Анастасий струнницкий, 29 авг.     Анатолий затворник печерский, 31 окт.     Анатолий другой затворник печерский, 28 авг.     Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля.     Ангеляр, 27 июля.     Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня.     Андрей, инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент.     Андрей пр. тотем., 10 окт.     Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня.     Анна, супруга в. к. Ярослава I, 4 окт.     Анна княжна, Янка, 3 ноября.     Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая.     Антоний марткопский, 19 янв.     Антоний дымский, 17 янв.     Антоний заоникиевский, 23 июня.     Антоний леохновский, 17 окт.     Антоний краснохолмский, 17 янв.     Антоний новгородский архиепископ, 10 февр.     Антоний новгородский другой, 3 авг.     Антоний черноозерский, 17 янв.     Аркадий новгородский епископ, 18 сент.     Антоний новоторжский преп., 11 июня.     Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг.     Арсений новгородский, 12 июля.     Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг.     Арчил царь груз, 21 июня.     Акила диакон печерский, 28 авг.     Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.     Афанасий брестский муч., 5 сент.     Афанасий высоцкий, 12 сент.     Афанасий высоцкий другий, 12 сент.     Афанасий печерский затворник, 28 авг.     Афанасий череповский, 5 июля.     Афанасий ученик Александра свирского.     Барловской иконы Божией Матери, 23 дек.     Бидзин князь грузинский муч., 18 сент.     Благодатное небо — иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7.     Благоуханный цвет — иконы Божией Матери, 15 ноября.     Блаженное чрево — иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 10 мая.     Боян, князь болгарский, 28 мар.     Варлаам кавказский, 19 июля.     Варлаам шенкунский, 19 июня.     Варнава, основатель Варнавинской пустыни, 11 июня.     Варсонофий печерский преп., 28 авг.     Варсонофий тверский преп., 2 мар.     Василид пр., 18 апр.     Василий, мангазейский муч., 23 марта.     Василий мирожский, 4 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Амартийская,– в Константинополе, в Амартийской обители. Празднование 17 Августа, в память избавления от иконоборцев. Андроникова, в 14 веке перенесена из Византии в Навплию (в Морее), с 1823г в России, с 1839г в Зимнем дворце, с 1868г. в Троицком соборе на Петербуржской стороне, в 1885г в Казанской женской обители близ Вышнего Волочка, Тверской епархии (Русский Паломник 1889г. 317). Празднование 22 Октября и 8 Июля; кроме того в Казанской обители празднование и 1 Мая, с крестным ходом, в память перенесения иконы. (Кормчая 1896, Антиохийская-Никейская, явилась 304г., 23 Марта; известна была уже на 1 Вселенском Соборе. Празднование 28 Мая. Араб-панагия, т. е. чёрная, см. Меланхрини Аравийская или Арапетская, 6 Сентября 322г. Ахтырская, 1739г. Июля 2, в Ахтырке Харьковской епархии (была с Петром Великим в Полтавском походе. Русский Паломник 1887, стр. 638); в селе Есмане, Глуховского уезда; в Москве, в церкви святого Николая Явленного, на Арбатской улице; в Харькове, в Архангельской церкви. (Воскресный День, 1895, Ацкурская, 15 Августа, близ Кутаиса, в Гаенатском монастыре (принесена святым Апостолом Андреем Первозванным. Полный Месяцеслов архимандрита Сергия, с 214) Байбузская, с 1832г в Киево-Печерской лавре (из с. Байбузы, Черкасского уезда). Празднование 26 Декабря. Балыкинская, 1711, Июня 30, в селе Балыкино, Стародубского уезда, с церковью святого Николая. Копия в Стародубе; в местечке Новых Боровичах, Городнинского уезда, в домовой церкви; в Орле, в женском монастыре, где прославилась в 1858г.; в Москве, в церкви святого Николая в Плотниках. Празднование в 10 пятницу по Пасхе. Балыклей (от турецкого слова Балыклы, так называется Живоносный Источник Богоматери, что близ Константинополя), копия с Константинопольской иконы, сделанная в 1869г, в часовне на дороге из Соловецкого монастыря в Муксальму. Барградская,– в Бар-граде, в Италии. Барловская (или Блаженное чрево), явилась 1392, Декабрь 26, в Москве, в Благовещенском соборе Барская, в заштатном городе Баре, Подольской епархии могилёвского уезда (Русский Паломник 1887, с 587)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Бахчисарайская, половина 15 века, 15 Августа, в Бахчисарайском Успенском скиту (Панагия), в пещерном храме. Белеградская, в Константинополе, близ врат Селиврийских, в церкви Пресвятой Богородицы. Белзская – ныне Ченстоховская. Бердичевская, (подобная Почаевской). По преданию явилась православному казаку Тышку, в хуторе его, ныне Бердичеве, и помещена была сначала в часовне, потом в церкви святого Архангела Михаила, построенной им же. Потом он начал было великолепный храм