Вбиравшие в себя недовольных обогащением реформированных Б., нестроениями в Церкви (в основном симонией ), нарастанием имущественного расслоения в городах, разросшиеся колонии отшельников, организованные по бенедиктинскому уставу и исповедовавшие идеалы бедности, нестяжательства и личного физического труда, составили основу для развития в X-XII вв. новой формы монашества - конгрегаций камальдулов, валломброзиан, картузианцев, цистерцианцев, граммонтенсов, флоренсов и др., к-рых иногда называют «новыми» Б. Первыми среди них стали цистерцианцы (с XII в.), к-рые, не отказываясь от бенедиктинского устава, вновь поставили в основу монашеской жизни бедность, физический (крестьянский) труд, отказ от украшения монастырских храмов фресками и богатой утварью, простоту одежды. Принципы нового сообщества мон-рей воспринимались как возврат к первоначальной строгости и добродетели христ. монашества. Хотя цистерцианцы не могли полностью отказаться от участия в общественной жизни, основное свое внимание они посвящали внутренней жизни братии и хозяйству мон-рей. В их деятельности, т. о., содержалось противоречие с теми из братии, кто все же хотел видеть в этом движении исключительно религ. и духовную ценность. Среди церковных деятелей, испытавших влияние цистерцианцев, но стремившихся развивать их достижения дальше, наиболее известен Иоахим Флорский , представлявший новый идеал монашеской созерцательной жизни (novus ordo). Формирование Иоахимом Флорским представлений о монашестве как некоей новой социальной реальности развивавшегося европ. общества, его влияние на духовную атмосферу XII-XIII вв. вскоре стали одним из важнейших факторов, благодаря к-рым внутри прежде единого сообщества Б. зарождалось движение нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев . В XII-XV вв. «старые» Б. начали постепенно перемещаться на периферию духовной жизни, теснимые «новыми» Б., а также набиравшими силу августинцами и, наконец, нищенствующими орденами, хотя в Италии в 1-й пол. XIII в. известны стремления соединить идеалы нищенствующих орденов с традицией Б.

http://pravenc.ru/text/78066.html

G. Vigfusson. L., 1887. Vol. 2. P. 261; Anderson A. O. Scottish Annals from English Chronicles. L., 1908. P. 360-361). Аббатство Инчколм. XIII-XV вв. Аббатство Инчколм. XIII-XV вв. В 1203 г. на о-ве Иона был основан бенедиктинский мон-рь во имя К. (monasterium sancti Columbe de Hy insula - Diplomatarium Norvegicum. Christiania, 1867. T. 7. Pars 1. P. 4-5), ставший духовным центром обл. Аргайл и Гебридских о-вов. О реликвиях К., хранившихся в монастыре, упоминается в более поздних источниках. Когда викинги напали на Шотландию (речь идет о событиях нач. X в.), жители стали молиться Богу и К. об избавлении от вражеского нашествия; им удалось отразить нападение благодаря чудодейственной силе посоха К., известного как Катбуад (Cathbhuaidh; букв.- «победа в бою») (Fragmentary Annals of Ireland/Ed. J. N. Radner. Dublin, 1978. P. 170; см.: The Life of St. Columba. 1857. P. 332-334; Bannerman. 1993. P. 29; Clancy. 2002. P. 408; Woolf. 2007. P. 133-134). В мон-ре хранилась рука К., которую правитель Островов Дональд Макдональд († 1423) поместил в реликварий из золота и серебра (cumdach óir 7 airgid do thaisibh laimhe Choluim Chille - The Book of Clanranald//Reliquiae Celticae/Ed. A. Macbain, J. Kennedy. Inverness, 1894. Vol. 2. P. 160; см.: Thomas S. Bishops, Priests, Monks and Their Patrons: The Lords of the Isles and the Church//The Lordship of the Isles/Ed. R. D. Oram. Leiden, 2014. P. 143). Самая известная реликвия К., находившаяся в Шотландии, была известна как Брекбеннах (Breccbennach; букв.