В трактате Бернарда Клервоского De consideratione, обращенном к Евгению III, признается, что папа обладает высшей властью в обеих сферах – духовной и мирской. Бернард призывает папу Евгения, к которому обращается как его духовный сын, подумать о четырех вещах: о себе самом; о том, что под ним; о том, что вокруг него; о том, что над ним. Размышляя о себе, папа должен вспомнить, что возвысился на свою должность не ради правления, а для того, чтобы быть пророком; не с целью показать власть, а чтобы заботиться о церквах. Папа занимает высочайшее положение, но – только до тех пор, пока остается рабом. Как понтифик, он – наследник апостолов, князь епископов. Он следует за Авелем, Авраамом, Мелхиседеком, Моисеем, Аароном, Самуилом и Петром. Ему принадлежат ключи. Другим вверены отдельные стада, а он – пастырь всех овец, пастыреначальник. Он в состоянии смещать даже епископов и не допустить их в Царство Небесное. Однако папа (хотя он и папа) – человек и так же презренен, как прах земной, потому что изменение социального положения не меняет самого человека. Ниже папы («под ним») – церковь и все люди, которым должно быть проповедано Евангелие. Вокруг папы – кардиналы и все папское окружение. Здесь ему следует сдерживать жадность и амбиции, прекращать ссоры, связанные с судебными делами, выбирать достойных на должности. Бернард красноречиво описывает идеального папу. Это – один из епископов, а не их господин. Он – брат всех, кто любит Бога. Он должен быть образцом праведности, защитником истины, опорой бедных, убежищем угнетенных. Он – священник Всевышнего, наместник Христа, помазанник Господа, Бог фараона (т.е. у него есть власть над непокорными князьями). Бернард вручает папе оба меча, причем свой духовный меч папа обнажает сам, тогда как мирской меч должен извлекаться из ножен строго по его команде (uterque Ecclesiae et spiritualis gladius et materialis; sed is quidem pro Ecclesia, ille vero et ab Ecclesia exserendus: ille sacerdotis, iste militis manu, sed sane ad nutum sacerdotis, et jussum imperatoris).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во французской богословской школе XVII в. заметно значительное сходство с некоторыми аспектами богословия Бернарда. Он также был хорошо известен и в протестантской среде; его ценили М. Лютер и Ж. Кальвин. Многие пассажи из сочинений Бернарда были включены в богослужебные книги Западной Церкви (особенно в праздничные службы Богоматери и святым). 1 См. о нем статью из настоящего цикла в 3(29) за 2001 г. — Ред. 7 См., напр., Святитель Василий Великий. Письмо 226 (234)//Святитель Василий Великий. Творения. Т. III. СПб., 1911. С. 282–283. 8 Хотя сам он в другом месте утверждает, что Святой Дух — это “благость Обоих” (utriusque bonitas, то есть Отца и Сына, — На Песн., VIII.4). 9 Выражение “три сущности” или “три природы”, хотя обычно и не применяется в православной христологии, но догматически вполне корректно и допустимо, ср. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, III.60 (русск. пер. М., 1992. С. 248). 10 В другом месте Бернард также перечисляет спасительные действия Христа: “Он отдал намСебя в заслугу (in meritum), сохранил Себя в награду, предложил Себя для укрепления (in refectione) святых душ и Себя же привлек для искупления пленных душ” (О любви к Богу, VII.22). 11 См. Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное Слово, 21–23//Восточные Отцы и Учители Церкви IV в. Т. II. М., 1999. С. 175–178. 12 См. Святитель Григорий Богослов. Слово 45//Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 675–676. 13 См. Святитель Григорий Великий. Гомилии на пр. Иезекииля, II.5; Собеседования, II.35//Святитель Григорий Великий. Избранные творения. М., 1999. С. 538–539. 14 В другом месте Бернард указывает три ступени познания истины (veritatis agnitio): во-первых, в нас самих, то есть в размышлении о себе (nosmetipsos dijudicando) и познании своей ничтожности; во-вторых, в ближних, то есть через сострадание им в несчастиях и милосердие к ним; и в-третьих, в своей природе, то есть в созерцании Бога чистым сердцем (О ступ.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