в честь Богоматери, но за смертью не окончил; брат его, ополяченный Тышкевич, сделал храм костёлом, поляки подожгли церковь православную и во время пожара похитили икону Богоматери и поставили её в монастыре кармелитов, потом обращённом в костёл, где она находится и доныне. Величественный образ Богоматери в золотой ризе, с драгоценными камнями, украшенный ещё венцом и короной с бриллиантами, присланными в дар от папы Пия IX. Икона стоит высоко, на горнем месте главного алтаря (Киевские Епархиальные Ведомости 1869, стр. 702). Бетлемская, см. Вифлеемская Благовещение, самоизобразившаяся, прославлена в XVI веке в Москве, в Успенском соборе. В церкви Благовещения, что на Житном дворе, в Московском Кремле. Празднование 25 Марта. См. Тиносская Благодатное Небо, в Московском Архангельском соборе. Богородица в рост, с Младенцем на левой руке. Подаренная Витивтом дочери своей Софии, вышедшей замуж за великого князя. Икону эту иные неправильно называют «Что Тя наречем». Празднование 6 Марта. Благоуханный цвет, в Воронеже, в Покровском женском монастыре. 15 Ноября. Блаженное чрево, см. Барловская Боголюбская, 1157, Марта 25 и 1771г., в монастыре Боголюбов, Владимирской епархии; крестный ход из монастыря во Владимире 21 Мая, оттуда возвращение в монастырь 16 Июня. Боголюбская – в Москве у Варварских ворот, прославилась во время моровой язвы, 1771г. (Русский Паломник 1889, стр. 437); в Угличе, Ярославской епархии, в церкви святого Димитрия Царевича, с 1654г; в селе Зимаров, Рязанской епахии, 1771 и 1848; в Козлове, Тамбовской епархии, с 1778, в новом Боголюбском соборе,– крестный ход 29 Октября, в память избавления от моровой язвы; в Усмане Тамбовской епархии, в соборной церкви с 1831г. Празднование 25 Марта и 18 Июня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Явление Девпетерувской иконы Пресвятой Богородицы (29 февраля). 1392, 26 декабря Явление Барловской иконы Пресвятой Богородицы «Блаженное Чрево» (26 декабря). Прп. Арсений († 1447, память 12 июня) принес в благословение с Афона Коневскую икону Пресвятой Богородицы (10 июля). Явление Пресвятой Богородицы прп. Кириллу († 1427, память 9 июня), когда он жил в московском Симоновом монастыре, с повелением идти на Белоозеро и основать там обитель. Прп. Кирилл принес в основанную им обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы свою келейную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. 1395, 15–26 августа Перенесение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы из Владимира в Москву и заступничество Пресвятой Богородицы за Русскую землю при нашествии войск Тамерлана (26 августа). Заступничество Пресвятой Богородицы за г. Великий Устюг чрез Ее икону «Одигитрия» при разбойном нападении новгородцев (поражение слепотою, корчами и ломотою святотатцев и разбойников) (28 июля). XIV-XV вв. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Свенскую-Печерскую икону за брянский Свенский монастырь при нашествии иноплеменников (3 мая). Прп. Дионисий Глушицкий († 1437, память 1 июня) написал икону в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Явление Молченской иконы Пресвятой Богородицы близ Путивля (18 сентября). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за Москву при нашествии войска хана Едигея в отсутствие великого князя и митрополита. Прославление Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение во время пожара в Ростове) (15 августа). Явление и прославление (исцеления) Колочской иконы Пресвятой Богородицы близ Можайска (8 июля). Сохранение от пламени и изрубления Двинской иконы Пресвятой Богородицы в д. Цыгломине Архангельской епархии при нападении норвежцев (25 ноября). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Чирскую-Псковскую икону (истечение слез) за г. Псков при моровой язве (16 июля). Явление иконы Пресвятой Богородицы «Призри на смирение» (Псковской) (16 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

30 . В складах Ватиканской Пинакотеки нашлись две греческие иконы первой половины XV столетия, одна (рис. 24), весьма близкая к сиенским образцам, другая (рис. 25), работы Антонио Пападопуло, позднейшего итало-греческого типа; обе представляют «Млекопитательницу» в двух указанных переводах. Весьма характерным обстоятельством является предание, что древнейшую икону «Млекопитательницы» (рис. 26 – Галактотрофуса) в Афонском Хиландаре («Типикарница») принес когда-то на Афон сам Стефан Неманя. Весьма возможно, что эта икона, столь чуждая византийскому духу иконографии, была сербскою копией итальянского оригинала, выполненной в XIV столетии. В этой иконе Младенец представлен сидящим с правой стороны; в иконе же «Млекопитательницы», особо чтимой под именем «Барловской» или также «Блаженное Чрево» в алтаре Благовещенского Собора в Москве (икону чинил некогда Симон Ушаков) Богомладенец представлен лежащим ло другому итальянскому переводу (рис. 25). Рис. 23. Икона Б. М. «Млекопитательницы», Джиоттовской школы конца XIV в. в Нац. Галл. Рима, фот. Алинари 27444. Рис. 24. