В 1711 году, когда во время Прутского похода, предпринятого в союзе с молдавскими и валашскими господарями, армия Петра I подходила к Яссам, для торжественной встречи императора бояре, почетные горожане и все священнослужители «во главе с митрополитом Гедеоном вышли за город, где с великой радостью поклонились Петру, воздавая хвалу Богу, что, наконец, настало время освобождения их от турецкого ига», — свидетельствует летописец тогдашних событий И.Некульча. В ответ на призыв господаря в русскую армию вступили тысячи жителей Молдовы. Прутский поход закончился неудачей, однако он положил начало совместной вооруженной борьбе России и Молдавии против Османской империи. Во время австро-турецкой войны 1716-1718 годов с просьбой освободить Молдавию от османского владычества к российскому императору обращались Димитрий Кантемир, высшее молдавское духовенство и представители рода Стурдза. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов валашские бояре направили посланцев в Россию, прося организовать поход в направлении Днестра и Дуная, обещая всевозможную поддержку. В то же время они выступили ходатаями и за молдаван, так как в силу географического положения Валахия не могла перейти под протекцию России без освобождения от османского владычества Молдавии. Документы того времени свидетельствуют, что когда в 1739 году военные действия были перенесены в Молдавию, «не проходило дня, чтобы в штаб не являлись валашские и молдавские офицеры с солдатами, объявляя о желании вступить в русскую армию». После начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов в Санкт-Петербург из Молдавии и Валахии прибыла представительная делегация во главе с епископом Хушским Иннокентием и митрополитом Унгровлахийским Григорием, которые обратились к императрице Екатерине II с очередным выражением всенародного желания молдаван присоединиться к семье народов, населяющих Российскую империю. 16 сентября 1770 года вопрос о судьбе Дунайских княжеств обсуждался на заседании Государственного совета. Россия была готова отказаться от контрибуции со стороны турок, если Молдавия и Валахия получат независимость. Вмешательство в русско-турецкие переговоры 1772–1773 годов западных держав заставило Россию отказаться от данного требования. Тем не менее, она всячески пыталась отстоять в договоре особые условия для Молдавии и Валахии, дававшие княжествам право пользоваться внутриполитическим суверенитетом в составе Османской империи.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Скачать epub pdf Смиренный Анастасий Божиею милостию Епископ Кишиневский и Хотинский нашим возлюбленным чадам о Господе. Благодарение Господу, паки победители нас творящему! Пал Эрзерум под ударами наших доблестных войск, Крест еще раз восторжествовал над мусульманским полумесяцем! Вся Россия трепещет ныне под впечатлением этого славного события. Радуемся и мы с вами, дорогие братия и чада, видя в этом новом торжестве нашего оружия на Востоке залог благословения Божия для нашего христолюбивого воинства и в других местах нынешней великой брани – в особенности на ближайшем к нам т. н. Буковинском фронте. Там в самоотверженном подвиге наших героевъ-воинов творится ныне тайна искупления нашего дорогого Отечества и нашего родного Бессарабского края. Туда устремлены невольно наши взоры и наши сердца. Будем же споборать нашим мужественным защитникам своими неусыпными, горячими молитвами, терпением в испытаниях и непоколебимой надеждой на наше светлое победоносное будущее. Помятуя величайшую жертву жизни, которую они приносят за нас в настоящее время, будем готовы в свою очередь пожертвовать для них всем, что только может облегчить их тяжкую страдальческую долю. Принесем им жертву за жертву и воздадим им любовь за любовь. Если мы видим воина изнуренным, алчущим, жаждущим, лишенным крова, поспешим раздробить с ним свой хлеб и оказать ему свое гостеприимство по Заповеди Христовой. Пусть нам самим пришлось бы перенести ради этого стеснения и лишения – не будем скорбеть об этом. Ибо если наши ратоборцы отдают за нас свою душу, велико-ли, если пожнут у нас телесное? ( 1Kop. IX, 11 ). Со особенным усердием мы должны послужить им, если можем, в устройстве окопов, укреплений, доставлении перевозочных средств, так как чрез это мы сами становимся живыми участниками в великом и священном деле защиты Отечества. Если же мы хотим исполнить до конца свой долг пред страстотерпцами-воинами, то мы обязаны позаботиться не только об них самих, но и об обезпечении их семей и в особенности о призрении их покинутых безпомощных детей; этого требует от нас одинаково и долг милосердия и успех самого военного дела. Верно слово Апостола, который говорит: Никто же воин бывая, обязуется куплями житейскими ( 2Тим. 11,3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

