10 вопросов о священстве и священниках . Отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов , магистр богословия, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - – декабрь 2012. – С.24-25. – (рубрика « Тема номера. Священники »). Заданы вопросы: ВЕРА (раздел). – С.26-39. Александр Ткаченко . Что просить у Бога . Рисунки Наталии Салиенко//Фома. - – декабрь 2012. – С.26-31. – (раздел « Вера »). Толковый словарь: Догмат: граница истины . Подготовил Юрий Пущаев . Ил.: Второй Вселенский Константинопольский Собор. Василий Суриков. 1876//Фома. - – декабрь 2012. – С.32.- (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.33. Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ). Волки бродят кругом. Памяти преподобномученика Никона (Беляева) . Фото и копия доноса на священника предоставлены автором//Фома. - – декабрь 2012. – С.34-35. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 10 декабря Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Никона (Беляева). Родился в 1886 году в селе Савельево Московской губернии в семье священника Николая Беляева, в крещении назван Георгием. В 1902 году окончил Коломенское духовное училище, в 1908 году – Московскую духовную семинарию. Был назначен учителем в школу в селе Чашниково Московского уезда. При школе был интернат, где дети жили во время обучения, и Георгий со временем стал для них не только учителем, передающим знания, но и мудрым воспитателем, любящим отцом. Он организовал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. В марте 1918 года рукоположен во священника и был назначен служить в Троицкую церковь в селе Протопопово Коломенского уезда вместо его тяжело заболевшего отца. В августе 1919 был арестован за то, что организовал сбор продуктов для малоимущих, и осужден на две недели принудительных работ. В 1921 году перед праздником Рождества были собраны продукты на содержание Коломенского епископа и бедствующих горожан. От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, он отказался. 4 ноября 1921 года отец Георгий был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и приговорен к ссылке в Архангельскую губернию. В 1925 году вернулся на родину и принял монашеский постриг с именем Никон, возведен в сан архимандрита и поставлен наместником Старо-Голутвинского монастыря. В 1929 году монастырь закрыли, архимандрита Никона обвинили в антисоветской агитации и приговорили к трем годам заключения в Соловецком лагере. В 1932 году без рассмотрения дела прибавили еще три года ссылки на севере. Вернувшись из ссылки, отец Никон служил во Власьевской церкви в Волоколамске. В конце ноября 1937 года арестован и приговорен к расстрелу тройкой НКВД. Расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-116...

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином. С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован. С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов. В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

http://www.podolskoe.ru/oznobishino/main.htm Кирпичный храм Живоначальной Троицы, рядом с деревянным, был построен " тщанием " священника Алексия Беляева по проекту архитектора Н.И.Финисова, использованному также и в ряде других церквей Подмосковья (Четряково Ступинского района). Строился между 1863-1886 гг. В 1908-1911 гг. по проекту епархиального архитектора Н.Н.Благовещенского на средства купца Лапшина и трудами священника Димитрия Беляева были выстроены западной притвор с колокольней. Старейшая часть здания состоит из бесстолпного одноглавого двусветного четверика с полуциркульной апсидой и двустолпной двухпридельрной трапезной ( приделы Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы). Декор в формах художественной эклектики. С запада к трапезной части примыкает небольшой, в одну световую ось, притвор и четырехърусная шатровая колокольня, являющаяся архитектурной доминантой местности. Декорация колокольни - образец " русского " стиля, с ориентацией на московскую архитектуру XVII в. Нижние части колокольни и притвора облицованы белым камнем. В " настоящем " храме сомкнутый свод, в апсиде конха; в трапезной - система парусных сводов, опирающаяся на два сдвинутых к востоку столба. Первоначальные перекрытия притвора и колокольни утрачены после закрытия церкви в 1937 г. Тогда же была разобрана стоявшая рядом деревянная церковь постройки 1677 г. С 1996 г. храм возрождается. В церкви хранятся иконы с частицами св. мощей мч. Трифона, сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского и другие. Церковь Святой Троицы в с.Ознобишино Подольского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Ныне храм входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство новых территорий). Источники: протоиерей Олег Пенэжко " Храмы г.Подольска и окрестностей " . - Владимир, 2004 г. " Подмосковье. Монастыри храмы источники " . -  Москва, УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. сайт " Викариатство новых территорий "

