7). Ист.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви/Пер.: М. Сабинин. СПб., 1872. С. 161-212; /. . .-, 1882. С. 437-488; 1074 . /. . , 1901. С. 279-351; Peeters P. Histoires monastiques géorgiennes//AnBoll. 1917-1919. Т. 36-37. Р. 74-159 [лат. пер. «Жития св. Георгия Святогорца»]; Ibid. Brux., 1923; /. . , 1946. C. 180-214; /. . , 1967. Т. 2. C. 101-207; /. . , 1989. Лит.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. К., 1871. Ч. 3; Натроев А. И. Краткая история Афонско-Иверского мон-ря по груз. источникам. Тифлис, 1884; он же. Иверский мон-рь на Афоне. Тифлис, 1909; . // : /. . , 1946. C. 67-82; . . , 1977. Т. 8. C. 142-157; . . , 1980; . . , 1980. Т. 1. С. 219-244, 247-250; . . , 1980. Т. 2. С. 152-158, 185-247; . - . , 1996. C. 87-106; idem. . , 1998. C. 29-35, 70-76, 158, 231; Peeters P. Histoires monastiques géorgiennes//AnBoll. 1917-1919. T. 36-37. P. 69-74; Ibid. Brux., 1923. Э . Габидзашвили, Н . Н . Крашенинникова Иконография В изобразительном искусстве сохранилось лишь неск. образов Г. С. Как правило, он представлен вместе с др. груз. святыми, гл. обр. с церковными деятелями, связанными с груз. мон-рем на Афоне,- преподобными Евфимием и Иоанном Святогорцами. В целом образы Г. С. следуют визант. иконографии преподобных. Г. С. изображается фронтально (обычно в рост), седовласым, с открытым лбом и длинной бородой, в традиц. монашеском облачении, c непокрытой головой; в руке держит крест или свиток. Самое раннее из сохранившихся изображений представлено в росписи на зап. стене костницы Бачковского мон-ря (Болгария, 2-я или 3-я четв. XII в.), основанного ок. 1083 г. доместиком Григорием Пакуриани (Бакурианис дзе). Г. С. в левой руке держит раскрытый свиток (надпись не сохр.).

