Глава Брянской митрополии совершил великое освящение Иоанно-Предтеченского храма Белобережской пустыни 20 июня 2023 г. 11:05 18 июня 2023 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. При входе в храм архипастыря тепло встречали юные прихожане Белобережской обители. Дети прочли стихотворения, преподнесли владыке Александру каравай и цветы. Глава Брянской митрополии благословил ребят. Перед освящением храма благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин рассказал о значении этого чинопоследования. За богослужением главе митрополии сослужили настоятель Белобережской Иоанно-Предтеченской пустыни игумен Леонид (Куприянов), благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин, наместник Свенского Успенского монастыря игумен Тихон (Колесняк), насельник Белобережской обители иеромонах Иона (Идрисов), а также клирик Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора диакон Евгений Кужелев. Песнопения исполнил мужской хор Брянского кафедрального собора (регент — А.А. Бирюков). На малом входе за усердное служение Церкви Христовой владыка Александр наградил насельника Белобережской обители иеромонаха Иону (Идрисова) правом ношения наперсного креста золотого цвета. Проповедь перед причастием произнес заместитель директора Центра подготовки церковных специалистов Брянской епархии Константин Протченко. После богослужения владыка Александр поздравил верующих с праздником всех русских святых и освящением монастырского храма. На молитвенную память митрополит Александр подарил игумену Леониду напрестольное Евангелие, переданное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом при посещении Свенского Успенского мужского монастыря для новых храмов Брянской митрополии. Владыка Александр отметил труды священнослужителей, насельников Белобережской пустыни, которые духовно окормляют российских военнослужащих на передовой, собирают и передают им гуманитарную помощь. Медалями святого благоверного Олега Брянского были награждены иеромонах Тихон (Антропко) и иеромонах Никон (Кузнецов).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Старец Серапион был оклеветан, отстранен от настоятельства и отправлен в Московский Спасо-Андроников монастырь . 24 марта 1724 года указом духовной дикастерии Белобережская пустынь была приписана к Петропавловскому монастырю . В деле белобережской братии принял участие настоятель Андроникова монастыря архим. Герасим. Разобравшись в возводимых на старца Серапиона жалобах, он сообщил 15 июня 1726 г. Духовной декастерии о его невиновности. Мон. Серапион был оправдан и направлен в Одрин монастырь Орловской губернии, а бывшие вкладчики Белобережской пустыни подали прошение о ее восстановлении. Указом Екатерины I от 6 февраля 1727 года Белобережская пустынь была восстановлена, Серапион утвержден в звании строителя, а Петропавловскому монастырю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Белобережской пустни пустошь Полпино , в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского уезда. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 десятин «пустовой благовещенской земли». Впоследствии вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др. Расцвет обители Белобережская пустынь. Святые врата с церковью Захарии и Елисаветы. Открытка начала XX века Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в. Белобережская пустынь, вид с юга. Открытка начала XX века Обитель процветала. Слесарная, бондарная и иконописные мастерские приносили доход. К 1909 г. в пустыне было девять храмов, в которых стены, святые врата, надвратная церковь были расписаны сюжетами из Апокалипсиса. Циферблат часов, встроенных между третьим и четвертым ярусами колокольни, позволял страннику видеть время с расстояния в две версты.

