Он поставил землю, - говорит Библия, - на твердых основаниях: не поколеблется она во веки и веки... Он сотворил луну для указания времени, солнце знает свой запад (Пс. 103:5, 19). Вселенная тверда, не подвигнется (Пс. 92). Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его все звезды света. Хвалите Его небеса и воды, которые превыше небес... Он повелел и сотворилось, поставил их на веки и веки, дал устав, который не прейдет (Пс. 148:4-6). По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела свои и начала их - в роды их... По слову Святого звезды стоят по чину и не устают на страже своей... Чрез него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его (Сир. 16:26-27, 43:11, 26). Все определено во вселенной " числом, мерой, весом " . В твердости и последовательности порядка природы Библия усматривает величие Творца. Все псалмы Давида проникнуты живым ощущением величия Творца, проявляемого в естественных законах. Об этом же проявлении Божественной воли через естественный порядок говорят определенно и святоотеческие писания. " Небеса день и ночь совершают предоставленное им течение, - говорит писатель конца I века Климент Римский, - и не препятствуют друг другу " . " Солнце и лики звезд без малейшего уклонения протекают в назначенный им путь... Беспредельное море не выступает за положенные ему преграды. Необходимый для людей океан и миры, за ним находящиеся, управляются теми же повелениями Господа. Времена года мирно сменяются одно другим " (Климент Римский " Послание к Коринфянам " , 9. Рус. пер. П. Преображенского). " Определенные ветры каждый в свое время беспрепятственно совершают свое служение. Всему этому повелел быть в согласии и мире великий Созидатель и Владыка всего " (там же, 20). " Подумай же, что и в доме этого мира, когда смотришь на небо и на землю и находишь в них порядок и закон, - есть Господь и Отец всего, который прекраснее самих звезд и частей всего мира " (Минуций Феликс " Октавий " , 18). По мысли Василия Великого, " небеса " и " твердь " и " воды " и даже " бездна " , т.е. все стихии мира по " вложенным в них законам " возносят хвалу Богу, " возвышают творение рук Его " именно самим следованием этим законам " . " Для Бога прекрасно то, что совершенно по законам искусства, - говорится далее у Василия Великого, - и направлено к благопотребному концу " . " Первое повеление сделалось и на последующие времена, сообщает ей силу рождать и приносить плоды " ( " Беседы на Шестоднев " , 13:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

они старались сокрушить саму силу мою. Другой переводчик (Акила и Феодотион) вместо: де­лали, сказал: «возделывали» (ηροτρασαν), дабы показать, что они козни про­тив праведника обратили в занятие. «Увеличивали беззаконие свое». Что говорит он? Показывает, что они нападали не только с силою, но и с великой настойчивостью, употребляя много вре­мени, обращая козни в занятие и продолжая действовать непре­станно. Между тем они, говорит, не имели никакого успеха, не по нашей силе, а по силе Божией. Поэтому, указывая на Того, Кто воздвигал трофей и доставлял победу, он присо­вокупляет: «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс.128:4). Другой (Акила и Симмах), вместо: «выя», говорит: «сети» (βρχους), выражая замыслы, хитрости, козни. Хорошо сказал он не: разрушил, но: «рассек», чтобы лучше пока­зать, что Бог сделал замыслы их совершенно бесполезными. И действительно, когда город стали строить снова, многие, сне­даемые завистью, нападали со всех сторон, и делали это не раз или два, а многократно. Тоже было и с Церковью. Когда она начала насаждаться, то на нее постоянно нападали все: сна­чала цари, народы, властители, потом коварные еретики, и со всех сторон поднимались против нее великие и разнообраз­ные войны. Однако ничто не одолело ее; враги сокрушены, а Церковь процветает. «Да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион!» (Пс.128:5). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «да будут отражены назад» (ανατραπτωσαν). «Да будут они, как трава на кровлях, которая до исторжения (ее) засохла, ею не наполнил руки своей жнец и горсти своей собирающий снопы». И «им не говорят прохожие: «Благословение Господне на вас, благословляем вас именем Господним» (Пс.128:6-8). Заключает увещание молитвою, внушая бодрость слушателю и указанием на прошедшее и самою молитвою, и показывая не­справедливую причину войны; они, говорит, подняли войну по зависти и ненависти. Поэтому и восклицает: «да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион!». Не только пусть будут побеждены, но притом — постыдно и позорно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отсюда очевидно, что порок еще прежде наказания сам причиняет наказание, а добродетель еще прежде воздаяния сама достав­ляет награду. Как добродетель заключает в себе самой награду еще прежде венцов, так порок заключает в себе самом мучение еще прежде наказания. Действительно, что может быть несноснее наказания, происходящего от греха? Потому и Павел, упоминал о развратниках, растлевающих свою красоту и извращающих законы природы, говорит, что в этом самом и заключается величайшее мучение еще прежде наказания. «Мужчины, говорит он, на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим.1:27), называя возмездием греха их само распутство и дей­ствие. «Мир Израилю!». Молитвою (пророк) заключает речь. Таковы души святых: с увещанием и советом они соеди­няют молитву, доставляя слушающим величайшую помощь.     «Мир» здесь он разумеет не только чувственный, но и высший, от которого и тот происходит; молится, чтобы душа не восставала сама на себя, воздвигая борьбу страстей. Такого мира будем искать и мы, чтобы нам достигнуть обетованных благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.    Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» Беседа 35 на псалом 125 Пс.125:1. Песнь степеней. Когда возвратил Господь плен Сиона, как мы были утешены! Духовный плен тяжелее чувствен­ного. — Состояние иудеев, возвратившихся из Вавилон­ского плена, было отлично от состояния их отцов по выходе из Египта. — Особая причина радости первых. — Почему в начале псалма сказано: «когда возвратил», а потом: «возврати» (Пс.125:1, 4)? — «Сеющие со слезами пожнут с радостью» (Пс.125:5). — Никому так мало полезен покой, как чело­веку. — В страданиях не нужно унывать в виду обе­тованной за это награды.   1. Слово: «плен» по названию своему просто, но имеет много значений. Есть плен добрый, о котором, напр., говорит Павел: «и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5); есть и худой, о котором, напр., он говорит: «которые вкрадываются в домы и обольщают женщин» (2Тим.3:6); есть духовный, о котором говорится: «проповедовать пленным освобождение» (Ис.61:1); есть и чув­ственный — от неприятелей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прежде Христа было много помазанников, но ни одного такого; было много агнцев, но Он — превосходнейший; было много сынов, но Он — Единородный. Все это свойственно Ему преимущественно, не только по божеству, но и по домостроительству (воплощения), по­тому что никто кроме Его не был помазан таким Духом. Не удивляйся, что пророк называет это елеем; Он, как пророк, говорит прикровенно. Хорошо сказал он: «радости», чтобы показать, что это дело радостное, так как «плод же духа: любовь, радость, мир» (Гал.5:22). Другой переводчик (Симмах) говорит: «елеем красоты» (Âglaïsmoû). В еврейском: «сасон», т.е. украшения, славы, красоты. Если же сказать: веселия, то и это справедливо. Как слыша о мече, стрелах и луке, ты разумеешь не меч, стрелы и лук, но силу Христову, совершившую все то, о чем я выше сказал, так и, слыша о елее, не разумей простой елей, но помазание. Елей был только знаком Духа, а главное и необ­ходимое — Дух.    Если так, то не сомневайся называть Его помазанником, как назывался помазанником Авраам и пророки, хотя не все они были помазаны елеем, как сказано: «не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс.104:15). Когда же помазан был Христос? Когда сошел на Него Дух в виде голубя. «Общниками» пророк называет здесь всех, исполненных Духа, как говорит Иоанн: «и от полноты Его все мы приняли» (Ин.1:16). А о Христе говорит: «не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34). Еще сказано: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил.2:28); а там не говорится: от Духа, но весь Дух сошел на Него, почему и сказано: «не мерою дает Бог Духа». «Смирна и алой и кассия от одежд Твоих, из чертогов (сделанных из) слоновой кости, возвеселяют Тебя» (Пс.44:9). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «на одежду твою». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «есть одежды твои».    