Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Слова готовы дать ответ и проч. должно соединить с словами: являть добрую деятельность (иметь добрую совесть). Ибо когда будете делать это с кротостью и приличием, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть, и имеющих дурное понятие о вас постыдите. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готовым к отчету в вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога. Ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам. Нужно заметить, что эти слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, что нам отвечать (Лк. 21, 14), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то Господь, говорит о свидетельстве, а апостол Петр — об учении. Ибо кто думает, что знает что-нибудь без разумения и исследования, тот вызывает на себя хулу. Ибо знание неразумных — неисследимые слова. Иначе. Поскольку обвиняли нас во многих беззакониях и выставляли надежды наши напрасными, то апостол заповедует готовить обдуманные ответы и иметь жизнь достохвальную, которую и называет совестью. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных. Представляется причина, не на то впрочем, что перед этим сказано, но на то, что сказано немного выше, именно на слова: если и страдаете за правду, то вы блаженны (ст. 14), потому что лучше терпеть зло за добрые дела, нежели за злые. Если же кто захочет относить причину эту к ближайшей предшествующей речи, то слова добрые дела нужно понимать не о благотворительности другому, но вообще о добродетели; так же нужно понимать и слово злые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Были также затронуты и проблемные вопросы. Один из главных – это материальная поддержка миссионерской деятельности. К сожалению, многие миссионеры сетовали на то, что не получают никакой финансовой поддержки от епархии. Церковные средства идут куда угодно, только не на миссию. Выступавшие священники обратились к Патриархии и Миссионерскому отделу Церкви с просьбой взять этот вопрос под пристальный контроль. Зачастую, вся миссия в епархиях держится на энтузиазме нескольких священников и мирян, тогда как сектанты вкладывают громадные деньги в проповедь своего учения, не скупясь ни на рекламу, ни на благотворительность, ни на подарки. Я выступал на конференции одним из последних и коснулся темы, которая не была озвучена ни на секции, ни на пленарных заседаниях. Я напомнил слова Христа о последних временах: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф.18:7). Соблазны должны были прийти, и они пришли. Не осталось ни одной области человеческой жизнедеятельности, которую не затронул порок. Золотой телец проломил все стены. Но обратим внимание на вторую часть слов Господа: горе тому, через кого соблазн приходит. Когда Спаситель совершал Свое служение, Его страшно боялись руководители еврейского народа: саддукеи и фарисеи. Он обличал их за то, что они своей трактовкой Писания, своим законничеством извратили Божьи заповеди и внесли соблазн в свой народ. Вот за это правдивое обличение и ненавидели законники простого проповедника, и, боясь популярности Христа, пытались схватить Его в уединении. При этом вспомним, что Господь обличал их совсем не политкорректно (как бы сейчас сказали): «Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?», «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того», «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» и т.д. Не удивлюсь, если бы современная лингвистическая экспертиза обнаружила в этих словах признаки экстремизма.