http://drevo-info.ru/articles/19336.html

9 февраля 1721 года Указом Синодального казённого приказа было разрешено строительство в Пустыни деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Таким образом, было положено начало церковному строительству в Белобережской (тогда ещё Белопесоцкой) обители. Брянский Петропавловский монастырь, на землях которого находилась Белобережская пустынь, первоначально не препятствовал её становлению, но затем, вероятно увидев в ней конкурента, начал добиваться её закрытия, и в 1724 году пустынь была упразднена. Строитель пустыни отец Серапион (1672—1741), претерпев многочисленные гонения и страдания, сумел в конечном счёте добиться восстановления. Указом императрицы Екатерины I от 6 февраля 1727 года пустынь была восстановлена и Петропавловскому монастырю было указано вернуть её имущество и иноков. В последующие несколько десятилетий Белобережская пустынь находилась под строительским настоятельством. По учреждению 1764 года о монастырских штатах, Белобережская пустынь была предложена к упразднению. Но в 1766 году, по случаю истребления пожаром Яменской пустыни в соседнем Трубчевском уезде, Белобережская пустынь была оставлена на своём содержании. С 1770 по 1775 годы Белобережская пустынь была закрыта, но затем снова восстановлена на правах заштатного монастыря (не получавшего государственной поддержки). В 1777 году Пустынь была вновь лишена самостоятельности и приписана к Брянскому Петропавловскому монастырю. 14 февраля 1779 года Белобережская пустынь переходит в ведение Площанской пустыни. В 1780 году она была вновь упразднена, но стараниями братии и пожертвователей восстановлена и опять отдана во владение другого монастыря. Такая картина переводов пустыни от одного монастыря к другому рисуется до 1787 года, в котором по указу Орловской Консистории, от 20 марта, ей вновь было дано своё управление. При этом Брянскому духовному правлению было предписано как можно строже смотреть за пустынью и ежемесячно проводить её ревизии. Причиной такого строгого распоряжения стали слухи, будто бы эта пустынь принимает беглых, подозрительных, беспаспортных людей и скрывает их. Однако подтверждения этим слухам не нашлось.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

Белобережская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Белобережская пустынь Белобережская пустынь (полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь ) — монастырь Русской Православной Церкви в посёлке Белобережский Санаторий Брянской области. Основан в начале XVIII века. Широкую известность получил в начале XIX века как один из первых центров российского старчества. В 1924—2004 годах монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. В настоящее время находится в ведении Брянской епархии, с 2004 года является действующим мужским монастырём и постепенно восстанавливается. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Сведения о дате основания Белобережской пустыни разноречивы. Во многих источниках указывается, что Белобережская пустынь возникла в начале XVIII века, когда Пётр I, ввиду подготовки города Брянска к возможным боевым действиям в ходе Северной войны, в 1706 году повелел В. Д. Корчмину снести постройки женского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, для чего монахов из Песоцкого монастыря нужно было предварительно переселить в Петропавловский. Как гласит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от города, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилья землянки и устроив небольшую часовню. Этот скит начал постепенно заселяться старцами, желавшими вести уединённую жизнь. Однако, в точности такая же легенда связана с возникновением другой обители, находившейся по соседству в той же самой местности — Полбинской Предтечевой пустыни. Это позволяет усомниться в достоверности упомянутого предания, по крайней мере в отношении одной из пустыней. В качестве альтернативной версии, другие источники указывают иной год основания Белобережской пустыни — 1661, когда в Россию был перенесён первый список (копия) древней византийской иконы Божией Матери «Троеручица». По легенде, первым пристанищем иконы в России стала как раз Белобережская Пустынь, куда икону принёс первый устроитель пустыни — иеромонах Симеон.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

В настоящее время Брянская епархия официально считает датой основания Белобережской пустыни (скита) 1714 год. Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда её (тогда ещё — в виде монашеского скита) возглавил монах Серапион, ставший первым строителем этой обители. Происхождение названия [ править править код ] Установление точного времени основания обители осложняется ещё и тем, что до XVIII века топонима «Белые Берега» в этой местности не существовало вовсе. Лесной массив в нижнем течении Снежети в те времена был известен как урочище Полбино, от чего позднее произошли названия «Большое Полпино» и «Малое Полпино» (Белобережская пустынь находится приблизительно на равном удалении от обоих населённых пунктов). Из старейших сохранившихся документов следует, что в первое время своего существования Белобережская пустынь носила название «Белопесоцкая» (поскольку её населяли бывшие иноки Брянского Песоцкого монастыря). Однако это название за новой обителью не утвердилось, поскольку Белопесоцкий монастырь уже имелся в Подмосковье. К названию пустыни «Белопесоцкая» приходилось добавлять уточнение — «что на белых берегах реки Снежети». Позднее, по смысловому сходству, название «Белопесоцкая пустынь» было заменено на «Белобережская пустынь» (так, в документах 1730-х годов уже сосуществуют оба названия) и в таком виде укоренилось. В XIX веке топоним « Белые Берега », ставший разговорным синонимом Белобережской пустыни, распространился не только на сам монастырь, но и на местность, в которой он расположен. Когда в 1868 году здесь пролегла Орловско-Витебская железная дорога, возникла техническая необходимость устройства железнодорожной станции — примерно на полпути между Карачевом и Брянском. Эта станция также получила название «Белые Берега» и дала начало современному одноимённому населённому пункту. В 1894 году для удобства многочисленных паломников ближе к монастырю была устроена платформа «Белобережская» (первоначально — «Белобережская пустынь», «Пустынь»). Становление [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