К числу таких ересей относились учения вальденсов и катаров. Церковь пыталась решить этот вопрос путем убеждения. На юге Франции, где сложился основной очаг ереси, папы организовывали проповеднические кампании и пытались выправить нравы церкви. Так, сам Бернард Клервоский отправился в 1145 г. проповедовать на юг в компании с легатом Альберихом, епископом Остийским, и Жоффруа, епископом Шартрским. В кафедральном соборе Альби в день своего приезда святой Бернард проповедовал тридцати прихожанам. Правда, через три дня огромная церковь уже не вмещала толпу желающих послушать проповедь святого. Но этот интерес вспыхнул, как солома, и погас: миссия святого Бернарда успеха не имела. Свидетельство Берцарда категорично – ересь торжествует: «У храмов нет прихожан, у прихожан нет священников, у священников нет совести. Повсюду христиане без Христа. Таинства смешаны с грязью, праздники утеряли торжественность. Люди умирают во грехе. Детей совращают с пути Христова, лишая их благодати крещения». Даже если Бернард и сгустил краски, его слова указывают на упадок католичества в тех районах, где он побывал. Крестовый поход проповедников, посланный папой Александром III в 1179 г., несмотря на насильственное отречение и показательное осуждение Пьера Морана по прозвищу «Иоанн-евангелист», был еще менее успешен. Несколько еретиков для виду покаялись, но после отъезда легатов население стало открыто поддерживать ересь. На Латеранском соборе папа заявил: «Хотя церковь , как говорит о том св. Лев, довольствуется святым, духовным судом и не прибегает к кровавым акциям, она вынуждена, однако, опереться на светские законы и просить поддержки у князей, дабы страх перед мирским наказанием заставлял людей исполнять духовный долг. Итак, поскольку еретики, которых одни именуют катарами, а иные патаренами или павликианами, много преуспели в Гаскони, Альбижуа, Тулузе и в иных землях, где открыто распространяют свои заблуждения и совращают неразумных, мы предаем их анафеме вместе с теми, кто им потворствует», – и возложил все надежды на помощь светских властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству св. Бернарда Клервоского, М., как и архиеп. Келлах, занимался активной миротворческой деятельностью, хотя в ирл. анналах об этом почти не упоминается: он неоднократно выступал посредником в переговорах и побуждал правителей сохранять мир; тех, кто противостоял М., постигала божественная кара (Ibid. 58-60//Ibid. P. 324-334). Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1147 г. благодаря поручительству М. и др. епископов был освобожден правитель Тадг О Бриан (см.: Flanagan. 