- «пестрый (яркий), заостренный»). Вероятно, Брекбеннах, как и Катбуад, считался чудодейственным «знаменем», дарующим победу в бою. О происхождении реликвии сведений нет. Ок. 1210 г. кор. Вильгельм I Лев передал Брекбеннах и выделенные для его содержания земельные владения в Форглене (Абердиншир) аббатству Арброт, за это монахи были обязаны королю военной службой. После битвы при Баннокберне (1314) аббат Бернард передал святыню с приписанными к ней землями Малькольму из Монимаска, который завещал ее потомкам; в документах история этой реликвии прослеживается до XVII в. (The Life of St. Columba. 1857. P. 330-332; M á rkus G. Dewars and Relics in Scotland: Some Clarifications and Questions//The Innes Review. 2009. Vol. 60. P. 109-112). С Брекбеннахом обычно отождествляют небольшой реликварий из Монимаска (VIII в.; Национальный музей Шотландии, Эдинбург), но уверенности в этом нет: в средневек. текстах Брекбеннах называли «знаменем» (vexillum), поэтому можно предполагать, что святыня представляла собой боевое знамя, а не ковчег-реликварий ( Caldwell. 2001).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

94 Hom. IX, 1, col. 188–189. В данном случае св. Василий делает намек на следующие системы: «Фалес и стики с приверженцами их школы думают, что земля круглая, как шар; Анаксимандр – что она похожа на камень в виде колонны; Анаксимен – что она плоская, как стол; Левкипп – что она имеет форму барабана; Демокрит – что она плоская, как бассейн, но имеет пустоту внизу». Plutar., Opinions des philosophes, III, 10; trad. Amyot. «Земля по всех необходимости, имеет форму шара, говорит Аристотель, De Coelo, II, 14… Ясно, что тело, оконечности которого одинаково со всех частей относятся к центру, по необходимости должно составлять массу, одинаковую со всех сторон». 95 Hom. IV in Hexaem., 1, col. 80. Hom. I, 8–9, col. 21 – 24. Cp. Comm. in. Is., XIII, 270, Migne, Patr. gr. t. XXX, col. 592–593. 96 Hom. IV in Hexaem., 8, col. 21. pp. 52–53 Cp. Fialon, Etude historique et limmeraire sur S. Basile, p. 319. 97 Aristot., De Coelo, 1. II, c. XIII. Св. Василий большую часть своих научных сведений заимствовал у Аристотеля. 100 См. Greg. Nys., in Hexaemeron liber, Migne, Patr. gr., t. XLIV. col. 69 и 72. Не смотря на ясность этого места, Цклер отрицает, чтобы епископ Нисский допускал совместное творение, Geschichte der Bezichungen zwischen Wissenschaft und Theologie, t. I, p. 198. Но это неверно. Каноник Гранье, бенедиктинский издатель творений Василия Великого , рассуждая о совместном творении, говорит: « Григорий Нисский говорит так ясно, что нельзя сомневаться в том, что он принимал это самое мнение». Migne, Patr. gr., t. XXIX, p. 185. Cp. Bhriner, Die alte Kirche, 2-e edit., t. VIII, 1876, p. 57–58. Григорий Нисский , впрочем, отстаивает буквальный смысл, In Hexaem, в разных местах и особенно столб. 120. 102 Zckier, Geschichte der Beziehungen zwischen Theologie and Naturwissenschaft, t. I, pp. 200, 143. Григорий Нисский говорит, что только один Бог знает, как световая сущность обладает светящей силой; там же, столб. 76. Севериан Габальский говорит то же самое, De mundi creat., Orat. I, n 6, t. LVI, col. 436, но он старается объяснить себе это расположением различных элементов мира. Опыт Цлято идет дальше; он доказывает, что вся эта жидкая масса сама по себе имеет тенденцию к принятию сферической формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Этот последний культ теперь уже в обычае в Римской церкви. Бенедикт XIV не сомневался, что признаваемое им смешным не может быть устанавливаемо Богом! Неудача иезуитов не обескуражила их. Чудеса умножились; в особенности иезуиты наделали много шуму по поводу моровой язвы в Марсели. В 1722 году Марсель имел епископом прежнего иезуита, по имени Бельзюнка, который, подобно многим другим, вышел из общества, чтобы лучше служить ему в епископстве. 