Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). «Есть Бог» или «Нет Бога» - говорит не ум, но сердце. Почему же оно, однако, говорит то или другое? Как оно выбирает? Ответ на этот вопрос мы вместе с владыкой Вениамином ищем в Евангелии: Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Ин. 7, 17). Опыт хотящего творить, делающего этот внутренний выбор «показывает истинность веры». Далее автор цитирует Первое Послание апостола Иоанна: Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас (4, 6). И продолжает: «Вера - от Бога; в ком Бог, в том и вера будет. И наоборот. Следовательно, дело совсем не в уме и не в знаниях, а в духе, в сердце и еще глубже - в Боге, живущем в сердце и открывающемся ему. А в ком Бог пребывает? - Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том (1 Ин. 3, 24)». Бог не постигается умом, Бог открывается человеку, который «сроден по духу своему Христу Богу», и не открывается тому, кто сделал иной выбор, кто Ему чужд. Неверующий - это человек, утративший сродство Богу, отказавшийся от этого сродства. Познание человеком Бога происходит по мере того, как Сам Господь озаряет обращенного к Нему человека Своим светом - «да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих» (иерейская молитва на первом часе). Книга митрополита Вениамина написана самым что ни на есть живым и естественным языком, без всяких философских терминов и прочих книжных «умностей»; она похожа на большое письмо к человеку, которому автор очень хочет помочь. Конечно, в этом своем тексте я отразила далеко не всю книгу, не всю, так скажем, ее проблематику: она гораздо шире и глубже. Я постаралась сказать о том, что оказалось главным лично для меня - будучи, однако, уверенной, что не для меня одной. Газета «Православная вера» 10 (582) Марина Бирюков http://eparhia-saratov.ru/Articles/verit-legko Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Анны Орловой День Святой Троицы 10 мин., 14.06.2019 Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: " При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян 2, 1–4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. О смысле и истории праздника беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным . Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

У Возлюбленного моего был виноградник… Он обнес его оградой… и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды (Ис. 5 , 1–2). Чуть ниже пророк поясняет: Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев (Ис. 5 , 7). В притче о злых виноградарях тоже кажется все понятным: хозяин виноградника – это, конечно, Бог Отец; виноградари – это еврейский народ и его главы; слуги, которых хозяин посылает за плодами виноградника,– это пророки, и наконец, он посылает сына – это Единородный Сын Божий… Но остается вопрос: из евангельской притчи мы не сразу понимаем, что же такое виноградник. Если для Ветхого Завета виноградник – это именно Израиль, то что есть виноградник в Новом Завете? Но чуть ниже говорится, что хозяин, придя, отдаст виноградник другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21 , 41), и далее Господь поясняет: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие… (Мф. 21 , 43). И теперь нам становится понятно, что виноградник в евангельской притче – это уже не образ Израиля, а образ Царствия Божия, которое явлено в мире в лице Иисуса Христа. Господь в Своей притче не повторяет Ветхий Завет, Он наполняет его образы новым содержанием, происходит некий смысловой сдвиг: Израиль может быть виноградником, только если он привит к Царству, но не сам по себе. И поэтому, когда в Евангелии от Иоанна Господь говорит: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь (Ин. 15 , 1) – и чуть ниже: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15 , 5) – это продолжение того же смыслового ряда, который мы не сможем разглядеть без знания и понимания Ветхого Завета. И есть еще масса подобных примеров. Можно сказать, что даже сами евангельские повествования формируются в связи с чтением Ветхого Завета. Евреев всегда волновали мессианские пророчества, т. е. пророчества о приходе Мессии; в евангельскую эпоху уже существовали подборки таких пророчеств, они известны среди кумранских находок, это так называемые тестемонии, то есть свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Флоренский 1994 – Флоренский П., свящ . Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1994 (Философское наследие. Т. 122) (Florensky, Pavel A., Works in four volumes , Vol. 4(1), in Russian). Флоренский 1993 – Флоренский П.А . Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях/Послесл. и комм. О.И. Генисаретского. М.: Прогресс, 1993 (Florensky, Pavel A., Spatial and Time Analysis in the Art and Graphic Works , in Russian). Флоренский 1914 – Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914 (Florensky, Pavel A., The Pillar and Ground of the Truth: An Essay in Orthodox Theodicy in Twelve Letters , in Russian). Frank 1884 – Frank G . Synergismus//Realencyclopädie D.A. Hauck . Leipzig, 1884. Heft 141–150. S. 103–113.   Ссылки – References in Russian Бирюков 2019 – Бирюков Д . С . Тема иерархии природного сущего в паламитской литературе. Ч. 2. Паламитское учение в контексте предшествующей традиции и его рецепция в русской религиозной мысли XX в. (Философия творчества С.Н. Булгакова)//Konstantinove Listy. 2019. Т. 12. 2. С. 69-79. Бирюков 2018 – Бирюков Д.С. Исследование рецепции паламизма в русской мысли начала XX в.: Вопрос о философском статусе паламизма и варлаамизма, его решения и контекст//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. 5. С. 34–47. Бирюков 2017 - Бирюков Д.С. Тема иерархии природного сущего в паламитской литературе. Ч. 1. Предыстория темы иерархии сущего и возникновение этой темы в паламитских спорах//Konstantinove Listy. 2017. Т. 10. 2. С. 15–22. Бирюков 2012 – Бирюков Д.С. О трактате «Правило богословия» Нила Кавасилы и теме различения между светом и теплом огня у Нила Кавасилы и Григория Паламы//EINAI: Проблемы философии и теологии. 2012. 2 (002). С. 423–440. Гальцева 1995 – Гальцева Р. О типах символа у П.А. Флоренского//П.А. Флоренский и культура его времени/Под ред. Н. Каухчишвили и М. Хагемейстера. Марбург, 1995. С. 278-288. Иванов 1999 – Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 3 т. Т. 1. М., 1999.

