История региона в XV - сер. XVI в. является предметом дискуссии. Устоявшееся представление о нахождении территории совр. П. о. в составе Казанского ханства в сер. XV - сер. XVI в. было в 1998-1999 гг. оспорено В. В. Первушкиным и С. Л. Шишловым. Они сформулировали концепцию о существовании на этой территории политического образования Темниковская Мещера во главе с потомками Чингисида Бехана (2-я пол. XIV в.). Центрами являлись г. Сараклыч (до кон. XIV - нач. XV в.; оставлен из-за эпидемии), Каньгушское городище (непродолжительное время) и г. Темников (с 1-й пол. XV в.). По мнению авторов концепции, судя по жалованным грамотам вел. князей Московских и царей (с 1547) местным князьям, Темниковская Мещера добровольно вошла в состав Русского гос-ва в 1-й четв. XVI в., а Беханиды до нач. XVII в. сохраняли контроль над значительной частью своих владений в качестве служилых князей. При этом сам г. Темников после его переноса в 1536 г. на новое место управлялся рус. воеводами и стал центром обширного Темниковского у. С. В. Кузьминых После взятия рус. войсками Казани (1552) территория региона оказалась разделенной между 4 уездами, находившимися в ведении Приказа Казанского дворца: Алатырским, Кадомским, Шацким и Темниковским (в его Замокшанский стан вошла большая часть совр. П. о.). Темниковский воевода контролировал в XVI - 1-й пол. XVII в. вновь присоединяемые территории, которые к 40-м гг. XVII в. простирались в юго-вост. сторону почти до Саратова. Регион в то время был покрыт огромными пространствами лесов и ковыльными степями («дикое поле ковыла»). Активное освоение региона началось в кон. XVI - нач. XVII в. с запада и северо-запада. Его особенностью являлось строительство засечных черт - Керенской, Верхнеломовской, Нижнеломовской, Пензенской (получили название от поставленных на них первых городов и острогов), к-рые выполняли свою защитную роль вплоть до нач. XVIII в. Так началось освоение территории современных Спасского, Наровчатского, Нижнеломовского и Вадинского районов.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Придворные сановники: «дворецкой», «кравчей», «Начальник над чашники» и «постельничей». Ряд гражданских сановников открывается «предстателем и рассмотрителем над всеми судьями царствующего града Москвы», т. е. министром юстиции, с коллегией 12 заседателей, «боляр и думных людей». За министром юстиции следуют 60 наместников, носивших имена разных городов государства. Первое место между ними занимает «наместник Володимерской», второе «наместник Новгородской» 3-е место наместник Казанский. 4-е Астраханский, 5-е Псковский, -Смоленский, Тверской, Югорский, Великопермский, Болгарский, Нижегородский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский. Кондикский, Суздальский, Вологодский, Костромской, Коломенский, Дорогобужский, Свияжский, Брянский, Усиюжский, Тульский. Коширский, Курский, Терский, Великолуцкий, Торопецкий, Енисейский, Мангазейский, Томский, Новоторжский, Ржевский, Чебоксарский, Белский, Шацкий, Алаторский, Каргопольский, Муромский, Колужский, Звенигородский, Путивльский, Галицкий, Олонецкий, Тотемский, Тюменский, Кеврольский, Валуйский, Симбирский, Вяземский, Тамбовский, Можайский, Кадомский, Кашинский, Рославский и т. д. Ряд гражданских сановников оканчивается печатником и думным посольским дьяком. Все эти должности распределены на 34 степени, из которых одни, так сказать, единоличные, а к другим причислено по несколько сановников, так первую степень составляет «разсмотритель над судьями» со своими 12 товарищами, а к последней 34-й степени отнесены 20 наместников, печатник и думный дьяк посольский». Проект сполна напечатан в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России». Издание Н. В. Калачева, кн. I, отделение II, стр. 23–33. Москва 1850 г. 371 Так напр. в проекте о несменяемых наместниках можно видеть зачатки петровского разделения территории государства на губернии. В совещаниях Голицына с выборными от служилых, на которых предполагало с «прежде бывшее воинское устроение... переменить на лучшее», в заведении постоянных полков и уничтожении местничества можно усматривать предупреждение военных реформ Петра и возвышения при нем разночинцев и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Мы прибыли от батюшки нашего, Степана Тимофеевича, чтоб