Джордж Маршалл добавляет: «Нас интересуют этические отношения и понимание жизни, и не волнует проблема спасения Мы видим спасение в воспитании характера, религию – в делах, а не в догмах и в этом мире природы – центр нашей жизни». Верующие в библейского Христа тоже интересуются чистотой и целостностью личности во всех жизненных областях, но это – результат спасения, а не средство его получения. В Послании к Ефесянам 2: 8, 9 подчеркивается, что спасение нельзя заработать добрыми делами; оно – Божий дар тем, кто верит в Христа-Спасителя. В этом послании говорится, что должно характеризовать жизнь верующего после спасения: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). АД Слово «универсалист», входящее в состав официального названия организации (Ассоциация унитариев-универсалистов) говорит о вере ее членов в нечто универсальное, во всеобщее спасение человечества, подразумевающее, что никто не будет подвергнут вечному осуждению. Считая разум высшим авторитетом, и не расценивая как разумное решение любящего Бога послать кого-нибудь на вечные муки, они отвергают учение Библии об аде. Хосеа Баллоу – ключевая фигура в истории универсалистского движения – отверг идею вечных мук в своем «Трактате об искуплении» (1805). Фактически, как утверждает Дейвид Робинсон, позиция Баллоу, ставшая известной как «ультра-универсалистская», состояла в том, что последствия греха проявляются только в этой жизни. Однако, для библейского христианства авторитетом является не разум человека, а Божье откровение. Тот факт, что Господь послал Сына Своего на смерть за грехи наши, не укладывается в рамки человеческой логики и разума, но именно это Он и сделал. То, что мы можем быть освобождены от осуждения за грехи только потому, что веруем в Иисуса Христа, также может показаться кому-нибудь неразумным, однако апостол Иоанн подтверждает, что это именно так ( Ин.3:16–18 ). Иисус Христос «…есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ). Любовь , а не логика, лежала в основе решения Господа отдать Свою жизнь, чтобы мы получили то, что нам нужно – неоплачиваемый и незаслуженный Божий дар спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

На Тайной Вечере Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Здесь Господь имеет ввиду некое органическое единение человека – образа Божия – со своим Прообразом, о чем говорит и только что сказанная Им притча о Нем, как о животворящей Лозе и об учениках, как о ее живых ветвях ( Ин. 15 ). Об этом же единении говорят и заключительные слова Его Первосвященнической молитвы: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино» ( Ин. 17:21–23 ). На языке Церкви богопознание означает отнюдь не теоретическое богословствование, а именно органическое единение с Богом в лице Христа-Богочеловека. Это единение таинственно. Поэтому слова вкусить от дерева познания добра и зла означает воспринять в свою душу смешение добра и зла, то есть жить так, чтобы и добро и зло можно было осуществлять по мере надобности, подобно тому, как змея меняет позы своего гибкого тела. Эту форму, как увидим далее, и предложил змий душе человека. Только так поняв особенности древнееврейского мышления и языка и переведя смысл слов вкусить и познать на наш язык, мы сможем уяснить, что кроется за этими двумя словами в Заповеди Бога, в чем заключалась тайна запрещения вкушения от дерева познания добра и зла. Человеку, сотворенному по образу и подобию Божию, предназначено вкушать только от дерева жизни, то есть вкушать – воспринимать в свою душу ту программу, которую Творец предлагал ему свободно и добровольно осуществить в своей жизни на Земле, будучи образом и подобием Бога небесного. Что касается упомянутого нами текста из Евангелия от Иоанна, написанного не на еврейском, а на древнегреческом языке, то надо полагать, что Господь, говоря с учениками на родном и для них, и для Него языке, несомненно употребил то слово, которое было им понятно. Святой Апостол Иоанн писал свое Евангелие по-гречески, так как предназначал его не для иудеев, а для вступающих в Церковь эллинов. И поэтому в его тексте можно найти многое, что для евреев звучало как парадокс. Христианская церковь понимает богопознание, как органическое единение человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