40 Ему внушили идею посвятить свой епископский город Священному Сердцу, чтобы остановить заразу. Он совершил это посвящение с большой торжественностью. Какой же был результат этого? Рим не был тронут этим; иезуит Галифе и Лянже, современники празднества, робко говорят, что зараза начала уменьшаться, со дня посвящения. Но требовалось нечто более впечатляющее; вот почему Друа, епископ Тулский, превозносимый Лянже, уверял в 1763 г., что заразительная болезнь прекратилась в самый день посвящения. В 1823 году, преосвященный Келен, архиепископ Парижский, утверждал уже, что зараза прекратилась мгновенно. Теперь в Римской Церкви все признают это мгновенное чудо. Этот факт, прекрасно эксплуатированный, много поспособствовал к распространению нового богослужения и подготовил установление празднества. Два папы, друзья иезуитов, Климент XI и Климент XIII, первые сделали уступки. Этот последний позволил адресовать к себе письма от некоторых польских епископов; он предполагал что получил письмо и от Филиппа V, Испанского короля, который, узнавши об этом, объявил, что мнимое письмо это есть подложное. Иезуиты, папа и его министр Торрежиани были замешаны в этом темном заговоре. Однако же, Климент XIII не осмелился установить праздник в честь материального сердца Иисуса Христа; он авторизировал в 1765 году лишь праздник в честь символического сердца, то есть, любви Спасителя к людям. Тем не менее его декрет был толкуем Фюмелем, епископом Лодевским, в смысле культа, воздаваемого материальному сердцу. Рим вмешался в это дело посредством своего органа, канониста Блази, который в 1771 году обнародовал рассуждение с целью доказать, что культ материального сердца не был авторизован. Затем папа Пий VI сделал подобное же заявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

W. H. Stevenson. Oxf., 1904. P. 104). До конца средневековья практически во всех странах Зап. Европы королевские К. играли важную роль в гос. управлении, из их числа чаще всего избирали епископов. С XI-XII вв. в источниках регулярно упоминается о К. не только монархов, но и светских и церковных правителей меньшего ранга; как правило, помимо совершения богослужений они выполняли также обязанности секретарей. Позднее появились должности К. при городских цехах и гильдиях, больницах, учебных заведениях, исправительных учреждениях, дипломатических миссиях. К. стали называть также священников, окормлявших жен. религ. общины, и военных священнослужителей. С кон. XI в. известно о К. папы Римского. По-видимому, первоначально у папы был один К., затем их число начало расти, особенно при Пасхалии II (1099-1118), когда к К. перешли функции папского писца (scrinarius). На рубеже XII и XIII вв. папская капелла стала одним из главных институтов Римской курии. Число папских К. достигло примерно 50 (к сер. XIII в. возросло до 240), возникло четкое разделение обязанностей внутри капеллы. Так, выделилась должность пенитенциария , в состав капеллы вошел папский камерарий (казначей). К. состояли в папской канцелярии, выполняли функции посланников и судей, что способствовало формированию апелляционного трибунала (позднее - Rota Romana ). В папскую капеллу входили гл. обр. младшие клирики (преимущественно субдиаконы), впосл. многие из них становились епископами и кардиналами. Литургические реформы папы Римского Иннокентия III (1198-1216) способствовали росту значения частных папских богослужений по сравнению со стациональными службами. К., до того игравшие заметную роль в «городской» литургии Римских пап, теперь все больше совершали богослужения в капеллах. Не позднее 1278 г. возникла должность К.-кантора, вероятно руководившего певцами. В 1334 г. папа Бенедикт XII учредил «внутреннюю капеллу» (capella intrinseca) из 12 К. (capellani capellae), к-рые должны были в первую очередь совершать богослужения, однако на практике исполняли также адм.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

