42. Беседа во время крестного хода, по случаю большой смертности; 43. Беседа на усекновение главы честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 44. Беседа в четырнадцатую неделю на притчу от Матфея, призывающую на браки Сына – против говорящих: почему Бог призвал их, если знал, что они нисколько не будут повиноваться Ему делами своими, и почему сделал их достойными наказания; 45. Беседа на рождество Пресвятой Богородицы; 46. Беседа в семнадцатую неделю на Евангелие от Матфея о жене Хананейской: о ничтожестве человека и похвальном смирении; 47. Беседа в день Евангелиста Иоанна: о любви к Богу и ближнему; 48. Беседа на Евангелие от Луки, во вторую неделю из текста: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лук.6:31 ). – В ней говорится и против ростовщиков; 49. Беседа на Евангелие от Луки, в четвертую неделю, из текста: изыде сеяй сеяти Семене своего ( Лук.8:5 ); 50. Беседа на Евангелие от Луки пятой недели из текста: человек некий бы богат и облачашеся в порфиру и виссон ( Лук. 16:19 ), о том, кто из богатых и бедных будет спасен; 51. Беседа на Евангелие от Луки шестой недели, которое начинается: изшедшу Ему (Иисусу) на землю, срете Его муж некий от града и проч. ( Лук.8:27 ); 52. Беседа о том, что частая беседа с Богом в молитве и псалмопении есть утверждение и безопасность во всяком благе, и отвращение и освобождение от всякого зла и нечестия. 53. Две беседы на вход во Святая Святых и о проведении там жизни Пресв. Богородицы и Преснодевы Марии; 54. Беседа о таинствах; 55. Беседа о наградах, уготованных добродетельным и наказаниях – порочным; 56. Беседа в неделю Праотец против неслушающих поучений; 57. Беседа в неделю перед Рождеством Христовым, или св. Отец: о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и в девстве родившей Его Пресв. Девы Марии; 58. Беседа на Рождество Христово; 59. Беседа о покаянии; 60. Беседа в праздник Светов – о таинстве крещенния Христова; 61. Беседа о исцелении десяти прокаженных и о мире с Богом и с ближними;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Рассуждение о лихоимстве Лихоимственная страсть многим и тяжким грехам виною бывает. Если лихоимец будет судьей или приказным, — присягу и клятву преступает. А от этого виновными невинные, виновные же невинными остаются. Добрые, без удовлетворения оставшиеся, в горшей будут беде; а злые, без наказания, более будут свирепеть и на обиды устремляться, отчего плач, слезы, непрестанные рыдания бедных людей и всякий в отечестве разлад. Если полководец лихоимец, то также присягу преступает, изменяет и отечество предает. Если помещик, то крестьян несносными оброками отягощает. Если купец, — в товаре обманывает, и прочее. И как видно, никто другой так отечеству не вредит, как лихоимец; и Богу, и человеку он ненавистен. Поэтому и называется в святом слове страсть эта «идолослужение м», ибо серебро лихоимец, как идола, почитает. Пособие к избежанию от этого Первое. Помнить, что все в мире останется собранное, а сам человек нагим от мира сего отыдет. Второе. Верить в Промысл Божий, никого не оставляющий. Третье. Суд Божий страшный и неминуемый на лихоимцев. VIII. Славолюбие «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Святой Златоуст об этом Суетная слава и добрые человеческие дела делает бесполезными (Кн. 2 о умилении Димитрия). Суетная слава, как ветер, все сокровища добродетелей наших разметает (Кн. 1 к Стагирию). Человеческая слава — это благочестие, справедливость, милостыня, кротость, смирение, мир, правда, любовь ко всем нелицемерная (На псалом 48). Кто тленными века сего вещами хвалится и величается, тот ничем не отличен от тех, кто в сновидении услаждается роскошью (На псалом 5). Славу получает тот, кто презирает ее (Беседа 4 на евангелиста Матфея). Слава умножается смирением; а кто желает показать себя великим, тот будет всех последнейшим (Беседа 65 на евангелиста Матфея). Ничто так не возбуждает в человеке любовь к богатству, как славолюбие (Беседа 2 на евангелиста Матфея). Рассуждение о славолюбии