а) верят и учат, что Ангелы и святые на небесах молятся Богу , в том числе и о находящихся на земле ; б) обращаются в молитве к Ангелам и святым (прося у них помощи и молитв о себе); в) молятся Богу об умерших (усопших). Протестанты не признают этих догматов по тем же двум причинам 155 , по которым они обычно отвергают и все другие православные догматы: 1) эти догматы не содержатся в Библии и, более того, она им прямо и во многих аспектах противоречит; 2) что в Церкви первых веков ничего этого не было , а появилось потом, «во время отступления» Церкви от Истины, не ранее V в. «Великий» баптистский авторитет в области церковной истории и обличения (точнее – клеветы) Православия П. Рогозин утверждает, например, что «догмат о молитве за умерших» появился даже не в пятом, а десятом веке – в 978 г. , а он же знает, что говорит: не будет же возрожденный христианин и пастор церкви врать! (Ниже, в абз. 43–75, читатель увидит, правда ли это.) В общем, протестанты не признают ни одну из трёх составляющих указанного православного учения. Итак, сначала рассмотрим библейские и исторические свидетельства 156 в пользу данных православных догматов; потом будет сказано об их богословском смысле , а затем будут даны ответы на протестантские возражения против этих догматов. а) О молитвах небожителей (Ангелов и святых 157 ), в том числе и о живущих на земле. 1) Библейские свидетельства. Зах.1:12–13 : «И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда, в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрёк Господь слова благие, слова утешительные». Явный и яркий пример того, что Ангелы на небесах молятся о живущих на земле, и Господь внимает им и отвечает на их молитвы. Откр.6:9–11 : «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». Данный отрывок Библии – очевиднейшим образом говорит о том, что святые еще до воскресения и суда молятся Богу, в частности о своем праведном отмщении, и что Бог отвечает им и утешает их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

(Разумеется особого устройства водокачальный снаряд, позднее перенятый и обитателями Палестины, – Елеонский) 102 . В чем сказалось влияние Египта на внешнее устройство культа (ковчег, скиния, свящ. одежды, урим и туммим, обряд с рыжей телицей и многое другое), на образованность, искусство, времяисчисление и пр. – об этом многое вам уже известно из курса библейской истории, а подробнее будет известно из библейской археологии 103 . В настоящем случае достаточно заметить, что никогда впоследствии, несмотря на оживленные сношения с Египтом в эпоху последних царей, никогда Израильтяне и Иудеи не стояли в религиозно-культурной зависимости от Египта; политические связи с Египтом нисколько не препятствовали подчинению Евреев влиянию Ассировавилонян в языке, литературе, религии и прочем. Поэтому все заимствования от Египтян, если они сделаны, то несомненно сделаны в отдаленную эпоху их жизни в земле Гесем и оттуда перенесены на почву земли обетованной, после того, как они во многих пунктах нашли себе освящение со стороны великого законодателя. Не менее подробно писатель знает топографию Синайского полуострова: в перечне станов (Чис.3З) писатель помещает свыше 20-ти названий таких местностей, которые не были ознаменованы какими-либо важными событиями и потому без записи не могли бы быть сохранены народной памятью: об Елиме ( Исх.15:27 и Чис.33:9 ), напр., он делает такую заметку: там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев. Что касается Палестины, то писатель, в применении к ее местностям и городам, употребляет такие выражения, которые ясно показывают, что он не был аборигеном этой страны; таковы, напр.: Хеврон в земле Ханаанской ( Быт.23:2–19 ); Сихем, который в земле Ханаанской ( Быт.33:18 ) и другие подобные. Если бы сам автор жил в этой земле, то подобные пояснения были бы излишни: особенно, относительно такого замечательного города, как Хеврон (сравните выражение в устах русского: «Москва в России»). Эта особенность заметна и во Второзаконии ( Втор.11:29 ), писатель говорит: когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятия на горе Гевал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Христианский брак – это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, но