А титул экзарха имеет у нас особое значение. Патриаршим Экзархом всея Украины именовался у нас до 1990 г. митрополит Киевский и Галицкий как первый епископ особой части Русской Церкви — Украинской Православной Церкви. Глава Белорусской Церкви имеет сан Патриаршего Экзарха Белоруссии. Правительственная иерархия. пресвитерской и диаконской степени    Существуют различные степени правительственной иерархии и для пресвитеров. В Русской Церкви ныне есть священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве — иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов. Отличие степеней священства. от степени правительственной иерархии    Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число.    48 (39) правилом Карфагенского Собора запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола, кроме примаса. Но 9 и 17 правилами Халкидонского Собора этот запрет был отменен. Противоречит 48 (39) канону Карфагенского Собора и множество других правил, в которых говорится о Патриархах, экзархах, митрополитах и архиепископах.    В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства — хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Степени правительственной иерархии и церковные должности    Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и степени правительственной иерархии превращалась в титулы. (В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности зачастую теряли свое первоначальное значение и обращались в титулы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

А титул экзарха имеет у нас особое значение. Патриаршим Экзархом всея Украины именовался у нас до 1990 г. митрополит Киевский и Галицкий как первый епископ особой части Русской Церкви - Украинской Православной Церкви. Глава Белорусской Церкви имеет сан Патриаршего Экзарха Белоруссии. Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени. Существуют различные степени правительственной иерархии и для пресвитеров. В Русской Церкви ныне есть священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве - иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов. Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии. Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число. 48 (39)-м правилом Карфагенского Собора запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола, кроме примаса. Но 9-м и 17-м правилами Халкидонского Собора этот запрет был отменен. Противоречит 48 (39)-му канону Карфагенского Собора и множество других правил, в которых говорится о Патриархах, экзархах, митрополитах и архиепископах. В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства - хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Степени правительственной иерархии и церковные должности. Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и степени правительственной иерархии превращалась в титулы. (В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности зачастую теряли свое первоначальное значение и обращались в титулы).

http://sedmitza.ru/lib/text/432386/

Также в Экзархате было принято решение, что регистрация будет позволена в случае реальной необходимости и при наличии хотя бы нескольких лет успешной работы братства или сестричества В ноябре 2000 года был учреждён Союз сестричеств милосердия (ССМ) , что позволило в некоторой степени формализовать деятельность сестричеств в Беларуси. С начала своей деятельности Союз не имел официальной регистрации, но в 2008 году получил статус «обособленного структурного подразделения» Белорусского Экзархата. Одна из главных целей Союза, закреплённая в официальных документах, заключалась в «возрождении и развитии социального служения Белорусской Православной Церкви на основе христианских ценностей и традиций» Обычно в Секретариате ССМ трудилось 3-4 штатных сотрудника, из них только двое работали на полную ставку. В основном деятельность организации строилась вокруг следующих направлений: (1) развитие сотрудничества и диаконического служения, (2) информационно-образовательная деятельность, (3) проектная деятельность и (4) организационно-административная деятельность. При этом наиболее успешной была проектная деятельность: ССМ принимал участие в ряде международных проектов, таких как «Без барьеров» (помощь людям с инвалидностью), «Женщины в действии», «Помощь жертвам домашнего насилия» и ряде других. В большинстве случаев финансирование осуществлялось за счёт грантов, предоставленных иностранными религиозными объединениями или международными организациями. Финансовая помощь от Экзархата практически отсутствовала, а добровольные пожертвования, собираемые в Беларуси, не всегда покрывали даже базовые расходы Союза сестричеств 5]. Следует отметить, что ССМ никогда не обладал формальной контролирующей функцией. Даже после придания Союзу статуса обособленного структурного подразделения Экзархата сестричества продолжали функционировать в качестве структурных подразделений приходов либо в тесном сотрудничестве с приходами, под патронажем приходских священников. В апреле 2019 года, по решению Синода БПЦ, Союз сестричеств был преобразован в Ассоциацию сестёр милосердия Белорусской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6165122