врагов ваших – воевод и подьячих, искоренить, а вам дать льготные годы. Жители вместе с ними бросились на воеводский двор и разграбили его; кто не соглашался пристать к ним, того умерщвляли; так убили одного священника, который не хотел последовать своей братии: иных только ограбили да поколотили. Воеводу, по обычаю, хотели было тот час же убить, но жители выпросили ему жизнь; однако, через два дня убили и его, как задумали, сожгли царские грамоты и все делопроизводство, и устроили казацкий порядок. Из Ломова атаманы, усилив свою ватагу ломовцами, отправились к Шацку, и на дороге, в селе Конобееве, сделали сбор: известили мужикам свободу, обратили их в казаков и выбрали им атаманов. Но недолго мужики потешались. Когда Васька с Мишкою пошли к Шацку, воевода Яков Хитрово, начальствовавший в Шацке, послал в Конобеево целый полк с частью другого полка. Неустроенные шайки были разбиты в пух. Новички побросали свое дубье, потеряли и свои знамена. Тем временем Мишка и Васька были, в свою очередь, разбиты, не доходя Шацка, и убежали в заповедный лес: там их догнали ратные люди и в другой раз разбили; атаманы воротились в Ломов и хотели было уйти прочь из того края к Стеньке, все еще думая, что он под Симбирском, но ломовцы уговорили их идти с ними опять к Шацку. Они поли, но в селе Раков их в третий раз разбили. Тогда Харитонов ушел в Саранск, а Васька в Керенск; керенцы поставили его атаманом, а жители Троицкого острога известили, что Долгорукий пришел в Красную слободу, и уговорили его напасть на князя. В то же время Темниковский, Кадомский и Тамбовский уезды пристали к мятежу. Темниковские крестьяне, под предводительством какого-то попа Савы, грабили господские дома, чинили над женским полом поругание. Вместе с ним ходила старица (монахиня) ведьма, она носила с собою заговорные письма и коренья и посредством таких волшебных вещей приобретала победу. Она скликала толпу и предводительствовала мужиками. В Кадоме захватили власть донской воровской казак Лучка Федоров. По всему уезду взбунтовались мужики. В лесах между Кадомом, Керенском, Темниковым бунтовщики устроили засеки, чтоб делать препятствия ратным людям, когда они придут их укрощать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

О, преблаженне Василие, угодниче Христов, юроде на земли и ангелоподобниче на Небесех! Ты, ныне мзду трудов велиих прием, у Престола Горния Славы поминай нас, почитающих тя сыновне. О, молитвенниче теплый Василие! Ты, посреде пределов земли Рязанския богоугодне пожив и душу многими подвиги очистив, от Владыки Христа награду небесную восприял еси. И нам грехов прощение испроси и в добродетелех преспеяние. О, дивне Василие, предстателю крепкий за град наш и землю Рязанскую! Моли ныне Всещедраго Владыку избавитися нам от всякаго лукавства вражия, страстей и каменносердечия окаяннаго, да восприимем от десницы Господа с тобою богатство некрадомое. Богородичен: П од кров Твой, Владычице, вси земнороднии, прибегаем и вопием: Богородице, Упование наше, избави ны от безмерных прегрешений и спаси души наша. Светилен: Да возрадуется днесь земля Рязанская, в той бо явися светильник светлый и угодник Божий чудоточный Василий, болящих исцеляяй, теснимых защищаяй, бесов тьму отгоняяй и о чтущих его пред Богом предстательствуяй. Слава, и ныне, Богородичен: Богородительнице Дево, Свет душ наших, Христа, рождшая! Во свете присносущнем водворитися всем нам испроси, воспевающим Твое милосердие. На хвалитех стихиры, глас 8: Земное богатство презрел еси, святе Василие,/и дóма родительскаго кров отвергл еси,/милостию Божиею покрываяся./Странствию же Христову ревнуя,/достигл еси Царствия Небеснаго. (Дважды) Миру юродив явился еси,/премудрость Божию людем града Рязани возвещая,/молися, блаженне Василие,/да просветит Господь и наша сердца/молитвами твоими. День празднственный совершаем усердно/от земли преставления твоего, святе Василие,/пролей ныне теплую молитву ко Господу,/да утвердит Отечество наше в мире и благоденствии/и спасет души наша. Слава, глас тойже: Подвиг велий на земли подъял еси/и, мирская мудрования отверг,/юродив миру явился еси,/благодатию же Христовою просвещен,/суеты житейския избегати люди поучал еси./Не забуди и нас, праведниче Василие, ходатайствы твоими,/Христа прилежно о нас умоляя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