http://pravenc.ru/text/164429.html

Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. N 129. P. 11-25; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Κοσμς Ιεροσολυμτης ποιητς πσκοπος Μαουμ//Να Σιν. Αθναι, 1933. Τ. 28. Σ. 83-99, 143-158, 202-218, 257-272, 330-338, 400-416, 489-505, 530-544; Ξδης Θ. Καννες Δεσποτικν ορτν Κοσμ το Μαουμ. Αθναι, 1949; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 184-185; McWilliams L. The Poetry of Kosmas of Maioum: Thesis. N.Y., 1951; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pt. 1. P. 287-288; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 515-516; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 14-16 [Библиогр.]; Δετορκης Θ. Κοσμς Μελωδς: Βος κα ργον. Θεσσαλονκη, 1979; idem. Vie inédite de Cosmas le Mélode//AnBoll. 1981. Vol. 99. P. 101-116; Игнатия (Пузик), мон. Прп. Косьма Маиумский и его каноны: (Духовные размышления)//БТ. 1981. Сб. 22. С. 116-138; она же. Церковные песнотворцы. М., 2005. С. 28-57; Kazhdan A., Gero S. Kosmas of Jerusalem: A more critical approach to his biography//BZ. 1989. Bd. 82. N 1/2. S. 122-132; iidem. Kosmas of Jerusalem 2: Can we speak of his political views?//Le Muséon. 1990. Vol. 103. P. 329-346; Kazhdan A. Kosmas of Jerusalem 3: The Exegesis of Gregory Nazianzus//Byz. 1991. Vol. 61. P. 396-412; он же (Каждан А.). История визант. литературы, 650-850 гг. СПб., 2002. С. 146-168. Большое число изображений К. М. сохранилось в росписи визант. храмов, после того как в их декорацию с XII в. стали включать образы гимнографов. Вне зависимости от состава группы «песнотворцев» обязательными для храмовой живописной программы стали изображения наиболее почитаемых визант. гимнографов - прп. Иоанна Дамаскина и К. М. Уже в ранних памятниках заметно стремление составителей программы росписи учитывать литургические особенности творчества гимнографов. Так, во фресках костницы Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.- по Д. Мурики, 2-я пол. XII в.- по Э. Бакаловой) образы К. М. и прп. Иоанна Дамаскина помещены в наосе на зап. стене, по сторонам композиции «Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открывается в Государственном историческом музее 2 сентября 2009 г. 13:30 2 сентября 2009 года в Государственном историческом музее (Красная площадь,1) откроется выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии». Организаторы экспозиции — Министерство культуры Республики Болгария, Министерство культуры  РФ, Национальный исторический музей (София), Государственный исторический музей и Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Выставка представляет искусство иконописи Болгарии — одного из главных центров христианской культуры в Европе. Богатство и разнообразие икон иллюстрируют зрелость болгарского иконографического творчества, многочисленность тенденций и поисков в различные периоды истории. Произведения отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева. В экспозицию вошли около 60 икон XIV-XIX веков и плащаница XV века из Бачковского монастыря — бесценные памятники церковного искусства Болгарии. Многие из икон выставляются впервые. Подбор произведений соответствует различным направлениям развития церковной живописи и дает возможность получить целостное представление об искусстве средневековья и эпохи османского господства в Болгарии. Особый акцент выставки — иконы XIV века. Некоторые из них являются произведениями константинопольской школы и отражают взаимоотношения с Византией, другие раскрывают специфику местных художественных мастерских. Иконы периода XVI - XVIII веков представляют два главных направления в иконописи — первое, связанное с парадной живописью в традициях иконописной школы на Крите и Святом Афоне, второе — с различными региональными направлениями, с проявлениями черт специфической культурной идентичности. В состав выставки включены два оригинальных произведения XIX века — так называемые иерусалимии , связанные с паломничеством болгар в святые места. В экспозиции также представлена уникальная в своем исполнении плащаница XV века из Бачковского монастыря, совершенно незнакомая специалистам вне Болгарии и всего раз показанная публике в Национальном историческом музее. Тематически выставка объединила иконы, посвященные Иисусу Христу, Богородице, Архангелу Михаилу, св. Иоанну Крестителю и наиболее почитаемым святым, прослеживая развитие их образов во времени, разнообразие их иконографии, стиля и техники. Иконы, сочетающие живопись и резьбу по дереву, несомненно, вызовут интерес российского зрителя. Выставка продлится до 2 ноября 2009 года. Пресс-показ выставки состоится 2 сентября в 14.00. Открытие выставки — в 16.00. Аккредитация в пресс-службе ГИМ: тел/факс 692-0151. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/731903.htm...

