игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816–1867) — память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: — праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молит­венный подвиг преподобного Иова Анзерского (†1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); — свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году 71 ) единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768–1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788–1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782–1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795–1865), иеросхимонаха Илариона (Пономаре­ва; 1805–1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824–1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810–1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837–1911), схиархимандрита Варсонофия (Плихан­ко­ва; 1845–1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855–1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853–1928); иеромонаха Никона (Бе­ляева; 1888–1931) — как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865–1938) — как преподобномученика.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Вскоре отец Александр был возведен в сан протоиерея. В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преоб­ра­жен­ский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском ка­федральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представи­телей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свобод­ную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Бе­ляева на просимую должность». «Согласно означенного постановления, – писалось в ходатайстве собрания Патриарху, – просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа го­ро­да Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». 17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». 21 сентября 1923 года протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. Он часто служил и за каждой литургией после чте­ния Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Его богослужения привлекали к себе сосредо­точенностью и духовным миром. После литургии владыка не спеша благословлял всех подходивших к нему.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Заместитель председателя приходского совета Матвей Алек­сандров показал, что, «видя в священнике Гаврилове поборника православия, пригласили его на службу . Как хороший про­поведник, Гаврилов привлек в Богородскую общину много веру­ющих. Никакой агитации против советской власти он в пропове­дях не вел, но всегда говорил и призывал верующих к покаянию, учил, как нужно устраивать свою жизнь – ближе к Церкви . Со священником Гавриловым у меня были разговоры насчет устройства церковной жизни, в этом случае Гаврилов всегда гово­рил, что для того, чтобы устроить лучше жизнь русского народа, необходимо организовать такие советы, которые бы ведали не только одним культовым имуществом, но заботились бы и об эко­номическом состоянии общины. Причем в таких разговорах Гав­рилов иногда упоминал, что советская власть если формально и отделила Церковь от государства, то фактически советская власть не дает Церкви свободы и воли...». Служивший вместе с отцом Петром священник Вячеслав Бе­ляев показал, что отец Петр «в общине считается хорошим пропо­ведником, говорит больше о покаянии в грехах . Он го­ворил, что жизнь русского человека зависит от того, как он будет относиться к Церкви, и что лучшая жизнь наступит только тогда, когда верующие сплотятся вокруг Церкви и будут относиться к делу Божию, как относились апостолы . Священник Гаври­лов считает, что обновленцы, признав советскую власть, измени­ли делу православия, по этому же пути пошли и григорьевцы. Даже сейчас так называемый Патриарший Синод, возглавляемый митрополитом Сергием, есть учреждение, созданное на уничто­жение Православной Церкви, а потому признавать его нужно только потому, чтобы не навлечь репрессий со стороны советской власти. Высшей церковной властью как хранительницей право­славия надо признавать заключенных в узы советской властью па­триарших местоблюстителей». Диакон храма Алексий Омский сказал, что знает отца Петра «как вполне порядочного как во взаимоотношениях с причтом, также и с членами общины. Никаких контрреволюционных вы­ступлений со стороны священника не наблюдал, проповеди священника Гаврилова носили исключительно характер евангельских тем...»