http://pravoslavie.ru/38097.html

В Послании к Римлянам та же метафора употреблена в том же значении, однако список служений совпадает с приведенным лишь частично: И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием ( Рим. 12:6–8 ). Общими для обоих списков являются дары пророчества и учительства. Служение «управления» (κυβερνσεις) из Первого Послания к Коринфянам можно отождествить с функцией начальника (προστμενος – предстоятель) из Послания к Римлянам: в обоих случаях речь идет о формирующейся высшей иерархической власти, то есть о том служении, к которому Павел в пастырских посланиях применяет попеременно термины «епископ» и «пресвитер». «Вспоможения» (ντιλμψεις) и «служение» (διακονα) – близкие по смыслу термины: оба могут указывать на функции, исполняемые диаконами. В остальном два списка различаются: в первом акцент делается на харизматические служения, во втором – на социальную и благотворительную деятельность (к этой области относятся функции раздавателя и благотворителя). Для полноты картины приведем сравнительную таблицу списков церковных служений, или «дарований» (даров Духа), из разных посланий Павла: Рим. 12:6–8 Пророчество Слово мудрости Апостолы Апостолы Апостолы Служение Слово знания Пророки Пророки Пророки Учитель Учители Учители Евангелисты Увещатель Дары исцелений Чудотворцы Пастыри Раздаватель Чудотворения Дары исцелений Дары исцелений Учители Начальник Пророчество Вспоможения Говорят языками Благотворитель Различение духов Разные языки Истолкование языков Управления Разные языки Ни в одном из пяти случаев Павел не ставит перед собой цель дать исчерпывающий список существовавших в Церкви его времени служений и дарований. Все эти служения находились в стадии формирования, не устоялась и связанная с ними терминология. Однако общий принцип иерархического устройства Церкви был заложен уже тогда, и именно он отражен в образе тела и членов, которые имеют разное достоинство, но все важны для церковного организма ( 1Кор. 12:14–17:21–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В свою очередь мне приятно передать Вам и всем здесь присутствующим любовь нашего Антиохийского Патриарха Блаженнейшего Иоанна X . Прославляя ныне Архангела Гавриила, мы живем благовестием — таинством чрезвычайной любви Божией. Бог нас любит, и хочет, чтобы мы подражали Ему в любви ко всем людям, дабы слава Его воссияла во всем мире. Суть служения Архангела Гавриила — исполнение воли Божией. Так же и мы призваны исполнять волю Божию — в этом есть наша свобода, радость, мир и победа над злом. Мы молились, чтобы заступничеством Архангела Гавриила Господь избавил нас от бед и, в частности, от эпидемии, которая во многом изменила нашу привычную жизнь. В этом мире много тьмы, но мы веруем, что " свет во тьме светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1:5). Еще раз благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за сегодняшнее богослужение, где мы свидетельствовали вместе о единстве наших Церквей в духе любви и мира». В память о совместном богослужении владыка Нифон вручил митрополиту Илариону и епископу Антонию святые панагии, а архимандриту Филиппу (Васильцеву) — памятный крест. В слове к участникам торжества митрополит Волоколамский Иларион передал им приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель Отдела внешних церковных связей подчеркнул: «Каждый год мы собираемся здесь, на Антиохийском подворье, чтобы прославить небесного покровителя этого храма — святого Архистратига Божия Гавриила. Я хорошо помню, как еще в далекие советские времена, когда я был школьником и приходил в этот святой храм, здесь уже нес свое служение архимандрит, а потом епископ Нифон. Все это выглядело по тем советским временам довольно необычно, потому что в храме стояли скамеечки, присутствовали какие-то дипломаты, часть богослужения совершалась на незнакомых языках… Но уже тогда владыка Нифон нес свое служение не только как представитель Антиохийской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле, но и как пастырь. В условиях, когда Церковь была гонимой, владыке удавалось многое из того, что не было доступно простым московским священникам, потому что он был иностранцем, имел почти дипломатический статус, ему пожимали руку сильные мира сего. И не то чтобы он пользовался какой-то неприкосновенностью, но атеистические власти на многое закрывали глаза: и на то, что здесь осуществлялась пастырская работа, и на то, что здесь занимались миссионерской и благотворительной деятельностью, и на то, что здесь многократно совершалось таинство святого Крещения, и на то, что владыка спасал иконы и иконостасы, которые подлежали уничтожению или изъятию у Церкви. Никому ни о чем не говоря и ничего не анонсируя, он сам узнавал о таких случаях, и теперь многие спасенные тогда иконы присутствуют в иконостасах наших храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5832075.ht...