Новости Болгарские иерархи подписали письмо-протест в связи с признанием Болгарией независимости Косова 21.03.2008 00:28 София, 21 марта, Благовест-инфо. Иерархи Болгарской Православной Церкви подписали письмо под названием «Безумцы ведут слепых» по поводу признания Болгарией независимости Косова, сообщает сайт «Двери.Бг» . Открытое письмо-протест адрес правительства Болгарии подписали сто видных болгарских ученых, академиков, деятелей культуры, писателей, музыкантов, а также митрополиты Варненский и Великопреславский Кирилл и Неврокопский Нафанаил, игумен Бачковского монастыря архим. Борис (Добрев) и многие другие. В письме подчеркивается, что несмотря на то, что некоторые страны-члены ЕС и НАТО, например Греция и Румыния, отказались признавать независимость Косова, защищая свои национальные интересы, в Болгарии нашлись «псевдополитики», которые выступают за необходимость скорейшего признания «странной территории, называемой независимым государством Косово». Авторы письма обвиняют политиков, признавших независимость Косова, в отсутствии осознания исторической ответственности за свои деяния, которые будут иметь катастрофические последствия для будущих потомков: «Сербы — наши братья по крови и вере, сегодня предаем их, а завтра будем преданы сами!» Подписавшиеся припомнили, что 7 лет назад правительство И. Костова предоставило воздушное пространство натовским бомбардировщикам, в результате чего были совершены многочисленные атаки на братский сербский народ, погибли невинные люди, с помощью «умных бомб» были разрушены общественные здания, мосты, церкви. В заключение констатируется факт, что «сегодня правительство берет историческую ответственность за признание криминального государства вразрез всем международным правовым нормам, подкладывая тем самым мину замедленного действия собственной национальной безопасности», а также болгарским политикам задается вопрос: «Безумны ли вы, слепы ли или просто куплены? Какова цена ваших душ?» Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Болгарская молодежь обратилась к Синоду с просьбой о содействии реставрации комплекса зданий Бачковского монастыря 20 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Болгарская молодежь просит Священный Синод вмешаться в вопрос реставрации комплекса зданий Бачковского монастыря. София. 20 апреля. ПРАВМИР — Группа болгарской молодежи из города Асеновграда, расположенного рядом с вторым по величине в Болгарии Бачковским монастырем, обратилась к Священному Синоду Болгарской Православной Церкви с необычной просьбой. Молодые люди просят Синод вмешаться в ситуацию с реставрацией комплекса зданий Бачковского монастыря и отреагировать на «абсурдный отказ монастырского руководства». Причиной обращения стали распространенные в сети Facebook фото- и видео материалы, свидетельствующие о плачевном состоянии многих монастырских построек. Заместитель мэра Асеновграда Стоян Димитров сообщил, что «мы не можем ничего предпринять, мы даже не имеем права здесь трогать ничего из того, что принадлежит Бачковскому монастырю». При этом, у мэрии есть возможности вести реставрационные работы за свой счет, а также за счет грантов Европейского Сообщества, продолжил чиновник. «Если руководство монастыря столь откровенно не заботится о реставрации построек, пришло время обратиться непосредственно к членам Священного Синода и просить их вмешаться в ситуацию» — заявили авторы обращения. Один из роликов, размещенных в сети Интернет и повествующих о плачевном состоянии болгарской святыни, они красноречиво озаглавили: «Последнее дыхание одной реликвии». Бачковский монастырь Успения Божией Матери был основан в 1083 году как грузинский монастырь Петрицони византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Пакурианом и его братом Абазием. Первоначально в монастыре были только монахи-грузины. Но с 1344 года, когда к власти пришел царь Иван-Александр, здесь появились и иноки-болгары. Бачковский монастырь владел большими земельными угодьями и был очень богат. Турки разрушили монастырь, но к концу XVI века он был восстановлен.

http://pravmir.ru/bolgarskaya-molodezh-o...

Некоторые остались в монастыре, но большинство – среди них и часть монахов – разбежались по горным деревням.Игумен и оставшаяся братия отслужили всенощной бдение, Божественную литургию, и Пресвятая Богородица оберегла их от болезни. Те же, что убежал в леса, умерли. «Великое чудо явила Пресвятая Богородица! – восхищается летописец. – Оставшиеся в монастыре братия встречали паломников, среди которых были и больные, служили им, но никто не умер. Матерь Божия их оберегла. Беженцы из Ловеча и других мест оставались в монастыре, пока не прекратилась чума, и вернулись в дома свои с великой благодарностью Богородице». Искусные мастера создали гравюры и списки с иконы; церковные живописцы расписали новую церковь. И прославили Богородицу Милующую. И тот, кто приходит в монастырь с верой, получает благодатную помощь Троянской Богородицы Троеручицы. Образ Пресвятой Богородицы из Бачковского монастыря Образ Пресвятой Богородицы из Бачковского монастыря Это самая главная святыня Бачковского монастыря. Со своего места в соборной церкви, где она хранится под особой искусной драпировкой, исполненной благодарными руками, она с умилением благословляет паломников. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Лики Богородицы и Младенца глядят на верующих с особенной с теплотой. На образе – два оклада, серебряный и золотой, – земная оценка ее духовной значимости. С какого времени икона хранится в Бачковском монастыре, точно неизвестно. Но в начале XIV века она уже находилась здесь. По мнению одних, образ был подарен братии грузинами Игнатием и Афанасием, другие же считают, что он «улетел» из одного грузинского монастыря, где к нему относились с небрежением, и «приземлился» здесь, в месте под названием Клувия. При его «приземлении» вспыхнул неопаляющий огонь, и свет от него сиял так сильно, что «превратил ночь в день». Два пастуха, брат и сестра, три ночи подряд наблюдали негаснущее пламя и решили подойти и посмотреть, что же это за чудесный огонь. Так чудотворная икона оповестила людей о своем прибытии. Дали знать об этом в монастырь, и братия с литией перенесла икону в церковь Пресвятой Богородицы и поставила ее в иконостас. Но, ко всеобщему удивлению, наутро ее место оказалось пустым. Икона «убежала» в Клувию. Ее вернули в монастырь, но в течение следующих дней чудесное бегство повторялось еще дважды.

