По народным рассказам, не подтверждёнными историческими документами, барка некоего купца разбилась на порогах, при этом сам он получил тяжёлые увечья. Однажды услышал он о явлении списка чудотворной иконы жителям и отправился к святому образу. Обратился он с молитвою, приложился к образу и дала ему Пречистая исцеление. После своего чудесного исцеления пожертвовал он средства на строительство каменного храма. Строительство храма началось в конце 60 годов. Строился он всем миром. Деньги жертвовали и дворяне, и купцы, и крестьяне. Кто гривенник, кто рубль, а кто и тысячу. Яйца для раствора кладки приносили жители окрестных деревень. А дети подносили строителям кирпичи. В 1874 году строительство было завершено, храм освящён и включён в состав Ровенского прихода, священники которого и проводили в нем службы. Тихвинский храм в Фото нач. 20-го века. Наконец-то жители получили свой храм. 25 сентября 1912 года в истории храма произошло важное событие. Свою родину посетил архимандрит Ионафан (1846 – 1915гг.). Он отслужил Литургию в кладбищенской церкви д. и панихиду на могиле своей матери при тысячном скоплении народа. Здесь, по словам настоятеля, он «ясно почувствовал радость небесную и осознал в душе, что души от нас отошедшие в вечность, обязательно присущи нам, живущим на земле». Родился архимандрит в в семье крестьянина. В 1880 г. в Соловецком монастыре постригся в монахи. В миру он именовался Иван Баранов. Образование получил домашнее и в Соловецком монастыре. В 1889 году указом Синода направлен строителем самого северного в России Трифоно-Печенгского монастыря. По окончании строительства в 1896 году, его назначили архимандритом этого монастыря. Отца Ионафана уважали все архангельские губернаторы, многие из которых приезжали в Трифоно-Печенгский монастырь. Губернатор Сосновский Иван Васильевич писал: «Высокая полезная и глубоко симпатичная деятельность отца Ионафана является для него за последнее время источником немалых огорчений и неприятностей. Находятся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мирским» делом в ущерб духовному. Между тем, если этот замечательный человек, вышедший из простых крестьян и обладающий, при безукоризненных нравственных качествах и строго монашеском образе жизни, светлым умом, железной волей, неисчерпаемой энергией, беззаветной преданностью Царю и Родине, и не стоит, быть может, на высоте всех требований канонических уставов, но приносит зато огромную пользу нашим государственным интересам на Мурмане, а потому и заслуживает деятельной поддержки правительства». Дважды отец Ионафан быть принят Императором Николаем II – в 1899 и 1907 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

Подручныя вашя томите [рус.: требуете тяжких трудов] [ Ис. 58, 3 ], жалуется Бог чрез пророка. Не делаю ли я этого с своей прислугой? 20 марта Вчера без нужды ел рыбу, свежие окуни, и сегодня чувствую тяжесть на сердце. Доколе не вразумлюсь – не есть на ночь рыбы и т. д. 20 марта Служил вместо протопопа великопостные часы пред отпеванием Евгении Федоровны Бритневой; это было в среду; три дня я не служил: сердце мое крайне расслабело и сделалось плотяным, боязливым, похотливым, раздражительным, особенно вследствие курения сигары (в воскресенье вечером или в субботу); только усердная молитва веры и раскаяния и упование на всеочищающую и всепримиряющую жертву пречистого Тела и Крови Господней подкрепила мое сердце, умирила, придала дерзновение и силу. И я хотя при бесовской боязни, но говорил громко тропари часов (впрочем, с пропусками) и молитву святого Ефрема. Во время обедни лил слезы покаяния и умиления; причастился Святых Тайн недостойно, ибо плохо приготовился к служению литургии; сердце было нечисто, холодно. После причастия взглянул я случайно на диакона Петра: он смотрел на меня как-то подозрительно, недоброжелательно, злобно: это меня крайне смутило; он отошел к Уставу 64 (на аналое у окна); я в смятении стал усердно молиться о смягчении моего сердца; враг бесплотный смущал меня. Я творил молитву, моля Господа укрепить сердце мое дерзновением при чтении заамвонной молитвы: Владыко Вседержителю, Иже всю тварь – и прочитал молитву редко, твердо, без пропусков, только в возгласе пропустил несколько слов: яко благословися... пречестное и великолепое... От ядения рыбы накануне сердце мое было столь слабо и боязливо, я это чувствовал. 