80. С учетом изложенных выше соображений Суд приходит к выводу о том, что заявитель вправе " утверждать " что он является " жертвой " нарушений, в отношении которых была подана жалоба. Для того, чтобы оценить обоснованность утверждений заявителя о том, что он является жертвой [нарушения прав], требуется рассмотрение его доводов по существу. 3. Наличие вмешательства в права заявителя 81. В свете вышеизложенных общих принципов, возможность учреждать юридическое лицо в целях совместной деятельности в области общих интересов является одним из наиболее важных аспектов свободы объединений, без которого это право было бы лишено всякого смысла. Суд уже ранее выразил свое мнение о том, что отказ национальных властей предоставить статус юридического лица объединению физических лиц может представлять собой вмешательство в осуществление заявителем своего права на свободу объединения (см. цитированное выше дело " Горжелик " , § 52 и в других местах, а также цитированное выше дело " Сидиропулоса " , § 31 и в других местах). Когда речь идет об организациях религиозной общины, отказ в их признании также представляет собой вмешательство в право заявителя на свободу религии в соответствии со статьей 9 Конвенции (см. цитированное выше дело " Бессарабской митрополии и др. против Молдовы " , § 105). Право верующих на свободу вероисповедания предполагает ожидание того, что общине будет позволено осуществлять свою деятельность мирно и свободно от произвольного вмешательства со стороны государства (см. дело " Хасан и Чауш против Болгарии " [Большая Палата], 30985/96, § 62, ECHR 2000-XI). 82. Суд обращает внимание на то, что в 1997 году государство-ответчик приняло новый Закон о религиях, в соответствии с которым все религиозные организации, которым ранее был предоставлен статус юридического лица, должны были внести изменения в свои учредительные документы в соответствии с новым Законом, а также пройти " перерегистрацию " в течение определенного срока. Неполучение " перерегистрации " до истечения указанного срока, вне зависимости от причины этого, ставило религиозные организации под угрозу ликвидации в судебном порядке (см. параграф 56 выше).

http://religare.ru/2_40262.html

98. С учетом вышеизложенного, Суд считает, что вмешательство в право заявителя на свободу религии и объединения не было необоснованным. Следовательно, имело место нарушение статьи 11 Конвенции с учетом требований статьи 9. II. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ НАРУШЕНИЕ СТАТЬИ 14 КОНВЕНЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТАТЬЯМИ 9, 10 И 11 99. Заявитель далее жаловался на нарушение стати 14 Конвенции во взаимосвязи со статьями 9, 10 и 11, выражающееся в том, что он подвергся дискриминации в связи со своим положением как религиозное меньшинство в России. Статья 14 гласит: " Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам " . 100. Суд напоминает, что статья 14 не имеет самостоятельного существования, но играет важную роль, дополняя прочие положения Конвенции и Протоколов, поскольку она защищает лиц, оказавшихся в аналогичной ситуации, от какой-либо дискриминации в осуществлении прав, предусмотренных в тех других [статьях Конвенции]. В тех случаях, когда заявитель ссылается на материально-правовые нормы Конвенции или Протоколов к ней как отдельно, так и во взаимосвязи со статьей 14, а при этом Судом устанавливает нарушение этой материально-правовой нормы, у Суда в принципе нет необходимости дополнительно рассматривать дело с точки зрения статьи 14 – хотя подход Суда отличается в тех случаях, когда фундаментальным аспектом дела является явное отсутствие равенства в осуществлении рассматриваемого права (см. дело " Шассанью и др. против Франции " [Большая Палата], 25088/94, 28331/95 и 28443/95, § 89, ECHR 1999-III, а также дело " Даджон против Соединенного Королевства " , постановление от 22 октября 1981 года, Серия A 45, § 67). 101. В обстоятельствах настоящего дела Суд считает, что нарушение принципа равноправия, жертвой которого считает себя заявитель, было в достаточной мере учтено в приведенной выше оценке о нарушении материально-правовых норм Конвенции (см., в частности, пункт 97 выше). Из этого следует, что нет оснований для отдельного рассмотрения тех же фактов с точки зрения статьи 14 Конвенции (см. дело " Бессарабской митрополии и др. против Молдовы " , § 134, а также дело " Сидиропоулос " , § 52, оба из которых были процитированы выше).

