Церковно-исторические данные, правда, очень отрывочные и далеко не прямые, вполне подтверждают сказанное. Северо-восточный пограничный город Тверской области Кашин с 1522 года входит в титул тверских владык, называвшихся по имени самостоятельного Тверского княжества просто тверскими. Но и до этого времени Кашин принадлежал тверской кафедре. В 1360 году кашинский князь ездил в Москву к м. Алексию жаловаться на своего владыку Василия 192 . Юго-восточный город Клин, при р. Сестре, с его областью в 1400 году принадлежал дому св. Спаса тверской кафедры 193 . Несомненно, Тверской епархии принадлежал исконный тверской город Зубцов, лежащий на правом берегу изгиба верховьев р. Волги. На северо-западе пограничными с ней были Волок и Бежецкий Верх, принадлежавшие новгородской кафедре, куда в 1422 году тверской епископ Илия с особого разрешения посвящал ставленников. В Торжке в 1373 году тверской князь, находясь в ссоре с новгородцами, пограбил все церковные вещи 194 . То же случилось в 1444 году. Факт, что Торжок не принадлежал тверской кафедре, но был пограничным с ней. О Ржеве уже сказано. Территория Тверского княжества представляется очень устойчивой, по крайней мере до слияния её с общей территорией Московского княжества в 1485 г. Это необходимо заметить особенно об епархиальной территории. Не только в XVI, но и в XVII в., даже до половины XVIII в. не заметно существенных изменений в её составе и пределах. Как в самом начале, так и теперь, Тверская епархия в пределах старого княжества занимала верховья р. Волги. Южная граница её вместе с границей Тверской области тянулась почти прямой линией от Ржева до Волоколамска, затем поворачивала к сев.-востоку и, обогнув г. Клин, шла по р. Сестре, потом рубеж переходил по р. Дубне к р. Волге. От Волги граница между Кашинской и Углицкой землями шла на северо-запад и сходилась с новгородскими владениями (верховья р. Кашинки принадлежали новгородцам). На западной границе Твери и Новгорода были смесные владения. К юго-западу со стороны новгородских владений рубеж Тверской земли проходил от южной части озера Селигера к верховьям Волги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