21 марта Премного согрешил я пред и Богом и пред своею душою, что вчера вечером поел без нужды рыбы коренной – тешки с черным хлебом и лишний стакан чаю выпил, пивши раньше в доме Баранова у вдовы [...]. От рыбы сделалась крайняя тяжесть; долго ходил по улице, ночью по пробуждении она чувствовалась еще в животе, а во рту было крайне неприятно. Прогулялся на стенку; дома выпил кофе два стакана с миндальным молоком вчерашним, и прошла тягота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда жениха собираютъ к венцу, то опоясывают его по голому телу сеткой, втыкают в одежды его иголки (без ушка) и, иногда, читают пред иконами: „Сон Богородицы” – во избежание порчи. Умерших поминают „каноном”, т. е. кутьею, состоящею из риса и блинов; в 9-й и 20-й день разносят этот „канон», разрезанный на кусочки, по домам и все поминают умершего, съедая эти кусочки. Кладбище находится при церкви. Часовен две: одна ветхая, деревянная, во имя св. Димитрия Солунского в „Больших Горках»; другая, каменная, во имя Флора и Лавра, в 8½ верстах от церкви, между деревнями Елагиным и Малкуновым. Третья, вновь построенная в 1867 г. в память 25 мая. Сюда ежегодно, в этот день, бывает крестный ход. Часовня эта каменная и находится на углу нарвского шоссе и дороги в Копорье. Ропша, бывшая некогда в числе летних местопребываний царского семейства и расположенная вблизи лагерного расположения царских войск, не раз была осчастливлена посещениями лиц Царств. Дома. Вот некоторые из позднейших такого рода посещений. В 1865 г. 22 июля, вся царская фамилия слушала в Роишинской церкви литургию, которую совершал соборне протопресвитер В. Б. Божанов. На третий день после этого, 24-го июня, было освящение новых штандартов Павлоградского лейб-гусарского полка, удостоенное также посещения Государя Императора. После освящения новых штандартов, старые поставлены в Ропшинскую церковь , при входе по левую сторону дверей. В 1874 г., во время маневров, вся Императорская фамилия, с гостями-иностранцами, провела в Ропше несколько дней. 6-го августа, в день полкового праздника лейб-гвардии Преображенского полка, на лугу, против дворца, в нижнем саду, был молебен, потом – развод, завтрак для Царской фамилии и обед – для нижних чинов. Завтрак был в нарочито устроенном шатре, а обед – на лугу на столах, нарочно устроенных. Напротив шатра была эстрада с вещами, назначенными для лотереи. Пространство от шатра до эстрады было окружено гирляндами из дубовых листьев – и украшено флагами. В средине этого пространства, на возвышении убранном зеленью, красовался жареный бык и несколько жареных баранов с вызолоченными рогами. Во время завтрака играла музыка. Пред вечером Государь Император с Августейшим Семейством, знатными особами и иностранными гостями вторично посетил полковой праздник и устроенную для нижних чинов лотерею. В 9 часов вечера был сожжен фейерверк.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. С кон. 30-х гг. XIX в. в Б. м. началось активное строительство: на средства имп. Николая I были возведены стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и теплой ц. во имя прав. Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского митрополита (освящена 23 июля 1839). В 1851 г. состоялась закладка пятиглавого храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (Бородинское сражение началось 26 авг.