2010. P. 173-174). Благодаря усилиям М. в Ирландии появились обители континентальных монашеских орденов - цистерцианцев и августинских каноников-арруэзианцев. Согласно «Видению Тнугдала», М. якобы основал 54 обители для монахов, монахинь и каноников. О строительстве им множества монастырей упоминается также в анналах аббатства Пресв. Девы Марии в Дублине (Chartularies of St Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 2. P. 263). Св. Бернард Клервоский в Житии М. почти ничего не сообщает об этом аспекте деятельности святого, хотя об основании цистерцианских обителей упоминается в его письмах. Ок. 1140 г. М. попросил св. Бернарда послать в Ирландию 2 монахов из числа тех, к-рых он оставил в Клерво, чтобы выбрать место для мон-ря. Св. Бернард посоветовал легату сделать это самостоятельно, т. к. монахи были недостаточно подготовлены ( Bernard. Clar. Ep. 341), но вскоре по настоянию М. он направил монахов на остров (Ibid. 356). В 1142 г. св. Бернард известил М. о том, что некоторые франц. монахи вернулись в Клерво из «земли, не привыкшей к монашескому образу жизни», жалуясь на отсутствие дисциплины среди насельников-ирландцев. Поэтому вместе с мон. Христианом, учеником М., в Ирландию отправился только мон. Роберт, к-рому было поручено возвести монастырские здания (Ibid. 357). В письмах св. Бернарда говорится об основании 1-го ирл. цистерцианского аббатства Меллифонт (графство Лаут), строительство которого началось в 1142 г. при поддержке правителя Доннхада О Кербалла. Аббатом монастыря стал Христиан (Гилла Крист О Коннарьхе; в 1151 - ок. 1179 епископ Лес-Мора и папский легат в Ирландии). Ко времени составления Жития М. в Ирландии было 5 дочерних обителей (filiae) Клерво, а к 1200 г.- 34 цистерцианских мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Феномен подобного переноса одного из двух градов можно обнаружить и у цистерцианцев. Так, Бернард Клервоский 195 отказывается от традиционного противопоставления Вавилона как града земного Иерусалиму как граду небесному 196 . Он предлагает принципиально новую модель, в которой civitas Dei – это Вифлеем. Логическое обоснование этой модели вполне очевидно – Вифлеем был избран Богом, чтобы в нем родился Иисус, воплощенное во плоти Слово Божье: «О Вифлеем маленький, но столь возвеличенный Господом! Возвеличил тебя тот, кто в тебе сделался малым из великого. Радуйся, Вифлеем, во всех пределах твоих сегодня поется празднично «Аллилуйя». Какой город тебе, когда услышит это, не позавидует тому драгоценнейшему хлеву и славе его яслей? Поскольку во всей земле уже прославлено имя твое и благословенным нарекают тебя все роды. Отовсюду славное возвещается о тебе, о град Божий 197 , отовсюду поется, что «человек родился в нем, и сам Всевышний укрепил его» 198 . Следует отметить, что в своей проповеди о граде Божьем Вифлееме Бернард использует цитаты из псалма, посвященного Иерусалиму 199 . Противопоставление между царским городом, столицей Иудеи, Иерусалимом и маленьким, захолустным городком Вифлеемом в пределах Иудиных для Бернарда является принципиальным, и этот факт он особо подчеркивает: «Иисус Христос, Сын Божий, рождается в Вифлееме Иудином. И узри почет: не в Иерусалиме, царском городе, но в Вифлееме, самом малом между тысячами Иудиными» 200 . Свою идею Бернард проясняет в проповеди на праздник Богоявления. Иерусалим – земной город, столица, где находится резиденция правителя века сего, не может быть градом небесным из-за творящегося в нем беззакония: «Нет ничего удивительного в том, что встревожился Ирод 201 , но то, что Иерусалим, град Божий, который есть видение мира, вместе с Иродом встревожился, кто этому не удивляется? Посмотрите, братья, насколько портит беззаконная власть, каким образом глава нечестивых подданных своих в свое нечестие обращает. Несчастен город, в котором правит Ирод, ибо, несомненно, соучастником стал злодейству Ирода» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Несмотря на строгость жизни молодого, ещё неокрепшего общежития, приток в него новых членов всё увеличивался. Знатные юноши жаждали «белого одеяния» и с такою ревностью исполняли предписания устава, что нуждались более в узде, чем в шпорах. Но, основав