http://religare.ru/2_40262.html

134 Речь идет о нравах, описанных Н.Г. Помяловским в «Очерках бурсы» (1862–1863); см.: Помяловский Н. Г. Очерки бурсы. СПб., 1871. 138 Разговоры о закрытии духовных академий и о замене их богословскими факультетами при университетах начались с 1870-х гг. как в церковной, так и в светской печати. В светской печати сообщалось, что академии слишком дорого обходятся государству, а студентов в них мало; что они являются закрытыми, почти кастовыми учебными заведениями и что одновременное существование академий и богословских факультетов невозможно. В церковной печати утверждалось, что высокие затраты на академии оправданы; закрытость и сословный характер академий являются исправимым недостатком; что по всем специальностям возможно параллельное существование факультетов при университетах и академиях. Богословские факультеты несомненно полезны в силу большей открытости и привлекательности в смысле карьеры, но уничтожать академии, которые являются не только учебными заведениями, но и научными центрами, – недопустимо. Университеты, в свою очередь, без энтузиазма отнеслись к идее создания в своих стенах богословских факультетов. См.: Глубоковский И.Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907. 139 Десятина – русская поземельная мера. Межевой инструкцией (1753 г.) размер казенной десятины был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В XVIII – начале XX вв. употреблялись также хозяйственная косая десятина (3200 кв. саж.), хозяйственная круглая (3600 кв. саж.), сотенная десятина (10 000 кв. саж.), бахчевая (800 кв. саж.) и др. 141 Речь идет об отце автора Дневника Стадницком Георгие Григорьевиче (8.06.1823–12.03.1901), протоиерее (1893), настоятеле церкви Успения Божией Матери в селе Комарово (молдав. Кумарэу) Хотинского уезда Бессарабской губ. Прослужил в этой церкви более 50 лет. 142 Здесь, по-видимому, подразумевается трехполье, при котором одно из полей оставалось под паром. 144 Поземельные деньги – налоги, падающие на чистый доход, доставляемый землей; в губернии между уездами и в уезде между отдельными собственниками поземельный налог распределялся губернским и уездным земским собранием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Воронин напомнил, что сегодня в Молдове во главе всех основных институтов власти стоят «не просто граждане Румынии, а профессиональные румыны». «Власти Румынии, чувствуя вседозволенность и безнаказанность, начали грубое, наглое, фронтальное наступление на веру и духовность наших верующих, что чревато колоссальными разрушительными последствиями», – отметил лидер молдавских коммунистов. В завершении своего заявления Воронин призвал «все молдавское общество, всех православных граждан страны не допустить оскорбления и уничтожение вековой молдавской церкви, не дать на поругание нашу веру и наше государство». «Я, как православный верующий христианин, как патриот своей Родины – Молдовы, ЗАЯВЛЯЮ: руки прочь от нашей Святой православной Церкви Молдовы». Следует отметить, что деятельность самого Воронина в отношении «Бессарабской митрополии» не отличалась последовательностью. С одной стороны, он действительно содействовал канонической Молдавской митрополии в годы своего президентства, помогал строить церкви и восстанавливать монастыри. Он протестовал против попыток Румынского патриархата расширить свою деятельность на территории Молдовы. С другой стороны, именно при президенте Воронине, в 2002 году, под нажимом ПАСЕ и Госдепартамента США, раскольничья «Бессарабская митрополия» получила государственную регистрацию в Молдове. Как бы то ни было, факт появления подобного заявления бывшего президента страны и одного из лидеров оппозиционного Блока коммунистов и социалистов свидетельствует о том, что повторить украинский сценарий в Молдове не получится. Такую же позицию по защите православия занимает и другой экс-президент Молдовы Игорь Додон, вернувшийся в руководство Партии социалистов. По меньшей мере две партии, входящие в оппозиционный блок, будут готовы встать в один ряд с православными верующими в защиту своей Церкви. Не останутся в стороне и многочисленные активисты запрещённой ныне партии «Шор», и жители целых регионов страны, и в первую очередь Гагаузия, жители которой остаются и останутся верными чадами Русской Православной Церкви. Антицерковный «блицкриг» в Молдове фактически не имеет шансов.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/21/antice...

