Отец Максим Первозванский: «Для многих верующих Бог – на третьем месте» 07.04.2022 13:55:55 В Русской Православной Церкви в среду встречают праздник Благовещения пресвятой Богородицы. Когда фраза " Бог в душе " становится самообманом, можно ли прикладываться к иконам в храме в условиях пандемии, и почему Бог выбрал для Благой Вести Деву Марию, рассказал в интервью РИА Новости известный православный миссионер, клирик храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Беседовал Артем Буденный. – Отец Максим, воплощение Бога в человеке известно только в христианском вероучении? В чем важность, исключительность события благовещения для человечества? – Учение и представление о Боге как о едином творце неба и земли – это достаточно уникальное явление для Древнего мира. Всевозможные представления о рождении полубогов и их воплощения известны в дохристианском мире. Но в отношении язычников мы не можем говорить, что воплотился тот, кто сотворил небо и землю – и в этом уникальность.     – Какой смысл (символическое значение) заложен в событии Благовещения? О чем стоит подумать в связи с праздником? – Размышления о празднике Благовещения могут привести нас к целому ряду мыслей, в первую очередь, это размышления о том, кем должна была быть та девушка, которая стала матерью Бога. Например, Иоанн Дамаскин смысл всего Ветхого Завета, то есть всей дохристианской истории, сводит к одному слову – Богородица. Когда архангел Гавриил явился ей (и сказал: " И вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус " , Лк 1:31 – ред.), она сначала пребывает в недоумении, задает вопросы, " как будет это, когда я мужа не знаю? " , а потом соглашается, отвечает: " Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему " . И в этом ее согласии – удивительный и, пожалуй, главный пример христианского смирения перед Богом, которое может проявить человек. И именно через это ее смирение Бог может войти в человеческую историю. – Почему Бог сошел с неба и воплотился в человека, как сказано в Символе веры, " нас ради и нашего ради спасения " , именно в тот момент?

http://radonezh.ru/2022/04/07/otec-maksi...

Итальянская школа, а за ней и мы, стали изображать Архангела какой-то изнеженной девочкой с растрепанными волосами, в полурубашке, а некоторые – с накинутым плащом, босиком, подчас даже с голыми коленями, с цветком вместо жезла в руках, как будто одна барышня подносит другой для забавы цветок. Архангел Гавриил благовествовал Богородице не о забаве, а об имеющем родиться от нее Спасителе, держащем в Своих руках жезл управления всей вселенной. Вскоре после Благовещения Богородица пошла к своей родственнице, праведной Елизавете. Евангелист Лука так говорит об этом посещении. «Вставши же, т. е. собравшись, Мария во дни сии с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету» ( Лк. 1:39–40 ). Эти слова ясно говорят, что Богородица вошла в дом Захарии, т.е. вошла во внутренние комнаты и там уж проговорила свое приветствие праведной Елизавете. Последняя, по-видимому, в это время находилась в другой комнате и оттуда услыхала голос и приветствие Марии. «Но когда Елизавета услыхала это приветствие, говорит Евангелие, то взыграл младенец во чреве ее, и Елизавета исполнилась Духа Святаго и воскликнула громким голосом: «Благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего». ( Лк. 1:41–42 ). На эти слова Богородица сказала: «величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». ( Лк. 1:46–47 ). Можно предположить, что во время этой молитвы, в комнате, кроме Богородицы, никого быть не могло. Как же поэтому следовало бы изображать встречу Святой Девы Марии с праведной Елизаветой? По моему мнению, Богоматерь надо бы писать так, как пишется у нас Знамение Пресвятой Богородицы, означающее молитву ее: «Величит душа моя Господа» и т.д. Праведную же Елизавету можно изображать отворяющей дверь и поспешно идущей навстречу Пресвятой Деве. Как известно по Евангелию, Богородица прогостила у Елизаветы около трех месяцев, до времени рождения Елизаветой Иоанна Крестителя, и возвратилась в дом свой к обрученному ей мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. 7 апреля православные празднуют Благовещение. “Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. 7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Только после ее согласия, Слово становится плотью.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-smysl-p...

