игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816–1867) — память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: — праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского (†1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); — свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году 71 ) единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768–1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788–1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782–1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795–1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805–1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824–1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810–1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837–1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845–1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855–1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853–1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888–1931) — как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865–1938) — как преподобномученика. |
Вскоре отец Александр был возведен в сан протоиерея. В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свободную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность». «Согласно означенного постановления, – писалось в ходатайстве собрания Патриарху, – просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». 17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». 21 сентября 1923 года протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. Он часто служил и за каждой литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Его богослужения привлекали к себе сосредоточенностью и духовным миром. После литургии владыка не спеша благословлял всех подходивших к нему. |
Заместитель председателя приходского совета Матвей Александров показал, что, «видя в священнике Гаврилове поборника православия, пригласили его на службу . Как хороший проповедник, Гаврилов привлек в Богородскую общину много верующих. Никакой агитации против советской власти он в проповедях не вел, но всегда говорил и призывал верующих к покаянию, учил, как нужно устраивать свою жизнь – ближе к Церкви . Со священником Гавриловым у меня были разговоры насчет устройства церковной жизни, в этом случае Гаврилов всегда говорил, что для того, чтобы устроить лучше жизнь русского народа, необходимо организовать такие советы, которые бы ведали не только одним культовым имуществом, но заботились бы и об экономическом состоянии общины. Причем в таких разговорах Гаврилов иногда упоминал, что советская власть если формально и отделила Церковь от государства, то фактически советская власть не дает Церкви свободы и воли...». Служивший вместе с отцом Петром священник Вячеслав Беляев показал, что отец Петр «в общине считается хорошим проповедником, говорит больше о покаянии в грехах . Он говорил, что жизнь русского человека зависит от того, как он будет относиться к Церкви, и что лучшая жизнь наступит только тогда, когда верующие сплотятся вокруг Церкви и будут относиться к делу Божию, как относились апостолы . Священник Гаврилов считает, что обновленцы, признав советскую власть, изменили делу православия, по этому же пути пошли и григорьевцы. Даже сейчас так называемый Патриарший Синод, возглавляемый митрополитом Сергием, есть учреждение, созданное на уничтожение Православной Церкви, а потому признавать его нужно только потому, чтобы не навлечь репрессий со стороны советской власти. Высшей церковной властью как хранительницей православия надо признавать заключенных в узы советской властью патриарших местоблюстителей». Диакон храма Алексий Омский сказал, что знает отца Петра «как вполне порядочного как во взаимоотношениях с причтом, также и с членами общины. Никаких контрреволюционных выступлений со стороны священника не наблюдал, проповеди священника Гаврилова носили исключительно характер евангельских тем...» |
1842 . Новодевичий – Преображенский, женский, совсем уничтоженный, Ярославской губ. и уезда, в 30 верстах от Ярославля. В реестре 1723 г. малобратным монастырям Ростов. епархии показан «Новодевичий м-рь, чтó при церкви Преображения Господня», приписной к Казанскому девич. м-рю в Ярославле; тогда в нем было 5 монахинь; крестьян не имел. “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, прилож., XXXIV. 1843 . Новоздвиженская, мужская пустынь, ныне село Какша, Костромской губ., Ветлужского у., в 65 вер. к сев.– вост. от Ветлуги, при р. Большой Какше. Основана в 1655 г. старост. Тихоном и в 1659 г. приписана к Макариеву Унженскому м-рю. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 881, 35. 1844 . Ново – Словинская – Богородице – Одигитриевская, мужская пустынь, ныне село Словинка или Подмонастырская Слобода, Костромской губ., Макарьевского у., в 63 вер. к зап.– сев.-зап. от Макарьева, при ррч. Словинке и Якушке. Основана на месте явления в 1635 г. иконы Божией Матери, именуемой Словенскою, празднество которой совершается 23 сентября. В 1724 г. приписана к Ипатьевскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, V, 347; VI, 147; Ратшин, 164; Беляев, “Стат. опис. церквей Костр. епар.”, 313; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 332; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 880, 32; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, I, 201 (доношение 1721 г. архим. Ипатского м-ря Гавриила); IV, 236 (прошение 1724 г. игум. Иоасафа о приписке к м-рю малобратн. м-рей: Никол. Надеин. и Преображ. в Булине), 240 (сама приписана к Ипатьев. м-рю). 1845 . Нятин, мужской, совсем уничтоженный, ныне часовня и следы построек, на Климецком острове, Олонецкой губ., Петрозаводского у., в 65 вер. к вост. от Петрозаводска и в 2 вер. от Климецкого мон., при губе Нятиной. Существовал в XV в. до построения Климецкого мон., а по учреждении последнего иноки старого монастыря переселились в новый. В описи Климецкого мон. в 1582 г. о нем говорится: «да от монастыря 2 вер. в Мякиной губе двор монастырской коровей, а в нем живут детеныши и коровники». См. Климецкий м-рь и Ратшин, 421; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 163; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., IV, Отд. 2, 2 (Барсов, “Олонец. м-рь Клименцы”). |
Таким образом, в апреле 1918 г. собор перешел из Морского ведомства в разряд приходских. В образованный приходской совет вошел 21 человек, в том числе все члены причта: 4 протоиерея, 2 диакона и 2 псаломщика; его председателем был избран рабочий Василий Феофанович Андреев. Настоятелем храма с 1914 г. служил митрофорный протоиерей Александр Иоаннович Преображенский. 7 октября 1918 г. В. Ф. Андреев известил совет 2-го Городского района об изменениях в статусе собора и указал, что территория прихода простирается с востока на запад от Прачечного переулка до Английского проспекта, а с юга на север — от Фонтанки до Мойки, число же обращающихся за удовлетворением религиозных нужд в храм ежегодно колеблется от 8 до 15 тыс. чел. Андреев также передал в райсовет приходской устав и попросил разрешения на устройство 20 октября общего собрания прихожан. На этом собрании решался вопрос об использовании помещений в квартирах причта домов 127 и 129 по набережной Екатерининского канала для приходских нужд — устройства в них библиотеки, комнаты бесед на религиозные темы, зала для спевок соборного хора и заседаний приходского совета, организации обучения религиозным и церковно-историческим предметам и т. д. Ранее все это проводилось в доме приходского благотворительного общества по адресу: Никольская пл., 1, но в июне 1918 г. он был передан в распоряжение Комиссариата по социальному устройству. В первые годы после революции преподавание Закона Божия и духовного пения частным образом не запрещалось, и на соответствующий запрос приходского совета ( " двадцатки " ) городской отдел юстиции ответил, что особого разрешения на это не требуется. Иначе обстояло дело с церковным имуществом и капиталами, все они в соответствии с декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви подлежали национализации. И 6 мая 1919 г. Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал немедленно представить все банковские документы. Назначенный к тому времени настоятелем и избранный председателем приходского совета протоиерей Александр Николаевич Беляев передал 10 мая в отдел юстиции опись на капиталы в размере 147392 рублей, хранившиеся в Народном банке, и 31 августа все эти деньги были переданы в доход казны, о чем настоятеля известили 11 сентября 1919 г. |
| |