3-апсидные храмы составляют немногим более 10% от 3-нефных базилик. Снаружи могли читаться все 3 апсиды (ц. на акрополе в Авиле, V-VI вв.) или только центральная (ц. на холме Телль-Умм-эль-Амад в Авиле, 646), но чаще все 3 были вписаны в прямоугольник внешних стен (ц. при пещере Лота, VI - нач. VII в.). Боковые апсиды также могли быть пристроены позже («Церковь Административного центра в Пелле», ок. 400, в перестройке 1-й пол. VI в.). Наиболее редки храмы с одной выступающей вовне апсидой (ц. св. Феодора в Герасе). «Базилика между теллями» в Авиле. VI–VII вв. Помимо 3-нефных базилик изредка сооружались и храмы др. типов. Из них самыми распространенными были однонефные храмы, часто являвшиеся не самостоятельными сооружениями, а капеллами при крупных храмах. Они могли иметь прямоугольную (ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.) либо вписанную в прямоугольник стен полуциркульную апсиду (ц. еп. Мариана в Герасе, 570). Большие 5-нефные базилики раскрыты в Гадаре (IV в.) близ Аджлуна (Мар-Ильяс, V-VI вв.) и в Авиле («Базилика между теллями», VI-VII вв.); последняя имеет рудиментарный трансепт с рукавами, завершенными полуциркульными апсидами, как в базилике Рождества Христова в Вифлееме (30-е гг. VI в.). Форму триконха, вписанного в квадрат внешних стен, имеет мартирий на месте смерти прор. Моисея на горе Нево (кон. IV в.); в сер. VI в. с запада к нему была пристроена базилика. Сходно развитие храма в Гадаре: к сооруженному из сполий октагону с 4 экседрами по диагонали (1-я пол. VI в.) - план, характерный для мацеллумов, напр. в Герасе (II в.),- в 1-й пол. VII в. с юга была пристроена базилика. Октагональная церковь, вписанная в квадрат внешних стен, раскопана также в Биркетейне за сев. воротами Герасы; возможно, она была перестроена из языческого храма. Ц. св. Иоанна Крестителя в Герасе (531) является вписанной в квадрат ротондой с 4 угловыми экседрами и полуциркульной изнутри и граненой снаружи апсидой; перекрытие центрального пространства (купол? деревянный шатер?) опиралось на 4 колонны. Не исключено, что композиция этого храма, так же как и октагона в Гадаре, возникла под влиянием сооружений соседней Сирии, подобных кафедральному собору в Бостре (512). Ротондальная ц. Богоматери в Мадабе (кон. VI - нач. VII в.; ныне Археологический парк) была построена на основе полуротондального или ротондального сооружения II-III вв. Хорошо известна ц. Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе (465, руины уничтожены), имеющая вписанный в квадрат крестообразный план, где каждый из рукавов 3-нефный. Небольшая крестообразная церковь была раскопана в Дейр-эль-Каттар-эль-Бизанти на п-ове Эль-Лисан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИЛА [греч. Αβλα], древний город, центр тетрархии Авилинеи . Его остатки идентифицируют с урочищем Куэйльба, в 15 км к северо-востоку от Ирбида в 29 км к северо-западу от Дамаска , по пути в Иераполь. Название, по мусульм. преданию, произошло от якобы погребенного близ руин А. праотца Авеля . А. стала городом Десятиградия , видимо, еще до правления Александра Великого и расцвела в эпоху Селевкидов . Ее захватил вместе с др. городами Десятиградия - Пеллой и Гадарой - сир. царь Антиох III Великий . Упоминается во многих древних источниках, начиная с Полибия (II в. до Р. Х.) (История. V 69-70). Евсевий Кесарийский включил ее в список городов Десятиградия (Onomasticon. XXXII 16). Тождество древней А. с урочищем подтверждают 2 найденные там греч. надписи нач. I в. по Р. Х. и араб. топонимическая традиция, зафиксированная в нач. XIX в. (G. Schumacher, 1889). Видимые на поверхности руины А. обследовали