- в день празднования Владимирской иконе). Построенный по проекту архит. М. Д. Быковского храм был освящен 5 сент. 1859 г. при сменившей игум. Марию († 29 апр. 1852) игум. Сергии (в миру кнг. С. В. Волконская). При настоятельнице схиигум. Алексии, в 1874 г., закончилось сооружение трапезной ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в кон. XIX в.- новых келейных корпусов. При Б. м. действовали гостиница, богадельня, больница, за стенами мон-ря с 1901 г.- церковноприходская школа. Мон-рь существовал на средства благотворителей, среди к-рых были российские императоры, представители аристократических семей (гр. А. А. Орлова-Чесменская, кнг. Т. В. Юсупова, гр. Д. Шереметев, А. М. и Т. Б. Потёмкины и др.), купцы (И. В. Прохоров и его братья, Н. В. Игумнов и др.). С 30 июля по 2 авг. 1847 г. по приглашению игум. Марии в Б. м. находился свт. Игнатий (Брянчанинов) , он беседовал с сестрами, в т. ч. со своей духовной дочерью Антонией Московской (Троилиной), буд. игуменией Страстной иконы Божией Матери мон-ря . По благословению схим. Зосимы (Верховского) в Б. м. подвизалась схим. Сарра (Потёмкина ; † 1911). Др. почитаемая старица прп. Рахиль (Короткова) окормляла до 1928 г. насельниц обители и мн. мирян. В 1912 г., в дни празднования 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г., Бородинское поле и обитель посетил имп. Николай II с царственной семьей. Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) По воспоминаниям мон. Мелании (Барановой), в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/153223.html

Акция памяти состоялась на месте уничтоженного храма на Сытнинской площади февраля 2014 Культурно-историческая акция состоялась 23 февраля на месте уничтоженной евангелическо-лютеранской церкви святой Марии на Сытнинской площади. Здесь вспоминали тех, чьи останки обнаружены во время строительных работ. При закладке фундамента будущего бизнес-центра на территории, где располагалась церковь, рабочие нашли некрополь. Застройщик приостановил работы, предоставив археологам возможность исследовать участок.   Случившееся вызвало отклик в сердцах петербуржцев, неравнодушных к памяти предков. Инициаторами акции по защите исторического места стала Милена Парланд, правнучатая племянница архитектора Альфреда Парланда (автора проекта " Спаса-на-Крови) и ее супруг - ученый Андрей Щербаков. На встречу собралось около ста человек, многие из пришедших - потомки жителей этого района, служившего в церкви пастора, в их числе православные, чтящие память своих предков-лютеран. Петроградская сторона во многих старых постройках сохраняет частицы прошлого. По словам историка и петербурговеда Андрея Барановского, в данном случае речь идет не об одной лютеранской церкви. Это совпадение знаковых ситуаций - архитектурных особенностей храма, его трагической судьбы и истории места, где он стоял.  Живой диалог людей на улице стал подобием народного вече, проявлением христианского отношения к нашим ценностям, желания вложить частичку собственной души в общее дело.  Пришедшие на встречу представители застройщика выразили намерение изменить проект, найти компромисс. Возрождение церкви в прежнем виде - дорогостоящий проект, его вряд ли кто-то сможет поддержать. Поэтому высказывались предложения при возведении бизнес-центра учесть мотивы архитектуры храма - образца северного модерна. С него началась застройка в нордическом стиле всей Петроградской стороны. Эта доминанта утрачена, но можно обыграть ее мотивы - сделать башню с куполом. " Память места " восполнила бы и часовня на месте захоронений. Немецко-русская община святой Марии была образована в 1866 году, а церковь со школой, детским приютом и богадельней на углу Кронверкской и Сытнинской улиц освятили в 1874 году. В советские годы ее передали под клуб, а последнего пастора, Христиана Земке, арестовали и расстреляли. Остатки разрушающегося сооружения были разобраны в годы блокады на дрова: благодаря храму спаслись многие жители замерзшего Ленинграда. Впоследствии на этом месте разбили сквер и устроили автостоянку.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=476...