Очевидно, эволюция францисканской литургической традиции не была линейной, а реформы проходили с большим трудом. О необходимости исправления М. говорил и генерал ордена Бонавентура на Нарбонском генеральном капитуле 1260 г. ( Bonav. Opera omnia. Quaracchi, 1898. Vol. 8. P. 464; см. также: Statutum saec. XIII pro scribendis libris choralibus cum notis quadratis ad usum Fratrum Minorum/Ed. B. Bughetti//AFH. 1928. Vol. 21. P. 406-412). Первый М., к-рый отражает именно францисканскую традицию,- Bodl. Lat. Liturg. F. 26, ок. 1255-1260 гг. В 1277 г. папа-францисканец Николай III повелел заменить в рим. церквах все прежние рукописи М. на те, которые используют францисканцы ( Radulph de Rivo. De canonum observantia. 22//Radulph de Rivo: Der letzte Vertreter der altrömischen Liturgie/Ed. C. Mohlberg. Louvain, 1915. Vol. 2. P. 128). В 1337 г. Бенедикт XII предписал использовать рим. книги в городе и диоцезе Авиньон (Antiqua Statuta Synodalia ecclesiae Avenionensis. 3//Thesaurus novus anecdotorum/Ed. E. Martène, U. Durand. Lutetiae Parisiorum, 1717. Vol. 4. Col. 557-558). Процесс адаптации францисканского М. завершился только к 1377 г., когда Григорий XI, вернувший папский двор в Рим, ввел его в Латеранской базилике (Constitutiones Lateranenses//PL. 78. Col. 1394-1400). Тридентский М. Полный Римский М. был впервые напечатан в Милане в 1474 г. В переиздание 1476 г. была добавлена нотация. Несмотря на широкое распространение М. этого типа, во мн. диоцезах по-прежнему использовались или местные литургические книги, или местные редакции Римского М. Так, в Англии еще в XIII в. распространился М. Сарумского обряда , заменивший старые книги почти во всех секулярных церквах, за исключением Йорка и Херефорда (первопечатный Сарумский М. был выпущен в 1487 в Париже). Многими, особенно после начала Реформации, ощущалась необходимость в упорядочении литургических книг и процесса совершения богослужения. Напр., в 1549 г. провинциальные Синоды в Трире и Майнце предписали использовать в своих диоцезах только местные редакции Римского М.

http://pravenc.ru/text/2563374.html

В 1091 г. гр. Рожер I Сицилийский захватил Мальтийский архипелаг, к-рый в 1127 г. был окончательно включен в состав Сицилийского королевства. С приходом нормандцев христианство на М. стало возрождаться, мусульм. население было обложено дополнительными податями. Евр. община жила достаточно свободно: от иудеев не требовали компактного проживания, многие занимались земледелием или торговлей, а также были нотариями. С 1154 г. еп-ство Мальта подчинялось архиеп-ству Палермо. Не позднее 1192 г. король Сицилии Танкред передал М. в лен своему адмиралу, генуэзцу Маргариту из Бриндизи, к-рый получил титул графа М. Короли Сицилии не раз возвращали М. в домен, затем снова дарили либо продавали этот лен своим баронам. В 1194 г. М. как часть Сицилийского королевства попала под власть Штауфенов, в 1266 г.- Карла I Анжуйского, в 1283 г.- Арагонской династии. До сер. XIII в. на островах сохранялась поликонфессиональность. В кон. 40-х гг. XIII в. мусульм. население насильственно крестили. Отказавшиеся принимать христианство были высланы в Лучеру (Юж. Италия). В 1288-1291 гг. на о-ве Комино жил иудейский мистик Авраам бен Шмуэль Абулафия. В 1398 г. управление о-вом Мальта было передано муниципалитету Мдины во главе с назначаемым короной капитаном. Аналогичную автономию получил и о-в Гоцо. Нехватка плодородной земли в сочетании с постоянной опасностью нападений со стороны арабов побуждала мн. мальтийцев в тот период эмигрировать на Сицилию и в Юж. Италию, позднее также на Сардинию. Начиная с XV в. М. зависела от поставок продовольствия из Сицилии. В 1429 г. М. подверглась нападениям тунисских арабов, в 1488 и 1526 гг.