66 Войско разделилось на три полка: в большом – боярин, князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский да боярин Иван Никитич Романов; в передовом – боярин, князь Иван Васильевич Голицын; в сторожевом полку – боярин Василий Петрович Морозов да Яков Васильевич Зюзин. 73 Marchocki Histor. wojny Mosk. 6–10. – Никон. Лет. 92–95. – Хроногр. Арх. Ком. – Buss. 81–83. – Petr. 212 78 Распределение воеводства было такое: товарищем Шуйското – Михайло Алексеевич Нагой; впереди – боярин князь Василий Васильевич Голицын; в сторожевом полку – боярин князь Борис Михайлович Лыков. А с ними посланы многие ратные люди изо всех городов, дворяне и дети боярские, – и с мещерскими князи, и мурзы, и татарове. А с касимовскими мурзы и с татарове – голова Гозан Петров сын Болтин; а с кадомскими – Остафей Яковлев сын Соховцев; с темниковскими – Федор Клокачев; с арзамасскими – Степан Шитлов – нижегородец. 81 Начальство в московском войске распределено было так: в большом полку – боярин князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский и боярин Иван Никитич Романов; в передовом полку – боярин кн. Иван Михайлович Воротынский и окольничий князь Григорий Петрович Ромодановский; в сторожевом – стольник князь Иван Борисович Черкасский да Федор Борисович Головин. 82 Влево пошел Адам Вишневецкий, вправо, к реке Москве, Хруслинский, а сам Рожинский входил по дороге между зарослями. 83 Распределение было таково: в большом полку – князь Иван Семеныч Куракин и товарищ его Григорий Григорьевич Пушкин; в передовом – боярин князь Борис Михайлович Лыков и князь Григорий Константинович Волконский; в сторожевом – чашник Василий Иванович Бутурлин. 99 Тем не менее, католическая пропаганда хотела тогда воспользоваться для своих видов, на будущее время, путаницею в Московском государстве и считала, как видно, возможным, что называвший себя Димитрием в самом деле может царствовать на московском престоле. Написан был проект, которого значительная часть дошла до нас, хотя во многих местах в испорченном виде; он писан был на польско-латинской смеси и разделен на параграфы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Скачать epub pdf Служба блаженному Василию Кадомскому Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 8 декабря 2020 года (журнал 99) Месяца мая во 2-й день Блаженнаго Василия Кадомскаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 5: Миру чужд быв,/сущих в мире не чуждался еси,/юродив наречен,/мудрости наставлял еси,/страдания терпяй,/страждущих исцелял еси,/темже в житии твоем привременнем/милость Божию улучил еси,/блаженне Василие. Образ терпения и незлобия являя,/многострадальному Иову подражал еси,/сердце в жилище Духу Святому утотовляя,/по вся дни и нощи в молитве пребывал еси,/странствию Христову ревнуя,/Царствия Божия достигл еси,/блаженне Василие. Возлюбив усердно Господа/и трудолюбне подвизаяся,/Божественною благодатию просветился еси/и дары Духа Святаго стяжал еси./Темже, дерзновение твое к Богу ведуще,/к тебе с молитвою притекаем,/блаженне Василие. Слава, глас 6: О, блаженне Василие,/града Рязани похвало,/мира чуждаяся,/смирен, целомудр, праведен/и заповедей Божественных хранитель явился еси,/молися за ны ко Господу,/да спасет души наша. И ныне, Богородичен, глас тойже: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая. На литии стихира храма и святаго, глас 3: Блаженне Василие чудне,/человече Божий,/яко юрод, на земли пожил еси/и, яко злато в горниле, душу свою очистил еси./Грехов прощение нам испроси/и недугов избавление,/да Царствия Небеснаго сподобимся. Слава, глас 2: Все упование на Бога возложив,/пучину жития земнаго преплыл еси/и, брега Горняго Отечества достигнув,/со ангелы на Небесех ныне радостне ликуеши,/угодниче Христов Василие./Темже помози нам, на земли живущим,/печали горькия избавитися. И ныне, глас тойже: О, чудесе новаго, всех древних чудес: На стиховне стихиры, глас 8: Ангельски пожив, святе,/подвиги на всяк день подъял еси,/молитву, яко щит, воздержание, яко лук,/и смирение, яко шлем, имея,/темже верныя люди назидал еси/заповеди Божия усердно исполняти/и страх Божий имети./Помози и нам, блаженне Василие,/веру добре соблюсти/и Царствия Небеснаго достигнути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В молитве усердней по