О территории, структуре и доходах архиепископии во 2-й пол. 70-х гг. XVI в. и ретроспективно в более ранний период дает представление Приходная книга новгородского Софийского дома 1576/77 г. (РНБ. Соф. 1548), составленная после опричного разорения Новгорода и Новгородской земли в 1569/70 г. (Приходная книга. 2011). Описание проводилось по десятинам, на к-рые в податном отношении делилась Новгородская и Псковская архиепископия (см.: Селин А. А. Об одном малоизвестном территориальном делении Новгородской земли в XVI в.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новг., 1995. Вып. 9. С. 272-281). Всего в Книгу записей Софийской пошлины вошли 14 десятин, в к-рых расположены упоминаемые в Книге храмы: Бежецкая, Деревская, Курская, Водская, Тесовская и Залесская, Шелонская, Корельская, Ладожская и Поволховская, Нагорная, Коловая, Заонежская, Ореховская, Русская, Ржевская. Указанные десятины охватывали все 5 пятин Новгородской земли и Пусторжевский у. По гипотезе А. А. Фролова, несмотря на отсутствие прямых данных, десятинное деление Новгородской и Псковской епархии восходит к периоду независимости Новгородской земли, вероятно ко 2-й пол. XIII в., и предшествует, т. о., пятинному делению, появившемуся в кон. XV в. ( Фролов А. А. Названия новгородских пятин и пятинное деление в свете некоторых источников по истории церкви//Русь, Россия: Средневековье и Новое время: 2-е чтения пам. акад. Л. В. Милова. М., 2011. С. 34-39; Он же. Устав кн. Ярослава «о мостех» об административном устройстве Новгородской земли сер. XIII в.//Староладожский сб. СПб., 2013. Вып. 10. С. 271-272). Из др. источников известно о существовании Городецкой (охватывавшей Бежецкий Верх) и Новоторжской десятин. Естественно предположить существование одной или нескольких десятин на Псковской земле. Ко времени архиерейства Александра относится также «Ружная роспись новгородских церквей» (см.: Макарий (Миролюбов). 1856). А. С. Хорошев датировал «Ружную роспись...» 1581-1583 гг. и полагал, что в ней отразились реалии еще республиканского времени ( Хорошев А. С. «Ружная роспись» новгородских церквей и время ее составления//АЕ за 1972 г. М., 1974. С. 113-115).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993 История и архитектура города Устюжны Вологодской области и городского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы имеет довольно обширную библиографию. В обобщенном виде имеющиеся данные можно представить следующим образом. Первые упоминания о ней относятся к XIV веку. В начале следующего столетия она уже входила в состав владений московских князей. В XVI-XVII веках Устюжна находилась в черте юго-восточной границы Новгородской епархии и являлась центром Устюженского уезда, который непосредственно примыкал к Бежецкой пятине Новгородских земель. С юго-запада от него находилась Ростово-Ярославская епархия. Более пятидесяти лет, с 1620-х до 1685 года, Устюжна упоминалась как город Угличского уезда, затем ее статус был восстановлен. В 1727 году Устюженский уезд включили в состав земель Новгородской губернии. Таким образом, на протяжении своей истории город существовал как бы на пересечении нескольких культурных традиций. Местность, где находится Устюжна Железопольская, расположена на берегах реки Мологи и ее притоков Ворожи и Ижны. Своим благосостоянием город обязан добыче и обработке железной руды, за что и получил свое название. Край этот очень красив. С речных просторов некогда вырисовывались силуэты городских храмов и колоколен. В XVI веке здесь, согласно данным «сотной выписи из книги письма и меры Ильи Ивановича Плещеева да Григория Зубатово Никитина сына Беспятово» 1567 года, существовало две монашеских обители Богородице-Рождественская и Ильинская, поставленные на берегу реки Ворожи, недалеко от впадения ее в Мологу. В Богородице-Рождественском монастыре в этот период находилось две деревянные церкви: «Рождества Пречистые соборная, деревянная на взмосте (т.е. с высоким крытым крыльцом с переходами или крытой галереей) с папертью, приделы в ней: Георгия страстотерпца и Фрола и Лавра; теплая с трапезою, деревянная же клецки Святаго Ивана Милостиваго, строенная, по преданию, из царской казны царем Иоанном Васнльевичем III». Уже в это время при монастырских храмах существовала «колокольница; на ней двои колокола да часы с гирями, приведенные к большому колоколу; при них жил часовой мастер, наблюдавший за ними (Некраско часовик)». Часы эти имели двойной завод для дневных и ночных часов и отбивали не только часы и четверти, но даже и минуты. Монастырь это был общим – мужским и женским, но просуществовал недолго.