образцовый каноникат, Норберт не оставил и своей проповеднической деятельности. Не ограничиваясь призывом каноников к лучшей жизни и народа к покаянию, он выступал в Антверпене против популярного еретика-проповедника Танкхельма (1124 г.) и возвращал заблудших овец в лоно Церкви. Вместе с Бернардом Клервоским Норберт деятельно боролся с Абеляром и его лжеучениями. Сам святой Бернард поддавался очарованию нового апостола, уста которого казались ему небесным источником и в пророческий дар которого он склонен был верить. Ещё сильнее было влияние Норберта на других современников, смело сопоставлявших его с клервоским аббатом. «Со времени апостолов, – говорит один из них, – не было более плодоносного апостолата». В 1126 году избранный магдебургским епископом, Норберт принуждён был покинуть Премонтре. Он оставил своих учеников, завещав им блюсти единение, не сходить с дороги послушания, подражать бедности и целомудрию Христа, не вмешиваться в суетные мирские дела и не оставлять монастыря без крайней необходимости: «рыба может жить только в воде». Норберт мог не бояться: его дело находилось в твёрдых руках его же ученика Гюга, и распространение ордена началось (частью при содействии самого сделавшегося могущественным князем Церкви Норберта) ещё при жизни его основателя. В 1126 году у премонстранцев было 9 общежитий, 30 лет спустя после основания ордена – 100, а в 1230 году – более 1000, среди которых многие находились во Франции, Англии, Италии (Тоди), на Пиренейском полуострове и в Венгрии. В 1136–1145 годах появились три премонстранских общежития в Святой Земле. Организация ордена напоминала цистерцианскую. За исключением Премонтре и двух других общежитии все остальные группировались в подчинённые циркаторам «циркарии». Во главе ордена стояли его «первый отец» – аббат Премонтре, вместе с тремя другими «отцами ордена» визитировавший все дома его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Эта мысль была не нова: принцип изъятия апостольского престола из человеческой юрисдикции был сформулирован еще папой Геласием I в конце V в. и поддержан Бернардом Клервоским. Хотя Бернард и протестовал против превращения папских прихотей в закон для церкви (Deus nullum excepit, nihil ab ejus potestate subtraxit), вмешательство пап в дела епархий становится нормой. Папа Иннокентий II, открывая в 1139 г. II Латеранский собор, говорил, что ни один церковный сан не считается законным без санкции римского понтифика, a по Григорию VII, папа может смещать и назначать епископов, как пожелает. Как сказал архиепископ Кентерберийский Ланфранк (ок. 1010–1089), Римская церковь – вершина всех церквей, все они – ее части, так что устроение всех церковных вопросов авторитетно только тогда, когда его одобряют преемники Петра. Возникает понятие «папства» (papatus) как фактически четвертой, высшей ступени священнослужения, превышающей епископство (episcopatus). Папе усваиваются не только функции и права епископа Рима и его окрестностей, но и власть в любой епархии католического мира и даже полномочия Поместного собора – а именно право перемещать, восстанавливать в служении и низлагать епископов. Только полнота власти папы (термин plenitudo potestatis впервые употребляет в V в. папа Лев I) включала в себя всю полноту юрисдикции в католической церкви; власть епископов была существенно ограничена. Таким образом, вместо установленного Вселенскими соборами «первенства чести» римский престол устанавливает для себя права абсолютной по природе вселенской юрисдикции. Естественным образом папские полномочия переходят и на его легатов, которые, представляя папу во всех уголках католического