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы» в отд. Ват. Пинакотеки 280. Икона «Млекопитательницы» почитается также в Ильинском скиту на Афоне, а в русской иконописи распространены иконы и прориси всех трех списков; менее известен список, чтимый в м. Крестогорске близ Минска. Икона Божьей Матери «Типикарницы» (названа так от келии в Карее, где хранился типик Саввы), иначе Млекопитателницы, вряд ди может быть относима к древней византийской иконописи, и сомнительны доказательства ее древности в мнимых изображениях Марии, кормящей Младенца в римских катакомбах. Изображает ли фигура матери с ребенком в катакомбных фресках Марию, или нет, все же ничего общего с ними наш образ не имеет. Византийская иконография не знает такого памятника, и подобные темы принадлежат позднейшему периоду западного искусства. Тем более трудно доказывать происхождение иконы из иерусалимского монастыря св. Саввы Освященного, который будто бы завещал имеющему прийти в его обитель Савве Сербскому , как рассказывают паломнические книги, эту икону 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Рис. 28. Образ Б. М. «Барловской» или Млекопитательницы в Московском Благовещенском соборе. Главный тип иконы – греческий и, однако же, в уборе Б. М. допущены поздне-итальянские детали, а именно на листе 408-м Б. М. представлена с распущенными по плечам локонами волос, убранными по девичьи, хотя и покрытыми мафорием, но без всякого греческого чепца. На этом листе наверху надпись: «блаженно чрево носившее Тя». 3 . Давно уже замечен в иконографии Б. М. определенный способ иконного представления Богомладенца отроком в пределах возраста от пяти до семи лет. Эта черта, вызванная потребностью догматического представления, получила соответственное выражение в апостольском облачении Младенца в хитон и гиматий 33 . При замене догматических задач обще-религиозными возобладал натурализм изображения, и отроческие одежды божественного Младенца были заменены еще в начале XIII века собственно младенческими. Не вдаваясь в подробный перечень иконографических примеров, можем кратко указать, что значительное большинство ранних произведений итальянской живописи второй половины XIII и первой половины XIV столетия представляют Младенца с обнаженными ножками, – в результате ли замены прежнего облачения младенческими короткими одеяниями, или в виде повторения принятого еще в ранней скульптуре типа 34 . Приводим образцы флорентийской и венецианской школы указанного типа (рис. 32, 36–38). Как ни выдерживала итало-критская иконопись византийский тип своих изображений, но и она, под влиянием тех же натуралистических мотивов, оставляя в своих иконах прежнее облачение, освобождает от него или одну, или обе ножки, повинуясь желанию представить детскую живость и тем украсить образ 35 . Таким образом, икона Донской Б . М. (ее чтимый, как чудотворный, оригинал находится в Благовещенском соборе Москвы) представляет (рис. 33) нам по своей композиции один из многочисленных образцов греко-итальянской живописи: Б. М. умиленно склонилась к Божественному Младенцу и, подчиняясь его живому движению, обеими руками слегка приближает его к себе, так что щечка Младенца касается ее щеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Мученице и пренодобномученице Агница Твоя, Иисусе, (имя) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую. И сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобой. Но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша. Преподобной В тебе, Мати, известно спасеся, еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная (имя), дух твой. Исповеднику Православия наставниче, благочесия учителю и чистоты, вселенные светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, (имя) премудре: ученми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Бессребренникам Святии бессребренницы и чудотворцы, посетите немощи наша, туне приясте, туне дадите нам. Праведным Праведных Твоих (имя). Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша. Алфавит чудотворных икон Божией Матери Абалацкая – 20 июня и 27 ноября. Абульстя – 11 июня. Атфистная – 10 окт. Атфистная-Хилендарская – 12 января. Амастрийстя – 17 авг. Андроникова – 22 окт. Аравийская – 6 сент. Ахтырская – 2 июля. Ацкурская – 15 авг. Барловская- 26 дек. Барская – 1 окт. Благовещение – 25 мар. Благодатное небо. См. выше. Блаженное чрево – 26 дек. Благоуханный цвет – 15 ноября. Боголюбская –18 нюня. Боголюбская Зимаровскя – 25 марта. Братская – 16 мая и 6 сент. Ватопедская – 21 янв. Взыграние – 1 ноября. Взыскание погибиших – 5 февраля. Византийская – 7 апр. и 1 мая. Виленская – 14 апр. Владимирская – 21 мая, 23 июня и 26 авг. Владимир-Красногорская– 21 мая. Владимирская-Ростовская – 15 августа. Влахернская – 7 июня. Вознесенская-Казанская – 8 июля. Волоколамская – 3 мар. Воронина Одигитрия – 28 июля. Воспитание – 5 мар. Всех скорбящих радость – 24 окт. Вифлеемская – 15 авг. Вутиванская – 2 мая. Выдропусская – 28 июля. Венская – 15 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