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

1842 . Новодевичий – Преображенский, женский, совсем уничтоженный, Ярославской губ. и уезда, в 30 верстах от Ярославля. В реестре 1723 г. малобратным монастырям Ростов. епархии показан «Новодевичий м-рь, чтó при церкви Преображения Господня», припис­ной к Казанскому девич. м-рю в Яро­славле; тогда в нем было 5 монахинь; крестьян не имел. “Опис. докум. и дел архи­ва Св. Синода”, III, прилож., XXXIV. 1843 . Новоздвиженская, мужская пустынь, ныне село Какша, Костромской губ., Ветлужского у., в 65 вер. к сев.– вост. от Ветлуги, при р. Большой Какше. Основана в 1655 г. старост. Тихоном и в 1659 г. приписана к Макариеву Унженскому м-рю. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 881, 35. 1844 . Ново – Словинская – Богородице – Одигитриевская, мужская пус­тынь, ныне село Словинка или Подмонастырская Слобода, Костромской губ., Макарьевского у., в 63 вер. к зап.– сев.-зап. от Макарьева, при ррч. Сло­винке и Якушке. Основана на месте явления в 1635 г. иконы Божией Матери, именуемой Словенскою, празднество кото­рой совершается 23 сентября. В 1724 г. приписана к Ипатьевскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, V, 347; VI, 147; Ратшин, 164; Бе­ляев, “Стат. опис. церквей Костр. епар.”, 313; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 332; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 880, 32; “Опис. до­кум. и дел архива Св. Синода”, I, 201 (доношение 1721 г. архим. Ипатского м-ря Гавриила); IV, 236 (прошение 1724 г. игум. Иоасафа о приписке к м-рю малобратн. м-рей: Никол. Надеин. и Преображ. в Булине), 240 (сама приписана к Ипатьев. м-рю). 1845 . Нятин, мужской, совсем уни­чтоженный, ныне часовня и следы по­строек, на Климецком острове, Олонец­кой губ., Петрозаводского у., в 65 вер. к вост. от Петрозаводска и в 2 вер. от Климецкого мон., при губе Нятиной. Существовал в XV в. до построения Климецкого мон., а по учреждении послед­него иноки старого монастыря пересе­лились в новый. В описи Климецкого мон. в 1582 г. о нем говорится: «да от монастыря 2 вер. в Мякиной губе двор монастырской коровей, а в нем живут детеныши и коровники». См. Климецкий м-рь и Ратшин, 421; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 163; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1870 г., IV, Отд. 2, 2 (Барсов, “Олонец. м-рь Клименцы”).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Таким образом, в апреле 1918 г. собор перешел из Морского ведомства в разряд приходских. В об­разованный приходской совет вошел 21 человек, в том числе все члены причта: 4 протоиерея, 2 диако­на и 2 псаломщика; его председателем был избран рабочий Василий Феофанович Андреев. Настояте­лем храма с 1914 г. служил митрофорный протоие­рей Александр Иоаннович Преображенский. 7 ок­тября 1918 г. В. Ф. Андреев известил совет 2-го Городского района об изменениях в статусе собора и указал, что территория прихода простирается с востока на запад от Прачечного переулка до Англий­ского проспекта, а с юга на север — от Фонтанки до Мойки, число же обращающихся за удовлетворени­ем религиозных нужд в храм ежегодно колеблется от 8 до 15 тыс. чел. Андреев также передал в рай­совет приходской устав и попросил разрешения на устройство 20 октября общего собрания прихожан. На этом собрании решался вопрос об использо­вании помещений в квартирах причта домов 127 и 129 по набережной Екатерининского канала для при­ходских нужд — устройства в них библиотеки, ком­наты бесед на религиозные темы, зала для спевок соборного хора и заседаний приходского совета, орга­низации обучения религиозным и церковно-историческим предметам и т. д. Ранее все это проводилось в доме приходского благотворительного общества по адресу: Никольская пл., 1, но в июне 1918 г. он был передан в распоряжение Комиссариата по со­циальному устройству. В первые годы после рево­люции преподавание Закона Божия и духовного пе­ния частным образом не запрещалось, и на соответствующий запрос приходского совета ( " двад­цатки " ) городской отдел юстиции ответил, что осо­бого разрешения на это не требуется. Иначе обстояло дело с церковным имуществом и капиталами, все они в соответствии с декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церк­ви подлежали национализации. И 6 мая 1919 г. Пет­роградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал немедленно представить все бан­ковские документы. Назначенный к тому времени настоятелем и избранный председателем приходс­кого совета протоиерей Александр Николаевич Бе­ляев передал 10 мая в отдел юстиции опись на ка­питалы в размере 147392 рублей, хранившиеся в Народном банке, и 31 августа все эти деньги были переданы в доход казны, о чем настоятеля извести­ли 11 сентября 1919 г.

http://bogoslov.ru/article/2518081