http://bogoslov.ru/article/6027790

Упёрся было Барабин. То да сё. Привык, не отдаёт он свою француженку. Однако приказ есть приказ. Пришлось артиллеристу расстаться с пушкой. Обнял он её, расцеловал: — Ну что ж, прощай, родимая. Покатила на склады опять француженка. Случилось так, что генерал Говоров через несколько дней вновь встретил Барабина. Признал он сержанта. Спросил: — Ну, как француженка? Показал Барабин на новую пушку. Была она дальнобойной, скорострельной, самой последней, самой совершенной конструкции. — Да, время другое, другая сила, — сказал Говоров. Сержант-лейтенант Сержант Павел Бирюков служил адъютантом у командующего стрелковым батальоном. Произошло это перед самым нашим наступлением. Получил Бирюков от командира задание отправиться на передовую, установить связь с ротами. Отправился Бирюков. Идёт по обочине леса, вдруг видит — из леса выходит колонна фашистов. Схватил Бирюков автомат, бросился за сосну, открыл по врагам огонь. Побежали фашисты. Однако быстро пришли в себя. Поняли, что перед ними всего-то один русский боец. Ответили они на огонь Бирюкова своим огнём. Но и на помощь советскому солдату пришли товарищи. Завязалась перестрелка. Точно стрелял Бирюков. Уже не стоит за сосной, а прилёг. Выбирает, как снайпер, цели. Прицелится. Скажет: — Понеслись! — и выпускает пули. Снова прицелится. И снова: — Вперёд, голубушки. Не ошибаются пули, точно летят в фашистов. Не устояли фашисты. Отползли от опасного места. Побежали к своим окопам. Нет бы Бирюкову на этом бой посчитать оконченным. А он поднялся и вслед за фашистами. — Да куда ты! — кричат товарищи. Не услышал, видать, боец. Несётся, кричит: — Сдавайтесь! Фашистов много, а он один. — Сдавайтесь! — кричит. — Сдавайтесь! Подбежали фашисты к своим окопам. Укрылись. Но не спасли их окопы на этот раз. Вслед за ними влетел и Бирюков в траншею. — Рус! — закричали фашисты. — Рус! Кричат и те, кто спрыгнули только сейчас в окопы, и те, кто в окопах уже сидели. Не поняли фашисты в горячке боя, что из русских у них в окопе только один солдат. И Бирюков в той же горячке боя, видимо, тоже не очень понял, что он один. Увлёкся солдат погоней. Влетел в окоп, полоснул автоматом, швырнул гранату.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