10. Некоторые говорят, что этими словами пророк указы­вает на погребение, а другие говорят, что он выражает особый род помазания. В древности помазание совершалось не этими благовонными мастями, а другими. И дабы ты убедился, что это — особый род помазания, он и означил различием веществ различие силы. Слова: «от одежд Твоих» показывают, что, и одежды Христовы были исполнены благодати. Так кровоточивая оста­новила потоки крови, прикоснувшись к краю одежды Его (Мф.9:20). Впрочем, то или другое объяснение принять нет ни­какого препятствия; по моему мнению, можно принять то и другое. Притом, — нам ничто не препятствует опять сказать то же, — как слыша о луке, мече и подобных вещах, ты не разумеешь их чувственно, так и слыша о смирне и касии, ты разумей их не чувственно, а духовно. «Из чертогов (сделанных из) слоновой кости, возвеселяют Тебя Дочери царей — в почете у Тебя, предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная» (Пс.44:9-10). Другой переводчик (Симмах) говорит: от «храмов слоновых, где возвеселили тебя, при почитании тебя». Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «в славных твоих».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

пусть блуждают, не останавливаясь, пусть не имеют даже необходимой пищи и не перестают переходить с места на место, будучи гонимы и преследуемы по всей земле и нигде не находя себе места для пристанища. Вместе с этим про­сит им нищеты, и нищеты крайней и невыносимой, так чтобы они не получали помощи даже от родных, но, скитаясь, искали ее у иноплеменников и незнакомых. И послушай, как выра­жает это. Сказав: «да переселяются сыновья его и просят, при­бавляет: да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его». Это — новый вид несчастья, чтобы имущество его было предано рас­хищению, чтобы он подвергался нападениям заимодавцев, переносил всякого рода оскорбления и, что всего тяжелее, среди таких бедствий не имел защитника, так как и этого про­сит: «да не будет, — говорит, — у него заступника» (Пс.108:12). Несчастья и сами по себе невыносимы; но когда нет и защитника, тогда они еще более тяжки. «Да не будет щедрого для сирот его». О, какой великий гнев, когда и преждевременное сиротство не на­ходит себе сострадания, и не только сострадания, но еще осуж­дается на крайнюю погибель: «да будут, — говорит, — дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его» (Пс.108:13). Видишь ли речь, исполненную гнева и ни на чем не останавливающуюся? Просит, чтобы они жили в различных и разнообразных не­счастьях, чтобы преданы были всякого рода бедствиям и по­гибли в неизвестности. И как бы недостаточно было несчастья детей его, прибавляет еще: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не очистится. Да будут они всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их» (Пс.108:14, 15). Это особенно свойственно гневу — раскрывать подробно несчастья, о которых сказано вообще, и часто повторять одно и тоже. Ска­зав: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его, прибавляет: да не очистится». Хотя это — одно и то же, но гнев побудил сказать и то и другое; а смысл этих слов следующий: умертви его, убей, уничтожь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так Иов не за то увенчан, что получил повеление принести жертву и не принес ее, но за то, что мужественно перенес скорби. И Павел прославлен за то, что с благодар­ностью переносил бичевания, скорби и все прочее. «Трудами рук твоих будешь питаться: блажен ты и благо тебе будет!» (Пс.127:2). Почему, пророк, двукратно повторяешь блаженство? Потому, что он знал великость этого блаженства, услаждался представлением его. А какое, скажи мне, будет «благо»? «Жена твоя — как виноградная плодовитая лоза (вьющаяся) по стенам дома твоего; Сыновья твои — (что) побеги маслины, — вокруг трапезы твоей» (Пс.126:3). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «во внутреннейших» (ν τοις σωτατοις). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в чреслах» (ν τοις μηροις). «Вот так благословится человек, боящийся Господа!» (Пс.126:4). Что, скажи мне, говоришь ты? Это ли блаженство? Это ли благо — благосостояние дома, наслажде­ние своими трудами, множество детей, жена? Нет; это только — прибавление. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк.12:31). Так как пророк говорил людям еще несовершенным, то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными. Не удивляйся этому. Если Павел во время такого любомудрия поступает так же с людьми, пре­смыкающимися по земле, убеждая их таким же образом, то тем более это свойственно пророку. Где же так поступает Павел? Во многих местах. Так, когда он рассуждает о девстве, то ничего не говорит им о будущем, но представляет только освобождение от скорбей, происходящих от брака (1Кор.7:28). Также, когда говорит о почитании родителей, то убеждает таким же образом: «первая, говорит, заповедь с обетованием». Какая заповедь? «Почитай отца твоего и мать... и будешь долголетен на земле» (Еф.6:2, 3). И опять, когда пишет о любомудрии в отношении к врагам, представляет чувственную награду, выражаясь так: «делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим.12:20). Но Христос — не так, потому что Он беседовал не с слабыми; но за девство Он назначает царство, а за любовь ко врагам — уподобление Богу, сколько возможно для людей быть подобными Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эти-то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погре­шит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» (Еф.3:1); и еще: «я исполняю посольство в узах» (Еф.6:20; Деян.28:20). «Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову» (Пс.115:8). Смотри, как он выше, и ниже, и везде приносит это воздаяние Богу. Выше говорит: «чашу спасения прииму и имя Господне призову»; и здесь: «Тебе принесу жертву хвалы», т.е. буду благодарить, буду воспевать.     «И имя Господне призову». Видишь ли, какова его жертва хвалы? «Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим» (Пс.115:9-10). Это делает он не из желания показать себя, не из тщеславия, но, желая во всех возбудить собственную ревность и сделать их общни­ками благодарности. Так поступают все святые, призывая к общему хвалению не только людей, но и саму тварь всю, когда они получают какое-нибудь благодеяние. Действительно, ничто так не угодно Богу, как то, чтобы быть благодарным Ему не только в счастье, но и в несчастье. Это особенно и есть жертва; это — величайшее приношение! Так прославился Иов, так — Павел, так — Иаков, так — каждый из праведников, возда­вая признательность и благодарность Богу особенно в трудных обстоятельствах. Так будем поступать и мы, будем всегда благодарными, чтобы получить и вечные блага, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа на­шего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» Беседа 27 на псалом 116 Пс.116:1-2. Аллилуия. Хвалите Господа, все народы, похвалите Его, все люди, ибо непоколебима милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век.    Для всякого очевидно, что эти слова составляют про­рочество о Церкви верующих и предсказание о проповеди, ко­торая объяла всю вселенную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   2. Не должно стараться узнавать распоряжения Божии во всем (это значило бы домогаться невозможного и совершенно превышающего всякую созданную тварь), а те, которые хотят познать их отчасти, должны быть свободными от упомянутых страстей, и тогда они увидят их яснее солнца, хотя не вполне, а только отчасти, и будут благодарить Его за все. «В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня, (изведши) на простор» (Пс.117:5). Видишь ли благость и человеколюбие Божие? Пророк не сказал: я был достоин, или: сделал добрые дела, но только: «призвал», и эта молитва была достаточна для избавления от бедствия. Так и об иудеях в Египте Бог говорит: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей» (Исх.3:7-8). Не сказал: я увидел благочестие народа Моего, или перемену его к луч­шему, но скорбь его, и услышал вопль его. Видишь ли мило­сердого Отца, подающего помощь за одни страдания? У людей не всякий страждущий удостаивается помилования; часто, видя ра­бов наказываемыми и переносящими скорби, мы не облегчаем их страданий, представляя великость их преступлений; а Бог избавил здесь за одно страдание, и не только избавил от страдания, но и доставил великую безопасность: «услышал меня, — говорит, — (изведши) на простор». Страдание для того и было допущено чтобы страждущие сделались более исправными и любомудрыми. «Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Пс.117:6). Видишь ли высоту духа? Видишь ли ум, так возвы­шающийся над человеческой немощью, что не обращает вни­мания на всю природу? Это будем и мы не только петь, но вы­ражать и делами. Пророк не сказал: я ничего не потерплю, но: «не убоюсь: что сделает мне человек»; т.