http://pravoslavie.ru/41348.html

Образ Пресвятой Богородицы из Бачковского монастыря Образ Пресвятой Богородицы из Бачковского монастыря Это самая главная святыня Бачковского монастыря. Со своего места в соборной церкви, где она хранится под особой искусной драпировкой, исполненной благодарными руками, она с умилением благословляет паломников. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Лики Богородицы и Младенца глядят на верующих с особенной с теплотой. На образе – два оклада, серебряный и золотой, – земная оценка ее духовной значимости. С какого времени икона хранится в Бачковском монастыре, точно неизвестно. Но в начале XIV века она уже находилась здесь. По мнению одних, образ был подарен братии грузинами Игнатием и Афанасием, другие же считают, что он «улетел» из одного грузинского монастыря, где к нему относились с небрежением, и «приземлился» здесь, в месте под названием Клувия. При его «приземлении» вспыхнул неопаляющий огонь, и свет от него сиял так сильно, что «превратил ночь в день». Два пастуха, брат и сестра, три ночи подряд наблюдали негаснущее пламя и решили подойти и посмотреть, что же это за чудесный огонь. Так чудотворная икона оповестила людей о своем прибытии. Дали знать об этом в монастырь, и братия с литией перенесла икону в церковь Пресвятой Богородицы и поставила ее в иконостас. Но, ко всеобщему удивлению, наутро ее место оказалось пустым. Икона «убежала» в Клувию. Ее вернули в монастырь, но в течение следующих дней чудесное бегство повторялось еще дважды. Один от монахов рассказал недоумевающей братии, что ему явилась во сне Богородица и сказала, что останется в монастыре, если ей отведут специальное место справа от входа в храм, чтобы она могла видеть, кто с каким сердцем входит в Божий дом, и каждый год на второй день Пасхи будут возвращать ее на старое место. Так и сделали: поставили икону в церкви справа от главного входа, где она находится и по сей день. На второй день Пасхи ее ежегодно относят с литией в Клувию, где служат молебен. В Клувии, на месте «приземления» образа Божией Матери, из-под скалы забил источник со сладкой целебной водой. Вверху на скале была написана копия иконы. Узкая лестница круто поднимается вверх, до иконы на скале, перед которой постоянно зажжена лампада. Неподалеку построена часовня святого архангела. Сильная вера ведет пожилых женщин и матерей с детьми подниматься по крутой лестнице и ставить свечи перед Богородицей. Об этом рассказывают много чудесных историй.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы из Рильского, Троянского и Бачковского монастырей HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Карамихалева Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы из Рильского, Троянского и Бачковского монастырей Слава чудотворных икон Богородицы из болгарских монастырей распространилась далеко за пределы края, ибо святыни подают исцеление идущим к ним с верой: больные излечиваются, прокаженные очищаются, немые начинают говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогает Пресвятая Богородица в его бедах. Недавно три чудотворные иконы впервые были привезены из своих монастырей в столицу Болгарии Софию и выставлены на поклонение Икона Божией Матери «Одигитрия» из Рильского монастыря / Икона Божией Матери «Одигитрия» из Рильского монастыря Это старинная чудотворная икона с тридцатью двумя четырехугольными перегородками с мощами святых. В ее верхней части есть надпись «Одигитрия» («Путеводительница»). Есть основания полагать, что первоначально икона принадлежала знатному роду или монастырю. Согласно древнему преданию, она была подарена Рильскому монастырю женой турецкого султана Мурада I (1319–1389) и сестрой царя Ивана Шишмана, которую в народе звали «Мара – белая болгарка». Икона находится в специальном иконостасе при третьей колонне большого монастырского храма. Будучи ценным сокровищем Рильской обители, она постоянно находится под замком. Только по большим праздникам, когда в храме много прихожан, после Божественной литургии с участием иконы совершается торжественная лития. Шествие начинается у Дупницких ворот, проходит вдоль юго-восточной стороны монастыря и опять входит в него через Самоковские ворота. В церковном притворе игумен служит водосвятный молебен. Прихожане подходят поклониться иконе, после чего ее снова убирают и запирают. Местное население почитает ее как исцелительницу от тяжелых болезней и охранительницу от эпидемий. Священник в епитрахили, монах, прислужник и вооруженная охрана приносят тогда икону в дом больного или обходят с нею зараженную местность, освящают воду, кропят ею и возвращаются назад.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Другая петиция против епископа Бориса также набирает силу, и на этот раз претензии предъявляются ему как настоятелю Бачковского монастыря. Она была инициирована в Асеновграде общественниками, деятелями культуры и спорта города. В ходатайстве, которое уже подписали более 200 жителей Асеновграда, отмечается, что епископ Агатонийский подорвал авторитет Бачковского монастыря. Между тем в Варненской епархии также организован сбор подписей в поддержку епископа Бориса. П одписи собирались у церкви святой Петки (Параскевы Пятницы) в Варне под лозунгом «За сильную руку в Церкви — епископа Бориса, митрополита Варненского». Сообщается, что петицию подписали 50 человек. Официально за инициативой никто не стоит. Церковь святой Петки в Варне, фото: aboutvarna.ru Епископ Игнатий родился в 1972 г. в Сливене. Окончил строительный техникум, потом Православный факультет университета в Велико-Тырнове. В 1998 г. пострижен в монашество, в 1999 г. назначен протосинкелом Сливенской митрополии, в 2001 г. возведен в сан архимандрита. В 2004-2010 г. — настоятель подворья БПЦ в Москве. 6 апреля 2008 г. хиротонисан во епископа. С 2010 г. викарий Сливенского митрополита. Епископ Борис родился в 1953 г. в Русе, окончил Софийскую Духовную академию. В 1989 г. пострижен в монашество. Был настоятелем подворья БПЦ в Москве, с 2001 г. главный секретарь Синода, с 2003 г. — настоятель Бачковского монастыря. В 2008 г. хиротонисан во епископа Агатонийского. По материалам порталов Седмица.ru, Dveri.bg Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 апреля, 2021 19 января, 2021 14 декабря, 2020 13 мая, 2020 16 декабря, 2018 10 октября, 2018 28 августа, 2018 1 марта, 2018 27 февраля, 2018