Ваше Высокопреосвященство, можно ли сказать, что за все это время духовно изменялись люди? Конечно же, люди меняются. А сейчас особенно. В наше время все есть для такого развития: и литературы предостаточно, и духовно-просветительские мероприятия проводятся, вечера, беседы, встречи. Православные выставки-ярмарки с духовной программой вот уже который год организуются в райцентрах епархии, что раньше только в столице было возможно. Слава Богу, светская власть нам помогает. Думаю, сегодня всем понятно, как много мы утратили за годы воинствующего атеизма и что нужно объединять усилия, консолидировать общество. Единственный позитивный путь – вернуться к нашему культурно-историческому наследию, вере предков и на этой базе строить будущее. Наверное, не так все просто, Владыко. Жизнь не стоит на месте и подбрасывает нам, как говорят, все новые вызовы. Это безусловно. Но сегодня и деятельность Церкви вышла на более высокий виток: неизмеримо увеличились требования к епархиям, очень много внимания стало уделяться духовно-просветительской работе с разными слоями населения и особенно борьбе с грехом детоубийства, а также социальным вопросам. Церковь вместе с государственными структурами изыскивает свои возможности, призывает людей к милосердию, благотворительности, напоминая о главной заповеди Божией – любви к ближнему. Но, Ваше Высокопреосвященство, есть мнения даже среди священнослужителей, что задача Церкви – в другом, и нет ли опасности отдать все приоритеты социальному служению? Социальное служение – это дела милосердия. Если откроете в Евангелии от Матфея 25 -ю главу, где описывается Страшный Суд, то прочтете: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» ( Мф.25:41–43 ). И что тут философствовать – все предельно ясно. Другое дело, если храмы только этим начнут заниматься, забудут первостепенную свою задачу – Богослужения, Святые Таинства церковные и переключатся сугубо на дела социальные – вот это будет просто преступление. Но если сейчас есть возможность нести добро в наш безмерно нуждающийся мир, а мы этого не будем делать, – какие же мы христиане?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Внутренняя же жизнь человека, его убеждения, его вера не должны контролироваться государством. Не должно быть никаких ограничений свободе мысли, совести. Естественной границей свободы одного человека может считаться только свобода другого человека и ничто другое. Нынешнее состояние общества породило массу уродливых явлений – бедность, нищету, безработицу. Большая часть народа оказалась отброшена далеко за черту бедности. Забота об этих людях является неотъемлемой частью служения Церкви, как написано: " ...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Матф. 25, 31-46). Но Церковь должна помнить о том, что заботиться о слабых можно не только путем личной или организованной благотворительности, но и путем принятия соответствующих законов. И здесь Церковь должна высказать свою общественную позицию. Необходимо понимание не только благотворительной, но и правовой деятельности как формы христианского служения, как любви, выраженной на уровне общества. Поэтому наш христианский долг – участвовать в законотворчестве, реализуя в таковом Божественное видение мира и систему ценностей, преподанную нам Христом. Это не просто. Большинство не захочет понимать нас, потому что ценности мира и ценности Христа слишком сильно различаются. Путь христианина усыпан не столько розами, сколько терниями, о чем Сам Господь сказал: " Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков...Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас " (Мф. 10,16-17). Однако у нас нет выбора. Тот, кто решил последовать за Христом, должен следовать за Ним во всем и до конца. Самоустранение от общественной жизни означало бы, что мы отдаем жизнь общества на откуп дьяволу. Поэтому, если Церковь как общественный институт и не должна напрямую участвовать в общественно-политической жизни, то политическая жизнь верующих не должна ограничиваться. Священнослужители же должны оказывать им в этом посильную помощь во избежание появления политических движений, берущих за основу христианские идеалы, но не имеющих тесного контакта с Церковью и потому неизбежно скатывающихся до примитивного использования этих идеалов в своих личных или корпоративных целях.

http://religare.ru/2_78576.html

Во многих других местах Св. Писания от людей требуется, чтобы их любовь была подобна любви И. Христа и простиралась до пожертвования своею жизнью; напр., Иоан. 15:12 ; 2Кор. 12:15 ; 1Солон. 2:8 и друг. И это требование исполнимо, благодаря непобедимой силе, которую сообщает людям любовь Божия. Об этом в сильных и пламенных словах свидетельствует апостол Павел ( Рим. 8:35–39 ), сам подтвердивший свое свидетельство трудами, страданиями и самою смертию, подъятыми им из любви к Богу. То же подтвердили все вообще апостолы своею деятельностию, жизнью и смертию. Подражали им в этом целые сонмы христианских мучеников, живших в первые века христианства и страдавших за любовь ко Христу. Были подобные им и во все времена, есть таковые и теперь, будут и после. A в первые века христианства были даже и целые церкви (Македонские), которые, среди великого испытания скорбями и при глубокой нищете, отличались такой необыкновенной благотворительностью, что привели в удивление самого апостола Павла, сказавшего о них, что они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам, т. е. апостолам, no воле Божией ( 2Кор. 8:1–5 ). В Св. Писании мы находим указание и на то, что сообщение есть существенное свойство истинной любви. – Так, в людях богатых существенным признаком любви признается вспомоществование бедным, a вспомоществование есть сообщение своего другим. Кто имеет достаток в мире, говорит Иоанн Богослов, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Иоан. 3:17–18 ). Затворяет сердце свое от бедного и вместе с тем запирает от него и имение свое – это значит, что он не сообщает бедному ни духовного дара, напр., слова утешения, сочувствия, сострадания, ни вещественного. Нет сообщения своего другому, нет и любви. По учению Самого И. Христа царство Божие наследуют те, которые отличались делами благотворительности: питали алчущих, поили жаждущих, одевали нагих и т. п. ( Мф. 25:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Возвращаясь к благотворительности. Апостол Павел говорит: я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой Никакой пользы от внешнего, лицемерного творения благих дел нет, если нет любви, которая милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все (1Кор.13) Можно ли сказать о том, что конкурсы красоты основаны на сестринской любви между участницами? Что, - соперницы друг другу не завидуют? Не бесчинствуют, выставляясь почти нагишом? Не превозносят себя над другими? Не гордятся собою? Не ищут своего? Да ничего подобного! xenia 13 ноября 2013, 02:48 Девочек учить нужно кроткости, доброте, женственности, готовить их к материнству и замужеству, а не к кривлянию да еще за деньги. У нынешнего поколения должны быть герои, которые помогали жить и продолжать род человеческий веками Николай 12 ноября 2013, 02:51 Анатолию. А у каждого из нас какой путь был " до этого " ? И наркоманы и алкоголики и проститутки... Ради которых Господь и пришел! А свт. Николай пишет женщине,смиряя ее неверный,восторженный настрой. Указывая,что мера ответственности и кол-во соблазнов у ее дочери резко возрастет. Посмотрите речь участницы конкурса мисс земля 2012 - Натальи Переверзевой,о России. Natalia 11 ноября 2013, 20:54 Расскажу историю дочери своей знакомой,которая свои несбывшиеся мечты решила реализовать в своих дочерях.Внушала им,какие они красавицы. Если старшая была симпатичной девушкой,то младшая просто некрасивой. Мама вбивала в эту глупую голову,что она добьется больше успехов,чем старшая,которая выиграла какой-то конкурс и была приглашена в модельное агенство.Ума хватило старшей,которая сама поступила в Университет прекратить всю эту " деятельность " . Сама мне рассказывала,чем это стадо,как она назвала толпу моделей,должно заниматься:секс для связей,наркотики,алкоголь. Встретила молодого человека,студента.Полюбили друг друга.