е. хотя и потерплю, но не боюсь. Тоже говорит и Павел: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.8:31)? Хотя бесчисленны были враги их, но ни­сколько не повредили им. И не крайним ли было бы малоду­шием, — пользуясь благоволением Господа, страшиться подоб­ных себе рабов? Но пророк был не таков; он был выше и недоступнее для подобного страха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   4. Видишь ли достоинство и власть апостолов? Все это сделано тем словом, которое Он изрек, посылая их: «и се, Я с вами» (Мф.28:20). Он сам, предшествуя им, уни­чтожал препятствия; сам уравнивал все и делал трудное легким. Прежде все дышало войною, все было исполнено уте­сов и пропастей, и негде было ни поставить ноги, ни остановиться, все пристани были закрыты, все дома заперты, уши всех заграждены; но как скоро апостолы вышли и стали про­поведовать, то разрушили все преграды врагов, так что слу­шатели отдавали души свои и подвергались бесчисленным опасностям за проповеданное. «Избрал нам наследие Свое, красу Иакова, которую возлюбил» (Пс.46:5). Другой переводчик (Симмах) говорит: «про­славление Иаковле». Посмотри на точность пророчества. Выше пророк сказал: «покорил нам народы и племена». И действи­тельно, наперед обратились иудеи, сначала в числе трех ты­сяч, потом пяти, а после них язычники. И сам Господь сказал: «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). Далее, чтобы кто-нибудь, услышав слова: «избрал нам наследие Свое», не стал не­доумевать, сомневаться и говорить: почему же иудеи не веруют ныне? — пророк дополнительными словами разрешил недоуме­ние. Бог с Своей стороны избрал и их и, сколько от Него зависело, не оставил никого. Если хочешь знать и причину, то выслушай следующее: «красу Иакова, которую возлюбил», присово­купляет пророк. Мне кажется, что он здесь разумеет ве­рующих, как Павел объяснил, сказав: «но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:6-8). Ве­рующих справедливо можно назвать «красою» народа, так как что прекраснее тогдашних верующих?     «Наследием» же Его называет пророк этот народ не по­тому, чтобы Бог когда-нибудь оставлял прочие народы, но чтобы выразить сильную к нему любовь Божию, близость и особенное промышление. А чтобы тебе видеть точность пророка, посмотри, как он употребляет выражение, которое обыкновенно употреб­ляют люди о вещах покупаемых. Многие, покупая что-нибудь, часто называю добротою («красою»)то, что превосходит прочие вещи. Так и пророк, желая показать, что не все спасутся, говорит: «красу Иакова». То же и в евангелиях выражается многими прит­чами. «Вознесся Бог при восклицании» (Пс.46:6). Не сказал: вознесен, но: «вознесся», выражая, что Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но сам шел этим путем. Илия и не та­ким путем восшел, каким Христос, и вознесен был по­сторонней силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем, а Единородный «вознесся» соб­ственной властью. Потому и Лука сказал: «когда они смотрели на небо, во время восхождения Его» (Деян.1:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А в ветхом завете, когда люди были более склонны к чувственности, предметы благословения были чувственные, и многочадие считалось величай­шим благом. Так как от греха произошла смерть, то Бог, желая утешить род человеческий и показать, что Он не истребит его и не предаст совершенной погибели, но еще сделает людей многочисленнее прежнего, сказал: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.9:1). Когда же сделалось известным, что смерть есть сон, тогда открылось достоинство девства. Поэтому Павел и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я»; и еще: «хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор.7:1, 7). И Христос: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12). Впрочем, и в древности Бог внушал прикровенно, что нужна добродетель, а не многочадие. Так, послушай, наприм., что говорит Премудрый: «не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых»; и лучше один, творящий волю Господа, нежели тьмы беззаконников (Сир.16:1-4). Но неразумные иудеи, всегда склонные к чувственности и нерадящие о добродетели, гово­рили: «он желал получить от Бога потомство» (Мал.2:15)? Поэтому Он, желая показать, что Он не этого требует, многократно предавал их погибели, когда оскудевала между ними добро­детель. «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю» (Пс.113:23). Хорошо прибавил он: «Господом». Это особенно и есть благословение. Получается благословение и от людей, но оно касается вещей человече­ских; а это — величайшее благословение. Люди благословляют, т.е. хвалят и прославляют, обладающих богатством, властью и почестями; но такое благословение — временное и, когда оно продолжается, не приносит никакой пользы; а благословение Божие — вечно и приносит величайшую пользу Сотворшему «небо и землю».    «Превысшее небо — Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010