http://sobory.ru/article/?object=00238

Книга о преподобном Нектарии Бежецком переиздана Бежецкой епархией 19 декабря 2016 г. 11:55 15 декабря 2016 года у главного входа в межрайонную поликлинику Бежецкой центральной районной больницы освящен поклонный крест в память о почивших игумениях и сестрах Бежецкого Благовещенского женского монастыря. Чин освящения совершил секретарь епархии протоиерей Ярослав Шведов. Поклонный крест установлен стараниями бежечан М.Ф. Баварской, Л.Ф. Воробьёвой, Д.В. Грошикова, О.В. Данн, О.А. Дмитриевой, Е.С. Пакканен, В.Н. Соловьёва, В.В. Старикова, А.А. Сулейманова, А.В. Фадеева. С приветственным словом к собравшимся обратились заместитель главы администрации Бежецкого района С.М. Корнеева, протоиерей Ярослав Шведов и завуч СОШ им. А.П. Иванова М.Ф. Баварская. Выступающие рассказали присутствующим, как создавался поклонный крест и о тех, в чью память он установлен. Затем в Бежецкой межпоселенческой центральной районной библиотеке им. В.Я. Шишкова Бежецкой епархией совместно с Комитетом по делам культуры, молодежи, спорта и туризма администрации Бежецкого района была проведена презентация репринтного издания книги «Преподобный Нектарий Бежецкий». О новом издании собравшимся рассказали протоиерей Ярослав Шведов, заместитель главы администрации Бежецкого района С.М. Корнеева и заместитель директора Бежецкой центральной библиотеки Е.В. Кукина. Книга повествует о небесном покровителе Бежецкого Верха и представляет собой репринтное издание одноименной книги, подготовленной бежечанами Владимиром Мальковским и Сергеем Штюрмером, вышедшей в свет в 1915 году. В издание вошли исторические материалы «Преподобный Нектарий Бежецкий, основатель Введенского мужского монастыря в городе Бежецке в XV веке» и «Очерки истории Введенского монастыря», а также поэтическое произведение В. Абакумова «Сказание о преподобном Нектарии Бежецком». Книга издана под общей редакцией епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета и рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви . Презентацию книги сопровождало исполнение музыкальных произведения, а также чтение отрывка из поэмы Геннадия Ершова «Сказание о преподобном Нектарии Бежецком». Бежецкая епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Твери проходит III Всероссийский съезд православных врачей 30.09.2011 29 сентября в Твери открылся международный форум «Этика и милосердие врачебного сообщества», в рамках которого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал работу III Всероссийский съезд православных врачей. Организаторами съезда выступили: Общество православных врачей России имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), правительство Тверской области, администрация города Тверь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Тверская и Кашинская епархия, Тверская государственная медицинская академия. В мероприятии принимают участие председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, председатель Общества православных врачей России епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, губернатор Тверской области А. В. Шевелев, академик РАМН А.Г. Чучалин, начальник департамента здравоохранения Тверской области Н.Е. Максимова, ректор ТГМА М.Н. Калинкин, представители духовенства Украинской Православной Церкви, Латвийской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, священники и врачи со всей России и ближнего зарубежья. Перед началом работы съезда архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и епископ Бежецкий Адриан, викарий Тверской епархии, совершили молебен в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Участников форума приветствовали главный терапевт Минздравсоцразвития РФ, академик РАМН А.Г. Чучалин, губернатор Тверской области А.В. Шевелев, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приветствия в адрес съезда направили также полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе О.М. Говорун, министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голикова, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Рижский и всея Латвии Александр. С докладом на открытии форума выступил епископ Пантелеимон, который указал в своем выступлении на близость задач, стоящих перед врачом и священником. Далее работа форума велась по следующим направлениям: «Вопросы этики, морали и деонтологии в современном обществе: врач, священник и пациент», «Основные направления, формы и методы работы сестричеств», «Семья, материнство и детство», «Биоэтические проблемы в педиатрии, акушерстве и гинекологии», «Роль православного врача в решении медико-социальных проблем». Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.10.2011 00:36:14

http://drevo-info.ru/news/11518.html

В Москве открылась фотовыставка, посвященная жизни новых епархий Русской Православной Церкви 25 мая 2017 г. 11:12 23 мая 2017 года в Москве в конференц-зале павильона 2 Конгрессно-выставочного центра «Сокольники» в рамках Международного фестиваля «Артос» открылась выставка «Епархии: знакомые и неизвестные» , организованная Управлением делами Московской Патриархии и информационно-просветительским интернет-порталом «Приходы». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла церемонию открытия возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Варсонофий . В мероприятии приняли участие епископ Салаватский и Кумертауский Николай , епископ Алатырский и Порецкий Феодор , председатель Синодального отдела по делам молодежи архимандрит Серафим (Амельченков) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) , первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , руководитель референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко , руководитель информационно-аналитической службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко), советник руководителя «Россотрудничества» Л.В. Даль, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Е.М. Стрельчик, а также духовенство Москвы и епархий, сотрудники синодальных учреждений, приехавшие на фестиваль «Артос», представители федеральных и церковных СМИ. Выставка является результатом совместного труда фотографов и журналистов, в течение полутора лет посетивших десять епархий Русской Церкви Алатырскую , Ахтубинскую , Бежецкую , Белевскую , Выксунскую , Горноалтайскую , Колпашевскую , Орскую , Салехардскую и Хабаровскую ( Николаевское викариатство ). Авторы экспозиции Елена Дорофеева, Анна Панина, Татьяна Перец, Сергей Петров, Мария Темнова и Марина Шабалова.  Новообразованная епархия может стать участником проекта, обратившись в редакцию портала «Приходы». В 2016 году проект стал победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива» .

http://patriarchia.ru/db/text/4906197.ht...