У. Й. Зетцен (1806) и Г. Шумахер (1888). Раскопки руин А. в Куэйльбе ведутся с 1987 г. (под руководством Г. У. Маре). Урочище состоит из 2 теллей: сев. Телль-Абила и юж. Телль-Умм-эль-Амад. Поселение существовало с эпохи неолита и бронзового века, но вплоть до эпохи эллинизма занимало в основном сев. холм Телль-Абила. В рим., визант. и араб. периоды оно распространилось на оба холма. Раскопками на Телль-Абиле открыта большая трехапсидная базиликальная церковь VI в. (19 ´ 34,5 м) с хорошо сохранившимися рядами колонн и мозаичными полами, стоявшая на руинах более ранней (возможно, христ.) базилики IV-V вв. Достаточно близкая типологически трехапсидная базилика VII в. открыта и на Телль-Умм-эль-Амаде (20 ´ 40 м). Между двумя теллями изучен городской центр рим. и визант. периодов (остатки театра, дворца, площади, бань, акведуков и улиц). Здесь же открыта крестообразная базилика (32 ´ 30 м) с базальтовыми колоннами и ионическими капителями. Вне города изучены кладбища позднеэллинистической, рим. и визант. эпох, но также и более ранние (железного века, средне- и позднебронзового периода), инвентарь погребений указывает на богатство города. Лит.: Schumacher G. Abila of Decapolis. L., 1889; Kraeling E. G. Bible Atlas. 1956. (A5, XIV-XVI); Yamauchi E. The Stones and the Scriptures: An Introd. to Biblical Archaeology. Grand Rapids, 1981; Mare W. H. Abila of the Decapolis//ABD. Vol. 1; ibid. Abila//NEAEHL. Vol. 1. P. 1-3 [библиогр.]; ibid. Abila//OEANE. Vol. 1. P. 5-7. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62760.html

печати в форме скарабеев, которые находят в Палестине, при всей скудости обнаруж. там надписей, дают важные отправные точки для определения дат. Из чрезвычайного богатства Др. Египта особое значение для библ. истории имеют след. находки. Прежде всего это т.н. «проклинающие» тексты, относящиеся к XII династии Среднего царства, где среди прочих упоминаются враги Египта в Сирии и Палестине. Здесь встречается самое раннее упоминание Иерусалима. Р. в вост. части дельты Нила принесли находки, относящиеся к периоду гиксосов (1700–1570 гг. до Р.Х.) и времени правления XIX династии (XIII в. до Р.Х.), которые сыграли определенную роль в вопросе об исходе израильтян из египетского плена. Интерес вызвали и Р. цар. резиденции в ⇒ Телль-Амарне . На Синайском полуо-ве обнаружены следы горнодобывающей деятельности древних египтян (медные копи III тысячел. до Р.Х.), к которым относится и несколько надписей иероглифич. и синайского письма. Этот алфавит (XV в. до Р.Х.) существовал уже во времена Моисея. Однако в целом Р. в Египте дали библеистике все же меньше, чем Р. в Палестине – египтологии. 2) МЕСОПОТАМИЯ. Здесь, в отличие от Египта, старые города с их недолговечными глинобитными постройками полностью исчезли под теллями. Те строения, которые удалось обнаружить, напр. в Вавилоне, за редким исключением, находятся под угрозой разрушения, теперь уже окончательного. Однако глина как материал для письма сохранила для нас литру Двуречья, и в значит. объеме, причем эти клинописные памятники гораздо чаще перекликаются с библ. событиями, чем находки егип. письменности. Еще не расшифрованная клинописная табличка из Киша (располож. сев. Вавилона) датируется прим. 3300 г. до Р.Х., т.е. она древнее первых егип. папирусов. В Кише была найдена и глиняная призма (ок. 2000 г. до Р.Х.), на которой перечислены десять царей, правивших до потопа. Многие таблички представляют собой списки с более ранних текстов, как, напр., карта мира из Сиппара (VI в. до Р.Х.) и документы из библиотеки ⇒ Ашшурбанапала в ассир.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...