В письме, направленном 20 мая 1945 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, Блаженнейший Патриарх Румынский Никодим обещал, что будут предприняты все усилия для возвращения церковной собственности, вывезенной из Бессарабии бежавшими румынскими частями: «Мы слишком поздно узнали о некоторых фактах, имевших место во время войны, о чем искренне сожалеем и печалимся… Все, что было изъято в церквах Бессарабии и Приднестровья, должно быть возвращено. Контрольная комиссия по претворению в жизнь условий перемирия действует в этом духе, и дело споро продвигается в этом направлении». С тех пор и до 1992 года румынской стороной не было сделано ни одного заявления каких-либо претензий в отношении Церкви Молдовы. Поэтому, как отмечено в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 ноября 2007 года , согласно 17 правилу IV Вселенского Собора и 25 правилу VI Вселенского Собора, давно истек срок давности для возможных споров по данному вопросу. Тезис о том, что «переговоры о юрисдикционных правах Русской Православной Церкви в Молдавской Советской Социалистической Республике» не были проведены «по причине того факта, что данная территория уже была оккупирована Советским Союзом» и что «в тот момент советские коммунистические войска уже находились в Румынии с тем, чтобы навязывать тоталитарный коммунистический режим» представляется неубедительным, так как зачастую и в более суровых исторических реалиях осознание своей правоты позволяло Церквам твердо и последовательно отстаивать канонические позиции. Примером тому может служить и упомянутая выше реакция Всероссийского Патриарха святителя Тихона на незаконное отторжение от Русской Церкви Кишиневской епархии, проявленная в условиях кровавого антицерковного террора со стороны советской власти. В период, когда живые свидетели еще хранили в памяти все обстоятельства, связанные с учреждением и деятельностью «Бессарабской митрополии», ни у румынской, ни у русской стороны не возникало сомнения в неправомерности любых попыток ее «реактивации». Теперь же, за давностью лет, удобно использовать в качестве аргумента сам факт присутствия в прошлом румынской юрисдикции на территории Республики Молдовы и Украины, а сомнения в его законности относить к разряду исторических гипотез.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Румынский Патриархат принял решение создать три епархии на территории Молдавии и Приднестровья 29.10.2007 Духовенство Тираспольской и Дубоссарской епархии Московского Патриархата назвало незаконным решение Священного синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три подведомственные Румынскому Патриархату епархии, центром одной из которых станет город Дубоссары (Приднестровье). Об этом сообщили 29 октября в пресс-службе Тираспольско-Дубоссарской епархии. По данным румынского издания Romania libera, 24 октября в ходе очередного заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение о создании в составе Румынского Патриархата семи новых епископий. В частности, в Бессарабской митрополии решено возродить Бельцкую епархию (бывшую Хотинскую), епархию Южной Бессарабии с центром в Кантемире и православную епархию Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской Патриархии священник Костел Стойка, заявил, что эти епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года, и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих. В связи с решением Румынского Синода поздно вечером 27 октября в здании епархиального управления Тираспольско-Дубоссарской епархии состоялось экстренное совещание под председательством епископа Юстиниана, в работе которого приняли участие заместитель секретаря Совета безопасности Приднестровья Юрий Сухов, сотрудники Министерств государственной безопасности и внутренних дел, заведующий кафедрой отечественной истории Института истории, государства и права Приднестровского госуниверситета профессор Николай Бабилунга. В ходе совещания все присутствующие разделили озабоченность епископа Юстиниана " сохранением церковного мира и единства приднестровского народа " . Было принято решение " об объединении усилий священноначалия Тираспольской епархии, представителей исполнительной власти и общественных организаций, историков, политологов, которые должны быть направлены на предотвращение возможного разделения общества по национальному признаку " . " К сожалению, характер действий Синода Румынской Церкви заставляет думать, что именно этого результата он предполагает достичь " , - уточнили в пресс-службе.