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) 13.01.2021 17:54:33 МОСКВА Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева). «Это поистине большая утрата не только для верующих Беларуси, но и для всей нашей Церкви», — отметил Святейший Владыка. Предстоятель Русской Церкви отметил «весомый вклад почившего митрополита Филарета в укрепление братских связей между Поместными Православными Церквами и развитие межконфессионального диалога». «Исполняя различные ответственные послушания в Европе, будучи председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, он со тщанием совершал возложенное на него служение и стяжал искреннюю любовь и уважение со стороны многих людей за пределами своей страны», — добавил Святейший Патриарх Кирилл «Долгое время владыке Филарету довелось пребывать на кафедре митрополитов Минских. Годы его архипастырских трудов в пределах Белой Руси отмечены всесторонним возрождением церковной жизни, восстановлением и строительством новых храмов и монастырей, развитием духовного образования и просветительской деятельности. Стремясь, по слову Писания, надзирать за пасомыми не принужденно, но охотно и богоугодно, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример (1 Пет. 5:2-3), новопреставленный святитель с апостольской ревностью свидетельствовал ближним и дальним о красоте и истинности Православия, способствовал созиданию мира и гражданского согласия на Белорусской земле», — говорится в послании Его Святейшества. «Спаситель Христос да упокоит душу Своего верного служителя новопреставленного митрополита Филарета в селениях небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная , и да сотворит ему вечную память», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/01/13/svyateyshi...

Одних запретительных мер недостаточно для борьбы с распространением сект, считают эксперты Белорусского экзархата 26 февраля 2007 г. 11:13 В Комитете по делам религий и национальностей Белоруссии полагают, что в настоящее время в стране отсутствуют условия для активного распространения деструктивных сект, псевдорелигиозных учений и оккультных групп. Государство поддерживает многоконфессиональный мир в Белоруссии, но борется с деструктивными сектами, сообщили «Интерфаксу» в комитете. Так, по словам чиновников, в Белоруссии секты не получают официальной регистрации, потому что оказывают негативное воздействие на психику и жизнь людей в целом. Деятельность сект осуществляется нелегально, и за это в Белоруссии предусмотрена административная и уголовная ответственность, сообщили в комитете. Вместе с тем собеседники агентства признали существование периодических попыток со стороны последователей оккультно-мистических течений и псевдорелигиозных групп начать работу в Белоруссии. Их трудно выявить, и поэтому с ними должны бороться не только правоохранительные органы и органы власти, но и само общество, полагают в комитете. Однако координатор Информационно-консультационного центра имени преподобного Иосифа Волоцкого при Белорусском экзархате , доктор теологических наук Венского университета Владимир Мартинович полагает, что процесс роста «религиозного рынка» в стране остановить в ближайшем будущем практически нереально. По его мнению, история сектоведения однозначно показывает неэффективность применения любых запретительных мер против сект, не сопровождающихся мощной полномасштабной позитивной миссионерской работой в обществе. Главной причиной распространения в Белоруссии новых религиозных движений В. Мартинович считает отсутствие религиозного образования у населения. Ради выживания многие секты и новые религиозные движения в Белоруссии маскируются под благотворительные проекты и демонстрируют лояльность государству, отмечает эксперт. «В условиях жесткого контроля со стороны государства секты, культы, новые религиозные движения в Белоруссии ищут завуалированные формы существования. Большинство из них перестроились и действуют под видом разных программ и проектов», — заявил ученый в интервью «Интерфаксу».

http://patriarchia.ru/db/text/203672.htm...