Что говорила святая Дева Мария архангелу при его благовестии, и что ответил ей архангел? Святая Дева Мария, помня свой обет не выходить замуж, сказала ангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Ангел отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего, т.е. Божья, осенит Тебя; посему и рожденный Тобою будет Свят и наречется Сыном Божиим» и при этом прибавил: «Вот и Елисавета 50 родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей». Какими словами Святой Девы Марии заключено Благовещение? Тогда св. Мария со смирением и покорностию воле Божией сказала ангелу: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». И ангел Гавриил отошел от нее. Скажите о посещении Пресвятою Богородицею Елисаветы. Куда ходила Пресвятая Богородица после благовещения? Вскоре после архангельского благовестия святая Мария отправилась к родственнице Елисавете, жене Захарии. Что воскликнула святая Елизавета при свидании с Богородицею и что отвечала на ее слова Богородица? Лишь только взошла она в дом Захарии и приветствовала Елисавету, как Елисавета исполнилась Духа Святого и воскликнула: «Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего! Откуда мне такое счастье, что пришла ко мне Матерь Господа моего?» Мария же отвечала: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей: ибо от ныне блаженною нарекут меня все племена». Скажите о успении Божией Матери. Сколько и где жила Пресвятая Богородица после вознесения Христова? После вознесения Иисуса Христа на небо Пресвятая Богородица жила на земле 15 лет. Жила она в Иерусалиме, у евангелиста Иоанна Богослова, которому со креста Иисус Христос повелел быть для нее вместо сына, а ей для него вместо матери. Что она делала в это время? Подобно апостолам, она проповедывала о Христе Спасителе. Она любила часто посещать те места, где пребывал Сын ее Господь во время земной своей жизни. Как и где извещена была Пресвятая Богородица о своем успении? В одно время она молилась в саду Гефсиманском, – в том месте, где Господь молился перед своими страданиями. Тут явился ей архангел Гавриил и сказал, что через три дня последует ее успение, т. е. смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

И вот Она Сама становится Богоматерью. Свершается дивное событие Благовещения и Боговоплощения. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:30–33 ). Невозможно передать мысли и чувства, наполнявшие тогда душу Божественной Избранницы. Несомненно одно: Она приняла это благовестие в глубочайшем смирении и с решимостью беспрекословно исполнить все, чего ждет от Нее Избравший Ее на столь великое служение Господь. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» ( Лк. 1:38 ) – было Ее ответом небесному посланнику. С необычайной силой вдохновения говорит о том, что последовало затем, наш великий отечественный святитель, митрополит Московский Филарет: «То, что произошло вслед за словами Марии: «да будет Мне по слову твоему», должно привлечь внимание каждого мыслящего человека. В дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: «да будет!», слово Творца немедленно производило различные творения. Но в этот беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мария изрекла Свое кроткое и послушное: «да будет» – едва дерзаю выговорить, что тогда последовало, – слово творения Божия низводит в мир Творца... Необходимо было Ее смиренное «да будет», чтобы воздействовало величественное Божие определение, возвещенное чрез Ангела. Что же за сокровенная сила заключается в этих простых словах: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», произведшая столь необычное действие? – Эта чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волей, мыслью, душой, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием. – Христиане! О, если бы каждый из нас, хотя помалу; приобщился этой богодейственной силы, молитвами Преблагословенной Девы Марии! (Слово в день Благовещения Пресв. Богородицы, сказанное в 1822 году. – Слова и речи, т. 2. 1821–1826. М., с. 64–65).