Молдавское правительство несколько лет отказывалось регистрировать Бессарабскую митрополию. Этому в немалой степени способствовала жесткая позиция Московского Патриархата по поводу недопустимости наличия румынской церковной структуры на канонической территории РПЦ. Раскол, произошедший в церковной жизни страны, в известной степени был обусловлен и политическим разделением молдавского общества. Так, активным лоббистом Бессарабской митрополии выступила молдавская оппозиция в лице Христианской Народно-Демократической партии (ХДНП) и ее председателя Юрия Рошки. ХДНП известна своими прорумынскими настроениями. Вопреки протестам РПЦ 30 июля 2002 года Министерство юстиции Молдавии зарегистрировало Бессарабскую митрополию. До сих пор Бессарабская митрополия, пользующаяся политической поддержкой со стороны Румынии, является камнем преткновения в отношениях между РПЦ и РумПЦ. Возникновение новой церковной структуры в Молдавии повлекло за собой усиление различных сепаратистских настроений в приднестровской Тираспольско-Дубосарской епархии и среди православных гагаузов на юге республики. Кроме того, острый конфликт между РПЦ и РумПЦ на территории Молдавии привел к возникновению имущественных споров между двумя Церквами. Переговоры двух поместных Православных Церквей пока что не привели ни к каким конкретным результатам. В частности, со стороны Московского Патриархата предлагались различные компромиссные варианты, например, наделение Бессарабской митрополии статусом представительства РумПЦ в Молдавии. Однако это предложение было отвергнуто Бухарестом. Состоявшийся визит Алексия II в Кишинев скорее всего является попыткой РПЦ заручиться гарантиями руководства Молдавии. В Московской Патриархии надеются, что власти республики вопреки растущим амбициям прорумынски настроенных политиков впредь не будут поддерживать церковных раскольников. Стоит заметить, что встреча Патриарха и молдавского президента едва ли может значительно поспособствовать урегулированию приднестровской проблемы. Однако, несмотря на это, РПЦ продолжает играть серьезную роль в развитии церковно-политической ситуации в Молдавии. Сложившиеся отношения между Алексием II и Ворониным скорее всего свидетельствуют о том, что в обозримом будущем РПЦ может рассчитывать на значительное преимущество в деле отстаивания своих интересов в республике. Однако в церковном противостоянии между Москвой и Бухарестом последнее слово еще не сказано.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

И что Молдавскому черному духовенству желательно было бы, чтобы наше правительство не иначе выдавало молдавским духовным лицам доходы с монастырских имений как в виде дара, или условно, т.е. с указанием на что, именно деньги эти должны быт обращены. Таким образом, доходы эти можно было бы обратить на постройку православного собора в Яссах, так как начатая постройка при Михаиле Стурдзе не только не окончена, но еще дала трещины, и угрожает разрушением на перестройку Нямецкой лавры, которая сильно пострадала от бывшего два года тому назад пожара, и на устройство в Молдавии школ для детей белого духовенства. Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор Коцебу представил с своей стороны на усмотрение министерства иностранных дел свое мнение о том, чтобы указанные в 5-м пункте высочайше утвержденных 15 мая 64 года положений об управлении имениями молдавских монастырей единовременный или постоянный сбор с арендных сумм на постройку церквей, и учреждение школ в монастырских вотчинах, определяемые по соглашении епархиального начальства с монастырскими поверенными, был начат ныне же при первом поступлении арендных платежей, не ожидая истечения срока контрактов, которым срок окончится не ранее 6, 8 или 10 лет. Министерство иностранных дел, имея в виду те же основания, которые изложены были в записке, представленной в комитете министров 25 апреля 64 года за 1360 относительно порядка управления Бессарабскими имениями молдавских монастырей, а именно: во первых, поддержание нравственного значения православного духовенства в соединенных княжествах, ослабленная князем Кузою, во вторых, защиту материальных интересов его на которое нынешнее правительство княжеств заявило свои притязания даже вне пределов княжества, признало необходимым для достижения