Митрополит Павел: Запрет медикам носить крестики может спровоцировать протесты верующих Минск, 27 декабря 2016 г.      Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси направил министру здравоохранения Беларуси Василию Жарко письмо по поводу одного из пунктов проекта постановления о нормах медицинской этики, согласно которому медикам могут запретить носить крестики и ставить иконы в кабинетах, где они принимают пациентов, сообщает  официальный сайт Белорусской Православной Церкви. «Представленный для обсуждения проект, в частности его 7-й пункт (запрет на ношение религиозных знаков и символов — прим. TUT.BY), вызвал резонанс и бурную дискуссию среди духовенства и мирян Белорусской Православной Церкви», — говорится в обращении. Митрополит также отмечает, что «архипастыри Белорусского Экзархата единодушно выразили обоснованные недоумения в отношении данного пункта постановления и озаботились возможными последствиями его принятия для верующих». «По итогам рассмотрения данного документа члены Синода Белорусского Экзархата поручили мне обратиться к Вам с просьбой — не допустить принятия постановления в предложенной для общественного обсуждения редакции», — пишет митрополит. Глава Белорусской Православной Церкви также согласился с тем, что медицинские работники должны соблюдать пределы разумного в использовании ими религиозной символики, чтобы не вызвать у своих коллег или пациентов ощущения навязывания им тех или иных религиозных взглядов. «Однако мы считаем, что обсуждение наряду с внешним обликом врача (длина халата, наличие украшений и т.д.) признаков его религиозной принадлежности чревато непониманием и злоупотреблением на местах», — отмечает Павел. Он также ссылается на ст. 33 Конституции Беларуси, в которой декларируется, что «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к выражению своих убеждений или отказу от них». В Белорусской Православной Церкви опасаются, что утверждение проекта в предложенной редакции может остановить дальнейшее развитие взаимодействия Церкви с Министерством здравоохранения.

http://pravoslavie.ru/99772.html

Закрыть itemscope itemtype="" > На повестке дня ликвидация Белорусского экзархата? По мнению экспертов, реализация программы оппозиции «Реанимационный пакет реформ для Беларуси» приведёт к катастрофическим последствиям 20.08.2020 1095 Время на чтение 7 минут Обнародована программа белорусской оппозиции «Реанимационный пакет реформ для Беларуси», сообщает РИА Новости. Оппозиция предлагает возвести границу с Россией, запретить пророссийские организации, отключить российские телеканалы, выйти из ОДКБ и подать заявку на членство в НАТО, а также ввести образование на белорусском языке. Программу оппозиция представила в ходе кампании по выборам президента. «Проект реформ для единого кандидата в президенты от сторонников перемен и независимых экспертов», созданный на основе «реанимационного пакета», одобрила в ходе своей агитации основной кандидат от оппозиции Светлана Тихановская. В последние дни сайт с «реанимационным пакетом» стал недоступен, однако его содержание сохранено в кэше Google. Выход из интеграционных объединений вряд ли возможен даже технически, а прекращение действия сразу всех интеграционных договоров — это вообще объявление, по меньшей мере, экономической войны, считает обозреватель Олег Романов. Введение уголовной ответственности за оспаривание права белорусов на собственное государство и сомнение в самом существовании белорусской нации — это странный состав преступления, который предполагает самое расширенное толкование, указывает эксперт. Отмечается также, что таможенный и пограничный контроль на границе с Россией мало что оставит от товарооборота в 35 миллиардов долларов и многомиллионного взаимного пассажиропотока. Запрет на трансляцию российских общественно-политических программ и обязательное включение в телевизионный пакет каналов Латвии, Литвы, Польши, Украины — классическое идеологическое переформатирование общественного сознания. «Можно считать его делом сколь угодно хорошим и полезным, но такая процедура представляет собой самое жестокое насилие над умами сограждан», — считает Романов.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/20/na...