1061 В 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан почтил Памву, по уважению к его учености и иноческим добродетелям, званием своего протосинкелла (А. З. Р. IV, Памва знал языки: сирский, халдейский, еврейский, греческий и марокский; в 1627 г. напечатал в Киеве лексикон славяно-русский. О прочих трудах его, у Филарета, в Обзоре, 168 и у Стебельского: Dwa Sviatla, в описании авторов и их сочинений. 1062 Посвящение и предисловие к читателю изложены покойным Пекарским, как образец тогдашней риторики, в статье: Представ. Киев. учености. 1068 Записки князя Шаховского, стр. 119, 138. «Первый тогда фаворит, А. Г. Разумовский , Святейшего Синода членам особливо благосклонен был и неотрицательно по их домогательствам и прошениям, все у ее величества предстательства и заступление употреблял, – что духовник императрицы был всегда им добрый предстатель. 1810. 1070 Знаменского, Чтения из Истории Русской церкви за время царствования Екатерины II. Прав. Собес. 1875 г., ч. I, стр. 101. 1071 Наблюдение (цензура) за печатанием книг в братских и епархиальных типографиях Брестским собором 1594 г. поручено было в митрополичьей епархии митрополиту, в прочих епархиальным архиереям. А. 3. Р. V, 48. 1074 Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864 г. вып. I, В. Ундольского. М. 1871 г. Дополнение к нему Я. Головацкого, преимущественно о галицко-русских изданиях. Записки Акад. Наук, т. 24, кн. 2. Спб. 1874 г. – Зубрицкого, Летоп. под 1688 и 1689 гг. Ср. А. 3. Р. V, 167. 1076 В Луцке в 1628 г. напечатаны тольно две книги: – «Ламент по о. Иоанне Васильевиче» и «Епикидион албо вирши жалобные на погребение Василисы Яцковны». Пам. стар. в Зап. губ. VI, стр. 182. 1078 Но из нее вышла только одна книга в 1640 г.: Апостол и Евангелие на все дни недели и праздники. Памятн. Киев. ком. т. I, 15, 1845 г. Пам. стар. в Зап. губ. VI, 182. 1081 В 1675 г. царь Алексей Михайлович, по ходатайству архиепископа Барановича, приказал выдать привиллегию на друкарню в Чернигове. А. Ю. и 3. Р. XII, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Ист.: Письмо Шелехова и Лебедева-Ласточкина архим. Иоасафу от 30 апр. 1794 г.// Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Российско-амер. компании и действий ее до наст. времени. СПб., 1863. Ч. 2. С. 56-58; Гавриил (Петров), митр. Наставление архим. Иоасафу// Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 11-15; Российско-амер. компания и изучение Тихоокеанского Севера, 1799-1815: Сб. док-тов. М., 1994. С. 83, 250; Зап. иером. Гедеона о Первом рус. кругосветном путешествии и Рус. Америке, 1803-1808 гг.//Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев/[Отв. ред.: А. Д. Дризо. Р. В. Кинжалов]. М., 1994. С. 27-122. Лит.: Иоасаф Болотов, еп. Кадьякский// Евгений. Словарь. Т. 1. С. 298-300; Хлебников К. Т. Жизнеописание А. А. Баранова, главного правителя Рос. колоний в Америке. СПб., 1835. С. 23-24, 45, 58-59; Вениаминов И., прот. Состояние Правосл. Церкви в Рос. Америке//ЖМНП. 1840. Ч. 26. 6. Отд. 5. С. 19-23 (отд. отт.: СПб., 1840); Деменков Д. А. Распространение правосл. веры в Америке// Пассек В. В. Очерки России. СПб., 1842. Кн. 5. С. 223-224; Рогозинников И. Иоасаф Болотов, рус. миссионер//Моск. вед. 1858. 142. С. 583-584; Мат-лы для истории рус. заселений по берегам Восточного океана//Морской сб. СПб., 1861. 1. Прил. С. 53-54 (отд. отт.: СПб., 1861); Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Российско-амер. компании и действий ее до наст. времени. СПб., 1861. Ч. 1. С. 42-44, 51, 59-60, 70, 78-79, 105; Пежемский Ф. Еп. Кадьякский Иоасаф Болотов//Странник. 1862. 6. Отд. 1. С. 277-281; Иоасаф (Болотов), еп. Кадьякский, викарий Иркутской епархии//Иркутские ЕВ. 1871. 12. С. 159-160; Пимен (Гаврилов), архим. Валаамские подвижники. СПб., 1872; Нил (Исаакович), архиеп. Путевые записки. Ярославль, 1874. Ч. 2. С. 392-397; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18842. С. 379; он же. История РЦ. 18885. Т. 5. С.