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

506 Это повторение не связано ни с наложением источников, ни с неуклюжестью повествователя. Евангелист Марк специально делает здесь смысловой акцент. По словам Виктора Антиохийского (427), «когда Писание дважды или трижды говорит одно и то же, это особенно сильно указывает на истину». См. также Иоанн Златоуст , О непостижимости существа Божъего, гомилия 7, 6, PG 48.766. 507 См. Schweizer 310–312, 315; Schmithals 2, 637: «Эта скорбь не предварение Страстей Иисуса, но составная часть их. Страдания уже начались...»; W. Kelber, «The Hour of the Son of Man,» 52: «Поэтому в Гефсимании христологическая экспликация Марком страданий Сына Человеческого достигает высшей точки... Гефсимания вбирает в себя христологию страданий Сына Человеческого». 509 Cp. Lohmeyer 316–318; Klostermann 149; Schweizer 313–314; Pesch 2, 392. Schmithals 2, 636 даже пытается доказать, что именно в противопоставлении поведения Иисуса и учеников состоит основная мысль рассказа. Эту идею выдвигал уже W. Kelber, «The Hour of the Son of Man», 47–50. 510 Лука даёт весьма человеколюбивое объяснение сну учеников: «[Иисус] нашёл их спящими от печали» ( Лк. 22:45 ). Иоанн Златоуст замечает: «Иисус обращается ко всем и обличает их слабость. Те, которые прежде решались умереть с Ним, теперь не могли бодрствовать и сострадать Ему в Его скорби, но побеждены были сном» (Талкование на Евангелие от Матфея, беседа 83, PG 58.745). Ср. Виктор Антиохийский 426–427. 513 Иоанн Златоуст говорит: «Христос, желая показать,.. что Он не имеет нужды в их помощи, и что Он необходимо должен быть предан, го ворит: «Спите... почиваете. Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников». Этим Он снова показывает, что всё происходившее с Ним было делом домостроительства» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 83, PG 58.745). Ср. Виктор Антиохийский 426–427. 514 Фраза «один из Двенадцати» встречается также в параллельных рассказах Матфея (26:47) и Луки (22:47). Отсюда видно, сколь глубокое впечатление производил этот факт на раннюю Церковь . Ср. Виктор Антиохийский 428; Klostermann 152.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

96 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 440, цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения М.: Музыка, 1966. С. 107. 97 Пс. 148, 1–4 . 98 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 442, цит. по изд.: Там же, с. 108. 99 Святитель Василий Великий. Беседа на Псалом 1.1, цит. по изд.: Там же, с. 104. 100 Святитель Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 443, цит. по изд.: Там же, с. 109. 101 Апок. 21, 5 . 102 Святитель Василий Великий. Против Евномия 5. 103 Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы 17, цит. по изд.: Полное собрание творения Иоанна Дамаскина/Пер. В. Четыркина. СПб., 1913. Т.1. С. 399 . 104 Феодор Студит . Третий антирритик 4.12. 105 Патриарх Никифор. Второй антирритик 13, 357B. 106 Прокопий Кесарийский. О постройках 1.1.27, 29, 48, перевод С. Кондратьева, цит. по изд.: Вестник древней истории. 4, 1939. С. 209–224 107 Там же 1.1.61 108 Нил Анкирский . Слово о молитве 44, 152. 109 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 61, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 7. Кн. 1. 