http://sobory.ru/article/?object=05119

Несмотря на то что преподавателей и слушателей «академии» выслеживали и арестовывали, она продолжала свое существование примерно до середины 1930-х гг., когда был арестован епископ Варфоломей. По мнению А.Л.Беглова, выпускники подпольной академии, за единичными исключениями так и не смогли реализовать свои знания на практике – практически все они погибли. Нелегальные учебные заведения существовали и в епархиях. Известно, например, что в 1935–1936 гг. такую «академию» основал во Владимире архиепископ Сергий (Гришин). Целью учебного заведения было повышение богословского уровня священнослужителей. Лекции посещало четыре – восемь человек. В 1936 г. после ареста архиепископа Сергия библиотека «академии» и все имущество были конфискованы. Сам архипастырь был приговорен к пяти годам заключения. На местах действовали также кружки для обучения молодежи основам христианской веры. В середине 1920-х гг., например, такой кружок действовал в Иваново-Вознесенске по благословению священномученика епископа Августина (Беляева) († 1937, память 23 ноября). Подобные кружки существовали также в Кинешме и Юрьевце. Отсутствие печатных изданий и научных центров серьезно тормозило развитие богословской науки, а репрессии лишали ее лучших кадров. Так в 1929 г. в заключении окончил свой земной путь священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) , в 1931 г. в архангельской ссылке умер автор знаменитого «Толкового Типикона» М.Н.Скабалланович , в 1937 г. были расстреляны богословы и философы священник Павел Флоренский и профессор С.С.Глаголев , в 1938 г. был расстрелян патролог и историк мученик Иоанн Попов (память 8 февраля). Многие представители дореволюционной богословской науки были высланы из страны, оставшиеся были вынуждены искать другую работу. Церковный историк А.И.Бриллиантов († 1933) и филолог А.И.Садов († 1930) работали в Публичной библиотеке в Петрограде, историк академик Н. К.Никольский († 1936) был директором библиотеки Академии наук, историк А.А.Бронзов († 1937) работал в архивах Леноблисполкома и Главного управления НКВД, библеист В.Н.Мышцин († 1936) преподавал в Ярославском педагогическом институте, а затем в педтехникуме в Сергиевом Посаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 окт. 1932 г. И. был арестован по обвинению «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти», заключен в тюрьму Брянска. Виновным себя не признал, все обвинения категорически отверг. 15 марта 1933 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западной обл. к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки направлен служить в Калугу, в Никольский храм на Козинке. Был возведен в сан архимандрита. Осенью 1937 г. арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» вместе с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. На следствии И. подтвердил свои высказывания, что советская власть «несправедливо проводит репрессии в отношении... духовенства» и «в результате ее политики по всему Советскому Союзу закрылись церкви». Но при этом отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с архиеп. Августином, прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Аполлоном Бабичевым и членом церковного совета Михаилом Арефьевым . Казнен вместе с ними, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1810. Л. 129 об.- 130; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 25 об.- 26; Д. 339; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт.-367; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13244, П-14030. Ист.: Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004. С. 88-89, 109, 424; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 312, 337, 490, 546, 552, 589. Лит.: Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993. Т. 1. С. 441; Дамаскин. Кн. 5. С. 365, 405-407, 414; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 475-477; Оптина пуст.: Годы гонений: Жития новомучеников и исповедников/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1. С. 23-29; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника...: Подвижники Мещовского края. М., 2007. С. 154-168; Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 78-79, 105; Кизяев О. Сиропитатель-мученик//Правосл. христианин. 2008. 7. С. 35-37; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 89-94.

http://pravenc.ru/text/577952.html

В 1776 году церковь загорелась от попадания молнии. Из горящего помещения удалось вынести только часть икон, в том числе явленную икону Владимирской Божией Матери. В 1785 году было закончено строительство каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери с Никольским приделом и приделом в честь первомученика архидиакона Стефана, а ветхий Стефано-Николаевский храм был разобран. В 1825 году на месте разобранного Николаевского храма прихожане под руководством местного крестьянина Льва Трофимовича Беляева начали строить каменную холодную церковь, «оканчившуюся кверху колокольней». Ее освятили 8 декабря 1829 года в честь святителя Стефана, епископа Пермского. В 1928 году были попытки разобрать ограду на кирпич, а в начале 1931 года горисполком потребовал от общины освободить один из действующих храмов. В период 1932-1937 годов в храмах разместили мельницу и маслозавод. Священников выслали из Котласа. После войны, в связи многочисленными просьбами верующих, было принято решение о передаче храмов общине. В 1947 году на должность настоятеля Котласского Стефановского прихода епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий назначил священника Владимира Жохова. Было принято решение сначала отреставрировать Стефановский храм. В 1948 году из закрытой Вондокурской церкви в Стефановский храм был привезен иконостас (прежний иконостас был уничтожен еще в 1931 году). Начались богослужения. После учреждения Котласской епархии по благословению епископа Котласского и Вельского Василия в 2012 году в нижнем храме в честь свт. Николая Чудотворца был сделан капитальный ремонт, а также проведены реставрационные работы снаружи храма. Также реставрационные работы были проделаны у храма-колокольни в честь свт. Стефана Пермского. К афедральным собором новообразованной Котласской епархии был определен Стефановский храм г. Котласа. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/5253660.ht...