- турок. В 1492 г. с М., как и из других владений Арагонской династии, было изгнано или обращено в христианство все евр. население (ок. 500 чел.), составлявшее в то время ок. 5% всех жителей М. В XIV-XV вв. в городах М. стали появляться небольшие обители бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев и др. орденов, к-рые способствовали религ. просвещению мальтийцев и росту культурного уровня местных священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/2561762.html

Реакция Католической Церкви на интерпретацию Библии исключительно с помощью методов исторического и филологического анализа, заимствованных из академического исследования классических произведений, начинается с папы Льва XIII и его энциклики «Providentissimus Deus» (1893) 644 . В это же время, французский доминиканец отец Мари Жозеф Лагранж, исполненный мудрости и смелости, основал «Ecole Biblique de Jerusalem» («Библейскую школу в Иерусалиме») и специальный «Revue («Библейский журнал»). Этот первый католический ответ не свелся к простому отрицанию критического исследования Библии, но отвел этому исследованию подобающее место в рамках интерпретации Священного Писания, вписывая его в веру и догматику Церкви. Папа Лeb XIII одобряет работу П. Баттифоля и М.-Ж. Лагранжа (1892) и в вышеупомянутой энциклике утверждает, что Священное Писание должно быть, «как бы, душою богословия» («veluti anima Theologiae», ЕВ 645 114) – это изречение встречается также в «Dei Verbum» (24) 646 , догматической конституции II Ватиканского Собора (1965). Эта фраза подчеркивает центральное место, отводимое Библии в сегодняшней Католической теологии и в практике католической Церкви. Через пятьдесят лет после «Providentissimus Deus», в разгар Второй мировой войны, папа Пий XII, в ознаменование 50-летия «Providentissimus Deus», публикует энциклику «Divino afflante Spiritu» (1943). В промежутке, в 1918 году, Бенедикт XV выпустил в свет энциклику «Spiritus Paraclitus» 647 , текст которой во многом обусловлен, так называемым, «модернистским кризисом» (разразившимся в 1907 году), отраженный, также, в декретах Папской Библейской комиссии. Он вновь напоминал о необходимости защищать историчность текстов четырех Евангелий и отвергал всякую возможность критического исследования библейского текста. Даже о. Лагранж рисковал получить порицание со стороны Святого престола. Однако, уже при понтификате Пия XII (1939–1958), ректору Папского библейского института, немецкому иезуиту отцу Августину Беа поручают подготовить текст, посвященный «изучению Святого Писания в наше время». Папа Пий XII его перерабатывает и предлагает Церкви и миру энциклику «Divino afflante Spiritu», которая предваряет решения II Ватиканского собора. 1. Откровение и тайна воплощения

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

1869 «Reliquiae Pelagianorum». Так Проспер называет их в своем послании к Августину. Он считает их «переодетыми», а поэтому более опасными пелагианами. 1870 Не путать с Иларием, епископом Арелатским, в отличие от которого его называют Hilarius Prosperi. Иларий называет себя мирянином (послания Августина, Ер. 226, §9). См. также бенедиктинское издание, tom. x, f. 785; Wiggers, ii, 187. 1871 Виггерс рассказывает о нем подробно и много в вышеупомянутой монографии, vol. ii, pp. 7–136. Ошибочно его считали скифом. Имя и свободное владение латинским языком предполагают его западное происхождение. Но он также учился в Вифлееме и Константинополе и провел семь лет среди отшельников в Египте. Даже на закате своей жизни он упоминает об Иоанне Златоусте с благодарным почтением (De incarn., vii, 30 sq.). «Тому, что я написал, – говорит он, – меня научил Иоанн, поэтому рассказ этот не столько мой, сколько его. Ибо ручей происходит из источника, и то, что приписывается ученику, должно полностью воздаваться чести учителя». О жизни и писаниях Кассиана см. также Schönemann, Bibliotheca, vol. ii (репринт в Migne, vol. i). 