Рус. композиторы XIX-XX вв., основываясь на синодальных изданиях, делали гармонизации песнопений Г. р.: предначинательного псалма (А. Ф. Львов, Г. Ф. Львовский, Д. Н. Соловьёв, В. А. Бирюков, прот. Д. В. Аллеманов, свящ. И. Беляев, свящ. М. А. Березовский, А. Д. Кастальский, И. Я. Андриевский, Н. Н. Толстяков, Н. Д. Лебедев, А. Ф. Пащенко, И. Н. Разсохин, П. Г. Чесноков, Н. Н. Кедров-сын), антифона «Блажен муж» (свящ. И. Беляев, Соловьёв, А. А. Филатьев, Чесноков, Н. Н. Черепнин, свящ. А. Беляев), гимна «Свете тихий» (Чесноков), тропаря «Богородице Дево» (А. А. Архангельский, Кедров-сын), полиелея (Львов, свящ. И. Беляев), воскресных тропарей по непорочнах (В. А. Жданов, Кедров-сын и М. Е. Ковалевский), антифона 4-го гласа «От юности моея» (А. П. Жаворонков, Аллеманов, В. А. Нелидов, Бирюков, Львов, свящ. И. Беляев, прот. М. Лисицын, Пащенко), степенн 8 гласов (Львов, Аллеманов), ирмосов воскресных, праздничных и др. канонов (Д. С. Бортнянский, Львов, прот. Д. Разумовский, иером. Нафанаил (Бачкало), С. В. Смоленский), «Величит душа Моя Господа» (П. И. Чайковский, Жаворонков, Бирюков), «Взбранной Воеводе» (свящ. И. Беляев, Толстяков, свящ. А. Беляев, А. В. Касторский, С. В. Рахманинов, диак. Сергий Трубачёв), «Приидите, поклонимся» (Н. И. Смирнов, Бирюков, Ковалевский), херувимской песни (Львовский, И. С. Дворецкий, А. В. Никольский, Б. Рандхартингер, Ковалевский), «Достойно есть» (Львов, свящ. М. И. Георгиевский, иером. Викторин, свящ. А. Беляев, Чесноков), «О Тебе радуется» (Львовский, Жданов, Смоленский, В. Д. Беневский, свящ. И. Беляев, прот. П. Турчанинов, Н. И. Компанейский, Андриевский, прот. В. Металлов, иером. Нафанаил, Е. С. Азеев, А. Ф. Шишкин, Бирюков, В. А. Фатеев, свящ. А. Беляев, А. Правдолюбов, диак. С. Трубачёв), причастна «Творяй ангелы» (Ковалевский), «Да исправится» (М. И. Глинка, Львовский, Георгиевский, Азеев, П. Г. Григорьев, Жданов, Металлов, А. И. Нешумов, Смирнов), Κριε λησον (Львов, Смирнов, Ковалевский), Αξιος (И. А. Гарднер), «На реках Вавилонских» (А. И. Рожнов, свящ. М. Георгиевский, свящ. И. Беляев, свящ. А. Беляев), «Тебе, Бога, хвалим» (Георгиевский, И. Я. Тёрнов, Д. М. Яичков), песнопения «Под Твою милость» (Бортнянский), различных тропарей и кондаков (Львовский, Компанейский, Тёрнов, В. М. Орлов, Смоленский, свящ. И. Беляев, Архангельский, А. Е. Ставровский, Трубачёв, архим. Матфей (Мормыль)) и др. ( Лисицын. Обзор; Свод напевов).