106 Александрийская св. икона представляет собой изображение Богоматери в полурост, с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем. 107 На св. иконе, с наименованием Антиохийская , Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой стороне и поддерживаемым Ее обеими руками Богомладенцем, благословляющим правою рукою. 108 Аравийская или Арапетская св. икона прославилась в 301 г.; по мнению же некоторых, явление ее относится к I в. Богоматерь изображена на ней склонившею Свою главу к сидящему на Ее правой руке Богомладенцу, лик Которого обращен к молящимся, а руки простерты к Богоматери. 109 Арматийская или Амартийская св. икона, находившаяся в существовавшей прежде в Константинополе Арматийской обители, представляет собой изображение Богоматери, склонившей Свою главу влево и поддерживающей левою рукою согнутую левую же руку стоящего на Ее левом колене и обнимающего Ее Своею правою рукою Богомладенца. Празднование в честь этой св. иконы установлено в воспоминание избавления Восточной Церкви от иконоборцев. 110 По сказанию Печерского Патерика, Ахиротипная св. икона чудесно образовалась в 1089 г. на стене алтаря Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре, когда эту церковь художники стали украшать мозаичными изображениями (сн. 1464 стр.). 111 Барловская св. икона, именуемая также и «Блаженное чрево», явилась в 1392 г. и находится в Благовещенском, соборе, в Москве. Изображение на ней сходно с Пименовскою (спи. Кондаков. Η. П., Иконография Богоматери, 36–42). 112 Бежевская св. икона находится в с. Бежеве, Житомирского y., Волынской губ.: явление ее последовало 11 апр. 1645 г. 113 Бердичевская св. икона, сходная по изображению с Почаевской, находится в г. Бердичеве, Киевкой губ., в католическом костеле. По преданию, она явилась православному казаку Тышку в хуторе его, на том месте, где ныне стоит г. Бердичев, и была поставлена сначала в часовне, а потом в построенной им церкви св. архангела Михаила, откуда во время пожара этой церкви была похищена и поставлена в кармелитском монастыре, потом обращенном в костел, в котором находится и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Судя по сохранившейся иконе-копии 1664 г. из суздальского Спасова Евфимиева мон-ря (ныне ГВСМЗ), эпитет «Барловская» при названии иконы является не топонимом, а искажением прилагательного «Хабаровская», которым икона обозначалась в инвентарях и описях дворцовых икон и разного имущества в кон. XVI-XVII в. ( Стерлигова И. А. К истории иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская»//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого/Ред.-сост.: О. А. Дьяченко, Л. М. Евсеева. М., 2008. С. 165-166; Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля сер.- 2-й пол. XVI в. по письменным данным//Московский Кремль XVI ст.: Древние святыни и ист. памятники: Сб. ст. М., 2014. Кн. 2. С. 229-231). Почитание иконы «М.» в кремлевском Благовещенском соборе Москвы привело к созданию прорисей и новых списков, стиль к-рых уже отличался от оригинала, мог быть в духе сев. писем XVII - нач. XVIII в. (прорись Сийского подлинника, иконы из ЦМиАР, из частных собраний) или живоподобного письма, повторяющего стиль мастеров кремлевской Оружейной палаты (икона 2-й пол. XVII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, икона 2-й пол.- кон. XVIII в. из Вел. Устюга, частное собрание). Под влиянием западноевроп. и поствизант. образцов к нач. XVIII в. сложился извод «М.», в к-ром Богоматерь показана кормящей Младенца сидя на серпе луны и облаках, в окружении ангелов и в лучах света. На серебряной тарели московской работы из Соловецкого монастыря подобный образ сопровождается текстом: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою» (1701-1710, ГММК; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. С. 139. Кат. 110). Извод «М.» в таком варианте приобретал родство с изводами «Благодатное Небо», Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери, нек-рыми вариантами икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Крестогорская икона Божией Матери Икона Божией Матери «Блаженное Чрево». 2-я пол. XVII в. (частное собрание) Известно, что митр.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

   001    002   003     004    005