первой цели настаивать пред правительством княжеств на избрании и назначении на место умершего митрополита Софрония нового главу Молдавской митрополии, и на замещении вакантных мест епископов в некоторых епархиях и для этого, независимо от инструкций, которыми министерство имеет в виду снабдить генерального консула в Букаресте, признало необходимым секвестровать доходы с Бессарабских имений, принадлежащих Ясской митрополии и Хушской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точных сведений о том, когда беспоповцы здесь поселились, не имеется; но по сохранившемуся у них преданию, предки их пришли сюда из нынешней Бессарабской области еще прежде того времени, как переселились в Буковину придунайские старообрядцы. Несколько беспоповских семейств именно жили в руснацком селении Комаровке, между местечком Староженец и нынешним селением Лукавец: эти семейства и перешли потом на жительство в Климоуцы, когда здесь начали селиться получившие привилегию раскольники поповского согласия, к чему без сомнения побудило их желание наравне с последними воспользоваться дарованными от императора Иосифа правами, которые действительно и были им предоставлены 196 . Несмотря на то, что климоуцкие раскольники беспоповского и поповского согласия жили в ближайшем соседстве и постоянных взаимных сношениях, те и другие «твердо держались своих особенностей в вероучении; в то же время однако особенной религиозной нетерпимости и розни между ними не примечалось, напротив, те и другие не считали за грех взаимное общение в молитве и даже безразлично ходили в беспоповскую и поповскую часовни, равно как не считали недозволительным заводить, между собою родственные связи посредством браков. При браках только принято было, чтобы невеста переходила в то согласие, к которому принадлежит жених, хотя случалось и так, что жена (особенно взятая из поповщинского семейства), по предварительному условию с мужем, оставалась в своем прежнем согласии. Браки и служили одним из самых главных средств к поддержанию взаимной близости между уковинскими поповцами и климоуцкими беспоповцами. У этих последних утвердился даже, игде в беспоповских обществах не встречаемый, странный обычай – совершать браки осредством венчания, для каковой цели они обманным образом залучали к себе наезжавших в елую-криницу беглых попов, или сами ездили к беглым попам в Молдавию 197 . Вообще между буковинскими липованами поповского и беспоповского согласия, несмотря на существенные различия в вероучении, установились с самого начала их совместного жительства в Буковине мирные отношения и, сохранялись постоянно до самого учреждения белокриницкой митрополии, – беспоповцы, как ниже увидим, оказали даже некоторые услуги учредителям митрополии 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Патриарх Румынский Даниил и митрополит Волоколамский Иларион вспомнили о проблеме с Бессарабской митрополией 19 июля, 2011. Редакция " Правмира " 18 июля митрополит Волоколамский Иларион, глава отдела Внешних церковных связей Русской Православной Церкви, в рамках рабочего визита в Бухарест встретился с предстоятелем Румынской Православной Церкви, Патриархом Даниилом. 18 июля митрополит Волоколамский Иларион, глава отдела Внешних церковных связей Русской Православной Церкви, в рамках рабочего визита в Бухарест встретился с предстоятелем Румынской Православной Церкви, Патриархом Даниилом. В ходе более чем двухчасовой беседы Патриарх Даниил и владыка Иларион обсудили вопросы миссии и свидетельства о Христе в секулярном мире, а также коснулись проблемы двухсторонних отношений Русской и Румынской Церквей в связи с неканоничным положением Бессарабской митрополии. Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви действует на канонической территории Русской Православной Церкви в Молдавии. По словам митрополита Илариона, несмотря на наличие конфликтной ситуации, «мы должны расширять наше сотрудничество и взаимодействие в разных сферах, например, в сфере обмена студентами, в сфере культурного обмена. Мы также должны на двустороннем уровне обсуждать проблему пастырского окормления наших верующих, проживающих в разных странах». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarx-rumynskij-dan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010