http://pravenc.ru/text/166465.html

30 Иосиф Флавий ошибочно вычисляет дни царствования Тиверия от 19 августа по 16 марта, выходит без трех дней семь месяцев, иначе сказать – шесть месяцев и 27 дней, а не 6 м и 3 дня. Ошибка в том, что из 19 вычел 16, тогда как следует наоборот, Ioseph, de Bello, II 9, sec 5. Светоний, полагая смерть Тиверия в 23 год его царствования, считает последний год (6 мц и 27 дней) за полный год. См Caspari, стр. 44. 32 Разрушение Иерусалима Титом было в конце субботнего года, который простирался от Тисри 822 до Тисри 823 г. (Caspari, стр. 63). Иосиф Флавий говорит, что от завоевания Иерусалима Иродом до разрушения его Титом протекло 107 лет, считая один неполный год за год, а именно первое событие было в июле 717 г., а второе в сентябре 823 года от основ Рима, Antiq XIΧ 10. Следов. точная дата разрушения Иерусалима Титом в сентябре 823 года от основ Рима, что соответствует 73 году от Р Хр. Zchurer, стр. 465. 33 «Соедин. и перевод четырех евангелий», т. I Geneve 1892 г. От автора 29 августа 1891 г. Ясная Поляна» 34 Бирюков также говорит, что Толстовское «евангелие» написано Толстым около 1881 г. См. Бирюков «Лев Николаевич Толстой». Биография, т. II изд. «Посредника», Москва 1908 г. Стр. 350 35 Год казни Толстовского «бродяги» падает на 84 г. нашей эры или на 834 г. Первосвященник же Анна лишился своих прав в 784 г., а Каиафа – в 789 г. 36 Толстовский «герой» родился на 40 лет позднее Христа. Так как Пилат был изгнан в 5 год после смерти Христа, то приговор Толстовского Пилата падает на 45 год по изгнании исторического Пилата. 37 Мы уже установили эту дату, на основании времени написания Толстым своего «евангелия». Это подтверждает и Бирюков, составитель биографии Толстого, говорит, что Толстовское «евангелие» написано около 1881 года. Бирюков «Лев Никол Толстой». Биография, т. II, стр. 350 .Изд. Посредника, Москва 1908 г. 39 Полное собрание сочинений Графа Л.Н. Толстого, вышедших за границей. С оригиналов В.Г. Черткова, том V «Царство Божие внутри вас», СПБ, 1908 стр. 35. 40 В «Таврическом Церковно-Общественном Вестнике» за 1907 г. от 20-го ноября, стр. 1477, сообщают о появлении новой секты «святодуховцев», не имеющей ничего общего с Толстовским «свято-духовским» сектантством. Вот что пишут об этой секте»:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

«Испытавши все плохое, надо людям помогать. Я знаю вкус горя, учился сочувствовать ближним, понимать чужую скорбь. В скорбях — нынешних и грядущих — надо особенно учиться любить ближних», — пишет 82-летний протоиерей Валентин Бирюков из г. Бердска Новосибирской области в своей книге “На земле мы только учимся жить”. Он сам перенес такие скорби, которые не каждому выпадут. И теперь хочет подставить пастырское плечо спотыкающимся, неуверенным, унывающим, немощным в вере, угадать душевную скорбь и облегчить ее. Почти 30 лет служит священником протоиерей Валентин Бирюков. Родом из Алтайского села Колыванское, он ребенком пережил раскулачивание, когда сотни семей были брошены на заведомую погибель в глухую тайгу без всяких средств к жизни. Фронтовик, защитник Ленинграда, награжденный боевыми орденами и медалями, он знает цену труда с малых лет. Труда земного и труда духовного. Он взрастил достойный плод — вырастил троих сыновей-священников. Отец Валентин Бирюков и в преклонных годах сохранил детскую веру, остался открыт чистым сердцем и Богу, и людям. «Милые детки, милые люди Божий, будьте солдатами, защищайте любовь небесную, правду вечную», — эти слова отца Валентина, обращенные ко всем нам, я бы поставил эпиграфом к его книге. Простоту веры ощущаешь сердцем, читая бесхитростные, на первый взгляд, рассказы протоиерея Валентина — рассказы, как он сам их называет, «для спасения души». Но через эти — иногда обыденные, иногда потрясающие — истории на нас изливается великая любовь Божия. Жизнь сводила отца Валентина с удивительными людьми — подвижниками, прозорливцами и исповедниками, мало известными миру, но являющими нерушимую веру в Промысл Божий, веру, творящую чудеса. По милости Божией ему были предсказаны многие события нынешней жизни, в том числе и чудесное исцеление Клавдии Устюжаниной — за 16лет до событий, происходивших в г. Барнауле и всколыхнувших тогда верующую Россию. У отца Валентина особый дар — угадывать в других людях простоту веры, свойственную ему самому, самые запутанные вещи объяснять бесхитростным чистым сердцем. Не будучи богословом, он находит нужные слова и для протестанта, и для заплутавшего грешника, и для высокоумного атеиста. И слова эти часто трогают душу, потому что сказаны из глубины удивительно верящего и любящего сердца. Во всех рассказанных им историях ощущается стремление души к Царствию Небесному, неустанное искание его. Потому в рассказах и о самых тяжких скорбях не угасают надежда и упование на Бога.

