Священнослужители, богословы, ученые и издатели обсудили проблемы и перспективы использования белорусского языка в Церкви 17 марта 2013 г. 09:11 14 марта 2013 года в приходском доме Петропавловского собора г. Минска состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы использования белорусского языка в Белорусской Православной Церкви . На форум собрались представители духовенства из различных епархий Белорусского экзархата, православной интеллигенции, средств массовой информации. Одной из целей круглого стола стала попытка переломить стереотипы, часто формируемые СМИ, о невозможности использования белорусского языка в Православной Церкви. Началось мероприятие совместной молитвой «Отче наш» на белорусском языке. Открыл работу круглого стола настоятель Петропавловского собора протоиерей Георгий Латушко. Он определил основные проблемы, предлагаемые для обсуждения. С темой «Белорусский язык в Церкви: современность и перспективы» выступил профессор Минской духовной академии  протоиерей Сергий Гордун, который рассказал о собственном опыте проповеднической деятельности с использованием национального языка, об издании в его переводе православного молитвослова на белорусском (Минск, 2012), дополненного тремя канонами, читаемыми при подготовке к Причащению, а также Пасхальным каноном, и уже выдержавшего два издания. Им же написаны предисловия, первое из которых касается молитвенного правила и его значения в жизни христианина, а второе посвящено подготовке ко Святому Причащению и особенностям подготовки к Причащению на Пасху и на Пасхальной неделе. Как отметил отец Сергий, белорусский язык не стал причиной непонимания смысла молитвы, скорее наоборот, заставляет прислушаться к особому звучанию слов, которые приобретают необычную мелодичность. О деятельности Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви, созданной в 1989 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета , рассказал профессор Белорусского государственного университета, секретарь Библейской комиссии и переводчик Иван Чарота. За 18 лет деятельности Комиссии на белорусский язык были переведены четыре Евангелия, богослужебное Евангелие и другие книги. Задача Комиссии состоит в том, чтобы сделать белорусский язык богослужебным, доступным в литургическом служении. Как отметил профессор И. Чарота, в мире существует 15 переводов текстов Библии на белорусский язык, но ни в одной из христианских конфессий они не используются в богослужебной практике, кроме Православной Церкви.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Актуальные вопросы работы воскресных школ обсудили на семинаре-совещании епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви 20 апреля 2021 г. 18:15 16 апреля 2021 года на базе Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви состоялся республиканский онлайн-семинар «Актуальные вопросы функционирования системы начального религиозного образования Белорусского экзархата». В работе семинара приняли участие представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви, Издательского совета Белорусского экзархата, а также лица, ответственные за работу воскресных школ в епархиях. В ходе встречи были рассмотрены актуальные вопросы работы воскресных школ Белорусской Православной Церкви. Участники семинара ознакомились с разработанной Синодальным отделом религиозного образования и катехизации дистанционной площадкой повышения квалификации педагогов и администраторов воскресных школ. Благодаря использованию современных коммуникационных технологий данная площадка обеспечивает возможность педагогам из всех регионов Беларуси свободно повышать свою квалификацию и делиться опытом с коллегами. Подробнее ознакомиться с данной платформой можно на сайте Синодального отдела . Особое внимание в ходе семинара было уделено республиканскому мониторингу системы начального религиозного образования. Своевременность и актуальность его проведения обусловлена необходимостью развития системы коммуникации между воскресными школами и создания сообщества преподавателей воскресных школ. Для участников семинара был проведен мастер-класс по заполнению электронных анкет, таблиц, Google-kapm и других форм, необходимых для осуществления исследования. Одним из важнейших в повестке совещания были вопросы комплектования библиотек воскресных школ литературой о Белорусских святых, а также учебно-методического обеспечения преподавания в воскресных школах тем, связанных с жизнью и служением святых, в земле Белорусской просиявших, подвигом новомучеников. При поддержке Издательского совета Белорусского экзархата участникам семинара был представлен перечень изданий по данной тематике.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Николай Коханович, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: Куда дрейфует Белорусский Экзархат? Туда же, куда и современная Республика Беларусь- в направлении " автокефальной Поместной Церкви Минского Патриархата " , " оранжевой революции " и майдана. 1. Автору " Но почему официальный представитель Экзархата называет митрополита Семашко деятелем белорусского национального возрождения? Разве мог им быть церковный деятель николаевской эпохи? " А почему не мог?! Не потому ли, что Российская Империя при императоре Николае I Павловиче была " тюрьмой народов " ?! По моему мнению, уважаемый автор находится в плену коммунистических идеологем и исторических мифов, и туда же (в плен) призывает и своих читателей!.... Кроме того, об особенностях западнорусского (белорусского) населения писал еще и Ф.М.Достоевский в своих Дневниках писателя. Он тоже, белорусский националист?! К чему автор вешает ярлык " националист " ?! Разве в процитированных словах представителей белорусского духовенства есть упоминание национализма?! Нет! Тогда, выходит, что автор приравнивает понятия " национального возрождения " и " национализм " , что далеко не одно и тоже! Следует также отметить, что Православие не надо пытаться вписать в белорусскую национальную идею, поскольку Оно и так является и всегда будет являться основой ЛЮБОЙ национальной идеи потомков крещенных в Днепровской Купели Св.Владимиром. Как бы эта идея не называлась, кроме откровенно богоборческих (на вроде, коммунистических). Даже, идея украинства задыхается без Православия.... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ku...