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Недалеко от православного храма, на месте, где, по самому раннему христианскому преданию, находился дом Марии и Иосифа и где произошло Благовещение, стоит католическая базилика Благовещения. Внутри храма возвышается известковая скала, почитаемая домом Иосифа. Несколько ступеней вниз ведут в пещеру, где совершилось Таинство Воплощения. Еще несколько ниже – горница Пресвятой Девы Марии; надпись на мраморной звезде под престолом гласит: «Здесь Слово стало плотью». Также поем Песнь Пресвятой Богородице Богородице Дево, радуйся,/Благодатная Марие, Господь с Тобою./ Благословенна Ты в женах/и благословен Плод чрева Твоего,//яко Спаса родила еси душ наших. Тропарь архангелу Гавриилу, глас 4 Небесных воинств Архистратиже,/молим тя присно мы, недостойнии,/да твоими молитвами оградиши нас/кровом крил невещественныя твоея славы,/сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия:/от бед избави ны,//яко чиноначальник Вышних сил. Недалеко от православного храма, на месте, где, по самому раннему христианскому преданию, находился дом Марии и Иосифа и где произошло Благовещение, стоит католическая базилика Благовещения. Внутри храма возвышается известковая скала, почитаемая домом Иосифа. Несхолы ко ступеней вниз ведут в пещеру, где совершилось Таинство Воплощения. Еще несколько ниже – горница Пресвятой Девы Марии; надпись на мраморной звезде под престолом гласит: «Здесь Слово стало плотью». Кондак, глас 8 Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя,/пренеисчетныя и страшныя Троицы/Ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче,/ныне непрестанно моли/избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти:/радуйся, покрове рабом твоим. Синагога, в которой учил Иисус Евангелие от Матфея 13, 54–58 (Мк 6, 1–6; Лк 4, 16–30; Лк 6, 6–11) И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их. Гора свержения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Она смутилась от слов его, будучи не привыкшей к общению с мужчинами... И размышляла Сама в Себе, что бы это было за приветствие. Архангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога ( Лк. 1:29–30 ). Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус ( Лк. 1:31 )»... Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она... вот как отвечает на слова Ангела: «Как будет Мне это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ) Ты говоришь невозможное... ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя»... На это посланник истины Ей ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ). Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества Своей властью изменяет его пределы». Некоторые стихиры также в поэтической форме воспроизводят речь Архангела, обращенную к Пресвятой Деве: Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к небесем приводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Невесто Неневестная, с Тобою Господь. Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, Гавриил предстал, лобзая Тебя и говоря: радуйся, земля незасеянная; радуйся, купина неопалимая; радуйся, глубина бездонная; радуйся, мост, приводящий к небесам, и лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, божественный сосуд с манной; радуйся, освобождение от проклятия; радуйся, Невеста Неневестная, с Тобою Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иосиф: „Скажи мне прямо, кто был тот чужестранец и предатель, который пришел в мой дом, как некий соглядатай, в мое отсутствие из града Назарета»? Богородица: „В то время как Я взяла сосуд, чтобы почерпнуть воды для питья, Я услышала тихий голос, говорящий: радуйся, благодатная, Господь с Тобою». Иосиф: „От века не было слыхано, чтобы от звука слов зачинала дева, дотоле не чревоносившая; да и отцы не возвестили нам, чтобы случалось подобное в древние времена». Богородица: „разве не написано у пророков: Дева во чреве зачнет и родит сына“ (Ис. 7:14)? Не скажешь ли Ты, что и пророки обманывают? Итак, Иосиф, ты ошибаешься, сильно возмущенный». Иосиф: „теперь я скажу, Мария, что Ты последовала по стопам Своей матери Евы; но та была отлучена от рая, как обратившая внимание на шептавшего ей; а Ты будешь изгнана из дома моего, как виновная». Богородица: „Я знаю, что Твой ум поражается преславным таинством чудесного чревоношения. Но не Я стала причиною случившегося события, ибо с детства Я навыкла служить Господу Творцу». Иосиф: „Не сказал ли я Тебе: покажи мне злодея дома моего, и я освобожу Тебя от подобной вины? Не сказал ли я Тебе: уходи скорее к возлюбленному Своему? На что же Ты еще надеешься»? Богородица: „Я не знаю хорошо, где пребывает он. Я, действительно, хотела бы встретиться с ним, – желала бы созерцать его достойную кисти красоту и беседовать с ним, ибо он сказал Мне: „радуйся“. Иосиф: „Не достоин ли я заплевания? я взял Тебя девой из дома Господа моего и не сохранил Тебя. Как же отныне я приближусь к Господу Богу моему и исполню повеленное законом»? Богородица: „Поверь пророкам Божиим и не предавайся печали: ибо найдешь написанное у них: се Дева во чреве имать и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил“. Иосиф: „жезл первосвященнический убедил меня взять Тебя из дома молитвы для хранения; и я оставил Тебя со всяким попечением в доме моем; почему же Ты не ожидала, Мария, пока (в моем отсутствии) я совершу дела»? Богородица: „Жив Господь! Скверны чуждого ложа и греха плотской похоти Я не знаю; но Я слышала ангельский глас, взывающий: не бойся, Мариам: обрела бо еси благодатъ у Бога“.