http://pravoslavie.ru/35789.html

— Возможно ли, на Ваш взгляд, повторение подобных гонений на христиан — у нас или где-либо еще? — Такого масштаба гонения возможны лишь при участии государства, зачастую их начало непредсказуемо, за исключением того, что уже названо Христом. Важно то, что Господь предупредил нас, как следует себя вести в период наступивших гонений. Мы же можем говорить лишь о достойном христианина образе жизни, когда гонения есть и когда они отсутствуют. В условиях отсутствия гонений человек созидает свою душу и созидает еще что-то в окружающем мире. Он строит, по слову апостола Павла, на основаниях, состоящих из разных материалов — из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1 Кор. 2:12). В отсутствие гонений человек может заниматься широкой благотворительностью, просвещением, миссионерской деятельностью. Но когда наступает период гонений, он вынужден заниматься лишь главным — созиданием своей души в кругу единомысленных ему христиан. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, из двенадцати лет своего первосвятительского служения почти все двенадцать лет провел в ссылке и заточении, но сам лично ничего от этого не потерял. Вместе с апостолом он учит нас: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 2:16-18). Беседовала Мария Хорькова Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6108469...

Вопрос об организации прихода занял важное место в деятельности Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917–1918 гг. Определением Собора от 7/20 апреля 1918 г. был принят приходский устав, определивший структуру и задачи православного прихода. По поручению Собора архиепископы Тверской Серафим и Пермский Андроник вместе с мирянами Л. К. Артамоновым и П. И. Астровым составили «Введение к приходскому уставу» 316 , в котором приводились богословские и историко-канонические основания нового устава. Как указывалось во «Введении», осуществлением церковности как благодатной жизни Тела Христова с начала христианства были отдельные, возглавляемые епископами, малые церкви. С умножением численности паствы епископы разделили свои епархии на части, поручив управление ими пресвитерам, действующим по уполномочию от епископа. Основой церковного тела стали, таким образом, малые церкви-приходы. Всякий член прихода, в соответствии с полученными им дарованиями и полномочиями, несет в приходской жизни свое послушание, через которое осуществляется его назначение в составе церковного тела, а также дело его личного спасения. Как уклонение от своего назначения-послушания, так и попытка восхитить недарованное служение, вносит расстройство в жизнь церковного тела и препятствует делу спасения души. Правильная церковная жизнь в приходе должна устрояться по завещанию ап. Павла ( Рим.12:3, 6–8 ). Ответственными руководителями и устроителями всей приходской жизни являются облагодатствованные архиереем пастыри, а под их руководством – клирики и миряне, прилагающие свои силы и способности для благоустроения прихода: одни участием в богослужении и уходе за храмом, другие в в благотворительности, третьи в просвещении, иные в увещаниях заблудших и т. д., по слову апостола ( Еф.4:11–12 ). К такому обществу спасающихся христиан применимо то, что сказано о первых христианах: «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ... находясь в любви у всего народа» ( Деян.2:42, 44–45, 47 ). «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» ( Деян.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010