вся дни и нощи пребывая, блаженне, ругания и наветы терпеливне подъял еси, Христа ради, от Негоже и Вышняго причастия сподобился еси. Юрода себе волею сотворив, богомудре, премирнаго разумения исполнился еси. Темже и Духа Святаго сосуд избранный явился еси, житием твоим страннолепным украшен. Молитвы твоя обнощь к Небесем возсылая, дневною же милостынею больным и страждущим благотворя, сердца их любовию согревал еси, Василие небомудренне, чадо верное Отца Небеснаго. Богородичен: Н еискусобрачная Дево, Бога плотию рождшая, утверди мя, страстными прилоги приклонена, несть бо разве Тебе иныя Помощницы. Седален, глас 5: Плотское мудрование отринув издетска, нищету и странство Христа ради, стяжав, венценосец Божий на земли явился еси, Василие блаженне. Ныне, молим тя: буди нам, омраченным страстьми землеретными, светлый путевождь ко Христу, Солнцу правды. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Милосердия Твоего ради, Богородительнице Пречистая,/избави ны, Тя смиренно умоляющих,/от всех козней вражиих и скорбных обстояний. Песнь 4 Ирмос: С едяй в славе на Престоле Божества,/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный,/нетленною Дланию, и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей. Милостыню с благодарением от простецов приемля и нищей братии ю предавая, снег и дух бурен, мраз, и вар дневный благодушно претерпел еси, святе, силою Божиею укрепляемь. Молим тя ныне, блаженне Василие, услыши прошение наше и, помощь молитв твоих подавая во благовремении, усмири вся брани житейския, да, предстательство твое обретше, прославим Милостиваго Бога. Молим тя паки, славне Василие: юныя вразуми путем заповедей ходити, старцы и в немощи сущия укрепи, подвизающияся же на дела благая направи. Богородичен: Г оспоже, Всепетая Богородице, Мати всех Творца, помышления моя молитвами Твоими очисти и благоплодна покажи. Песнь 5 Ирмос: У жасошася всяческая/о Божественней славе Твоей:/Ты бо, Неискусобрачная Дево,/имела еси во утробе над всеми Бога/и родила еси Безлетнаго Сына,/всем воспевающим Тя/мир подавающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стих: Г осподь хранит пришельцы,/сира и вдову приимет. Мира красоту и всяческая, яже в мире, оставив,/Единому Христу последовал еси/и сетей вражиих избежал еси,/премудре Василие,/ныне же, на Небесех с лики святых Престолу славы предстоя,/молися грехов прощение нам даровати/и Царствия Небеснаго достигнути. Стих: Г осподь возводит низверженныя,/Господь любит праведники. Безумен в мире наречен,/жителей града Рязани мудрости Христовой наставлял еси,/нищету духовную стяжав,/милостыню бедным щедро раздавал еси,/скорби же и нужды претерпевая,/в печали сущих утешал еси./Помози и нам, святче Божий,/крест жития земнаго безропотне понести/и Царствия Небеснаго достигнути. Слава, глас 7: Лик святых земли Рязанския житием праведным украсив,/новый предстатель о Отечестве нашем явился еси,/угодниче Христов Василие,/темже ныне со святителем Василием и новомученики Церкве нашея/предстательствуй о всех нас,/любовию тя почитающих. И ныне, глас тойже: Под кров Твой, Владычице, вси земнороднии, прибегающе, вопием Ти:/Богородице, упование наше,/избави ны от безмерных прегрешений/и спаси души наша. Тропарь, глас 4: Молитва усердная пища и питие тебе бысть,/блаженне Василие,/в несении креста жития странническаго/любовь Христову познал еси./Оком чистым будущая, яко настоящая, прозревая,/радость и от бед избавление требующим твоея помощи даровал еси./Темже и нас, яко Божий избранник,/не забуди твоими ходатайствы,/Христа Бога о нас умоляя. На утрени По 1-м стихословии седален, глас 1: Безумием мнимым безумие мира обличив, блаженне Василие, образ терпения и незлобия явил еси. Мы же, предстательство твое к Богу ведуще, просим тя: молися за ны ко Господу, да спасет души наша. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице Пречистая, архангельский глас приносим Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. По 2-м стихословии седален, глас 2: Дадеся ти благодать от Бога, блаженне Василие, пещися о людех, недужныя целити и скорбныя утешати. Темже мы, ныне память твою совершающе, тепле зовем: помяни и нас в твоих святых молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1717 году заведена была игольная фабрика Томилиным и Рюминым с привилегиею на 30 лет при запрещении вывоза игл из-за границы. По близости к Петербургу важное значение имели Олонецкие заводы, которыми управлял иностранец Геннин. Мы должны познакомиться с этим замечательным деятелем эпохи преобразования, и самое лучшее средство к этому знакомству – переписка его с царем. Так, в марте 1715 года Геннин писал Петру: «Воистину я опасаюсь вашего царского гнева, что не мог исполнить всех указов. Почитай, на каждую неделю вновь указы присылаются, а тут еще вновь работы и припасов спрашивают в Петербург и в Архангельск, и от такой великой и крутой работы, и от высылки подвод, и от строения кат и шкун, и от смоляного куренья, сверх заводской нужды, остальные мужики разбегутся: они складывают уголь, известь, руду, гоняют подводы, отправляют заводские работы да еще платят мелкие подати, так что приходится на каждый двор по 30 рублей, – сам изволь рассудить о такой тягости! Я не для себя только, а для тебя и для народа, а тебе необходим будет завод в нынешнее время». Что отвечал ему на это Петр, видно из письма Геннина к нему, написанного в апреле: «Вашего царского величества всемилосердное письмо с великою радостию я принял; и за такое милостивое благодарное письмо я должен, раб, не только ручки, но и ножки у тебя, государя батюшки, поцеловать и рад тебе, сколько мочи есть, в вашем деле радеть с радостию. Прошу и пишу бескумплементно: ежели не помилосердствуешь о прибавке к здешнему уезду другого, то истинно содержать всех заводов будет невозможно. Я тебе, батюшка, лучшего ищу: ежели будет хотя немного легче здешнему народу и прибавлено в помощь ему, то надеюсь, что 8000 дворов, которые давно пусты, опять наполнятся. Ты ныне пойдешь в поход, а без тебя в Сенате на мою просьбу решения не будет и опять дело будет отложено в долгий ящик». Упоминаются селитряные заводы в Казанской губернии майора Молоствова; в Воронежской губернии – в Тамбовском, Шацком, Темниковском, Кадомском уездах; также в Киевской губернии; купоросные заводы Савелова и Томилина в Московском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Сев. часть осваиваемого края входила сначала в Краснослободский, а потом в Наровчатский присуд Темниковского у. В 1635-1636 гг. построены и заселены крепости Н. Ломов и В. Ломов (заштатный город с 1797, село с 1925), к-рые в 1636 г. упоминаются уже как города. Вероятно, тогда же (по мнению М. С. Полубоярова, ок. 1645) образованы Нижнеломовский и Верхнеломовский (Верхоломовский) уезды. Местные органы власти появились в новых уездах не сразу, первоначально уезды фактически входили в состав Ломовского «круга» (округа) Темниковского у. Территорию современных Вадинского и Спасского районов П. о. первыми начали заселять переведенцы из Шацкого и Кадомского уездов. В 1636 г. был построен Буртасский острог на р. Вад, в 1639 г. кадомские служилые татары перенесли острог на новое место, на приток Вада р. Керенса (ныне Керенка), в связи с чем он получил название Керенский острог (с 1646 г. Керенск, с 1926 село, в 1940 переименовано в Вадинск). В 1639 г. в Н. Ломове было создано управление, подчинявшееся властям в Темникове. Новые поселения появились в крае после основания Пензы (1663), что привело к возникновению Пензенского у., куда вошли помимо Пензы обширные территории: все Посурье и Засурье, земли по р. Уза и верховьям рек Мокша и Хопёр. Во 2-й пол. XVII в. на территории совр. П. о. существовали 4 уезда: Пензенский, Керенский, Верхнеломовский и Нижнеломовский. Часть территории оставалась в Темниковском, Кадомском и Шацком уездах. Территория совр. П. о. пострадала в ходе восстания С. Т. Разина 1670-1671 гг. В связи с тем, что регион являлся пограничным, здесь действовало еще и военно-адм. деление. В результате губ. реформы 1708 г. территория совр. П. о. оказалась в составе Казанской (Пенза с пригородами Рамзаевский и Мокшанск, а также Пензенский у.) и Азовской (вся остальная территория) губерний. В 1709-1710 гг. здесь существовало ок. 600 населенных пунктов, где проживало примерно 90 тыс. чел. Летом 1717 г. регион подвергся т. н. Большому Кубанскому погрому (в нем участвовали ногайцы, черкесы, адыги и казаки-некрасовцы), в ходе которого многие населенные пункты были уничтожены, а число убитых и уведенных в плен составило почти 18 тыс.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010