   А титул экзарха имеет у нас особое значение. Патриаршим Экзархом всея Украины именовался у нас до 1990 г. митрополит Киевский и Галицкий как первый епископ особой части Русской Церкви — Украинской Православной Церкви. Глава Белорусской Церкви имеет сан Патриаршего Экзарха Белоруссии. Правительственная иерархия. пресвитерской и диаконской степени    Существуют различные степени правительственной иерархии и для пресвитеров. В Русской Церкви ныне есть священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве — иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов. Отличие степеней священства. от степени правительственной иерархии    Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число.    48 (39) правилом Карфагенского Собора запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола, кроме примаса. Но 9 и 17 правилами Халкидонского Собора этот запрет был отменен. Противоречит 48 (39) канону Карфагенского Собора и множество других правил, в которых говорится о Патриархах, экзархах, митрополитах и архиепископах.    В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства — хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Степени правительственной иерархии и церковные должности    Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и степени правительственной иерархии превращалась в титулы. (В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности зачастую теряли свое первоначальное значение и обращались в титулы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

На што все суть ему листы наши от нас даны и сесь лист наш, подписавши его рукою нашою властною патриаршею, ему есьмо дали и съ нашею печатью» 485 . Как понять действия Иеремии? Ведь к фактическому противостоянию братств и епископов, санкционированному патриархами, по воле Иеремии добавлялось двоевластие в самой иерархии. Митрополит Макарий справедливо расценивает учреждение должности экзарха рядом с только что поставленным митрополитом как «оскорбительное» для Рагозы 486 . Известные к сегодняшнему дню источники не позволяют понять, что двигало Иеремией и почему Терлецкий сумел войти в такое доверие к патриарху. Однако сама грамота от 14 августа 1589 г. позволяет вернуться к вопросу и критически взглянуть на обстоятельства церковной борьбы и интриг в августе 1589 г. Поскольку датированная 14 августа грамота была написана в Замостье, нужно полагать, что патриарх прибыл сюда из Бреста. Сюда же прибыли Гедеон Балабан, Кирилл Терлецкий и Мелетий Хребтович. Какова была цель этой встречи? Судя по патриаршей грамоте от 14 августа, епископы были призваны для суда, и после разбирательства были прощены и отпущены 487 . Но далее в Замостье, если верить грамоте, происходит нечто неожиданное. После отъезда К. Терлецкого и Мелетия Хребтовича оставшийся в Замостье Гедеон Балабан развернул интригу против Терлецкого и, судя по грамоте, подписал у патриарха, не понимавшего ни по-украинско-белорусски, ни по церковно-славянски («по неумеетности нам языка рускаго и словенского»), некие грамоты против только что поставленного экзарха. Теперь же (нужно полагать, после того как Кирилл вернулся в Замостье 488 , хотя в грамоте этого не говорится) патриарх Иеремия издает грамоту, дезавуирующую не только уже полученные Балабаном документы, но и любые другие «листы», которые могут быть представлены против Терлецкого от имени Иеремии. При этом речь идет о документах не только предшествующих 14 августа 1589 г., но и тех, которые могут быть помечены более поздним числом. Таким образом, Терлецкий ставился в совершенно исключительное положение, которое сам патриарх после 14 августа не смог бы переменить, если бы и захотел, ведь грамотой от 14 августа он дезавуировал свои собственные будущие решения, если бы они были неблагоприятны для Терлецкого. Патриарх объявлял, что он навечно «касует и в нивечъ оборочает» какие бы то ни было претензии к Терлецкому 489 . И уже после выдачи такой бессрочной и неотменяемой индульгенции на вечные времена Иеремия объявлял о состоявшемся возведении Кирилла в должность экзарха как «мужа искусна и во всих действах водле правил святых отец бегла и ученна» 490 . Защищенный от какой бы то ни было критики Терлецкий становился, по сути, de facto и даже в известном смысле de jure и главой Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