110 2Кор. 10, 17 . 111 Святитель Василий Великий. Беседы на Псалом 33.3, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 288–289. 112 Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 11, с изменениями. 111a] Максим Исповедник. Амбигвы 8; пер. архим. Нектария (Яшунского). 113 См. например: св. Николай Кавасила . О Божественной литургии 34. 114 Гесиод. Дела и дни. 115 Святитель Григорий Богослов. Письмо к Григорию архонту, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 6. 116 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 16 на Послание к Ефесянам 1, цит.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

указание на пущенную иудеями молву о похищении учениками тела Христова см. Мф. 28:13 ; Dial. 108) Другие указания см. в обозрении евангельской истории. Из евангелия Луки взяты следующие изречения Господа: Лк. 10:19 ср. Dial. 76; Лк. 12:48 ср. Apol. 1, 17; Лк. 23:46 ср. Dial. 105; сюда же можно отнести: Лк. 5:32; 6:27–29, 34 ср. Apol. 1, 15–16; Лк. 12:4; 18:27 ср. Apol. 1, 19; Лк. 22:19 ср. Apol. 1, 66; Лук. 20:36 ср. Dial. 81. Из повествований Луки Иустин знает о благовести Ангела пресвятой Деве (Dial. 100; Apol. I, 33. Лк. 1:26 сл.), о рождении Христа в Вифлееме, куда Святая Дева и Иосиф прибыли по случаю первой переписи Квириния, – и о положении Новорожденного матерью в ясли (Apol. 1, 34, Dial. 78 ср. Лк, 2:1 сл.), – о кровавом поте Господа в Гефсимании ( Лк. 22:44 ; Dial. 103); о послании Господа Пилатом к Ироду Dial. 103; Лк. 23:7 сл.), о поучении Воскресшим Христом Своих учеников из Писания ( Лк. 24:25 сл. 44 сл. Apol. 1, 50; Dial. 106). Из евангелия Марка Иустин берет повествование о данном от Господа сыновьям Зеведея наименовании «сыны грома» Dial. 106. Мк. 3:16 сл.). Преимущество цитат из Матфея у Иустина и у других древне-церковных писателей объясняется более систематичным изложением у этого евангелиста, как законоположительного учения Господа (нагорная беседа), так и более подробным указанием пророчеств, исполнившихся во Христе. Как апологетические, так и миссионерские цели первохристианских писателей заставляли их обращаться преимущественно к первому евангелию, и особенно к нагорной беседе Господа, содержащей целокупное изложение новозаветного закона. Сравнительная же бедность цитации из Марка (кроме вышеприведенной ссылки можно еще указать разве на Apol. 1, 45 ср. Мк. 16:20 ) объясняется тем, что это евангелие имеет весьма мало таких изречений Христа и событий, коих не было бы у Матфея и Луки. Знакомства Иустина с евангелием Иоанна видно уже во всем учении апологета о Логосе. «Μονογενς τι ν τ Πατρ τν λων οτος, δως ξ ατο λγος κα δναμις γεγεννημνος, κα στερον νθρωπος δι τς παρθνου γενμενος, ς π τν πομνημονευμτων μθομεν, προεδλωσα » (Dial.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Но царство Иисуса Христа не мирское царство ( Ин.18:36 ); Он пришел на землю исполнить волю Отца небесного, а не искать Себе славы земной. Потому Он скрылся от народа на уединенную гору, на которой прежде был с учениками (ст. 3), удалился, чтобы в уединении заняться молитвою ( Мф.14, 23 ; Мк.6:46 ). в) Чудо на озере и беседа о небесном хлебе. Ин.6:16–71 Ст. 16–21. По словам св. Марка, Иисус приказал ученикам плыть к Вифсаиде ( Мк.6:45 ); по словам св. Иоанна, «они отправились на ту сторону моря в Капернаум». – Капернаум от Вифсаиды недалеко, – и почти в одном направлении для плывших с северо-востока; в бурю пловцы едва могли достигнуть берега, несколько южнее Капернаума, куда прибыли вместе с Господом ( Ин.6:24, 59 ). Галилейское озеро в длине до 25 верст, в ширине до 7 верст и глубиною до 17–20 сажень; бывает очень бурно. Когда ученики были на средине