http://drevo-info.ru/news/3896.html

Потенциал для углубления наших отношений очень велик. Наиболее перспективными направлениями являются развитие взаимного паломничества верующих из Румынской Православной Церкви к святыням, расположенным на территории Московского Патриархата, а верующих из Русской Православной Церкви к румынским святыням; сотрудничество в области церковной науки и церковного искусства; обмен монашеским опытом. — В июле Вы встречались с Румынским Патриархом Даниилом . Не могли бы Вы рассказать, какие вопросы Вы обсудили? Удалось ли Вам сблизить позиции по «Бессарабской митрополии»? — Встреча с Его Блаженством, которая состоялась 19 июля в Бухаресте, носила очень позитивный характер. Мы обсудили самые разные темы, начиная от двусторонних вопросов и заканчивая повесткой современного межправославного и межконфессионального диалога. Выяснилось, что у наших Церквей близкие взгляды на процесс подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, во многом схожее мнение относительно тех событий, которые происходят сегодня в православном мире. Что касается «Бессарабской митрополии», то мы пришли к совместному пониманию того, что в этом вопросе необходимо воздерживаться от каких-либо односторонних шагов, которые могут блокировать добрые перспективы, наметившиеся в отношениях двух наших Церквей в последние годы. Мы будем продолжать диалог с целью поиска путей разрешения этой болезненной проблемы. — У России богатый опыт в области межрелигиозного диалога. Что, по Вашему мнению, можно предпринять, чтобы люди, народы разной веры уважительно относились друг к другу? — В наши дни проблема мультикультурализма стоит особенно остро. Ученые, политики и общественные деятели ищут общую основу для развития общества, в котором представлено множество культур и религий. И некоторые из них хотели бы видеть секуляризм в качестве нейтральной основы для мирного сосуществования. Но это в корне неверно, так как подобный подход делает публичную сферу одинаково враждебной всем верующим, которые при этом не знают ничего об убеждениях друг друга, а поэтому испытывают недоверие и подозрительность.

http://patriarchia.ru/db/text/1822125.ht...

70. Наконец, что касается утверждения государства-ответчика о том, что заявитель не лишен возможности подать новое заявление на перерегистрацию, заявители считают, что это вводит в заблуждение и противоречит фактам по делу. Предполагаемая " возможность подавать [заявление] " лишена смысла в условиях, когда Управление юстиции г. Москвы отвечает – не менее пяти раз за 19 месяцев, предшествующих подаче государством-ответчиком своих объяснений – что заявитель больше не может перерегистрироваться в связи с истечением срока для перерегистрации. Заявители утверждают, что даже самое беспристрастное рассмотрение обстоятельств по делу выявляет целеустремленную решимость государства-ответчика отказывать в перерегистрации конкретным религиозным организациям, в том числе и заявителю, несмотря на отсутствие каких-либо " объективных и разумных оснований " для такого решения. Б. Оценка Суда 1. Общие принципы 71. Суд обращает внимание на свою сложившую прецедентную практику, согласно которой охраняемая статьей 9 Конвенции свобода мысли, совести и религии является одной из основ " демократического общества " в смысле Конвенции. В своем религиозном измерении эта свобода является одним из тех жизненно важных элементов, которые определяют личность верующих и их мировоззрения, но она также является ценным достоянием атеистов, агностиков, скептиков и безразличных. От нее зависит тот плюрализм, присущий демократическому обществу, который был завоеван дорогой ценой на протяжении столетий (см. дело " Бессарабской митрополии и др. против Молдовы " , 45701/99, § 114, ECHR 2001-XII). 72. Хотя религиозная свобода является в первую очередь вопросом личной совести, она также подразумевает, среди прочего, свободу " выражать [свои] религиозные чувства " лично или сообща с другими, публично либо в кругу соверующих. Поскольку религиозные общины традиционно существуют в форме организованных структур, статью 9 следует толковать в свете статьи 11 Конвенции, которая защищает жизнь объединений от неоправданного вмешательства со стороны государства. С этой точки зрения право верующих на свободу религии, которое подразумевает право на проявление религиозных убеждений совместно с другими, включает в себя и ожидание того, что верующие смогут свободно объединяться без произвольного вмешательства со стороны государства. На самом деле, автономное существование религиозных общин является неотъемлемой частью плюрализма в демократическом обществе, а посему этот вопрос составляет сердцевину той защиты, которая предусмотрена статьей 9. Выявленная прецедентной практикой Суда обязанность государств по соблюдению нейтралитета и беспристрастности [по отношению к различным вероисповеданиям и их объединениям] несовместима с осуществлением государствами каких-либо полномочий по оценке легитимности религиозных убеждений (см. цитированное выше дело " Бессарабской митрополии и др. против Молдовы " , §§ 118 и 123, а также дело " Хасан и Чауш против Болгарии " [Большая Палата], 30985/96, § 62, ECHR 2000-XI).