ведет их к Небу. Этот путь – не самодвижущаяся дорожка эскалатора. Идти по нему порой так тяжело, что человеческих сил на его преодоление просто не хватает. Но невозможное человекам возможно Богу. Дары благодати, полученные христианскими супругами в Таинстве брака, как раз и предназначены для восполнения человеческой немощи на этом пути. Господь щедро наделяет ими все христианские семьи, но использовать их можно только по назначению. И тот, кто венчается в Церкви с какой-то иной целью, рискует прожить жизнь, даже не прикоснувшись к этим удивительным Божьим дарам. Потому что силы, данные для восхождения к Небу и Вечности, невозможно использовать для более “приземленных” задач. Как топливом для космического корабля невозможно заправлять мотороллер. Ребро Адама В Евангелии Христос говорит о браке странные слова: “…оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью так что они уже не двое, но одна плоть” ( Мк. 10:8 ). Оказывается, смысл брака в том, чтобы двое стали одним! Причем, “одна плоть” здесь совсем не означает только лишь “одно тело”. Речь идет о такой глубине единения во взаимной любви, когда два человека уже не мыслят жизни друг без друга, и каждый осознает себя как продолжение любимого, его неотъемлемую часть. Как такое чудо становится возможным – трудно понять, если не знать Библейской истории о сотворении человека. В Библии говорится, что Бог создал человека, в котором мужское и женское начало присутствовали во всей полноте. Все свойства и качества личности, которые мы сегодня определяем как – мужские, или – женские, в Адаме были заложены изначально. Первый человек был самодостаточным существом, он обладал полнотой знания об окружающем его сотворенном мире, так как был создан Богом для господства над этим миром. Но в своем совершенстве и самодостаточности он был один. А жить только для себя тягостно даже в Раю. И тогда Бог сотворил для Адама жену. Вот как об этом написано в Книге Бытия: “И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному сотворим ему помощника, соответственного ему” ( Быт. 2:18 ). Правда, слово помощник использованное в русском переводе Библии, здесь не совсем соответствует еврейскому подлиннику. Возможен другой перевод этой фразы: “сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним”. И далее, следует акт творения женщины, который совершенно уникален и не имеет в библейской истории сотворения мира никаких аналогов. Бог творит женщину из… самого Адама: “И навел Господь Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

http://azbyka.ru/semya/dlja-chego-ljudja...

В саксонском поэтическом переложении явственно ощущаются апокрифические мотивы, в частности рассказ об Енохе, который сойдет с небес обличать антихриста, а также приводимый ниже сюжет об Аврааме, который собирался приносить жертву во святилище перед приходом Ангелов, чего нет в каноническом тексте Библии. Интересное толкование дается числу Ангелов: Бог посылает трех и Сам был посреде них. Речи Аврааама также достаточно свободны и временами далеко отклоняются от первоначального библейского текста. Вот первая просьба Авраама по Библии: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18, 23-25). Сравним это с первой речью Авраама. Ты Божия воля. Бог, Царь Небесный, Судья и Создатель. Твоими деяньми явилось все в мире, по Твоей воле. Ты — Властный Владыка над сим средиземьем, над смертным же родом, ничто без Тебя сотвориться не может. Господь и Владыка! Дела все ты судишь, благие и злые, любовь же и зависть. Тебе нет подобных. Ведь Ты не изволишь, чтоб за злодеянья заплачено было людьми доброй воли. Ты всем владеешь, все строишь стройно! Спросить я смогу ли? Не будешь сердиться, Небесный Владыко? Когда пятьдесят найдешь человек боящихся Бога и любящих люд Твой, то землю сию сохранишь ли Ты здравой? Владыко, по воле Твоей уцелеет? Возможет остаться. Вторая и третья речь Авраама отстоит еще дальше от библейского текста. Интересно также, что в поэтическом переложении совершенно опускается тема Исаака. Вероятно, неизвестный поэт посчитал ее лишней в сюжете о наказании. Ничего не говорится также о попытке содомлян оскорбить гостей Лота. Вероятно, автор переложения счел этот сюжет несоответствующим величию Ангелов.