А титул экзарха имеет у нас особое значение. Патриаршим Экзархом всея Украины именовался у нас до 1990 г. митрополит Киевский и Галицкий как первый епископ особой части Русской Церкви - Украинской Православной Церкви. Глава Белорусской Церкви имеет сан Патриаршего Экзарха Белоруссии. Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени. Существуют различные степени правительственной иерархии и для пресвитеров. В Русской Церкви ныне есть священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве - иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов. Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии. Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число. 48 (39)-м правилом Карфагенского Собора запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола, кроме примаса. Но 9-м и 17-м правилами Халкидонского Собора этот запрет был отменен. Противоречит 48 (39)-му канону Карфагенского Собора и множество других правил, в которых говорится о Патриархах, экзархах, митрополитах и архиепископах. В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства - хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Степени правительственной иерархии и церковные должности. Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и степени правительственной иерархии превращалась в титулы. (В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности зачастую теряли свое первоначальное значение и обращались в титулы).

http://sedmitza.ru/lib/text/432386/

Также в Экзархате было принято решение, что регистрация будет позволена в случае реальной необходимости и при наличии хотя бы нескольких лет успешной работы братства или сестричества В ноябре 2000 года был учреждён Союз сестричеств милосердия (ССМ) , что позволило в некоторой степени формализовать деятельность сестричеств в Беларуси. С начала своей деятельности Союз не имел официальной регистрации, но в 2008 году получил статус «обособленного структурного подразделения» Белорусского Экзархата. Одна из главных целей Союза, закреплённая в официальных документах, заключалась в «возрождении и развитии социального служения Белорусской Православной Церкви на основе христианских ценностей и традиций» Обычно в Секретариате ССМ трудилось 3-4 штатных сотрудника, из них только двое работали на полную ставку. В основном деятельность организации строилась вокруг следующих направлений: (1) развитие сотрудничества и диаконического служения, (2) информационно-образовательная деятельность, (3) проектная деятельность и (4) организационно-административная деятельность. При этом наиболее успешной была проектная деятельность: ССМ принимал участие в ряде международных проектов, таких как «Без барьеров» (помощь людям с инвалидностью), «Женщины в действии», «Помощь жертвам домашнего насилия» и ряде других. В большинстве случаев финансирование осуществлялось за счёт грантов, предоставленных иностранными религиозными объединениями или международными организациями. Финансовая помощь от Экзархата практически отсутствовала, а добровольные пожертвования, собираемые в Беларуси, не всегда покрывали даже базовые расходы Союза сестричеств 5]. Следует отметить, что ССМ никогда не обладал формальной контролирующей функцией. Даже после придания Союзу статуса обособленного структурного подразделения Экзархата сестричества продолжали функционировать в качестве структурных подразделений приходов либо в тесном сотрудничестве с приходами, под патронажем приходских священников. В апреле 2019 года, по решению Синода БПЦ, Союз сестричеств был преобразован в Ассоциацию сестёр милосердия Белорусской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6165122

У истоков БНР стояли энтузиасты, стремившиеся к возрождению белорусской истории и культуры, видевшие белорусскую державу и как продолжательницу традиций древнерусской государственности, и как наследницу Великого Княжества Литовского. Именно благодаря провозглашению БНР в будущем стало возможным появление БССР — в границах которой после распада Советского Союза и была создана независимая Республика Беларусь. Как мы видим, провозглашение БНР является важным эпизодом в истории формирования идеи белорусского государства, а потому не должно остаться без внимания — особенно в столь значимую юбилейную дату». Таким образом, официальный представитель Белорусского Экзархата отметил значимость празднуемого юбилея, что является очевидным реверансом в сторону белорусских националистов. Но он не стал создавать икону из факта провозглашения БНР и даже аккуратно осудил оголтелый национализм. «Вместе с этим мы считаем важным напомнить, что подлинный патриотизм — это любовь к своему народу, а не ненависть к его соседям», — отметил протоиерей. Само юбилейное событие в его интерпретации является ни чем иным, как одним из звеньев в исторической цепи. А последним звеном является современная белорусская государственность. Свое выступление он завершил словами: «Да благословит Господь Беларусь и да ниспошлет всем нам мир, любовь, тепло и познание истины. Слава Христу, и да здравствует Беларусь!». Что можно понять из выступления председателя Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата? Во-первых, официальный церковный Минск благословляет ныне действующее белорусское государство. Во-вторых, Белорусский Экзархат не имеет сентиментальных эмоций в отношении БНР и дистанцируется от националистов, мечтой которых является возрождение БНР. В-третьих, официальный представитель Белорусского Экзархата на 100-лети БНР не стал проповедовать идеи русского мира. Почему не стал? Об этом знает только он. Здесь можно много рассуждать. Собравшаяся аудитория его бы не услышала? Произошел был конфликт и скандал прямо во время празднования? Желание быть услышанным теми, кто всегда считал Белорусский Экзархат инструментом внешнего влияния на белорусский народ? А может просто личное неделание? Может и так. Сказать сложно. Но главное, что Лепин попытался донести до слушателей евангельский взгляд на жизнь человека, на политику и вопрос государственной независимости: «Граница между свободой и несвободой проходит по сердцу каждого человека. Не много пользы из внешней свободы сможет извлечь тот, кто является рабом своих страстей, чья душа исполнена ненавистью, ложью, клеветой, завистью, алчностью, злостью и жаждой разрушения».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ku...