http://pravenc.ru/text/578080.html

Останки двух настоятелей храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице Ленобласти перезахоронены за его алтарем октября 2011 Прах протоиерея Порфирия Десницкого с матушкой Александрой и протоиерея Алексия Кибардина был поднят на Вырицком кладбище для того, чтобы исполнить волю священников быть погребенными у своего храма. Останки настоятелей храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырице Ленинградской области - протоиерея Порфирия Десницкого с матушкой Александрой и протоиерея Алексия Кибардина перезахоронены 2 октября за церковным алтарем. Прах был поднят на Вырицком кладбище для того, чтобы исполнить волю священников: по старинной традиции настоятелей хоронили за алтарем храма. При кончине священников в годы гонений на Церковь эта традиция не могла быть соблюдена. При извлечнных из земли останках были найдены хорошо сохранившиеся фрагменты облачений, Евангелие отца Порфирия, текст которого можно читать, а также крест отца Алексия. Богослужение в день перезахоронения возглавил епископ Петергофский Маркелл, ему сослужили благочинный Гатчинского округа протоиерей Владимир Феер, настоятель храма протоиерей Георгий Преображенский и другие клирики Санкт-Петербургской епархии. Провожая останки пастырей в путь всея земли, их пронесли крестным ходом вокруг храма. Впереди шествия шли дети, посыпавшие дорогу лепестками цветов. На заалтарных могилах была отслужена заупокойная лития. Событие собрало в вырицкой церкви множество верующих. Среди почетных гостей были приехавшие из Москвы и Выборга родственники пастырей, писатель-агеограф, автор книги " Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого " Валерий Филимонов, вырицкий историк и краевед Андрей Барановский. Первый настоятель и благоукраситель храма протоиерей Порфирий Десницкий (1874-1935) постоянно поселился в Вырице в тяжелом 1918 году вместе с матушкой Александрой Терентьевной (1884-1935). Священник окормлял братство Казанской иконы Божией Матери и служил в храме вплоть до своей кончины, неся подвиг исповедничества.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=204...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Константин Голубев. Фотография. Нач. ХХ в. Алексеевич Голубев (16.09.1852, с. Барановка Волгского (Вольского) у. Саратовской губ.- сент. 1918, г. Богородск (ныне Ногинск Московской обл.)), сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых), прот. Из семьи псаломщика, отец умер, когда К. было 9 лет. Окончил Вольское ДУ и Саратовскую ДС. Во время учебы решил заняться миссионерством и духовным просвещением. По окончании семинарии вступил в саратовское братство Св. Креста. В сент. 1874 г. Саратовский еп. Тихон (Покровский ; впосл. архиепископ) утвердил К. на должность миссионера братства в родном селе. К. организовал в Барановке церковноприходскую школу, став в ней директором и учителем (преподавал неск. предметов, в т. ч. Закон Божий). Большое значение имела деятельность К. по воссоединению с Православной Церковью старообрядцев, к-рые составляли значительную часть жителей Барановки. Считая причиной распространения раскола и сект недостаточную проповедь православия, К. в воскресные и праздничные дни проводил беседы с прихожанами и старообрядцами в церковной сторожке, нередко спорил с закоренелыми противниками правосл. учения. Большинство старообрядцев поначалу недоверчиво отнеслись к беседам, однако ревностный миссионер не терял надежды, и впосл. многие из них признали правосл. учение. 27 марта 1876 г. К. был назначен еп. Тихоном учителем церковнослав. языка в Вольском ДУ. Помимо преподавательской деятельности продолжил и миссионерскую работу. Беседы, к-рые К. проводил в Вольском ДУ, приобрели широкую известность, привлекая слушателей не только из Вольска (Волгска), но и из др. мест. Он обсуждал вопросы, которые волновали старообрядцев. Впосл. нек-рые статьи на темы бесед, как, напр., о клятвах Собора 1666 и 1667 гг., К. опубликовал в «Саратовских ЕВ». 19 янв. 1879 г. Советом саратовского братства Св. Креста назначен миссионером братства, руководителем бесед и блюстителем противораскольнической б-ки в Вольске. Теперь К. проводил беседы со старообрядцами уже в специально отведенном помещении при вольском Предтеченском соборе, где им была собрана обширная противораскольническая б-ка.