http://bogoslov.ru/article/5251350

Взяв Библию из рук Церкви, сектанты разных направлений не взяли церковное понимание слова Божия. Допустим, кто-то не понимает того, что Библия – это Книга Церкви, и хочет остаться один на один с ее текстом. Но и Ветхозаветная Церковь , и Новозаветная Церковь никогда не рассматривала библейский текст в отрыве от самого Церковного Предания , тем более что каждый библейский перевод и есть конфессионально обусловленный комментарий. Сам канон (состав) Библии был сделан Церковью, которую СИ и другие еретические сообщества считают отступнической. Как можно было отвергнуть Предание, в рамках которого и формировался канон, и принять Писание? Для того чтобы понять тезис: Библия как Книга Церкви , важно обратить внимание на следующий текст из Писания: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет. 3, 15–16 ). Здесь говорится о том, что есть две категории лиц, которые «к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания», это – «невежды и неутвержденные». Невежды – это люди крещеные, но не наученные вере. Неутвержденные – это люди, не принадлежащие к Церкви. Каждая из этих двух групп людей, читая Библию, общается не со Словом Божьим, а со своим собственным субъективным пониманием этой Книги ( 2Пет. 3, 15–16 ). Сказано об иудеях, не принявших Христа: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор. 3, 14–15 ). Евнух царицы Эфиопской, когда читал пророка Исаию, ответил апостолу Филиппу, спросившему его: «Разумеешь ли, что читаешь?» – «Как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» ( Деян. 8, 30–31 ). В библейской Книге Неемии сказано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем. 8, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вся жизнь Каина и его духовных потомков будет теперь протекать не перед лицом Господа, а в отдалении от Него. Человек освобождает себя от опеки Бога. Он не будет более выслушивать неприятные ему слова: «У дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Его прельстят слова искусителя: «Сами будете как боги, знающие добро и зло». Зачем спрашивать Бога, если человек может не от Бога, а сам узнать, что для него добро и что зло. Теперь пойдет Каин уже своим путем, а не тем, который записан в свитке книжном для человека, как образа и подобия Божия на Земле. Он будет творить не волю Божию, как творил ее добровольно Христос, а то, что выгодно и хорошо будет лишь ему самому. Вся отчаянная трагичность отхода Каина от лица Божия состоит в том, что она распространилась не только среди тех, кто, так сказать, открыто отступил от Бога и утерял веру в Него. Самое страшное в том, что колоссальное число людей, выслушав слова Бога: «У дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним», не предпринимают явных шагов, свидетельствующих об уходе от Бога, но, оставаясь формально пред лицом Господа, фактически отходят от Него в душе все дальше и дальше. История христианских народов, даже искренне и настойчиво заявлявших о своей преданности Богу, полна братоубийственных войн и насилия, совершенных по образу и подобию Каина. Это и есть самое страшное, о чем пока умалчивает Откровение, записанное в четвертой главе. «И поселился в земле Нод, на восток от Едема» (ст. 16). Слово Нод означает скитание. Блаженный Иероним, на основе предыдущих слов Бога: «Будешь скитальцем» – понимает текст в том смысле, что Каин действительно, по образу жизни, становится скитальцем (профугус). «Вульгате» вторит французский перевод (Саси). Но масореты, Лютер, а вслед за ними и русские переводчики понимают Нод в смысле географическом, как название какой-то неизвестной страны 65 . При более вдумчивом чтении слово скиталец открывает духовный смысл, заключенный в этой мифологеме. Поселился на восток от Едема – это место необходимо сопоставить с тем, что говорилось во второй и третьей главах об Едеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Мы забежали немного вперед, но об этом необходимо было сказать именно сейчас, так как иначе древние слова, имеющие к тому же не буквальный смысл, остались бы не совсем понятными. Таким образом, запрещение вкусить от