озера, буря усилилась, «море же ветру велию дыхающу, всташе», так по древнему переводу, по позднему «вздвизашеся»: последнее ближе к букве подлинника διηγηρετο, первое – ближе к мысли картины. Лодку било и бросало волнами. Иисус увидал с молитвенной горы бедствие учеников. Около «четвертой стражи», иначе, в утреннюю стражу, по нашему счету, в 4 часу после полуночи ( Мк.6:48, 47 ; Мф.14:23–25 ) ученики «видят Иисуса идущего по морю и приближающегося к лодке и испугались»; они «подумали, что это призрак» ( Мф.14:26 ). «Это Я, не бойтесь», говорит им Иисус. По словам св. Матфея, Петр вызвался идти по воде к Иисусу, но испугался и спасен был от смерти Иисусом ( Мф.14:28–31 ). Затем Иисус вошел к ученикам в лодку и ветер утих ( Мф.14:32 ), или, как говорит св. Иоанн, и абие ( ευθειος) корабль бысть на земли, лодка пристала к берегу. Иоанн пишет: ηθελον ουν λαβειν αυτον εις το πλοιον. Златоуст думает, что хотя ученики хотели принять Его, но не приняли в лодку: мнение несогласное с повествованием св. Марка ( Мк.6:51 ) и Матфея ( Мф.14:31 ); им до того увлекся Златоуст, что даже предполагал два разные события у евангелистов. Но в последнем нет никакой нужды, если слова Иоанна понимать и так: хотели принять; это значило бы только то, что не досказано обстоятельство, известное из других известий. Между тем θελον λαβειν по употреблению (у Платона, Ксенофонта) значит обрадовались принять Его. Ст. 22–25. Народ, остававшийся на восточном берегу озера, утром спешил отыскать Иисуса. Он переправился на лодке, приплывшей из Тивериады. – Так как знал Он, что ученики одни вошли в лодку, а другой вечером не было: то, увидав Иисуса в Капернауме, догадывались, что оказался Он здесь не без чуда. «Равви! когда Ты сюда пришел»? спрашивали Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

V, 3, 4). Этим изречениям будем внимать, а не тем. От тех-то изречений и рождаются помыслы низкие, свойственные рабам; от них люди делаются бессмысленными животными, потому что везде ищут только удовольствия, следуя той поговорке, которая и без наших слов, сама по себе, достойна посмеяния. После смерти какая у тебя останется прибыль от наслаждений? Итак перестаньте подвергать себя посмеянию и разжигать неугасимый огонь геенны, и смыв с глаз гной, хотя и поздно, посмотрим надлежащим образом на будущее, чтобы и настоящую жизнь провесть благочинно, во всякой чистоте и благочестии, и сподобиться будущих благ благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 74 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXIV Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк (Матф. XXIII, 29, 30).       1. Христос говорит: горе книжникам и фарисеям - не потому, что они строят гробницы и осуждают отцов своих, но потому, что, как в первом случае, так и в притворном осуждении отцов своих, они поступают хуже их. А что осуждение их было притворное, об этом говорится у Луки, где они называются сообщниками отцов, потому что они строят гробницы. Горе вам, яко зиждете гробы пророк, отцы же ваши избиша их. Убо свидетельствуете и соблаговолите делом отец ваших: яко тии убо избиша их, вы же зиждете их гробы (Лук. XI, 47, 48). Здесь Христос осуждает их намерение, с каким они строили; именно они строили гробницы не в честь убитых, но как бы хвалясь убийством, и из опасения, чтобы свидетельство и память о такой их дерзости, с течением времени, не погибли вместе с разрушившимися памятниками; строили гробницы, воздвигая великолепные здания, как бы трофеи, и тем показывали, что они поставляли для себя славу в преступлении отцов своих. Действительно, - как бы говорит Христос, - настоящие дерзкие ваши поступки показывают, что и это вы делаете с таким же намерением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Толковая Библия . Изд. А.