Конечно, там, где храм в статусе архитектурного памятника пребывает в плачевном состоянии, но приход, пусть и небольшой, фактически существует и действует, мы находим возможность здание хотя бы законсервировать: проводим минимальный ремонт, перебираем и латаем кровлю. Если богослужения там совершаются не регулярно, а от случая к случаю, назначаем ответственного прихожанина, который присматривает за зданием. Но все архитектурное наследие области епархия восстановить, конечно, не в силах. Вот недавно государственные органы предлагали нам взять на баланс десятки объектов культурного наследия, имевшие некогда церковное предназначение, вплоть до усадеб, оград и ворот. Да у нас даже в городах, в том же Калязине, многие храмы до сих пор отапливаются дровами, а на острове, где был прежде знаменитый монастырь и подвизался преподобный Макарий Калязинский, нет ни электричества, ни газа — нам бы изыскать средства, чтобы перезимовать! Кстати, только что нашли благотворителя, который согласился неимущим прихожанам нашей епархии на зиму передать по десять кубометров дров. Сейчас собираем по церковным округам сведения, чтобы помощь оказалась адресной, — и это поистине большое дело! — С точки зрения российского обывателя, Тверь затерялась где-то между Москвой и Санкт-Петербургом. А к какой из столиц она ближе, по Вашему мнению? — В Твери часто шутят, что у нас два пригорода: Москва и Санкт-Петербург. Территориально мы ближе к Москве. Но с ней у тверитян исторически были сложные отношения, не в последнюю очередь потому, что Тверь в свое время претендовала на роль центра Отечества. С основанием Санкт-Петербурга коренные тверитяне часто перебирались туда, и сейчас корни многих жителей северной столицы происходят из Калязинского, Кашинского, Бежецкого районов. Я бы сказал, что ментально Тверь ближе к Санкт-Петербургу, а в церковном плане, конечно, к Москве. Очень жаль, что ни по качеству, ни по уровню жизни мы пока не можем составить достойную конкуренцию этим мегаполисам. Природа здесь красивейшая, земля благодатная — и втройне больнее видеть опустевшие деревни. А ведь Тверской регион обладает колоссальнейшим туристическим потенциалом, взять хотя бы Торжок с его замечательными памятниками.

http://patriarchia.ru/db/text/5872802.ht...