К березовчанам приехала Ольга Алексеевна Бухаркина, заведующая отделом использования и публикации документов Государственного областного архива. По ее словам, впервые довелось участвовать в таком событии. В архиве бережно хранятся документы, содержащие много ценных сведений. Но самая большая радость для архивистов, когда эти материалы выходят к людям, когда они востребованы, как это произошло с написанием и изданием книги " Верность храму своему " . Ольга Алексеевна предложила храму последовать традициям предков, и после заключительной страницы книги начать вести церковную летопись обо всех происходящих событиях. Слова благодарности всем, участвовавшим в создании книги, сказала 89-летняя березовчанка Екатерина Александровна Борчанинова, дочь погибшего в 1919 году от рук красных священника Александра Борчанинова. На встречу она пришла в сопровождении дочери Елены и сына Алексея. " Наши родные слышат нас сегодня на небесах " , – так сказала З.В.Хрептович, внучка расстрелянного в 1937-м протоиерея Фотия Шандровского. И прочитала трогательное стихотворение Тютчева. В этой встрече также участвовали внук этого священника В.А.Шандровский, правнуки: В.В.Шандровский, А.Г.Хрептович, М.Г.Пономарева, Семен и Алексей Малыгины. А вот что говорилось на встрече о родословной Марины Владимировны Сушко. За алтарем Успенского храма находится надгробный камень на могиле ее прапрадеда священника Андрея Беляева. В 1919 году ушел в Белую гвардию и пропал ее прадед протоиерей Ипполит Беляев. На мемориальной плите на 12-м километре Московского тракта написано имя ее деда Дмитрия Беляева, расстрелянного в 1937 году. Жена Дмитрия Мария Беляева дожила до наших дней, дождалась выхода книги и скончалась в возрасте 96-ти лет, за 40 дней до памятной встречи в Березовском. В последние дни она всё целовала свой крестик… Дочь Дмитрия и Марии Л.Г.Поспелова живет в Березовском. В Екатеринбурге проживает 90-летняя Нина Александровна Шандровская, дети, внуки и правнуки которой были на этой встрече. На страницах книги " Верность храму своему " есть упоминание о том, что в поселке Становая близ Березовского сохранилось здание храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Фотографию этого храма, находившуюся в семье, предоставила В.К.Шавкунова, приехавшая на встречу вместе с мужем.

