обличения русского раскола, истории и обличения русского сектантства и церковно-славянского и русского языка с палеографией, вследствие чего студенты IV курса не имеют возможности выслушать ряда курсов, по уставу 1910 года или совсем не читавшихся в минувшем 1910–1911 учебном году или читавшихся небольшой части студентов в качестве групповых предметов (литургика, церковная археология, история и обличение русского раскола, история и обличение русского сектантства), а студенты III курса, при малом количестве лекций в текущем 1911–1912 учебном году, должны будут возместить опущенное усиленным трудом в следующий год, что, несомненно, может отразиться невыгодным образом на качестве их курсовых сочинений, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом: а) о дозволении применить к студентам настоящего IV курса требования, изложенные в новой редакции §§ 130 и 131 академического устава, лишь частию, по мере возможности, не обязывая их изучением всех предметов, только ныне признанных общеобязательными, по уставу же 1910 года отнесенных к разряду групповых, и б) о разрешении поручить преподавателям по 1-м кафедрам: патрологии – экстраординарному профессору И. В. Попову и Священного Писания Ветхого Завета – и. д. доцента священнику Д. В. Рождественскому прочесть в 1911–1912 учебном году студентам III курса вторые половины курсов по означенным предметам (взамен отсутствующих преподавателей по 2-м кафедрам), с назначением им трех лекций в неделю и производством, на основании § 87 устава духовных академий, дополнительного вознаграждения в размере жалованья доцента Академии. – 5) В виду нового примерного распределения учебных предметов по курсам, предложить и. д. Ректора Академии – профессору А.П. Шостьину и и. д. доцента священнику П.А. Флоренскому прочесть параллельные курсы педагогики и истории философии совместно студентам I и II курсов; ординарному профессору А. А. Спасскому – курс истории древней церкви совместно студентам I и III курсов; экстраординарному профессору И.В. Попову – курс патрологии (по 1-ой кафедре) – совместно сту-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нам не удалось найти доказательств, даже намеков на отвлеченное искание вольности. Волнующиеся крестьяне почти всегда исходят в своих требованиях от каких-либо реальных нарушений их интересов. Только спору подлежит размер этих нарушений. Повод к волнениям подают общие условия существования крестьян в поместье того или другого владельца и в благоприятную минуту прорывается накоплявшееся недовольствие крестьян. В Воронежской губ., Коротоякском у., слободе Петровской, кн. Каткиной-Ростовской состояло 3.144 д., из них способных к работе в возрасте от 17–50 л. – 875 лиц. На оброке состояло 215 тягол, платили с тягла «неравно», смотря по состоянию от 10–55 р.; состоявшие на пашне обрабатывали для госпожи по 2 десятины сороковые, по одной десятине озимого и одной ярового, крестьянам представлялось по 4 дес. сороковых на тягло, 2 для озимого и 2 для ярового – это для тех из крестьян, кто имеет скот, безлошадным отводили по 2 дес.; прочие работы крестьяне исполняют 8 дня на господина, 3 дня на себя. В зимнее время крестьяне возили для продажи господский; хлеб в Острогожск и Бирючи. В случае ссор и обид для разбирательства их избираются судьи из лучших людей крестьянских; крестьяне по-цы подали жалобу на Высоч. имя об отягощении. В таких же условиях находящиеся крестьяне по-ка Сенявина, в Воронежской губ. вышли из повиновения в 1816 г. Крестьяне не обрабатывали в достаточном количестве помещичьей земли, у 151 тягла вм. 2-х оказалось только по одной лошади, у 5 тягол не оказалось ни одной, между тем работы рассчитывались так, как если бы каждое тягло имело по две лошади. Мало того, крестьяне были обязаны помещику за те продукты, которых у них нет, крестьяне охотно платили бы деньгами за требуемые с них продукты, если бы им дозволяли в праздное время нани- —694— маться в работы или ездить в город для продажи своих изделий. Управляющий имением, опекун капитан Полозов, оказался ненаходящимся на высоте своего положения, он таков, что, ему «ни сего, ни другого какого в управление вверять не должно».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Они выделяются среди студентов по успехам, усер- —384— дию, заботливому отношению к делу. В их работах нередко обнаруживается глубокая любознательность, серьезный интерес и способность к научным занятиям. Они аккуратны и исполнительны. Это и естественно. Они поступают в Академию уже дисциплинированными жизнию, давшими себе отчет в своих силах и в своем призвании. Они оставляют свои «места и едут в Академию на тяжелый труд, отрекаясь на целые годы от житейских удобств, от свободы и самостоятельности. 6) По своему поведению они являются образцом для студенчества. Они живут скромною и тихою семейною жизнию, проводя ее в занятиях. Понятно, что к двадцатилетним юношам, поступающим в Академию прямо со школьной скамьи, нельзя и предъявлять тех требований, исполнение которых для пастыря является делом обязательным и естественным. в) Вот почему Совет должен констатировать, что студенты из семейных дьяконов и священников оказывают благотворное влияние на студенчество как в области научной, так и дисциплинарной. Усердно занимаясь, они привлекают к занятиям и своих светских товарищей, даже принуждают их к этому, в виду ежегодного конкурса на стипендии. – Подчиняясь дисциплине, они удерживают и других от ее нарушения. Они создают в академии тихую и вместе светлую атмосферу религиозной и научной жизни, далекую от эксцессов, знающую лишь тихие радости, молитву и любимый труд. А своим постоянным участием в службах при академическом храме и проповеданием слова Божия они, много содействуя благолепию академического богослужения, в то же время воздействуют благотворно в религиозном отношении на все население Сергиева посада, массами стекающееся в академический храм. Устанавливая все это и принимая во внимание, что насущною задачею Академии является приготовление лиц к служению на пастырском поприще, Совет Академии считает себя обязанным вновь просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о дозволении принимать семейных священнослужителей в число студентов и Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010