http://pravmir.ru/bolgarskij-sinod-rassm...

В Болгарии выберут Патриарха В работе Собора примут участие 142 делегата-выборщика: 14 митрополитов, 19 епископов, 48 священников, 13 монахов, 11 монахинь, 32 мирянина, 3 представителя трех самых крупных ставропигиальных монастырей (Рыльского, Бачковского и Троянского) и по одному представителю от Софийской и Пловдивской духовных семинарий. 23 февраля, 2013 В работе Собора примут участие 142 делегата-выборщика: 14 митрополитов, 19 епископов, 48 священников, 13 монахов, 11 монахинь, 32 мирянина, 3 представителя трех самых крупных ставропигиальных монастырей (Рыльского, Бачковского и Троянского) и по одному представителю от Софийской и Пловдивской духовных семинарий. В преддверии 60-летнего юбилея со дня восстановления Патриаршества в Болгарской Православной Церкви будет избран ее очередной Предстоятель – Святейший Патриарх Болгарский и митрополит Софийский. Патриарший избирательный церковный Собор состоится 24 февраля в Синодальной палате. В работе Собора примут участие 142 делегата-выборщика: 14 митрополитов, 19 епископов, 48 священников, 13 монахов, 11 монахинь, 32 мирянина, 3 представителя трех самых крупных ставропигиальных монастырей (Рыльского, Бачковского и Троянского) и по одному представителю от Софийской и Пловдивской духовных семинарий. По уставу Болгарской Церкви новый Патриарх считается избранным, если наберет большинство от 2/3 голосов присутствующих делегатов. Таким образом, если в работе Собора смогут принять участие все 142 делегата, то кандидатура Патриарха должна будет набрать не менее 95 голосов. Если же бюллетеней за каждого из трех кандидатов окажется недостаточно, повторное голосование пройдет между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Голосовать делегаты будут до тех пор, пока один из кандидатов не получит необходимое большинство. Вечером накануне Собора в Патриаршем соборе-памятнике св. Александра Невского в Софии будет совершено Всенощное бдение. Сюда же после избрания Патриарха от Синодальной палаты отправится шествие, которое встретят почетные гости – около 30-40 митрополитов епископов и иерархов из других Поместных Православных Церквей. 25 февраля они примут участие в Литургии в Патриаршем кафедральном храме, которую впервые возглавит новый Патриарх.

http://pravmir.ru/v-bolgarii-vyberut-pat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010