После окончания Московской духовной академии решением Ученого Совета Академии иеродиакон Филарет был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций. В декабре 1961 года рукоположен в сан иеромонаха, в августе 1963 года - в сан игумена, в октябре того же года - в сан архимандрита. В сентябре 1963 года назначен заведующим аспирантурой при Московской духовной академии. В октябре 1965 года решением Патриарха всея Руси Алексия и Священного Синода РПЦ назначен епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. В период с 1961 по 1965 год занимал должность секретаря Комиссии по христианскому единству. 14 мая 1966 года Филарет назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии. 28 ноября 1968 года назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 9 сентября 1970 года Филарет был возведен в сан архиепископа. Ему было поручено временное управление Калининской епархией. В том же году 19 октября освобожден от должности заместителя председателя Отдела внешних Церковных сношений Московского Патриархата, согласно его прошению. 25 августа 1972 года освобожден от временного управления Калининской епархией. 18 апреля 1973 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы. 15 апреля 1975 года Филарет был возведен в сан митрополита. 29 сентября 1978 года назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября - Патриаршим Экзархом Западной Европы. С апреля 1981 года - председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви. 16 октября 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС МП, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его Постоянным членом Священного Синода.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«На тот момент это было единственно возможным вариантом юридического оформления данной гуманитарной помощи при соблюдении интересов БПЦ. Позднее этот автотранспорт был безвозмездно передан в долговременное пользование БПЦ в лице Издательства Белорусского Экзархата для обеспечения православных храмов литературой и предметами культа. В качестве главного обвинения В.В. Грозову вменялось то, что указанная гуманитарная помощь была оформлена на РОО РУВПО, чем, по мнению некоторых заинтересованных лиц из ближайшего окружения митрополита Павла, якобы, и был нарушен закон. Фактически все средства транспорта использовалась Издательством Белорусского Экзархата, как подразделением БПЦ», - говорится далее в документе. «Только за это нарушение В.В. Грозов был снят со своей должности, в отношении его было возбуждено уголовное дело, арестовано имущество его семьи и близких родственников. Позднее он был заключён под стражу с 14 декабря 2016 г. - в СИЗО 2 в г. Новозыбков Брянской области и с 27 августа 2017 г. переведен уже в СИЗО 1 г. Минска, где и находится по сей день. К моменту перевода В.В. Грозова в г. Минск основное обвинение по статье 231 УК РБ с В.В. Грозова уже было снято в силу его изначальной несостоятельности и предвзятости и заменено другой статьёй 210 УК РБ. Тем не менее, до сих пор В.В. Грозов содержится в СИЗО, движения по делу нет, следователи один за другим отказываются вести дело и делать какие-либо заключения из-за сложности, запутанности и ангажированности ситуации, связанной с поместными церковными структурами», - сказано далее. «Высокопреосвященный владыка Павел также не имеет возможности остановить начатый процесс и запущенный механизм судебного разбирательства, хотя он изменил своё первоначальное решение и попросил прощения за необоснованность предъявленных обвинений, банкротство Издательства и упразднение церковно-государственной программы " Семья-Единение-Отечество " и одноимённого благотворительного фонда. Получается порочный и замкнутый круг, который никто не решается разорвать. А в это время уважаемый всеми честный человек оклеветан. С 2014 г. испытывает на себе все тяготы системы правосудия и уже более года пребывает в местах лишения свободы. Здоровье Владимира Всеволодовича Грозова, несправедливо оклеветанного, ухудшается», - отмечается в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/28/uv...

Архив Пн Представители Белорусского экзархата приняли участие в состоявшемся в Минске межрелигиозном семинаре « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе» 26 октября 2021 г. 13:44 25 октября 2021 года в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау в Минске в рамках цикла образовательных мероприятий «Душепастырская работа и духовное свидетельство в XXI веке» состоялся межрелигиозный семинар на тему « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе». Семинар прошел при организационной поддержке Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», религиозных общин и организаций. Мероприятие было организовано с целью обмена опытом религиозных сообществ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей с учетом новейших тенденций в решении так называемых открытых проблем этики. В ходе дискуссий и во взаимодействии в рабочих группах участники поделились примерами своего разнообразного духовного опыта, рассмотрели возможность наилучшего разрешения трудных этико-нравственных дилемм в повседневной жизни современного верующего через призму личной ответственности и осмысления таких феноменов, как покаяние, прощение, примирение. Программа семинара включала обсуждения докладов, дискуссии, мастер-классы, работу в группах. Со стороны  Белорусской Православной Церкви  на семинаре выступили: протоиерей Сергий Гордун, первый проректор  Института теологии БГУ , кандидат богословия, с докладом «Душепастырская работа в контексте вызовов современности»; священник Святослав Рогальский, председатель правления Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ, с докладом «Вклад  митрополита Филарета (Вахромеева)  в межконфессиональный и межрелигиозный диалог в Беларуси. Начало и продолжение сегодня»; протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия, доцент  Минской духовной академии , клирик Всехсвятского прихода г. Минска, с докладом «Христианский ответ на так называемые " открытые проблемы " экологической этики».

http://patriarchia.ru/db/text/5856044.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010