П. Лопухина . 1904–1913. Репринт: В 3–х кн. Стокгольм, 1988. Книга третья. Новый Завет . Альфа и Омега. 1994, 2. С. 5–16 (текст комментария С.С. Аверинцева см. в Приложении на с. 105–108). Иероним Стридонский , блж. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, б.г. Словарь Библейского Богословия/Под ред. К. Леон – Дюфур. Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту. Реферат: Marshall The Gospel of Luke. A commentary on the Greek text. Текст реферата Я.Г. Тестелец. М., 2004. Евангелие от Марка. Комментарий к греческому тексту. Реферат: Cranfield Ch.J.. The Gospel according to st. Mark. Текст реферата Я.Г. Тестелец. М., 2004. Вопросы к зачету Дата Рождества Христова. Гипотезы о природе Вифлеемской звезды. Родословие Иисуса Христа. Благовестив праведному Захарии. Рождество Иоанна Предтечи. Песнь Захарии. Благовещение. Благовестив праведному Иосифу. Рождество Христово. Сретение Господне. Двенадцатилетний Отрок Иисус в Храме. Братья Иисуса Христа. Иоанн – Предтеча и Креститель Господень. Крещение Господне. Сорокадневный пост и искушения Господа в пустыне. Первое чудо на браке в Кане Галилейской. Беседа Господа с Никодимом. Беседа Господа с Самарянкой. Общественное служение Иисуса Христа. Периодизация. Галилейский период служения Господа. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Сравнение Мф. 5:3–12 с Лк. 6:20–23 . Толкование заповедей блаженства. Нагорная проповедь: Христос и Закон ( Мф. 5:17–48 ), Закон любви ( Мф. 5:43,44 ). Нагорная проповедь о милостыне, молитве и посте. Молитва Господня. Нагорная проповедь о богатстве и попечительстве. Нагорная проповедь об отношении с ближними. Притча о двух путях. Проповедь и чудеса. Смысл и значение чудес в благовестии Царства. Общесиноптические евангельские чудеса. Чудеса, о которых упоминают все четыре Евангелия (Галилейский период). Чудо насыщения пяти тысяч. Евангельские чудеса Галилейского периода: уникальные и приведенные у двух Евангелистов. Чудеса и вера. Чудеса – явление милосердия Божия; чудеса экзорцизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

27 П.И.Рогозин. цит. изд. стр. 5. 28 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.5. 29 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.43. 30 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.47. 31 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.6. 32 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.10. 33 Тертуллиан. «Об отводе дела против еретиков» параграф 36. 34 Н.Тальберг «История христианской Церкви» М.“Интербук» 1991 г. или New York’Astra» 1991 г. стр.19. 35 А.В.Карташев “Вселенские соборы”. М. Изд. «Республика“1994 г. стр.238. 36 Е.И. Смирнов. История христианской Церкви.изд. Св-Троицкая Сер г. Лавра. 1997 г. стр. 33. 37 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.58. 38 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.126. 39 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.Стр.53. 40 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.79. 41 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.Стр.4. 42 В.Ф. Марцинковский. Крещение взрослых и Православие. Изд. “Церковь Живого Бога”. Мукачево. 1993 г. стр. 5 и 26. 43 В.Ф. Марцинковский. цит. изд. стр. 23. На последней странице – обычная вежливая печать: “Эту и другую христианскую литературу вы можете заказать по адресу: Украина, Львов… и т.д.”. 44 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Толкование на святого Матфея евангелиста. Том 2. М. Изд. “Посад”, 1993 г. стр.759. беседа LXXV,4. 