мира, обладали верховной юрисдикцией, превышающей власть местных епископов. Формируется концепция главенства папы in toto orbe (во всем мире), основанная на практическом применении в церковной и светской сферах «апостольской власти» папы «вязать и решить» – potestas ligandi et solvendi (cp.: Мф. 16:18–19 ), – переданной апостолом Петром своим преемникам. Претензии Св. престола находят богословскую поддержку в развитой Бернардом Клервоским (вслед за Петром Дамиани) теории двух мечей – духовной и светской власти, которые держит в своих руках папа Римский. Один из них, меч светский, или «меч крови», Бог предписывает вложить в ножны, потому что священник, занятый богослужением, не должен использовать его сам – этот меч передается императору с помазанием его на царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1975). К более позднему времени относятся др. сказания фантастического характера, в которых М. приписывается знатное происхождение, а Брикций, преемник святого на епископской кафедре, представлен как его сын ( Delehaye. 1937). Известны многочисленные средневековые описания чудес М. (напр.: Gheyn. 1902; Coens. 1932; Straeten. 1986), а также стихотворные версии некоторых чудес, описанных Григорием Турским (BHL, N 5628-5633). Такие сборники составлялись в т. ч. в аббатстве Мармутье ( Straeten. 1976; Idem. 1977). В X в. почитание М. получило распространение среди клюнийских монахов (см. ст. Клюнийская конгрегация ). Это было связано с деятельностью св. Одона аббата Клюни (926/7-942), к-рый до принятия монашества был каноником ц. во имя М. в Туре. Одон, с детства почитавший М., составил проповеди, гимны и антифоны в честь святого, в к-рых М. представлен как идеальный пастырь, чудотворец и заступник за людей перед Богом (PL. 133. Col. 513-516, 729-752; см.: Reames. 1981. P. 141-143). Высказывалось мнение, что М. был для Одона образцом христ. воина, сражавшегося ради Бога за правое дело ( Rosenwein. 1978). Такие представления были положены в основу идеологии средневек. рыцарства и получили широкое распространение в эпоху крестовых походов (ср.: Hoch. 1987). Бернард Клервоский в отличие от более ранних авторов сделал акцент на духовном и нравственном совершенстве М., к-рый исполнил Заповеди блаженства и подал пример всем христианам. В проповеди, посвященной М., Бернард писал о его самоотверженном служении Христу, смирении и любви к ближнему. Святой был обычным человеком - «животным разумным и, конечно, смертным, рожденным на земле, сыном человеческим», однако, воспитывая добродетели и сохраняя душевную чистоту, он достиг вечной жизни с Богом. По мнению автора, христиане должны не только почитать М. как заступника и чудотворца (admiratio), но и руководствоваться его примером на пути самосовершенствования (imitatio) ( Bernhard von Clairvaux. Sämtliche Werke. Innsbruck, 1997. Bd. 8. S. 868-895; см.: Leclercq J. S. Martin dans l " hagiographie monastique du Moyen Âge//Saint Martin. 1961. P. 175-187; Reames. 1981. P. 141-146). Напротив, в самом известном позднесредневек. сказании о М., включенном в «Золотую легенду» блж. Иакова из Варацце, святой изображен как могущественный чудотворец, обладавший исключительными личными достоинствами и властью над животными, растениями, силами природы и даже демонами. В сказании, основанном гл. обр. на сочинениях Сульпиция и Григория Турского, а также в проповедях Иакова образ святого лишен индивидуальных особенностей. Значительная часть эпизодов призвана проиллюстрировать добродетели и различные категории чудес, к-рые совершал М. ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. P. 1133-1153; см.: Reames. 1981. P. P. 146-164).