2578. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 июля 1997 года: Утвердить старшую сестру обители монахиню Веру (Бирюкову) настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. – 1997, 8, 10. -------- 2579. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 июля 1998 года: 1. Благословить открытие Бабаевского Свято-Никольского мужского монастыря в пос. Некрасовское Ярославской епархии. 2. Наместником обители утвердить игум. Бориса (Долженко). – 1998, 8, 7. -------- 2580. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить открытие Бежецкого Благовещенского женского монастыря, Тверская епархия. – 1994, 7–8, 3. -------- 2581. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Благословить открытие Белогорского Николаевского мужского монастыря в Пермской епархии. – 1991, 5, 7. 2582. ВАРЛААМ, игум. Уральский Афон. – 1994, 3, 96. 2583. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: 1. Освободить игум. Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника обители. 2. Утвердить архим. Вениамина (Трепалюка) наместником монастыря. –2000, 2, 12. -------- 2584. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 апреля 1993 года: Благословить открытие Белопесоцкого Троицкого женского монастыря в Московской области. – 1994, 2, 38; 7–8, 2. -------- 2585. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Благословить открытие Свято-Благовещенского женского монастыря в г. Вязники Владимирской области. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Серафиму (Старых) с возложением наперсного креста по должности. –2000, 4, 21. -------- 2586. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить открытие Благовещенского женского монастыря при Благовещенском храме г.Красноярска. 2. Утвердить и.о. настоятельницы обители монахиню Варвару (Бортникову). – 1995, 5, 15. 2587. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1998 года: 1. Освободить монахиню Варвару (Бортникову) от обязанностей настоятельницы обители. 2. Утвердить монахиню Екатерину (Бальва) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. – 1999, 1, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мощи преподобного почивали в церкви созданного им близ Новгорода Караховского монастыря, ставшей приходской (в Новгородской епархии). Преподобный Нектарий Бежецкий (+ 1492) Память его празднуется 3 апр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Прп. Нектарий основал в Тверской земле  Введенский монастырь,  обращенный в приходскую церковь, где святые мощи его почивают под спудом. •  Прп. Нектарий был пострижеником Троице-Сергиевай. обители. Введенский монастырь, игуменом которого стал преподобный, основан им в XVb. близ Бежецка, упразднен в 1764 г. монастырская церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы стала приходской в черте города. Ныне г. Бежецк — районный центр в Тверской обл. (Тверская епархия). Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец (+ 1494) Память его празднуется 29 мая в день преставления У благочестивых крестьян села Пузова (вблизи Великого Устюга), Саввы и Марии, родился сын Иоанн. С детства он стал вести подвижническую жизнь, по средам и пятницам не ел ничего, а в остальные дни питался хлебом и водой. Он отличался кротостью и молчаливостью. Мать спрашивала его: «Зачем ты постишься в таких летах?» Сын отвечал: «Чтобы избавиться от греха, никто без греха, кроме Бога!»  Когда вся семья переселилась в город Орлец (в 30 верстах от Устюга), отец Иоанна умер, а мать постриглась, с наречением ей имени Наталия, в местном монастыре. Сын некоторое время оставался с ней, потом начал юродствовать и ушел в  Великий Устюг.  Некий раб Божий построил для него хижину близ Успенской церкви, и Иоанн поселился в ней. Примером себе для подражания он избрал св. праведного Прокопия Устюжского (память его 18 июля). Ночи он проводил в молитве, днем бегал по улицам. Часто лежал га навозной куче.  Раз набожный священник Григорий увидел случайно, как Иоанн молился в своей хижине за творящих неправду. Потом он подошел к печи, стал мешать руками раскаленные угли и потом спокойно лег на них. Испуганный священник вошел в хижину, но блаженный запретил ему рассказывать то, что он увидел, до самой его смерти. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Положение о благочиннических округах, входящих в состав епархий, и о благочинных (журнал Священного Синода 128 от 28 декабря 2018 года); Документ " Священнослужение монахов в женских монастырях " (журнал Священного Синода 129 от 28 декабря 2018 года); Регламент присвоения и отзыва специального грифа " Одобрено Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации " (журнал Священного Синода 133 от 28 декабря 2018 года). X. В период со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) и по 1 февраля 2019 года образованы следующие епархии (всего 150 епархий, в том числе Экзархат в странах Юго-Восточной Азии, действующий по состоянию на 31.01.2019 г. как одна епархия): В России 125 епархий: в 2009 году (2 епархии): Бурятская, Калининградская; в 2011 году (35 епархий): Амурская, Ардатовская, Арсеньевская, Балашовская, Бежецкая, Белевская, Боровичская, Братская, Бузулукская, Владикавказская, Волгодонская, Енисейская, Искитимская, Каинская, Каменская, Канская, Карасукская, Касимовская, Котласская, Краснослободская, Кызыльская, Нарьян-Марская, Находкинская, Нефтекамская, Нижнетагильская, Орская, Покровская, Пятигорская, Ржевская, Салаватская, Салехардская, Саянская, Скопинская, Ханты-Мансийская, Шахтинская; в 2012 году (35 епархий): Алатырская, Альметьевская, Барышская, Валуйская, Выксунская, Георгиевская, Городецкая, Губкинская, Железногорская, Исилькульская, Калачевская, Калачинская, Канашская, Кинельская, Кинешемская, Кузнецкая, Лысковская, Магнитогорская, Мариинская, Махачкалинская, Мелекесская, Мичуринская, Новокузнецкая, Отрадненская, Рыбинская, Сердобская, Тарская, Троицкая, Уваровская, Уржумская, Урюпинская, Чистопольская, Шуйская, Щигровская, Яранская; в 2013 году (23 епархии): Александровская, Армавирская, Ахтубинская, Борисоглебская, Выборгская, Гатчинская, Глазовская; Горноалтайская, Ейская, Елецкая, Ишимская, Клинцовская, Козельская, Колпашевская, Костомукшская, Муромская, Новороссийская, Песоченская, Россошанская, Сарапульская, Североморская, Тихвинская, Тихорецкая;

http://religare.ru/2_117103.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010