http://religare.ru/2_40262.html

В Тираспольской и Дубоссарской епархии обеспокоены намерением Румынской Церкви учредить новые епархии на территории Молдавии и Приднестровья 30 октября 2007 г. 11:39 Духовенство Тираспольской и Дубоссарской епархии назвало незаконным решение Священного Синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три собственные епархии, центром одной из которых станет город Дубоссары (Приднестровье). Об этом корреспонденту ИА Regnum сообщили 29 октября в пресс-службе Тираспольско-Дубоссарской епархии. По данным румынского издания Romania libera 24 октября в ходе очередного заседания Священного Синода Румынской Православной Церкви было принято решение о создании в составе Румынского Патриархата семи новых епархий. В частности, в Бессарабской митрополии (учрежденной несколько лет назад на канонической террритории Русской Православной Церкви) решено восстановить Бельцскую (бывшую Хотинскую) епархию, епархию Южной Бессарабии с центром в Кантемире и епархию Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской Патриархии отец Костел Стойка заявил, что эти епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих. В связи с решением румынского Синода поздно вечером 27 октября в здании епархиального управления Тираспольско-Дубоссарской епархии состоялось экстренное совещание под председательством епископа Юстиниана , в работе которого приняли участие заместитель секретаря Совета безопасности Приднестровья Юрий Сухов, сотрудники Министерств государственной безопасности и внутренних дел, заведующий кафедрой отечественной истории Института истории, государства и права Приднестровского госуниверситета профессор Николай Бабилунга. В ходе совещания все присутствующие разделили озабоченность епископа Юстиниана «сохранением церковного мира и единства приднестровского народа». Было принято решение «об объединении усилий священноначалия Тираспольской епархии, представителей исполнительной власти и общественных организаций, историков, политологов, которые должны быть направлены на предотвращение возможного разделения общества по национальному признаку». «К сожалению, характер действий Синода Румынской церкви заставляет думать, что именно этого результата он предполагает достичь», — уточнили в пресс-службе. В тот же день епископ Тираспольский и Дубоссарский провел внеочередное заседание епархиального совета. Духовенство единодушно признало «незаконными» действия Румынской православной церкви и выразило полную поддержку епископу Юстиниану в его усилиях, направленных на «предотвращение церковного раскола и нарушение мира среди верующих». Было принято решение о срочном созыве всего духовенства Тираспольской епархии на внеочередное епархиальное собрание, которое состоится 30 октября в Дубоссарах. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/314716.htm...

Сторонники «Бессарабской митрополии» немногочисленны. Благодаря мудрому руководству управляющего Молдавской митрополией митрополита Владимира в стране спокойно, священнослужители и паства хранят верность Русской Церкви и не переходят в ряды Бессарабской митрополии, как этого желали некоторые политики в недавнем прошлом, а также в наше время. - В 2005 году Вы были назначены советником посла Молдавии в РФ. Как Вы оцениваете нынешние российско-молдавские отношения? - Ныне руководство Республики Молдова более ориентировано на Запад, на сближение с ЕС. Как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы. Подписав договор с ЕС на государственном уровне, будет необходимо выполнять многочисленные требования Запада, со многими из которых не согласны граждане Молдовы. К таким требованиям относятся, например, легализация однополых браков, «уважение» интересов лиц «нетрадиционной ориентации» и подобные. Несомненно, что верующими подобные действия воспринимаются как аморальные, но их интересы забыты в отличие от интересов упомянутых выше лиц... Если руководство Республики Молдова так и не обратит внимания на то, что многие ее граждане не от хорошей жизни покинули свои дома и должны работать в России, и все-таки допустит войска НАТО на свою территорию, то и отношение России к Молдавии будет, соответственно, не самым теплым. Пока Россия находится в ожидании того, как будут развиваться отношения с Западом, и решения будут приниматься, исходя из сложившейся ситуации. Россия дает возможность Молдавии самой определить свое будущее. Сегодня отношения наших стран можно охарактеризовать как вполне стабильные, доброжелательные, а какими они будут завтра - зависит от правительства Республики Молдова. - В заключение нашей беседы хотели бы попросить Вас, Ваше Преосвященство, сказать напутственное слово читателям «Русской народной линии». - Желаю процветания и духовного роста России - от сильной России зависит не только благополучие ее граждан, но и будущее православных верующих во многих странах. Духовно крепкая Россия всегда протянет руку помощи тем, кто в ней нуждается, и все более погрязающий во грехах Запад - здесь не исключение. Господь милостив, мы верим, Он не оставит ищущих и уповающих на Него.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/23/...