http://pravoslavie.ru/17234.html

По дозорным книгам 1680 года «...церковь Николая Чудотворца в селе Крюкове деревянная ветхая, церковное строение исстари мирское». Это говорит о двух вещах. Церковь к этому времени уже обветшала, т.е. действительно могла быть построена сразу после 1618 года (т.е. простояла уже более 60 лет). И второе. «Исстари мирское» - это означает, что церковь действительно к тому времени считалась древней, а строили её всегда сами жители Крюкова, всем «миром», на свои средства. В 1722г. Никольская церковь в переписной книге 1-й ревизии Российской империи вновь значится как деревянная. О её ветхости не упоминается – значит она между 1680 и 1722гг. могла быть отстроена заново. В 1837 настоятель и прихожане Никольской церкви с.Крюково обратились к митрополиту Филарету с просьбой построить новый каменный храм. Прошение подписали села Крюково священник Стефан Михайлов, церковный староста крестьянин Максим Родионов, крестьяне Аксен Егоров, Денис Федоров, за мирского старосту села Крюкова Антона Никитина и приходских людей села расписался Тимофей Афонасьев, как знающий грамоту. В ответ на прошение святитель Филарет преподал храмозданную грамоту – документ в котором он благословил строительство Никольской церкви церкви. Окончательно храм построили в 1855 году. В 1937 году после расстрела настоятеля Петра Беляева на Бутовском полигоне храм был закрыт и с временем разрушен. Современное состояние [ править править код ] Восстановление началось в 1992 году. В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения и ведется катехизаторская деятельность. Виртуальная экскурсия вокруг храма. Деятельность прихода [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Икона святителя Николая Чудотворца . До наших дней сохранился почитаемый образ святителя Николая. Многие десятилетия икона находилась в Успенской церкви деревни Новоселки, откуда была перенесена в Крюково 21 мая 2009 г. Сейчас образ святителя Николая Чудотворца помещен в киот у правого клироса храма. К этой иконе верующие приходят, чтобы вознести свои молитвы великому угоднику Божию. Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Когда-то в их селе была своя церковь, в 1937 г. она была взорвана, но прихожане сохранили иконы и богослужебные книги из нее, и каждое воскресенье они именно в доме Марии и Аксиньи служили сначала утреню, а потом т. н. обедницу, т.е. те части литургии, которые можно вычитывать и петь без священника. Аксинья, будучи неграмотной, знала наизусть все церковные песнопения, ну а Мария, можно сказать, была весьма квалифицированным псаломщиком, прекрасно ориентируясь в богослужебных книгах. Все они (Мария и ее подружки) обладали замечательными голосами, их хор славился во всей округе и, конечно, занимал почетное место на праздновании у камешка, хотя были неплохие хоры и из других мест, из Вятки например. Бабинские «хористки» Настя, Аксинья, Мария и Павел. С. Бабино Нижегородской обл., 1979. Фото автора.      Пение продолжалось всю ночь, а наутро все отправились дальше в лес, к еще одному, «Большому», камню, где совершалась служба пророку Илии (2 августа). Забегая вперед, скажу, что однажды мы стали там свидетелями подлинного чуда. Стояло знойное, засушливое лето, наши друзья-крестьяне опасались остаться без урожая. И вот в день пр. Илии, у Большого камня все молились о даровании дождя. Когда молебен закончился, вдруг поверху пробежал легкий ветерок, и деревья наклонили свои верхушки как бы в знак согласия. А на следующий день на доселе безоблачном небе появились первые облачка, и к вечеру прошел дождь. Но обратимся снова к тому, первому посещению. В тот год обошлось без облавы. После возвращения в Бабино, мы с Марией съездили в Дивеево, прошлись с молитвой по канавке Божией Матери (наверное, теперь вся православная Русь знает о ее существовании). В те годы она была скрыта от людей, фактически уничтожена во время антирелигиозных кампаний, но знающие проводники по особым приметам ее находили. Еще Мария сводила нас в соседнее село Суворово (бывшая Пуза), где мы посетили могилку убиенных красноармейцами Евдокии с ее «хожалками». Впервые историю о болящей и ясновидящей юродивой Дунюшке мы услышали тогда от Аксиньи, которая навещала ее, будучи еще маленькой девочкой, и записали ее рассказ на магнитофон. Интересно, что спустя несколько лет, когда Павлу посчастливилось разбирать архив епископа Варнавы (Беляева), он обнаружил подробную запись истории с Дунюшкой, сделанную в 1920-е годы «по горячим следам» келейницей епископа по его благословению (см.: Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сборник/составитель П.Г. Проценко. Н.-Новгород, 2004). Помню, после этого путешествия я с восторгом писала своей подруге, проживающей в Чикаго: «А все-таки народ-богоносец существует!»

http://pravoslavie.ru/63174.html

Лит.: Новый викарий Нижегородской епархии Лаврентий, еп. Балахнинский//Нижегородский церк.-обществ. вестник. 1917. 4. Стб. 66; Спасский Н., прот. Братство возрождения церк.-обществ. жизни//Там же. 12. Стб. 199; Днепровский Д., свящ. Спасо-Преображенское братство и Комитет объединения духовенства//Там же. 15. Стб. 160-161; Алмазов П., свящ. Первая встреча: Впечатления с чрезвычайного епархиального съезда//Там же. 16. Стб. 178-179; Зеленцов В. Контрреволюционная деятельность церковников бывш. Нижегородской губ. в 1917-1918 гг.: По арх. мат-лам г. Горького//Антирелигиозник. М., 1937. 8. С. 17-25; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 147; Дамаскин. 1992. Кн. 1. С. 52, 123, 161-167; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. С. 96; Польский. 1993Р. Ч. 1. С. 179; Ч. 2. С. 277-278; Акты свт. Тихона. С. 978; Цыпин. История РЦ. С. 59; Надеждин В. Забвению не подлежит//Нижегородские ЕВ. 2003. 11(32). С. 12; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 405-415, 532; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений XX в. М., 2004. С. 158, 177-181, 289; Проценко П. Г. В Небесный Иерусалим: История одного побега: Биография еп. Варнавы (Беляева). Н. Новг., 2010. С. 174-177, 187-188, 190-191, 230, 452, 540; он же. Опыт сопротивления советскому тоталитаризму «человека церкви»//Вестн. РХД. 2010. 196(1). С. 132-147; Тихон (Затёкин), архим. Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский: Жизнеописание. Н. Новг., 2012. М. М. Э. Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010