1873 Он называет учение Пелагия о врожденных достоинствах человека «profanam opinio–nem» (Coll., xiii, 16, Migne ed., tom. i, p. 942) и даже говорит: Pelagiuni paene omnes impietate [вероятно, здесь эквивалент «презрительного отношения к благодати», как объясняет это Виггерс, ii, 20] et amentia vicisse (De incarn. Dom., v. 2, tom. ii, 101). 1874 «Nonnumquam, – говорит он, – etiam inviti trahimur ad salutem». De institut, coeno, b. xii, 18 (Opera, vol. ii, p. 456, ed. Migne). Но это для Кассиана – редкое исключение. Общая разница между полупелагианством и синергизмом Меланхтока в том, что в первом инициатива в обращении приписывается человеческой воле, во втором – Божьей благодати, а это приводит также и к разной оценке важности предваряющей благодати, gratia praeveniens или praeparans. 1876 Есть в трудах Проспера, Париж, 1711 г. (tom. Ii, в Migne, Patrol.), а также в Appendix to the Opera Augustini (tom. x, 171–198, ed. Bened.), под заглавием Pro Augustino, liber contra Collatorem. См. также Wiggers, ii, p. 138 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Таковы [издания] Комбефи (F. Combefis), Грабе (Grabe), Раут 129 (M.J. Routh). Когда издания умножились, то начали их переиздавать в сборниках. Первый опыт был сделан де-ля-Бинем (de la Bigne), сорбоннским профессором († 1589). Он издал в Париже в 1575–1579 гг. в 8 томах Bibliotheca veterum patrum [«Библиотеку древних отцов»], в которой помещены были произведения более 200 авторов древних и средневековых; причём греческие писатели даны были в переводе на латинском языке. Издание было встречено с сочувствием. В 1618–22 г. оно вышло снова в Кёльне в 15 томах с дополнением под названием Magna Bibliotheca, а в 1677 г. переиздано в расширенном виде в Лионе, в 27 томах под названием Maxima Bibliotheca. Через 100 лет на смену этому изданию явилось издание ораторианца Андрея Галланди (A. Gallandi, † 1779) Bibliotheca veterum patrum в Венеции (c 1765 г.) в XIV в.; оно выгодно отличается от Maxima Bibliotheca тем, что здесь даются оригинальные греческие тексты (с переводом) и некоторые неизданные сочинения, но доведено оно только до XII века (1200 г.), тогда как Maxima Bibliotheca доходит до XVI в. Полнейшее собрание творений святых отцов сделано французским аббатом Минем (J.P. Migne) († 1875), в его Patrologiae cursus completus собрание разделяется на две серии – греческую и латинскую. Греческая серия (series graeca) состоит из 161 тома (до Флорентийского собора 1439 г.) – Латинская (series latina) – из 221 томов (до папы Иннокентия III – 1216 г., то есть до начала XIII в.) Латинская серия (1844–1865 гг.) была издана раньше греческой (1857–1866 гг.). Издание Миня представляет большей частью перепечатку с прежних изданий, впрочем, лучших бенедиктинских, но, к сожалению, и оно не свободно от опечаток. В новое время издано также много авторов, предпринимавших подобные издания вновь. К таковым авторам относится префект Ватиканской библиотеки кардинал Анджело Маи 130 (A. Mai) († 1854). Его коллекция обнимает 40 томов. Издания эти в основном перепечатаны Минем. Для нас большее значение имеют издания (ок. 16 томов) другого кардинала – Питры 131 (J.-B. Pitra, 11889), возобновителя конгрегации св. Мавра (в Солемском монастыре, 1887). В этих томах содержатся многие до сих пор неизданные сочинения. Особенно важны первые 4 тома Analecta sacra.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010