   По инициативе о. Пантелеймона здесь возвели еще два дома, и все сооружения обнесли забором. — А.И.    О смерти подвижника настоятель о. Филарет писал одному из почитателей старца Пантелеймона генералу Д.: «Отец Пантелеймон умер смертью праведника и погребен в скиту, его стараниями сооруженном у той сосны, у коей в старину явился Чудотворный образ Преславного Рождества Божией Матери» (Дело архива Глинской пустыни — А. И.    Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. С. 254.    Великий старец иеросхимонах Лев Оптинский//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 380.    Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 262.    Там же.    Муравьев А.Н. Путешествия по святым местам. Ч. 2. 1900. С. 293.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. С. 39—40.    Там же.    ЦГИА, ф 797, оп. 2, д. 7829, л. 2, 42 об.    Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18—19 веков. Апрель. М., 1908. С. 279—280.    Там же. С. 280.    Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 62.    Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 286—287.    И.Л. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеромонаха Макария. М.,1861. С. 5.    Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 75.    Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. С. 31.    В жизнеописании игумена Филарета (Одесса, 1905) фамилия его указана «Завадовский» (С. 63). Однако в документах Глинской пустыни написано «Заводовский» (ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325, л. 1—3 об.; ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 204 об.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Троеручица Белобережская " Описания иконы Икона Троеручица Белобережская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Копия чудотворной иконы «ТРОЕРУЧИЦА» была святыней Белобережской пустыни (Брянский уезд Орловской губернии) – одного из самых крупных монастырей России. Название обители, по которой названа и икона, произошло от места основанной пустыни – урочище Белые Берега на реке Снежеть. Этот монастырь можно назвать колыбелью русского старчества: здесь полагали начало своей монашеской жизни последователи преподобного Паисия Величковского – иеромонах Клеопа и иеросхимонах Феодор. Сейчас от когда-то громадного монастыря практически ничего не осталось. Описание иконы Троеручица Белобережская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Белобережская пустынь находится в Орловской губернии, Брянском уезде. В этой обители есть чудотворная икона Богоматери Троеручица, принесенная сюда в 1661 году основателем пустыни, иеромонахом Симеоном. Сия икона прославилась многими чудесами. Так, заступлением Богоматери был спасен от истребления огнем дом одного жителя г. Карачева. Этот человек имел в своем доме несколько больных домочадцев; так как у жителей соседних с Белобережской обителью селений принято поднимать икону Троеручицу в свои дома для совершения молебствий, то и он решил поступить так же. Отправившись в обитель, он попросил у настоятеля разрешения принести св. икону Богоматери в свой дом. Получив разрешение, он взял икону и отправился домой. Между тем, в его отстутствие случился в Карачеве пожар. Домочадцы его старались прежде всего спасти больных, но последние без посторонней помощи вышли из дома совершенно здоровыми; огонь не коснулся дома, хотя все окружавшие его строения были истреблены пожаром. В скором времен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты)

http://pravicon.com/icon-463

245 В 1776 г. (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 66). – А.И. 246 По инициативе о. Пантелеймона здесь возвели еще два дома, и все сооружения обнесли забором. – А.И. 247 О смерти подвижника настоятель о. Филарет писал одному из почитателей старца Пантелеймона генералу Д.: «Отец Пантелеймон умер смертью праведника и погребен в скиту, его стараниями сооруженном у той сосны, у коей в старину явился Чудотворный образ Преславного Рождества Божией Матери» (Дело архива Глинской пустыни – А. И. 250 Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 262. 253 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. С. 39–40. 256 Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18–19 веков. Апрель. М., 1908. С. 279–280. 258 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 62. 259 Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 286–287. 260 И.Л. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеромонаха Макария. М.,1861. С. 5. 261 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 75. 262 Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. С. 31. 263 В жизнеописании игумена Филарета (Одесса, 1905) фамилия его указана «Завадовский» (С. 63). Однако в документах Глинской пустыни написано «Заводовский» (ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325, л. 1–3 об.; ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 204 об.). 266 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 63; ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 204 об.; Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