http://pravenc.ru/text/1841996.html

Никольская церковь , заложенная в 1870 году, на месте сгоревшей в 1865 году, на площади села, отстроена вчерне. Она строится по плану архитектора Слупского; на построение ее вчерне назначено, по смете, 29,912 р. 86 к. с. Прихожане, начав постройку, обязались доставлять материал. Плиту привозили из Нарвы, за 70 верст, и из деревни Смолеговиц (Ямб. уезда), за 50 верст, известь из Никольщины (Гдовск. уезда), за 80 верст, железо – от станции Молосковиц, за 55 верст и пр. Цоколь для фундамента и гранитных колонн приносили на себе, с поля, без помощи лошадей; для привлечения камней в 200 пудов собиралось человек до 70. Кроме того, они обязались, в 1865 г., доставить к 1869 году по 3 р. с ревизской души; потом с 1873 по 1878 год вносилось по 1 р. с души. Всего к 1884 году собрано, кроме отдельных жертв, 21,471 р. (т. е. по 15 р. 50 к. с ревизской души). Сбор производится и по книжке. Кроме того, из 15 тысяч, данных г-жею Барановою, митрополиту Исидору, на построение церквей, на здешнюю церковь дано в 1874 году – 1500 р., в 1878 г. неизвестным пожертвовано 5 т. р., в 1879 – 1 т. р., в 1883 от чиновника главной конторы Его Величества, Алексея Никифоровича Ларионова, 2 т. Членами строительной комиссии, кроме причта, состоят: церк. староста деревни Соколка, крестьянин Тарасий Федоров, деревни Переволоки крест. Александр Петров, деревни Залустежья – Петр Никифоров и дер. Релки – Иван Сидоров. Десятником при постройке сперва был крестьянин Тверской губернии, Старицкого уезда, Михаил Захаров, а с 1875 г. его заменил церковный староста; кирпичную работу, за 10 р. с тысячи, взял крестьянин села Рели Иван Ильин . В 1878 году на колоннах появились вертикальные трещины, и хотя архитектор Слупский, в протоколе от 22-го октября 1878 г., признал их не опасными, но 28 окт., в 3 часа ночи, большой купол провалился. Инженер-архитектор Фиалковский, осмотрев работу, заявил, что следует снять и малые купола, а стены оставить по-прежнему. Строительное отделение, объяснив падение купола недостатком надзора, требовало составления новых подробных чертежей. Убыток, произведенный падением купола простирался до 12 т. р. с. В 1883 году тот же Слупский составил новые чертежи и планы и на окончание дела считал необходимою сумму в 31,578 руб. 76 коп. Члены-строители стали другие. Председателем комиссии был настоятель, священник Николай Лавров, а членами: священник Петр Смирницкий, он же и делопроизводитель, церковный староста, и вместе казначей, крестьянин дер. Залустежья Петр Ларионов, и крестьяне Антон Петров, Илья Семенов, Герасим Иванов, Александр Петров и Николай Авдеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010