древа познания добра и зла и последовавшую за тем угрозу – смертию умрешь – следует понимать не рационалистически, то есть в точном смысле этих слов, означающих физическую смерть, а как Заповедь Божию – не допускать смешения добра и зла в своей душе. Ибо, в противном случае, искажается образ Божий в человеке, так как в Боге нет никакого зла. Итак, сущность запрещения, как и сущность искушения, выражалась отнюдь не в гносеологическом познании, то есть рациональном различении добра и зла, а в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не должен вкушать, то есть воспринимать в душу свою зло наравне с добром. Мы особо подчеркиваем это потому, что Заповедь Бога часто рассматривают только, как требование об исполнении послушания, а грех – только как нарушение воли Бога. При этом оставляется в стороне сущность Заповеди и то, что следует за нарушением ее. А следует ни больше, ни меньше, как нарушение замысла Божия о человеке, что неминуемо предопределяет уже не только наказание за ослушание, но и естественное следствие – смерть, и смерть – что опять-таки самое главное – не телесную, а вечную. Повторяем еще раз: вечная смерть – не как наказание, а как естественное следствие нарушения Заповеди. В Заповеди, данной первым людям, нет еще слова любовь, а заповедуется только добро, ибо первый человек не был еще способен любить, но отличить зло от добра уже мог. Впоследствии это основополагающее слово – заповедал – звучит и в других текстах Библии. Так Моисей в предсмертном завещании предлагает народу: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему...» ( Втор. 30:15–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

По всеобщему признанию Послание к Галатам в корпусе посланий апостола Павла тематически наиболее близко к Посланию к Римлянам, представляя собой как бы краткий, но емкий набросок к последнему. Обетование Божие Аврааму, дарование Закона через Моисея, исполнение спасительного обетования в Иисусе Христе, усвоение благодати оправдания через веру... Все эти темы обсуждаются в обоих посланиях. Как следует из самого Послания к Галатам, в Галатийских церквах Павел столкнулся с резкой оппозицией своему учению об оправдании верой, а не делами Закона. Во многих своих частях Послание к Галатам носит полемический характер. Апостол Павел отстаивает свое благовестие, прибегая к разнообразной аргументации, в том числе (и преимущественно) к аргументации от Священного Писания . Так, если в Послании к Римлянам апостол указывал на хронологическую последовательность библейских повествований об оправдании Авраама (вменении веры в праведность) и о его обрезании ( Рим.4:10 ), то в Послании к Галатам та же тема отражается в сравнении двух других библейских событий: обетования Аврааму и дарования Израилю Закона через Моисея. И в этом случае апостол Павел снова прибегает к хронологическому сопоставлению. Основные этапы рассуждений апостола о превосходстве веры над делами Закона в третьей главе суть следующие: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» ( Гал. 3:2 ); «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Гал.3:6 ); «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы» ( Гал.3:8 ); «Законом никто не оправдывается пред Богом» ( Гал.3:11 ); «завета о Христе, прежде Богом утвержденного, Закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» ( Гал.3:17 ); «если по Закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию» ( Гал.3:18 ). Последние утверждения апостола не могли не вызвать реакцию недоумения и сопротивления со стороны иудеев или иудействующих христиан. Суть рассуждений апостола Павла такова: Закон, данный столетия спустя после обетования, не мог иметь самостоятельного значения, но был вторичен в отношении веры как условия древнего обетования Божия Аврааму. Конфликт между мыслью апостола Павла и устойчивым мнением его оппонента очевиден. Этот конфликт находит логическое разрешение в последующей краткой, но очень содержательной диатрибе, состоящей из двух вопросов/ответов ( Гал.3:19–25 ). Приведем этот диалог в Синодальном переводе:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010