Конфликт цивилизаций в Молдавской Церкви Герб Бессарабской губернии Мы уже привыкли к резкому росту религиозного фактора в мировой политике. Мы привыкли к жестким противостояниям последних лет: в частности, не утихает и грозит разгореться с новой силой церковный раскол на Украине. Однако на карте православной ойкумены разгорается новый межцерковный конфликт – на этот раз территории Молдовы. 24 октября 2007 года Синод Румынской Православной Церкви заявил о создании в составе Румынской Патриархии семи новых епископатов. Три из них решено возродить на канонической территории Русской Православной Церкви. Речь идет о создании в рамках так называемой «Бессарабской митрополии» трех новых епископатов: Бельцкого, Южной Бессарабии, а также «епископата Дубоссар и всего Приднестровья». Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан назвал это решение «разбоем с большой дороги» и заявил в интервью агентству «Новый регион»: «Создание трех новых епископатов Румынской Церкви на территории Молдавии и Приднестровья является крестовым походом против Русской Православной Церкви и дестабилизирует внешнеполитическую обстановку во всей Европе». Таким образом, в очередной раз исключительно канонический спор, накладываясь на неразрешенный «замороженный конфликт», приобретает характер цивилизационного столкновения. На территории Молдовы столкнулись интересы Москвы и Бухареста, точнее – два геополитических проекта этих столиц. Этот скандал, как и церковный конфликт на Украине, возник не вчера и имеет свою давнюю историю. Православие сформировало молдавскую самобытность Современный герб республики Молдовы Сегодня во властной элите Молдовы, на всех парах стремящейся стать «интегральной частью европейской семьи народов», не особо принято вспоминать о том, что вся молдавская культура, система молдавских национальных ценностей, сам дух молдаван и их государственность в XIV веке сложились под воздействием Православия и Церкви как общественного института. Боле того, Православие стало той живой нитью, которая на протяжении долгих веков связывала молдаван с восточными славянами. Предки молдаван – волохи – восприняли христианство от славян, и церковнославянский язык изначально стал языком древней Молдавской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5182.html

Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с глубоким сожалением констатировали, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. Выразив решительное несогласие с данными постановлениями, Синод Русской Церкви предупредил, что в случае их дальнейшей реализации неизбежны тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. Отмечено, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви, и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. Также участники заседния напомнили, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». Председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Волоколамскому Антонию поручено дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/6110137.ht...

Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С глубоким сожалением констатировать, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора. 2. Выразить решительное несогласие с данными постановлениями, которые в случае их дальнейшей реализации неизбежно повлекут за собой тяжкие последствия как для двусторонних отношений Русской и Румынской Православных Церквей, так и для единства Православной Церкви в целом. 3. Отметить, что упомянутые в решении Синода Румынской Православной Церкви «румынские православные клирики… возвращающиеся в Бессарабскую митрополию» в действительности никогда не принадлежали к последней, как и к Румынскому Патриархату в целом. Священный сан был ими получен в Русской Православной Церкви и наказание они понесли за нарушение священнической присяги и другие канонические преступления, а вовсе не «по причине их принадлежности к Румынской Православной Церкви», к которой они не могут принадлежать в силу отсутствия отпускной грамоты. 4. Напомнить, что 17 правило Трулльского Собора предписывает, дабы «никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права без увольнительной от своего епископа граматы определен быти к иной церкви», — указывая при этом, что нарушивший данное правило «будет извержен и сам, и неправильно приявший его». 5. Поручить Преосвященному митрополиту Волоколамскому Антонию, председателю Отдела внешних церковных связей, дополнительно изучить вопрос о действиях Румынского Патриархата и своевременно внести предложения на рассмотрение Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

В 2005 году Румынский Патриархат сделал еще один недружественный шаг, образовав «Московское благочиние Бессарабской митрополии». Согласно данным Государственной службы по делам культов, которые приводит агентство «Новый регион» , по состоянию на 1 августа 2007 года Бессарабская митрополия имела на территории Молдавии 309 зарегистрированных приходов, монастырей, теологических учреждений и миссий. 24 октября 2007 года в ходе очередного заседания синода Румынской Православной Церкви было принято решение о создании в составе Румынской патриархии семи новых епархий. В частности, в «Бессарабской митрополии» решено учредить Бельцскую епархию, епархию Южной Бессарабии с центром в Кантемире и епархию Дубоссар и всего Приднестровья. Руководитель пресс-службы Румынской Патриархии отец Костел Стойка заявил, что эти «епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года, и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих». Протесты со стороны Молдавской митрополии относительно учреждения на территории Молдавии и Приднестровья трех новых епархий вызвали «недоумение» в Румынской Церкви, передает ИА Regnum. В официальном сообщении Румынской Патриархии утверждается, что «три возрожденные епархии Автономной Бессарабской митрополии, среди которых и епископат Дубоссар и всего Приднестровья, были ранее официально зарегистрированы правительством Молдавии». Это решение, по словам авторов заявления, подтверждено решением Верховного суда Молдавии, согласно которому «митрополия Бессарабии» признана «духовной, канонической и исторической правопреемницей Бессарабской митрополии, существовавшей до 1944 года с Кишиневским архиепископатом, епископатами Бельц, Южной Бессарабии, Дубоссар и всего Приднестровья». «Таким образом, Священный Синод Румынской Православной Церкви своим решением лишь благословил юридическое признание молдавскими властями соответствующих епархий», — заявляют в Румынской Патриархии. По материалам информагентств Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/316765.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010