http://pravenc.ru/text/2562414.html

ап. Павла к Римлянам. 2е изд. М., 1890. 173. 545 Такую же «деликатность» к евреям проявляет один из самых ранних католических авторов XII века — Бернард Клервоский в своем сочинении «О размышлении» (1153 г.), где излагает папские обязанности под видом назидания своему ученику папе Евгению III. На первом месте стоит искоренение Правосла­вия у греков, о которых он пишет: «Пусть эти злые звери будут или исправлены твоим особым старанием, или уничтожены!». Но, говоря об обращении неверных к вере, Бернард делает исключение для евреев под предлогом, что «должно сперва обратиться язычникам… Потому относительно евреев ты имеешь извинение во времени: евреи имеют свой предел, который не мо­жет быть ныне пройден» (!). Выходит, миссионерскую деятель­ность, которую вели св. Апостолы среди иудеев, папистам надо оставить из «уважения» к иудейству! (ЖМП. 1950. 2. С. 55–56). 546 Во избежание явного соблазна авторы «Указаний» хитроумно выразили эту мысль в форме вопроса, который предполагает утвердительный ответ: «Их общая забота не обращена ли к мессианским временам?». 547 По устным сообщениям православных французов, Етчегарей был изгнан из Марселя своею собственною паствою, ибо хотел пере­дать один из католических храмов местным мусульманам! Это не помешало папе Иоанну Павлу II перевести его в Ватикан и повысить, дав звание кардинала! 548 Documentation catholique. 1984. N 1861. P. 1000. Col. 2. 549 Второй канон преп. Иосифу Волоцкому . Богородичен V песни. Минея за сентябрь. 9 день. Киев, 1908. Л. 101 об. 550 Св. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. II. С. 241. 551 Irenikon. 1974. N 3. Р. 400. 552 Александрос Каломирос. Против сторонников лжеединения (по- гречески). Афины, 1964. С. 24. 553 По свидетельству одного семинариста, он слышал в 1988 году, как группа молодежи пела в поезде современную песню, в кото­рой говорится: «Приходи поскорей, дорогой антихрист! Мы ждем тебя и жаждем поклониться тебе!» 554 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т. IV. С. 309 555 Св. Ипполит Римский.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

В К. находилось огромное книжное собрание; при жизни Бернарда Клервоского в нем насчитывалось ок. 340 томов. Книги мон-рю подарил Генрих, брат короля Франции. Сохранилось более 2 тыс. рукописей, переписанных непосредственно в К. Среди них выделяются 2-томная Библия с маргинальными пометами, сделанными рукой Бернарда Клервоского (Bibl. Clair. A 28-29=Troyes. Bibl. municip. 458), и 5-томная Великая Библия из К. (Bibl. Clair. A 20-22, 24-25=Troyes. Bibl. municip. 27). Страстным библиофилом был аббат Пьер II, обогативший б-ку аббатства множеством томов античных классиков. По его распоряжению в 1472 г. был составлен библиотечный каталог, в к-ром описаны 1788 рукописных книг и 3 печатные (см.: La bibliothèque de l " abbaye de Clairvaux, du XIIe au XVIIIe siècle/Éd. A. Vernet. P., 1979. T. 1: Catalogues et répertoires; 1997. T. 2: Les manuscrits conservés. Pt. 1: Manuscrits bibliques, patristiques et théologiques). Рукописи б-ки К. легли в основу 1-го печатного издания творений Бернарда Клервоского (1508). Собрание значительно пополнилось накануне Французской революции, когда за 135 тыс. ливров была выкуплена б-ка семьи Буйе. Благодаря связям со знатью, участвовавшей в крестовых походах, в К. было собрано множество мощей святых и реликвий с Востока. В 1135 или 1144 г. Бернард Клервоский получил в дар от лат. патриарха Иерусалима частицу Св. Креста. Из Рима Бернард привез мощи мн. почитаемых святых, в т. ч. зуб свт. Кесария Арелатского (Vita Prima. IV 1//PL. 185. Col. 322). В следующем столетии Гуго, бывш. настоятель обители Сен-Гилен, став монахом в К., привез в аббатство множество мощей из Палестины. В 1405 г., при аббате Матфее II (1405-1428), была проведена инвентаризация сокровищницы мон-ря. В 1504 г. составлен новый инвентарь сокровищницы и сакристии К., дополненный историческими сведениями. Сохранились инвентари 1519, 1640, 1719 и 1741-1742 гг., а также описание ценностей, сделанное в период закрытия аббатства (см.: PL. 185. Col. 1661-1798; Arbois de Jubainville H., de. Trésor de Clairvaux//Revue des Sociétés savantes des départements. Ser. 5. P., 1873. T. 5. P. 490-508; Lalore Ch. Le trésor de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siècle. P., 1875; Vernier J.-J. Inventaire du trésor et de la sacristie de l " abbaye de Claivaux de 1640//Bibliothèque de l " école des chartes. P., 1902. T. 63. P. 599-677).

http://pravenc.ru/text/1841309.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010