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вход Господень в Иерусалим — это цветение Креста. Издревле на обратной стороне креста изображается цветение, и это то, что мы можем видеть в сегодняшнем празднике, в наших ваиях любви и чистоты, которые мы приносим Господу и которые, согласно смыслу Поста, должны быть не только ветвями, срезанными с цветущих верб, но и теми ваиями, которые в этот день Церковь «срывает» с райских деревьев. Господь грядет и зовет всех верных посмотреть на Него. Каков Он на небе, таков и на земле, и как Он действует на небе, так действует и на земле. «Рано ад торжествует», — можем сказать мы о том дне входа Господня в Иерусалим и о сегодняшнем дне, потому что приближается Божья победа. «Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 39). Его Царство грядет и приидет, и Царствию Его не будет конца. Господь сокрушит на Кресте всех Своих врагов, и эти враги — диавол и все наши грехи, и самая смерть. «…Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Мы — Его народ, мы названы Его именем, и мы вслед Ему идем. «Господи, куда Ты идешь?» — «»Куда Я иду, туда вы не можете ныне придти» (Ин. 8, 21), но после все пойдете». «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2). Господь идет впереди всех нас. Впереди каждого из нас, чтобы мы увидели в празднике Благовещения и в празднике Входа Господня в Иерусалим не только грядущую скорую Голгофу, но и Гроб Его, и уже сейчас присутствующее ликование пасхальной зари, и Вознесение Его с воскресшей Плотью, и ниспослание Духа Святаго в Пятидесятницу. Все это есть благовещение праздника, и все это есть путь, который Он открывает для всех, кто идет с Ним. Здесь присутствует торжество Второго Пришествия Господня, когда Он будет приветствовать всех, кто сегодня всем сердцем приветствует Его. «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26), — говорит Господь. Только бы нам не оказаться среди тех, кто, неделя не пройдет, как сменят восклицания торжества и похвалы на крики проклятия. Небо для нас там, где Господь, и что бы ни происходило, мы будем там, где Господь. Благовещение — это «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!» С нами Бог! И мы будем с Ним! Праздник Вхождения в Иерусалим — это наше вхождение в Небесный Град, потому что он вошел в наши умы и сердца навеки. Аминь.

http://moral.ru/вход-господень-в-иерусал...

Своим богопросвещенным умом Она знала, сколько неутолимых страданий и сердечных мук придется вынести Ей вместе с Ее Божественным Сыном. Она знала, что всю ярость обезумевшего от злобы змия, который будет жалить Его в пяту, придется испытать и вытерпеть и Ей вместе с Ним, ради Него и во имя Его. Ее сердце сразу почувствовало, что отныне весь дальнейший путь Ее земной жизни будет не только не земной радостью, но н беспрерывным кровоточением сердца, скорбным и тернистым крестным путем. Но пусть будет так. Она настолько любит Господа, что не колеблясь и безропотно готова принять из Его рук все, что Ему угодно было определить для Нее. " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» ( Лк. 1:38 ). Свершилось предопределенное от века. Послушание смиренной назаретской Девы соделало Ее Матерью Господа, Царицей неба и земли. Она зачала во чреве Своем от Духа Святаго... И отошел от Нея Ангел, Место «второго благовещения», находящееся ныне под главным престолом величественного храма, окружено сделанной золотыми буквами латинской надписью: «Здесь Слово стало Плотию». Под престолом находится мраморный круг, обозначающий то место, где стояла Пречистая Дева, где свершилось по слову Архангела бессеменное Божественное Зачатие. На круге изображен крест, как бы для напоминания о том, что отсюда начался для Приснодевы Марии ее радостно-скорбный крестный путь… «Днесь спасения нашего главизна», т. е. «начало» – поем мы сегодня, возвещая всемирную радость Благовещения. И действительно, воплощение Единородного Сына Божия есть начало спасения всего мира. Через воплощение стало возможным Искупление, а Искупление н последовавшее за ним основание Церкви Христовой принесло всем истинно верующим несомненную надежду на спасение и реальную возможность спастись. Но ведь надежда эта может и не сбыться, а возможность спасения утрачена, если мы окажемся недостойными спасительных плодов Искупления. Слово Божие предупреждает об этом. Оно говорит, что когда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном», в то же самое время многие «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» ( Мф. 8:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010