45 Иаков Козлов. Вопросы и ответы. Ч.1. Изд. USA. 1991 г. стр.47. 46 Тамже стр.69. 47 Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Изд. “христианское просвещение” 1993 г. стр. 139. 48 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр.12. 49 Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород. 2000 г. стр. 133. 50 Тамже. Стр. 462. 51 А.С. Хомяков. Церковь одна. М. 2001 г. стр. 18. (Предисловие). 52 Павел Рогозин. “Откуда все это появилось”. Луцк. стр. 42. 53 Там же. 54 Пр.пер. Митрофан Зносско-Боровский “Православие. Римо-католичество. Протестантизм и сектантство”. изд. Свято-Троицк.Сергиевы Лавры, 1996 г. стр.68. 55 Павел Рогозин. “Откуда все это появилось”. Луцк. стр. 61. 56 Доктрины и устройство баптистских церквей. Пол Р. Джексон. Изд. “христианское просвещение” 1993 г. стр. 13. 57 А.В.Карев, К.В.Сомов. «История христианства» изд. 1990 г. ФРГ стр. 93. Надо заметить, что это учебник истории, а в нём непозволительны свидетельства по принципу: “те, которые, они то и есть!”. Аналогичная “историческая формулировка” встречается и у И.В. Подберезского: “С самого начала были на Руси христиане, которые стремились к чистоте учения и богопоклонения… Именно они составляли подлинную Церковь Христову – ту, о которой Он сказал: “…врата ада не одолеют её” ( Мф. 16:18 )” . И.В. Подберезский “Протестанты и другие”. СПб, изд. “Мирт”, 2000г., стр. 328.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Здесь, в Сихеме, было первое пристанище Авраама на пути его из Халдеи в обетованную землю и первое поселение Иакова близ горы Гаризина; здесь ископан им и кладезь, из коего «сам пил и дети его, и скоты его» ( Ин. 4 ). Здесь находилась гробница Иосифа. Здесь образовался первый священный центр – столица Израиля по овладении Палестиною 19 . Во все время истории царства Израильского Гаризин считался первою его святынею, и цари ездили сюда венчаться на царство, и самые священные предания всего народа с этим местом были связаны. Но когда после ассирийского пленения сюда выведены были возвращенные из плена новые поселенцы, из них образовалась в течение времени особливая секта самаритян, враждебная иудейству, и между иудеями и самаритянами выросла взаимная ненависть, так что одно имя самаритянина стало бранным словом у иудеев ( Ин. 8:48 ). Через Самарию лежал обычный путь из Иерусалима в Галилею. Итак, когда оставил Иисус Иудею и пошел опять в Галилею, надлежало Ему проходить через Самарию ( Ин. 4:3 ), и Он, утрудившись на пути, сел у источника Иаковлева. Здесь происходила достопамятная беседа Его с женою Самарянкою, веровавшею вместе с отцами своими, что только в горе сей, то есть Гаризине, следует поклоняться Богу, и здесь изъяснил ей Иисус, что Бог есть Дух и не с местом связано поклонение Отцу в духе и истине. И здесь у источника, вблизи от Сихема, ставшего уже Сихарем, открывалась перед Ним побелевшая нива, поспевшая к жатве, во образ великой жатвы, на которую готовились ученики Его. Но и доныне на том же месте оставшиеся Самаряне остаются при прежней вере, что на Гаризине может быть истинное поклонение. Иордан, имея истоки в Ливанских горах, проходит последовательно озеро Меронское, озеро Тивериадское, впадая, наконец, в Мертвое море. Река, которую можно назвать пустынною: и с запада, и с востока берега ее представляют дикую пустыню, и ни с той, ни с другой стороны не бывало на берегах ее ни городов, ни селений. В этой дикой пустыне появляется Иоанн, как он описан у евангелиста Матфея ( Мф. 3 ; Мк. 1 ; Лк. 3 ), в пустыне Иудейской, и там в пустыне был к нему глагол Божий ( Лк. 3 ), и пошел проповедовать по всей стране Иорданской покаяние всем людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010