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) 13.01.2021 17:54:33 МОСКВА Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева). «Это поистине большая утрата не только для верующих Беларуси, но и для всей нашей Церкви», — отметил Святейший Владыка. Предстоятель Русской Церкви отметил «весомый вклад почившего митрополита Филарета в укрепление братских связей между Поместными Православными Церквами и развитие межконфессионального диалога». «Исполняя различные ответственные послушания в Европе, будучи председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, он со тщанием совершал возложенное на него служение и стяжал искреннюю любовь и уважение со стороны многих людей за пределами своей страны», — добавил Святейший Патриарх Кирилл «Долгое время владыке Филарету довелось пребывать на кафедре митрополитов Минских. Годы его архипастырских трудов в пределах Белой Руси отмечены всесторонним возрождением церковной жизни, восстановлением и строительством новых храмов и монастырей, развитием духовного образования и просветительской деятельности. Стремясь, по слову Писания, надзирать за пасомыми не принужденно, но охотно и богоугодно, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример (1 Пет. 5:2-3), новопреставленный святитель с апостольской ревностью свидетельствовал ближним и дальним о красоте и истинности Православия, способствовал созиданию мира и гражданского согласия на Белорусской земле», — говорится в послании Его Святейшества. «Спаситель Христос да упокоит душу Своего верного служителя новопреставленного митрополита Филарета в селениях небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная , и да сотворит ему вечную память», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/01/13/svyateyshi...

Между Белорусской Православной Церковью и Министерством внутренних дел Республики Беларусь подписано соглашение о сотрудничестве в сфере профилактики наркомании 22 мая 2021 г. 11:11 21 мая 2021 года состоялась встреча Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина с министром внутренних дел Республики Беларусь Иваном Кубраковым. Стороны обсудили вопросы сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Министерства внутренних дел РБ в сфере профилактики наркомании и вовлечения в незаконный оборот наркотиков молодежи. В рамках встречи, которая прошла в музее МВД, между Министерством внутренних дел РБ и Белорусской Православной Церковью было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере профилактики наркомании. «Как только возникла эта проблема, она сразу же стала предметом обеспокоенности священнослужителей», — констатировал Патриарший экзарх. Он подчеркнул, что сейчас задача состоит в том, чтобы имеющийся опыт рассмотреть, обобщить, избрать лучшее и в соответствии с этим продолжать работу по профилактике зависимостей, причем чтобы она была системная и плановая. В свою очередь министр внутренних дел отметил: «Соглашением, подписанным сегодня, предусмотрено, что мы будем совместно работать по всем направлениям на профилактику наркоугрозы в белорусском обществе, помогать всем людям. Взрослые и дети должны понимать, что наркотики — это беда и горе, и ни к чему хорошему они не приводят. И сегодняшнее событие — еще один шаг для достижения этого. Уверен, что усилия, которые нами предпринимаются, спасут не одну жизнь и судьбы молодых людей». Митрополит Вениамин также обратил внимание на то, что эта работа должна проводится с привлечением Министерства здравоохранения и Министерства образования, средств массовой информации, общественных объединений: важно «помогать людям находить себя и преодолевать беду, если кто-то подвергся этим пристрастиям — и не только наркотической, но и алкогольной и другим формам зависимости», — подчеркнул Патриарший экзарх. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010