http://azbyka.ru/fiction/na-zemle-my-tol...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Дьякон Дмитрий Котов продолжает чтение книги протоиерея Валентина Бирюкова " На Земле мы только учимся жить " . 22.12.2021 20:00 Дмитрий Анатольевич Котов Участники: Илья Сергеев Дьякон Дмитрий Котов продолжает чтение книги протоиерея Валентина Бирюкова " На Земле мы только учимся жить " Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 24.12.2021 - 11:45 Добрый день! : Добрый день! Книгу протоиерея Валентина Бирюкова первый раз я прочла лет 10 назад. И была потрясена силой духа нашего верующего русского народа и той правдой о времени молодости наших дедушек и бабушек. Я стала ее давать для чтения. Что меня удивило- многие ее прочли с « холодным носом». И я благодарна дорогим о Господе- о. Димитрию и Илье, за возможность вновь соприкоснуться с этой книгой. И мне кажется, что через ваше чтение с рассуждением восстанавливается связь времён , которую хотели оборвать, уничтожая лучших людей России. Спаси вас Господь! С уважением, Людмила ( Владимирская обл. , г. Киржач) Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/12/22/20-0...

Sinkewicz R. Christian Theology and the Renewal of Philosophical and Scientific Studies in the Early Fourteenth Century: The Capita 150 of Gregory Palamas//Mediaeval Studies. 1986. Vol. 48. P. 342–346. Sinkewicz R.E. Introduction//Gregory Palamas, St. The One Hundred and Fifty Chapters. A critical edition/ed., trans. R.E. Sinkewicz. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1988. (Studies and Texts; vol. 83). P. 1–79.     См. например: Булгаков С. Философия хозяйства. М., 1912. Ч. I: Мир как хозяйство. С. 65–66, 120, 128; Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 194; ср. также наблюдение о «Свете Невечернем» Н.А. Вагановой: « Первое упоминание Софии в этой книге прямо связано с Платоном. Свою концепцию Софии Булгаков и построит здесь на основе платонизма» ( Ваганова Н.А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М., 2010. С. 301). Об историко-богословском и философском контексте открытия паламизма в русской философии начала XX в. см. мою статью: Бирюков Д.С. Исследование рецепции паламизма в русской мысли начала XX в.: Вопрос о философском статусе паламизма и варлаамизма, его решения и контекст//Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. 5. С. 34–47. См. также мои публикации, посвященные этой проблематике: Бирюков Д.С. Тема иерархии природного сущего в паламитской литературе. Ч. 2. Паламитское учение в контексте предшествующей традиции и его рецепция в русской религиозной мысли XX в. (философия творчества С.Н. Булгакова)//Konštantínove listy. 2019. Т. 12. 2, здесь: С. 74–79; Бирюков Д.С. «Синэнергетическое откровение реальности»: Наблюдения о предыстории, источниках и содержании понятий «символ», «синергия», «энергия» у П.А. Флоренского в контексте рецепции паламизма в русской мысли начала XX в.//Вопросы философии. 2020. 6. С. 103–115. Флоренский П.А. Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергеем Николаевичем Булгаковым. Томск, 2001. С. 78. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. С. 111–113.

http://bogoslov.ru/article/6171225

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010