– Смотри, за все Бог взыщет. Смотри на мою участь грешного отца: на шестьдесят третьем году что мне суждено испытать и питаться нищенски… Прощай. Остаюсь грешный Герман». Вскоре умер болезненный сын о. Германа – монах Венедикт. Глубоко огорченный этой потерей, старец Герман снова отправляется на Афон. От 17-го июля 1869 года он пишет сыну Александру из Одессы: «Я выехал из обители Белобережской в св. град Иерусалим и св. Афонскую гору для поклонения св. местам и буде останусь там совсем – и слава Богу!»… От октября 1869 года он пишет уже с Афона, что здоровье его не позволяет ему ехать в это время по морю, что он остался на Афоне до весны, а «затем, – говорит он, – может и дни мои прекратятся; желал бы грешный лучше умереть, нежели волочиться. Я очень скучаю об вас, что делать? потерплю. И так – остался дряхлый отец твой грешный монах Герман». Имея намерение возвратиться в отечество, о. Герман начинает сближаться душевно с сыном Александром и его семьей, как это видно из письма его с Афона в 1870-м году. Наконец, он снова возвращается в Россию в этом году, заезжает в Тулу навестить сына, а потом уже, и на сей раз уже окончательно, отрешается от мира, поселяется в Белобережской пустыни, с намерением здесь постричься в монахи. Подвиги монастырского послушания, однако, уже тяжелы для него и расстраивают все его силы. В письме к сыну от 27 декабря 1870 года о. Герман говорит: «Я был болен дней десять; даже с койки меня поднимали и поворотиться нельзя было: больше, стреляние в спине было. Причина этому – простуда. Печки топил и дрова носил, и снег чистил. Вспотевши, поехал по воду на речку, там постоял и простудился… теперь, слава Богу! хожу в церковь ». – Но вот Гавр. Вас-ч, постриженный на Афонской горе, 13-го марта 1871 года, вторично пострижен в Белобережской пустыни с облачением в мантию и с оставлением имени Германа. Это пострижение совершилось в так называемую «субботу Похвалы Пр. Богородицы», совершено в соборе, самим игуменом, при всей братии обители Белобережской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева, 1830 г. Пустынь расположена на левом берегу реки Снежеть, у пос. Белые Берега г. Брянска и в 3 км к северу от железнодорожной платформы Белобережская. Со всех сторон окружена лесами. Основание монастыря В ходе Северной войны Петр I принял решение об укреплении Брянска . В марте 1706 года по распоряжению царя в городе было организовано строительство оборонительной засеки. В результате были снесены несколько городских зданий, в числе которых был Воскресенский девичий монастырь . Монахинь перевели в Белопесоцкий мужской монастырь , переселив оттуда монахов в Брянский Петропавловский монастырь , к которому их обитель была приписана еще при патриархе Иоакиме . Полтора десятка монахов отделились и обосновали на берегу реки Снежеть скит, первоначально назвав его Песоцким. Возможно, эти же монахи впоследствии и окрестили место Белыми Берегами. После постройки деревянной часовни братия стала служить вечерню, утреню, часы, монашеское правило, причащались же в Петропавловском монастыре. В 1712 г. белобережские иноки во главе с иером. Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили . Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда архимандрит Петропавловского монастыря Питирим вызвал из брянских лесов опытного в духовных делах старца Серапиона и поручил ему управлять белобережским скитом. Монах Серапион ввел в пустыни строгий устав, запретил братии употреблять мед, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжелой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пек на всех хлеб. В 1722 г. в скиту была возведена деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи , строительство которой явилось поводом обособиться от Петропавловского монастыря. Старец Серапион подал прошение в Синод о предоставлении пустыни самостоятельности, что стало полной неожиданностью для настоятеля Петропавловского монастыря архим. Питирима. Одновременно строитель соседней Полпиной пустыни , насельником которой некогда был мон. Серапион, наблюдая в 6 км от своего монастыря возрастание новой обители, стал добиваться ее закрытия.

http://drevo-info.ru/articles/19336.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010